автор |
сообщение |
Мух
философ
|
1 ноября 2014 г. 16:10 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Конечно...
Тогда и Хеймскрингла — магреализм. В сознании рассказчиков / переписчиков саг вполне себе реальны были и тролли в горах, и древние боги, и житийные чудеса. А если любое произведение, построенное на субъективном восприятии реальности, причислять к магреализму — то чем тогда "Сияние" не магреализм? В конце концов, звери-кусты или вечеринка мертвецов в "Оверлуке" — реальность для Дэнни и Джека, более ни для кого.
цитата _Y_ А, скажем, Иванов "Сердце Пармы, или Чердынь — княгиня гор" воспринимается почти как фэнтези, хотя там ни одого явного фантдопущения, да даже и альтернативной историей не очень пахнет — исторический роман в чистом виде.
То же можно отнести и к "Золоту бунта". Кстати, у сеньора Маркеса магия не воспринимается в качестве таковой, поскольку она, в общем-то, в Макондо вещь обыденная. Ну, по крайней мере, для героев. Лед в шатре цыган потрясает их куда сильнее.
цитата lena_m И то, что Маркеса не ставят рядом с Лукьяненко, определяется именно их продажами
Знаете, даже комментировать не буду... Задам просто свой обычный вопрос: "А Гоголь знал, что он — критический реализм?".
цитата Veronika Почему конкретный читатель не может послать продажи на три заветные буквы, и выбирать чтение, вехи, классификацию сам для себя?
"Своя" классификация разумеется есть у всех. Но коль скоро уж мы беремся ее обсуждать, надо хотя бы договориться о терминологии.
цитата glupec А понятие "формат" существует в головах издателей, не продавцов
Ну, в конечном-то счете завязано это понятие именно на реализацию... но развивать здесь эту тему — только оффтоп множить.
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
glupec
миротворец
|
1 ноября 2014 г. 16:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух "Своя" классификация разумеется есть у всех. Но коль скоро уж мы беремся ее обсуждать, надо хотя бы договориться о терминологии.
У Вероники на всё всегда один аргумент: "мне виднее" Да и я в этом смысле, каюсь, грешен
цитата договориться о терминологии
Das ist unsinnlich. Тут уже Б-г знает сколько страниц не могут определить простейший вопрос: фантастика -- жанр или метод?
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
bubacas
философ
|
1 ноября 2014 г. 16:48 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
glupec, был бы этот вопрос простейшим, уже бы давно определились. Мух, почитал я тут про магический реализм (не на Вики )... Насколько удалось понять, особенность маг. реализма: персонажи романа, совместно с автором, являются носителями отличного от нашего мировоззрения (завязанного на латиноамериканский этнос, мифологию и прочее); а потому то что фантастично для нас, абсолютно естественно для них (как и для читателей с тем же мировоззрением). А потому всё фантастичное (с нашей точки зрения) в "100 дней одиночества" согласно авторскому замыслу следует воспринимать не только как должное, но даже как единственно возможное положение вещей. А фантастическое допущение — фантастично (простите за тавтологию) по самой своей сути. ФД, ещё может являться естественным для персонажей романа (например, магия в большинстве фэнтези), но всегда будет невероятным (чудесным) для писателя и читателей.
|
|
|
glupec
миротворец
|
1 ноября 2014 г. 16:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Насколько удалось понять, особенность маг. реализма: персонажи романа, совместно с автором, являются носителями отличного от нашего мировоззрения (завязанного на латиноамериканский этнос, мифологию и прочее); а потому то что фантастично для нас, абсолютно естественно для них (как и для читателей с тем же мировоззрением). Всё фантастичное (с нашей точки зрения) в "100 лет одиночества" согласно авторскому замыслу следует воспринимать не только как должное, но даже как единственно возможное положение вещей. Неужели все так плохо?.. http://fantlab.ru/work173709/genrevotes -- не магреализм? (И не будем забывать про http://fantlab.ru/work9164/genrevotes)
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
bubacas
философ
|
1 ноября 2014 г. 18:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
glupec,
цитата Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики.
Кофман А.Ф. Проблема “магического реализма” в латиноамер. романе // Совр. роман: Опыт исследования. М., 1990; Flores A. Magical Realism in Spanish American Fiction // Hispania, Md, 1955. V. 38. № 2. Так что как-то так и есть. Ежели не "конкретный круг латиноамериканской литературы XX в", то и не магический реализм.
|
|
|
lena_m
миротворец
|
1 ноября 2014 г. 19:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Veronika lena_m , почему классификация фантастика/не-фантастика, или веха/не веха в жанре идёт с точки зрения продаж?
Потому как в наше-то время эти самые продажи и есть лучший и, главное, ОБЪЕКТИВНЫЙ показатель принадлежности к тому-иному жанру, позволяющий ко всему прочему отойти от чисто субъективной вкусовщины, в том числе и признанных экспертов...
Если при размещении той-иной книги на полках фантастики продажи её существенно растут (по сравнению с иным расположением) значит покупатели воспринимают книгу именно как фантастику...
Противопоставить-то продажам на практике-то вобщем-то нечего... :-)
При этом отмечу — есть немало произведений, жанрово пограничных, жанрово плохо определяемых...
В частности, таковыми часто являются произведения литературы, то ли рядящиеся в фантастику ради увеличения продаж, то ли просто использующие формальные приёмы, присущие именно фантастике...
Такие произведения в данном обсуждении лучше просто вывести за рамки — апелляция к ним совершенно ничего не прояснит, скорей только запутает...
Вот примерно так... :-)
|
––– Helen M., VoS |
|
|
bubacas
философ
|
1 ноября 2014 г. 19:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Если при размещении той-иной книги на полках фантастики продажи её существенно растут (по сравнению с иным расположением) значит покупатели воспринимают книгу именно как фантастику...
Подобный эксперимент проводился? Дайте ссылку на ход эксперимента и его результаты, пожалуйста!
цитата lena_m Потому как в наше-то время эти самые продажи и есть лучший и, главное, ОБЪЕКТИВНЫЙ показатель принадлежности к тому-иному жанру, позволяющий ко всему прочему отойти от чисто субъективной вкусовщины, в том числе и признанных экспертов...
Пожалуйста, представьте документ с единой градацией распределения литературы по жанрам в зависимости от продаж, на основании которого выполняется жанровая классификация. Укажите, пожалуйста, орган разработавший данный документ! Укажите, пожалуйста, орган надзирающий за следованием этого документа! Если подобных экспериментов и документов не существует в природе, пожалуйста, заканчивайте свой надоедливый и однообразный троллинг по теме "взаимосвязь продаж и литературных жанров"!
|
|
|
lena_m
миротворец
|
1 ноября 2014 г. 19:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата bubacas Подобный эксперимент проводился?
Такая практика реализуется уже лет десять, но её подробности, на мой взгляд, лежат за рамками данной темы... :-)
|
––– Helen M., VoS |
|
|
glupec
миротворец
|
1 ноября 2014 г. 20:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Ясно. Слив защитан
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
_Y_
миродержец
|
1 ноября 2014 г. 20:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
bubacas, по моему, мнение lena_m о продажах, как индикативном параметре, достаточно интресно, чтобы его обсуждать наравне с другими мнениями. Может оно верно, может нет, но обсуждения достойно.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
Мух
философ
|
1 ноября 2014 г. 20:18 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Да и я в этом смысле, каюсь, грешен
Так или иначе все мы этим грешим.
цитата glupec Тут уже Б-г знает сколько страниц не могут определить простейший вопрос: фантастика -- жанр или метод?
По мне, скорее все-таки метод — ключевым для определения все же является использование тех или иных ФД. Хотя и с тем, что такое фантдопущение, покамест толком не определились...
цитата bubacas а потому то что фантастично для нас, абсолютно естественно для них (как и для читателей с тем же мировоззрением).
Погодите, что-то Вы меня совсем запутали... Это как — получается, определение "магреализм" пригодно только для читателя с насквозь мифологизированным сознанием?
цитата lena_m Потому как в наше-то время эти самые продажи и есть лучший и, главное, ОБЪЕКТИВНЫЙ показатель принадлежности к тому-иному жанру
М-да, "ехала деревня мимо мужика"... С каких это пор продажи определяют жанровую принадлежность? или все, что продается тиражом выше NN экземпляров, автоматом следует отнести к фантастике / детективу / кулинарной книге?
цитата lena_m Такие произведения в данном обсуждении лучше просто вывести за рамки — апелляция к ним совершенно ничего не прояснит, скорей только запутает...
Я понимаю, что проще всего выплеснуть с водой и ребенка...
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|
glupec
миротворец
|
1 ноября 2014 г. 20:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух скорее все-таки метод — ключевым для определения все же является использование тех или иных ФД. Хотя и с тем, что такое фантдопущение, покамест толком не определились..
Фантастика (научная и социальная) -- это жанр, как его определяет Назаренко. Ключевым является не само наличие ФД, а построение на их основе некоей научной\общественной гипотезы (прогноза, модели). А то, о чем вы говорите, называется не "фантастика", но "фантастическое в литературе". Это действительно метод; к нему относятся и сказка, и ужасы, и фантасмагории типа гоголевского "Носа", и философская притча ("МиМ" Булгакова)... и многое, многое другое. Чего тут еще жевать-то?..
цитата получается, определение "магреализм" пригодно только для читателя с насквозь мифологизированным сознанием?
Казалось бы, при чем тут В. П. Аксенов с романом "Редкие земли". Ведь не латиноамериканец же
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
_Y_
миродержец
|
1 ноября 2014 г. 20:27 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух все, что продается тиражом выше NN экземпляров
Ниже. Где-то недавно приводилась статистика, что, среди коммерческой литературы, фантастика по продажам на последнем месте. Единственно, сколь помню, фэнтези там шло как отдельная категория и была, кажется, на предпоследнем.
Жаль не помню где.
|
––– Человек, нажимающий где-то там пальцами на клавиши, не имеет никакого отношения к тому, что я здесь говорю и думаю. |
|
|
lena_m
миротворец
|
1 ноября 2014 г. 20:40 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Мух С каких это пор продажи определяют жанровую принадлежность?
Напоминаю — жанровую принадлежность издатели-продавцы ввели в беллетристике для удобства-ориентации покупателей...
Точное определение жанровой принадлежности способствует продажам, ибо верно выцеливает потенциальную аудиторию...
Неужели сие НЕочевидно? :-)
К слову сказать, для продавцов всегда немалая проблема — на какие полки поставить того же Пелевина...
На полках фантастики он продаётся не очень, на полках современной русской прозы-литературы тоже, но при том отлично уходит со специально выделенных полок бестселлеров...
Вот и определи после сего у Пелевина жанровую принадлежность... :-)
|
––– Helen M., VoS |
|
|
glupec
миротворец
|
1 ноября 2014 г. 20:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m жанровую принадлежность издатели-продавцы ввели в беллетристике для удобства-ориентации покупателей
Жанровую принадлежность ввели классицисты в XVIII веке. У них -- Вольтер и Буало, у нас -- Ломоносов и Сумароков. А остальное уже литературоведы напридумывали додумали...
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
lena_m
миротворец
|
1 ноября 2014 г. 21:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Жанровую принадлежность ввели классицисты в XVIII веке. У них -- Вольтер и Буало, у нас -- Ломоносов и Сумароков
Да ну??? это Михаил Васильевич первым у нас додумался ставить на книжечках detective, fiction, fantasy или там romance? :-)
|
––– Helen M., VoS |
|
|
glupec
миротворец
|
1 ноября 2014 г. 21:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата lena_m Михаил Васильевич первым у нас додумался
...разделить искусство на роды и виды. Вернее, все-таки не он, а Александр Петрович. Те подвиды литературы, о которых вы говорите, просто появились позже.
|
––– ...и так как часто плывут корабли, на всех парусах по волнам спеша, Физики "вектор" изобрели -- нечто бесплотное. Как душа. |
|
|
lena_m
миротворец
|
1 ноября 2014 г. 21:13 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec разделить искусство на роды и виды
Ну и какое же отношение сии славные штудии века осьмнадцатого имеют к теме Фантастика: определение жанра и классификация? :-)
|
––– Helen M., VoS |
|
|
bubacas
философ
|
1 ноября 2014 г. 21:19 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата _Y_ bubacas, по моему, мнение lena_m о продажах, как индикативном параметре, достаточно интресно, чтобы его обсуждать наравне с другими мнениями. Может оно верно, может нет, но обсуждения достойно.
Хорошо. Начнём обсуждение: как Вы считаете, сколько экземпляров книги должно продаться что бы книгу можно было причислить к фантастике?...
Вы знаете, _Y_, пожалуй, не отвечайте... Впрочем если Вам действительно интересно, то кто я такой что бы вмешиваться.
цитата Мух Это как — получается, определение "магреализм" пригодно только для читателя с насквозь мифологизированным сознанием?
Определение "маг. реализм" придаётся вполне определённому, фиксированному географически и во временных рамках, пласту литературы — "определённые латиноамериканские романы XX в". Поэтому читатель должен учитывать что фантастическое (для читателя) в ткани повествования по авторскому замыслу не играет роль фантастического. А потому маг. реализм — не фантастика. Кроме того, согласно литературоведам "маг. реализму" присущи ясные черты "отличающие его от европейской фантастики". Однако все эти черты опять же завязаны на географическую привязку романа — латинская Америка — и свойственные этому региону мифы и мировоззрения коренного населения. Приведу цитату полностью
цитата Понятие М.р. обретает целесообразность только в том случае, если применяется по отношению к конкр. кругу произв. лат.-амер. лит-ры 20 в., к-рые имеют ряд специфич. черт, принципиально отличающих их от европ. мифологизма и фантастики. Эти черты, ясно воплотившиеся в первых произв. М.р. — повести А. Карпентьера “Царство земное” и романе М.А. Астуриаса “Маисовые люди” (оба 1949), таковы: героями произв. М.р., как правило, являются индейцы либо негры; в качестве выразителей лат.-амер. самобытности они рассматриваются как существа, отличающиеся от европейца иным типом мышления и мировосприятия. Их дорациональное сознание и магич. мировидение делает весьма проблематичным, а то и невозможным их взаимопонимание с белым человеком; в героях М.р. личностное начало приглушено: они выступают как носители коллективного мифол. сознания, к-рое становится гл. объектом изображения и тем самым произв. М.р. обретает черты психол. прозы; писатель систематически заменяет свой взгляд цивилизованного человека взглядом примитивного человека и пытается высветить действительность через призму мифол. сознания; в рез-те изображаемая действительность подвергается разл. рода фантастич. аберрациям.
Если Вы в итоге поняли чем магический реализм по-факту отличается от фантастики (и отличается ли он вообще), то я Вам искренне завидую. Кроме того, я уже прокалывался на том, что с течением времени смысл вкладываемый в тот либо иной "жанр" меняется коренным образом. Нигде нет гарантии что с маг. реализмом не произошло подобного.
|
|
|
Мух
философ
|
1 ноября 2014 г. 21:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата glupec Ключевым является не само наличие ФД, а построение на их основе некоей научной\общественной гипотезы (прогноза, модели).
А зачем же еще-то ФД нужно? Оно ж ни с какого боку не самоцель. К перечисленному стоило бы добавить "моделирование" психологическое, но тут рискуем уж совсем в дебри залезть. Ну. конечно, можно и об антуражной завлекательности поговорить — но тут уж получается, к примеру, добрый старый детектив в ФиФ-обертке.
цитата glupec А то, о чем вы говорите, называется не "фантастика", но "фантастическое в литературе".
ОК, "Собачье сердце" формально соответствует определению "фантастика" — но почему-то к фантастике его сплошь и рядом отказываются относить?
цитата lena_m Неужели сие НЕочевидно? :-)
Не-а. Если даже в рамках одной издательской серии к ЮФ относят и Белянина, и Журавлева (более близкого к философской сказке), и до кучи много чего неудобьсказуемого — о какой очевидности тут говорить?
|
––– Мы выросли в поле такого напряга, Где любое устройство сгорает на раз. (с) БГ |
|
|