Премия Итоги года от ...

 «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики» «Итоги года» от журнала «Мир Фантастики»
Место проведения:  «Мир фантастики» №2 (Том 126)
Дата проведения:  февраль 2014 г.

В этом году у нас было немало поводов для радости, причём, что особенно приятно, среди них хватало и сюрпризов. С экранов на нас смотрели Смауг, повелитель одноимённой пустоши в Новой Зела... простите, Средиземье, и Эндер, хотя его игра оказалась не столь величественной, как в книге... В общем, в кино весь год творился вполне достойный «Армагеддец»! В книжном мире тоже было весело: Стивен Кинг рассказал нам о попаданце, Ким Ньюман — о профессоре Мориарти, а Олди с Валентиновым напомнили библейские сюжеты. А ещё мы побегали по горам и лесам вместе с героями Миядзаки, побывали в небесном городе Колумбия вместе с Элизабет и отпраздновали юбилей Доктора Кто.

В общем, год прошёл не зря!

  1. КНИГИ 2013

    Вот уже несколько лет, подводя итоги ушедшего года, мы играем по гамбургскому счёту: никаких поблажек отечественному производителю! В прямом столкновении чаще, конечно, побеждают иностранные «тяжеловесы», ведь в итогах года мы учитываем переведённые за это время книги авторов из разных стран, выходившие на языке оригинала в течение нескольких последних лет: банально числом берут басурмане! Именно поэтому, чтобы соревнование было более честным, мы и решили включать в «Итоги» только те переводные новинки, от которых не веет нафталином. Так что в основных жанровых номинациях вы не найдёте замечательных книг Терри Пратчетта или Конни Уиллис, вышедших на русском в прошлом году, — ну что поделать, если на языке оригинала они появились довольно давно? Но и без них иноземные визитёры явно превосходят слишком уж гостеприимных хозяев... Пока превосходят?

    1. Лучшая детско-юношеская фантастика года:

      После завершения поттерианы, «сумеречных» и «голодных» циклов однозначных лидеров среди детско-юношеских книг не наблюдается. Бесконечные клоны признанных чемпионов жанра — с одной стороны, более традиционная фантастика про юных героев — с другой. В номинанты на сей раз угодили традиционалисты — хроноавантюра Макдональда, апокалиптический экшен Фелана, сказка Геймана... Разве только книга Михаила Успенского выделяется: эдакий путеводитель по миру русских былин в форме романа.

      Победила же увлекательная история Степана Вартанова, где автор объединил сразу несколько трендов современной юношеской фантастики, одновременно иронически обыграв её штампы. Тут вам и обычный школьник, не по своей воле попавший в магический мир. И волшебная академия, ученики которой одновременно грызут гранит науки и друг друга. Самое ценное, что Вартанову удалось придумать по-настоящему яркого героя, который действует не по годам мудро и осмотрительно, полагаясь более на мозги, нежели на силу. И при этом оставаясь типичным современным подростком — таким же, как и большинство читателей «Маятника».

    2. Самая долгожданная книга:

      Эта категория включает в себя два типа книг. Одни — долго шедшие к нам произведения зарубежных писателей: успевшие стать классическими романы Конни Уиллис и Кима Ныомана в оригинале изданы в 1992-м, а книги сэра Терри увидели свет в первой половине нулевых. Другие же — книги новые, но принадлежащие к очень популярным циклам. Их поклонники чуть ли не ревели белугой в ожидании. Того же «Хрофта» Ник Перумов своим фанатам сколько лет обещал?

      Победителем же стал роман Стивена Кинга, очередной том грандиозной эпопеи «Тёмная Башня». Правда, это не продолжение основной сюжетной линии о приключениях стрелка Роланда и его друзей, а спин-офф, ответвление. Кинг сочинил роман, где освещены некоторые подробности юных лет Роланда. Впрочем, одним Роландом дело не ограничилось — читатели «Ветра» получили литературную матрёшку, три истории по цене одной. И не остались разочарованы. Нет, новых тайн своего мира автор не явил, но роман позволил иначе взглянуть на ряд событий и лучше понять некоторых героев эпопеи. В общем, не зря ждали!

    3. Фэнтези года:

      Список фэнтезийных претендентов может наполнить трепетом сердце любого фаната: ориентальная фантазия Кея, городская сказка Геймана, военная драма Аберкромби, эстетская мифология Хаецкой...

      Однако и в такой солидной компании нашёлся очевидный лидер. «Лучше подавать холодным» — это мрачная, жестокая, печальная и пронзительная история о мести, ненависти, предательстве, убийстве. А также о чести, преданности, вере и, конечно, о любви. О том, что, даже если твоё сердце переполняет отчуждение, горечь и боль, у тебя ещё есть шанс остаться человеком... Надо лишь по-настоящему этого захотеть.

    4. Самая необычна книга года:

      Среди претендентов — книга странные или нетипичные: добросовестная историческая стилизация Мартьянова и Хаецкой под мемуары очень спорного героя, необузданная

      мифологическая фантазия Хаецкой соло, два коллективных романа — зарубежный «Тузы за границей» и отечественный «Фимбулвинтер».

      Победитель же взял не столько содержанием, сколько формой. Перед нами — очень информативный путеводитель-энциклопедия по вымышленной вселенной. Одновременно — шикарный артбук с массой качественных иллюстраций. Не так уж много у нас выходит подобных книг — а жаль...

    5. Лучший комикс года на английском языке:

      В прошлом году звание лучшего комикса мы отдали серии Batman Скотта Снайдера. Восходящая звезда издательств DC Comics и Vertigo не сбавил обороты и в 2013 году. Особо сильное впечатление произвёл The Wake — великолепный гибрид научной фантастики и ужастика. Читатель вместе с морским биологом Ли Арчер отправляется на секретную подводную базу в Арктике, где обнаружен новый разумный вид. Открытие способно перевернуть весь мир — но вовсе не так, как думается героям, которым вскоре предстоит пережить настоящий кошмар.

    6. Лучший комикс года на русском языке:

      2013 год оказался на редкость удачным для молодого российского рынка комиксов. На него вышло сразу несколько новых издательств. Как следствие, на русском появилось немало комиксов, причём на любой вкус — классическая супергероика, постапокалипсис, космическая опера, фэнтези, мистика... Но, пожалуй, только одно издание ни в коем случае нельзя пропустить никому, кто интересуется комиксами. Речь о «Лечебнице Аркхем», которая по праву считается одним из самых необычных и сильных графических романов о Бэтмене. Многогранная, драматичная и пронизанная глубоким символизмом история, рассказанная Грантом Моррисоном, способна впечатлить даже читателей, равнодушных к супергероям, а уж поклонников Тёмного рыцаря и вовсе приведёт в восторг. Под стать сюжету и издание, изобилующее всевозможными дополнительными материалами — в том числе и сценарием с подробными комментариями автора.

    7. Лучшая отечественная фантастика:

      Явного фаворита среди отечественных книг не нашлось, но номинанты попались крепкие: традиционно увлекательная космоопера Олди, необычные «литературные фантазии» на грани с мейнстримом Юлии Зонис и Елены Хаецкой, отличный авторский сборник Владимира Аренева...

      Победила же книга, авторы которой уже не раз оказывались среди лауреатов МФ в самых разных номинациях. Сборник Генри Лайона Олди и Андрея Валентинова — три повести, которые самым удачным образом соединили в себе интеллектуальное содержание, эмоциональную насыщенность и сюжетную увлекательность. Редко кому удаётся такой синтез! А соавторам удалось — и не в первый раз. Конечно, некоторых читателей может оттолкнуть заявленная тема — авторы замахнулись аж на библейские сюжеты, перенеся в наши дни некоторые события Ветхого Завета.

    8. Мистика и хоррор года:

      В этой номинации отечественные авторы в последние годы всерьёз соперничали с зарубежными мастерами, периодически их обыгрывая. Наш предыдущий лауреат Наиль Измайлов и на сей раз оказался среди претендентов. Среди других номинантов — иллюстрированный «детский» ужас Риггза, очередной зомбятник Брукса и эстетская страшилка Паланика.

      А победил Ким Ньюман. Хотя у этой победы двойное дно. Дело в том, что объективно лучшей мистикой минувшего года был другой роман Ныомана — потрясающая «Эра Дракулы». Но до нас эта замечательная книга ползла как черепаха, аж с 1992 года! Впрочем, гораздо более свежий роман писателя почти так же хорош. Ньюман вновь поиграл с историей и культурой Британии, на сей раз взяв за основу шерлокиану, — получился шикарный викторианский детектив-триллер-хоррор с толикой фантастики и мистики.

    9. Антология года:

      В 2013-м антологий выходило немало — и хотя зарубежка здесь также превалирует, отечественные издания конкурируют с ней практически на равных. И пост-юбилейный «Гусариум», и булычёвский трибыот «Искушение чародея» составлены из текстов достаточно высокого уровня. Конечно, «Дикие карты» или ежегодные «Лучшие страхи» переплюнуть сложно, но у Джорджа Мартина и Эллен Датлоу и опыта поболе, и контингент под рукой благодатный.

      Что до победителя, то «Конец света с вариациями», как ясно из названия, рассматривает всевозможные варианты апокалипсиса. Составители антологии Виктор Точинов и Василий Владимирский постарались на славу — множество звёзд отечественной фантастики, которых удалось завлечь в ряды авторов, тому свидетели. И ещё один приятный бонус: в кои веки отечественная тематическая антология действительно на все сто отвечает заявленной теме!

    10. Лучшая дебютная книга:

      Ежегодно среди отечественных авторов фантастики появляются новые имена. Многие, увы, так и застревают на уровне пресловутых МТА. Но немало и тех, кто заставляет с оптимизмом смотреть в будущее нашей фантастики. Впрочем, среди наших номинантов стопроцентных дебютантов немного — большинство всё же публиковались ранее в сборниках или периодике. Но увидеть первую полноценную книгу с твоим именем на обложке — дело другое: это заветная мечта любого, кто грезит о карьере писателя. Только пробующим свои силы в литературе Ксении Медведевич, Сергею Демьянову, Марку Гелприну и Сергею Цикавому довелось наконец испытать это чувство — будем надеяться, не в последний раз.

      Особо хотелось бы верить в славные свершения нынешнего победителя — Ины Голдин, ранее известной в основном по сетевым публикациям. Многие из этих текстов вошли и в её первый авторский сборник. И тексты эти самые разные — по жанру, тематике, настроению. Впрочем, есть в них и нечто общее — сочетание сюжетной увлекательности, эмоциональной насыщенности и отточенного стиля.

    11. КНИГА ГОДА:

      Перед нами — не просто история попаданца, скрупулёзной проработке которой могут позавидовать признанные мастера подобных сюжетов. Роман Кинга, как и положено по-настоящему хорошей литературе, многогранен и неоднозначен. Это и убедительная научная фантастика о перемещениях во времени, и жёсткий триллер, и психологически достоверная драма. А ещё это очень личный, пронзительный роман об Америке, её прошлом и настоящем.

      Стивен Кинг, несомненно, любит свою страну. При этом не питая на её счёт иллюзий — герой романа Джейк Эппинг, попав в «золотые» для многих современных американцев годы на рубеже 1960-х, видит и все их тёмные стороны.

      Ностальгия по «славному» прошлому не оборачивается всепрощением. Многие ли авторы нашей попаданческой фантастики способны похвастать подобным мироощущением?..

      Конечно же, Кинг писал книгу для соотечественников, людей с таким же менталитетом, как он. Потому, не понимая исторического контекста, не учитывая некоторые важные для американцев детали, можно упустить ряд авторских мыслей. Но центральная идея книги, не зависящая от страны и времени, — любовь. Любовь к людям, миру, жизни. Роман «11/22/63» — это прежде всего пронзительная, без лишнего пафоса история о любви, выборе и ответственности. Лучшая, по нашему мнению, книга 2013 года.

  1. КИНО 2013

    2013-й запомнится как год бума научной фантастики в кино. Кажется, ещё никогда в жанре не выходило сразу столько картин — от ближнеприцельной «Гравитации» до сверхсветового «Стартрека», от остросоциального «Элизиума» до фильма-аттракциона «Тихоокеанский рубеж». И в основном НФ-новинки были хороши — за редким исключением (эх, Уилл Смит и Шьямалан, что ж вы испортили такую статистику?). А ещё этот год напомнил, как важны для киноиндустрии неамериканские зрители. Большую часть доходов кинофантастике принёс мировой прокат, а «Тихоокеанский рубеж» китайцы буквально спасли от провала. Всё чаще студии выпускают особые региональные версии фильмов, а актёрам из самых «щедрых» стран — в том числе и русским — дают хотя бы роли второго плана. Что теперь за голливудский блокбастер без Ольги Куриленко, Светланы Ходченковой или Антона Ельчина!

     

    1. Фэнтези года:

      У Питера Джексона с друзьями есть традиция: каждый раз под Новый год совершать маленькое чудо. Они дают нам заглянуть одним глазком сразу в два параллельных мира: Средиземье и ту альтернативную реальность, где режиссёры умеют снимать правильное эпическое фэнтези. У «Пустоши» есть свои недочёты, и главный из них — не очень уместные дополнения к толкиновскому сюжету. Но невозможно не признать: фильм грандиозен, красив и динамичен. Актёры играют от души, а картинка так хороша, что кадры хочется вешать на стену и любоваться.

      Похоже, что в своей жанровой нише Джексон и через год останется непобедимым. И не только потому, что новозеландец чертовски талантлив, а Толкин — культовый писатель. Беда в том, что альтернативы просто не появляется. Средний уровень фэнтези-фильмов удручающе низок — всевозможные «Орудия смерти» и «Тёмные миры» вызывают только недоумение. В этом году нам оказалось непросто даже наскрести формальную тройку номинантов.

    2. Научно-фантастический фильм года:

      Нет ничего трудней, чем выбирать лучший НФ-фильм в 2013 году. Их вышло больше десятка, и очень многие достойны хотя бы упоминания. «Элизиум» — дерзкий социалистический фильм-плакат, пропагандирующий идею «отнять и поделить»; этим он одних подкупил, а других оттолкнул. Сиквел «Звёздного пути» — динамичная космоопера с прекрасными актёрами, которой опять не хватило убедительного сюжета (Деймон Линделоф, что ты делаешь, прекрати!). «Обливион» — самая стильная НФ-новинка, но и самая вторичная: каждый из этих сюжетных поворотов мы уже где-то видели.

      Немало претензий у нас было и к «Игре Эндера», однако для любителей классической НФ именно она стала главным событием 2013 года. Не каждый год выходят экранизации книг таких классиков, как Орсон Скотт Кард, и ещё реже они бывают более-менее точными. Режиссёр пожертвовал многими сценами, но сохранил идею книги, её гуманистическую философию. И это не пошло в ущерб зрелищности: визуальные эффекты в «Эндере» прекрасны, а приёмы, с помощью которых Худ изображал невесомость, другие режиссёры наверняка будут изучать и копировать. К сожалению, «Эндеру» ужасно не повезло в мировом прокате (это одна из немногих не окупившихся НФ-новинок), но виноваты в этом прокатчики и маркетологи, а не сам фильм.

    3. Комедия года:

      У британских комедий есть важное преимущество перед голливудскими: загадочная черта под названием «тонкий английский юмор». Заокеанские режиссёры часто не могут удержаться в рамках пристойности, чем портят всю идею фильма, если даже она была. Другое дело — Эдгар Райт, создатель «Зомби по имени Шон», «Типа крутых легавых», а теперь и замечательного «Армагеддца». Историю о приятелях-выпивохах он превратил в остроумную пародию на «Вторжение похитителей тел» и «День, когда Земля остановилась», а закончил фильм неожиданным и совсем не комедийным финалом. В «Армагеддце» великолепный актёрский ансамбль: когда ещё увидишь Бильбо (Мартина Фримена) за одним столом со Скотти из «Звёздного пути» (Саймоном Пеггом) и самим Джеймсом Бондом (Пирсом Броснаном)? Но главное — фильм предлагает зрителю всерьёз призадуматься. Кто всё-таки был прав: пришельцы, желавшие изменить человечество, или Гэри Кинг, заявивший (в переводе с английского матерного): «Оставь нас и дай идти своей дорогой»?

      Ответ не так прост, как кажется.

    4. Лучший кинокомикс: (= Супергеройский фильм года)

      Трилогия о Тони Старке подошла к концу — масштабному, остроумному и неожиданному. Шейну Блэку удалось вернуть серию на уровень первого фильма: он снова сделал бронированного миллиардера уязвимым, дал нам ощутить, что Тони по-настоящему рискует и что прозвище «Железный человек» он заслужил не только из-за костюма. А ещё Блэк решился на самый смелый сюжетный поворот 2013 года. Ревнителей комиксного канона, конечно, шокировал новый подход к Мандарину, но с точки зрения кино идея сработала безупречно.

      У Старка в этой номинации были два сильных конкурента, которых, на наш взгляд, ему удалось превзойти. Второй фильм о Торе вышел лучше первого, но запомнился в основном юмором, спецэффектами и масштабными битвами. А «Человек из стали» стал невероятно громким событием и положил начало киновселенной DC — вот только сам фильм, увы, не оправдал шумихи. Слишком уж много в нём сюжетных дыр и бессмысленного разрушения. Заку Снайдеру стоит учесть критику в работе над «Бэтмеиом против Супермена».

    5. Экранизация года:

      Важнейшая цель экранизации — превратить исходный материал в хорошее кино. Не дословно пересказать оригинал, а перевести его на язык другого искусства и создать равноценное произведение. В этом смысле режиссёр «Игры Эндера» Гэвин Худ с задачей справился хуже, чем режиссёр вторых «Голодных игр» Фрэнсис Лоуренс. Фильм Худа — просто иллюстрация к книге. Первоисточник гораздо сильнее экранизации, нужно прочесть его, чтобы понять, почему историей Эндера восхищаются тысячи людей.

      У Лоуренса исходный материал был куда слабее — Сьюзен Коллинз как фантасту далеко до признанного классика Орсона Скотта Карда. Тем больше заслуга Фрэнсиса: он создал произведение, затмевающее оригинал. Именно усилиями режиссёра и сценаристов, сделавших акцент на социальных проблемах и экшене, «Голодные игры» плавно превращаются в самую популярную подростковую киносерию со времён «Гарри Поттера». Скептики, сравнивавшие цикл со слезливыми лавбургерами типа «Сумерек», после второго фильма куда-то пропали. И правда, тяжело держаться за это глупое сравнение, когда на экране Китнисс убивает врагов и разжигает революцию.

    6. Зрелище года:

      Когда рассказываешь про этот фильм, невольно просыпается сидящий внутри десятилетний мальчишка, который тарахтит: «Там круто! Монстрилла выпускает щупальца, а тут робот такой подходит, и р-раз его по морде сухогрузом! ТЫДЫЩ! А у монстра вырастают крылья, и он робота тащит в стратосферу! Тут японка такая: О, у нас же меч есть! И мечом ему кэ-эк даст!» Мальчишка прав: только так можно передать ощущения от «Тихоокеанского рубежа».

      Гильермо дель Торо, прославившийся когда-то атмосферной мистикой, вдруг показал миру, что умеет делать простые и зрелищные блокбастеры не хуже Майкла Бэя и Роланда Эммериха. Реализм? Логика? Забудьте про них! При просмотре этой картины нужно выключать не только мобильники, но и мозги. Только тогда можно понять и прочувствовать «Тихоокеанский рубеж», получить незамутнённое удовольствие от сногсшибательного экшена, буйной фантазии художников, создавших монстров и роботов, и потрясающей работы мастеров по спецэффектам.

    7. Продолжение года:

      Стереотип «продолжения всегда хуже» в 2013 году можно было отправить на свалку. Сиквелы «Голодных игр» и «Звёздного пути» вышли на уровне, а то и лучше предшественников. Ну а вторая часть «Тора» просто втоптала первую в песок. Режиссёр Алан Тейлор ушёл от чистой супергероики и снял фэнтезийный боевик с красочным миром и запоминающимися персонажами. Марвеловский бог грома в исполнении Криса Хэмсворта наконец избавился от образа тупого качка, начал шевелить мозгами и временами казался даже мудрей своего брата. Впрочем, кого волнует Тор? Подлинным героем фильма стал коварный красавчик Локи (Том Хиддлстон), чьи зловещую харизму и противоречивую натуру Тейлор использовал как оружие массового поражения зрителей. «Тор 2» удался и как зрелищный боевик, и как комедия; его не назовёшь умным или оригинальным, но даже за недочёты его совершенно не хочется ругать. Первому «Тору» до подобною было далеко.

    8. Юбилей года:

      Доктор Кто отмечал пятидесятилетие не тихо, как ветеран-отставник, а в вихре новостей и перемен. Сериал был всё время на слуху: закончился седьмой сезон, Мэтт Смит покинул будку ТАРДИС, и на смену ему пришёл Питер Капальди. Передачу, в которой объявили имя Двенадцатого Доктора, в прямом эфире смотрели десятки тысяч зрителей. Ну а вишенкой на юбилейном торте стал спецвыпуск «День Доктора», где вместе со Смитом снялся всеми любимый Десятый Доктор, Дэвид Теинант, а сценаристы отдали дань уважения всем, кто играл таймлорда. Интерес ко «Дню Доктора» был таков, что его — редчайший случай для телефильма! — показывали в кинотеатрах, причём одновременно в девяноста четырёх странах. Это достижение попало в Книгу рекордов Гиннесса — неплохой подарок к юбилею, не правда ли?

    9. Актёр года:

      Нельзя сказать, что Камбербэтч раньше не был знаменит — как-никак, тысячи телезрителей знают его по роли Шерлока Холмса. Но в 2013 году он всех поразил, сыграв сразу три заметные роли в кинофантастике. Отныне мы запомним его как колоритного злодея: Камбербэтч подарил свой низкий голос и выразительную мимику Хану в «Стартреке: Возмездие», дракону Смаугу и самому Властелину Колец, Саурону, в «Хоббите». Прошёл всего год, а в фильмографии Бенедикта уже столько культовых персонажей, сколько иному актёру не доводится сыграть за десять лет. И со всеми ролями он справился отлично. Если верны слухи, что Джей Джей Абрамс возьмёт Камбербэтча в седьмой эпизод «Звёздных войн», это ещё один повод ждать премьеры с нетерпением.

    10. Разочарование года:

      Уилл Смит — замечательный актёр, который сыграл в десятке фантастических лент. М. Найт Шьямалан — противоречивый, но некогда неплохой режиссёр. Только по фильму «После нашей эры» этого не видно. Неуклюжий, неубедительный, наивный, этот НФ-боевик местами попросту смешит. Здесь с монстрами, чующими запах страха, дерутся пешими и на холодном оружии, словно человечество забыло авиацию, порох и, в конце концов, дезодоранты. Нелепые декорации и костюмы (звездолет из тряпок и бамбука; комбинезон, зачем-то меняющий цвет в случае опасности) отлично вписываются в общий стиль «непродуманная каша элементов».

      Нет, «После нашей эры» далеко не худший фильм года — уж получше, чем «Таймлесс» или «Тёмный мир». Он именно самый разочаровывающий. От Уилла Смита ждали сильной фантастики, а получили рекламный ролик, продвигающий его сына Джейдена. Причём неудачный: картина вполне может угробить карьеру юноши, который показал, что не обладает и каплей отцовского таланта.

    11. ФИЛЬМ ГОДА:

      С тем, что драма Альфонсо Куарона — лучший фильм 2013 года, в редакции МФ почти никто не спорил. Революционные спецэффекты, невероятно реалистичный космос, захватывающая борьба за выживание, великолепная игра Сандры Буллок и Джорджа Клуни — всё это не оставляло соперникам шансов, поэтому мы специально не стали включать картину в другие номинации. Спорили мы о другом: правильно ли вообще рассматривать «Гравитацию» как фантастику? Ведь, если строго подходить к определению жанра, можно прийти к выводу, что Куарон снял почти реалистический фильм. Хотя действие происходит в недалёком будущем, это мало влияет на сюжет, а лавина космического мусора немногим фантастичнее других техногенных катастроф. В такой точке зрения есть своя правда.

      Но правда есть и в словах Джеймса Кэмерона, назвавшего «Гравитацию» лучшим в истории фильмом о космосе. Создатель «Терминатора» преувеличивает, но не сильно: «Гравитация» действительно вправе стоять в одном ряду с «Космической одиссеей 2001 года», «Чужим» и «Луной 2112». Нельзя забрать космос у фантастики, это одна из наших главных тем; а катастрофа, вызванная космическим мусором, как мысленный эксперимент не отличается от метеоритной угрозы из «Армагеддона» или наводнения из «2012». Главное же — на будущее кинофантастики эта картина повлияет сильнее, чем любая другая новинка 2013 года. То, как создавался фильм, технологии, разработанные и использованные Куароном, — даже большая фантастика, чем сюжет «Гравитации».

  1. ИГРЫ 2013

    Тенденция делать римейки и перезапуски продолжает набирать обороты, и наконец-то в рамках этой концепции стали появляться действительно интересные игры, не вызывающие отторжения в фанатской среде. Ну, или почти не вызывающие... Главной игровой тенденцией года стали девушки-героини — тут и помолодевшая Крофт, и Джоди Холмс из Beyond: Two Souls, и очаровательные помощницы главных героев Элизабет и Элли из BioShock и The Last of Us соответственно, и даже Нилин из «разочаровательной» Remember Me. Ещё один тренд — слияние настольных игр и виртуального пространства. Особенно в этом смысле отличилась Small World — теперь в культовую настолку можно поиграть и на планшетах, и через Steam. Стал очень заметным интерес разработчиков видеоигр к ККИ — за что, разумеется, нужно сказать спасибо Blizzard и их Hearth Stone.

    1. Боевик года:

      2013 год богат на боевики. Конкуренция была сильной — нечасто в одной номинации встречаются два претендента на игру года. Что интересно, почти все хорошие боевики в этом году рассказывали о конце света или о том, что будет после него. Закономерно, что победителем стала самая-самая постапокалиптическая игра — и лучший PS3-эксклюзив в истории консоли.

      В игре Naughty Dog идеально практически всё — мощная атмосфера и серьёзный сюжет, продуманный сценарий Судного дня и дух выживания. Когда каждый патрон на вес золота, а бесшумное уничтожение врагов — единственный способ не накликать на свою голову большую беду, с Джоэлом, главным персонажем игры, действительно срастаешься. Боевая часть тоже вызывает сплошной восторг — враги-люди умны и хорошо кооперируются, да и заражённые весьма опасны.

      The Last of Us способна вызвать сильнейшие эмоции. Прибавьте к этому добротный геймплей, хорошую графику и серьёзную проблематику — и станет понятно, почему такие игры называют искусством.

    2. Аркада года:

      Аркады — жанр древний, но при этом вечно молодой. Так уж сложилось, что именно в нём быстрее всего рождаются новые концепции, а миры продолжают оставаться весёлыми и наивными. Исключения, конечно, бывают, но в целом аркады — островок новизны и позитива в море повторов и пессимизма. Долгое время мы не сомневались, что Rayman legends станет аркадой года. Яркий мир, отличная графика, затягивающий по уши игровой процесс какие ещё могут быть варианта?! Но потом на PSVita появился очаровательный «Сорванец» — не менее яркий и сказочный, чем Rayman. Игра раскрывает весь потенциал платформы — в управлении задействована и задняя панель, и даже камера. Например, сфотографировал что-то — и можно использовать это в качестве текстуры в игре. В общем, у безраздельно правящих портативным миром тайтлов от Nintendo появился достойный конкурент.

    3. Ролевая игра года:

      Редко встретишь человека, которому были бы не по душе мультфильмы Хаяо Миядзаки. В этом году нам дали возможность провести в волшебном мире, созданном студией Ghibli, не пару часов, а добрых четыре десятка! Милые персонажи, волшебство на каждом шагу, неглупый и увлекательный сюжет — редко когда редакция с таким единодушием выбирала ролевую игру года. И всё же эта почти идеальная игра — не самый подходящий кандидат на звание лучшей ролевой игры.

      Строго говоря, перед нами представитель отдельного жанра — JRPG, или японских ролевых игр. Европейская ролевая школа подразумевает максимум возможностей для отыгрыша персонажа — разные варианты его развития и возможность делать выбор по ходу сюжета. Японские RPG — достаточно линейные истории, не рассчитанные на вариативное прохождение. Но не будем же мы из-за каких-то там сложившихся традиций классификации отказывать замечательной игре в совершенно заслуженном титуле? Ведь остальным претендентам далеко до Ni no Kuni, как Beyond: Two Souls — до звания игры года.

    4. Разочарование года:

      В этом году было немало горьких разочарований. Перенести несколько ожидаемых проектов, не анонсировали самые желанные. А многие из вышедших игр оказались далеко не такими классными, как обещали разработчики. Скучной и недостаточно революционной оказалась Remember Me, a Beyond: Two Souls не дотянула до уровня Heavy Rain. Но хуже всех оказалось творение TimeGate Studios — беспощадно сырая, некрасивая и забагованная Aliens: Colonial Marines. Это не просто разочарование — это хлёсткая пощёчина всем поклонникам «Чужих», которые не один год ждали эту игру.

    5. Слэшер года:

      Слэшер должен быть брутальным, динамичным и полным драйва. DmC отвечает этим требованиям сполна — действие в этой настолько насыщенное, что буквально не даёт выдохнуть. Герой эффектными приёмами раскидывают демонов в разные стороны, а яркая графика и мощный саундтрек способствуют дополнительному выбросу адреналина. DmC — квинтэссенция слэшера, своим напором разносящая конкурентов в пух и прах. И хотя Metal Gear Rising может похвастаться уникальной боевой системой, a God of War никогда не страдал от нехватки брутальности, конкурировать на равных с роскошным Devil May Cry они смогли.

    6. Инди года:

      Термин инди имеет два значения: общеупотребительное, обозначающее что-то необычное, неформатное, — и игровое, указывающее, что данный продукт делали независимые разработчики, без поддержки издательства. Инди-игры, как правило, попадают в обе категории сразу. Для нас в этом году самой яркой и необычной стала «Притча о Стэнли» — размышления о природе выбора и об отношениях между героем рассказа и его автором, поданные через игровой процесс. Это не новое слово в жанре скорее, это новый жанр. В оригинальности с «Притчей» может тягаться разве что Papers. Please — симулятор чиновника на КПП у границы тоталитарного государства.

    7. Приключение года:

      Несмотря на спорное управление и краткость, история двух братьев — пример образцовой приключенческой игры. Игры, где балом правит сюжет, а за поворотом таится неизведанное. Зубастое или пушистое — это уж как повезёт. «Сказка о двух сыновьях» вышла практически незаметно, без рекламы и шумихи, — но при этом смогла покорить сердце едва ли не каждого, кто прошёл её до конца.

      Серьёзную конкуренцию «Братьям» в этой номинации могла составить только помолодевшая Лара Крофт. Всё-таки выход чуть мрачноватой Uncharted с девушкой в главной роли — событие отнюдь не рядовое. Но Tomb Raider, как и Assassin's Creed 4, при всём своём приключенческом духе остаются боевиками — эта составляющая часто затмевает и тему выживания на зловещем острове, и пиратскую романтику.

    8. Мобильная игра года:

      До последнего не верилось, что найдётся игра, ради которой будет осмысленно вводить эту номинацию. Но в середине декабря вдруг случилось чудо — вышло продолжение лучшей головоломки для устройств фирмы Apple. Игра не только оказалась не хуже первой части — она смогла продемонстрировать пару новых трюков, которые сделали и без того идеальную концепцию ещё более совершенной. Основная проблема у The Room Two, впрочем, осталась прежней: игра очень короткая, и после трёх часов неспешного прохождения хочется стереть себе память и начать всё заново.

    9. Римейк / Перезапуск года:

      Перезапуски — это хорошо. Конечно, обычно они вызывают недовольство у преданных фанатов, но когда на смену груде полигонов приходит очаровательная девушка, оказавшаяся в очень непростой ситуации, — это не просто хорошо, это отлично. Чтобы любить новый Tomb Raider, не обязательно быть поклонником серии или видеоигр в целом — достаточно просто ценить женскую красоту. Приключения, враги, сокровища — это, конечно, очень интересно и здорово, но в конце вы всё равно будите помнить только то, как Лара протискивалась в узкие щели. Ни за одним главным героем игры не наблюдаешь с таким удовольствием, как за молоденькой Крофт. А значит, перезапуск удался на все сто!

    10. Сиквел года:

      Когда спустя двадцать лет выпускают продолжение культовой игры — это неожиданно. Когда оно выходит отличным — это ещё и приятно. Прочие сиквелы в этом году уступают очарованию Линка и его волшебного мира. Четвёртые «Святые», хоть и обращаются к предыдущим частям, по факту уничтожают прошлое славного сериала. Assassin's Creed 4 приятное, но необязательное дополнение к сюжету. А для Линка словно и не было этих двадцати лет — он всё так же полон энергии.

    11. Угар года:

      Похохотать от души в этом году позволяли и философская Stanly Parable, и проходная Impire. И. разумеется, грубая Deadpool — если об этой игре вообще уместно говорить в женском роде, учитывая критическую массу пошлого и чёрного юмора. Но до того количества пародий и шуток, которое вываливает на игрока Saints Row 4, им всем далеко. Разработчики «Святых» пропесочили, наверное, каждую вторую сколько-нибудь значимую игровую серию и фантастическую вселенную. И сделали это достаточно аккуратно и задорно.

    12. Самая оригинальная настольная игра года:

      QUARRIORS! Эта игра стала настоящим событием, и тому есть ряд причин. Во-первых, создатели первыми в мире додумались, что «колоду» можно собирать из кубиков, а не карт. Во-вторых, богатство тактик — кто-то ставил на дорогих монстров, другой на массовость, третий на смертоубийственные кубики-заклинания. В-третьих, невероятное удовольствие от игрового процесса. Новые механики стали источником бесценного опыта, от которого поклоннику настольных игр нельзя отказываться.

    13. Лучшая настольная игра года:

      К сожалению, очень редко бывает, что продукт, представляющий новую концепцию, становится идеальным образцом её применения. Все помнят Doom — но вовсе не он был первым 3D-шутером. Похожая ситуация с Quarriors! будучи первопроходцем новой механики, игра не стала лучшим примером её использования. Ухватить идею и отполировать её до блеска — вот что позволяет игре стать настоящим хитом и войти в историю. Именно таким путём и пошёл «Знак Древних». Слияние «Ужаса Аркхема» с механикой Quarriors! прошло отлично. Партии стали короче, игровой комплект компактнее, но лавкрафтовский мир не потерял своего мрачного обаяния.

    14. ИГРА ГОДА:

      Похохотать от души в этом году позволяли и философская Stanly Parable, и проходная Impire. И. разумеется, грубая Deadpool — если об этой игре вообще уместно говорить в женском роде, учитывая критическую массу пошлого и чёрного юмора. Но до того количества пародий и шуток, которое вываливает на игрока Saints Row 4, им всем далеко. Разработчики «Святых» пропесочили, наверное, каждую вторую сколько-нибудь значимую игровую серию и фантастическую вселенную. И сделали это достаточно аккуратно и задорно.

  1. ПРИЗ ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ:

    1. Книга 2013:

      Между Джо Аберкромби, Ником Перумовым и Стивеном Кингом шла упорная борьба, пока к голосованию не подключились фанаты из сообщества, посвящённого последнему. Впрочем, с их выбором солидарны и в редакции. Кинг — признанный мэтр не только ужасов и фантастики, но и мировой литературы в целом, и каждая его книга — событие. Также очень много голосов собрал не вошедший в шорт-лист роман Дмитрия Глуховского «Будущее».

    2. Фильм 2013:

      Зрительские киноитоги на сей раз единственные, где результат опроса не совпал с мнением редакции. Впрочем, мы и не сомневались, что у «Хоббита» окажется больше всего поклонников, а уж когда к голосованию подключились участники толкннистских фан-сообществ, вопрос о зрительском фаворите был решён безоговорочно. Активность проявили и фан-клубы Marvel — фильмы о Торе и Железном Человеке обошли большинство научно-фантастических новинок. Наш фильм года в опросе занял только третье место (уступив «Тору 2» десяток голосов) — Альфонсо Куарону ещё предстоит обзавестись таким обширным фэндомом, какой есть у Питера Джексона. Среди «своих» вариантов, не присутствовавших в опросе, чаше всего упоминался космический вестерн «Риддик».

    3. Игра 2013:

      Борьба в игровой номинации оказалась самой напряжённой, но победитель опроса совпал с нашим фаворитом — атмосферный, умный, во многом революционный стим-панковский шутер Bioshock Infinite. Благодаря поклонникам на второе место вырвался римейк Devil My Cry — вопрос, приняли или не приняли фанаты Данте с чёрными волосами, можно закрывать. Ненамного отстали от тройки лидеров и четвёртый Assassin's Creed, и ещё один перезапуск — на этот раз Tomb Raider, и Metro: Last Light. Самым популярным вариантом, не вошедшим в список редакции, был Batman: Arkham Origins — великолепная игра о похождениях Тёмного рыцаря, увы, не сильно отличающаяся от предыдущей, Arkham City.

© «Мир фантастики» №2 (Том 126), 2014

 
 
Книга года Стивен Кинг "11/22/63"
Stephen King "11/22/63"
Джо Аберкромби "Лучше подавать холодным"
Joe Abercrombie "Best Served Cold"
Степан Вартанов "Маятник"
Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов "Крепость души моей"
Книги — Фэнтези года Джо Аберкромби "Лучше подавать холодным"
Joe Abercrombie "Best Served Cold"
Гай Гэвриел Кей "Поднебесная"
Guy Gavriel Kay "Under Heaven"
Джо Аберкромби "Герои"
Joe Abercrombie "The Heroes"
Нил Гейман "Океан в конце дороги"
Neil Gaiman "The Ocean at the End of the Lane"
Елена Хаецкая "Лисипп, или Песнь козлов"
Книги — Мистика и хоррор года Ким Ньюман "Собака д'Эрбервиллей"
Kim Newman "The Hound of the D'Urbervilles"
Ренсом Риггз "Дом странных детей"
Ransom Riggs "Miss Peregrine's Home for Peculiar Children"
Шамиль Идиатуллин "Убыр. Никто не умрёт"
Макс Брукс "Успокоение, Ltd"
Max Brooks "Closure, Limited and Other Zombie Tales"
Чак Паланик "Проклятые"
Chuck Palahniuk "Damned"
Книги — Лучшая детско-юношеская фантастика года Степан Вартанов "Маятник"
Михаил Успенский "Богатыристика Кости Жихарева"
Йен Макдональд "Странник между мирами"
Ian McDonald "Planesrunner"
Нил Гейман "Одд и Ледяные Великаны"
Neil Gaiman "Odd and the Frost Giants"
Джеймс Фелан "Одиночка"
James Phelan "Alone"
Книги: Антология года Виктор Точинов, Василий Владимирский "Конец света с вариациями"
Джордж Р. Р. Мартин "Тузы за границей"
George R. R. Martin "Aces Abroad"
Алексей Алексеевич Волков "Гусариум"
Эллен Датлоу "Лучшие страхи года"
Ellen Datlow "Best Horror of the Year 1"
Игорь Минаков "Искушение чародея"
Книги: Самая долгожданная книга Стивен Кинг "Ветер сквозь замочную скважину"
Stephen King "The Wind Through the Keyhole"
Терри Пратчетт "Пехотная баллада"
Terry Pratchett "Monstrous Regiment"
Терри Пратчетт "Шмяк!"
Terry Pratchett "Thud!"
Конни Уиллис "Книга Страшного суда"
Connie Willis "Doomsday Book"
Ник Перумов "Тысяча лет Хрофта"
Ким Ньюман "Эра Дракулы"
Kim Newman "Anno Dracula"
Игры — Аркада года Tearaway
Rayman Legends
Ratchet & Clank: Into the Nexus
Guacamelee!
Игры — Настольная игра года «Знак Древних»
«Зомбицид»
Star Wars: Карточная игра
Quarriors!
Игры — Самая оригинальная настольная игра года Quarriors!
«Космонавты»
«Настолье»
Игры — Приключение года Brothers: A Tale of Two Sons
Tomb Raider
Assasin's Creed 4: Black Flag
Goodbye Deponia
Night of the Rabbit
Игры — Слэшер года DMC: Devil May Cry
God of War: Ascension
Metal Gear Rising: Revengeance
Shadow Warrior
Игры — Инди года The Stanley Parable
The Swapper
Brothers: A Tale of Two Sons
Papers, Please
Игры — Мобильная игра года The Room Two
Fetch
Tiny Thief
Small World
Игры — Угар года Saints Row 4
Deadpool
Stanly Parable
Impire
Книги — Лучшая отечественная фантастика Генри Лайон Олди, Андрей Валентинов "Крепость души моей"
Юлия Зонис, Екатерина Чернявская "Хозяин зеркал"
Владимир Аренев "Мастер дороги"
Генри Лайон Олди "Волчонок"
Елена Хаецкая "Лисипп, или Песнь козлов"
Книги — Лучшая необычная книга «Dragon Age: Мир Тедаса. Том 1. Иллюстрированная энциклопедия»
Джордж Р. Р. Мартин "Тузы за границей"
George R. R. Martin "Aces Abroad"
Коллективный автор "Фимбулвинтер. Пленники бирюзы"
, Олег Сілін
Андрей Мартьянов, Елена Хаецкая "Без иллюзий"
Елена Хаецкая "Лисипп, или Песнь козлов"
Книги — Лучший комикс года на английском языке Скотт Снайдер "The Wake. Vol. 1: Part One"
Scott Snyder "The Wake. Vol. 1: Part One"
Batman: Zero Year
The Star Wars
Superior Spider-Man
Lazarus
Hellboy In Hell
Книги — Лучший комикс года на русском языке Грант Моррисон "Бэтмен: Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле"
Grant Morrison "Batman: Arkham Asylum. A Serious House on Serious Earth"
Джеф Лоэб "Бэтмен: Тихо!"
Jeph Loeb "Batman: Hush"
Роберт Киркман "Ходячие мертвецы. Том 1: Дни минувшие"
Robert Kirkman "The Walking Dead. Vol 1: Days Gone Bye"
Робин Ферт, Питер Дэвид "Тёмная башня. Рождение стрелка"
Robin Furth, Peter David "The Dark Tower: The Gunslinger Born"
Алехандро Ходоровски "Отон, прапрадед"
Alexandro Jodorowsky "Othon le Trisaïeul"
Книги — Лучшая дебютная книга Ина Голдин "Игра в классики на незнакомых планетах"
Ксения Медведевич "Ястреб халифа"
Сергей Демьянов "Некромант. Такая работа"
Майк Гелприн "Кочевники поневоле"
Сергей Цикавый "Шаги в глубину"
Кино — Лучшая экранизация Голодные игры: И вспыхнет пламя (реж. Френсис Лоуренс)
Catching Fire
Игра Эндера (реж. Гэвин Худ)
Ender's Game
Пипец 2 (реж. Джефф Уодлоу)
Kick-Ass 2
Война миров Z (реж. Марк Форстер)
World War Z
Кино — Лучший кинокомикс Железный человек 3 (реж. Шейн Блэк)
Iron Man 3
Тор 2: Царство тьмы (реж. Алан Тейлор)
Thor: The Dark World
Человек из стали (реж. Зак Снайдер)
Man of Steel
Росомаха: Бессмертный (реж. Джеймс Мэнголд)
The Wolverine
Кино — Лучшее продолжение Тор 2: Царство тьмы (реж. Алан Тейлор)
Thor: The Dark World
Стартрек: Возмездие (реж. Джей Джей Абрамс)
Star Trek Into Darkness
Голодные игры: И вспыхнет пламя (реж. Френсис Лоуренс)
Catching Fire
Железный человек 3 (реж. Шейн Блэк)
Iron Man 3
Кино — Лучший фэнтези-фильм Хоббит: Пустошь Смауга (реж. Питер Джексон)
The Hobbit: The Desolation of Smaug
Оз: Великий и Ужасный (реж. Сэм Рэйми)
Oz: The Great and Powerful
Джек – покоритель великанов (реж. Брайан Сингер)
Jack the Giant Slayer
Охотники на ведьм (реж. Томми Виркола)
Hansel and Gretel Witch Hunters
Кино — Лучший фантастический фильм Игра Эндера (реж. Гэвин Худ)
Ender's Game
Элизиум: Рай не на Земле (реж. Нил Бломкамп)
Elysium
Стартрек: Возмездие (реж. Джей Джей Абрамс)
Star Trek Into Darkness
Обливион (реж. Джозеф Косински)
Oblivion
Кино — Зрелище года Тихоокеанский рубеж (реж. Гильермо дель Торо)
Pacific Rim
Человек из стали (реж. Зак Снайдер)
Man of Steel
Тор 2: Царство тьмы (реж. Алан Тейлор)
Thor: The Dark World
Хоббит: Пустошь Смауга (реж. Питер Джексон)
The Hobbit: The Desolation of Smaug
Кино — Комедия года Армагеддец (реж. Эдгар Райт)
The World's End
Пипец 2 (реж. Джефф Уодлоу)
Kick-Ass 2
Конец света 2013: Апокалипсис по-голливудски (реж. Сет Роген, Эван Голдберг)
This Is the End
Ку! Кин-дза-дза! (реж. Георгий Данелия, Татьяна Ильина)
Кино — Юбилей года День Доктора (реж. Ник Харран)
The Day of the Doctor
Кино — Актёр года Бенедикт Камбербэтч
Том Хиддлстон
Мартин Фримен
Саймон Пегг
Кино — Разочарование года После нашей эры (реж. М. Найт Шьямалан)
After Earth
Телекинез (реж. Кимберли Пирс)
Carrie
Призрачный патруль (реж. Роберт Швентке)
R.I.P.D.
Эпик (реж. Крис Уэдж)
Epic
Фильм года Гравитация (реж. Альфонсо Куарон)
Gravity
Хоббит: Пустошь Смауга (реж. Питер Джексон)
The Hobbit: The Desolation of Smaug
Железный человек 3 (реж. Шейн Блэк)
Iron Man 3
Элизиум: Рай не на Земле (реж. Нил Бломкамп)
Elysium
Стартрек: Возмездие (реж. Джей Джей Абрамс)
Star Trek Into Darkness
Тихоокеанский рубеж (реж. Гильермо дель Торо)
Pacific Rim
Игры — Римейк / Перезапуск года Tomb Raider
DMC: Devil May Cry
Shadow Warrior
DuckTales: Remastered
Игры — Боевик года The Last Of Us
BioShock Infinite
Saints Row 4
Metro: Last Light
Assasin's Creed 4: Black Flag
Игры: Ролевая игра года Ni No Kuni: Wrath of the White Whitch
Fire Emblem Awakening
Soul Sacrifice
Игры — Разочарование года Aliens: Colonial Marines
Beyond: Two Souls
Remember Me
Игры — Лучшее продолжение The Legend of Zelda: A Link Between Worlds
Saints Row 4
Assasin's Creed 4: Black Flag
Metro: Last Light
Игры — Лучшая игра для PlayStation 3 The Last Of Us
Игры — Лучшая игра для XBox 360 Brothers: A Tale of Two Sons
Игра года Bioshok Infinite
The Last Of Us
Ni No Kuni: Wrath of the White Whitch
Brothers: A Tale of Two Sons
Приз зрительских симпатий: Фильм Хоббит: Пустошь Смауга (реж. Питер Джексон)
The Hobbit: The Desolation of Smaug
Тор 2: Царство тьмы (реж. Алан Тейлор)
Thor: The Dark World
Гравитация (реж. Альфонсо Куарон)
Gravity
Приз зрительских симпатий: Игра Bioshok Infinite
DMC: Devil May Cry
The Last Of Us
Приз зрительских симпатий: Книга Стивен Кинг "11/22/63"
Stephen King "11/22/63"
Ник Перумов "Тысяча лет Хрофта"
Джо Аберкромби "Лучше подавать холодным"
Joe Abercrombie "Best Served Cold"
  Иконки:
— лауреаты
— номинанты
⇑ Наверх