Андрей Мартьянов, Елена Хаецкая «Без иллюзий»
- Жанры/поджанры: Фантастика | Историческая проза
- Общие характеристики: Военное | Социальное | Психологическое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Западная Европа | Центральная Европа ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Это история профессионала, который больше не мог мириться с дилетантством. История человека, который поверил в живое божество и разочаровался в нём. История о том, как могла бы закончиться Вторая мировая война, если бы в 1942 году Адольф Гитлер исчез с политического небосклона. В романе «Без иллюзий» вскрываются причины катастрофы, постигшей Третий рейх, и «Германии без Гитлера» даётся ещё один шанс, который реализует новый рейхсканцлер — Альберт Шпеер.
Входит в:
— роман-эпопею «Der Architekt»
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2013 // Книги — Лучшая необычная книга |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
WAD, 7 июня 2019 г.
Ей-Богу. Если заменить Третий Рейх на СССР, а ГГ на какого-нибудь секретаря облисполкома или чего-то такого, то мы получим классический советский производственный роман, вроде какой-то «Битвы в пути» и т.д. А так альтернативная история, Третий Рейх поэтому вроде как даже интересно. Лично меня все переживания и страдания фашистских генералов мало волнуют, ну есть какая-то неприязнь на уровне подсознания. Мрази и людоеды остаются мразями и людоедами. Даже при наличии трогательных моментов и каких-то душевных переживаний. А в целом должно понравится любителям альтернативной истории и тем кому по душе всякие политико-экономические экерсисы.
мрачный маргинал, 3 декабря 2013 г.
В «нашей» — реальной и состоявшейся — истории у министра вооружений Третьего Рейха Альберта Шпеера был шанс войти в военное правительство Германии, — в случае успеха покушения на А. Гитлера в 1944г. В списке нового правительства возле имени А. Шпеера заговорщиками была сделана пометка: «если согласится». Это и спасло рехйсминистру жизнь.
По-видимому, выбор главного героя для альтисторической трилогии был сделан не случайно. Именно А. Шпеер очутился волею случая «личным архитектором фюрера» и вошёл в историю как соавтор мегаломании Третьего Рейха. Конгрессхалле в Берлине — с двухсотметровым куполом — столь же отчётливый символ для нацистской Германии, как Дворец Советов в Москве — для СССР. Оба эти символа по странной причуде Истории остались виртуальными. Впрочем, сам архитектор в своих покаянных мемуарах, — написанных в одиночке двадцатилетнего тюремного заключения (по приговору Нюрнбергского трибунала) — признался: слишком велико для него оказалось искушение претворить в жизнь беспримерные архитектурные замыслы...
«Воспоминания» А. Шпеера содержат несколько «узлов виртуальности», да и сама биография архитектора окутана мистической аурой воплощённых и несвершённых грандиозных архитектурных замыслов. Не случайно крупнейшей реализацией Шпеера оказался «Собор изо льда» (определение-оценка свидетеля — британского посла в Третьем рейхе), — грандиозное ночное световое зрелище нацистского съезда, составленное лучами многих десятков зенитных прожекторов. Его автор, по собственным же словам, готов был ещё раз поддаться искушению архитектурными мистическими рекордами ...
george1109, 16 декабря 2014 г.
Без предисловий – все сказано в аннотации.
Линия Шпеера-старшего. Попытка (не первая, надо сказать в мировой литературе вообще, да и в фантастике в частности) художественно описать проблемы глобальных управленческих систем, страдающих от ортодоксальной идеологии. Причем возможные методы решения этих проблем максимально отягощены разнонаправленными векторами не просто экономических, но даже промышленных интересов коалиционных групп и группировок, на которые дробятся последние. Плюс – все происходит на фоне войны, проигранной по оценке центристов еще осенью 1941 года, что привносит окончательный сумбур в любые планы.
Плюс редкие и короткие, но отличные экскурсы в психологию масс. (Вернее, в психологию их отдельных больших групп).
Единственные мизерные недостатки линии – скрежещущий временами, тяжеловесный стиль («Попомнишь тут Каринхалл Германа Геринга и его вызывающую оторопь роскошь, более напоминающую венский двор кайзера времен упадка Габсбургов») и неторопливость повествования. В принципе, кем-то эти недостатки наверняка будут записаны в достоинства.
Линия Шпеера-младшего. Стиль иной. Легкий, но без изящества, иногда с нарочитой небрежностью. («Очевидно, дневной запас своей сентиментальности он только что выблевал в украинскую пыль». «Небо на Украине жирное, как их знаменитое сало, тяжелое, всегда насыщенное – то изнуряющей жарой, то обильными дождями»). Война «с той стороны». Совершенно ничего особенного. До «лейтенантской прозы» и Симонова (без учета деления на «наших» и «не наших») – пропасть. Хотя изредка и мелькают неплохие психологические моменты.
Две линии и внутренний мир братьев, помимо создания полноты картины, авторы просто сталкивают. Сентиментально-прагматичного флегматика Шпеера-старшего и упертого романтичного сангвиника Шпеера-младшего. Как и в собственно АИ (только заочно) имеем «революцию технократов против охлократии романтиков» (определение одного из «актеров второго плана» заместителя доктора Альберта Шпеера в «Организации Тодта» Юлиуса Аппеля).
Безусловно, роман неплох. Но более высокую оценку, чем «заслуживает внимания» поставить не могу. Надеюсь, пока не могу: потенциал трилогии однозначно велик.
coller, 6 января 2014 г.
Редко можно встретить хорошо написаный альтернативно-исторический роман. Но в произведение Мартьянова хорошо выдержан дух эпохи, видно что автор отлично знает историю, хорошо разбирается в военной технике того времени и непредвзято описывает верхушку Третьего Рейха. В первом романе трилогии практически нет расхождений с реальной историей, так что ждем следующих романов и будем надеятся, что они окажутся не хуже, а может быть даже лучше первого.
andreyby, 23 апреля 2014 г.
Очень хорошая книга. Действительно, крайне правдоподобно выдержаны настроения главных героев. Читая часть от лица Эрнста, так и хочется сказать «Ну и ....!».
Но ещё интереснее — особенности экономического устройства рейха, тонкостей «очень внутренней» политики и тому подобных вещей. За то, что авторам удалось вплести это в художественное повествование, не испортив ни политэкономическую, ни беллетристическую часть — низкий поклон.
Жаль, что практически не освещена тема английского «кукловодства». Кдючевая альтернативность книги — спасение Гейдриха — слишком важный узел. Учитывая, что убивали его английские диверсанты, и точно при информационном участии Канариса — тоже тесно связанного с островами. Но это уже, конечно, желание суперидеала. Книга — прекрасная, читать обязательно. И ждём продолжения.