Стивен Кинг «Ветер сквозь замочную скважину»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Тёмное фэнтези | Технофэнтези | Артуриана ) | Вестерн
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Роланд Дискейн и его ка-тет (Джейк, Эдди, Сюзанна и зверёк Ыш) — попадают в грандиозную бурю сразу после того, как они пересекают реку Вай на пути к Внешним баронствам. И пока они скрываются от завывающего ветра, Роланд рассказывает не одну, а целых две истории, проливая новый свет на своё тёмное прошлое.
Вскоре после того, как Роланд убил свою мать, отец посылает его расследовать убийства, совершённые оборотнем по прозвищу «кожаный человек», он терроризирует людей, которые обитают около Дебарии. С собой Роланд берёт Билли Стритера, мальчика, который является единственным выжившим свидетелем последних преступлений зверя. Ещё совсем недавно сам подросток, стрелок успокаивает ребёнка и готовит его к будущему расследованию, читая ему вслух истории из книги «Волшебные сказки Эльда», которые когда-то в детстве мать читала будущему Стрелку. «Люди никогда не бывают слишком взрослыми для сказок» — читает Роланд — «Мальчики и мужчины, девочки и женщины, нет никого, кто вырос бы из них. Мы живём ради сказок». И действительно сказка, которую читает Роланд, легенда о Тиме Отважное Сердце — бесценный подарок любому человеку, сколько бы лет ему не было, это история, которая живёт для нас.
В произведение входит:
|
Входит в:
— роман-эпопею «Тёмная Башня»
Награды и премии:
лауреат |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2012 // Фэнтези (8 226 голосов) | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2013 // Книги: Самая долгожданная книга |
- /языки:
- русский (8), английский (5), украинский (1)
- /тип:
- книги (12), самиздат (1), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Любенко (1), Т. Покидаева (7)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Hell-lie, 20 мая 2012 г.
A person’s never too old for stories. Man and boy, girl and woman, never too old. We live for them.
Восьмой по счету и четвертый-с-половиной по сюжету (хотя читать его, думаю, лучше именно восьмым). Долгожданный! Перед прочтением очень уж боялась, что книга будет откровенно слабой, была в этом практически уверена. Ошиблась. И безумно этому рада!)
Композиция по типу матрешки, так что под одной обложкой имеем три истории:
- Внутренняя — она же основная — собственно Ветер, это сказка о мальчике Тиме, совершившем полное опасностей путешествие, чтобы спасти маму. В этой части были косяки по соответствию сюжету предыдущих книг, да и атмосферностью эта часть для меня не выделилась. Вообще не-кинговская какая-то история вышла, имхо. Но, черт возьми, я этому автору и этому циклу готова простить всё! Плюсов у книги (во всяком случае, для меня) больше.
- Средняя — о юных (события где-то после смерти Габриэль) Роланде и Джейми деКарри, расследующих убийства в Дебарии, совершенные неким оборотнем. Не то чтобы слишком закрученная история: туда многого просто не впихнешь, она достаточно короткая — но интересная! И вот эта часть куда более «тэбэшная», куда более пропитана атмосферой мира, стоящего на пороге «сдвижения с места». И хоть сэй Стивен уже не мальчик, ему вновь (как когда-то в «Колдуне и Кристалле») удалось замечательно выписать характеры юношей.
- Верхняя — о взрослом Роланде, об Эдди, Сюзанне, Джейке и, конечно же, Ыше. Ушастикам-путаникам вообще отведено отдельное место в этом романе. Эта часть истории совсем коротенькая, тут практически ничего и не происходит. Это просто обертка. Но, боже мой, как я скучала по этим героям, как я была рада вновь их повидать!
И все три истории объединены мотивом ветра. Он дует, воет, холодит щеки на протяжении всей книги. Что это за ветер? И что за замочная скважина, через которую он проходит?
Time is a keyhole. [...] We sometimes bend and peer through it. And the wind we feel on our cheeks when we do — the wind that blows through the keyhole — is the breath of all the living universe.
Итого: Мы говорим спасибо тебе, сэй Стивен, за эту историю! Долгих дней и приятных ночей тебе!
Тарчоков Заур, 1 сентября 2013 г.
Это был воистину королевский подарок — богатый и щедрый. Причина для такого заявления банальна — каких-то 5 — 6 лет назад я и надеяться не посмел бы на то, что у меня снова появится возможность прикоснуться к чарующему миру «Тёмной башни» и ещё раз вобрать в себя полной грудью запахи Срединного мира. Уж больно бескомпромиссно Кинг когда-то завершил цикл, и не стану скрывать — оставил у меня, одного из своих преданных читателей, множество причин для недовольства, и, в некоторой степени — недоумения, финалом. Упомянутый финал буквально дышал усталостью автора от всего происходящего и был пронизан желанием поскорее поставить завершающую точку. Я всё давно простил любимому писателю ( а как-же иначе? ). А сейчас мне остаётся лишь ( в который раз! ) благодарно склонить перед ним голову за то, что мне было позволено вновь открыть своё сердце и свой дом для того, кто навсегда покорил когда-то и то сердце, и тот дом своей мужской честью, благородством и достоинством. Историям о Роланде, а уж тем более — историям, поведанным самим Стрелком, я готов внимать до скончания дней своих.
Книга чУдная. Мягко перетекающее из одной истории в другую повествование. И если искусство Кинга — повествователя мне давно известно ( и так-же давно любимо ), то Кинг в качестве рассказчика как-то не припоминается. Большая часть книги отдана именно рассказу Роланда своим спутникам старой сказки о мальчике Тиме, которую он когда-то сам, будучи маленьким мальчиком, слушал из уст своей несчастной матери. Все прочие составляющие части книги ( стыловей и охота за оборотнем ) мне представляются лишь антуражем к истории о Тиме Россе, безусловно — важным и очень интересным, но всё-же — антуражем. Казалось бы — вполне обыденная сказка. Таких сотни во всех из существующих миров. Но до чего проникновенно поведано! В полотно сюжета тончайшими нитями вплетены извечные философские категории — о любви, преданности, предательстве, самопожертвовании, бескорыстии, справедливости. И всё это не выглядит нарочито и по-менторски, не режет ни уха, ни глаз, а подано для понимания где-то на подсознательном уровне — там, где и будет усвоено в самом лучшем виде. Чудесный мальчик Тим всего за пару вечеров завоюет сердца многих читателей. Когда-то ему предстоит стать Стрелком, одним из немногих среди них, кто не имел благородного происхождения... Но, как резонно заметил сам автор — это совсем другая история. Я втайне буду лелеять надежду, что когда-то нам расскажут и её.
Напоследок Кинг поставил точку в трагической истории гибели Габриэль Дискейн. Как всегда — мастерски. Как всегда — с оттенком светлой грусти. Роланд простил. Я благодарен и ему за это.
С моей стороны было бы кощунством и святотатством не поставить роману высший балл. У этой книги есть лишь один недостаток — в ней слишком мало страниц.
darken88, 12 мая 2024 г.
«Ветер сквозь замочную скважину» — как мне показалось, наиболее уютная из всех томов эпопеи о Темной Башне. Здесь повествование ведется неспешно и красиво, здесь много потаенных смыслов и моментов, которые пригодятся путнику, чтобы понять героев прошлого и их судьбы. И, пускай для нью-йоркского ка-тета Роланда здесь отведена роль слушателей, внимающих своему наставнику-дину, но именно в этот час бури полнее раскрывается то ,чем же на самом деле является ка-тет, насколько он дорог стрелку, и вообще — каково это быть стрелком, когда ты все еще юноша. Я бы назвал это тем самым рассказом, который примером дает юноше выбор — как идти путем своей судьбы, что делать, и какие говорить слова, как перебороть свои самые сокровенные страхи, и как не поддаться темноте, которая только и ждет, чтобы понасмехаться над горем или печалями людей.
В дни стыловея, который налетает так неожиданно, мы узнаем как на самом деле называли ушастиков-путаников в Срединном мире, когда их еще водилось в достатке ,как вести себя с драконами, как распознать оборотня, причем как настоящего, так и умело скрывающегося под личиной мужа и друга.
Три истории, сплетенные одним дуновением холодной бури — история молодого Роланда, история маленького мальчика Билла, так рано узнавшего боль потерь, и история Тима, который был маленьким мальчиком, но, пройдя через сотни испытаний и ужасов из простого будущего лесоруба стал рыцарем-стрелком.
Безусловно, мы узнаем и про очередные козни Рэндалла Флэгга в его магическом коварном обличье, узнаем еще немного об Алом Короле и о некоторых особенностях Лучей, о бескрайних жутких лесах и болотах, и о том, как красивое обличье не всегда — доброта, а за уродливой личиной ты можешь найти друга и помощника.
А еще, возможно, мы поймем, как червоточины в Срединном мире могут свести с ума людей по обе стороны — и невольно вспомним «Безнадегу», стоит нам только увидеть причины и последствия необдуманных поступков со странными находками.
Это очень хорошая книга.
Deliann, 1 сентября 2013 г.
Почти ровно год назад я решил окончательно попрощаться с миром Темной башни. Перечитал все книги, написал отзыв на цикл и... все? Как бы не так, некоторое время спустя я не выдержал и перечитал «Стрелка», думая, что теперь точно ставлю точку. Как бы не так, вот вышел «Ветер сквозь замочную скважину», и я думаю, что понимаю Стивена Кинга. Понимаю, как же тяжело прощаться с героями, занимающими определенное место в твоей жизни. Понимаю, каково это – желать еще одной встречи с персонажами и радоваться, когда эта встреча случается. Срединный мир не желает отпускать меня, и, раз такое дело, я надеюсь прочитать еще несколько интересных историй о приключениях стрелка (чем больше, тем лучше, лишь бы планка качества не падала). Ну что ж, переходим непосредственно к книге.
История, рассказанная Кингом, своими слоями напоминает лук. Сначала мы видим ка-тет Роланда, направляющийся от Изумрудного города к Калье Брин Стерджис, затем герои вынужденно останавливаются, и Роланд начинает предаваться воспоминаниям о своей юности. Когда-то давно молодой стрелок вместе со своим товарищем расследовал дело оборотня, устраивающего резню в отдаленном захолустье. Дело было не простым и довольно кровавым. И во время этих давних событий юный Роланд рассказывает сказку из своего детства, которая называется «Ветер сквозь замочную скважину». Вот такая история в истории в истории. Конечно же, сюжетные линии в этой книге далеко не равнозначны. Можно сказать, что поход Роланда к Темной башне здесь просто обертка, которая необходима для привлечения внимания и краткого введения в курс дела. История охоты на оборотня — отличная смесь триллера и ужаса, которая хороша и сама по себе, да больно быстро и просто заканчивается. Однако отдаю дань уважения Кингу в его решении не затягивать с развязкой, т.к. пожелай он иное – нас ждал был длительный квест на 700 с лишним страниц (хотя, опять же, я даже не знаю, плохо ли это). Ну а вся суть книги в ее начинке, в сказке о храбром мальчике Тиме, на что нам и указывает название книги. Однако я не могу сказать, что эта сказка мне понравилась больше всего остального. Она интересная, читать ее было приятно, но для меня Срединный мир слишком сильно связан с Роландом, а без стрелка — сильно теряет в своем очаровании. Вкусовщина, но все же...
Впечатления от книги в основном положительные. Мне было приятно встретить старых знакомых, было приятно познакомиться с новыми героями, т.к. они у Кинга выписаны очень живо и ярко (впрочем, как и всегда). Нам не открылось каких-то новых важных тайн мира, просто добавилось немного дополнительных штрихов к портретам Роланда, его отца и матери. И, как это уже стало традицией, «Ветер сквозь замочную скважину» отличается от всех прочих книг цикла. Роман близок к «Стрелку» и «Колдуну и кристаллу», однако в нем нет жестокости и жесткости первого и совершенно отсутствует романтика второго. Книга довольно необычна, и ее можно посоветовать не только фанатам цикла (те и без всяких советов прочитают), но и любителям немного нестандартного фэнтези.
И я говорю тебе спасибо, сэй Кинг. Спасибо, что не смотря ни на что, ты не только не оставляешь свой мир, но и не снижаешь заданной тобой планки, продолжая при этом экспериментировать. Долгих дней и приятных ночей.
Alting, 19 октября 2021 г.
Кинг — прекрасный рассказчик. Он это доказывает в каждой своей книге. Что касается этой части (приквела по отношению к последним 3 книгам, или спин-оффа, как угодно), самой ценной и цельной для меня стала именно длинная сказка «Ветер сквозь замочную скважину», которую автор «вложил» в самый центр повествования. В ней есть всё, что нужно для настоящей сказки: добрый, умный и храбрый мальчик, не без помощи добрых людей и не совсем людей, преодолевая нешуточные препятствия, чёрную магию, предательство раскрывает правду и получает заслуженную награду (не без участия магии белой, доброй) — излечение своей матери. То, что он впоследствии станет стрелком — тоже награда, но о ней говорится меньше, и её он тоже заслужил. Потери хороших людей сведены к минимуму. По моему, прекрасная сказка получилась. Поучительная и с хорошим концом, как и положено сказке. Можно издавать в сборнике типа «Сказки Стивена Кинга». Не удивлюсь, если такой появится.
Читал эту часть уже после прочтения цикла ТБ, и не жалею об этом. Слишком грустно, с моей точки зрения, Кинг завершил приключения ка-тета, и самого Роланда. Больше всего было жалко Джейка и Ыша. Эта книга несколько подняла настроение.
FionaFly, 23 августа 2020 г.
Мамины сказки, или Волшебный мир Роланда
**************************************
«Я люблю тебя, мама».
«Люди не вырастают из сказок, Билл. Никогда не вырастают. Мальчик или мужчина, девочка или женщина – мы все живем ради сказок».
(Стивен Кинг. «Ветер сквозь замочную скважину»)
***
Хронологически правильно, как утверждает сам автор в предисловии, роман «Ветер сквозь замочную скважину» (перевод Т.Ю. Покидаевой) из цикла «Темная Башня» следует читать после четвёртого тома «Колдун и кристалл». Он же присвоил ему номер 4,5. Вот я и последовала рекомендациям Мастера, тем более, что мне довелось читать роман-эпопею тогда, когда все тома имеются в сборе и не надо с нетерпением ждать, когда же, наконец, выйдет продолжение «Тёмной Башни». Я целиком разделяю народную мудрость: «Нет ничего хуже, чем ждать да догонять». По-моему, это более выигрышное положение, чем у тех читателей, которые дожидались каждого последующего продолжения романа. Только подумать: написание всей серии растянулось на 33 года!
Действие «Ветра», как я уже сказала, происходит между четвёртой и пятой книгами. Не буду останавливаться на кратком содержании тома. Оно размещено на LiveLib рядом с обложкой книги. Это самая сказочная часть романа-эпопеи, в которой переплетаются волшебство с реальностью. Структура тома напоминает русскую матрёшку: книга в книге, а в этой книге — ещё одна книга. Зачем вообще был нужен Кингу этот том? Скорее всего, для достижения главной цели: создать мега-роман, самый большой в мире. Кинг — мастер раздувать текст. Думаю, что многие убедились в этом, преодолев самый большой (многостраничный) из всей серии — четвёртый – «Колдун и кристалл». Хотя нам кажется, что всё на месте, вроде бы… Нам не давали заскучать, не мучили пространными описаниями и философскими рассуждениями. Впрочем, их вообще нет. Четвёртый том был, несомненно, нужен для того, чтобы разобраться в становлении личности и характера Роланда Дискейна – центрального персонажа эпопеи.
Если задаться вопросом: когда был написан «Ветер» и найти на него ответ, то тогда и возникнет вопрос: зачем это было нужно? А написан он, как известно, через 8 лет после завершения всей эпопеи: в 2012 году, но при этом продолжением эпопеи не является. Читателя снова возвращают в «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», а именно в то же самое время, когда разворачивается действие романа «Колдун и кристалл» — юность Роланда Дискейна из Гилеада. Первая из упомянутых выше «матрёшек» — рассказ стрелка во время ужасной бури огромной силы, – «стыловея» о чудовище шкуровёрте, когда второй ка-тет Роланда пережидает бурю в «молитвенном доме из камня». Можно считать эту часть дополнением к и так самой большой четвёртой книге. Правда, читателю предстоит познакомиться с ещё одним членом первого ка-тета Роланда – Джейми Деккари, о котором практически ничего не было ранее известно. Но тут же снова возникает вопрос: почему Джейми не было с молодыми стрелками в Меджисе? И почему в Дебарии не были с Роландом ни Каттберт Оллгуд, ни Аллен Джонс? Вопросы… Вопросы … Ответы, видимо, будут дальше?
Название книги «Ветер сквозь замочную скважину» совпадает с названием самой большой части тома и с названием страшной и удивительной волшебной сказки, которую в детстве стрелку рассказывала его мама и теперь эту сказку юный стрелок рассказывает Маленькому Билли, персонажу истории про шкуровёрта.
Весь роман пронизывают невидимые нити любви матери и сына. Упоминание о маме, матери в тексте встречается 151 раз! И ни разу слова «мамочка»: никакого сюсюканья! По-моему, это та квинтэссенция, ради которой создавалась последняя часть эпопеи «Тёмная Башня». Автор усиливает и делает более яркими штрихи психологического портрета своего любимого персонажа. Воспоминания о маме неотступно следуют за Роландом. Он несёт в душе непосильный груз вины за то, что убил свою мать. Боже, какая это мучительная боль! Как же это страшно! Даже, если истинной виновницей смерти Габриэль Дискейн явилась злая ведьма Риа из Кооса, а Роланд – всего лишь орудием в её руках … Где найти врача для истерзанной души стрелка? Мама – это главное наследство и богатство человека:
– У меня только четыре богатства, чтобы оставить тебе в наследство, – так Большой Росс говорил сыну. – Знаешь какие, сынок?
Тим знал и перечислял их не раз, но не уставал повторять вновь и вновь:
– Твой топор, твоя счастливая монетка, твой дом и твое ремесло – твое место, которое ничуть не хуже, чем у короля или стрелка в Срединном мире. – После этого он умолкал ненадолго и всегда добавлял: – И еще мама. Получается не четыре, а пять.
Роланд лишился матери в 14 лет. По сути, не став ещё взрослым, в том возрасте, который называется переходным. Это самый сложный период в жизни человека: вот он шёл, развивался и вот доходит до того момента, который называется точкой бифуркации. Теперь он может либо продолжать своё развитие, стремясь ввысь к поставленной цели, либо стать на путь упадка, деградации. И в этот ответственный момент он лишается матери. Причём, не просто она «уходит в пустошь в конце тропы», а он сам становится её невольным убийцей. Читатель уже знает, что стрелок никогда не изменит своей цели. Какой же силой духа он должен обладать, чтобы, несмотря ни на что, упорно стремиться вперёд?! Вот что я имела в виду, говоря о психологическом портрете центрального персонажа – Роланда Дискейна из Гилеада.
История Тима Росса, одиннадцатилетнего мальчика, рассказанная юным стрелком Роландом Маленькому Билли, посвящена матери и сыну. Не спроста стрелок рассказывает именно эту сказку. Смысл её сводится к спасению матери её единственным и горячо любимым 11-летним сыном. О, Роланд! Где ты черпаешь силы для своей истерзанной души?!
Но сказка «Ветер сквозь замочную скважину» не выбивается из общей канвы повествования «Тёмной Башни», не является просто сказкой самой по себе. Она органично вписывается в концепцию всего произведения. Для этого имеются связующие звенья: человек в чёрном, автоматический проводник Дария от «Северного центра позитроники», который вдруг выдаёт уже знакомую читателю сентенцию: «Все сущее служит Лучу!» Будет и Тёмная Башня на самых дальних окраинах Срединного мира, до которой мечтает добраться маленький Тим Росс. Правда, не ясно, откуда Габриэль Дискейн, мать Роланда, рассказавшая ему эту сказку, была осведомлена о подробностях такого рода…
Итак, уважаемый читатель, эта книга не приближает нас ни на дюйм к достижению Тёмной Башни. Она всего лишь «привал» на длинном, полном трудностей, лишений и умопомрачительных приключений, пути полюбившегося уже всем ка-тета. Не полюбить его невозможно, уж если вы, как и я, преодолели четыре тома романа-эпопеи «Тёмная Башня».
Нужен ли был этот том для эпопеи, решайте сами. Единого мнения на этот счёт не существует. Но вообразите себе ту радость, какую испытали в своё время поклонники «Тёмной Башни», когда через 8 лет после объявления об его официальном завершении, вдруг появляется «Ветер сквозь замочную скважину»:
А что было дальше, о том незачем говорить – ибо есть в жизни мгновения радости, которые нельзя описать никакими словами.
Юный Роланд, у которого было время в Дебарии, чтобы понять себя и свою мать с помощью по-новому переосмысленной маминой сказки «Ветер сквозь замочную скважину», приходит к одному из наиболее важнейших понятий христианской морали о любви и прощении. Эти понятия общечеловеческие. Они понятны людям различных конфессий и различного вероисповедания. Зрелому человеку они понятны. Наш Роланд повзрослел.
Вот такой глубокий нравственный посыл содержит небольшой по объёму томик «Тёмной Башни», номер которого 4,5. Взросление человека наступает со временем:
Время – это замочная скважина, думал Тим, глядя на звезды. Да, наверное, так и есть. Иногда мы нагибаемся и заглядываем в эту скважину. И ветер, который мы чувствуем у себя на лице – ветер, дующий сквозь замочную скважину, – это дыхание живой вселенной.
Я желаю всем, кто ещё раздумывает над тем, читать или не читать «Ветер», всё же прочитать. Вы не пожалеете. Тем более, будет повод сказать честно, не покривив душой, — я прочитал «Тёмную Башню».
Нортон Коммандер, 22 марта 2022 г.
Роман «Ветер сквозь замочную скважину» — пятая часть «Тёмной башни» (или часть 4,5, так как он был написан после всего цикла, но по внутренней хронологии идёт после 4-ой части).
Не люблю приквелы, но знакомясь с данным циклом, не мог пропустить и этот роман. Хоть в нём практически ничего не сообщается о дальнейшем пути Роланда и его спутников к Тёмной Башне (как и в предыдущей книге «Колдун и кристалл»), роман оказывается интересным и читается легко. Даже можно сказать, что он понравился больше предыдущих частей.
Атмосфера необычного мира Тёмной Башни здесь сохранена, и талант рассказчика, присущий Кингу, проявляется в полной мере. Кроме того, этот роман небольшой по объёму, что редко для Кинга, в нём нет ничего лишнего. Более того, в таком небольшом романе содержится три независимые истории — вложенный сюжет внутри вложенного сюжета. Это совсем небольшой сюжет о Роланде и его нынешнем ка-тете, с которым он идёт к Тёмной Башне + история, рассказанная Роландом, о том, как в молодости он боролся с оборотнем-шкуровёртом + сказка, которую молодой Роланд рассказывает мальчику, герою истории про шкуровёрта.
Mef, 3 ноября 2021 г.
Роланд ведет свой ка-тэт к Темной Башне. Но им приходиться остановиться и переждать суровую бурю, называемую, стыловей. Они запираются в старой церкви и пока ветер за стенами разносит все в пух и прах, Роланд рассказывает историю из своего прошлого. О том, как после смерти матери, он, еще молодой стрелок, отправляется в небольшой городок, в котором происходят странные вещи. По словам некоторых жителей тут завелся шкуровёрт. Человек способный менять свои обличия и превращаться в зверей. Найти и уничтожить этого монстра главная задача молодого Роланда.
Сюжет скажем прямо не замысловатый, но Кинг вплел еще одну историю в историю Роланда. Так мы узнаем историю мальчика Тима, который волей судьбы должен отправиться в темный лес, чтобы найти лекарство для своей матери.
В общем и целом, я бы не стал относить эту книгу к циклу. Да, хронологически она расположена между «Колдун и кристалл» и «Волки Кальи», но к истории Роланда имеет очень слабое отношение. Мы не узнаем ничего нового ни о прошлом стрелка, ни о чем-то важном. Это просто история внутри истории.
Книгу можно смело пропускать и взять с полки, что-нибудь по интереснее. Я немного разочарован.
ZhenyaZ, 5 августа 2021 г.
Добротная сказка для взрослых. В отличие от непосредственно романов цикла, вполне может зайти и читателю, не знакомому с самим циклом. Сказочного здесь, конечно, много — и то, как маленький мальчик чудом выживает в абсолютно нечеловеческих, смертельно-опасных условиях, и, то, как добро, в конце концов, торжествует над злом. Кому-то может показаться странным, но мой любимый персонаж здесь — коварный и отвратительный сборщик налогов. Всегда очень привлекают «злые» персонажи, суть «добродетельных» поступков которых до конца непонятна, неочевидна, а иногда эти поступки могут оказаться и вполне себе добродетельными без «.
majj-s, 27 марта 2020 г.
НА МГНОВЕНИЕ МИР СТАЛ ТАКИМ НАСТОЯЩИМ
Время — это замочная скважина. Иногда мы нагибаемся, заглядываем в нее. И ветер, который мы чувствуем у себя на лице — ветер, дующий сквозь замочную скважину, — это дыхание живой вселенной.
У поклонников «Темной башни» этот роман проходит под кодом «ТБ-4,5». Объясняю: 1. «Ветер сквозь замочную скважину» написан сильно после основного цикла, скорее воспринимается как вбоквел. 2. Не содержит сюжетообразующих подробностей, рассказывает об отрезке пути между Изумрудным городом в четвертом «Колдуне и кристаллле» и Кальей в пятых «Волках Кальи» 3. Больше половины книги занимает сказка: вставная новелла внутри другой вставной новеллы — структура многослойной луковицы.
Семь книг, составляющие Magnum Opus Кинга довольно объемны, перечитать четыре тыщи страниц цикла лишь за тем, чтобы встроить в него новую книжицу, почти нереально. Семь лет со времени появления «Ветра..» до сего дня роман оставался для меня своего рода китайской лаковой шкатулкой: история внутри истории внутри другой истории. Немного напоминает «Глаза Дракона», но в целом очаровательная безделка, не более. Хорошо, что в нашу жизнь входят аудиокниги, хорошо, что есть любимые исполнители, от которых стараешься ничего не пропустить, а уж Кинга тем более, Игорь Князев для меня такой.
Таки да, прослушанная сразу после «Колдуна и кристалла», эта книга оказывается частью сложной мозаики «Темной башни», встает на место как недостающий элемент, многое объясняет в целой картине. Что именно? Не в последнюю очередь предпосылки появления в сдвинувшемся мире «Доброго человека» Фарсона. Мятеж под предводительством которого усугубил проблемы и ускорил падение мира Стрелка. Чуть похоже на Россию_которую_мы_потеряли. Легко вздыхать о вдребезги разбитом хрустальном шаре, воздевать очи горе, поминая шариковых и швондеров. Но если дать себе труд задуматься, чем началось, понимаешь, что на пустом месте революции не возникают, прежде нужно так задавить народ, что ему уже и терять нечего, кроме цепей.
Сказка, озаглавившая роман, не в последнюю очередь об этом. О маленьких людях в отдаленном лесном феоде (области в наших реалиях), разоряемых непосильными налогами. О том, как Гилеад (центр, государство) перестает восприниматься защитой, становясь в глазах простых людей жестоким эксплуататором. О совершенно достоевском: Знаете ли вы, знаете ли вы, милостивый государь, что такое значит, когда человеку некуда больше пойти?
Конечно, история про мальчика Тима, стыловей, колдуна и волшебника не только и не столько об этом. С той же долей основательности можно утверждать, что она о домашнем насилии. О зле, мимикрирующем под сочувствие и о добре. которое выглядит пугающим. О том, что для начала подъема, прежде нужно достичь дна, чтобы было от чего оттолкнуться. О том, что если желание твое сильно, а намерения чисты, сама вселенная поможет тебе (или не поможет, но в крайнем случае можно попробовать в следующей инкарнации). На то Кинг и гений, всегда избыточный.
Итак, вернувшись на Тропу луча в финале «Колдуна и кристалла» ка-тет Роланда пережидает страшный стыловей (добровольная самоизоляция, очень актуально). Чтобы скрасить вынужденное затворничество, Стрелок рассказывает историю из своей юности, о событиях, последовавших за гибелью Сюзан Дельгадо, возвращением в Гилеад и случайным убийством матери. По приказу отца он тогда отправился в один из ближних феодов, терроризируемый шкуровертом (оборотнем). В этот детективный хоррор встроена сказка, которую вчерашний мальчишка Роланд рассказывает другому мальчику, главному свидетелю нападения чудовища на ферму. Кинг — это Кинг, это Кинг. Он лучший и он навсегда.
narsyy, 1 декабря 2018 г.
Стивен Кинг восьмидесятых, девяностых и даже нулевых серьезно отличается от самого себя в версии второго десятка двадцать первого века. В этом в очередной раз убеждаешься, читая этот необязательный роман. Он в меру интересный, и героям здесь хочется верить, но все же он совсем другой. Мир Темной Башни сдвинулся, и Стивен Кинг сдвинулся вместе с ним — может быть, не в лучшую сторону.
Главный герой здесь уже почему-то не неуловимый, всепонимающий и действующий-как-надо стрелок, а простой пацан, который не может похвастаться навыками следопыта,не может в мгновение ока выхватить револьвер, не в силах построить план для достижения цели своего поручения (Подумать только, он получил задание, поехал в другое поселение, узнал подробности и даже после этого не имеет представления, что делать, и действует наугад). И тут хочется задать автору вопрос, какому произведению ставить кол за последовательность развития и становления ГГ , четвертому тому Темной Башни или этому? Почему в четвертом томе это форменный Клинт Иствуд, а в событиях, последующих за ним, это неуклюжий и тупой мальчик, который в центральном эпизоде романа действует так, что хоть стой, хоть падай:
Странно также выглядит история, вложенная в сюжет романа о чистом бытовом конфликте, имеющем место в фэнтези-вселенной, после чего неожиданно появляется возможность совершить удивительное путешествие. Путешествие действительно вышло красивым, но зачем же тут бытовуха? Это, как если бы объяснить приключения Алисы в стране чудес ссорами со старшей сестрой на почве полового созревания и любовного треугольника.
По итогу можно сказать, что роман неплох, но значительно уступает предыдущим частям саги.
lith_oops, 8 февраля 2013 г.
У меня и к Кингу спорное отношение, и к Темной Башне. И вся многогранность этого отношения замечательно изложена в Ветре сквозь замочную скважину.
Ну во-первых Кинг, по моему глубокому убеждению, весьма жизнеутверждающ. Как-то друг falcrum спросил, что же жизнеутвердающего в Томминокерах. И я отвечаю, что только у Кинга спившийся поэт, социальная единица с отрицательным значением, может спасти человечество.
Да, сейчас модно делать героев не просто настоящими, а ущербными. И это правильно, потому что все мы где-то в чем-то ущербны. И так легче ассоциировать себя с персонажем. Зрелому читателю, по крайней мере. Подростки все еще считают себя суперменами, ну да им по возрасту положено.
Но, кроме того, что Кинг фактически был первым, кто не боялся ущербности, он еще и не возводит ее в культ. Что мы видим у той же Буджолд? Майлз – гений и няшка, хоть он сто раз карлик. Но он все равно супергерой. Говорят, в Шалионе у нее там тоже ГГ инвалид, но из той же оперы. Даже очаровашка-Глокта у Аберкромби скорее супергерой вопреки. Ну пусть не супер, но все равно – вопреки. Давайте героя изуродуем, и он будет доказывать кому-то что-то только потому, что он – ущербен.
Кинг же просто не видит ущербности собственных героев. Нет, он видит, но эта ущербность не играет ни за героя, ни против него. Ну вот такой вот он. Все люди разные. Кто-то – инвалид, кто-то – сумасшедший, кто-то умный, ко-то добрый… Все разные и каждый может быть героем истории. И для этого не нужно быть супер, но не нужно быть и недо. Просто нужно быть. Желательно – не пустым местом. Личностью. А уж какой личностью и что к ней прилагается – это уже вопрос таланта рассказчика. И Кинг, безусловно, не талант. Он – гений.
Тем не менее, его Долгая прогулка, например, или Кладбище домашних животных кажутся мне ущербными. И вовсе не потому, что все умерли. «Все умерли» — для Кинга финал нормальный и даже закономерный.
Но в большинстве книги Кинга дают нереальный заряд бодрости. И настоящести. То есть ты читаешь и веришь в то, что единственное, что имеет значение – это ка. Это ты. И то, насколько ты настоящий. Потому что твое ка – это вопрос того, насколько ты реален. И не имеет значения, персонаж ты или нет.
В общем, экзистенциальная такая штука. Из книги каждый выносит то, что сам в нее привносит, я помню. Я выношу это.
Что же касается самой Башни – это очень-очень-очень разные книги.
Стрелок – чересчур затянутая экспозиция. Атмосферная, обалденная и невыразимо скучная. Как и Роланд. Тут надо понять, наверное. Роман Стрелок – это Стрелок и есть. Это Роланд. Он необыкновенно притягательный но при этом настолько же очень отталкивающий. И скучный. Концептуально, епть.
Извлечение троих – завязка и привет Шелдону. Динамика, мысль, интрига – все сорвалось с того старта, коим являлся Стрелок.
Бесплодные земли – квест после завязки. Интрига чередуется с отдыхом. Размеренно, но все еще интересно.
Колдун и кристалл – приквел в прошлое Роланда и в его сущность. И, пожалуй, самая трогательная и настоящая история любви, которую я читала в жизни. Главное – настоящая. Собственно, как и весь Кинг.
Я вообще в книжную любовь не особенно верю. Я и в реальную-то не очень… Точнее, верю, но как в сундуки с золотом и брульянтами – у кого-то они есть, но этих кого-то подозрительно мало. *тихо засовывая сундук под кровать*
Волки Кальи, сильно обруганные Доктором – обалденная атмосферная приключалка, проглоченная лично мной на одном дыхании. Много мыслей, много действия, много аллюзий. Очень сильная вещь.
Песнь Сюзанны – комикс с ужастиком, духом, сумасшедшим вестерном. Чуть похоже на Баркера. Ну насколько вообще кто-то (даже Кинг) может быть похож на Баркера.
Сама Темная Башня – совершенно логичное завершение такой разноплановой истории. Окончание квеста. Ородруин в Ородруине. Мало место, много напряжения. Много врагов на маленьком отрезке пути. Много иллюзий и жестокости. Много реальности.
Ну и Ветер сквозь замочную скважину – еще одна история Роланда о его юности. Основная ошибка, как мне кажется, в том, что часть повествования ведется от первого лица.
Т.е. ка-тет Роланда садится и слушает его историю-монолог. Но Роланд – не тот герой, чтобы говорить от его первого лица. Роланд – это кто-то, кем никто из нас быть не может, и в этом фишка. Я не должна себя с ним ассоциировать. Я хочу с ним познакомится, я хочу с ним выпить, я просто хочу его знать. Но жить с ним под одной крышей, и уж тем более – в его голове, – нет, спасибо. Для меня Роланд – человек-загадка. Он не идеален, местами он тоже ущербен, но при этом он велик. А величие в быту неприменимо.
И я не хочу слышать его рассказ от первого лица. Мне очень резануло восприятие. Нет, это не Роланд. Это, может, его история, но не он.
Да, про саму историю: хорошо. Нарекание то же, что и в Мартине: слишком хорошо, мне надо было отдыхать. Получается, самое начало тянется с трудом, несмотря на то, что ка-тет чудом спасся. Но для ка-тета Роланда «чудом спасся» — это образ жизни, чего переживать?
Дальше – начало истории. Каким был бы Колдун и Кристалл, если бы занимал пятьдесят страниц? Хреновым. Вот и Ветер тоже…
Зато история в истории, сказка про Тима Отважное Сердце – замечательная сказка. Если бы не такая Кинговская, я бы даже прочитала ее своему ребенку. Может и прочитаю… Только завязка сильно долгая, как для детской истории. Но да, я буду вспоминать эту историю перед смертью. Там есть что вспомнить.
Мира там два и оба непревзойденные. Повесть откровенно атмосферная, для того и написана, как я понимаю. Автору не меньше нашего хочется в мир Темной Башни. Это – его мир. Что неудивительно, учитывая, сколько он сидел на наркоте.
Особенно болото торкнуло. В жизни, кстати, никогда не видела, но всякие топи с упырями просто обожаю. Ну нравятся, почти как ледяные пустоши.
Читабельность в центральной истории хороша, а сначала приходится буксовать. Ну, собственно, как и во всем цикле – надо много терпения, чтобы добраться до самого вкусного.
С интригой та же история. Пока запрягал, умереть можно было со скуки, но центр промелькнул перед глазами. Там в самой кульминации положила я книжечку и пошла отдохнуть. Перевести дыхание. Успокоить тахикардию. Умеет, зараза!.. Есть еще порох и все такое. В общем – да. В целом – нет. Чтоб добраться до того самого момента слишком уже много было петтинга. Заснуть можно.
Ну и как могут не удаться персонажи Башни? Они уже есть, они великолепны, и отступлением их не испортить.
Но и Тим, равно как и герои вспомогательной детективной истории – великолепны.
Рабочие с шахт, шериф, фермеры – Дикий Запад как есть. Ну, по крайней мере, как мы его себе можем представить.
Кинг вообще большой мастер с пустого места вылепить экзистенциальность. Какой, блин, Роланд стрелок? Недалекий невеселый неудачник. Но при этом – Стрелок. И не по названию, а по сути.
И после таких книг невольно начинаешь оглядываться вокруг. И думать: кто-то из этих людей – Стрелок. И иногда даже находишь. Сам ведь никогда не увидишь.
Мне думается, в этом и есть главный талант автора – делать обычные вещи волшебными. Не уводить тебя в другой мир и там задорно приключаться. Или уныло топать. Не суть. А именно подарить тебе такие очки, которые позволят тебе видеть необычное вокруг себя. Прекрасное и необыкновенное. Другое. Отличное. Хорошо, честное слово!
Идея, как я уже говорила, для меня у Кинга одна – в победе. Нет, там еще и вокруг много всякого бывает. Но для меня – именно в этом. Неважно, как ты выглядишь, неважно, где проходит твоя жизнь, неважно, что тебя окружает. Значение имеет только твоя сущность, а вовсе не ее реализация в социуме.
Я не говорю, что надо жить так, я говорю о возможности это видеть.
В этом смысле Кинг – замечательный образец взрослого ребенка. Он еще верит в волшебство, но его волшебство – настоящее и взрослое.
И, если горячо любимый мной Мартин выводит волшебство за границу нашего мира и зазывает нас туда, то Кинг умеет сделать волшебным любой мир, даже наш.
Душевность, конечно, в безнадежности и в победе над ней. Так или иначе – ищите и обрящете, стучите – и откроется. Нечего сидеть пятой точкой на завалинке и жаловаться на жизнь.
Хотя тоже – фермерство им не подходит, видите ли. И работа им не подходит. Им только у папы на шее сидеть подходит.
К слову, я вообще тоже домохозяйка. Что не мешает мне фрилансить. Да, чисто символически, чтоб не терять закалку. Чтоб не тупить. Чтобы что-то делать. Хотя не делать прикольнее, конечно.
Так что отсутствующий персонаж в лице мамы Тима мне не понятен в принципе. Ну да, фермером за месяц не станешь. Мол, фермерствовать – это не ее. Но, блин, ты же знаешь, что в лесу опасно и шансы окочуриться довольно высоки. Где тогда заначка? Где погреба, где сундуки? Где вообще хоть какие-то пути к отступлению? Ну да – родить ребенка и ждать, пока он тебя спасет. Хорошо, но не всегда срабатывает.
К слову, это отвратительно. Вроде как дети чего-то кому-то должны.
Ну да, я вообще не люблю истории, где дети спасают родителей. Нет, я понимаю, что в пубертате и на его границе прям необходимо кого-то спасать. Но дети не для того делаются, я думаю. Потому очень раздражает. Хотя тот же Талисман, ага. Может, это больной вопрос у Кинга, а мы не знаем?
Погружение в ту часть мира Башни, где царит Дикий Запад, для меня было довольно проблематичным. Несмотря на восторженные писки, я на самом деле не верю в экзистенциальность добрых самаритян.
А вот в историю Тима – верю, как бы я ни относилась к его мотивации. И к автору, который засунул героя в эти рамки. Поприключалось обалденно, спасибо мэтру.
Перевод: увидела слово нотабеноид и испугалась. Вроде как должно быть плохо. Но нет.
Из правда плохого – сложносочиненные предложения и несоответствие названий привычному переводу. В остальном – отшлифовано, без явных ошибок и несогласованностей. Глаз не режет, читается легко.
Цитаты (я смеялась):
«- Расскажи мне, зачем мы едем в Дебарию.
- Оболочник якобы наводит там страх на добрых людей. На злых, наверно, тоже.»
Ассоциации: Волшебник Урсулы. Так же нудно и так же прекрасно.
Citromon, 24 октября 2019 г.
«Ветер сквозь замочную скважину» была написана Кингом через 8 лет после официального окончания цикла Тёмная Башня. Как пишет сам Кинг, он обнаружил что его старым друзьям ещё есть что сказать, и это стало настоящим подарком судьбы. С точки зрения хронологии, это промежуточная часть между «Колдун и кристалл» и «Волки Кальи». При этом книга имеет весьма интересную структуру — история в истории на нескольких уровнях.
Ка-тет Роланда скрывается от страшной бури которая настигла их по пути в Калья Брин Стерджис. Пока они вынуждены её переждать в старом храме, Роланд рассказывает своим друзьям ещё одну историю своей молодости. На этот раз, после событий описанных в книге «Колдун и кристалл», отец Роланда отсылает его в другой город на поимку страшного чудища Шкуроверта. Тут мы получаем классический рассказ в стиле Ведьмака, но Кинг не останавливается и на этом. В самом рассказе про чудища, Роланд рассказывает ещё одну историю, древнюю сказку, которую ему рассказывала мать в детстве — Ветер сквозь замочную скважину. Она то и становиться основной в этой книге.
Каждая история интересна по своему и владеет своим собственным стилем. Несмотря на прошедшие годы, Кингу не только удалось вернуть в роман дух Тёмной Башни, но и раздуть его с новой силой. Уверен что люди, которые читали, читают, или только собираются прочитать данный цикл, не пройдут и мимо этой части. Стоит ли сейчас читать «Ветер сквозь замочную скважину» по окончании цикла, как это сделали многие или в хронологическом порядке? Думаю что нет никакой разницы. Книга отлично идёт после Колдуна, ну а если вы прочитаете её по окончании серии, то она разбудит в вас не мало ностальгических воспоминаний.
Главный вопрос — стоит ли её читать вне цикла?
Ответ самого Кинга на это — да, если вы знаете пару важных фактов о ка-тет-е Роланда, которые автор описывает в самом начале книги. Мой ответ как читателя — не стоит, и вот почему. Истории рассказанные в этой книге, имеют полное право на самостоятельное существование, но сами по себе, они просто хороши. Что же делает их особыми, так это огромное количество пасхалок относящихся к главному циклу ТБ. Их очень много и они встречаются почти что через страницу. Тут и имена, и события и число 19, и Лучи с их хранителями, и инициалы Р.Ф., и Северный центр позитронии, и ещё куча всего. Для обыденного читателя это пустые слова, но для фаната, это просто клад, и если вы являетесь фанатом ТБ, вы будете в восторге.
kovalenko910, 6 февраля 2018 г.
Еще один небольшой фрагмент истории Роланда Дискейна.
Время — лишь ветер, который дует сквозь замочную скважину, и композиция произведения прекрасно отражает этот поэтический образ. Перед нами разворачивается своеобразная рекурсия: рассказ в рассказе (в рассказе). И на этот раз главной идеей произведения являются взаимоотношения сына и матери.
Сначала мы отправляемся вглубь переживаний молодого стрелка, связанных с образом Габриэль Дискейн. Потом мы попадаем в историю Тима Росса, основным мотивом сказочного путешествия которого является спасение собственной матери. И наконец возвращаемся назад, к Роланду повзрослевшему, который на вопрос: «Ты простил ее (мать), Роланд?» — отвечает: «Да».
Сюжет подчеркивает рекурсию, свиваясь вокруг кульминационных моментов каждого из временных планов произведения воронкой самума или стыловея, предвещающих катарсис и сплавляющих все три плана в одну картину.
Вне всяких сомнений, это самая волшебная книга цикла. Следует добавить, что это не просто водичка, которую автор льет на колеса мельницы, перемалывающей кошельки фанов. Классический сказочный квест, наполненный волшебством, но и не лишенный кинговского реализма, обрамленный историей шкуроверта в декорациях вестерна, множество интересных деталей, касающихся Срединного мира, необычные персонажи, плотное повествование — несомненно, все это идет на пользу книге.
Итак, Кингу опять удалось уловить тонкую ниточку, ведущую в волшебный мир Темной Башни, и тут двух мнений быть не может. Спустя 8 лет он решил дописать еще один фрагмент истории Роланда, и почему нет? Ведь «люди не вырастают из сказок [...] Никогда не вырастают. Мальчик или мужчина, девочка или женщина — мы все живем ради сказок»
Sekundomer, 5 июля 2014 г.
Прочитал «Ветер сквозь замочную скважину». Опупеть просто. С большим удовольствием вернулся в мир Роланда и ка-тетов. С дуру прочел отзывы на этот роман. В общем. Ну да может быть правы те, кто говорит что такую замечательную сказку можно было без обрамления во что либо публиковать. Но ... нет. История-в-истории-в-истории очень даже шикарно. И тем более очень мощно звучат ее тона именно в мире Темной Башни, где вызывают трепет упоминания самой Башни, Лучей, ее хранителей, переплетение с электроникой, имена Человека в Черном и Алого Короля, ушастики. Это точно как раз нужно. И произвело на меня очень сильное впечатление. Мощная сказочная и как бы реальная атмосфера, с этим жутким лесом и магией. Я упивался когда читал, и очень ярко выстроились образы, которые врезались в память. Да, хорошо что не стал перечитывать весь цикл, потому что это действительно та книга, которую нужно читать после того как много лет читал всю эпопею, с наслаждением смаковал каждый том и в нетерпении ожидая следующий. И «Ветер» поднял целую тучу ностальгических нот и воспоминаний. Жаркое, знойное лето чтения первых томов, вокзал и поезд где читал третий том, волшебные новогодние дни четвертого и пятого томов, и снова знойное лето последний частей. Как давно это было! И «Ветер» смог впечатлить! Смог!
Что касается как бы детектива. Первая его часть реально поразила, смачная атмосфера ужастика. А вторая? Кто-то пинает за концовку и развязку. А мне понравилось. Чего тянуть за хвост когда в ушах стоит звон от сказки))
Кинг! Еще хочу что-то подобное в мире Башни )