![]() | Все отзывы на произведения Г. Ф. Лавкрафта (H. P. Lovecraft) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 2004
Страницы: ««(–25) «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 27 28 29 30 [31] 32 33 34 35 . . . 37 38 39 40 41
«Память» |
| |||
Darth_Veter, 02 апреля 2024 г. в 23:00 | ||||
Это даже не рассказ, а несколько затянутый анекдот на тему очередного апокалипсиса. Две сущности, называющие себя Демоном и Джинном, ведут беседу о прежних обитателях этих земель, образ которых уже давно никто не помнит. Как легко догадаться, речь идет о людях. Недаром я сразу же вспомнил широко распространенный во времена СССР анекдот о покойниках с последней ключевой фразой «А чего нас бояться?» Несколько неожиданно, но не слишком страшно. Скорее, печально: человеческая цивилизация не смогла предотвратить собственную гибель, хотя писатели-фантасты постоянно талдычили о ней в своих произведениях, составивших даже особое направление в литературе. Всё случилось, как в известной поговорке: хуже всего воспринимается то, что постоянно находится у тебя под самым носом. ----------- РЕЗЮМЕ: типичный анекдот насчет печального конца человеческой цивилизации. Только вот я лично сомневаюсь, что после людей на этой планете что-нибудь останется — тем более, что-то живое... | ||||
| ||||
«Пришелец из космоса» |
| |||
Darth_Veter, 01 апреля 2024 г. в 17:33 | ||||
К известному аркхэмскому психиатру Натаниэлю Кори поступает весьма необычный больной, утверждающий, что три года находился в теле инопланетянина, в то время как его собственным телом управлял кто-то чужеродный... Читатель, хорошо знакомый с творчеством Лавкрафта, сразу же уловит в данном сюжете своеобразное «повторение пройденного». Действительно, канва рассказа как бы продолжает разговор об принудительном обмене разумами между человеком и представителем Великой Расы. Не понимаю, зачем произведение вообще нужно было писать, ибо ничего нового к уже рассказанному ранее оно не добавит. Очередная жертва «обмена разумами» описывает то же самое, что некогда пережил герой романа «История Чарльза Декстера Варда», только в экспресс-варианте, без лишних подробностей. С одной стороны, это даже хорошо для тех, кто роман не читал, но хочет получить представление, о чем там говорится. С другой стороны, сказавши «А», нужно было говорить «Б», а не повторяться. Тем более, что автор намекал на некую войну с Властителями Древности, которая стала причиной ухода Великой Расы в глубины космоса. Почему бы не посвятить ей новый эпизод «прогрессорской» серии? Жаль, что Дерлет не оказался энтузиастом, а просто повторил старый сюжет в новой обстановке, от лица сотрудника психлечебницы. Читатель и так знает, что никто «обмененному» не поверит и будет считать его обычным шизофреником. Фактически, соавтор Лавкрафта поработал над концовкой рассказа, добавив в нее определенности к судьбе главного героя. А вот сам психиатр выглядит таким фантастическим тупицей, что вызывает даже невольное раздражение. Ему пытаются раскрыть глаза на проводимое инопланетным разумом вторжение в нашу реальность, а он только головой кивает и ничего не предпринимает! Неужели такой дипломированный специалист не может отделить «зерна от плевел» и вычленить истину из рассказа своего пациента? Сегодня с подобной задачей справится даже школьный учитель, которых также обучают основам психологии. В общем, претензии к произведению имеются, но они не фатальные, а чисто ситуативного толка. Читать его можно, только если вы еще не читали упомянутый выше роман. В противном случае просто сэкономьте свое время и отыщите себе более полезное занятие на вечер. ----------- РЕЗЮМЕ: повторение истории, описанной в «Истории Чарльза Декстера Варда». То же фото, только «в анфас». То есть, с точки зрения психиатра. | ||||
| ||||
«Кошки Ултара» |
| |||
Darth_Veter, 30 марта 2024 г. в 18:44 | ||||
В маленьком городке Ультар, что лежит в некой альтернативной вселенной Земли, жили весьма гадкие старики, на дух не переносящие обычных кошек. Точнее, они очень любили их мучить и убивать. Бедные животные громко кричали перед смертью, но остальные жители странным образом боялись прийти им на помощь, не решаясь даже упрекать двух мерзких живодеров. И вот однажды через город прошел караван, в котором был маленький мальчик-сирота и его пушистый друг. Когда последний пропал, у местных появилось весьма стойкое убеждение, что к этому опять приложили свои мерзкие руки двое стариков-садистов. Только вот на этот раз они не учли, что паренек обладает некоторыми мистическими способностями... Помните средневековую сказку по гаммельнского крысолова, избавившего город от мерзких грызунов при помощи волшебной дудочки? Рассказанная Лавкрафтом история очень ее напоминает. Только у нее несколько противоположный финал: кошки никуда не ушли, а просто собрались вместе и решили одну насущную проблему. И после этого бургомистр объявил всех кошек «неприкосновенными персонами». Отчего так случилось, автор не объясняет. Но кому после ТАКОГО захочется ставить указ под сомнение? Хоть кошки и независимы, но всё же позволяют людям скрасить унылые зимние вечера. К тому же, они ловят мышей. Чтобы поднять на них руку, нужно быть весьма изысканным злодеем. Так что вы вряд ли будете сожалеть о судьбе тех двух стариков. Раз люди оказались здесь бессильны, кому, как не самим жертвам, решать подобную проблему? Мораль: если кошку очень долго и упорно «прессовать», то она рано или поздно превратится в самого натурального тигра. ---------- РЕЗЮМЕ: сказка о том, почему в городе Ультаре запрещено убивать кошек. Нашим городам тоже не мешало бы последовать примеру его жителей. | ||||
| ||||
«Слуховое окно» |
| |||
Darth_Veter, 29 марта 2024 г. в 17:57 | ||||
Герой рассказа получает в наследство от своего кузена дом, расположенный в глухой ложбине недалеко от Эйлсбери-Парка. Кузен долгое время изучал археологию и антропологию, поэтому собрал у себя солидную коллекцию разных раритетов, самым главным из которых являлось «стекло Ляна», установленное в южной стене мансарды. И вот что странно: в своем завещании он недвусмысленно советовал будущему хозяину усадьбы сразу же разбить вышеупомянутое стекло, чтобы человечество не постигло некое ужасное бедствие... Затравка этой истории не удивляет, но настраивает читателя на соответствующий лад: речь идет об очередной зловещей тайне, которую предстоит раскрыть главному герою. Понятное дело, что сначала он и не подумал выполнить требования завещания, считая их преувеличенными и необоснованными. А, прочитав так кстати подвернувшиеся дневниковые записи кузена, и вовсе загорелся желанием повторить его опыты. Как говорится, благими намерениями вымощена дорога в Преисподнюю. Интрига состоит в том, чем на самом деле закончится подобная авантюра — смертью героя или гибелью всего человечества? Потому как окошко в мансарде не простое, а волшебное. Точнее, магическое. И то, что сквозь него видно, в нашей реальности не существует. Мораль тут очевидна: «Любопытство и кошку сгубило». Правда, кузену нужно было быть более откровенным со своим родственником, а не говорить загадками, распаляя желание последнего поступить вопреки данному ему совету. ------------- РЕЗЮМЕ: поучительная история, рассказывающая о том, что бывает с теми, кто не следует разумным рекомендациям бывалых людей. Меня одолевают смутные сомнения, что большинство наших читателей поступило бы аналогичным образом, окажись они на месте главного героя рассказа. | ||||
| ||||
«Перевоплощение Хуана Ромеро» |
| |||
Darth_Veter, 26 марта 2024 г. в 17:31 | ||||
Безымянный герой рассказа работает на золотоносном прииске в Скалистых горах. Некогда он служил в Индии в английских колониальных войсках, где и раздобыл красивый перстень, привлекший внимание одного из дальних потомков ацтекского племени. Судя по всему, именно эта побрякушка стала причиной одного грандиозного обвала в копях, унесшего жизни нескольких забойщиков... Я полностью согласен с мнением самого автора, не желавшего публикации этой новеллы даже в «самиздатах». Сюжет у нее многообещающий, но плохо реализованный. Во-первых, нужно было правильно расставить акценты, выдвинув на первое место существенные причины катастрофы, а не заставлять читателя самостоятельно восстанавливать все сокрытые автором связи. Во-вторых, яснее изложить связь странных звуков, раздававшихся из провала, с ацтекской мифологией. Уже одно это должно было заставить читателя замереть в тревожном предчувствии, ибо жестокие ритуалы этого племени индейцев известны широкому кругу грамотных людей. В-третьих, не очень впечатляет и «ментальное» путешествие героев в глубины открывшейся бездны — слишком мало деталей, слишком туманны образы. Удивляет только то, что этот вояж был не на самом деле, а в воображении героя и его индейского спутника. И совершенно непонятно, почему пострадал только последний — только из-за того, что он был потомком ацтеков? А что — для Уицилопочтли не-индейцы никакой ценности не представляли, чтоль? Тогда автор действительно не знает историю и традиции этого племени! Ибо у ацтеков не было никакого представления о единстве расы: они постоянно воевали со своими соседями, чтобы их жрецам было чьи сердца вырывать на вершинах пирамид. Каждый город был сам за себя, а жителей остальных городов соплеменниками не считал. Тем более, что языки их немного отличались, особенно, в произношении. Так что не было разницы, кого именно приносить в жертву. Поскольку сама процедура жертвоприношения в рассказе не описана, это не создает в сознании читающего необходимой атмосферы, оттого и не страшит его. В лучшем случае он только недоуменно пожмет плечами и перейдет к чтению следующего по порядку произведения. ----------- РЕЗЮМЕ: экскурс в сторону древнего ацтекского проклятия, которое было инициировано необычным артефактом главного героя. Прежде чем повесить на себя какую-то красивую побрякушку, вначале изучите ее историю, чтобы случайно не прогневить древних богов. | ||||
| ||||
«Холодный воздух» |
| |||
Darth_Veter, 26 марта 2024 г. в 16:55 | ||||
Сотрудник одного из нью-йоркских журналов снимает комнату в весьма мрачном доме на 14-й Западной улице. Причина проста: у героя не хватает средств на более приемлемое жилье. Отсюда все его неприятности. Их источник — странный сосед сверху, устроивший в своей квартире весьма шокирующие условия: низкую температуру и постоянно протекающую соляную ванну, от которой разит, словно из раскопанной могилы... Хоть и написан данный рассказ в лавкрафтовском стиле (постепенное нагнетание атмосферы страха и тревоги), но сам его сюжет всё же недоработан и потому слабоват. Обстоятельства, с которыми столкнулся главный герой, не так пугают и шокируют, потому как всю необходимую для этого информацию читатель получит только в самой концовке, а до этого он будет только гадать, чем на этот раз автор собирается его удивить. Чем вообще может испугать старик-доктор, постоянно принимающий солевые ванны и боящийся нормальной температуры в помещении? Я сам лично живу при средней температуре 20 градусов по Цельсию, что всего лишь на 8 градусов выше описанной в новелле. Разница, конечно, имеется, но не столь существенная. Исходя из причины, можно было бы понизить это значение вообще до полного нуля — тогда бы всё было правдоподобнее и необычнее. К тому же, температура тут вовсе не главный фактор: она понадобилась рассказчику, чтобы привлечь внимание читателя к необычной особе старика-доктора. А главным фактором является как раз несколько «лежащая в тени» соляная ванна. С нее, собственно, вся история началась, ей же и закончится. Именно ее я бы выдвинул на первое место, а вовсе не какой-то «холодрыльник». Потому как нормальный человек в подобный раствор лечь не сможет. На этом и надо было сыграть, чтобы заинтриговать читающего. Из-за таких вот неверно расставленных акцентов рассказу не хватает атмосферности, которая так характерна для произведений Лавкрафта. --------- РЕЗЮМЕ: рассказ о странном докторе, безвыездно живущем в своей квартире с экстремальными условиями. Вряд ли вы догадаетесь о причинах подобного затворничества, так что финал истории вполне может вас удивить. | ||||
| ||||
«Запертая комната» |
| |||
Darth_Veter, 25 марта 2024 г. в 17:38 | ||||
Эбнер Уэйтли получает в наследство от умершего деда его дом с водяной мельницей в Данвиче, что расположен недалеко от Аркхэма. Уже одно это должно насторожить опытного знатока творчества Лавкрафта: в этой местности всегда происходят какие-то сверхъестественные события. В этот раз ими являются необъяснимые случаи гибели диких животных и домашнего скота на берегах протекающей рядом реки Мискатоник. Местные жители связывают их с проклятием рода Уэйтли, породнившегося много лет назад с кошмарными обитателями тихоокеанских глубин... История на любимую лавкрафтовскую тему — темные культы Дагона и Ктулху — была в очередной раз дописана и переработана Августом Дерлетом уже после смерти писателя. Судя по стилю новеллы, именно последнему принадлежит честь написания большей части текста. А Лавкрафт либо разработал саму концепцию произведения, либо ограничился только базовым наброском, на который Дерлет «нарастил мяса». Это заметно по большей литературности произведения и относительно слабой его атмосфрености. Читать такой «комбинированный» труд легче, но в итоге он не так сильно впечатляет читающего, как это делали произведения самого Лавкрафта. Правда, Дерлет смог значительно повысить интригу сюжета, дозированно давая своему читателю важную информацию. Поскольку делает он это открыто, без каких-то косвенных намеков, главную суть семейного «проклятия» понимаешь уже к четвертой странице. А дальше идут следствия, которые кажутся уже далеко не случайными. Например, пожизненное «затворничество» тети главного героя. Совершенно ясно, отчего дед посадил ее под своеобразный арест: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Но как-то вызывает сомнение тот факт, что предок не сообщил истинной причины такого решения никому из своих родственников, и «тянул лямку» в одиночку. Уж своему родному брату вполне мог бы довериться! В итоге внук вынужден был поднять все сопутствующие документы, чтобы докопаться до истины. В жизни такого, конечно, не случается, зато автору удалось создать атмосферу постоянно нарастающего страха и смутной тревоги. Я думаю, что в атмосферности Дерлет явно проиграл Лавкрафту, а вот в описании предыстории «проклятия» выиграл, ибо раскрыл все семейные секреты, не оставив никаких неясностей. В какой-то степени рассказ можно даже считать своеобразным детективом, в котором главный герой задним числом проводит расследование, пытаясь установить причины и корни давно канувших в Лету событий. Именно из-за такой формы произведение и становится интересным. Даже после раскрытия ключевой тайны оно всё равно продолжает впечатлять своей фантазией. Концовки всегда были слабой стороной Лавкрафта и сильной — Дерлета. Может, им двоим давно стоило бы создать творческий союз по созданию пугающих шедевров? Кто знает, каких высот он позволил бы тогда достичь...дело было вовсе не в ней самой, а ее сыне, родившемся от представителя «проклятого» семейства Маршей — он уже совсем перестал походить на обычного человека. Понятно, что дед не смог лично убить это чудовище — всё же он приходился ему внуком. ---------- РЕЗЮМЕ: история одного семейного проклятия, корни которого лежали в опрометчивом браке одного из дальних родственников героя. Произведение в большей степени дерлетовское, чем лавкрафтовское. Наверное, это один из главных его «плюсов». | ||||
| ||||
«Модель Пикмана» |
| |||
Darth_Veter, 24 марта 2024 г. в 16:33 | ||||
Ричард Аптон Пикман был выдающимся художником, создававшим весьма специфические картины. Их специфичность заключалась не в особом изображении людей или пейзажей, а в создании весьма натуральных образов потусторонних созданий — вампиров, демонов и прочей нечисти. Как выяснилось, автор не выдумывал их, а рисовал с натуры... Еще один экскурс Лавкрафта в область искусства, на этот раз — в живопись. Не нужно какой-то особой подготовки, чтобы так или иначе судить о написанных кем-то картинах. Большинству людей нравятся реалистичные картины, написанные в стиле натурализма и документализма. Но имеется категория поклонников, для которых главное — не образ, а чувства, которые возбуждает картина. Такое течение в искусстве называют экспрессионизмом. В таком стиле, к примеру, творили Марк Шагал и Альфред Сислей. Создаваемые ими образы были явно искаженными, почти гротескными, зато вызывали в душе зрителя сильный эмоциональный отклик, который ценился больше, чем правдоподобие самой картины. Творения Пикмана, судя по всему, относились к первому, натуралистическому, типу. Чем, собственно говоря, и пугали и восхищали одновременно. Думаю, неким их аналогом сегодня может служить творчество Бориса Вальехо, пишущего в манере «фантастического документализма»: образы на его картинах вполне узнаваемые, почти что фотографические, а вот окружающая обстановка явно не от мира сего. Правда, натуры у него вполне реальные и обычные — особенно женщины, которых он изображает почти исключительно в голом виде. Такой вот специфический вуайеризм: красота тела в нем возведена в ранг своеобразной религии. У Пикмана всё было с точностью до наоборот: он писал самое ужасное и отвратительное, которое могло радовать только самых изощренных извращенцев. Поэтому большинство своих картин он никому не показывал. Исключение было сделано для рассказчика — и то для того, чтобы впечатлить читателя столь необычной формой творчества. Меня лично не вдохновляют ожившие мертвецы и прочая кровожадная нечисть, хотя на монстров Вальехо я смотрю достаточно спокойно и даже с интересом. Так что суть рассказанной Лавкрафтом истории не кажется мне такой уж фантастичной. ---------- РЕЗЮМЕ: рассказ о том, КТО именно может служить натурой для сюрреалистических картин талантливого художника. Недаром говорят, что за подобное мастерство большинство людей готово продать свою душу дьяволу. | ||||
| ||||
«В склепе» |
| |||
Darth_Veter, 23 марта 2024 г. в 17:39 | ||||
Известный жулик и пьяница Джордж Бёрч попадает в не очень приятную ситуацию во время исполнения своих непосредственных обязанностей: он оказывается заперт в склепе, где временно хранились непогребенные по тем или иным причинам покойники. Нет-нет, это не очередной «ужастик», а скорее — ироничный мистический саспенс. Бёрч выживает, хотя и становится инвалидом. И после этого случая решает сменить свою опасную профессию... Если б на обложке не была написана фамилия Лавкрафта, я бы даже и не подумал об его авторстве. Юмор и даже легкая ирония ему были совсем не присущи. А в данной истории много несерьезного. Хотя писатель и пытается придать всему тревожный и пугающий тон, выходит всё с точностью «до наоборот» — читатель не пугается, а улыбается, наблюдая за нелепыми попытками гробовщика выбраться из заблокированного судьбой склепа. Сразу же на ум приходит аналогичный по идее рассказ По «Похороненный заживо». Только вот у По нет никакой мистики — это обычная «страшилка», а у Лавкрафта она явно присутствует, иначе как можно еще объяснить месть «неправильно» похороненного мертвеца своему мучителю? Разгадка и суть всей истории излагается в самом последнем предложении рассказа, что для Лавкрафта также нехарактерно. Но все источники утверждают, что он написал сие произведение 18 сентября 1925 года без всяких соавторов. Что ж, писателю нужно разнообразить свой стиль, чтобы не закостенеть в своем творчестве. Почитайте и повеселитесь от души. ----------- РЕЗЮМЕ: история о том, как покойник смог отомстить гробовщику за недостойные похороны. Мораль: «Не стоит жульничать с усопшими, надеясь на то, что смерть всё спишет». Кое-какие должки она иногда дозволяет ликвидировать. Наверное, за особую плату. | ||||
| ||||
«Ведьмин лог» |
| |||
Darth_Veter, 22 марта 2024 г. в 17:02 | ||||
Герой рассказа работает в сельской окружной школе недалеко от Аркхэма. Место само по себе мрачное и запущенное, детей до смешного мало, поэтому большого желания ехать сюда учительствовать особо не наблюдается. Ученики это тоже понимают, так что найти к ним правильный подход сможет не каждый. Новый учитель сделал почти невозможное: заручился уважением двадцати шести подопечных из имеющихся двадцати семи. А вот «навести мосты» к угрюмому Эндрю Поттеру всё никак не удавалось. Решив заняться этим делом основательно, герой едет к Поттерам лично, чтобы ознакомиться с их бытом на месте. И сразу понимает, что там что-то нечисто... Если все ранее рассмотренные мной рассказы, что были дописаны Августом Дерлетом после смерти Лавкрафта, были совсем неплохи и даже в чем-то оригинальны, то данный образец совсем из другой оперы. Нормальным в нем остался только сам литературный язык. А вот сюжет немного «провис» из-за недостаточной проработки. Если уж речь идет о вселении в тело человека инопланетной сущности, нужно было сделать это более явным и очевидным по контрасту с обычными людьми. А Дерлет просто ограничился мрачным внешним видом и абсолютным равнодушием к учебе. Мне кажется, что уж к истории и точным наукам инопланетные гости должны были проявлять хоть какой-то интерес — они же собирались разведывать обстановку! В чем же тогда состояла эта разведка, как не в получении важной информации? Да и не стоило угрожать учителю, привлекая к себе внимание со стороны властей. Разве разведчики на чужой территории так себя ведут? Каков сюжет, таков и финал: создается впечатление, что в рукописи не хватает парочки листов, где всё разъясняется должным образом. Скорее всего, Дерлет не стал ничего менять в оригинале, а придумывать что-то свое ему было лень. Поэтому в произведении остались заплатки, шитые белыми нитками, которые очень сильно бросаются в глаза. Жаль... Ибо при творческом подходе из рассказа могло получиться что-то дельное, подобное сценарию фильма «Они живут среди нас» (They live...) или даже «Люди в черном». ----------- РЕЗЮМЕ: история одного инопланетного вторжения, которое смогли предотвратить школьный учитель с экзорцистом-профессором. Определенно, Джоанна Роулинг читала этот рассказ в детстве, раз решилась на написание целой серии романов о похождениях странного мальчишки по фамилии Поттер. | ||||
| ||||
«Другие боги» |
| |||
Darth_Veter, 07 марта 2024 г. в 17:33 | ||||
События этой маленькой новеллы происходят в мифическом «мире сновидений», куда души людей попадают во время ночного сна. Время там течет по-иному, так что за одну ночь там можно прожить изрядную часть своей жизни. Чтобы попасть в этот мир физически, нужно пройти определенный «испытательный» период, необходимый для знакомства с языком и обычаями тамошних аборигенов. Всё в этом мире не так, как у нас, хотя определенные параллели иногда провести можно. Данная история посвящена легендарному походу ультарского мудреца Барзаи и священника Аталя на вершину горы Хатег-Кла. Их целью было не само покорение этой неприступной вершины, а ... встреча с богами, которые очень любили пировать на ней. Барзаи носил прозвище «мудрый» за то, что прочел семь тайных книг и потому очень много знал о богах. Только вот на этот раз дело сразу пошло не так, ибо в тот памятный вечер неожиданно началось лунное затмение... Иронично-саркастичный тон рассказа подскажет опытному читателю, что история закончится совсем не так, как это виделось ультарскому мудрецу. Слишком уж пафосны его речи и неколебима уверенность встретиться с богами. Как раз тот случай, когда даже опытной старухе не избежать прорухи. Сам факт затмения уже подскажет вам, каков будет результат восхождения на гору (так и хочется сказать: Синай). Его поведает нам священник Аталь, от лица которого фактически и ведется повествование. Мораль сей сказки такова: не говори «гоп!» перед прыжком через лужу, ибо после этого непременно вываляешься в грязи. ------------- РЕЗЮМЕ: небольшой анекдот на религиозную тематику, рассказывающий о нежданной встрече с богами. Попы и прочие церковники будут просто в ярости от него. | ||||
| ||||
«Показания Рэндольфа Картера» |
| |||
Darth_Veter, 02 марта 2024 г. в 17:58 | ||||
Двое приятелей-гробокопателей, начитавшись древних книг о паранормальном, спускаются в один из склепов заброшенного кладбища, расположенного у трясины Большого Кипариса. Идея такого путешествия пришла к ним после прочтения загадочной книги на древнем языке, которую приятель Картера получил из не менее загадочной Индии. Никаких разумных объяснений от него не последовало, кроме одного: поскольку у Картера весьма слабые нервы, спускаться вниз он не будет, поддерживая связь с приятелем посредством обычного проводного телефона. Возможно, именно поэтому герой и остался жив, хотя и был найден в невменяемом состоянии довольно далеко от кладбища... Довольно простая мистическая история, в которой вообще не будет ни одного мистического образа, а одни только косвенные намеки, построенные на эмоциональных сообщениях картеровского приятеля по телефону. В начале ХХ века подобный метод, может быть, был прогрессивным и оригинальным, но сегодня, когда даже у школьников в кармане лежит целый компьютер, подключенный к всепланетной информационной сети, он кажется безнадежно устаревшим и даже смешным. Не помогает делу и финальная фраза, которую герой услышал по телефону и которая по идее должна была ОЧЕНЬ напугать читателя. Прочесть данный рассказ нужно только для того, чтобы ознакомиться с историей жизни героя цикла произведений Рэндольфа Картера. Других причин я пока не вижу. ----------- РЕЗЮМЕ: самый ранний из рассказов о Рэндольфе Картере, в котором он впервые встречается с необъяснимым и мистическим явлением. Можете почитать и посмеяться над страхами, одолевавшими людей прошлого века. | ||||
| ||||
«Неименуемое» |
| |||
Darth_Veter, 29 февраля 2024 г. в 17:18 | ||||
Литературный «двойник» Лавкрафта, Рэндольф Картер, сидя на руинах старого захоронения в Аркхэме, обсуждает со своим приятелем вопросы проявления в нашем мире сверхъестественного (которое он мягко называет «неименуемым»). Его собеседник не верит в подобные проявления, хотя по натуре своей является верующим человеком. Тогда Картер приводит ему наглядный пример из своей жизни, когда он сам лично впервые столкнулся с необъяснимым. И это необъяснимое совершенно неожиданно проявило себя, как только рассказ был закончен... Сюжет произведения построен немного иначе, чем аналогичные творения писателя. Во-первых, атмосфера рассказа довольно спокойная, а ужас появляется только в самой концовке, так сказать, «под занавес». Никакого плавного нарастания чувства страха нет — всё происходит резко и неожиданно. Поэтому воздействие на нервы читателя будет существенно отличаться от того же «Безымянного города». Во-вторых, автор намеренно скроет от нас весьма существенную информацию: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Сделано это затем, чтобы концовка истории стала полной неожиданностью и как следует ударила по нервам, вызвав в душе подобающее сюжету чувство. Хотя опытный читатель сразу поймет, куда клонит писатель, чтобы вовремя подготовиться к финальному откровению. Пожалуй, такой прием несколько разнообразит слабый сюжет рассказа и выделяет его среди прочего ряда произведений писателя. Не исключаю вероятности того, что Лавкрафт стал своеобразным новатором, применив его в начале ХХ века. Даже сегодня он кое-кого способен испугать, а уж про изнеженных читателей прошлого века и говорить не приходится! Все пионерские байки, которые рассказывали ночью у ярко пылающего костра, были устроены по аналогичному принципу: невинное начало и неожиданная пугающая концовка. Девчонки гарантированно визжали, заслышав ее от рассказчика. Особенно, если тот артистически изменял тональность своего голоса и производил резкие и пугающие движения руками. Так что для получения нужного эффекта данный рассказ следует не читать, а слушать в соответствующем звуковом исполнении.оба приятеля сидят на той самой могиле, где был похоронен «неупокоенный дух», а полуразрушенное здание перед ними было некогда его домом. ------------- РЕЗЮМЕ: история сверхъестественного, которая неожиданно подтвердила свою реальность сразу после изложения ее рассказчиком. Она напомнила мне одно из «пионерских» испытаний: пойти ровно в полночь на кладбище и принести оттуда положенный в дневное время крестик (или зажженную лампадку). | ||||
| ||||
«Безымянный город» |
| |||
Darth_Veter, 28 февраля 2024 г. в 23:14 | ||||
Герой рассказа, изучая древние манускрипты, находит в них упоминание о некоем «допотопном» городе, основанном первожителями Земли задолго до появления человеческой расы. Потратив несколько лет на поиски, исследователь наконец-то находит город где-то в песках Аравии. Но, увидев его руины в свете заходящего солнца, он внезапно почувствовал внутри себя какой-то суеверный и потому необъяснимый ужас, который сильно поубавил первоначальный восторг от сделанной находки. Реальность в очередной раз оказалась страшней и опасней любой исторической хроники... В предисловии к рассказу Лавкрафт упоминает, что идея его написания родилась из казалось бы невинной фразы Дансени в «Книге чудес» — о загадочной «неотражаемой черноте бездны». Несклонному к писательству человеку сложно понять, как из этих трех слов мог родиться сюжет другого произведения. Но писатели — это особый сорт людей, живущих образами и идеями. Они — творческие натуры, умеющие видеть многое в малом. Так обстояло дело и с бездной Дансени, в которой сам автор видел только красивые эпитеты. А Лавкрафт сразу увидел ее в зеве огромного подземного храма, наполненного темнотой и призраками прошлого. Нормального человека вряд ли заставишь спуститься в него на закате дня, но герои писателя — самые настоящие энтузиасты и авантюристы, готовые продать душу дьяволу за очередную находку или открытие. Поэтому они сначала делают, и лишь затем думают, а стоило ли это делать вообще. Тем более, что речь шла о городе, выстроенном совершенно чуждой человеку расой разумных существ. Расой рептилоподобных хищников, не испытывающих жалости и сострадания к иным живым созданиям. Автор прозрачно намекает, что даже сам Бог не вынес их жестокости и уничтожил весь род, низвергнув на Землю воды Великого Потопа. А потом намеренно скрыл от человеческих глаз руины Безымянного города. Безымянного, потому как в нашем языке для него просто не было названия, ибо один только образ этого города был способен свести с ума несведущего человека. Так что сам собой возникает вопрос: а стоило ли тогда его искать? Или же поступить, как того советовал какой-то мудрец: тайное всегда должно оставаться тайным, чтобы не смущать вопросами слабый рассудок человека. Думаю, горе-археолог получил ответ на этот вопрос, когда добрался до ведущей в бездну бронзовой двери. Только вот изложить его читателю у него возможности уже не было. ---------- РЕЗЮМЕ: история открытия одиночкой-археологом древнейшего города на Земле, построенного на десятки тысяч лет ранее Вавилона или Мемфиса. А для меня лично стало откровением, откуда Лавкрафт взял имя автора своего «Некрономикона». Стало быть, все писатели с детства живут в некоем выдуманном ими мире, который и пытаются раскрыть на страницах написанных ими произведений. | ||||
| ||||
«Зов Ктулху» |
| |||
warlock1980, 26 февраля 2024 г. в 10:43 | ||||
Полагаю, читатель 1928 года, года, когда был написан этот рассказ, был поражён. Представьте себе человека тех времён, незнакомого со всеми благами технической цивилизации, живущего на самой заре зарождения телевидения. Думаю, что всё творчество Лавкрафта, и в частности, рассматриваемый рассказ, на многих, очень многих произвело неизгладимое впечатление. Даже сейчас проникаешься неповторимой, гнетущей, липкой атмосферой, объединяющей в себе старину тех лет и некий неосязаемый ужас перед неизвестным, проявляющийся в культах, снах, сумасшествии, жертвоприношениях и, наконец, в столкновении с НЕЧТО, не поддающемуся никакому внятному объяснению и не укладывающемуся в привычный образ жизни гражданина 1928 года, а значит, со ЗЛОМ, сводящим с ума. Лавкрафт в данном конкретном рассказе проявил себя как художник, создающий перед читателем атмосферу, настрой, которые уже работают сами по себе, создавая у зрителя яркую картинку, при этом почти не используя присущие хоррору различные натуралистичные описания. Здесь ужас другого рода — ментальный, давящий на психику особенно впечатляемых читателей. И Лавкрафт, безусловно, обладает достаточным литературным мастерством, чтобы передать этот ужас на бумаге, в своих произведениях. | ||||
| ||||
«Серебряный Ключ» |
| |||
Стронций 88, 19 января 2024 г. в 16:15 | ||||
На мой взгляд, этот рассказ – один из важнейших; центральный в цикле о Рэндольфе Картере и Мире снов и, возможно, один из главных во всем творчестве Лавкрафта, если вспомнить, что Картер является неким альтер-эго автора. На мой взгляд, именно тут и произошло превращение Картера из простого героя страшных рассказов Лавкрафта в странника по Миру сна, проводника эстетических принципов автора. Рассказ, по сути, это биография Картера (упоминаются и события двух предыдущих рассказов – автор будто вживляет их в новую концепцию Картера). Здесь и он, и манера его раскрытия мне напомнила чем-то Крейслера у Гофмана – такая же насмешка героя, вынужденная, как реакция на пошлость и плоскость окружающего мира, тяга пусть к сумрачной, но запредельной красоте, скептический взгляд на общество, на христианство и атеизм, и поиск, щемящий поиск утраченного… В этом рассказе нет Мира снов, но есть его отражение в душе героя – мечты, ощущения забытого сна, вечная цель. В какой-то момент мне в голову закралась странная, выходящая за рамки логики рассказа мысль: а не есть ли весь этот огромный чарующий и страшный Мир снов со всеми его красотами созданием мыли и грез исключительно Рэндольфа Картера? Он здесь кажется человеком, чей внутренний мир вполне мог создать такие огромные самостоятельные полуреальные пространства. В рассказе замечательный язык – язык, каким автор изображает Мир снов. Но перенесённый сюда, в мир реальности, изображая его и самого героя, это язык кажется мне ещё более привлекательным. Создается удивительная атмосфера – когда всё красиво и немного мрачно, эдакая поэтичная и притягательная закатная красота, но лишённая пафоса и байроновского высокомерия, сбитая ощущением скрытого вселенского одиночества и грусти. И довольно занятный сюжет, я бы даже сказал необычный сюжет – выпадающий из авторского штампа как истории ужасов Ктулху, так и историй Мира снов; Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) странное тревожное и немного сентиментальное путешествие во времени, к самому себе, так как «Спокойная, вечная красота достижима лишь в волшебных снах, но мир предпочел забыть о ней, отринув тайны детства и волшебства». | ||||
| ||||
«Кошмар в Ред-Хуке» |
| |||
Стронций 88, 19 января 2024 г. в 11:21 | ||||
Я обратил внимание, что истории Лавкрафта редко идут от третьего лица – чаще они являются некими исповедями или чьими-то найденными записками (почти как «найденные плёнки») и дневниками. Этот же рассказ от третьего лица. Да и профессия героя кажется довольно оригинальной для авторского наследия – полицейский. Пусть мистик в душе, но по профессии полицейский. Однако эта профессия вводит в некоторое заблуждение. Можно ожидать от истории детективной интриги или расследования какого-нибудь темного дела, но этого нет – всё написано в обычной для Лавкрафта хроникерской манере, так как она могла бы быть почерпнута из газет. Герой тут больше свидетель истории (и лишь в конце, как водится, участник) – таким образом, его профессия как будто и не влияет на её суть. Не очень-то характерно для служителей порядка. У Лавкрафта часто криминальные и полукриминальный слои общества находятся в соседстве с тайными богомерзкими знаниями и ритуалами. Вещь не новая. Вспомнился, например, Гофман, у которого разбойники частенько оказывались служителями сатаны. Это психологическое. Криминальные дела противоестественны, ненормальны с точки зрения морали, религии и права, а это уже практически проделки дьявола и его приспешников. Две вещи, идущие рук об руку. И здесь Лавкрафту удается, на мой взгляд, весьма убедительно нарисовать картины места лишённого закона и морали – мрачные халупы, притоны, разноголосое и разноликое общество обитателей доков – настоящая выгребная яма города. Расизм? Это обвинения в данном контексте я не очень-то понял… Контрабанда и незаконная иммиграция в данных «городских красотах» вряд ли была бы похожа на общество одетых с иголочки джентльменов. В чём я увидел легкий перекос, так всё-таки в этом упорном авторском давлении, что вот все, непременно все подобные места и личности сохраняют некие первобытные оккультные знания… Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Но даже в этом рассказе создаётся ощущение, что этот сатанинский ритуал укоренился в Ред-Хуке скорее благодаря старому книжнику, чем существовал там ранее. А в какой-то момент я поймал себя на мысли, что по нынешним временам реалистичнее (и от этого даже страшнее) смотрелось бы возникновение в таком месте некоей тоталитарной секты, нежели сверхъестественного древнего ритуала. Второй момент, который меня смутил, был тот самый апогей – Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Вернее, как это описано. Всё же Лавкрафт чаще действует описанием какой-то одной детали страшного, или нагнетанием атмосферы и жуткой недосказанностью. то, что видел главный герой рассказа. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Для меня это было не так уж и страшно (и вправду напоминало бред героя), как исступлённая тонкость и намёки в других работах автора, и даже не так тревожно, как сквозящий жуткий смысл происходящего в хроникерских описаниях событий в Ред-Хуке здесь же, в первой половине рассказа.Здесь же (исключительно моё мнение) полотно страшных видений неслось с бешеной скоростью, было огромным, и казалось, в нём намешано всего сверх меры. | ||||
| ||||
«Таинственный дом в туманном поднебесье» |
| |||
summer_child, 19 января 2024 г. в 08:21 | ||||
Парадоксальным образом напомнил мне Крапивина. У того тоже всё про это: не пожранный ещё рутиной романтик находит какую-нибудь заброшку, затаивает дыхание и там встречает... что-то. И повернуло тут всё в красивую сказку, но верно и обратное – у Крапивина много таких мест, где лавкрафтовкий ужас прямо БЛИЗКО. Типа мёртвого лётчика, влетающего на лоджию. | ||||
| ||||
«Заточённый с фараонами» |
| |||
Стронций 88, 16 января 2024 г. в 18:02 | ||||
Я так и не смог понять, да и информации не нашел, что странно, учитывая культовый ныне статус автора, был ли этот рассказ написан (цитируя примечания) «совместно или для Гарри Гудини». И то и другое было бы поразительным фактом, ведь Гудини уже при жизни был человеком-легендой, а Лавкрафт при жизни не издал ни одной книги, и чаще печатался лишь в полупрофессиональных жанровых журналах. Странное и при этом грандиозное сочетание авторов. Но имея лишь этот расплывчатый комментарий, легче придти к выводу, что рассказ, скорее всего, просто написан от лица Гудини, и ничего более. По-моему, рассказ ощутимо разваливается на две части. Первая – путешествие по Египту – напоминает скорее Жюля Верна, ту его ипостась, которая творила истории, сидя над путеводителями, картами и туристическими справочниками. Вот такая же холодность и академичность – кажется, из тех самых путеводителей взяты целые абзацы, а образцы натуры перерисованы с фотографий туристов и исследователей. А вот уже во второй части чувствуется Лавкрафт во всей его красе – иррациональный ужас, описанный с размахом, с многословным исступлением, накатывает волной; чудовищные глубины, циклопические сооружения, тонкие намёки Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) , кошмарные видения (или не видения?), таинственные и страшные ритуалы. Немного сбило, на мой вкус, то, что герой в самый разгар мрачного действия забежал вперёд и выдал всю концовку своего приключения, но так, конечно же, автор облегчил себе завершение рассказа (на сверхъестественное происхождение проводника героя, например) Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) (то, что обычно не видно у него после образного «и я бежал в безумии»). | ||||
| ||||
«Другие боги» |
| |||
Стронций 88, 11 января 2024 г. в 13:31 | ||||
Сновидческий цикл Лавкрафта я в своё время начал с «Сомнамбулических поисков неведомого Кадата», романа, который очень меня поразил, и который я по-прежнему считаю одной из вершин творчества автора. Сейчас же я вижу, что роман впитал в себя многое из того, что уже было написано ранее, являясь истинной вершиной пирамиды всего цикла. Впитал он и этот рассказ – богов земли, играющих на вершинах гор, и лики богов, оставленные на одной из гор, кажется, именно туда поднимался герой «Сомнамбулических поисков…». А ещё этот рассказ чем-то напоминает более ранний «Таинственный дом в туманном поднебесье». В этом есть своя внутренняя логика авторского мира Лавкрафта. Как известно, мир снов и мир реальности у него взаимосвязанные и взаимопроникающие – игра богов на Хатег-Кла и присутствие таинственных существ в доме, в который можно попасть только с воздуха, вполне могут быть одним и тем же событием, отражённым в разных плоскостях бытия. Как минимум такая интерпретация кажется мне интересней, чем мысль о банальном самоповторе… Что до самого рассказа, то он, как и остальные истории из мира снов, имеет свое изысканное очарование. Красота «Сказок тысячи и одной ночи» и налёт притчи. Мне вот только кажется, что Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Но все это, естественно, моё сугубо личное мнение. вторжение неких иных богов на праздник богов земли чуть избыточно, как дань ремеслу создание страшных истории. И без них просматривалась гибель самонадеянного, посчитавшего себя более сильным, чем боги земли, героя – уж мы-то помним, что боги земли сами по себе могут быть жестокими. И без этого просматривался аллегорический смысл – эдакая легенда о Дедале и Икаре, в которой к солнцу полетел мудрый Дедал… | ||||
| ||||
«Из потустороннего мира» |
| |||
Стронций 88, 08 января 2024 г. в 13:38 | ||||
На мой взгляд, это не самый лучший рассказ Лавкрафта, но он довольно крепок, а главное, он ярко иллюстрирует то, что принес в этот мир Говард Филлипс Лавкрафт. Лавкрафт изобразил новые пространства страха. Он соединил готику и безумие Эдгара По и мрачный скепсис по отношению к науке Герберта Уэллса (это ведь у него ученый ввергают мир в хаос и своими изысканиями навлекают на себя внимание пришельцев с Марса). У Лавкрафта за научными открытиями следуют чудовищные события, провалы в иные страшные миры. Черная магия у него близка, по сути, к науке – и то и другое способно вызвать демонов из мира мрака. Лавкрафт заменил магический круг электрической машиной, а безумного мага – свихнувшимся учёным. Лавкрафт подогнал древний суеверный ужас под реалии двадцатого века. И, кажется, он первый, кто так поступил. Данный рассказ в череде иных (например, «Герберт Уэст, реаниматор», «Электрический палач» и т.д.) – прекрасное тому подтверждение. Что касается самого рассказа, то меня, например, опять слегка разочаровало то, что рассказчик так и не описал, во что же он стрелял. Да, я понимаю, что это такая частая «фишка» Лавкрафта, но тут она всё же вызвала легкое разочарование (описание иных тварей есть, а этой – нет). Но, с другой стороны, у меня тут возникла идея, а не могло ли это нечто быть столь же «бесформенной» гончей Тиндала, действующей в этом же многомерном и кошмарном потустороннем мире (ещё одно пространство ужаса у Лавкрафта – мир, существующий параллельно нашему – вдобавок к пространству космоса и пространству времени)? И, кстати, рассказ Лонга был написан раньше, чем этот рассказ Лавкрафта. Так, ничем не обоснованная теория. | ||||
| ||||
«Дагон» |
| |||
Стронций 88, 05 января 2024 г. в 18:01 | ||||
«Дагон», как я понимаю, самая ранняя история Лавкрафта из «Мифов Ктулху». Но уже в ней есть этот внушительный космический (в данном случае подводный) древний ужас. Описание гнилостного страшного пейзажа, поднявшегося из морских глубин (да, напоминающего и предшествующего Р’льеху в рассказе «Зов Ктулху»), игра лунного света и странный монолит с его барельефами нагоняют жути больше, чем само чудовище, виденное героем – оно просто описано вскользь. Можно найти этому объяснение – как если бы человек попросту не хотел его вспоминать, хоть это видение и преследовало его позднее. Это вполне возможно. Но факт есть факт – сам Дагон практически не нарисован даже фирменными обтекаемыми выражениями. Это не минус, а просто наблюдение. В любом случае рассказ оставляет приличное впечатление – идет ему эта лаконичность вкупе с мастерским нагнетанием атмосферы. | ||||
| ||||
«Таящийся у порога» |
| |||
garris1969, 16 октября 2023 г. в 08:47 | ||||
Можно как угодно относиться к Лавкрафту, но чего не отнять у него, так это восхитительный язык повествования. Особенно если повезло с переводчиком. Глаза просто отдыхают при чтении. | ||||
| ||||
«За гранью времён» |
| |||
zslooo, 04 октября 2023 г. в 14:55 | ||||
Говард Филлипс Лавкрафт, почитаемый многими мастером ужасов, в «За гранью времен» предлагает нам путешествие в глубины человеческого разума, сталкиваясь с его временем и пространством. Перед нами раскрывается история профессора Нэйтана Пибоди и его необычных переживаний, касающихся смены сознания и путешествий через временные пространства. Сознание — хрупкая и многогранная структура, способная отразить в себе не только человеческие страхи и желания, но и отголоски других миров и времен. Лавкрафт позволяет читателю заглянуть в бездну космического ужаса, оставляя в душе неизгладимый след. Идея переплетения сознаний через эпохи, безусловно, заставляет наш разум пульсировать от волнения и любопытства. Однако, именно здесь кроется источник разочарования — эта великолепная идея, которая могла бы расцвести в нечто великое, остается не развитой. Лавкрафт, как кузнец, ковал свою историю, но меч вышел кривым. Нет развертывания интриги, нет той атмосферы непостижимого ужаса, за которую мы так ценим автора. Сюжет, казалось бы, обещающий погружение в абсурдные глубины космоса и психики, остается поверхностным и недостаточно остроумным. К тому же, повествование иногда тонет в нудных деталях и самоповторах, делая путь через страницы местами скучноватым и предсказуемым. Вместо того чтобы путешествовать по волнующим мирам ужаса и безумия, мы оказываемся на корабле, плывущем по спокойным и однообразным водам. Таким образом, «За гранью времен» оставляет у читателя ощущение неисполненного потенциала и несбывшихся надежд. С одной стороны, мы имеем дело с гениальной идеей, с другой — с её не вполне удачной реализацией. Мы, как читатели, остаемся сидеть перед закрытой дверью, за которой могли бы быть удивительные и ужасающие тайны, но так и не получаем ключа к их разгадке. В итоге, мы оцениваем эту повесть на 5 из 10, признавая её значимость и оригинальность, но также и выражая разочарование в нереализованности потенциала, заложенного в основе произведения. | ||||
| ||||
«Рок, покаравший Сарнат» |
| |||
Lilian, 06 мая 2023 г. в 14:49 | ||||
Притча про город, воздвигнутый на «костях» аборигенов, и про рок, его настигший аж через тысячу лет. В качестве аборигенов — уродливые по человеческим меркам племена, жившие в мире до появления людей. В качестве основателей города — темнокожие племена с луками, копьями и пращами, каким-то образом умудрившиеся основать процветающий город с тысячелетней историей. Впрочем это ведь сновидческий цикл, а далекие земли параллельных миров развиваются по своим законам. Что касается самого рассказа, то описания красоты и горделивого величия города традиционно обильны, мораль истории проста и предсказуема, главных героев в принципе нет (здесь больше масштабы городов и цивилизаций), а в конце есть традиционные нотки «безумия от встречи с неописуемым ужасом». В общем, относительно простая притча с простой моралью, приправленная рядом фантастических деталей. | ||||
| ||||
«Искания Иранона» |
| |||
Lilian, 06 мая 2023 г. в 10:10 | ||||
Притча о поиске мечты. Вечно юный странник идёт по миру, поёт о чудесном городе из своих воспоминаний, ищет его, но нигде не находит. А окружающие слишком приземленны, слишком погрязли в своей рутине, чтобы понять его. Поскольку это притча, образы других городов намеренно упрощенны, сосредоточены на какой-то одной черте его жителей — вроде монотонного, лишенного радости труда или постоянных хмельных гулянок, приносящих лишь отупение. Город же мечты в песнях и воспоминаниях Иранона прекрасен и воздушен. Метафоры и описания — в лучших традициях «Сновидческого цикла». Пожалуй, именно этот образ вечно юного, печального странника, поющего о несбыточном, больше всего привлекает в этой истории. Получилось красиво. А вот финал грустный. Даже немного жаль, что всё закончилось именно так, а не иначе. | ||||
| ||||
«Белый корабль» |
| |||
Lilian, 01 мая 2023 г. в 10:30 | ||||
Притча, в которой герой путешествует на чудесном корабле, проплывает мимо разных невероятных городов (Нераскрытых Чудес, Несбывшихся Радостей), обретает покой в стране Мечты, но снова срывается в путь в погоне за большим. К чему это приводит, догадаться нетрудно — бойтесь своих желаний и непомерных амбиций, иначе ждёт вас разбитое корыто. Автор не скупится на описания и образы (порой чрезмерные в однообразии рисуемых красот), но всё же тем самым создаёт особую нереальную атмосферу для этой притчи. Финал не лишён морали, пускай она и весьма предсказуема. Здесь в описании к рассказу говорится, что произведения Сновидческого цикла не всегда связаны именно со снами, для их героев это могут быть реальные путешествия в дальние дали и параллельные миры. Буду иметь это в виду. Здесь же, учитывая английское написание слов, Страна Мечты вполне может считаться Страной Снов. | ||||
| ||||
«Память» |
| |||
Lilian, 01 мая 2023 г. в 09:52 | ||||
Эта зарисовка, стихотворение в прозе (если верить жанровой классификации), получилась красивой и атмосферной. Всего несколько страниц, а какие мягкие, поэтичные образы заброшенной долины и её жизни на обломках старых строений. Образы красивые и печальные, учитывая финал. Неожиданно, что Лавкрафт оказался так поэтичен, я слышала большей частью совсем другие эпитеты. Читаю в качестве знакомства со Сновидческим циклом. Поэтому слегка удивлена, что здесь нет снов. Ну, посмотрим дальше. | ||||
| ||||
«Кошки Ултара» |
| |||
keellorenz, 16 марта 2023 г. в 01:46 | ||||
Коротенький рассказ про цыган, проклятье и кошек удался так хорошо, что я бы причислил его к лучшим вещам Лавкрафта. Образы так визуальны, что читать такое сравнимо с просмотром фильма. Рассказ лишён всех известных недостатков автора. Всегда бы он так писал… Очень похоже, что Стивен Кинг поучился мастерству у отца жанра — у него иногда проскальзывал такой вид сказа , а не сказки или рассказа. Морали тут нет, просто история про то, что не надо обижать цыганских детишек и кошек. А то проклянут, и уже все. В обратную сторону не отмотать… | ||||
| ||||
«Сверхъестественный ужас в литературе» |
| |||
keellorenz, 16 марта 2023 г. в 01:03 | ||||
Прочитав данное произведение, я удивляюсь, почему Лавкрафт не занялся профессионально критикой. Это отличное исследование жанра, просто энциклопедия мистики конца 19…начала 20 века. Так хорошо, что лучше и не надо. Кладезь информации, точные оценки, систематизация, понимание концепции жанра. Благодаря этому трактату я вышел на множество авторов высокого полёта , которые ничего не имеют общего с американской журнальной фантастикой. К прочтению обязательно. | ||||
| ||||
«Дневник Алонсо Тайпера» |
| |||
Ynona, 12 февраля 2023 г. в 23:24 | ||||
Мне очень понравился стиль написания; это фантастически атмосферная история о человеке, который натыкается на неизвестные ужасы в разрушенном фамильном доме, посвятивших себя пробуждению ужасных древних от их сна. Дом принадлежал зловещей семье по фамилии ван дер Хейл, приехавшей сюда в 1746 году. Ван дер Хейлы тоже внезапно исчезли в 1872 году. Богатая готическая история и отличное начало изучения мифологии Лавкрафта. Невероятно насыщенный язык, создающий гнетущую атмосферу ужаса и ночного присутствия невидимых существ. Вы почувствуете, что кто-то наблюдает за вами сзади или что-то таится в робкой темноте. Богатая готическая история и отличный старт для изучения мифологии Лавкрафта! Но для любителей Лавкрафта здесь нет ничего нового. Меня история не зацепила... | ||||
| ||||
«Тварь в подземелье» |
| |||
jamuxa, 22 января 2023 г. в 08:19 | ||||
Лабиринт. Услужливая память сразу извлекает из своих уже лабиринтов, Тизея и Минотавра, а также Тома, Беки и индейца Джо. Теплится конечно и библиотека Борхеса, но это скорее к теории лабиринта, к которой, конечно же, впоследствии, приложил не руку, а рассуждения, Даниэль Деннет. Но все же от Борхеса наметился мостик к Кортасару: «Бестиарий» чем не лабиринт? Со своим зверем. Зверь в Лабиринте не зрим! — так Лавкрафт выводит второй закон лабиринта. А первый закон: в каждом Лабиринте всегда есть свой зверь. И третий закон Лавкрафта о Лабиринте: монстр убитый в кромешном мраке Лабиринта несомненно был некогда человеком. Последнее отсылает к одному из рассказов АБС, когда на стекле витрины, за которой выставлена голова инопланетного монстра, герой пишет пальцем — мыслящий .... | ||||
| ||||
«Электрический палач» |
| |||
Ynona, 16 января 2023 г. в 11:42 | ||||
Промышленный шпионаж приводит к розыску в Мексике, и преследователь сталкивается с суеверным вором. Это странное сочетание элементов ацтекской мифологии с космическим ужасом Лавкрафта. Мне понравились мифологические отсылки, они немного предсказуемы, но все же вызывают мурашки по спине. Впечатляет то, как главному герою удалось спастись. Уникальная работа мысли в сочетании со знаниями ацтекской мифологии. Совет на все случаи жизни: интересуйтесь индийским пантеоном Богов и ритуалами древних племен. Мало ли кто попадется Вам в попутчики!.. | ||||
| ||||
«Брошенный дом» |
| |||
Ynona, 26 декабря 2022 г. в 07:13 | ||||
Эта новелла была написана юным Лавкрафтом примерно в то же время, что и «Крысы в стенах » (1924), но это не лучшая работа Лавкрафта. Вы вместе с рассказчиком от первого лица проведете исследование, почему ветхий дом на Бенефит-стрит избегают и считают жутким. Сюжет достаточно вторичен. История оказалсь простой очередной жуткой, атмосферной сказкой о жутком старом доме: ветхий старый дом, дурные запахи, непристойные грибковые наросты, неведомые опасности, таящиеся в гнилых тенях, леденящие душу предания. Вы услышите все о семьях, которые там жили, узнаете, что По проходил мимо этого дома, а во второй части вы останетесь на ночь в этом страшном здании. В чем причина необъяснимой смерти людей? Вы узнаете о первых жителях французской семьи Руле и увидите странный мерцающий гриб. Почему они зачахли в том доме? Кконцу я стала догадываться о том, что делает этот дом таким жутким и это меня разочаровало. Концепция токсичного места интересна, подробная история немного скучна. Приятно, что концовка хорошая. | ||||
| ||||
«Тварь на пороге» |
| |||
Козлов, 21 ноября 2022 г. в 14:56 | ||||
Очень похоже на усовершенствованную версию «Истории Чарльза Декстера Варда». Отношение к этому рассказу у меня немного лучше. Но опять у Лавкрафта история от первого лица выходит с какими-то проблемами. Видимо, он считает этот метод лучшим способом выражения своих мыслей и чувств, а удачно выходит только, когда личность рассказчика проработана. Собственную личность прорабатывать не нужно. Эмоциональные моменты сами, иногда удачно, попадаются. А ведь, рассказ от первого лица и хроника событий — тем более свидетельские показания — вещи совсем разные. Либо делайте рассказчика активным участником всех событий, либо оставляйте намеки на что-то не замеченное и личную точку зрения. Все-таки, очень удобно, что сейчас существует понятие карманной вселенной. Можно сказать, «Тварь на пороге» — часть мира «Мифов Ктулху». Но, во-первых, что это меняет? Наоборот, весь ужас рассказа автоматически надо оторвать от реальности. Во-вторых, раньше таких понятий не было. Была традиция «личных городов» — как в комиксах — чтобы героя не отправлять в путешествия по стране. Лавкрафт заложил туда немного реализма, но, одновременно, обстановка Новой Англии остается декорациями, и рассказ строится на современных писателю, узнаваемых для читателя приемах — иначе и не напечатали бы. Где же здесь великолепие и шедевральность, о которых все твердят? Лавкрафт стал более умелым писателем? Да. Но, если раньше в его рассказах я видел чисто «механические» логические противоречия: вставил тему — не раскрыл, вставил непонятный мешающий элемент, — то теперь логическая дыра в самой сути рассказа. Если убрать «мир Лавкрафта», то как объяснить реальность произошедшего? Просто. Врачи ничего не могут, полиция ничего не видит. Некий гражданин, живущий в пуританском обществе, где все друг о друге плодят слухи, как истинный джентльмен с железобетонными нервами никого ни в чем не обвиняет и никому не мешает. А потом расстреливает лучшего друга, попавшего в психушку. В доме у него находят разлагающийся труп. А сам он машет листком с каракулями, уверяя, что узнал почерк погибшего. Последовательность последних событий я так и не понял: его, что каждый раз полиция отпускала что ли? В рассказе мне показали: трупы, чудовищ, магию, безумие и даже намеки на половые извращения. Но мне не страшно. Потому, что в реальности такого не бывает. А если бы было, то это случалось бы постоянно. И какие выводы тогда сделаем? Тюрьмы забиты невинно осужденными благородными убийцами, а сумасшедшие дома — неуслышанными пророками? И все-все молчат. Лавкрафт свою точку зрения не доказывает примерами. Он подходящие события придумывает полностью. Так, чтобы и оправдания были не нужны. Но в конце опять истеричные оправдания о реальности всего происходящего. Герой ведь сходит с ума. Герой хочет, чтобы ему верили. Видимо, врачи и полиция его за кадром скрутили. Или автор забыл напомнить читателю, что фантазии и реальность — одно и то же (может в те годы ему уже и не нужно было даже себе напоминать). Так и выходит, что Лавкрафт пишет от первого лица, потому что готов жить в мире собственной чуши. А читающий обыватель ставит себя на место главного героя, чтобы интересные моменты посмотреть. Не сам рассказ ему интересен. Книгу можно прочитать несколько раз по разному: с разным настроением, с новой информацией, увидев ранее не замеченные детали. А перечитывая «Тварь на пороге», что нового Вы увидите? Мелкая и скучная история для журнала ужасов. Несмотря на все плюсы нужна целая новая вселенная, чтобы рассказ функционировал как надо. Но и тогда он будет лишь кирпичиком. | ||||
| ||||
«Заметки о сочинении фантастической литературы» |
| |||
Xosander, 18 августа 2022 г. в 02:04 | ||||
Занятное эссе Г. Ф. Лавкрафта посвященное проблемам создания фантастической прозы. Для писателей желающих создавать научно-фантастические истории, будет крайне полезно. | ||||
| ||||
«Зов Ктулху» |
| |||
artem-sailer, 02 августа 2022 г. в 20:33 | ||||
Легендарное произведение, хотя по сегодняшним меркам и не кажется таким уж ужасным. Каждый найдёт в рассказе что-то своё, привлекающее. Подобно страшному существу, имя которого вслух произносить нельзя, Лавкрафт зазывает читателя в сплетения сюжета, завораживает цепкими липкими узорами текста. Мне же по душе пришлась главная идея этого произведения — потусторонний ужас, трепет перед непознаваемой и обезоруживающей тайной бытия, которая древнее человека, древнее всего живого на Земле, возможно, древнее самой Земли. Принципиальная невозможность познать эту леденящую душу тайну, и перед ней человек абсолютно беззащитен. Пожалуй, в этом и состоит главное достоинство данного рассказа, да и, наверное, всего творчества Лавкрафта. | ||||
| ||||
«Гипнос» |
| |||
Sorok-king, 26 июля 2022 г. в 07:36 | ||||
Помню в юности читал несколько рассказов Лавкрафта, тогда они меня не напугали и особого интереса не вызвали, выветрившись теперь из памяти практически бесследно и оставив после себя только ощущение какой-то мрачной, гнетущей атмосферы. Не знаю, попадался ли мне тогда «Гипнос» но прочтя его сегодня, я опять таки не обнаружил здесь какого либо интереса, но бросился в глаза жирный минус — этакий приём, когда автор говорит «то, что я увидел, описать невозможно» -, причем в таком коротком рассказе он прибёг к нему дважды! Не мне критиковать великого Лавкрафта, но как-то это выглядит слабовато. | ||||
| ||||
«Он» |
| |||
Darth_Veter, 03 апреля 2022 г. в 21:37 | ||||
Итак, автор снова приглашает нас в полное мистического ужаса путшествие в сопредельный мир. Правда, на этот раз оно больше напоминает машину времени: герою предоставляется возможность заглянуть в давно ушедшее Прошлое. Из-за этого рассказ становится более похожим на произведения Уэллса, нежели самого Лавкрафта. Написан он ради одной идеи: соединить мистический культ североамериканских индейцев с европейским миром духов и демонов. Чтобы придать им немного реализма и правдоподобия. Мол, в ОЧЕНЬ далекие времена люди могли непосредственно общаться с обитателями иного измерения, которое тогда еще никто не называл «темным». Все наши сказки о привидениях и демонах — это генетическая память о культах прошлого, передавшаяся нам от непосредственных участников. Не ищите в повествовании какой-то логики изложения — это банальный «рояль» на избранную тему. Один из проводников подходит к герою рассказа и предлагает ему «пройти» с ним. Почему? А потому! Зачем вам обоснование, если нужен простой эффект? Посмотрели — и причастились. Связь времен установлена, хотя большого смысла в ней всё же нет. Только вот советую присмотреться к проводнику: у него явно имеются кое-какие секреты... ---------- РЕЗЮМЕ: очередной рассказ Лавкрафта о потустороннем мире и его проводниках. На это раз в качестве проводников выбраны настоящие аборигены Америки — индейцы. | ||||
| ||||
«Сверхъестественный ужас в литературе» |
| |||
ZhenyaZ, 05 августа 2021 г. в 21:12 | ||||
С третьего раза только смог наконец-таки полностью прочесть данное эссе, вооружившись блокнотиком и ручкой (как и многие читатели, наверное) с целью пополнить свою библиотеку ужасов наиболее выдающимися произведениями по мнению одного из самых выдающихся авторов ужасов. Списочек получился, конечно, ого-го. Опечалил тот факт, что некоторые из авторов в настоящее время не издаются, приобрести их книги можно разве что «с рук», либо в букинистических лавках, а часть произведений и вовсе не переведены на русский язык. Тем не менее, многие авторы и произведения популярны и по сей день, что не может не радовать. Слегка возмутило сначала то, что многие проивзедения Говард Батькович передает в кратком содержании, раскрывая полностью сюжет и его секреты. Как же так, Говард Батькович, спойлеры жеж! Но благодаря этому время чтения эссе значительно сократилось, что, в общем-то, даже к лучшему. В целом же читать данное произведение довольно интересно, если Вы в принципе фанат литературы ужасов как таковой. Также по-своему приятно читать положительные отзывы автора о произведениях, которые уже мною прочтены и одобрены :) Большое спасибо Говарду Батьковичу за подборочку, лайк :) | ||||
| ||||
«Воспоминания о докторе Самюеле Джонсоне» |
| |||
bellka8, 21 июня 2021 г. в 11:46 | ||||
Дедушка Теобальд, то есть Литтлвит, устами молодого Лавкрафта повествует о знаменитом английском литературном критике Сэмюэле Джонсоне. Скорее всего, Лавкрафт почерпнул большую часть биографических сведений о Джонсоне из книги Джеймса Босуэлла «Жизнь Сэмюэла Джонсона» (1792) и некоторых других источников, а затем переработал, добавив «неизвестные подробности» и «малые анекдоты», включив за одно и себя в повествование (помним про любовь Лавкрафта ко всему английскому, включая монархию и его позёрство по данному поводу). Этот рассказ рекомендуется всем любителям эссе, писем и научно-популярных статей Говарда Лавкрафта и не рекомендуется тем, кто любит ГФЛ только за его ужасы. | ||||
| ||||
«Герберт Уэст, реаниматор» |
| |||
AiRon88, 25 мая 2021 г. в 14:23 | ||||
Начал своё знакомство с творчеством Лавкрафта буквально в этом году. Пока прочитал всего несколько рассказов/повестей и постепенно проникаюсь. Всё-таки не даром он считается весьма самобытным классиком. Что касается данного цикла рассказов он специфичен даже для необычного стиля Говарда. Но поставить балл ниже у меня рука не поднимется. Автор практически открыл для всех жанр зомби-хорроров! Концовка цикла мне особенно понравилась. | ||||
| ||||
«История Чарльза Декстера Варда» |
| |||
Козлов, 23 апреля 2021 г. в 17:36 | ||||
Абсолютное большинство говорит, что это — лучшее произведение Лавкрафта. Сам Лавкрафт говорит, что роман громоздкий и затянутый. Уже весело. И ты понимаешь почему, если прочитал книгу. О достоинствах романа говорить не буду: их видно, да и в таком нагромождении всего их не может не быть. О недостатках — кратко: финал несет в себе сложный посыл (Карвен ради бессмертия убивает своего наследника, лишая себя бессмертия), но до него еще целый роман. Ужас должен строиться на психологизме. Одни сталкивают друг с другом обычное и непонятное. Другие уперто отстаивают свою точку зрения, пытаясь её обосновать, пускай лишь для себя. А здесь психоанализ автора над самим собой, — и то, только там, где он говорит о своих ощущениях. А история идет! А Вард — не Лавкрафт! Во времена, когда практически шла война между теми, кто верит в науку и теми, кто не знает во что верить, Лавкрафт считает, что традиция ужасов — это благородная старина, требующая уважения и восхищения. Отсюда и все проблемы. Курс на мистику задан изначально. Зачем тогда показывать двусмысленность материального восприятия, противореча себе? Чтобы казаться современным? Чарльз Вард постепенно сходит с ума, начитавшись отрывков документов, — а вместо неясности «романа в письмах» — четкая реконструкция реальных событий. Карвен рабов продавал — читателя эта ситуация должна отвлечь. Но Карвен, все равно, для всех — колдун. Остальное происходит за закрытыми дверями — это, уж извините, самый шарлатанский прием, который я считал вымершим. Последняя глава — большая работа над ошибками. Читателя заставляют сопоставлять факты, которые уже давно все сложили вместе, надеясь показать наличие логики. И не находится ничего лучше, чем закрутить грошовую детективную историю. На приключения доктора я надеялся. Но, исследуя лабораторию, никаких убедительных причин, которые могли вызвать безумие Варда он не обнаружил. Хотя, ПЯТЬ МИНУТ НАЗАД ОН ЧУТЬ НЕ РЕХНУЛСЯ, КОГДА УВИДЕЛ НЕВЕДОМУЮ ТВАРЬ! Возможно, конечно, что таковы условия жизни в этом мире. И негодовать не стоит, если никто ни на что не реагирует. Но у событий в книге есть десятки свидетелей, и нет ни одного очевидца. Нет ни одного персонажа, который видел бы событие и участников этого события в одном месте одновременно. А это — еще один шарлатанский прием. Уважать традиции, конечно, хорошо. Но я, почему-то, хочу быть на стороне ребят с вилами и факелами. И их тут нет. | ||||
| ||||
«Suggestions for a Reading Guide» |
| |||
Isha Bhikshu, 19 ноября 2020 г. в 13:11 | ||||
Эту длинную статью Лавкрафт написал по заказу Энн Тиллери Реншоу, его коллеги из сферы любительской журналистики. Статья должна была войти в её книгу «Грамотная речь», но поскольку ГФЛ уже болел, он не успел сдать статью вовремя, и Реншоу не включила её в свою книгу. ГФЛ перечисляет произведения, которые нам, обычным читателям, желательно прочесть. И это вовсе не хоррор, а классическая литература, от древнегреческой до современной. Также он рекомендует читать книги научного направления, гуманитарного, даже книги о социологии и политике. Радует, что ГФЛ похвалил Достоевского, Горького и некоторых других российских писателей. Но как пишет С.Т. Джоши в примечании к этой статье — не следует думать, что Лавкрафт сам прочитал всё это. В общем, интересная статья, и я даже прочитал бы некоторые книги, которые ГФЛ рекомендует, но пока у меня нет времени на это. | ||||
| ||||
«Вне времени» |
| |||
Кропус, 16 июля 2020 г. в 10:20 | ||||
Так культисты хотевшие оживить мумию с помощью настоящего свитка они плохие или хорошие? С одной стороны у Лавкрафта хорошими культисты не бывают, с другой нечего злономеренного в их действиях не видно. Зачем вообще пытались оживить? Хотели узнать у мумии способ защиты от древнего бога? А вдруг наоборот собирались ему поклонятьс, но не знали как? Ответов нет. Мотивы культистов это самое непонятное в тексте. | ||||
| ||||
«Преступный священник» |
| |||
V-a-s-u-a, 05 июня 2020 г. в 02:10 | ||||
После того, как главного героя оставляют одного в комнате, почти сразу становится понятно, что это пересказ сна(Википедия подтверждает догадку), так что возвращение экспозиторного персонажа в финале, пытающееся привнести истории какое-то подобие внутренней логики и цельного замысла, не справляется с задачей. Но оно и не надо: диковинная логика сна и бесхитростный стиль приятны сами по себе, и могут послужить хорошей передышкой от обычно пытающегося задушить читателя в эпитетах Лавкрафта. | ||||
| ||||
«Зов Ктулху» |
| |||
Salafan, 17 декабря 2019 г. в 10:27 | ||||
И снова здравствуйте, дорогие читатели. Перед началом самой рецензии, хотелось-бы начать с небольшой предыстории. Своё знакомство с творчеством Лавкрафта я начал ещё с иллюстрированной энциклопедии-бестиария по вселенной ужасов. Как вы уже знаете – бестиарий произвёл на меня сильное впечатление и пройти мимо остального творчества я не мог. И именно так мой выбор пал на повесть «Зов Ктулху»(изданной в серии «Black and White»). Сюжет я пересказывать не буду, т.к повесть довольно маленькая, да и дело это ненужное и неблагодарное. Скажу лишь, что произведение представляет собой описание событий, представленных в записях профессора. Если вы ждёте лихо закрученного сюжета и экшона (возможно), то его тут практически нет. Но тем не менее история крайне интересная, порой приходится буквально отдирать себя от книги и идти на боковую перед рабочей сменой. «В своем чертоге в Р'льехе мертвый Ктулху грезит и ждёт». Также отмечу, что стиль мне показался тяжелым, в виду слога автора. Он предельно тернистый, из-за чего приходилось порой перечитывать некоторые либо абзацы, либо предложения чтобы вникнуть в суть происходящего. Но думается, что это никакой не минус, просто надо привыкнуть к стилю. Что же касается иллюстраций в этом издании, то они в целом хороши. НО! То что мне действительно не понравилось — это видение художника на образ Ктулху. Получился он больше похожим на зомби что ли. То ли дело Ктулху из вышеупомянутой энциклопедии! «Ктулху фхтагн». Что могу сказать в итоге...знакомство с творчеством Лавкрафта- прошло на УРА! Повесть получилась захватывающей, с тяжелым слогом и достаточно жуткой. P.S В тексте рецензии использованы цитаты из повести «Зов Ктулху». | ||||
| ||||
«Дагон» |
| |||
Maximontano, 20 ноября 2019 г. в 00:16 | ||||
Рассказ «Дагон» является одним из самых ранних рассказов Говарда Филлипса, он же является собственно основной идеей в сценарии одноимённого кинофильма, который кстати любителям жанра очень рекомендую к просмотру. Безусловно жаль, что рассказ очень мал, мысль на самом деле очень интересная и глубокая из неё могла бы получится прекрасная повесть или крутой роман, но в то время Лавкрафт специализировался исключительно на маленьких рассказах. Благо нашлись хорошие люди и положили в основу своего кинофильма данный сюжет. | ||||
| ||||
«Кошмар в Ред-Хуке» |
| |||
Walles, 21 октября 2019 г. в 08:54 | ||||
Рассказ, составивший основу второго эпизода только что вышедшей книги Алана Мура «Провиденс». Оставляет двоякое впечатление. По большому счету, личность очередного ученого книголюба с эзотерическими наклонностями [«..почти весь свой головой доход и основной капитал Сейдем тратил на приобретение старинных фолиантов, которые ему доставляли из Лондона и Парижа, да на содержание убогой квартиры, снятой им в цокольном этаже одного из домов в Ред-хуке…»] не очень-то и раскрыта, а сам рассказ слишком похож на репортерскую хронику. [«Однажды он появился в Боро-Холл с чисто выбритым лицом, аккуратно подстриженными волосами и безупречном костюме (…) поражая знакомых несвойственными ему ранее блеском глаз, живостью речи и стройностью некогда грузной фигуры…]. Обо всех событиях мы узнаем постфактум, эффекта присутствия здесь как бы и не наблюдается вовсе. С другой стороны, по мрачности зарисовки общей картины рассказ выглядит вполне крепким, но до лучших произведений автора он не дотягивает. | ||||
| ||||
«В стенах Эрикса» |
| |||
Orion-Seregil, 09 октября 2019 г. в 22:11 | ||||
Отличная задумка для фантастического фильма! Смертельный лабиринт — изобретение интеллектуально менее развитых существ, забредший в поисках поживы самоуверенный исследователь, посчитавший, что вот он то точно не заблудится, и медленно таящая надежда на спасение. Хороший рассказ! | ||||
|
Страницы: ««(–25) «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 27 28 29 30 [31] 32 33 34 35 . . . 37 38 39 40 41