Все отзывы на произведения Г. Ф. Лавкрафта (H. P. Lovecraft) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 1994
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15 . . . 36 37 38 39 40 (+10)» (+25)»»
«Хребты безумия» |
| |||
Nog, 01 февраля 2008 г. в 17:32 | ||||
Спустя без малого сто лет после первой публикации «Сообщение Артура Гордона Пима» По послужило Лавкрафту основой для очередного произведения, имеющего отношение к созданной им вселенной Ктулху. Впрочем, связь повести с первоисточником довольно слаба – пару раз упоминается сам По и его книга, да однажды использован таинственный крик “Текели-ли”, который слышали герои По. Лавкрафт дает свою версию его происхождения. Сама же повесть рассказывает о неудаче полярной экспедиции, обнаружившей в Антарктиде остатки древнего города, основанного внеземной расой Старцев. В принципе, куда сильнее должна быть связь этой повести с другими произведениями Лавкрафта – вероятно, вместе они выстраивают некую общую картину придуманного им мира. Но даже отдельно “Хребты Безумия” оказались очень и очень качественным и увлекательным произведением, пожалуй, лучшим в антологии. | ||||
| ||||
«История Чарльза Декстера Варда» |
| |||
Darth_Veter, 18 марта 2024 г. в 17:12 | ||||
Молодой и амбициозный юноша Чарльз Декстер Вард (Уорд), с детства интересовавшийся историей и стариной, неожиданно для себя узнает, что известный салемский колдун и чернокнижник Джозеф Карвен является его родственником. Начав с вполне невинного поиска информации о деятельности этого человека, юноша приходит шокирующим выводам: его предок был повинен в массовом истреблении людей на своей ферме в Потуксете в 60-х годах XVIII века. Но, вместо того, чтобы извлечь из прошлого наглядный урок, Чарльз решает пойти тем же путем, что и салемский колдун... Ну о-очень длинная история о черных колдунах и их коварном наследии, рассказанная в характерном для Лавкрафта стиле — с неясными описаниями, туманными намеками и медленным нагнетанием атмосферы страха и ужаса. Практически, в одном произведении мы имеем три схожие между собой истории: салемского чернокнижника Джозефа Карвена, его потомка Чарльза Варда и — напоследок — доктора Виллетта, близкого друга семьи Вардов. Эти истории сходны между собой как в основных деталях, так и в конкретных проявлениях. Рассказаны они не напрямую, а вторичным языком «городских слухов» и косвенных намеков. До середины повествования о характере деятельности Карвена приходится только догадываться, ибо конкретно о ней автор не говорит почти ничего. А те намеки, что он дает, может понять только весьма искушенный в области паранормального читатель. Атмосфера мягкого ужаса и тревоги создается не прямым созерцанием каких-то оккультных ритуалов или загробных монстров, а исключительно по внешним их проявлениям — странным световым эффектам, леденящим кровь звукам и удушливым волнам отвратительных запахов. Уже одного этого достаточно, чтобы заподозрить главного героя в дьяволопоклонничестве и черной магии. Чтобы совсем уж сразить читателя, автор добавит к подобному «букету» обожаемое им гробокопательство и жестокие массовые убийства. Всё описанное происходит «задним числом», ибо к моменту начала романа все события уже закончились и многое прояснилось до максимума. Весь последующий текст только проясняет эти детали и расставляет необходимые приоритеты. Собственно самому Варду уделено около половины повествования — почему, станет ясно только на последних страницах. Впрочем, догадаться о таком финале можно уже с середины романа. Автор сам лично был очень неудовлетворен своим творением, которое он так и не смог дописать до конца, потратив на него почти что 20 лет (начиная с 1927 года). Роман с некоторыми доработками на основе дневниковых записей Лавкрафта издавали уже его друзья. Каких-то нестандартных решений и необычных сюжетов ждать от него не стоит — всё слишком просто и шаблонно. По крайней мере, для нашего века, чрезвычайно избалованного подобными историями. Лично мне «Франкенштейн» Мэри Шелли или «Дракула» Брэма Стокера кажутся куда более интересными и страшными, чем данное супер-творение американского «певца ужаса». Бояться его стоило читателям 20-30-х годов прошлого века, но никак не современному интеллигенту, не боящемуся ни бога, ни чёрта. Кроме того, произведение крайне сложно читать, ибо в нем мало объяснений, которые так обожает ленивый читатель, и совсем нет диалогов, проясняющих характер и настроение главных персонажей. Всё возложено на рассказчика, т.е. на автора, который большой откровенностью не отличается. Если вы дочитаете роман до конца, не потеряв после этого способности рассуждать, вам явно полагается Орден Подвязки за прилежность и внимание к чужому творчеству. ------------- РЕЗЮМЕ: простая и тривиальная история о прапраправнуке одного из салемских колдунов, решившего возродить семейные традиции в родном для автора Провиденсе образца ХХ века. Загробные голоса, ужасные демоны и воскресшие мертвецы прилагаются ... как детали окружающей обстановки. | ||||
| ||||
«Цвет из иных миров» |
| |||
Стронций 88, 25 января 2024 г. в 11:01 | ||||
«Цвет из иных миров» кажется мне вещью у автора неординарной. Она практически лишена всякого авторского штампа (а он у Лавкрафта есть, мало того, некоторая часть произведений именно на нём и строится). Да, это тоже космический ужас, если уж вспомнить, откуда пришло зло. Но, в отличие от иных сил космического зла (в первую очередь из пантеона монстров Ктулху), это кажется идеально чуждым. Оно не бог, не разумный пришелец, или обитатель космических бездн. Оно просто чужое (недаром же несколько раз упоминается его возможная прописка не в этой вселенной), чуждое – оно лишено понятной логики и анатомии. И эта чуждость пугает. Как и общая странность происходящего и чудовищность метаморфоз окружающего мира. А ещё – обычно герой Лавкрафта люди действующие: оккультисты или случайные свидетели страшных событий, но они действуют. А в данном случае пугают психические преображения несчастной семьи Нейхема – Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Мне не раз попадались фильмы ужасов с такой атмосферой – болезненная отчужденность, в которой проявления зла выглядят ещё более давящими. Возможно, именно поэтому данный рассказ так часто экранизируют, хотя все экранизации, на мой взгляд, не дотягивают до литературного оригинала. И здесь это ощущение, эта атмосфера действует очень крепко. поражение воли, апатия, заставляющая не замечать странное и страшное, творящееся у тебя во дворе и с твоими близкими. Ну и визуальная картина (вот там, в самом конце), добавляющая своего колорита в эту пугающую и атмосферную историю. Но на то он и Лавкрафт – признанный визионер страха. Надо сказать, этот рассказ произвел на меня довольно сильное впечатление. Несколько несвязных мыслей в конце: Единственное, в чём чувствуется время написание – отсутствие слова «радиация». Хотя во многом – сейчас – оно напрашивается. Не напоминает ли это существо монстра из романа «Оно» Кинга – Живые огни? И «финальный босс» в «Мёртвом море» Тима Каррэна (роман-то ведь во многом постмодернизм от жанра ужасов) – эта живая радиация, питающаяся людьми, и, кстати, прибывшая из других измерений, – тоже оно? Хотя в обоих случаях, в отличие от рассказа Лавкрафта, эти существа слишком уж осознанно злобны по отношению к человеку. Тут же есть ощущение иного – оно просто чуждо, как чудовищная и чуждая сила стихии, по-моему. Такова её впечатляющая инаковость. А ещё это нечто напомнило мне то разноцветное пятно в форме человеческой фигуры в рассказе «Брошенный дом». Не знаю, но почему-то хочется найти некую скрытую связь между этими вещами Лавкрафта. Может быть, она действительно сеть? | ||||
| ||||
«За гранью времён» |
| |||
korsrok, 16 декабря 2023 г. в 02:05 | ||||
Лет так тринадцать тому назад спустя неделю после прочтения повести мог вспомнить только конусообразных библиотекарей представителей древней космической расы. Тогда только начинал серьёзно увлекаться литературой и тяжеловесные тексты господина Лавкрафта с предложениями по сто слов и абзацами по несколько страниц иногда казались непроходимыми. Сейчас переслушал эту захватывающею фантастическую повесть увидел её в новом свете. Во-первых, здесь упоминается половина ключевых книг фигурирующих во Вселенной Лавкрафта, например: славноизвестный «Necronomicon» Абдулы Альхазрэда, «Cultes des Goules» графа д’Эрлетта, «De Vermis Mysteriis» Людвига Принна, «Unaussprechlichten Kulten» фон Юнцта и так далее. Упоминаются также и знакомые локации вроде Мискатонического университета в Аркхэме (и менее известный Ломар), там работает сын главного героя. Среди других мест действий: половина планет нашей системы, несколько земных пустынь, Антарктида, Арктика, древний Египет, южная Африка, Рим; а также далеко не мифические Киммерия и Гиперборея. Основой же сюжета в этот раз показалось безвременьё, те древние конусообразные библиотекари сумели выйти за его рамки, а также будучи крайне любопытными, перемещали своё сознание в лучшие представителей разных эпох и словно помешанные, черпали всю необходимую конусам информацию. Главный герой стал жертвой такого обмена и кроме того, что побывал в теле космической колоны, нашел руины города Древних в реале и часть библиотеки Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) . Идея, что движение времени иллюзорно и ощущается только его пленниками крайне привлекательна; для космических конусов Земля со всеми её существующими цивилизациями всего лишь единое полотно, ковёр, узор которого доплетён.[в том числе написанные им же самим книги] | ||||
| ||||
«Цвет из иных миров» |
| |||
aviraen, 20 августа 2023 г. в 18:40 | ||||
Итак в день рождение гения мне внезапно захотелось перечитать то его произведение что сам он считал лучшим. И наверное он был прав, говорят настоящая классика не стареет ибо классический сюжет вечен. Даже сейчас сюжет «Цвета» Не выглядит старо, наоборот даже сейчас он выглядит слишком оригинально. Людям неприятно читать о том что они во вселенной могут оказаться лишь пылью что не стоит внимания и что законы реальности могут быть гораздо суровее чем кажутся. Лавкрафт вообще гениален в том что на рубеже веков, тогда когда научный прогресс казался незыблемым он увидел на сколько же человечество на самом деле мало. И что может ожидать человечество в бездне. Причём в любой бездне, даже бездна океана на самом деле для человечества слишком велика для познания и именно туда Лавкрафт поместил своего Ктулху. Но пришелец из этого рассказа на самом деле даже страшнее, у него нет тела, у него нет облика. Он не материален и одно его присутствие искажает законы реальности. Нам не известно разумен ли он или вообще жив ли он в какой либо форме. Он просто явился и ушёл оставив после себя кошмар для людей. Кстати ниже рецензенты советуют этот рассказ тем кому понравился Пикник на обочине. На мой взгляд это вещи мало сравнимые но действительно интересно читали ли братья цвет до того как написали Пикник. | ||||
| ||||
«Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» |
| |||
korsrok, 02 июля 2023 г. в 02:44 | ||||
«Над Нгранеком сгущались сумерки. Божественный лик, укрываясь в тень, приобрёл ещё более грозное выражение. Ночь застала его на склоне». «Наконец то он разглядел под собой, сквозь белую пелену, очертание гор, то были легендарные и зловещие Кряжи Трока, превосходящие размерами самое смелое человеческое воображение, стерегущие лишенные солнечного света долины. Я не поклонник сомнамбулического цикла (только очень люблю «Врата серебряного ключа»), но «Поиск неведомого Кадата» (который является важнейшей его частью по сути) произвёл огромное впечатление. Для начала (после соавторских «Стен Эрикса») это повесть первой открыла мне творчество литературного столба и глыбы ХХ века. Бурная фантазия автора и будоражащая атмосфера произведения захватили с первых строк. Не смотря на приличный объём и огромные абзацы с длинными предложениями внутри повести читателя ждёт только непрерывный сон, в потустороннем скитании Рендольф Картер столкнётся с целым рядом ранее упомянутых в других рассказах существами и посетит знакомые локации. Местами повесть совершенно не типичная для Магистра Тьмы, например, трудно узнать его по сцене телепортации на луну внутри клубка кошек. Но присутствуют также здесь некоторые канонические объёкты и существа: султан демонов Азатот, ползущий хаос Ньярлатхотеп, художник Пикмен в образе упыря. Больше всего понравилось жуткое описание полёта с безликими демонами над Кряжами Трока (где парили во мраке кондоры над расселинами) и полёт на мрачном Шантаке, крайне реалистичные и устойчивые видения! Спасибо Августу Дерлету из Arkham House, другу и соавтору Магистра Тьмы за то, что в 1940-х извлёк этот фантастический шедевр на свет. | ||||
| ||||
«Музыка Эриха Занна» |
| |||
Old_Gonsalez, 23 мая 2023 г. в 20:16 | ||||
Классная аллегория — музыка для вечности. Как и этот образ, весь рассказ не страшен, он величественен. Гений маленького немого музыканта противостоит бесконечным хтоническим силам, а свидетелем этого становится главный герой. Очень атмосферно, пронизывающе, и монументально. Отличное произведение!!! | ||||
| ||||
«Хребты безумия» |
| |||
DrinkFromTheCup, 15 марта 2023 г. в 23:18 | ||||
А хоррор, оказывается, может быть красивым... Это произведение — даже не хоррор, наверное, а скорее полноценная НФ про по-Лемовски обречённый контакт двух непохожих культур, крепко сдобренный интересными наукообразными выкладками. Строго рекомендовано к прочтению, если у Вас, О, Читатель, воображение отлично справляется с визуализацией текста. Таких пейзажей Вы не увидите больше нигде. | ||||
| ||||
«Морок над Инсмутом» |
| |||
DrinkFromTheCup, 15 марта 2023 г. в 23:14 | ||||
Образцовый хоррор. Эталон, выдержавший проверку временем. Больше всего нас пугает не то, что явно выглядит инородно и несёт себя открыто, а то, что до дискомфортного малозаметно (sic!), почти (почти!) естественно и поначалу неубедительно, но по мере того, как доказательств попадается всё больше и больше... Это произведение является концентратом этого фирменного приёма автора. При этом, по какой-то непостижимой для меня причине произведение написано настолько осторожно и настолько лёгким языком, что даже у особо впечатлительного читателя вряд ли после прочтения возникнут фобии или кошмары. Вернее... я примерно понимаю, КАК автор этого добился, но не то что воспроизвести — формализовать это не могу. Совсем. Знакомство с жанром стоит начинать именно с этого произведения и именно по причине его лёгкости и безвредности. У читателя всегда будет возможность остановиться, если ему покажется, что «это не для меня». Никто не будет ронять его носом в самые подробности — и непредсказуемых скачков «страшного» тоже не будет. | ||||
| ||||
«Курган» |
| |||
IgorLutiy, 12 сентября 2021 г. в 01:18 | ||||
У Лавкрафта талант рассказывать загадочные истории о загадочных местах и загадочных существах. Не стала исключением и данная повесть. В начале 20 века молодой археолог приезжает в небольшую американскую деревушку, чтобы изучить курган, расположенный неподалеку. При этом курган не простой. Настолько не простой, что к нему никто не хочет приближаться по доброй воле, а легенды о нем ходят одна мрачнее другой. По сути, почти вся повесть это чтение главным героем свитка испанского конкистадора, который он находит на вершине холма в самом начале своих изысканий. И именно через историю этого испанца, которая началась несколько веков назад, мы и узнаем истинную природу загадочного кургана. Мы узнаем о загадочной земле, населенной загадочным народом. В общем, тумана напущено как всегда с лихвой. И этим Лавкрафт интересен. Тем, что придумывает эти земли и этих существ. Целый мир у нас под боком. Существующий одновременно с нами. Такой близкий и такой далекий. И читая подобные произведения, волей-неволей задумываешься, а почему бы и нет? Почему бы что-то такое не могло бы существовать? Таково волшебство повествования автора. Он погружает читателя в пучину придуманного им мира, расписывает историю, быт и культуру населяющих его существ. С одной стороны это все интересно. С другой мрачно и страшно. Даже не страшно, скорее тревожно. И вот это чувство тревоги и ощущение грани, которая разделяет реальное и нереальное, и на которой Лавкрафт мастерски балансирует — это все завораживает. Читается запоем, легко, быстро и интересно. Ведь хочется побыстрее узнать, что же скрывается в этом кургане. И жаждущие получат ответы. | ||||
| ||||
«Зов Ктулху» |
| |||
URRRiy, 09 ноября 2020 г. в 20:14 | ||||
Записи таинственно умершего ученого — антрополога попали в руки наследника — внучатого племянника. А дальше — полный Ктулху фхтагн. С полицейским расследованием похищения поселенцев из отдаленных уголков окрестностей Нового Орлеана (ох, неспроста «Катрина» ударила, неспроста!), фигурками того, что с крыльями, но не птица, в чешуе, но не рыба и пр., свидетельством полубезумного норвежского моряка, единственного уцелевшего из экипажа своей яхты, а также потоком сумасшествий во всех уголках мира с момента пробуждения тех, кто спит, но проснется. Для своего времени написано очень даже неплохо, а по стилю весьма сходно с хоррорными вещами Роберта Говарда, который творчество Лавкрафта весьма ценил. Считается основополагающим произведением о злой всемогущей неземной силе, «которая и не снилась нашим мудрецам, а когда приснилась, те перестали быть мудрецами и вообще». Однако все же текст на любителя, пусть и грамотно изложен. На мой взгляд, Говард нагнетает ужас более интенсивно, да и яркость событий у него лучше. Тем не менее, труды автора до сих пор находят своего читателя, значит, есть что-то в его идеях. | ||||
| ||||
«Хребты безумия» |
| |||
SPQR, 23 февраля 2020 г. в 00:03 | ||||
Прочитал быстро и охотой, т.к. сама по себе тематика найденной древней цивилизации и расшифровки её существования очень мне близка. Не буду перечислять недостатки и достоинства, которые присутствуют в произведении — тут многие в этом вполне резонно поупражнялись — скажу лишь, что очень жду качественной экранизации этого произведения на большом экране от Гильермо дель Торо, который является фанатом Лавкрафта и конкретно этого романа и уже давно ждёт денег от студийных боссов на эту экранизацию. Старцы даже появлялись мимолётом в его фильме Хеллбой 2 ;) | ||||
| ||||
«Зов Ктулху» |
| |||
Шербетун, 18 сентября 2019 г. в 15:41 | ||||
Фантасмагорические сны сознания. В данном сборнике представлены три произведения Лавкрафта: неподражаемый «Зов Ктулху», потусторонний «Шепчущий из тьмы» и навевающие ужас «Хребты безумия». Стоит лишь немного отпустить свою фантазию, читая эту книгу, и полное погружение в сверхъестественный мир древних существ и инопланетных монстров обеспечено. Эти произведения созданы, чтобы щекотать нервы, ведь чувства тревоги и напряжения держат читающего в своих цепких лапках до последнего абзаца. Обожаю лавкрафтианский хоррор, поглощающий в свою темную пучину, отдающий откровенной дьявольщинкой, зазывающий в свои небывалые вселенные и моментально окутывающий щупальцами сознание. Вот вроде ничего такого страшного не описывает Лавкрафт, но поражает то, как он мастерски создает атмосферу присутствия рядом с героем чего-то непостижимого, древнего и ужасающего. Химеры миров Ктулху — это воплощение вселенского зла, часто невидимого, но оставляющего за собой потёки слизи и сладкий аромат безумия. И жуть накрывает от одного осознания, что вот-вот что-то случится кошмарное, что великий неизбывный ужас уже рядом нужно только обернуться и он схватит тебя, вопьется клыками в твою шею, сведет с ума, изымет твое сознание и превратит тело в искусно сделанную покорную куклу… | ||||
| ||||
«Врата Серебряного Ключа» |
| |||
Селеста, 15 сентября 2019 г. в 20:51 | ||||
Логическое продолжение рассказа «Серебряный ключ», в котором раскрываются подробности путешествия героя, воспользовавшегося тем самым ключом ключом. Зачастую, когда писатели пытаются приоткрыть завесу бытия и смоделировать неведомое, дав ему чёткое описание и структуру, это выглядит невероятно убого (привет, Бернар Вербер). Но Лавкрафт выходит за рамки и благодаря мастерству ухитряется подавать безумный полёт своей фантазии красиво и интересно. | ||||
| ||||
«История Чарльза Декстера Варда» |
| |||
Orion-Seregil, 06 сентября 2019 г. в 09:50 | ||||
На удивление весьма объемное и в полной мере захватывающее произведение. Зачитавшись рассказами Лавкрафта, не ожидал, что кроме Хребтов безумия у автора есть нечто столь многостраничное и схожее с классическими повестями. Главный герой — ученый-сумасброд, стремящийся к величайшим открытиям, могущим принести истинную славу и почет в мире, намеренно игнорирующий как нормы морали, так и безопасность собственную и окружающих. Самоуверенность и юношеский максимализм фактически бросают Чарльза Уорда (Варда) в лапы изощренного и весьма хитрого субъекта, чьи планы явно не включают в себя благополучие первого. А между тем в дело вступает давний друг семьи Уордов (Вардов) — доктор Уиллет, стремящийся защитить юношу, которого он знает с рождения. Произведение, на мой взгляд, представляет собой неплохой детектив, с элементами классического ужастика и добротного детектива. | ||||
| ||||
«Храм» |
| |||
Кропус, 01 июля 2019 г. в 00:10 | ||||
Главный герой, конечно, ещё та сволочь, но его воли и рациональному мышлению вполне можно позавидовать. Он не паникует перед всякой мистикой, а ищет рациональное объяснение и вполне вероятно прав. В реальном мире был бы прав точно. | ||||
| ||||
«Безымянный город» |
| |||
Клован, 06 июня 2019 г. в 07:26 | ||||
Ну, вот мы наконец и попали на родину безумного араба Абдулы Альхазреда — в аравийские пустыни! А то всё Аркхем да изредка замки старой Англии. Не менее безумный искатель приключений натыкается на развалины в песках и находит под ними то, о чём писал автор «Некрономикона». «Чему не страшен тлен, то не мертво». | ||||
| ||||
«Зов Ктулху» |
| |||
strannik102, 02 мая 2019 г. в 06:02 | ||||
Лавкрафтофилия и Ктулхумания Совсем небольшой рассказ (и уж тем более никак не повесть). А вот поди ж ты, из этого коротенького и, в общем-то, незамысловатого текста выросли потом целые ктулховские миры и образовались целые лавкрафтовские пространства. Сразу на ум пришло ленинское изречении «Электрон так же не исчерпаем как и атом, природа бесконечна» — в нашей материалистически-философской аналогии электроном конечно же служит рассказ «Зов Ктулху». Не могу теперь вспомнить, что именно я когда-то читал от Лавкрафта, но точно, что что-то читал. И точно понимаю, что у Лавкрафта совершенно отчётливо выраженный авторский стиль. Который задал тон всей остальной литературе подобного рода. Хотя вот нечто подобное встречал в повестях и рассказах Роберта Говарда (от которого у меня четырёхтомник). Впрочем, в случае Говард-Лавкрафт возможно имело место взаимное влияние. Если непосредственно о самом рассказе, то да, написано в целом впечатляюще, но меня на дальнейшее знакомство с Лавкрафтом рассказ не вдохновил — опять-таки, как-то Роберт Говард мне ближе. Однако галочку я себе поставил — (типа вырезанной на скамеечке надписи «Я тут был. Strannik») | ||||
| ||||
«Морок над Инсмутом» |
| |||
Кропус, 25 апреля 2019 г. в 21:49 | ||||
В свете сюжета это не важно, но всё же не могу не заметить. 1. Герой вернувшись из Истмута сумел перебаламутить власти, так что те начали наконец разбираться с городом и слегка побомбили риф. Интересно, как он это сумел? Никто бы ему попросту не поверил. Доказательств то у него не было. В реальной жизни, ему бы очень повезло если бы не отправили в психушку. 2. План убийства героя был настолько топорным, что на месте героя сразу можно заподозрить, что происходит, что-то не то. Пусть он и не поверил рассказу старикана, но явно был под впечатлением. Да и вообще зачем горожанам такие сложности? Город практически целиком состоит из культистов. Прикончили бы парня где-нибудь на улице или прямо в холле гостинницы и все дела. Ну разве что он им живым был нужен, скажем для жертвоприношения. Кстати, если бы не это, он бы просто свалил бы из города и всё забыл. Но главный недостаток, лично мне читать было нудновато. Хотя в самом начале стиль понравился, но только в начале. | ||||
| ||||
«Цвет из иных миров» |
| |||
god54, 09 апреля 2019 г. в 19:53 | ||||
Не люблю ужасы, но данный рассказ прочитал с удовольствием, ибо не нашёл в нём никаких ужасов. Классический фантастический рассказ из разряда контакта на Земле с космическим гостем. Такая постановка проблемы сразу же ставит на место сюжет и поведение героев. А теперь о главном. Очень понравился стиль письма и текст рассказа. Только что закончил чтение «Земли Санникова», где автор также приводит детальное описание окружающего мира, но разве можно сравнить с текстом этого рассказа. А разница очень большая: там писал учёный, а здесь литератор, который не описывает словами предмет, а словами рисует его в голове читателя. Вот это умение рисовать словами и увлекает читателя, погружает его в пучину происходящего и заставляет сопереживать. А в итоге вполне коллекционный фантастический рассказ. | ||||
| ||||
«История Чарльза Декстера Варда» |
| |||
lwiw, 29 марта 2019 г. в 15:23 | ||||
Вторично, нудно, острый дефицит диалогов. Вся книга — попытка создать атмосферу страха. Вам либо будет страшно, либо скучно. | ||||
| ||||
«История Чарльза Декстера Варда» |
| |||
Gourmand, 20 марта 2019 г. в 03:12 | ||||
Намешано всего много, но к чему это, непонятно. Портрет как бы зачем? Внешнее сходство юноши и этого... ну пусть будет колдун. А не было бы сходства, тогда что? Какой-то налёт вторичности витает над этом произведением. И «Портрет Дориана Грея», и «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда» кроме фантастического сюжета несут в себе какую-то идею, какой-то посыл или мощный запоминающийся образ, призванный заставить читателя задуматься, предостеречь его (или подбодрить, не в этих романах, но в целом), а тут удручает именно отсутствие внятной цели, зачем вообще это всё было написано? Какая мораль у этой повести-романа? Что не надо рыться в генеалогии? Не надо выкапывать гробы умерших предков? Или, может, я должен был восхититься доктором, внезапно оказавшимся крутым заклинателем? Может быть, посыл в том, что психиатрия суть шаманство? Не знаю. Меня ничего не зацепило. Если же принять как факт, что Лавкрафт написал просто страшилку без смысла и цели, то она слишком затянута для страшилки. Всё тоже самое можно было уложить в обычный для Лавкрафта размер. Интриги нет, вернее, меня как читателя после первой трети волновал только один вопрос: куда свернёт история — к Дориану Грею или к мистеру Хайду. Оказалось всё ещё проще. Концовка, сделанная в духе «бог из машины» (я про этого всесильного чудо-призрака), напрочь разрушает основной принцип хоррор-историй. Все злодеи побеждены, и мне не надо оглядываться по сторонам. Так в чём тогда страшилка? | ||||
| ||||
«Кошки Ултара» |
| |||
Стронций 88, 23 ноября 2018 г. в 19:39 | ||||
Короткий рассказ – для меня эдакая сказка из авторского мира сновидений (позаимствованного у почитаемого автором Дансени). Вот только, на мой взгляд, сказка вышла средней – слишком уж предсказуемой и простой. Даже вполне себе благородный посыл «не мучайте животных» (вспомнилась песня из «Республики ШКИД») выглядит наивным, а от того и не удивляет всё и, тем более, не пугает. Хотя, с другой стороны, рассказ-то короткий, много времени не отнял, да и худо-бедно запомнился – это удивительное умение автора, у него даже не самые лучшие вещи имеют свойство запоминаться. Да и язык неплох. А ещё тут можно уловить мотивы возмездия природы над человеком, тема, которая, по-моему, достигла апогея в «Птицах» Дю Морье. Но это если просто захотеть и постараться это увидеть. | ||||
| ||||
«Хребты безумия» |
| |||
Стронций 88, 20 ноября 2018 г. в 13:16 | ||||
Последнее время странные вещи со мной происходят. Вот перечитываю я сборник Лавкрафта «Хребты безумия» (Издательство «АСТ», 2006 год, серия «Книга на все времена») и многое, что казалось мне тогда, давным-давно, довольно средним, сейчас кажется вполне себе ничего! А должно-то быть наоборот – всё-таки и сюжеты и темы произведений мне уже известны. Но, то ли стал я взрослее, и кроме динамики сюжета меня стало интересовать нечто большее, толи холодная ноябрьская погода вкупе с долгими вечерами добавляют мне подходящей атмосферы, но вот такой результат. И этот роман, вот сейчас, выглядит для меня лучше. Тогда он – нечто неповоротливое, тяжеловесное, архаичное и, чего уж греха таить, скучное… А сейчас… Нет, не все грехи его для меня сняты. Он по-прежнему архаичен – тут отчётливо угадывается время; Антарктида ещё не изучена, она по-прежнему белое пятно на карте и не только в плане цвета – ну как тут устоять от соблазна населить его монстрами? Однако прошлое этого загадочного континента до сих пор не изучено полностью. Да, никаких Хребтов Безумия там нет, но что может таиться под громадной толщей льда, какие тайны, какие открытия? И, кстати, куда подевались те парни, что бурили озеро Восток? То раструбили, что вот они, наконец, добрались до воды, слух был, что нашли даже «необычное» ДНК на буре – и всё, заглохло, будто ничего этого и не было. Не знаю, как вас, а меня эта «тишина» до сих пор тревожит… Да, этот роман действительно тяжеловесен и неповоротлив – но, по-моему, лишь в одном пусть и крупном моменте, в его самой центральной, в том числе и в плане смысла, части. У меня есть предположение, что всё из-за того, что это первое (если не ошибаюсь) столь крупное произведение автора – ну вот банально не справился с объёмом. А с другой стороны – а как ещё было решить эту проблему: так подробно изложить большой массив информации, целую хронику не только расы Старцев, но и всей древней Земли, кроме как одним большим пластом, почёрпнутым нашими героями? Да, получилось слишком неподвижно и скучновато (мне лично и сейчас приходилось прерываться в этом моменте – просто организм требовал), но как иначе? Разрывать на эпизоды разделённые динамикой? Но тогда бы всё растянулось ещё сильнее… Или сделать всё более реальным, попытаться разжёвывать, добиваться ощущения осязаемости и чуждости истории этой древнейшей расы? Опять всё растянется, а лучше, возможно и не станет… Да, я тоже, в общем-то, читал и местами мучился, так как разгрызть всё это за один присест было тяжело, однако всё мне компенсировало ощущение центральности всего. У меня возникло ощущение, что этот роман имеет, может не самое центральное, но одно из таковых мест в системе мифов Ктулху, что он значим, очень весом в этой системе, а на данный момент это для меня что-то да значило, так сильно увлёкся темой. Посудите сами – это одно из самых обширных проникновений в историю, жизнь и даже быт одного из «мифических» центральных существ в структуре авторской мифологии. Мало того в этом экскурсе – вся дочеловеческая жизнь Земли, история её колонизации; и потомки Ктулху тут, и Ми-Го, и много-много ещё чего, пусть что-то объёмней, что-то нет, даже Кадат и тот есть. На фоне истории Старцев, сюда слилось многое, очень многое. А ещё именно здесь есть, пожалуй, самое сильное соединение бездн космоса и бездн времени; и разве в этом перечне заселений, событий и катаклизмов, постигших наш маленький земной шарик ещё до появления позвоночных, вся человеческая цивилизация с её достижениями и успехами, не кажется ли ничтожнейшей? Звонкая больная оплеуха человеческому эгоизму, так любящему ставить себя в центр вселенной… Хотя, опять говорю, это не снимает того «обвинения», что сердцевина эта – самое болотистое, скучное и неподвижное место в романе. А вот начало… Тревога в начале нарастает как волна. Неизведанный континент, безлюдное белое безмолвие, холод (вот тем, кто восторгался «Террором» Симмонса скажу: там меня не пробирал мороз, вырвавшийся из книги, а здесь пробирал), странные открытия… и чудовищная трагедия, оставляющая множество вопросов. И даже зацикленность рассказчика на минералах и всяких там «кембрийских породах» добавляла реальности – не знаю уж насколько правильно всё там в плане геологии, но с убедительностью было в полном порядке. А вы только вдумайтесь в название – Хребты Безумия! Да от него одного веет жутковатым холодом! А уж картины страшных неприступных гор, картины мёртвого безумного и прекрасного города, раскинувшегося в ледяной пустыне… Всё просто завораживает и тревожит – прекрасное ощущение! Да, дальше было не лучше, об этом я уже говорил выше – кульминацией я назвал бы момент, когда автор целых две страницы перемалывает одно и то же, ударяется в философские зарисовке, прежде чем перейти, наконец, к тому, что же наши герои увидели в проходе туннеля – и это, по-моему, уже чересчур, такая долгая нудная пауза (театральной уж она точно не вышла). Однако и в концовке есть нечто пугающее. Меня зацепили таинственные безымянные горы, которых боялись даже Старцы, зацепило пугающее безымянное зло, что ютилось там – это были те самые намёки, которые жгут в разы сильнее, нежели открытая автором бездна миров и времен, что всплыла из древней хроники Старцев… Да ещё и связь с моим любимым романом Эдгара По добавляла интереса. Признаться, я первый раз и читал «Хребты» как такое продолжения «Повести о приключениях Артура Гордона Пима», романа от которого я в своё время просто фанател… Хотя потом, конечно, быстро понял, что «Хребты Безумия» – это нечто иное, пусть и косвенно связанное. В конечном итоге, этот роман для меня приплюсовал себе на несколько баллов больше, чем получил бы после первого прочтения. И когда мне говорят «Лавкрафт» первым на ум приходят именно «Хребты Безумия», хотя для меня это по-прежнему не самое удачное произведение из написанных им – но настолько характерен он для него, и настолько сильное и крепкое место занимает он в столь интересных, будоражащих воображение мифах Ктулху. | ||||
| ||||
«Модель Пикмана» |
| |||
Стронций 88, 13 ноября 2018 г. в 13:54 | ||||
Ещё один рассказ не очень-то развёрнутый в плане сюжета, но очень искусный в плане создания тревоги, в плане создания чего-то такого пугающего… Знаете, я однажды жил в городе, под которым была хоть и небольшая но всё-таки сеть старых тоннелей. Так вот, даже одна мысль, что под твоим жильём может находиться такой тоннель – тёмный, холодный, полный крыс – делает пребывание в нём неуютным. А если уж представить, что там могут быть не только крысы… А ведь такие мысли возникали… Вот этот рассказ живо вернул меня к тем воспоминаниям. Да и собственно без них всё очень жутко. Автор очередной раз показал своё умение не просто создать нечто жутковатое, а заворожить этим. Очень удачно именно написанная вещь – в ней есть нечто живое. Живое передается через слегка сумбурное нервозное повествование рассказчика и через картины бостонского дна доходит до апогея во вдохновенном и мрачном монологе самого Пикмена. Описание страшных картин – на высоте. Сдаётся мне, выглядели они не столь пугающе, чем их описал рассказчик, но в этом-то и мастерство – создать картинку, яркую и насыщенную красками сверхъестественного и живого так, что они запоминаются надолго. Да и сам этот рассказ запомнился надолго. А ещё лёгкая туманность тоже вносила свой колорит – этот невысказанный до конца вопрос: а кем же на самом деле был Ричард Антон Пикмен? Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Не уж-то таким вот «подменом» (и тогда название рассказа «Натура Пикмена» подходит как нельзя лучше – даёт призрачный намёк…), и если так, то сколько их ещё находится среди людей? Да ещё нельзя не сказать, что этот рассказ в моём представлении, кроме всего прочего, такая любопытная связка между миром авторской реальности и миром снов – мы же все помним, где ещё объявиться наш Пикмен, и в каком виде… У меня вообще есть теория, что чтобы не писал один автор (каждый автор) какие бы разные вещи ни были, всё равно это будет некая «мультивселенная» только выраженная ярче или слабее. И в этом рассказе я вижу подтверждение данной мысли на примере такого не очень-то любящего переносить героев из рассказа в рассказ автора как Лавкрафт. Для меня все, что написал он, упоминает ли он в своих работах признаки мифа Ктулху или нет, это всё один мир – его мультивселенная, Мироздание по Лавкрафту… | ||||
| ||||
«Собака» |
| |||
Стронций 88, 06 ноября 2018 г. в 18:14 | ||||
Если не ошибаюсь, именно тут впервые появился легендарный «Некрономикон», так удачно влившийся в структуру Мифов Ктулху и ставший одним из его символов, причём настолько ярких, что многие до сих пор верят, будто он действительно существует… Беда лишь в том, что для меня лично, появление «Некрономикона» осталось главным событием рассказа. Да, вроде бы всё в нём есть: и страшное существо, и рок, нависший над героями, да и сами герои в чём-то типичны для Лавкрафта (эдакие скучающие эстеты, в поисках новых ощущений идущие на всякие мерзости – разграбление могил, например, и коллекционирование всяких древностей – получая от этого эмоциональное удовольствие). И именно эта стереотипность меня лично поддавливала. И сюжет тут довольно прост. Но вот не мог я насладиться – ни тогда, после первого прочтения, ни сейчас – казалось бы, всё фирменное есть, но чего-то не хватало, было тесно тут и душно. Вот ведь парадокс, в каких-то вещах Лавкрафта его фирменные, даже избитые вещи играют – а тут вот, для меня лично, не сработало, причём не сработало уже дважды. Однако готов признать, что это не самый плохой и не самый скучный из его рассказов. Отдельно хочется вспомнить «монстра» – ту самую «собаку». Так уж получилось, что я незадолго до этого читал «Собаку Баскервилей» и после оного лай местного «пса» действительно холодил кровь. «Существо» получилось достаточно оригинальным ( Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) ), однако, мне кажется, что больше оно в цикле «Мифы Ктулху» у Лавкрафта не появлялось. Может, я, конечно, и ошибаюсь, я ведь пока не все рассказы у автора прочитал, но такое ощущение есть. И, мне кажется, это именно из-за того, что какой-то харизмы ему не хватило. А вместе с этим чудовищем и всему остальному не хватило харизмы. Кроме, пожалуй, самого «Некрономикона» – но и тот, положа руку на сердце, раскрылся по полной в более поздних рассказах...«метафизические сущности душ тех людей, которые, презрев таинство смерти, пожирают мёртвую плоть» родом из «культа пожирателей трупов в недоступном Ленге, расположенном в Центральной Азии» | ||||
| ||||
«Врата Серебряного Ключа» |
| |||
Alex_Razor, 02 ноября 2018 г. в 11:45 | ||||
Пожалуй, самый глубокий, философский, глобальный, мистический, и даже оккультный рассказ Лавкрафта. Очень хорошо дополняет более ранний «серебряный Ключ», который я тоже очень люблю, но если там автор больше описывает переживания героя (или свои?), то «Врата» бросают в гущу невероятных событий и местами напоминают описание мистического опыта. Возможно, впервые Древние предстают перед нами не как «Иные и враждебные нашему миру» сущности, а как просто Иные, космические, существа высшего порядка/хаоса вне времени и пространства. Как истинные Боги. Картер — самый запоминающийся герой Лавкрафта. Это не обыватель, случайно столкнувшийся с неведомым и ужаснувшийся, это пытливый исследователь, ищущий и зовущий потустороннее. Ужаса здесь нет. Картер — тот, кто заглядывает в Бездну, не боясь, что она взглянет на него в ответ, наоборот, он ждёт и хочет этого. И Бездна в ипостаси Иных Богов отвечает на зов. И тогда Мир останавливается. Время останавливается. Хотя время никогда и не двигалось. Рэндольф Картер в этом рассказе выходит за пределы 3-х измерений, и тянет за собой читателя. Сам Лавкрафт, похоже, тоже достиг чего-то подобного. Интересно, что многим моим знакомым рассказ показался слишком сложным и навороченным, особенно в конце — не могли они представить того, что описано — Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) ... Я же о чём-то подобном задумывался и раньше, и всё это было (и есть) для меня неимоверно просто.измерения, разные Картеры, которые все — часть одного По счастливой случайности (случайности ли?) это был один из первых прочитанных мной рассказов автора, и до сих пор стоит несколько особняком... Прошу прощения за этот сбивчивый поток сознания — эмоции. | ||||
| ||||
«Модель Пикмана» |
| |||
scifighter, 18 июля 2018 г. в 09:16 | ||||
Стиль на высоте, но содержание... Интрига нулевая — как только звучат слова об ужасающей реалистичности картин, то уже сразу понятно что к чему. Зачем так долго было тянуть резину? Да, антураж создан тщательно — шаткие дома, старинные закоулки, мрачные подвалы и всё такое. Помимо него рассказу предложить решительно нечего. Быть может если бы автор развил его в полноценную повесть, где было бы рассказано кто такие эти шакалоподобные существа с картин, как Пикман вступил с ними в контакт, возможно чуть больше предыстории главного героя, то вышло бы что-то куда более дельное. А так... | ||||
| ||||
«Таящийся у порога» |
| |||
Warrapan, 03 февраля 2018 г. в 15:04 | ||||
Про сам роман написано много правильных слов, не хочу повторяться. К тому же я только начинаю знакомство с творчеством Говарда Лавкрафта, а потому моё видение произведения может быть не полным. Потому подчеркну только один момент, который очень бросился в глаза и раздражал, как камешек в обуви. Часто встречался с таким клише в однотипных фильмах ужасов и триллерах, но совсем не ожидал столкнуться с подобным в классическом хоррор романе... Так вот: Если Вам достался в наследство особняк в уединённой и мрачной, хоть и живописной местности, в нём непременно будет ЗЛО. Либо призрак, либо тёмный артефакт, либо потусторонний временно дремлющий упырь. Как бы Вы себя не вели (а скорее всего, вести себя Вы будете преглупо — нарушать указания предков, разрушать древние печати и повсюду совать свой нос), Вы упомянутое ЗЛО пробудите. Придётся пострадать, но не отчаивайтесь! Скорее всего в соседнем городке находится университет (реже монастырь), в котором преподаёт некий солидный профессор демонологии и экзорцизма. Этот учёный муж с долей профессионального скептицизма выслушает Вас, успокоит насчёт того, что он Вам верит и Вы в здравом уме, затем сходит в библиотеку за томиком Некрономикона в ветхом переплёте из человечьей кожи, зачитает пару абзацев на древне-шумерском, извлечёт из бюро красного дерева амулет Древних ХОРОШИХ богов, верный .44 магнум и бодрым строевым шагом отправиться в зловредное поместье крушить супостатов налево-направо. Что будет дальше уже зависит от фантазии автора (сценариста) и желаемого возрастного рейтинга опуса: от хэппи-энда со слезами радости над тушкой поверженного упыря до полного фиаско с кровью и демоническим хохотом торжествующего зла. Может быть, в год выхода романа в свет такой приём не был заезженным, но как мне кажется, достоверностью и логичностью он всё равно не блистал. Ну серьёзно: много ли существует профессоров антропологии, обладающих всеобъемлющими познаниями в древних культах, к тому же готовых по первой просьбе сорваться с места и с револьвером наперевес ринуться в бой со ЗЛОМ? Ожидал от классики более... утончённых, что ли, приёмов. Но впрочем роман оставил благоприятное впечатление. | ||||
| ||||
«Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» |
| |||
BroonCard, 25 ноября 2017 г. в 21:34 | ||||
«Сомнамбулический поиск неведомого Кадата» — это небольшой эксперимент Говарда Лавкрафта в рамках не только его стилистики, но и вовсе творчества: формируя из обрывков множества своих рассказов и повестей нечто цельное, мифотворец предает на суд читателя целый самостоятельный мир, обрамляя его в слог кисти уже не Аллана Эдгара По, а любимого Лавкрафтом лорда Дансени или же вовсе профессора Толкина. То есть: отстраняясь от стилистики атмосферного повествования, полного саспенса и незримыми опасностями, Говард прибегает к стилю скорее героического панегирика, величавой песни в жанре фэнтези, которая особенно явственно видна в полном отсутствии орфографически оформленных диалогов, кроме лишь одного, выполненного ради того, чтобы дать читателю однозначное представление о том, кто решил вести речь с главным героем романа, который ввиду особенностей построения и предоставления читателю сюжета вообще является повестью, но с чем объём творения спорит. И в конечном итоге получается очень примечательный, особенно для любителей творчества Лавкрафта, эксперимент. Удачный ли он? Это вопрос довольно трудный для ответа, ибо выходит так, что объединяя своих классических персонажей, ранее упоминаемые им в различных собственных творениях локации, в общем беря за основу свою классическую библиографию, автор формирует новое, незнакомое доселе и откровенно говоря рискованное... Но то, что лично мне крайне понравилось. Эксперимент, то есть опасный шаг формирования на пласте твёрдом и устоявшемся чего-то непонятного и незнакомого, пафосно возвышенного и натянуто поэтического, как по мне — удался. Лишь это я хочу сказать. Иным же читателям, что ценителям, что не ценителям, советую просто прочесть и или получить, или не получить удовольствие, испытав или же не испытав исконно первобытный ужас. | ||||
| ||||
«Врата Серебряного Ключа» |
| |||
korsrok, 03 июня 2017 г. в 19:00 | ||||
«Время не движется, а стоит на месте, у него нет ни конца ни начала — нам только кажется, что оно идет и приводит к переменам, это земное заблуждение. Да и само время не более чем иллюзия. Лишь зажатые в трехмерном мире люди полагают, будто прошлое сменяется настоящим, а настоящее будущем, но в действительности, все что было есть и будет существует в одной плоскости». Мы умерли, не родились и одновременно находимся в миллионе точек пространственно временной сферы, которая, как бы это парадоксально не прозвучало, является плодом нашей фантазии. Все то, что мы считаем реальностью – нереально, а то, что не видим истина. «Врата серебряного ключа» — далеко не развлекательный рассказ, как большинство фантастических текстов, это чистая метафизика! С Рэндольфом Картером я познакомился 7 лет тому назад в повести о путешествии между измерениями «Поиски неведомого Кадата», прочтения которой буквально вызвало катарсис. И вот случайно открыв «Зверя в подземелье» — Астовскую комплектацию Лавкрафта, — встретил старого друга, который перевернул мое представление о параллельном мире сразу в двух произведениях! В одном – «Серебряный Ключ», — Рэндольф ищет вход во Внутренний мир, а второй поведает читателю о его потустороннем ските, а также, в общих чертах, о структуре Земли и Вселенной. Наша планета полая и вращается вокруг заветного философского камня, внутреннего солнца Земли, излучения которого мерцают над полюсом северным сиянием. Под нами вогнутый мир с океанами, сушей, атмосферой, городом Богов, второю Германиею, потустороннюю страною Третьего Рейха и Врата ведущие в Агарту скрыты в Антарктиде под толщей льда, которая странным образом исчезала из всех карт на 50 лет во времена тайных экспедиций. Их очертания можно увидеть из космоса, но НАСА уверяет, что снимки приполярных зон планеты отсутствуют. Кроме Врат в Агарту на полюсе существуют и другие Входы, через несколько систем тоннелей скрытых под пирамидами. | ||||
| ||||
«Хребты безумия» |
| |||
zarDOS, 20 марта 2017 г. в 11:27 | ||||
Я часто слышу, что это лучшие произведение Лавкрафта. И я всегда соглашаюсь с этим. Автору удалось передать просто потрясающую леденящую атмосферу ужаса! Когда читаешь строки этой повести, чувствуешь как волосы становиться дыбом, а мурашки ползут по коже, словно инопланетные паразиты под человеческой плотью! А между прочим у этой повести есть потрясающий последователь, фильм НЕЧТО! Карпентер в многочисленных интервью признавался что является ярым и преданным фанатом создателя мифов Кутулху! Так что, дам совет! Отправляйтесь зимой в деревню. Возьмите почитать Хребты и скачайте себе фильм НЕЧТО, и будет вам самая «веселая» атмосфера! | ||||
| ||||
«Локон Медузы» |
| |||
Rovdyr, 05 февраля 2017 г. в 14:02 | ||||
«Локон Медузы» — несомненно, удачный результат творческого взаимодействия Лавкрафта и Зелии Бишоп. Бишоп, насколько я понимаю, придумала сюжетную идею — что в данном случае весьма ценно и заслуживает похвалы. Впрочем, главное достоинство рассказа — не столько сюжет, сколько органичное вплетение в Мифы Ктулху некоторых африканских мотивов (типа Великого Зимбабве и вообще африканского колдовства и африканской загадочности). Эти мотивы в рассказе очень сильно подчеркнули общую канву «Таинственного и Ужасного». Из недостатков рассказа отмечу следующее. Во-первых, какие-то невнятные любовные отношения (прописанные Лавкрафтом откровенно слабо, что вполне для него естественно) — отсутствие которых, в сущности, никак сюжету бы не повредило, а скорее наоборот. Во-вторых, мне не показалось правильным использование рассказа от первого лица — я имею в виду не первичного рассказчика (чисто технический персонаж), а основного, который, собственно, и повествует бóльшую часть истории. Дело в том, что этому главному рассказчику приходится сообщать много информации о третьих лицах, и при этом в отношении некоторых деталей его осведомленность вызывает большое сомнение. Кроме того, на мой взгляд, эта концепция двух рассказов от первого лица в данном случае привела к легкому сумбуру. Впрочем, эти недостатки считаю незначительными — не более чем минус 2 балла к оценке произведения. | ||||
| ||||
«Зов Ктулху» |
| |||
O.K., 25 декабря 2016 г. в 20:24 | ||||
Непрерывная линия повествования о тех или иных событиях гораздо эффективней разрозненного пересказа статей, случаев и историй из третьих уст о чём-то там непонятном. И чем это непонятное оказалось? Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Ой, боюсь-боюсь!Огромной желеобразной зелёной массой, всемогущей, но дохнущей от элементарного удара носом лодки по лбу! От прочтения осталось только недоумение: неужели когда-то это могло считаться страшным? | ||||
| ||||
«Зов Ктулху» |
| |||
freeresearcher, 15 декабря 2016 г. в 11:26 | ||||
Очень известное произведение, прочтённое мною именно по причине известности. И, на мой взгляд, известность эта имеет несколько дутый характер. Логически сюжет «Зова» не стыкуется в нескольких местах и эти нестыковки не из тех, которые заметны только особым занудам. Из того, что вряд ли можно назвать спойлером, поскольку раскрывается в первых абзацах: если уж рассказчик уверен в том, что с таким-то ужасом никому сталкиваться нельзя, зачем он систематизировал всю информацию, сохранил её и передал дальше? Ну сжёг бы доставшееся от усопшего родственника и дело с концом. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) А почему инспектор и Уилкокс живы-здоровы? Почему профессор Уэбб благополучно прожил десятки лет после знакомства с гренландским культом? Наконец, если Ктулху распилило пополам яхтой и после этого он убрался на дно океана — то в чём вообще ужасность? В способности нагонять на нервных людей и «полусумасшедших дикарей» ночные кошмары? Литературно рассказ тоже не из шедевров. Да, манеру Лавкрафта можно узнать, но узнаваема она в том числе по «неописуемому ужасу» и «открылось жуткое зрелище, при виде которого попадало в обморок трое». По сравнению с рассказами — я, честно, не знаток хоррора, но всё-таки — Марии Галиной — ужасность Лавкрафта очень переоценена. Или вот, из американского, популярного и массового — Кинг. Скажете, Кинг был позже? Хорошо, снова американский автор, признанный классик — Эдгар По, «Береника» — почти без мистики, но намного страшнее. С мистикой — «Падение дома Ашеров» и «Морелла». За сто лет до Лавкрафта практически, 1830-е годы. Можно, конечно, вспомнить про разного рода архетипические образы и развести много глубокомысленных построений, но я, пожалуй, отмечу другое. Лавкрафт регулярно упоминает в рассказе «уродливых дикарей» и «метис» у него практически синоним для чего-то мерзкого как физически, так и морально: такая вот характерная для той поры деталь. И нет, это не в вину автору, поскольку прогрессивный Герберт Уэллс тоже не без греха, да и евгеника в эти годы была не уделом фашистов-маргиналов, а вполне себе респектабельной идеей, соответствующие законы работали в США и Швеции, вполне передовых странах. | ||||
| ||||
«Ночной океан» |
| |||
avsergeev71, 14 декабря 2016 г. в 23:52 | ||||
Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. --- Сложно оценивать данный рассказ. С одной стороны — это Лавкрафт. От Лавкрафта ждут хоррора. От Лавкрафта ждут мистики. От Лавкрафта ждут монстров, оживших мертвецов, нечеловеческих рас, древних культов и колдунов. От Лавкрафта ждут, наконец, увлекательного и динамичного сюжета. Ничего подобного в этом рассказе нет. Читателя, пытающегося найти хоть что-то из перечисленного, ждет сильное разочарование. А еще его ждут нагромождения длинных предложений, через которые трудно продраться, практически полное отсутствие действия и мучительная попытка понять: зачем он вообще читает всю эту галиматью. С другой стороны, рассказ, без всякого сомнения, — неординарное явление с литературной точки зрения. Отдельные моменты — просто шедевральные. И хотя никакой динамики сюжета вроде бы нет (рефлексирующее сознание главного героя просто отражает все, что видит вокруг: океан, побережье, смену дня, ночи и времен года), рассказ буквально затягивает в себя. Только читать нужно без спешки, не пытаясь ничего понять и, самое главное, не ожидая никаких откровений в финале. А лучше всего прочитать несколько раз. В который раз задаю себе вопрос: какой же ты есть на самом деле, Лавкрафт? Когда ты настоящий: когда пишешь ужастики или когда пишешь вот такие вот вещи? Как же мало мы знаем о тебе! 10 баллов. | ||||
| ||||
«Курган» |
| |||
avsergeev71, 01 декабря 2016 г. в 19:41 | ||||
И гномы, боясь наказанья с небес, Уже не надеясь на силу чудес, Укрылись в богатых подземных палатах, И след их сокровищ навеки исчез. --- Как и в случае с «Проклятием Йига» соавторство Зелии Бишоп нужно признать чисто формальным. Барышня в данном случае, как впрочем и в прочих произведениях с ее соавторством, разве что идею подкинула. Фирменные Лавкрафтовские приемы и сама атмосфера повести с головой выдают Мастера. Во время чтения постоянно возникали аллюзии на «Хребты безумия». Такое же неторопливое, обстоятельное повествование. Внимание уделено каждой мелочи, для читателя не остается ни малейших белых пятен. Сюжет движется не спеша, без рывков и неожиданностей, подолгу останавливаясь на каждом повороте, давая возможность как следует оглядеться и насладиться окрестными видами. Да и читателю, в свою очередь, не хочется форсировать события: ему есть на что посмотреть и над чем поразмыслить в дороге. Он собственно уже обо всем догадался (финал отчетливо виден на горизонте), но получает удовольствие просто от самого процесса. Хотя кому-то повествование может показаться излишне затянутым. Но если «Хребты безумия» вам понравились, то «Курган» скорее всего понравится тоже. В общем, хорошая вещь. На мой взгляд, одна из лучших у Лавкрафта. По крайней мере среди тех, где речь идет об древних экзотических расах. Талант Лавкрафта-мифотворца тут очевиден. 9 баллов. | ||||
| ||||
«Улица» |
| |||
Rovdyr, 01 декабря 2016 г. в 12:04 | ||||
Рассказ «Улица» вполне заслуженно снискал низкие оценки и преимущественно негативные отзывы (в том числе на Фантлабе). К сожалению, попытка Лавкрафта создать произведение на почве реальности провалилась, и рассказ никак не спасает (даже вызывает дополнительную досаду) красивая концовка, в которой автор пишет: «Одни полагают, что предметы, среди которых мы живем, и те места, где мы бываем, наделены душой; другие не разделяют этого мнения, считая его пустым домыслом». Что ж, у всех бывают неудачи, и в связи с этим я всегда обращаюсь к известной фразе о зернах и плевелах. Зерен у Лавкрафта достаточно для того, чтобы я считал его великим писателем, чье творчество ценю чрезвычайно высоко. Вместе с тем не могу не отметить, что мое отрицательное восприятие «Улицы» обусловлено не писательскими промахами. Как раз с чисто литературной точки зрения рассказ написан вполне добротно. Мне не понравилось то, что здесь ярко сквозят некоторые черты мировоззрения Лавкрафта, к коим я отношусь в той или иной степени отрицательно. Произведение обращается к ряду обстоятельств истории Америки. Негативное отношение Лавкрафта к революционерам мне понятно, и возразить тут нечего, даже если бы я имел такое желание (на самом деле я полностью солидарен в этом вопросе). Дальше начинаются вопросы. Романтизация и героизация колониальной эпохи? Сомнительно. Взять, к примеру, часто упоминаемый самим Лавкрафтом Салемский процесс над «ведьмами». Совершенно чудовищный абсурд — а ведь это уже конец XVII века! В чем тут «героизм славных предков»? Массовое заселение США иммигрантами, в том числе «цветных» рас? Ну и что с того? Американцы не были хозяевами этой земли, так что у иммигрантов было не меньше и не больше прав, чем у англо-саксов. Я, конечно, могу понять основания хорошо известного расизма Лавкрафта — они принесли чужие традиции, были бедными, зачастую занимались преступной деятельностью. Все так, хотя, замечу, в сравнении с преступлениями гангстеров, сидевших в Белом Доме, Капитолии и на Уолл-стрит (которых накопилось немало уже к периоду и за период жизни ГФЛ) деяния этнических мафий выглядят весьма бледно. Акцентировать внимание на этих иммигрантах — значит проявлять близорукость. Но не это главное. Главное, что взывало у меня сильнейшее раздражение и отвращение в этом рассказе — фраза: «Но, пробудившись от спячки, Запад вступил в титаническую схватку, начатую на Родине ради будущей цивилизации. И снова над городами взметнулись старые стяги, а рядом с ними замелькали и новые, среди которых победно реял и трехцветный флаг» [почему-то на Улице флагов не было — всему виной пресловутые иммигранты]. И эти патетические слова Лавкрафт пишет о Первой Мировой войне!!! О бойне, которая унесла миллионы жизней, сломала целые поколения в Европе, срубила режимы, которые хоть как-то сдерживали революционеров, открыла путь большевизму и множеству национализмов. Мне печально говорить об этом, но я считаю, что в отношении некоторых явлений реальности у Лавкрафта попросту отсутствовал здравый смысл. Было бы лучше ему их вообще не касаться. Ибо даже просто касаться таких вещей, не имея здравого смысла, означает пачкаться. Тем более, когда ты не просто касаешься, а в определенной степени соучаствуешь, хотя бы в форме словословий. | ||||
| ||||
«Другие боги» |
| |||
Rovdyr, 28 октября 2016 г. в 12:13 | ||||
«Другие боги» — рассказ, который относится к той категории произведений, что стóит прочесть только ради концовки. Основная часть повествования предельно проста и не особо увлекательна (хотя, замечу, написан рассказ таким красочным языком, что этот фактор можно назвать в качестве второй причины, по которой могу рекомендовать его к прочтению). Точнее, подкупила меня не столько концовка (она, для читателей, хорошо знакомых с творчеством Лавкрафта, на 100% предсказуема), сколько одна фраза — слова, которые прокричал Барзай Мудрый перед своим таинственным исчезновением: «Я падаю в небо!». Удивительные слова, если глубоко вдуматься. В этом коротком предложении — экспрессивный и емкий образ инверсии мироустройства, обращения его в Хаос. Лично для меня эта фраза является своего рода девизом литературы Лавкрафта и вообще weird fiction. | ||||
| ||||
«Наследство Пибоди» |
| |||
avsergeev71, 13 сентября 2016 г. в 22:26 | ||||
Кот Бегемот сам меня зовет пошалить с ним и повеселиться. --- Очередной «посмертный» рассказ Лавкрафта. То ли дописанный, то ли просто изданный господином Дарлетом. В какой-то момент я начал безошибочно определять соавторство Августа Дарлета, даже не глядя в заголовок. Речь в таких произведениях, как правило, идет о старинных особняках, наследстве и о предках той или иной степени скандальности. Впору было дивиться такой стандартности: то ли Лавкрафт перед смертью кроме таких рассказов больше ничего не писал, то ли Дарлет только такие издавал, то ли Лавкрафт тут вообще не при чем, и Дарлет пропихивал чисто свои поделки, пользуясь честным именем друга. Но, похоже, что к данному рассказу Лавкрафт руку все-таки приложил. Помимо фирменной Лавкрафтовской атмосферы, присутствуют отлично проработанные сюжет, обстановка, и главные герои. Присутствует здесь также некий сперва вроде бы второстепенный персонаж, но который в итоге оказывается едва ли не главным. Что позволяет перекинуть параллель к Лавкрафтовским «Снам в ведьмином доме». Рассказ реально страшный, без всяких натяжек. Пресловутый эффект присутствия наверное: пугает не то, что страшно, а то, что может случиться с самим тобой. 10 баллов. | ||||
| ||||
«Музыка Эриха Занна» |
| |||
avsergeev71, 13 сентября 2016 г. в 17:00 | ||||
Подойди скорей поближе, чтобы лучше слышать, Если ты ещё не слишком пьян. --- Кто сказал, что истинное искусство от Бога? Лавкрафт готов поспорить. Звуки виолы откроют такие инфернальные бездны, о которых лучше не знать, если хочешь засыпать спокойно. Рассказ — явная перекличка с «Моделью Пикмана», хотя и написан раньше по времени. Только там живопись, а здесь — музыка. Видимо, автора так или иначе беспокоили вопросы происхождения искусства. «Модель Пикмана» мне понравилась больше. Она реалистичней, и потому страшней. Здесь же повествование ведется в форме притчи о «чёрной-чёрной улице» без начала и конца. Эффект присутствия смазывается, позволяя читателю глядеть на происходящее как бы со стороны. Зато «Музыка» изящней, тоньше, эстетичней. Почитать однозначно стоит. 9 баллов. | ||||
| ||||
«Показания Рэндольфа Картера» |
| |||
avsergeev71, 12 сентября 2016 г. в 15:22 | ||||
Считать по нашему, мы выпили немного. Hе вру, ей-Богу. Скажи, Серёга! --- Небольшая зарисовка, выполненная в форме полицейского протокола. Главный герой, Рэндольф Картер, дает показания в полицейском участке на предмет неких событий, произошедших с ним незадолго до этого, и в ходе которых странным образом исчез его лучший друг Харли Уоррен. Других свидетелей нет, полиция подозревает худшее, и дело приобретает для Рэндольфа Картера совсем скверный оборот. Тут уж запоешь, как птица, — только бы слушали! И главный подозреваемый рассказывает, причем явно не по-первому разу. Только вот несёт он совсем уж какую-то ерунду. Ну, то есть, ерунду с точки зрения стражей закона. Ну а что еще им прикажете думать? Ночь, кладбище, древний заброшенный склеп, какие-то древние книги... Зачем вообще они туда попёрлись, да еще ночью? Не знаешь сам, говоришь? Ох, плачет, плачет электрический стул по Рэндольфу Картеру... В принципе, мне понравилось. Лавкрафт выступает здесь мастером короткого рассказа. Размер произведения не оставляет места на какой-нибудь хоть мало-мальски проработанный сюжет, да автор явно и не ставит перед собой подобной задачи. Он целиком сосредоточен на описании обстановки и переживаниях главного героя. Ну а тут, как известно, Лавкрафту нет равных. В итоге, получилось довольно стильно и атмосферно. Особенно удалась концовка: всего одна фраза, но «цапнула» очень здорово. Можно смело рекомендовать тем, кто желает познакомиться с Лавкрафтом поближе, но не располагает избытком времени. Ставлю десяточку. | ||||
| ||||
«Кошмар в Ред-Хуке» |
| |||
avsergeev71, 11 сентября 2016 г. в 18:53 | ||||
За синие горы за белый туман в пещеры и норы уйдет караван. --- Очередной ужастик на тему подземной жизни большого города. Очевидная перекличка с «Моделью Пикмана». Да и написана в то же самое время. Рассказ выстроен в форме детектива. Бравый полицейский на свой страх и риск ведет расследование странных событий, которые не вписываются в обычную уголовщину, и которые в итоге приводят его в городские подземелья, где творится форменный Босх. Скажу сразу: рассказ мне понравился. Не «Модель Пикмана» конечно, но вполне достойно. На первой же странице автор с ходу намекает читателю, что речь пойдет о чем-то из ряда вон выдающемся: здоровяк полицейский, пугающийся собственной тени среди бела дня, как бы обязывает. Это в какой-то степени помогает преодолеть следующую часть рассказа, несколько, на мой взгляд, затянутую. Но примерно с середины сюжет убыстряется, завершаясь в итоге добротной эффектной концовкой. Фирменная Лавкрафтовская атмосфера исправно присутствует на протяжении всего рассказа, достигая в кульминации какой-то особенной густоты — топор наверное повис бы. Несколько раз ловил себя на реальном страхе. После прочтения осталось некое мысленное послевкусие, что является для меня положительным признаком качества произведения. Ставлю твердую девятку. | ||||
| ||||
«Дагон» |
| |||
avsergeev71, 11 сентября 2016 г. в 15:38 | ||||
Привидится же такое! Короткий рассказ. Яркий образец раннего Лавкрафта. То ли спал, то ли не спал. То ли приснилось, то ли померещилось. Какой, право, спрос с человека, умирающего в шлюпке посреди океана? А может и действительно было что-то такое в реальности. Океан то огромный. Кто его знает, что там на дне водится? Короче, сплошные неясности. Знаменитая Лавкрафтовская атмосфера вроде бы наличествует, но обстановка прописана как-то невнятно, эффекта присутствия не получилось. Да и образ самого монстра какой-то лубочный. Не зацепило, в общем. Хотя, честно говоря, и не ожидалось чего-то особого. Маэстро пока только учится. Рекомендуется к прочтению только фанатам Лавкрафта. Для общего представления о творчестве. Выше пятерки поставить не могу. | ||||
| ||||
«Модель Пикмана» |
| |||
avsergeev71, 11 сентября 2016 г. в 00:26 | ||||
К вопросу о реализме в искусстве. Однозначно шедевр. В моем рейтинге — одно из лучших произведений Лавкрафта. «Зацепило» сильно и долго не оставляло. Бог его знает, как ему это удается, но в процессе чтения нельзя отделаться от впечатления, что автор описывает то, что видел и слышал сам лично. И вот эта то явная правдоподобность влечет за собой настоящий животный страх, заставляя забыть, что перед тобой всего лишь художественная литература. Правда Литература настоящая, с большой буквы. Фабула, сюжет, кульминация, концовка — все сделано настолько идеально, прямо таки филигранно, что придраться просто не к чему. В общем, настоятельно рекомендуется к прочтению. Десятка с плюсом. | ||||
| ||||
«Картина в доме» |
| |||
Rovdyr, 29 августа 2016 г. в 13:56 | ||||
При всей одиозности сюжетной сути этого произведения оно обладает несомненным шармом истории о Синей Бороде, ставшей классикой зловещей тайны. В рамках такого сюжета сложно не создать текст, который будет утомлять или даже раздражать, как оскомина, но Лавкрафту определенно удался миниатюрный шедевр. Более того, мне особенно нравится незначительность действия (того самого «экшна», который у Лавкрафта как раз редко получался интересным и натуральным), что только усиливает психологический эффект. Что касается отмеченной практически всеми предыдущими рецензентами концовки (которую посчитали слабой), то я не склонен считать ее недостатком. Рассказ очень короткий (и это хорошо, ибо ни к чему растекаться мыслью по древу — это далеко не всегда на пользу), и делать в нем какой-то выдающийся финал означало бы порождать дисгармонию. | ||||
| ||||
«Крысы в стенах» |
| |||
A.Ch, 17 апреля 2016 г. в 07:32 | ||||
Наследник древнего рода решает возродить замок своих предков, но только при осмотре что-то гнетёт его. Странное место. А потом и странные сны, то звуки когтей за стенами, да и кошки ведут себя возбуждённо. Только погрузившись глубже и физически в подземелье и временно в историю, приходит понимание. Очень визуально, хотя и крупными резкими, как будто несформированными, мазками, показано сумасшествие. Двусмысленность в причинах для каждого читателя. Были ли крысы и позовут ли главного героя они и дальше познать себя? Рассказ о призраках, поселившихся глубоко и ждущих нужного момента. | ||||
| ||||
«Музыка Эриха Занна» |
| |||
ufaan, 22 марта 2016 г. в 18:57 | ||||
Великий шедевр. Вряд ли можно добавить что-то в плюс к другим отзывам, эта вещь абсолютно безупречна в плане вкуса, настроения, неявных смыслов и проч. и проч. Для любого, кто интересуется метафизикой творчества это sine qua non — то, без чего нельзя обойтись. | ||||
| ||||
«Музыка Эриха Занна» |
| |||
Добрый Филин, 22 марта 2016 г. в 17:58 | ||||
Вот этот рассказ реально страшен. Мало того, он реально заставляет думать голову. Я, например, все время гадал о том, где же находится главный герой и каков секрет Цанна... В плане атмосферы, большой плюс звукописи. Руками Лавкрафта даже звук может напугать. 10 из 10 | ||||
| ||||
«Шепчущий во тьме» |
| |||
BroonCard, 16 ноября 2015 г. в 16:53 | ||||
По мере знакомства с творчеством сего писателя всё больше и больше осознаю, насколько точно режиссёр Фрэнк Х. Вудворд в 2008-ом году выбрал название для своей документальной картины: «Лавкрафт: Страх неизведанного». Говард, органично сочетая в своём письма и атмосферу запустелых горных районов, завуалированных туманом от болотистой местности расположенной в низинах, да космические фантазии с перелётами в пространстве и межзвёздными путешествия буквально заставляет бояться читателя происходящего на страницах безумия путём подачи ситуации в контексте реальности. То есть: рассказчик буквально знакомит нас с историей, притом делясь своими впечатлениями и полным непониманием происходящего, поддерживая нас в выборе занимания его позиции как полностью рационального человека, или же наоборот предлагая нам обвинить его в чересчур обширной выдумке и неправдоподобности. Такой стиль просто сам собой являет нам словно задокументированные факты, обогащённые чувствами, домыслами, спорами и удивительными открытиями, которые как раз-таки не столько удивляют, сколько заставляют впасть в истинную оторопь. Итог: «Шепчущий из тьмы» — безоговорочно отличное произведение, где в удачных пропорциях смешалась фантастичность выдумки и ужас правдоподобия, с которым выдаётся читателю всё в рассказе происходящее. Нам Лавкрафт вновь предлагает окунуться в свой мир, являющийся не каким-либо антиподом нашего — нет. Это дополнение. Пугающее и жуткое дополнение, которое просто кричит во всеуслышание о своей реальности, доказывая это необычайно чётко описанными макабрическими пейзажами, множеством отсылок на реальные события да личностей, а также точной выдержкой временных рамок и поддержанием синопсиса событий тех лет. Моя любовь к Говарду лишь крепнет с каждой новой прочитанной у него строчкой, ввиду чего настоятельно рекомендую Вам ознакомится с данным автором, коль Вы ещё этого не сделали, однако мысли присутствуют. Именно сей экземпляр его творений я же предложу Вам изучить только уже для того, чтобы понять: кто же Он — Шепчущий во Тьме... Не пожалеете. | ||||
|
Страницы: «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 7 8 9 10 [11] 12 13 14 15 . . . 36 37 38 39 40 (+10)» (+25)»»