![]() | Все отзывы на произведения Клиффорда Саймака (Clifford D. Simak) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 3125
Страницы: «(–20) «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 . . . 59 60 61 62 63 (+10)» (+25)»»
«Что может быть проще времени?» |
| |||
kinofan, 18 октября 2008 г. в 13:17 | ||||
В романе очень остро поднимаются извечные проблемы взаимоотношений, взаимопонимания людей, на примере «парапсихов» (людей обладающих паранормальными способностями) и тех кто ими не обладает. Люди бояться и не хотят принять новый, изменившийся мир – им легче откреститься и заклемить все непонятое, начать «охоту на ведьм», превратится в толпу недалеких, озлобленных зверей. Понравилось незаезженная, оригинальная идея концепции времени, в романе она предстает в новом свете: прошлое мертво, там нет ничего живого – только пустынный безжизненный мир наполненный тенями того живого, что есть в настоящем; будущее неопределенно – там еще ничего нет. Понравилось «Существо», с которым ГГ меняется разумом – этакий инертный, все понимающий и принимающий, повидавший тысячи миров «МОЗГ», который никуда не стремиться и которому не хватает времени систематизировать кучу знаний, почепнутую за годы путешествий. В тоже время роман не лишен недостатков. Потратив много времени на взаимоотношения разных противоборствующих групп, Саймак пожалел красок для мира, он получился несколько схематичным. «Обмен разумов» получился каким-то неправдоподобным: ГГ слился с разумом во много сотен или тысяч раз более мощным, но почему-то остался практически самим собой. Остался вообще непонятым такой момент: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) «Парапсихи» мысленно, с помощью «звездной машины» путешествующие по разным мирам, безусловно смогли бы доставлять «Фиштеху» кое-какие знания, но почему в романе постоянно упоминаются разные товары, доставленные из различных миров. Каким образом происходила доставка? Если силой мысли, то что мешало перемещаться в телах? Возможно малый объем романа, безусловно заслуживающего внимания, помешал раскрыть весь его потенциал . | ||||
| ||||
«Пенсионер» |
| |||
4P, 20 сентября 2008 г. в 00:22 | ||||
Беспомощность. Когда ты еще очень мал, можно как-то справиться с этим чувством, хотя бы представить, что вот когда вырастешь, то...! А как быть, когда ты немощен, слаб и впереди не целая жизнь сильного и молодого человека, а лишь доживание, ожидание избавления от гнетущего чувства собственной никчемности? И ведь жизнь одинокого пожилого человека, заключенного в доме-машине, что бороздит космические просторы, на самом деле тонкая метафора. Почти каждого реального пенсионера можно сравнить с героем этого рассказа. Узники собственных болезней и страхов, многие из них даже боятся или просто не могут выйти на улицу, в темных, душных комнатах доживая свой век. А ведь каждому из них хочется рисовать, удить рыбу, быть кому-то нужными и любимыми. Представьте, себя на их месте, себя со всеми своими привычками и желаниями, только недееспособного и абсолютно беззащитного перед всеми. Страшно, правда? Очень сильный рассказ, бросающий в стыд и дрожь. | ||||
| ||||
«Кимон» |
| |||
sanchezzzz, 01 сентября 2008 г. в 15:25 | ||||
Начать с признания — хорошо. Захотеть знать — похвально. Дать обещание учиться — и вовсе замечательно. Только вот вопрос — кому дать-то? Им, кимонцам? Себе? Если себе — так все мы только и делаем, что учимся. Если им, то для чего, для кого? Чтоб их снисходительная улыбочка появлялась через раз, два, а не постоянно?; чтоб иногда они всё же не забывали забрать своего «щенка» с барбекю? Быть у себя на родине одним из лучших и лететь за миллионы парсеков, чтобы потешить более развитую расу, увольте! | ||||
| ||||
«Подарок» |
| |||
deanta, 19 августа 2008 г. в 15:25 | ||||
Действительно, очень добрый рассказ. Как же мало нужно человеку для счастья, а ребенку — особенно. На мысль наводит то, что эту малость можем дарить друг другу не мы — земляне, люди, а инопланетные существа. Нельзя терять доброту, становиться черствыми, глухими, слепыми... К хорошему это не приведет. | ||||
| ||||
«Город» |
| |||
Olcha, 25 июля 2008 г. в 00:24 | ||||
произведение оставило во мне множество противоречивых чувств, но каких-то довольно приятных. Очень напомнило мне культовую Схизматрицу Стерлинга, даже вот начала подохревать что Стерлинг черпал отсюда вдохновение) Саймак в противовес будущему киберпанковому — ставит будущее заката Человека, ибо через тысячелетие он себя исчерпывает как вид, но его влияние намертво впечатывается во все что его окружало до этого. Относительно концепции повествования — к ней нужно подготовиться, ибо она становится как то не сразу понятной, но в целом очень интересна, так как в отличие от большинства линейных повествований все время держит читателя во внутреннем напряжении, в томительном ожидании развязки разыгранного действа. | ||||
| ||||
«Могильник» |
| |||
alex2, 06 мая 2008 г. в 03:18 | ||||
В сравнении с некоторыми другими вещами Саймака этот роман, конечно, не назовёшь лучшим из лучших. А вот поди ж ты — есть и в нём некое очарование. Во всяком случае я перечитывал его неоднократно. Мне почему-то этот роман показался как бы переходным от «Заповедника» к «Паломничеству», видятся в нём отголоски первого и черты второго. Идея планеты-кладбища, конечно, интересна, но в целом сюжет выглядит как будто неполным, неразвившимся. Герои получились, на мой взгляд, бледными и не очень вразумительными. Многие книги Саймака как раз влюбляют читателя в главных героев, очаровывают простотой, лёгкостью и бесшабашностью повествования, а тут... А тут всё то же, но не так, недостаточно, даже как-то неискренне, что ли... Иногда даже не совсем понятно, зачем же в этой книге главные герои, какова их роль, и вообще достаточна ли она для того, чтоб они стали, собственно, главными героями, а не жертвами обстоятельств, когда почти всё что нужно, уже сделано другими, и надо лишь пройти по намеченному кем-то пути, чтоб выполнить давно разработанный план, да ещё пройти удивительно быстро, так, что образы остаются не воспринятыми до конца. А ведь начало книги довольно таки многообещающее с точки зрения интриги... Но все эти претензии — претензии читателя, судящего по лучшим романам Саймака. Даже средние его книги были бы недостижимыми вершинами для немалого числа других авторов. И этот роман, несмотря на все недостатки, всё же заставляет возвращаться к себе снова и снова, потому что есть в нём и кое-что совершенно искреннее. Глаза закрываешь и видишь костёр на вечерней поляне, журчащий ручей, деревья, усыпанные жёлтыми осенними листьями... | ||||
| ||||
«Операция «Вонючка» |
| |||
кириллыч, 05 апреля 2008 г. в 11:29 | ||||
какая прекрасая и аллегорическая вещь. Мирная, тихая, хоть и набита военными доверху. Сладкая такая идея — мол если развиваться технократической цивилизации дальше, то рано или поздно, но придем к тому, что машины можно будет выращивать силой мысли. Но и ложку дегтя в эту бочку меда Саймак положить не забыл. Инопланетянин прекрасно понимал, что его используют, но терпел, пока не добился своего. А получив свое применил природное оружие, только в отличие от дикого скунса, у скунса разумного невероятн вонюч отнюдь не запах... | ||||
| ||||
«Дурак в поход собрался» |
| |||
Ladynelly, 26 марта 2008 г. в 20:36 | ||||
Правду говорят «Заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет!» Прежде чем делать людей счатливыми, надо узнать в чем счастье! Ведь счастливым насильно не будешь.... А уж о моральных принципах героя и говорить нечего, после того как он собрался обокрасть собственную мать! | ||||
| ||||
«Кто там, в толще скал?» |
| |||
Madrock, 26 марта 2008 г. в 09:57 | ||||
Очень трогательный, красивый, добрый и вместе с тем человеческий рассказ... Эх...тут читать надо | ||||
| ||||
«Братство талисмана» |
| |||
Madrock, 25 марта 2008 г. в 23:11 | ||||
Читала в юности, очень понравилось...Лично для меня во всех книгах Саймака за повествованием стоит не просто сюжет и его развитие, а нечто намного более глубокое...поэтому любителям тривиальных фэнтэзи эта вещь показалась просто немножко не по силам — и правильно, потому что он не ставил себе целью написать фэнтези, а просто выразил свои главные идеи, какие есть и в «Заповеднике гоблинов» — тоже для многих непостижимом | ||||
| ||||
«Сосед» |
| |||
Beast, 07 марта 2008 г. в 11:00 | ||||
Лёгкий, светлый рассказ с тонким прикосновением юмора. Очень понравилось как автор показал жителей глубинки привыкших, что всё у них хорошо, переставших замечать это и принимающих свою удачу как должное. А сцена с репортёром из Нью-Йорка ещё долго заставляла улыбаться. | ||||
| ||||
«Истина» |
| |||
Yazewa, 15 февраля 2008 г. в 19:28 | ||||
Вообще как-то не люблю слово «истина», особенно с большой буквы. Сразу подозреваешь или большую глупость, или банальность, или витийствование. Здесь т.н. Истина заключается в том. что смысла жизни — нет. Не слишком ново. По моей классификации — второй случай. А настроение в рассказе создано неплохо. Сюжет же разочаровал. | ||||
| ||||
«Город» |
| |||
Лукавый, 30 января 2008 г. в 23:35 | ||||
Совсем не зацепило. Так и не смог до конца включиться в этот цикл. Отдельные рассказы — да, неплохо, но в целом я даже не могу охарактеризовать свое впечатление. В смысле, у меня есть ряд соображений, но они в основном созвучны мнению товарища irish страницей ранее. Не буду повторяться. Плюс — перевод не вдохновил. Все остальное, прочитанное на текущий момент у Саймака, впечатлило безусловно больше. | ||||
| ||||
«Заповедник гоблинов» |
| |||
wayfarer, 19 января 2008 г. в 22:43 | ||||
Моё знакомство с Саймаком началось именно с этого романа. Вещь просто замечательная! Отличный сплав научной фантастики с фэнтези — действие происходит в далеком будущем, высоко развита технология, и в то же время мы сталкиваемся с гоблинами, троллями, банши и их магией. Персонажи — каждый ярок по-своему; те же Оп с Духом ещё та парочка, да и тигр-биомех Сильвестр тоже незабываем. Много ярких эпизодов — вспомнить, хотя бы, как Дух объявил Шекспиру о том, чей он дух на самом деле | ||||
| ||||
«Все ловушки Земли» |
| |||
Din Tomas, 19 января 2008 г. в 21:52 | ||||
Рассказ произвел несколько двойственное впечатление. С одной стороны, во многом он архаичен, наивен, не содержит ни малейших претензий на правдоподобность будущего и роботов. С другой стороны, все это не столь важно в свете нравственно-философской подоплеки, которая с успехом заставляет задуматься о вечном. Возможно, это вообще сложная аллегория на жизнь после смерти. Присутствуют и привычные саймаковские гуманистические нотки; через героя Ричарда Дэниэла явственно проступают параллели с «Городом». Так что в целом «Все ловушки Земли», несомненно, стоит прочитать, особенно поклонникам Саймака и мягкой НФ вообще. | ||||
| ||||
«Заповедник гоблинов» |
| |||
mastino, 18 января 2008 г. в 20:57 | ||||
Одно из любимейших произведений. Прекрасный роман, весь пропитанный мягкой и доброй лирикой. Да и само произведение, на мой взгляд, является одним из самых добрых (если так можно выразиться) из прочитанных мной. Все герои этого романа обладают какой-то магической, нереальной привлекательностью, и буквально влюбляешся в них сразу, после знакомства с ними. Очень сложно выразить эмоции, возникшие во время прочтения этой прекрасной книги. Можно только посоветовать обязательно её прочитать. | ||||
| ||||
«Смерть в доме» |
| |||
elfy, 06 октября 2007 г. в 06:35 | ||||
Инопланетянин и человек, такие разные, и в то же время чем-то похожие. Землянин спас пришельца, а тот подарил ему Друга. Для взаимопонимания не обязательно знание языка. | ||||
| ||||
«Необъятный двор» |
| |||
kkk72, 05 октября 2007 г. в 07:23 | ||||
Очень саймаковская повесть. Снова главный герой — обычный человек из глубинки — налаживает контакт с инопланетянами на взаимовыгодной основе. Новыми для автора идеями повесть особо не отличается, но читается весьма приятно. | ||||
| ||||
«Мираж» |
| |||
Nonconformist, 31 июля 2007 г. в 00:06 | ||||
Понимание того, что есть мираж, а что реальность, приходит с испытанием тела и духа. Возможно, я только пытаюсь скрасить судьбу героя, двояко означенную автором, но хочется верить, что ему открылся путь в Рай... | ||||
| ||||
«Разведка» |
| |||
irish, 25 июля 2007 г. в 22:25 | ||||
Есть у меня такое подозрение, что бурная научно-техническая революция середины 20 века спровоцировала у фантастов-современников что-то вроде технопсихоза — ну как иначе объяснить популярность темы машинного бунта? и что удивительно, разум и свободу воли из всех рукотворных предметов обретают почему-то механизмы — но не одежда, не мебель и не средства для мытья посуды. | ||||
| ||||
«Зелёный мальчик с пальчик» |
| |||
tankist, 12 июня 2007 г. в 17:19 | ||||
Серьезный рассказ. А ведь и в правду, даже программы работают лучше, если писать их с любовью. Что уж говорить о живых организмах, таких как растения. | ||||
| ||||
«Грот танцующих оленей» |
| |||
ALT, 28 мая 2007 г. в 10:39 | ||||
Рассказ то написан о человек который безмерно одинок и настолько же несчастен так, как за всю свою жизнь не cделал возможно ничего запоминающегося, кроме этого наскального рисунка. Он настолько старается не выделятся, что не совершает ничего выдающегося и не заводит друзей из за страха быть разоблаченным, он живет только ради существования, в этом основная трагедия. | ||||
| ||||
«Выбор богов» |
| |||
Kalkin, 10 января 2007 г. в 14:07 | ||||
Перечитал это произведение недавно, и понял, что раньше я его немного недооценивал. Книга отличная. В ней действительно много идей и размышлений, и это хорошо. Замечательно передано чувство природы, чувство единения со старушкой Землей у тех немногих людей, что остались верны своему дому. Высший разум наделил людей практически вечной жизнью (человек стал жить тысячи лет), и отрадно видеть, что не все употребили это время на бездумное наращивание технологии уже на новых планетах, а смогли жить в гармонии с природой, сохраняя минимальные знания, сохраняя свою душу. Интересно, что и роботы, создания людей, за этот долгий срок тоже переменились, став по сути еще одной ветвью эволюции, независимой от человека. Еще сильные ходы автора связаны с роботами, занимающимися теологией, с роботами верующими (здесь на самом деле могут быть зарыты целые пласты смысла; я не уверен, что все понял правильно), ищущими, стремящимися собрать воедино Веру и Истину... Отличная книга, проникнутая особым чувством. | ||||
| ||||
«Кто там, в толще скал?» |
| |||
Kalkin, 23 сентября 2006 г. в 18:00 | ||||
Один из любимейших рассказов Саймака. Регулярно его перечитываю. Наверно, дело в его особой атмосфере, в эмоциональном настрое... Сложно сказать. Ясно только, что, как и для многих других рассказов Саймака, для него справедливо правило — целое больше суммы составных частей. Значительно больше. | ||||
| ||||
«Пересадочная станция» |
| |||
Din Tomas, 18 сентября 2006 г. в 20:33 | ||||
Блестящий роман Саймака. Не такой мрачно-печальный, как «Город», хотя в начале мне казалось, что грустного финала не избежать...Конечно, есть небольшие недостатки: с Люси, например, стало все ясно ещё в середине книги...Но это никак не умаляет достоинств «...станции». В общем, отличное произведение, в духе Саймака. Думаю, что ещё не раз его перечитаю. | ||||
| ||||
«Смерть в доме» |
| |||
Плюшевая Утка, 12 сентября 2006 г. в 14:35 | ||||
Поразительно добрый рассказ. Вообще рассказы Саймака отличаются гуманизмом и верой в доброту, но этот особенно. Прочтите — поймете. | ||||
| ||||
«Почти как люди» |
| |||
Ruddy, 31 марта 2006 г. в 19:59 | ||||
< Величайшая трагедия не в гибели самого Человека, а в гибели всего того, что за Человек боролся, того, что создал, и того, что еще собирался совершить в будущем. > Занимательный и в своем роде остроумный роман о бренности нашего «глупого», ИМХО, человеческого бытия. До того глупого, что, создавая всевозможные материальные ухищрения на пути нашей жизни мы забываем, что Кто-То сможет-таки ухищрениями воспользоваться, да и свести Человека к Абсолюту, к абсолюту нуля. И придут вместо нас не люди, а Почти Люди. За эффектную развязку и кульминацию, за подчеркивание острой проблемы человеческой мелочности ставлю не 8 баллов, а 9. =))))) | ||||
| ||||
«Через речку, через лес» |
| |||
1001, 10 февраля 2025 г. в 19:45 | ||||
«Была пора, когда варят яблоки впрок, когда цветут золотые шары и набухают бутоны дикой астры, и в эту-то пору шли по тропе двое детей» Эти строки пробивают мое сердце насквозь. Это в нашем доме варили яблоки. Это в саду под нашими окнами цвели золотые шары. Это мы с братом шли домой из школы. Теперь мы в будущем — и то время не вернуть никогда. Нет уже ни родителей, ни бабушки с дедушкой. ------- — и это тоже... | ||||
| ||||
«Паломничество в волшебство» |
| |||
Darth_Veter, 30 января 2025 г. в 23:28 | ||||
Так уж вышло, что копавшийся в старых книгах Марк Корнуэлл случайно обнаружил в одной из них старательно спрятанный кем-то пергамент, повествовавший о легендарных Древних людях. В нем утверждалось, что народ этот всё еще проживает на отдаленной территории, называемой в обиходе Дикими землями. Заинтересовавшись данной информацией, ученый крадет найденный документ и тем самым запускает в действие целую цепь событий. Вынужденный бежать от наемных убийц в Дикие земли, Корнуэлл собирает вокруг себя целую группу пилигримов, которые по разным причинам тоже стремятся найти Древних. Всем вместе им придется не только достичь Диких земель, но и посетить дом потерявшей свою колдовскую силу ведьмы, пройти Проклятой долиной, из которой никто еще не выходил живым, провести ужасную ночь в замке Зверя Хаоса, обретя там странного, но верного сторонника, и наконец достичь Туманных гор, где находится таинственный Университет, объединивший знания трех параллельных миров... По своему сюжету это произведение сходно с «Братством талисмана» этого же автора: группа из семи странников (из которых только двое являются людьми) идет по опасному маршруту с намерением раскрыть тайны Диких земель. Сюжет сходный, а вот качество произведения значительно выше. Не «Братство Кольца», конечно, но тоже весьма качественное. Если в «Братстве талисмана» главную роль играли не сами приключения, а беседы героев друг с другом, то в данном романе все акценты расставлены правильно. Диалоги, конечно же, имеются и здесь, но они играют вторичную роль, а на первый план выдвинуты похождения самих героев. Как и в «Талисмане», группа странников весьма неоднородна: в ней имеются люди, а также представители малых народов — гномы, гоблины, лесовики, болотники ... и даже разумные роботы! Правда, сказочный мир романа является не альтернативным по отношению к нашему миру, а параллельным, что дает автору возможность проявить свою фантазию, кратко описав нам его историю. Еще одним отличием является «проницаемость» границ этого мира: в него проникает несколько представителей смежных миров, использующих в обращении совершенно разные технологии. Такое переплетение культур создает весьма интригующую завязку, делая финал совершенно непредсказуемым по своему исходу. Тем более, что герои похода не ограничиваются одной-единственной целью: попав в Дикие земли, они выполняют сразу несколько задач, практически ничем не связанных друг с другом. Поэтому столь замысловат их путь и столь невероятны сами приключения. Будут и настоящие сражения с весьма серьезными противниками, и встречи с неординарными персонажами, и радость открытий, и разочарование от развенчанных мифов и легенд. А еще будет яркая атмосфера таинственного и неисследованного мира Диких земель и острое ощущение романтики, в причудливой пропорции перемешанной с духом первооткрывательства. И полной неопределенностью будущего из-за постоянной опасности, что висит над всеми дамокловым мечом. Что самое ценное — так это те самые диалоги персонажей. Если в «Братстве талисмана» они буквально приводили меня в ярость своей бессмысленностью, то в «Зачарованном паломничестве» они, напротив, очень продуманны и естественны. Герои имеют собственные мнения и потому не всегда согласны друг с другом, из-за чего в группе иногда вспыхивают мелкие ссоры (которые, впрочем, довольно быстро затухают). Речи действующих лиц не напыщенны, лишены самолюбования и ложного натурализма — напротив, они настолько естественны, что кажется, будто их произносят живые существа, а вовсе не придуманные литературные персонажи. Идеального героя среди них нет: все персонажи рано или поздно совершают ошибки — к счастью, не одновременно. Поэтому есть на кого положиться в данный момент. К примеру, в поединке с головорезами инквизитора Бекетта героем был Корнуэлл, мастерски управлявший волшебным мечом, зато в замке Зверя Хаоса он показал себя не лучшим образом и функции «героя момента» взяла на себя его подруга Мэри. И так практически в каждой из многочисленных сцен. Читателю не представляется возможным угадать, кто из персонажей в данный момент возьмет на себя роль лидера. И это хорошо! Ибо нет ничего хуже тривиальных персонажей и полностью предсказуемых событий. Правда, немного разочаровывает концовка романа. Честно говоря, я ожидал от нее большей динамики и непредсказуемости. А на самом деле она не стала даже кульминацией всего произведения — этот титул у нее отобрало сражение с «летающими блюдцами» в замке Зверя Хаоса. Да и Туманные горы оказались на самом деле не так страшны, как это описывалось в легендах. Зато автор показал нам их сторожа и дал недвусмысленный намек на счастливое завершение описанного им паломничества. А это именно то, чего ждет от подобного творения большая часть читательской аудитории. ----------- РЕЗЮМЕ: история одного путешествия, совершенного в Дикие земли группой разномастных паломников. На мой взгляд, лучшее произведение Саймака в сказочном жанре. | ||||
| ||||
«Мятеж на Меркурии» |
| |||
Тимолеонт, 17 января 2025 г. в 17:39 | ||||
До последнего ждал какого-нибудь подвоха — ну не может же всё здесь быть настолько тупо и топорно! Но нет, кажется, Саймак всерьёз написал историю в самом-самом, что ни на есть колониальном (даже без неоколониализма) духе, про бремя белого человека, который чуть ли не вынужден тащить за собой всяких дефективных. Конечно же, всегда можно сказать, что это такой авторский замысел и он на самом деле такое осуждает. Что ж, в таком случае, Саймак просто не оставил ни единого намёка на подобный замысел — «Восстание на Меркурии» фактически дословно повторяет европейскую развлекательную литературу прошлого века про то, как бравые белые парни рубят в капусту всяких подлых индейцев, китайцев, негров и прочих. В целом, история всё это барахло заслуженно закопала в очень глубокую выгребную яму, но в 1932ом такое было ещё очень свежо в памяти людей и волей-неволей вызывало множество подражаний. Впрочем, невозможно отрицать, что в целом написано очень лихо и бодро — это действительно образцовый эталон боевой фантастики, если бы она не была настолько откровенной шовинистической (простите, но как представитель народа, который чуть было не был уничтожен прогрессивными европейцами в прошлом веке, я слегка «трепетно» отношусь к подобным рассуждениям) хренью, то он бы мне даже понравился. | ||||
| ||||
«Мир красного солнца» |
| |||
Тимолеонт, 02 января 2025 г. в 14:34 | ||||
Все косяки этого рассказа можно списать на неопытность Саймака — всё же это его первый рассказ. Да и «Машина времени» хронологически к «Миру Красного Солнца» стоит ближе, чем к нам, например, «Пикник на обочине». Да и так уж плох, на самом деле, дебют известного фантаста — да, много банальностей, вроде двух братанов, которые бодро шмаляют во всех из верных кольтов 45го калибра, мочат злобного злодея и их принимают как героев (странно, что жаждущих красоток поблизости не нашлось, наверно, сжатый объём помешал). Но читается всё бодро и не занудно, а финал всё же удивляет — такой тлен и безысходность нехарактерны для подобных работ. Что-то мне подсказывает, что печатая финал Саймак вдохновлялся Лавкрафтом, которому на тот момент оставалось ещё шесть лет плодотворной работы). | ||||
| ||||
«Снова и снова» |
| |||
flying_kitten, 16 сентября 2024 г. в 17:45 | ||||
Второй опубликованный роман Саймака, с которого началась активная фаза творчества писателя, до этого он печатался в журналах, после — начали выходить отдельные книги. На Землю неожиданно возвращается Эшер Саттон — космический разведчик, считавшийся пропавшим без вести вот уже 20 лет. Его возвращению предшествует непонятное предупреждение от неизвестного, назвавшегося человеком из будущего. Ну а потом начинается странная чехарда — очень многие хотят с Саттоном пообщаться, как-то его использовать, услать подальше, а некоторые даже убить. Что тому причиной? Его знания, которые он мог получить в чужом мире или что-то ещё? Полудетективная история, где никто из участников, не говоря уж о читателе, не имеет полной картины происходящего. Вместе с главным героем мы пытаемся понять, что же происходит, с какого-то момента приходят мысли — а как же поступить? Освоение космоса, путешествия во времени, роботы и андроиды — казалось бы этот мир ушёл далеко от нашего, однако человек остаётся человеком, со своими сильными и слабыми сторонами. Ксенофобия и связанная с ней конфронтация — основная тема романа, на момент публикации которого, в начале 1950-х в США с расовой сегрегацией всё было хорошо, как мы знаем. Но Саймак берёт гораздо шире, чем права угнетённого меньшинства, так что и выводы тут не столь очевидны, и для каждого, наверное, свои. Ранний роман любимого автора, уже вполне в характерном для него стиле, довольно спокойный, с гуманизмом, пасторальностью и верой в человека. | ||||
| ||||
«Пересадочная станция» |
| |||
Гилли Ду, 20 июня 2024 г. в 02:33 | ||||
Фантастика старой школы – теплая, наивная, оптимистичная и одновременно печальная. Если у Питера Уоттса «Ложную слепоту» можно представить в виде куска холодной железяки, но «Пересадочную станцию» можно сравнить с немного трухлявой деревяшкой. Здесь «трухлявость» – это вышеупомянутая наивность. И она не идет в минус, ибо автор пишет качественно и, можно сказать, основательно. Далее я приведу некую аннотацию без особых спойлеров, но на всякий случай скрою даже этот абзац. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Начинается история как такой таинственный триллер – агент ЦРУ выходит на загадочного человека, который, живя в американской глубинке более 100 лет, не выказывает признаков старости. Начинается слежка. Агенты находят в саду загадочную могилу с непонятными письменами на надгробном камне. Раскопав могилу, они наталкиваются на труп существа, который явно не принадлежит к человеческой расе. На данном этапе Саймак мог повернуть сюжет в любую сторону: в мистический хоррор, в городское-попаданческое фэнтези, в литературную сказку, в магический реализм, но… Он выбрал фантастику. И как мы уже видели в романе «Город», автору нравится брать масштабностью и уровнем не меньше, чем человеческая цивилизация в целом. И что мне больше всего нравится в обоих романах («Город» и «Пересадочная станция») это то, что эти произведения показывают нас, людей, как расу со стороны – со всеми свойственными нам недостатками. Читаешь и грустишь, насколько же мы несовершенные со своими войнами и пагубными желаниями властвовать и испытывать удовольствия. Читая об этом, я чувствовал щемящую печаль, за что и благодарен Саймаку в очередной раз. Очень показателен тот факт, что человечество представляется галактическому сообществу варварской цивилизацией, которая не заслуживает членства, условно говоря, в инопланетном ООН. Об этом грустит главный герой, и это передается читателю. Читая книги в 21 веке, уже волей-неволей начинаешь находить параллели с другими произведениями. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Инек Уоллис старается разработать методологию статистического прогнозирования социальных процессов. Чем не психоистория, заимствованная у Азимова? Только Инек все-таки не стал Гэри Селдоном, за что Саймаку скажем спасибо. Перемещение по галактике осуществляется в виде «оцифрованного кода», когда вся информация передается от одного аппарата к другому, при этом тело в исходном контейнере погибает, а «ментальность» индивида помещается в новое тело, выращенное в целевом контейнере в пункте назначения. Прочитав об этом принципе, я сразу вспомнил фильм «Престиж». Ну а идея мессии – очень уж популярный троп. «Дюна», «Матрица», «Варан» от Дяченко. Книга писалась в то время, когда человек стал активно осваивать космическое пространство. Креативные умы того времени не могли не оставить это в стороне, что и сказалось на популярности жанра фантастики, которая пережила свой расцвет и была богата на авторов, способных высказывать свои идеи и чаяния в новом для себя формате «научного фантазирования». «Пересадочная станция» – дитя оптимистично смотрящего на развитие человечества Клиффорда Саймака, мечтающего не о враждебных и непонятых для нас пришельцах, а о единстве и братстве многочисленных и так непохожих друг на друга народов, рассеянных по всей галактике. Ох, как хочется автору стать свидетелем межпланетарной толерантности и общемировой синергии. Поэтому я и написал о «теплоте» и «оптимистичности» в самом первом абзаце. «Город» стал для меня любимой книгой с неимоверно богатым послевкусием. За это я дал бы ей «пять с плюсом». «Пересадочную станцию» я могу охарактеризовать, как хорошую книгу, но здесь уже будет достаточно и просто «пятерки» или даже «пятерки с минусом». | ||||
| ||||
«Игрушка судьбы» |
| |||
aiva79, 29 апреля 2024 г. в 09:17 | ||||
Думала, что с романом не совладаю. Но благодаря тому, что до этого читала «Вторжение с Ганимеда» Ф. Дика, где присутствовала в частности сцена побоища с участием муравьедов, феникса, конных валькирий, эскадрильи вампиров, батальона девочек- скаутов, трансвеститов, газонокосилок и стиральных машин — кому интересно, то это глава 10 романа «Вторжение с Ганимеда» — саймаковская живность, представленная в «Роковой кукле» в частности лошадки-качалки, кентавры играющие в поло, деревья стреляющие в прохожих и прочие, вполне оказалось для меня усвояемым. Не знаю как происходящее в книге укладывается в голове Ольгунчик и уложилось ли вообще, но, если по правде, то сюжет сильно смахивает на события в сумасшедшем доме, либо на сказку в которой все не стыкуется и не увязывается, а герои раздражают неправдоподобностью. Так, один герой — это всезнающий, всемогущий, всеумеющий солдафон, вернее космонавт исследователь, никому не дающий права голоса и права действия. Также в романе есть инфантильная богатая дамочка с ружьем, искательница приключений, не терпящая отказа; молчаливый угрюмый священник, сам себе на уме и его слепой спутник. На фоне их инопланетное существо в виде большой сороконожки, нареченное героями Свистуном, кажется вполне нормальным во всех смыслах. В конце конечно, как принято в историях, герои «взрослеют», но этот процесс надо перетерпеть примерно 80% книги. Вся вышеуказанная компания в поисках неизвестно чего именно попадает на планету, которая больше похожа на сказочный мир, смесь европейской сказки, античных мифов и образов из «золотого века фантастики». Крайне странное сочетание. Ранее кто-то из рецензентов верно подметил, что в этом романе как будто бы Клиффорда Саймака покусал какой-то Дик, я бы дополнила и сказала, что его покусал еще и Желязны и Георгий Данелия. От Саймака во всей этой истории только миролюбивый настрой книги, т.к. в книге никто никого не убивает, герои сами собой когда нужно куда-то деваются, бескровно и бесконфликтно. Все остальное это невообразимая мешанина. Долго думала, но я не могу четко сформулировать свое отношение к данной истории. Все противоречиво. С одной стороны финал вполне достойный и я вероятно именно его и ждала, он стал для меня как лечебный бальзам, выдуманный мир необычный оригинальный, хоть и не близкий для моего восприятия. С другой же стороны, герои... неправдоподобные с театральными поступками конечно напрягали. Но как бы ни было, я рада, что познакомилась с этим романом. Мы всегда все сравниваем, сопоставляем и оцениваем и что-то должно быть эталонное, в том числе и безумие) | ||||
| ||||
«Мир красного солнца» |
| |||
AlisterOrm, 03 апреля 2024 г. в 18:54 | ||||
Самый первый рассказ моего главного НФ-любимца, гуманиста Клиффа Саймака, ещё не старого. Все с чего-то начинали, наш же автор дал старт своего творчества с абсолютно типичной для своего времени историей, тем не менее, в ней уже виден будущий большой автор. Главная проблема «The World of the Red Sun» — Саймак ещё писать не умеет, поэтому само построение текста и сюжета довольно-таки примитивно. В Интербеллум мало кто верил в дальнейшую поступь в светлое будущее, и грядущее видели в самых мрачных красках, творчество многих писателей, вроде Кларка Эштона Смита, или Джека Вэнса, описывает погружение в глубокую архаику. В этом смысле будущее Земли при Красном Солнце, навеянное явно Гербертом Уэллсом, мало чем выделяется из стандарта «pulp-журналов». Представители цивилизации прибывают к туповатым дикарям, которыми миллионы лет управляет гигантский мозг на ножках, и за один день освобождают человечество от жуткой напасти (научный подход и Кольт!), и наши герои теперь — кумиры и спасители Земли... Но уже талантливый автор разорвал шаблон концовкой, которая одним движением обнулила пафос победы наших героев, оставив их в полном одиночестве с памятью о тех, кого они убули своим спасением, и с осознанием, что из этой ситуации выхода нет. Молодой Клифф — молодец! | ||||
| ||||
«Беспокойство» |
| |||
Читач, 31 декабря 2023 г. в 10:35 | ||||
Что остаётся человеку, с детства прикованного к постели? Настолько безнадежному (по мнению врачей), что из образования получившему только обучение чтению. Остаются мысли, фантазии, в безграничном полёте которых он избавлен от недуга, в которых возможно осуществление самых невероятных событий... Но сила мысли. сила желания может быть столь велика, что фантазии становятся реальностью. Более того, материализация желаемого становится навыком, умением. Умением ответственным и опасным.... Отличный, глубокий рассказ от Мастера. | ||||
| ||||
«Мастодония» |
| |||
flying_kitten, 25 октября 2023 г. в 16:34 | ||||
Другое название романа — «Catface», так что ждите Чеширского Кота, улучшенного и доработанного. ;) Вообще это название, на мой взгляд, подходит лучше «Мастадонии», по крайней мере акцент немного смещается в другую сторону. Археолог, живущий в тихой американской провинции, обнаруживает на своём придомовом участке портал в далёкое прошлое, а тут как раз к нему приезжает его давняя любовь, в прошлом также археологиня, а нынче бизнес-леди. Тут то всё и завертелось... :) Читали ли вы Саймака так же много, как и я? Если да, то, опять же, как и я, вы увидите в книге множество саймаковских архетипов: тут и главный герой среднего возраста, в меру обеспеченный, в меру бездельник, тут и его нежданная любовь всей жизни, и деревенский дурачок, которые не такой уж и дурачок, и главный «герой» большинства произведений Саймака — маленький провинциальный городок, где все друг друга знают. Опять же, фирменный гуманизм и любовно, поэтично даже, показанная провинция, где всё пасторально, тихо и спокойно, и ничего не происходит уже много-много лет. Кое-что, однако, отличает этот роман от других книг автора. Дух предпринимательства, если не сказать больше — наживы. Герои множество сил тратят на то, чтобы максимально монетизировать открывшиеся перед ними возможности, заработать как можно больше денег и заплатить как можно меньше налогов. Парадоксы путешествий во времени? Нет, не слышали. Хотя вроде бы, 1978 год, про эффект бабочки знают все, да и известный рассказ Брэдбери уже давным-давно издан... Неплохая книжка, чтобы скрасить несколько вечеров. Саймак, даже создавая проходные вещи, откровенно халтурить не умеет, но до лучших своих произведений в данном случае очень и очень сильно не дотягивает. | ||||
| ||||
«Крылья над Гуадалканалом» |
| |||
StasKr, 03 сентября 2023 г. в 14:42 | ||||
Слушайте, я всё понимаю: была война, каждый вносил вклад в победу как мог. Писатели – в том числе и созданием вот таких рассказов о том, как парочка лётчиков при помощи местного партизана, тьфу ты, аборигена, расфигачила секретную авиабазу японцев. Но в любом агитационном произведении нужно знать меру и помнить о том, что ты сам пишешь. Если у тебя в начале рассказа самолёт оказался подбит, а потом выяснилось, что топлива в баке осталась всего на «пару стаканов», то почему в конце самолёт смог всё же взлететь и разбомбить вражескую авиабазу? Поневоле вспоминается анекдот: «– Красноармеец Петров, почему прекратил огонь? – Так ведь патроны кончились. – Но ведь ты – коммунист! И пулемёт застрочил с утроенной силой!» И, конечно, кавалерия из-за холмов. Как же в такой истории и без подобного финала? Итог: даже если отрешиться от очень слабого финала, очень чувствуется общая вымученность истории. Всё ходульно, штампованно и как-то без души. Не знаю ради чего была написан этот рассказ: ради денег или патриотического долга, но сразу видно, что на литературном поле боевиков Саймаку было предельно неуютно. Да, он старался, но вышло плохо. P.S. Пассажи про желтомордых обезьян изрядно повеселили. И мал-мала понимающий английский язык полинезиец – тоже. Сейчас так не напишут. P.P.S. Только после написания отзыва понял, что сегодня годовщина победы над Японией! | ||||
| ||||
«Дурак в поход собрался» |
| |||
AlisterOrm, 05 августа 2023 г. в 22:30 | ||||
«Добро наносить да ласкам подвергать»? Глубинка, деревня, обычные, земные люди. Добрые и злые, чаще никакие — разные. И один из них — деревенский дурачок, традиционное посмешище для окружающих. И тут на него сваливается... дар? Недаром в такой древней и мудрой томине, как Библия, говорится о человеческой свободе воли как о даре. И недаром — там где свет, всегда должны быть тени, так уж мир устроен. А если кто-то, простенький, несложный, обычный, даже не дурак, начнёт всех приводить насильно к фальшивой и неподлинной доброте и нравственности, ведь и то, и другое требует огромной работы над собой? Если кто-то будет решать, кому жить, а кому умереть, и каким ему быть? Да, как и многое в творчестве Саймака, этот рассказ насквозь пропитан гуманизмом, но он смотрит пристально и на его обратную сторону — на стремление принести счастье, простецкое и способное натворить больших бед. Жизнь — сложная передаточная система сдержек и противовесов, и её нарушение чревато разрушением всего человеческого общества, и, парадоксальным образом, стремление улучшить человеческую породу может обернуться её исчезновением. Простота рассказа, в общем-то, кажущаяся, он сложен и непрост, по тому количеству проблем, которых он разом ставит. | ||||
| ||||
«Кимон» |
| |||
AlisterOrm, 24 июля 2023 г. в 18:22 | ||||
Рассказ с двойным дном, двойным смыслом, и какой из них главный, не скажет, наверное, и сам автор. Вроде бы он и преисполнен веры в высокоразумных и милосердных покровителях с небес, апофеоз — написанный в тоже время «Kindergarten», однако «Immigrant» совсем другой. Прежде всего он иной в своей тональности, и тот, чьими глазами мы видим планету Кимон, быстро впадает в ощущение безнадёжной безысходности... В чём же дело? Социальный подтекст иммигрантской повестки здесь вероятен, однако, мне кажется, не обязателен, даже сомнителен. Такая трактовка скорее апелляция к бедам дня текущего. Здесь куда более философская проблематика. Лучшие представители человечества летят в космический Клондайк для получения своего места в жизни, заработка, в конечном счёте, счастья. Здесь нужно так же отдавать себе отчёт, что предпринимательство может пониматься не только как жажда наживы, но и как стремление к обретению собственного жизненного пространства, пространства свободы — недаром за ресурсом для такой жизни отправляются наиболее интеллектуальные представители человечества. Окончив рассказ так, как мы его видим, Саймак постарался быть оптимистом, и вновь, совершенно, впрочем, искусственно, вывел на передний план тему «ясель», в которых воспитываются неразумные человеческие детёныши. Но... Разве аналогия со щенком, забытым в лесу у костра, не отвечает всему содержанию повести? Людей ничему не учат, телепатия, телекинез и телепортация усваиваются людьми постольку поскольку. Да, представители человечества на Кимоне могут заниматься творчеством, спортом, они ни в чём не нуждаются, им обеспечено бесконечный кредит... Но они лишены пары действительно необходимых для развития элементов — они лишены стимула, и чувства собственного достоинства. Лучшие, умнейшие люди на земле чувствуют, что они лишь домашние животные, игрушки скучающих постлюдей, они изначально поставлены в такие условия, что не могут себя не чувствовать эдакими домашними канарейками в красивой клетке, с хорошим зерном и чистой водичкой. Дети забыли своего щенка на игровой площадке, и на него напал ими же сотворённый зверь — ну не наглядная ли иллюстрация, что люди — всего лишь модные в данный момент питомцы? Вот поэтому концовка, придуманная Саймаком, кажется слишком натянутой и вторичной, напрочь выпадающей из тревожной и трагической тональности повести. Но простим автора — в конечном счёте, в эпоху всеобщего страха перед ядерной бомбой очень хотелось быть оптимистом. | ||||
| ||||
«Послание с Марса» |
| |||
yergnoor, 19 апреля 2023 г. в 12:04 | ||||
Эх, не хотел я писать отзыв, но рассказ больно понравился, а претензии других рецензентов о невозможности создания техносферы растениями показались мне... недальновидными. Почему? Да просто потому, что берётся во внимание только текущее положение вещей, а ведь в повести немало намёков, что так было не всегда. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Первое — Марс умирает. Прямо говорится о том, что без техногенной поддержки биосфера была бы в гораздо более плачевном состоянии. А значит, когда-то раньше было лучше. Достаточно традиционная для фантастики тех времён идея, что в прошлом Марс был цветущей планетой, но к нашему времени от всего этого богатства мало что осталось. Второе — нет никаких доказательств, что в отдалённом прошлом на Марсе не существовало животной жизни. Не обязательно разумной, но зато способной к манипулированию предметами. Третье — марсиане умеют подчинять живых существ и заставлять их делать то, что им нужно. Да, поначалу может показаться, что этим занимались механические жуки, но это не доказано. Итого, в отдалённом прошлом биосфера была намного богаче, скорее всего были и какие-то животные, которых разумные растения могли подчинять. Иначе почему они вообще вдруг так быстро смогли этому научиться, когда встретили людей? Вот сел первый корабль на Марс и почти сразу (программа полёта не предполагала длительного пребывания на Марсе) одного из членов команды взяли под контроль, значит марсиане знали что делали. Иначе было бы проще своих механических слуг послать. Тогда вопрос куда девались все эти животные? Вымерли, ведь Марс умирает. Но прежде чем умер последний, они смогли создать механических слуг для своих хозяев. Разумные марсиане понимали, что вскоре останутся без подконтрольных им ранее слуг-животных и подготовили им замену, только и всего. Потому и была создана техносфера, потому и начался технический прогресс, который прежде марсианам был просто не нужен — их обслуживали живые рабы. Да, вот если сейчас вдруг уничтожить всю технику марсиан, то восстановить её они бы не смогли — сами они беспомощны. Но пока техника существует, то все эти механизмы самовосстанавливаются и самовоспроизводятся. И при необходимости, под контролем марсиан, могут даже создаваться новые виды механизмов — как начали строиться космические корабли для полёта к Земле. Нет, я не буду утверждать что всё это было именно так придумано автором. Сомневаюсь в этом. Просто не раз в отзывах и критике сталкивался с такой точкой зрения, что «раз я этого не понимаю и автор мне не объяснил», значит этого не может быть, потому что не может быть никогда. Хотя если уж действительно заинтересован в разгадке, то может было бы достаточно хорошенько подумать и пофантазировать. Всё же фантастика — литература мечты, а не только научно установленных фактов. И за возможность помечтать я такие произведения как это, я люблю и ценю. | ||||
| ||||
«Я весь внутри плачу» |
| |||
Иван В, 26 февраля 2023 г. в 20:14 | ||||
Сложно оторваться. Рассказ от лица робота, но грусть — вполне человеческая. Тема угасания человеческого рода, сбросившего все труды на роботов или их аналоги не нова. Сейчас не нова. И, по-прежнему актуальна. Склонен думать, что созидательный труд облагораживающе действует на человека, но как побороть искушение, когда все больше и больше возможностей ничего не делать? Стоящий философский рассказ. | ||||
| ||||
«Пересадочная станция» |
| |||
Bouquin, 21 ноября 2022 г. в 10:19 | ||||
ЦРУ руководствуясь слухами, находит отшельника живущего на ферме своих покойных родителей вот уже сотню лет. Нет, он не просто долгожитель, он тот, кто не постарел со времён Гражданской войны. Живёт мужчина обособлено. Всё, что ему нужно приносит почтальон. Живёт он на те средства, что выручает с продажи, раз в пять лет, драгоценных камней. Нет, у него нет прииска на заднем дворе, и вообще он ни когда не отходит от своего дома. Живёт просто, выписывает множество газет, еженедельников и всякие научные журналы. Плюс, покупает много пустых тетрадей, в которые, по всей видимости, что-то записывает. ЦРУ решает последить за ним. При этом обнаруживает гладкий скользкий дом, в который нельзя зайти и третье надгробье, на заднем дворе, на котором надписи на неизвестном языке. Помимо родителей долгожителя здесь покоится неизвестный. «Человек, как бы он ни старался, не может спрятаться от мира. Рано или поздно мир его заметит и соберется у порога его жилища сгорающей от любопытства толпой, чтобы узнать, почему он прячется.» Наверное, в меня сейчас полетят камни, но я не смог оценить по достоинству данный роман. Как-то всё вышло слащаво. И как сейчас любят говорить: сплошные рояли в кустах. И чудо-девушка жила рядом. И ЦРУ выполняет просьбы без особых на то причин и объяснений. И межгалактическая крыса именно здесь оказалась. Всё происходит в нужном месте в нужное время. Положительные герои, крайне положительные, да и вообще все хотят дружить и пить кофе за одним столом. Даже тревога с пьяным соседом и компанией разрешилась слишком быстро и в один момент. В этой истории отчасти жаль лишь главного героя, который является связующим звеном вселенной, возможно, самой важной частичкой, но при этом остаётся одинок. Словно инструмент на полке он служит лишь одной цели, без права на личную жизнь. Роман поверхностно касается того, что мир Земли стоит на гране войны и нужно искать спасение. Выходы есть, но все они слабо подходят, и могут лишь отсрочить земной конфликт. Но тут опять же, возможно как в сказке, всё складывается так, что теперь миру будет не до земных конфликтов. А в галактике, представленной автором, войн не бывает. Вывод: классическое произведение, с массой рассуждений и мечтой о чём-то внеземном, что спасёт мир от катастрофы и сплотит для высшей цели. Прочитать определённо стоит, но планку ожидания всё же рекомендую занизить. | ||||
| ||||
«Зачем звать их обратно с небес?» |
| |||
Igor_k, 09 июля 2022 г. в 13:14 | ||||
Итак, человечество покорило космос, технический прогресс запредельный, достижения медицины высочайшие, кажется, наступил если и не рай на Земле, то что-то близкое к тому. Тем не менее, человечество находится в глубокой стагнации. Суета все та же, но как-то большой радости не наблюдается. А дело все в том, что человечество грезит о бессмертии. Несколько веков назад был запущен проект по его достижению. Всех умерших замораживают в специальных капсулах, чтобы они подождали в них воскрешения. Когда-нибудь в будущем все они восстанут из мертвых и станут вечно молодыми и вечно живыми. Нет, если вам в голову пустили пулю, то уже все, это навсегда и бесповоротно. В остальных случаях — надежда есть. И теперь все живут только ради того, чтобы обеспечить свою вторую жизнь. Надо на всем экономить, выгодно вкладывать финансы, вести невыразительную жизнь, чтобы потом у тебя все было. Парадокс в том, что проект, направленный на осуществление давешней мечты человечества, полностью обесценил жизнь каждого отдельного человека. Если вы привыкли к яркими, образным, расцвеченным романам Саймака, то вам не сюда. Повествование бледное, серое, невыразительное. Наверное, в этом весь фокус: каков мир, такова и история. В основе лежит вялая детективная линия. Главный герой оказывается в сложной ситуации, его ложно осудили и выкинули на помойку. Теперь он — изгнанник, что означает то, что с ним никто не может общаться. Да, его не лишили права на воскрешение, но попробуй в данной ситуации хотя бы немного пожить, проще уж убить себя. Но главный герой держится. Его цель выяснить, почему с ним это произошло. Какую тайну он случайно узнал, что навлек на себя такие последствия? Разгадка не будет уж очень оригинальной, но эта линия явно придает повествованию хотя бы небольшую динамику. Есть еще множество второстепенных сюжетных линий. Некоторые из них переплетаются в основной, некоторые так и повисают в воздухе. Вот они, скорее, философские: про отшельника, который ищет путь к Богу, про охотника за сокровищами, про женщину, бежавшую из города, так как она узнала кое-что важное, про человека, которого лишили права на воскрешение... И так далее. Не смотря на сравнительно небольшой объем романа, Саймак много чего в него засунул. С такой завязкой нет ничего удивительного, что все персонажи пытаются постичь некую истину. В этом отношении «Зачем звать их обратно с небес?» — вещь богоискательская, философская, в ней много символического. Если вы ожидаете, что в финале герои изменят мир, но не надейтесь. Ничего тут не изменится, просто у кого-то случится относительный хэппи-энд. При этом Саймак задает вопросы, но не отвечает на них. Читателю надо сделать это самому. И действительно, вопросы тут такие, что если вам на них кто-то уж очень хочет ответить, то лучше держаться от этого кого-то подальше. Именно такими вопросами выстлан путь в секты всякие. Нет ничего удивительного, что этот роман Саймак не был издан в СССР. Да, в нем критикуется западное общество, бичуются его пороки. Но при этом слишком уж много в нем религиозного. И слишком уж много двойственности, неоднозначности. Заголовок заканчивается знаком вопроса. Этот знак можно было бы и вовсе оставить одним, хорошо передавало бы смысл текста. Не любили в СССР вопросы без ответов, особенно, если эти вопросы были на вот такую вот тематику. Соответственно, и у читателей, которым не нравится такой подход, «Зачем звать их обратно с небес?» вряд ли вызовет большие восторги. | ||||
| ||||
«Пыльная зебра» |
| |||
Звездочёт_83, 17 мая 2022 г. в 21:49 | ||||
Сатира, в чистом виде. Прекрасный рассказ от Мастера на тему «вот до чего доводит глупая жадность и недальновидность». Есть в этом произведении что-то от «Сказки о золотой рыбке», а ещё мне вспоминается старый выпуск Ералаша, когда мальчик погладил утюгом рублёвую купюру и получил три рубля, а потом погладил трёшку и получил пять рублей и так дошёл до сотни, если не ошибаюсь. А потом погладил сотенную купюру и...под утюгом вновь оказался один рубль. Саймак беспощадно высмеивает коммерсантов-дельцов, в погоне за прибылью, не думающих о последствиях. Посмотрите на героев этого рассказа. Дельцы, все как на подбор. Даже 10-ти летний сынишка ГГ, которого сам папаша называет «жучарой». Да они там все жучары ещё те. Лишь Льюис задумался о том куда же девается пыль? Но и он та ещё штучка. Доставило море удовольствия читать, как они торговались в баре кто сколько процентов получит, деля шкуру неубитого медведя. Джо абсолютно не интересует ни куда девается пыль, ни кто такой вообще этот Партнёр, где он живёт, каков принцип работы телепорта. Его интересует только прибыль. Да что там говорить, они с напарником едва не кинули Партнёра, забыв, что тот вовсе не подарки раздаёт. Ну и когда вся пыль полезла обратно, я смеялся, да нет — я просто хохотал, ибо это было достойное «вознаграждение» за проявленную глупость. Но даже и тогда, единственным вопросом, которым задался ГГ был не принцип работы «пылесоса» и не сущность Партнёра и не попытка разобраться в своих ошибках, но вопрос «а что он делает с этими зебрами?» Ну не умора ли? Ничего умнее ему в голову не пришло. Ну тогда, как говорится — поделом тебе, халявщик! А знаете что? Мне очень хочется думать, что Партнёр как-то узнал (не важно как) о том, что его надули, и что зебры-то были ненастоящими и он просто взял и переключил свои «пылесосы» на реверс. Это было бы эпично. Преступление и наказание, так сказать. Отличный поучительный рассказ. 9/10 | ||||
| ||||
«Принцип оборотня» |
| |||
artem-sailer, 08 мая 2022 г. в 11:49 | ||||
Роман очень понравился. Динамика событий гармонизирует с лирическими переживаниями и размышлениями героев, заключённых в человеческое тело — всего в меру. По всей видимости, в этом романе Саймак одним из первых поднял проблему множественности личностей, их взаимодействия в одной телесной оболочке, а если учесть, что двое из этих личностей имеют инопланетное происхождение, то вполне может оказаться так, что это — первое произведение на подобную тематику вообще. Также следует учитывать, что тема не только поднята, а очень даже подробно изложена, что не лишний раз является поводом почтительно снять шляпу перед уважаемым мэтром. Второй момент, который запомнился и который почему-то часто ругают в комментариях — это симпатичные второстепенные герои книги: прежде всего инопланетные домовые, а также Комнаты Дома, наделённые искусственным интеллектом. На мой взгляд, данные персонажи отлично дополняют повествование и лишними не выглядят, можно сказать — украшение книги. Место человека в мире, в обществе, дружеские отношения разных цивилизаций, лирический герой в технологичном мире будущего — главные темы в творчестве дяди Клиффа. В этой книге темы развиты довольно подробно, поэтому роман вполне можно назвать программным в наследии автора. | ||||
| ||||
«Игрушка судьбы» |
| |||
Сказочник, 27 апреля 2022 г. в 09:22 | ||||
Роман как ода диссонансу. Один из самых недооцененных из Саймака. Почему диссонансу? Да потому что три четверти произведения ты воспринимаешь всё через призму взглядов бодрого и саркастичного искателя приключений, застрявшего в подростковом возрасте и привыкшего решать все разногласия через «поколочу», а оставшаяся треть — это прям философия философская, о смысле бытия и прочих высоких материях. Об иллюзорности мира. Да так, что Филип Дик с Джеком Вэнсом позавидуют местами. Зачем? И к чему такая резкая перемена? Ну и да, судя по всему, в конце все умерли. Финал так финал... | ||||
| ||||
«Отец-основатель» |
| |||
artem-sailer, 26 января 2022 г. в 19:10 | ||||
Вопрос, поставленный в рассказе, не так прост, каким может показаться с первого взгляда: блаженство самообмана. Человек пошёл на добровольное одиночное путешествие к далёкой планете с целью основать там новую колонию. Чтобы не сойти с ума во время столетнего полёта, он населяет корабль фантомами — людьми, которые приятны ему в общении. И со временем забывает, что это фантомы. Такова природа человеческой психики — защитный механизм, своего рода эскапизм, уход от неприятных обстоятельств реальности. Если подойти философски, то можно поставить вопрос ещё шире: а что есть реальность? Может быть, всего лишь ощущение, отпечаток в нашем сознании? И мы этот отпечаток подправляем по собственному вкусу, а? Тогда герой этого рассказа по сути ничем не отличается, например, от любого из нас, любого, кто после неприятного или тяжёлого трудового дня зарывается в книги, подправляя свою реальность под образ, который ему более близок. Самообман, но такой сладкий. По сути, любой человек рад обманываться. | ||||
| ||||
«Колючая проволока притягивает пули» |
| |||
URRRiy, 17 ноября 2021 г. в 18:46 | ||||
Неплохой текст, достаточно условный вестерн. Суть интриги — в конфликте за территорию долины между фермерами — земледельцами и бандитами — ранчерос (скотоводами). Колючая проволока — способ защитить посевы от потоптания неразумным скотом. Условность — в суперкрутости главного героя — продавца той самой проволоки, настолько же крутого, как кот Леопольд по сравнению с мышами (не носит оружие, при том, что меткий стрелок, бьёт один по трем лицам, при том, что избегает конфликтов, и прочее в том же духе). Вообще же по уровню наивности текст предназначен для людей детского образа мышления, хотя и литературно сделан. До фантастики не дотягивает, а вот в качестве сказочного жанра абсолютно уместен. | ||||
| ||||
«Смерть в доме» |
| |||
artem-sailer, 15 августа 2021 г. в 15:49 | ||||
Очень трогательный, грустный рассказ, основная мысль которого, как мне кажется, состоит в том, что иногда люди относятся друг к другу слишком уж безразлично. Как в случае с главным героем — одиноким стариком, потерявшим много лет назад супругу и теперь живущим особняком на своей ферме. Друзей у него нет, родственники, очевидно, где-то далеко, собаку или кошку он заводить не хочет из опасений, что и их когда-нибудь потеряет. Волею случая именно ему пришлось столкнуться с пришельцем из другого мира, судя по всему, таким же одиноким, как он сам — одинокий межзвёздный странник. Несмотря на чудовищные различия в природе человека и пришельца, несмотря на отсутствие вербального контакта, они понимают друг друга и становятся даже как будто друзьями. Лирическая история, в которой пришелец из иного мира оказывается намного более человечным, чем окружающие главного героя люди. | ||||
|
Страницы: «(–20) «(–10) 1 2 3 4 5 . . . 17 18 19 20 [21] 22 23 24 25 . . . 59 60 61 62 63 (+10)» (+25)»»