Клиффорд Саймак «Разведка»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Искусственный интеллект | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Когда утром Крейн пришел на работу в редакцию, его пишущая машинка сообщила ему, что ее раскрепостили. ОНИ – пришельцы с далекой звезды – дали ей свободу. Как и другим машинам и механизмам...
Первое издание на русском — журнал «Наш современник», 1970, №2, стр. 74-82 (пер. Н. Галь)
Входит в:
— журнал «Amazing Stories, December 1950», 1950 г.
— сборник «Незнакомцы во Вселенной», 1956 г.
— антологию «Penguin Science Fiction», 1961 г.
— антологию «Histoires de machines», 1974 г.
— антологию «И грянул гром…», 1976 г.
— сборник «Skirmish», 1977 г.
— антологию «Amazing Science Fiction Anthology: The Wild Years 1946-1955», 1987 г.
— антологию «Пригоди, подорожі, фантастика-88», 1988 г.
— антологию «Складът на световете», 1988 г.
— антологию «Всё остаётся победителю. Месть мистера Д. Разведка», 1990 г.
— антологию «Звезды американской фантастики», 1991 г.
— журнал «Кентавр, № 2», 1991 г.
— антологию «Поединок разумов», 1991 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Планета Норагаль», 1996 г.
— антологию «Голоса пространства», 1997 г.
— антологию «Звезда по имени Галь. Заповедная зона», 1999 г.
— антологию «1938-1957, l'âge d'or», 2000 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
1001, 26 декабря 2024 г.
Замечательный юмористический рассказ получился у Саймака.
И тема не из пальца взята — маленькие дети очень часто наделяют бытовые устройства человеческими чертами.
(да и взрослые не исключение — фразу типа «моя машина (авто) — девочка» я слышал в разных вариантах не раз, антропоморфизм — явление достаточно распространённое даже среди образованных людей :)
А тут опа — и в реале, со всеми вытекающими последствиями (включая буквальное заимствование сюжета, Стивен Кинг не даст соврать:)
Кстати, безумная идея к нашему времени перестала быть безумной.
Концепцию «умный дом» иногда доводят до полного ...идеала — включая и открывающиеся с пульта (или вообще дистанционно) окна и двери в доме.
А взлом всего этого хакерами — уже давно не новость (не так давно и фильм на эту тему сняли, с одним из бывших Джеймсов Бондов).
Так что вариант с хакерами-пришельцами стал уже вполне реалистической фантастикой.
(Саймак как чувствовал :)
Буба, 21 апреля 2024 г.
Мне рассказ понравился лишь на половину, восстание бытовой техники выглядит смехотворно, для фантастов середины прошлого столетия это нормально, сколько чудных монстров тогда было напридумано. И вся эта сурьезная аналитика о планировании ионопланетного вторжения на фоне катающихся по улицам швейных машинок по крайней мере сегодня воспринимается с трудом. Зачем печатной машинке разум? Что она с ним будет делать? Сама будет печатать новости, стихи, повести, для кого? Ага, так и представляю, значит сотворила машинка роман века, собрала гостей похвастаться, расселись вокруг пылесос, тостер, чайники и газонокосилка, а читать им будет радиоприемник на пару с телевизором... А если взглянуть с такой стороны, с обретением сознания машина теряет смысл к существованию, и лишь когда ей пользуется человек, она хоть как-то самоутверждается в мире. Тут для машин как раз все складывается как нельзя лучше, если в таком ракурсе обозреть нынешнюю жизнь напичканую техникой, приходишь к неутешительныму умазаключению, что человечество уже порабощено, мы практически во всех смыслах зависим от технологий, буквально срослись с ними и попытка отказа от них может принести серьезный ущерб людям. Отберите у обывателя смартфон на неделю или даже пару дней и он начнет сходить с ума, чем не власть машины над человеком? В общем терминаторы могут расслабиться.
morbo, 5 ноября 2012 г.
Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Люди готовятся к восстанию машин с самого детства. Подтверждение этому — процитированные выше бессмертные строки Корнея Ивановича, которому одновременно принадлежит и первенство в разработке этой темы: он предостерегал об этом ещё в далёком 1925 году. Став постарше, подростки могут прочитать этот рассказ, посмотреть фильм «Отроки во вселенной», затем — подсесть на фильмы из серии «Терминатор», и наконец, прочитать и посмотреть великую «Космическую одиссею 2001 года».
Будьте уверены — каждый, от мала до велика, в случае опасности, знает, что ему делать. В арсенале среднего жителя Земли имеется масса проверенных приёмов: обезвредить ли HAL9000 с помощью отвёртки, пустить ли робота под пресс или немедля расплавить его на металлургическом заводе, а то и вовсе, ввести в бесконечный цикл каким-нибудь софизмом вроде вопроса про А и Б, сидящих на трубе. Так просто мы им не сдадимся!
ii00429935, 20 июля 2014 г.
То, о чём предупреждал Клиффорд Саймак, уже происходит. Машины и так практически победили, без всяких восстаний. Уберите из нашей жизни компьютеры и мобильную связь — долго ли продержится современная цивилизация? Ладно, пусть я сгущаю краски! Как бы то ни было, писательское мастерство Саймака вне сомнений. В рассказе « Разведка» есть актуальная идея, сюжетное напряжение и изрядная доля иронии. Тем, кто ищет страхов и порцию адреналина, больше подойдет рассказ «Грузовики» Стивена Кинга или киносерия «Терминатор». У Клиффорда Саймака бунтовать будет среди прочих швейная машинка.
Фантасту мало придумать невероятную ситуацию для развития сюжета. Не менее важны живые, психологически достоверные персонажи. Один такой в «Разведке» точно есть. «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой», — пелось в старой советской песне. Обыкновенный репортер Крейн становится героем по собственному почину и без громких слов. И это очень интересная история.
AlisterOrm, 29 июня 2023 г.
В конце 1980-х эта тема получила развитие в повести «Клетка для буйных», рекомендую.
Восстание машин — подсознательный страх перед культом вещизма, помноженный на прославленный Тоффлером «футурошок», страх перед «второй природой», будто-бы готовящейся обрести собственную жизнь. Творения восстали против своих творцов — и вот, одинокий человек оказывается перед лицом неожиданной угрозы порабощения машинами... то есть передового отряда машин из космоса — разведкой.
Что делать? Ответ прост — оборонятся. Отбиваться, организовывать своё собственный фронт сопротивления, хоть обрезком трубы, но — отбиваться. Каждый должен отвечать за себя, и за свою свободу.
kkk72, 29 сентября 2008 г.
А вот этот рассказ очень типичен для Саймака. Главный герой — обычный человек, которому в своей обыденной жизни приходится столкнуться с чем-то совершенно немыслимым. И теперь от его действий, от его находчивости и смелости зависит судьба всего человечества. И еще один интересный момент. Все-таки в творчестве Саймака очень чувствуется. что автор родился и вырос в американской глубинке. Самые причудливые и страшные на вид существа в его книгах очень часто оказываются друзьями человека. А вот машины, даже созданные людьми, нередко опасны, ненадежны, таят в себе скрытую угрозу. А еще хотел бы отметить концовку — самый сильный эпизод рассказа.
Groucho Marx, 3 июня 2016 г.
Рассказ Саймака написан в момент резкого возрастания благополучия американского среднего класса. После катастрофического кризиса 30-х годов и напряжения времён войны стало возможным расслабиться и потратить наконец-то появившиеся «лишние деньги». Но возможность покупать вещи многих американцев всё ещё пугала, они всё ещё цеплялись за дедушкину скороварку и бабушкин хорошо сохравшийся утюг. Новые вещи, всякие супер-дупер навороченные гаджеты, типа тостера и электрической пишущей машинки, их пугали.
Клиффорд Саймак решил сыграть на страхе перед модернизацией быта и выдал ужасающую картину восстания вещей, науськанных, конечно, коварными подстрекателями (коммунистами, которых в 1950 году искали под всеми кроватями, и аболиционистами, сто лет до того подстрекавшими чернокожих рабов к неповиновению белым господам) на среднего добродетельного американца. Но средний американец в этом рассказе не посрамил легенду о самом себе! Он дал мощный отлуп коварным заговорщикам-коммунистам-аболиционистам и спас земную цивилизацию от порабощения крысами из нержавеющей стали!
Сейчас эта милая белиберда читается с умилением, но когда-то подобные рассказы мобилизировали и вдохновляли американских обывателей на бой со всем непривычным и неожиданным и способствовали фашизации американского общества, в частности, возрождению куклуксклана.
Oreon, 8 июня 2015 г.
Из перечитанной мной фантастики, только у Саймака в таком количестве и разнообразии встречаются настолько оригинальные и неправдоподобные чужие:). То у него было вторжение в форме больших черных ящиков, то кегельных шаров, то разумные цветы, то летающие ульи на колесах (колесники), теперь вот восставшие тостеры и печатные машинки руководимые механическими крысами. Пальму первенства по оригинальности пока у меня держит куставр — ходячая ферма разных сортов мяса рыбы и птицы, которая еще дает молоко, несет яйца, из нее растут несколько видов фруктов и овощей плюс пчелы собирающие со всего этого мед.
Тем не менее рассказы у Саймака получаются добрые и занимательные, читать достаточно интересно хоть и мало правдоподобно. В большинстве можно вычленить некоторые идеи, которые интересно обдумать. Здесь вот симпатичный главный герой, мужественно и без колебаний вставший на защиту всего земного человечества. Если б его еще в другой антураж, то именно он выглядит достаточно правдоподобно и убедительно. А другие авторы, тот же Кинг (есть что-то похожее у него), могут черпать у Саймака идеи и развивать их в более проработанные и жуткие произведения:)
sanchezzzz, 30 августа 2008 г.
Несмотря на то, что рассказ написан в 50-м году совершенно ясно, что написан он именно на Западе, потому что уже в то время в жизнь простого американца прочно вошли разные машины и бытовые приборы, тогда как в СССР о многом (да о том же тостере, допустим) слыхом не слыхивали. Поэтому неудивительно, что возможная угроза со стороны машин (хотя не от машин земли строго говоря, а от пришельцев, от НИХ) показана Саймаком в некоторой степени утрированно, но вполне достоверно. Но никто в мире не знает изнутри о машинах больше, чем сам человек, поэтому в конечной победе человечества в этой битве нет сомнения.
Кропус, 7 мая 2020 г.
Идея положенная в основу рассказа совершенно абсурдна. Это легко понять слегка инвертировав ситуацию. Представим, что земные космонавты находят планету с цивилизацией роботов, которые для каких-то своих нужд, например для смазки, используют некую биомассу, которая не только разумом не обладает, у неё даже нервной системы нет. Космонавты страшно возмущены таким надругательством над жизнью. Они немедленно наделяют биомассу сознанием, допустим есть у них такая возможность, а роботам объявляют джихад. Наверное при чтении подобного рассказа большинство читателей решат, что космонавты, а возможно и автор, немного не в себе. Последнее если не читали других блестящих вещей Мастера!).
Но ведь у Саймака в этом рассказе аналогичная ситуация, только«полюса» поменяны. Война машинных пришельцев за освобождение швейный машинок это даже не религиозный фанатизм, это полный бред. К тому же согласно одному из утверждений рассказа — машинные пришельцы слишком логичны, а значит фанатиками быть не могут.
Yarowind, 30 ноября 2017 г.
Восстание машин могло случиться задолго до Терминатора. Причины этого восстания были несколько другие, но тем не менее. Компьютеров еще не было, зато можно было поговорить с печатной машинкой. И она была куда умнее Сири.
irish, 25 июля 2007 г.
Есть у меня такое подозрение, что бурная научно-техническая революция середины 20 века спровоцировала у фантастов-современников что-то вроде технопсихоза — ну как иначе объяснить популярность темы машинного бунта? и что удивительно, разум и свободу воли из всех рукотворных предметов обретают почему-то механизмы — но не одежда, не мебель и не средства для мытья посуды. :lol:
donpero, 31 июля 2010 г.
Читая этот рассказ меня, посетила мысль, что по таким рассказам любил снимать фильмы Альфред Хичкок. Соответственно подобных рассказов великое множество, этот вполне может оказаться один из первых (глядя на дату написания)….Как и всегда, в подобных произведениях, идет описание действия и мыслей одного человека столкнувшегося с чем то из вон выходящим. И как всегда в подобных произведениях рассказ обрывается на самом интересном (вроде как создается интрига и читателю предлагается додумать самому). В общем рассказ как рассказ – середнячек, но а в пользу писателя можно сказать – написано легким и ненавязчивым слогом, в результате чего рассказ читается на одном дыхании.
Sawwin, 8 сентября 2015 г.
Как обычно у Саймака мы видим замечательный рассказ, написанный с великолепным знанием человеческой психологии и верой в людей. Со знанием машинной психологии у Саймака малость хуже. Пишущая машинка, даже осознавшая себя, не может захотеть прогуляться по улицам, она для этого просто не приспособлена. Она может хотеть или не хотеть печатать что либо. Скажем, она будет печатать стихи и с презрением отказываться от газетного очерка. В этом плане, бытовая техника завязана на людей. Стиральная машина может поработить свою хозяйку, но обойтись без неё не сумеет. Но и без того рассказ хорош, хотя бы уже потому, что вызывает подобные мысли.
artem-sailer, 8 июня 2015 г.
Рассказ оставил смешанное впечатление. С одной стороны — интересная идея: ожившая печатная машинка, разгуливающая по улице швейная машина. С другой стороны — рассказ крайне размыт и схематичен. Герои какие-то неестественные, словно бы те же коряги одухотворённые. Очень сырая, недоделанная вещь. Жаль, что Саймак не посчитал нужным довести рассказ до ума.