fantlab ru

Клиффорд Саймак «Почти как люди»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.27
Оценок:
2028
Моя оценка:
-

подробнее

Почти как люди

They Walked Like Men

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 139
Аннотация:

Обычный американский парень, журналист по профессии, случайно выяснил, что инопланетяне решили скупить всю Землю. Методично они скупают дом за домом, предприятие за предприятием, и неясно, чем это кончится. Пришельцы обладают способностью менять по желанию свой облик, и умеют маскироваться под людей...

Входит в:

— антологию «Билет на планету Транай», 1992 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 18. Клиффорд Саймак
1970 г.
Почти как люди
1990 г.
Билет на планету Транай
1992 г.
Могильник
1992 г.
Могильник
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Почти как люди
1992 г.
Мир
1993 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 3
1993 г.
Почти как люди
1993 г.
Почти как люди
1993 г.
Заповедник гоблинов
1998 г.
Почти как люди
2002 г.
Заповедник гоблинов
2003 г.
Почти как люди
2004 г.
Заповедник гоблинов
2006 г.
Почти как люди
2006 г.
Почти как люди
2008 г.
Почти как люди
2009 г.
Заповедник гоблинов
2013 г.
Почти как люди
2014 г.
Пересадочная станция
2021 г.
Заповедник гоблинов
2024 г.

Аудиокниги:

Почти как люди
2012 г.

Издания на иностранных языках:

They Walked Like Men
2023 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Журналист Паркер Грейвс подвергается нападению со стороны ... черного кегельного шара, устроившего засаду прямо у входной двери в квартиру. Вначале герой романа подумал, что весь этот абсурд ему просто примерещился: накануне он откровенно «надрался» в соседнем пабе. Но уже на следующий день пришло понимание, что за внешне безобидными шарами скрывается завуалированное вторжение «чужих» с целью отнять у человека его планету...

Фантастический триллер с элементами абсурда — так бы я классифицировал данное произведение известного американского писателя. Впрочем, абсурдным оно кажется ровно до того момента, когда инопланетяне прояснят суть своего вторжения. Тут Саймак явно поиронизировал по поводу капиталистического уклада, благодаря которому каждый состоятельный гражданин имеет право скупить всё, что ему понравится. Ведь инопланетяне делают свое черное дело, оставаясь в рамках американских законов: скупая недвижимость, они платят за нее настолько хорошие деньги, что мало у кого возникает желание отказаться от сделки. Получается парадокс: американцы своими же руками разрушают собственный уклад жизни. Стоит делу зайти слишком далеко, как ситуация кардинально изменится: граждане США превратятся в самых настоящих изгоев, в одночасье лишившись всех своих прав. Расчет интервентов строится на форменной банальности: никто из власть придержащих не поверит, что под маской людей скрываются хладнокровные и расчетливые инопланетяне, решившие скупить целую планету! Всё это само по себе абсурдно, но если сказать, что их настоящей формой является что-то типа кегельного шара, то к вам тут же отнесутся как к сумасшедшему. Это как в известной сказке о мальчике, который постоянно пугал селян нашествием волков: когда последние действительно пришли, ему уже никто не верил. Так и с нашествием «чужих»: фантасты всех времен и народов, начиная с Уэллса, придумывали столь изощренные жизнеформы и методы их вторжения на нашу планету, что окончательно утвердили человечество в их полном отсутствии. Если спросить современного человека, верит ли он в существование «братьев по разуму», как минимум половина населения ответит отрицательно, зато почти все поголовно не поверят сообщениям в прессе по поводу такого вторжения. Причем, разубедить их в этом не помогут даже кадры кинохроники («В Голливуде и не такое снимают!»). Короче говоря, современный мир полностью беззащитен от внешней агрессии со стороны далеких звезд — как морально, так и материально. А все «высокие» технологии, пожалуй, даже будут в этом деле мешать, не то чтобы помогать! После прочтения романа у читателя нет-нет, да и зародится невольное подозрение: а, может, такое вторжение уже началось, и под маской известных политиков скрываются злобные инопланетяне, задумавшие покорить Землю изнутри?

Конечно, образы, нарисованные писателем, намеренно сделаны комичными. С одной стороны, чтобы показать, что всё решает не внешний вид, а расчетливый разум. С другой — чем абсурднее мысль, тем больше шансов у нее воплотиться в реальность. Разве мы в 80-х годах прошлого века могли себе представить, что развитие информационных технологий приведет к резкому падению общественных нравов и почти полной деградации большинства населения? У меня до сих пор дрожь пробегает по всему телу, когда я вижу детей, идущих по улице с зажатым в руке смартфоном. Они выглядят, словно сомнамбулы, получившие от суггестора конкретную директиву о своем поведении. Если бы инопланетяне действовали через Интернет, завоевание Земли продлилось бы не дольше недели. Для этого не потребовалось бы скупать недвижимость, ибо подчинять чужие мозги куда выгодней и надежней. Работает правило: чем выше технология — тем она опасней для самого человека, тем проще использовать ее для порабощения людей. После таких вот выводов образы, нарисованные Саймаком, уже не кажутся дурной клоунадой. Скорее, это предупреждение. Предупреждение о том, что никогда не следует терять бдительности и больше доверять себе самому, а не Интернету.

--------------

РЕЗЮМЕ: история о том, как захватить Землю, не нарушая законов и не вызывая никаких подозрений. Учитывая реалии сегодняшнего времени, подобную операцию можно провернуть еще быстрее и надежнее (см., к примеру, роман Желязны «Витки»).

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Существует почти бесконечное множество произведений, описывающих инопланетное вторжение на Землю. Как правило, используя взрывы и бластеры. Или с помощью некоего химического или биологического оружия. Иногда инопланетяне воздействуют на разум. А роман «Почти как люди» Клиффорда Саймака — это история о том, как пришельцы пытаются Землю скупить.

Главный герой Паркер Грейвс работает научным журналистом в газете своего родного города, когда замечает вокруг себя череду непонятным образом связанных событий: он находит у себя под дверью капкан, сбегающий (!) после неудачного покушения, после до него доходят слухи о неблагоприятной экономической обстановке в городе, и наконец его самого выселяют из квартиры.

Текст романа вышел очень хорошим, автор постарался на славу: повествование построено по всем канонам и до последнего держит в напряжении. Роман наполнен красивыми описаниями, в которых действуют герои с фирменным юмором и регулярным пристрастием к крепким спиртным напиткам.

Герои очень убедительны: когда читаешь, веришь, что перед тобой действительно журналисты провинциальной газеты, молодой увлеченный ученый, американский сенатор, дедушка со странным хобби, говорящий пёс или инопланетный торговец с нечеловеческой моралью и логикой.

Я до определенного момента в книге надеялся, что герою удастся найти юридическую или политическую лазейку, или он сможет вывести инопланетных «риэлторов» на чистую воду, но вариант решения, описанный в книге получился идеально Саймаковским, если так можно выразиться. По терминологии настольных и компьютерных ролевых игр я ожидал высоких баллов у героя по интеллекту, а Саймак поставил на мудрость. И победил, роман вышел шикарным, однозначно рекомендую.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

А я, кстати, тоже всегда считал, что Саймак допустил несуразный ляп в этом романе — ведь его соблюдающие все юридические нормы инопланетяне грубейшим образом нарушают законы о мошенничестве и вовсю штампуют фальшивые деньги.

Однако, читая роман сегодня, внимательно приглядывался к положениям о законности действий кегельных шаров и обнаружил, что утверждения эти исходят исключительно от самих шаров. Ни Пёс, ни главный герой Паркер нигде не называют инопланетно-экономических агрессоров законопослушными. Более того, Пёс-конкурент говорит, что шары коварны и лживы. Следовательно, логического противоречия здесь нет: пришельцы-шары называют свои действия правомерными, быть может, даже искренне считают, что соблюдают земные юридические законы, однако лгут, поскольку занимаются мошенничеством, к тому же — совершают убийства как минимум двоих человек.

Вот здесь можно заметить ещё, что вполне может быть так, что шары заблуждаются относительно своих действий, может быть, в их понимании нет таких категорий, как мошенничество и фальшивые денежные знаки, поэтому они и трактуют эти действия в ошибочном смысле. То же может касаться и убийства — если допустить, что сами они, например, бессмертны, то понятия убийства для них не существует, а следовательно, они не понимают значения соответствующей статьи УК.

В этом, на мой взгляд, и состоит один из смыслов романа, поэтому он и называется «Почти как люди». Почти, но всё же не люди. Соответственно, и логика, и этика, и понятия у шаров другие, не людские, не земные.

Технически у Саймака, как и обычно, впрочем, не всё так гладко: капкан, машина-ловушка — всё это не совсем строго-научно. В книгах Лема, например, Кларка или того же Уоттса такие моменты выглядели бы сущей чепухой — натяжкой или ляпом. Однако мы читаем Саймака, и этим всё сказано. Садясь за произведения мастера гуманистической фантастики, не стоит ждать железобетонной НФ, нет. Саймака мы любим совсем за другое: за оптимизм, за жизнеутверждение, за человечность, за веру в будущее. Проза у Саймака социальная, психологическая, лирическая. Уютная и пасторальная, да? Хотя в данном романе действие и происходит в шумном мегаполисе, а главный герой — юркий и пронырливый журналист, а не привычный для произведений Саймака простоватый провинциал-неудачник. Что, впрочем, нисколько не лишает его симпатий со стороны читателя.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

В ожерелье блестящих образцов гуманистической фантастики замечательного американского писателя Клиффорда Саймака есть настоящий бриллиант — роман «Почти как люди». Как роман Саймака «Всякая плоть — трава» стал культовым для движения хиппи, так и роман «Почти как люди» сыграл для прогрессивно мыслящей левой американской молодежи 1960-70-х роль близкую к роли романа Чернышевского «Что делать?» для российской молодежи 1860-90-х.

Конечно, книгу Саймака по культурному и политическому влиянию нельзя сравнить с произведением Чернышевского, однако, с ней под мышкой американские студенты отправлялись на митинги против войны во Вьетнаме и устраивали забастовки, ее читали в перерывах между лекциями и в камере полицейского участка. Неслучайно роман подвергся критике американских...экономистов, с пеной у рта доказывавших нереалистичность показанной Саймаком картины коренных и неустранимых недостатков капитализма. Вскрывая многочисленные «ошибки» и «недочеты» романа с точки зрения анализа рыночной экономики, критики словно забывали, что имеют дело с фантастикой и тем самым признавали идейную правоту автора книги, художественную точность его литературных обобщений.

При всем при том писатель не занимался политической деятельностью и не выступал с какими-либо заявлениями, предпочитая высказываться в художественной форме. Саймаку чужды плакатные политизированные герои, наоборот, в большинстве его «современных» произведений действуют обыкновенные американцы, как правило провинциалы, вполне уважающие капитализм и его законы, что еще больше усиливает эффект.

Несмотря на классическую простоту сюжета, «Почти как люди» — сложное многослойное литературное полотно, содержащее в себе многочисленные скрытые отсылки к творчеству известных писателей и не абы какие, а строго необходимые для реализации авторского замысла. Например, счастливый финал романа является результатом случайного совпадения обстоятельств и еще сильнее подчеркивает ущербность экономической системы, которую спасают...вонючие скунсы. Эта идея позаимствована Саймаком из «Войны миров» Уэллса. Старик-отшельник, выбирающийся из лесного убежища, чтобы спасти человечество это прямо «бог из машины» античного театра.

Современный читатель найдет в романе «Почти как люди» много знакомых явлений окружающей жизни. Чего стоят одни только инопланетяне, совершающие убийства и другие преступления, повторяя при этом как мантру « мы не нарушили ни одного закона». Сразу становится понятно, что подобных «инопланетян» не надо искать в далеких звездных мирах.

В СССР роман опубликовали в 1970 году, он сразу завоевал сердца читателей и с тех пор регулярно переиздается в нашей стране. С учетом советских изданий русский перевод романа «Почти как люди» почти сравнялся по количеству переизданий с англоязычным оригиналом.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и положено мастеру фантастики, роман написан в несколько слоев. Первый — достаточно тривиальный — инопланетяне захватывают Землю. Здесь Саймак постарался свернуть с проторенных тропок и представил пришельцев в виде шаров с запахом лосьона, которые мгновенно мимикрируют под всё что угодно. И говорящая собака до кучу, с которой экспериментировать автор поленился. Второй слой — сатира на капиталистический строй (что так легло на душу советскому читателю), где сакральный смысл существования человека разумного — денежные купюры. Саймак, правда, слегка оправдывал финансовую систему, напирая на то, что деньги — таки эквивалент усилий, и тогда всё работает. Но всё-таки прорвалось, что в России такие инопланетяне невозможны. Любопытно было узнать, как Саймак разберется с захватчиками, что за бог из машины появится. Например, Уэллс в похожей ситуации вывел на первый план земные вирусы и бактерии.

Саймак решил оставить концовку полуоткрытой. Мол, главное, чтобы люди узнали правду. А богом из машины назначил скунса, что весьма забавно.

Были ещё фишечки Америки 60-тых, которые уже не так цепляли, и относительно немного для этого жанра экшна.

Послевкусие как от литературы более высокого порядка, чем от среднестатистической НФ.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старый добрый роман классика американской фантастики о том как злобные инопланетяне решили купить Землю.

Как практически всегда у Саймака читается довольно легко, и как всегда заставляет задуматься…

Хотя и любимым произведением автора для меня является «Необъятный двор» эта книга тоже не была проходной.

В книгах Саймака мне всегда нравилась неторопливость повествования и своеобразная манера подачи, когда ты понимаешь, что такая история может произойти с кем угодно. Его герои не супермены, и не супер бойцы, а простые обыватели. В них можно узнать и коллегу по работе, и соседа, и посетителя соседнего бара...

Весьма рекомендую, всем кто любит классическую фантастику.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интересная идея с необычным наществием прищельцев, в котором критикуется капитализм, но реализация подкачала, куча роялей в кустах, главному герою просто кучу раз повезло, а в конце просто появился бог из машины. А жаль, могло бы получиться более глубокое произведение с уникальной идеей.

Оценка: 6
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень хороший роман, я бы даже сказал пророческий. Написан в 1962-м году, а актуален и вчера, и сегодня, и думаю, что будет актуальным и завтра.

Саймак очень чётко передаёт человеческую психологию. Просто здорово передаёт. Но, самое главное, что в этом романе он передаёт психологию взаимоотношения человека и системы. Система обманывает человека, как отдельного индивида, так и целые группы людей. А противостоять этой системе человек никоим образом не может. Это не в его силах. Если кто-то пытается противостоять системе, то он в лучшем случае бесследно исчезает. Любой шаг против системы обречён на жестокое наказание. Инопланетяне прекрасно это понимают и ввиду человеческой психологии создают свою систему. Они не идут на людей войной, не спаивают их и не делают наркоманами (хотя это тоже смогли бы, при желании); они поступают ещё более разумно — просто покупают человечество. Превращают каждого отдельно взятого человека в вещь. Умнее и не придумаешь: люди сами загоняют себя в рабство ради денег, которых по-сути не существует. Инопланетяне понимают, что люди склонны покупать и продаваться, поэтому и скупают их за иллюзию. Такое явление заканчивается для людей трагически. И роман, действительно, во многом наивный, потому что находится журналист Паркер Грейвс и бросает вызов системе. Его пытаются убить — то медвежий капкан под дверь поставят и лампочку при этом в коридоре выкрутят, то бомбу в машину подложат, а взорвётся кое-кто другой. В итоге терпение у инопланетян заканчивается и они следуют ещё одному разумному правилу: «если не можешь врага победить, то сделай его своим союзником» и предлагают Паркеру работать на них. Всё это так, всё вполне логично, но наивность заключается в том, что Паркеру на редкость везёт и он всё время умудряется выйти сухим из воды. Такое возможно только по одной-единственной причине — инопланетяне не до конца изучили психологию человеческой расы. Впрочем, об этом в романе так и говорится. Кегельные шары признают это и обращаются к Паркеру за помощью. Будь это земные акулы-воротилы большого бизнеса, то главному герою повезло бы куда меньше. В общем в психологии разобрались, но роман всё же выглядит наивно. Правда, на мой взгляд, будь по-другому, более реалистично, то его было бы неинтересно читать.

Теперь о персонажах. Инопланетяне показаны настолько коварными и циничными, что у людей не возникает и мысли об их существовании. Они, как Остап Бендер — чтут уголовный кодекс и не нарушают земных законов. Как сами говорят: «комар носа не подточит». Вот ФБР и не берётся за расследование. Странные вещи происходят, но не за что ухватиться. Явления сами по себе странные, но законы при этом не нарушаются, никто, кроме учёного-биолога не убит, да и он умер от сердечной недостаточности, так что никаких оснований открывать дело и браться за расследование нет. А люди — на то и люди, чтобы продать подороже, а потом купить подешевле, чтобы от продажи что-то осталось. Но вот беда — продать подороже продают, а купить после продажи уже не успевают, потому что другие точно так же всё продают подороже. Саймак таким образом просто смеётся над обществом. Над тем обществом в котором жил, тоесть над Америкой 60-х. Неудивительно, что роман неоднократно издавался в Советском Союзе. Яркий пример недостатка капиталистического общества. Странно, но в социалистическом обществе тоже со временем появилось нечто подобное. Значит дело не в капитализме или социализме, а в психологии. Всегда были, есть и будут те, кто готов сыграть на человеческих пороках. Это понимают не только инопланетяне, но и сам Паркер. Главный герой вообще показан умничкой, не смотря на наивное нечеловеческое везение. Пёс, на мой взгляд, абсолютно не лишний персонаж. Именно он помогает людям разобраться в ситуации. Кричит во весь голос, даже до президента пытается добраться. Но ему мало кто верит, ведь ничего необычного то не происходит. Ну кризис, ну бездомных появляется всё больше, ну безработица непомерно выросла. Ну и что? Такое ведь и раньше бывало. Прошли же через это — пройдём и ещё. С кем не бывало? И, наконец пару слов о главной героине. Она очень любит Паркера и в подобной ситуации ведёт себя очень мужественно, что тоже выглядит не вполне правдоподобно и придаёт роману наивности.

Самой же кульминацией романа являются скунсы. Саймак отвёл этим пушистым вонючкам весьма важную роль — роль спасения человечества и всей планеты в целом. Забавно, но весьма интересно. Снова-таки на первый план выходит философия. «Камень, который отвергли строители стал во главе угла» (Мф. 21:42) эта фраза из Святого Писания в романе применима к скунсам. В любой, даже в самой критической ситуации, всегда найдётся выход, стоит только захотеть и приложить усилия. Такая философия только добавляет произведению очков. Я уж не знаю всей предыстории написания «Почти как люди», но роман, на мой взгляд, получился очень даже удачным. Поэтому заслуживает высокой оценки.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман на тему нашествия пришельцев с целью захвата Земли, но пришельцев, делающих это с помощью неординарных для фантастики методов: вместо обычных силовых, огнестрельных, телепатических и т.д. приемов они скупают всю собственность у людей, что является по их мнению «законным».

За всем происходящим мы наблюдаем от лица журналиста Паркера, работающего в редакции газеты небольшого американского городка. Однажды он начинает подмечать цепочку странных событий и быстро оказывается в центре внимания. Конечно же, именно ему придется узнать все секреты пришельцев и быть первым среди спасателей человечества: ни полиция, ни правительство не верят странным сказкам про инопланетян. Главный герой обречен разбираться со всем самостоятельно, тем не менее единственная знакомая Джой, а вместе с тем и коллега из редакции, составляет ему компанию.

Мне показалось, что роман написан достаточно сухо и не вызывает каких-либо эмоций. Учитывая, что объем романа близок к повести, его можно было бы вполне уместить в рассказ. Несмотря на интересную завязку, в течение всей книги сюжет далее течет в одном медленном русле — уже спустя 100 страниц хочется зевать от скуки. Здесь нет никаких неоднозначных персонажей, за которых можно было бы переживать, или которые смогли бы вытянуть текст за счет своих необычных характеров, а некоторые кажутся и вовсе лишними.

Оценка: 6
– [  -2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательный роман, который читается за один вечер. Это классический Саймак. Детективный сюжет, интересная идея и такие знакомые герои.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, что некоторые считают «Почти как люди», произведением слабым, натянутым и даже «дурацким»! Считаю, что его смело можно ставить в ряд лучших , созданных Саймаком. Это гениальный 100% памфлет, произведение против системы, против коррупции, кумовства, власти денег. Само название романа -Почти как люди, говорит о многом. Мир шаров, скупающих планеты за ароматы и запахи, это наш мир, где все скупается за деньги, которые правда не пахнут... Зачем вдаваться в размышления о бездействии ФБР, о взбросе липовых денег, об ненужной никому Антарктиде? Не забивайте этим голову, просто читайте.Это все не более чем гипербола, сатира, свойственная подобному жанру.

Оценка: нет
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Саймака все рассказы какие-то «уютные», человечные, местами наивные, но непременно добрые. Правда это не мешает им обличать человеческие пороки и слабости, хлыстать бичом сатиры общественный строй того времени.

Вначале роман стремительный, динамичный, интригующий. Прям затаив дыхание переживаешь за Паркера, мотаешься с ним по барам и захолустным мотелям, то и дело уклоняясь от ловушек судьбы. Первая треть атмосферна, непредсказуема, с хорошим качественным юмором. К сожалению, она достигает своего апогея в момент, когда Грейвс

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
пробирается в контору «Росс, Мартин ,Парк и Гоубел» и обнаруживает там куклы и прочие артефакты.
Потом все поворачивается вспять и заставляет глубоко и разочарованно вздыхать:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
распавшийся на кегельные шары главный злодей, говорящий Пес и затяжные размышления (автор любит все разжевывать и миллион раз повторять) о том, какой неминуемый каюк ждет всю планету.
Порадовала кульминационная часть романа, когда протагонист нашел старика-скунсовода. Там и вернувшийся юмор, и фирменные саймаковские описания безмятежной сельской местности и какая-то всеобъемлющая умиротворенность, витающая в воздухе… Так и хотелось закричать: «Третьим буду!» и тоже приложиться к бутыли виски вместе с героями на фоне деревенского заката.

Признаюсь, не самое качественное и оригинальное произведение, но стиль и какая-то особо располагающая манера написания притягивают, оставляют внутри приятную легкость, умиление и веру в человечество, как после прочтения рассказов Носова или Драгунского. Думаю, я еще обязательно вернусь в тот мир Клиффорда Саймака, где слова «честь» и «долг» — не пустые, а «дружба» и «патриотизм» звучат не пафосно.

Оценка: 8
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не единственное произведение мировой фантастики где царит атмосфера неведомой беды и неотвратимой катастрофы, с которой пытается бороться герой-одиночка. Но Саймак послал герою Пса, понимая что победить без помощи извне человек не сможет

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем-то все это было много раз и до, и тем паче после. Таинственные перевертыши, изыскавшие очередной способ по порабощению нашего несчастного мирка. И только дотошный журналист и его друг-чудаков способны докопаться до истины. Плюс параллельно автор потчует нас своими взглядами на энные проблемы общества.

Звучит не слишком презентабельно, не правда ли? Другое дело, как это подано. Язык и герои полностью делают эту историю. В отличие от многих других произведений автора, где он любит размышлять о бренности человечества, здесь все подается в иронично-веселом ключе (хоть в книге и есть минимум один трагичный момент). Произведение просто легко и приятно читать.

Отдельный балл сверху автору за умение абсолютно непошло шутить на пикантные темы. Многим современными авторам с приципом подавать все «в лоб» этот хитрый прием увы похоже просто недоступен. Вот пример подобной шутки. Один из захватчиков начинает говорить подружке главного героя, что мол человеческий способ размножения — абсолютно устаревший и непрактичный. А та ему безапелляционно заявляет:

- А нам он нравится!

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это случилось давно. Лет 36 или 37 назад. Тогда я впервые с упоением прочитал этот роман. Это было так же первое знакомство с Саймаком-романистом.

С тех пор перечитывал не раз, вот и это прочтение, когда знаешь уже в чём суть, когда уже обращаешь внимание на детали, когда есть уже с чем сравнить (тогда сравнивать было практически не с чем) доставило удовольствие, сравнимое со встречей со старым давно невиденным другом.

Книга захватывает с первых строк, так как действие начинается без никаких вступлений, и все подробности биографии рассказчика мы помаленьку узнаём из текста.

Роман выдержан в стиле крутого Хэмметовского детектива,с убийствами, подставами и прочими характерными атрибутами. Одно это уже делает традиционную фантастическую тему завоевания Земли, не совсем традиционной. Здесь нет уэллсовских треножников, нет летающих тарелок с лучевым оружием, а есть инопланетяне, действующие вполне земными методами и почти в рамках законов и реалий США 1962 года. От этого ужас гибели цивилизации, не становится менее ужасным, но, каким-то местным, уютным. Даже игрушечным.

Тут даже многочисленные философски-экономические рассуждения героя не добавляют реальности и пугающности действию.

Зато должно было заставить американских обывателей подумать о жизненных ценностях.

Не зря же автор на уравновешенные чаши весов кладёт деньги и скунсовый «аромат».

Смешно? Немного да. Но каждый должен выбирать, с чем остаться.

Роман немножко простой, немножко наивный, немножко старомодный. Но очень хороший. Не знаю, как нынешнее поколение, но 40-50 летние читатели (если не читали) найдут в нём не бросающееся в глаза очарование.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх