Все отзывы на произведения Генри Каттнера (Henry Kuttner) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 1620
Страницы: 1 2 3 [4] 5 6 7 8 . . . 29 30 31 32 33 (+10)» (+25)»»
«Большая ночь» |
| |||
romanpetr, 19 ноября 2012 г. в 16:54 | ||||
Пожалуй одно из очень сильных твердых научно-фантастических произведений Генри Каттнера. Посвященное «космическим волкам» сражающимися с бесконечными просторами глубокого Космоса в нелегких условиях. И только люди сильные духом и телом могут преодолеть все тягости и невзгоды межзвездных путешествий. Полураздолбанный космический корабль «Кукарача», способный выполнять гиперпространственные прыжки, с пьянчугой и прохвостом капитаном Денверсом и невозмутимым стальным первым помощником капитана Хилтоном становятся главными героями рассказа. Люди, повидавшие космос и побывавшие в различных переделках, находятся на границе переломного момента своей жизни — с одной стороны это долгая привязанность к гиперпространственным перелетам и жизнь в космосе, перетекшие в привычку, которую трудно уже надломить, а с другой стороны, сомнения возродившиеся после открытия людьми нового способа перемещения меж звездами — нуль-транспортировка — за которым будущее покорение космоса. Выбор, который остается сделать героям, и есть та самая кульминация всей их жизни.... | ||||
| ||||
«Лучшее время года» |
| |||
cadawr, 13 июля 2012 г. в 17:56 | ||||
Одно из моих самых любимых произведений,наверное даже — в топ-5. Восхищен атмосферой рассказа, этой тонкой, исчезающей красотой, пронизаной тенью неотвратимости, и в них, как в декорациях, мечутся со своими мелкими страстишками герои, слепые, и наши, и те. Тем более потрясает фигура Композитора — единственного, который НАД, который видит, но он тоже далек и недоступен, он потому и видит, что он вне нашей системы координат. Потрясает образ красивых эстетствующих декадантов — пусть они и порочны. Это чувство сродни сексуальной красоты вампиров — ничего хорошего в них нет, а ведь привлекают... Много раз пытался нарисовать душу этого рассказа... Не художник. Жаль. | ||||
| ||||
«Шок» |
| |||
Baley, 01 мая 2012 г. в 00:49 | ||||
Как верно, отмечено в одном из отзывов, присутствует и здесь у Каттнера элемент недосказанности. Так это же прекрасно! Писатель обозначил идею — путешествие во времени не на машине времени, а силой собственного сознания (либо бессознательного, кому как больше нравится и у кого как получается). Но тогда почему люди не путешествуют во времени? Может быть потому, что они слишком нормальны? Было бы непростительной прямолинейностью не позволить читателю самому заглянуть в дыру в стене (читай — брешь в сознании). Каттнер в этом рассказе обратился к достаточно любимой им теме пределов человеческой психики и выхода за них. На этот раз речь пойдет о пределах, очерченных временем. | ||||
| ||||
«Механическое эго» |
| |||
heathen, 07 апреля 2012 г. в 09:59 | ||||
шедевр. печально но факт, насквозь коммерческой цивилизации «не нужны» интеллектуалы и высоко духовные личности. Преуспевают рвачи и асоциальные типы, то есть те кто может себя поставить на грань морали, а то и вовсе перешагнуть её. | ||||
| ||||
«Ночная битва» |
| |||
rakinfant, 05 февраля 2012 г. в 11:28 | ||||
С трудом дослушал произведение и не понял задумки автора. Да, бессмысленная по большому счёту война. Да, ядерная энергия — это очень опасно. Всё это можно было бы передать коротеньким рассказом. Да, разгуливать по джунглям тоже опасно. На эту тему тоже много написано, причём не только в жанре фантастики. Наверное, я не понимаю боевиков... | ||||
| ||||
«Идеальный тайник» |
| |||
kenrube, 20 октября 2011 г. в 19:46 | ||||
Это мое первое знакомство с творчеством Каттнера, и знакомство, должен признать, весьма приятное. Читал, что ему свойственно иронично-необычное переосмысление магистральных тем фантастики — космические полеты, телепатия и пр. Ну что ж, в данном рассказе автор себе ничуть не изменяет, описав с неожиданного ракурса проблему четвертого измерения. А если прибавить к отличному сюжету еще и оригинального главного героя в лице вечно пьющего подсознательно-гениального изобретателя Гэллегера, получим рецепт практически идеального рассказа. Пошел осваивать остальные рассказы цикла, надеюсь, они будут ничуть не хуже. | ||||
| ||||
«Жилищный вопрос» |
| |||
alex1970, 20 октября 2011 г. в 15:14 | ||||
Любопытство сгубило кошку (в данном случае не сгубило, а подпортило жизнь семейной паре, проявившей назойливость). Как оказалось, и удача бывает разной. Одна в радость, от другой выть хочется. Замечательный рассказ, обыденно, хотя и с юмором, повествующий об очень необычных вещах | ||||
| ||||
«Робот-Зазнайка» |
| |||
alex1970, 24 марта 2011 г. в 20:21 | ||||
Отличный рассказ о незадачливом изобретателе-пьянице Галлагере и его странном детище роботе-нарциссе. Искрометный юмор, умение выкрутиться из любой ситуации, изобретателю здорово помогает выпивка и просыпающеемя под действием зеленого змия подсознание. Отличный образец от Мастера, смешной и добрый. | ||||
| ||||
«Салемский кошмар» |
| |||
alex1970, 10 марта 2011 г. в 17:37 | ||||
Отличный рассказ, объединяющий две популярные в жанре ужасов темы: салемские ведьмы и мифы Ктулху. У Каттнера это получилось очень хорошо, атмосфера ужаса постоянно сгущается. По форме рассказ похож на лавкрафтовские «Сны в доме ведьмы»: молодой человек поселяется в доме с плохой репутацией и сталкивается с древним злом. Не сказал бы, что у Каттнера получилось хуже – читать было интересно, хотя и не страшно. К тому же писатель ввел новый персонаж мифов, который я не встречал в других произведениях. | ||||
| ||||
«Маскарад» |
| |||
alex1970, 06 марта 2011 г. в 09:02 | ||||
Что будет, если семейка ублюдков из «Поворота не туда» или «У холмов есть глаза» встретит еще более страшное и беспощадное зло. И эту встречу мастерски опишет Генри Каттнер, сдобрив фирменным юмором (правда в этот раз очень черным). Получится рассказ «Маскарад», в меру страшный и даже немного смешной. | ||||
| ||||
«Мы — Хогбены» [Цикл] |
| |||
Old Beach, 01 февраля 2011 г. в 23:24 | ||||
В 1972-м прочёл на практике сборник рассказов Каттнера, у шефа была книга, и потом лет 15 (пока не купил) совесть мучила, что не зажилил: шеф всё равно фантастику не любил. Некоторым здесь не нравится, каждому своё. Чтоб нравилось, по-моему, надо иметь несколько гипертрофированное чувство юмора, как у Монморанси (фоксика, а не премьера) и фантазию. | ||||
| ||||
«Все тенали бороговы…» |
| |||
Yazewa, 24 июня 2010 г. в 20:08 | ||||
Вроде бы и герои все хороши, и идея абсолютно верная, но что-то не то... Скорее всего, «рояль в кустах» в виде соседского психолога, который тут же все объяснил. Вот этот элемент истории показался мне куда невероятнее, чем ящик с игрушками из чужого мира . Что-то в этом рассказе есть от Брэдбери, — не стилистически, а именно в настроении, в подаче фантастической составляющей. А еще — получается, что дети не только по-другому мыслят. Они жестоки по отношению к родителями. Этот «исход» без оглядки на отца и мать, — это ведь не уход за дудочкой крысолова. Это сознательный путь... | ||||
| ||||
«Авессалом» |
| |||
darkseed, 05 октября 2009 г. в 19:29 | ||||
Очень хороший рассказ. Действительно, проблема поколений будет существовать всегда. Ведь наши дети не лучше нас, не хуже, не глупее и не умнее. Они уже просто немного другие. Понимаю желание многих родителей, желающих чтобы их ребенок был похож на них, пошел по их стопам, добился того, чего не смогли добиться они. Часто в этом желании последним аргументом является сила. Но что, если, как показано в рассказе, сила уже не на стороне старшего поколения? Итог: Жутковато. Особенно для тех, у кого есть дети. | ||||
| ||||
«Шок» |
| |||
zmey-uj, 02 октября 2009 г. в 19:28 | ||||
Люди будущего могут быть столь же чуждыми для нас, как и инопланетяне — эту мысль Каттнер развивает и в «Лучшем времени года». В «Шоке» встреча представителей двух времен еще больше напоминает контакт двух разных существ, так как Хэлисон физически отличается от нас. Попутно вспоминается идея из «Малыша» Стругацких о том, что первый встреченный обитатель другой планеты может оказаться не совсем психически нормальным, и результаты будут весьма неожиданными. Весьма остроумный рассказ. Оптимистический взгляд на будущее сталкивается с осторожным скептицизмом — угадайте, какой подход верен? Напряжение нагнетается постепенно, благодаря предупреждениям Макферсона, а концовка просто... повергает в шок, да. Любопытство до добра не доводит — в данном случае это именно так. | ||||
| ||||
«Когда рубится сук» |
| |||
Гриф Рифт, 09 сентября 2009 г. в 10:50 | ||||
Знаете на этот неоднозначный рассказ можно реагировать по разному!!! Лично я считаю что Александр из будущего — уже взрослый, не представлял последствий своих действий!!! Да существуют дети — индиго, дети — гении, вундеркинды, но всем им одинаково нужно воспитание, им просто необходимо научиться уважать окружающих, пусть даже не таких как они!!! Что в результате мы видим? А произошла банальная ситуация, когда собственное альтерэго Александра младшего развившись слишком быстро умственно(с полным отсутствием воспитания, и без вмешательства взрослых нормальных homo sapiens)в результате ничтожило свою физическую оболочку и себя вместе с ней. Знаете печально конечно, но ведь всё могло сложится гораздо хуже для родителей Александра!!! А без вмешательства из будущего было бы всё в норме, ведь не зря говорят что характер формируется до 3 — 5 лет, а уж потом можно и развивать различные способности ребёнка!!! Ведь по сути совершив такую ошибку, александр из будущего лишил своих родителей контроля над ним, что не есть хорошо в этом случае!!! В общем как поётся в песне: «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь» | ||||
| ||||
«Робот-Зазнайка» |
| |||
Dan-Master, 07 августа 2009 г. в 11:08 | ||||
Практически все рассказы Каттнера- маленькие шедевры. А этот рассказ шедевр с большой буквы. Абсолютно непонятно как можно вместить в такую малую форму, объем добротного детектива, научно фантастического романа и юмора достаточного на дюжину фельетонов, и все приправить огромным снопом иронии. Выдающееся произведение, а развязка достойна окончания огромного романа. Ненужный консервный нож обладающий выдающимеся способностями — граница технологического абсурда. | ||||
| ||||
«Изобретатель Гэллегер» [Цикл] |
| |||
Alexandre, 09 мая 2009 г. в 12:51 | ||||
В книге, которую читал я, цикл называется «Этот мир мой!» Хотя, если честно, то название «Изобретатель Гэллегер» подходит лучше. Ведь главное действующее лицо, основной герой — это и есть тот самый сумасшедший изобретатель, который уже прославился, как автор хитроумных изобретений, решающих самые невероятные проблемы, но, вместе с тем, как ничего не помнящий и абсолютно неадекватный человек. И как кошмарный пьяница, который непрерывно пьёт разнообразные спиртные непитки, и больше ничем не занимается, пока у него есть хоть немного денег. Так именно описывал некоторых своих охотников знаменитый Даррелл — пока у негра есть деньги — работать он не станет. Но, то, что простительно жителю Африки, выглядит странно у жителя Северной Америки. Тем не менее это так, и весь цикл построен на этом. И можно стандартно описать любой из рассказов цикла таким образом: Геллегера беспокоят назойливые посетители (заказчики, полицейские). С трудом сообразив, где он и что с ним, он узнает, что заключил контракт, обязавшись решить проблему заказчика и уже получил с него деньги. Никто не торопится ему объяснять, кто этот заказчик, что за проблема, самого контракта нету, но он есть в полиции (или уже в суде), и денег тоже нет ни гроша. Герой начинает метаться, вокруг носятся второстепенные герои, в частности дед изобретателя, мелющий всяческую чушь (хотя порой забавную) и пьющий ещё больше, чем сам Гэллегер, хотя это и невозможно. Потом, как правило случайно, заказчик (или несколько), видя перед собой абсолютно невменяемого болвана, к тому же потерявшего память, начинает рассказывать ему, кто он (заказчик) такой, и в чем заключалась проблема, деньги за решение которой герой уже получил (иногда, к счастью, не все). И тут, приняв ещё несколько доз удачно обнаруженной выпивки, изобретатель вспоминает, что он задачу уже решил, и остаётся только определить, как же выглядит это решение, в виде материального объекта. Ну, вот завязка любого рассказа про Гэллегера изложена. Дальше начинаются расхождения, ради которых, собственно, и следует читать рассказы. Всё написано хорошо, остроумно, действие динамично, хотя порой встречаются и затянутые (не слишком) периоды. Рассказы недлинные, читать — советую. Кончается каждый рассказ одинаково — искомый объект обнаруживается, как его использовать становится понятно, все, кроме появившихся по ходу действия злодеев, довольны. А злодеям приходится плохо. Изобретатель возращается к выпивке, на которую у него опять появились деньги. Занавес. | ||||
| ||||
«Маскировка» |
| |||
Alexandre, 01 мая 2009 г. в 19:05 | ||||
В принципе идея неплоха. Конечно, рассказ длинноват для такого сюжета. Но, как говорится, напишите лучше. Сражение транспланта с преступниками довольно интересно. Такая позиционная война, своеобразные шахматы. И в этой войне все преимущества на стороне транспланта. Ведь преступники не могут разрушить корабль, потому что им корабль нужен целым и невредимым. А вот трансплант может чем-то пожертвовать, зная, что потом ему помогут и всё отремонтируют. Так что сражение было проиграно с самого начала. И преступники просто пытались, что называется, «взять на пушку», как-то убедить транспланта, что сопротивляться бесполезно, что единственное, что ему осталось — это сдаться, а значит умереть. И тут была весьма существенная ошибка — никогда нельзя припирать к стенке даже заведомо более слабого противника. И финал закономерен, хотя даже не будь этой оговорки, всё равно преступники потерпели бы поражение — не смогли бы они вдвоем справиться со всей той аппаратурой, которой им пришлось бы управлять. Рассказ неплох, однако достаточно скучен и быстро забывается. | ||||
| ||||
«До скорого!» |
| |||
Alexandre, 26 апреля 2009 г. в 11:08 | ||||
Не везет Хогбенам с соседями. Мало того, что все какие-то ущербные, но к тому же и агрессивные слишком. И вот с мерзавцем Енси — чего они там так цацкались — подумаешь, вместо 8-и трупов было бы 9. Но, как вышло, так вышло. Хотя мне уже не смешно; всё же юмор становится несколько однообразным, после мерзавца Пью с его сыночком, уже довольно тяжело что-то новое придумать в том же духе. Всему хорошему когда-то приходит конец. И если два первых рассказа про Хогбенов просто великолепны, то два последних иллюстрируют тот печальный факт, что и Каттнер умеет писать плохо. Мне не понравилось, и поэтому я советую прочесть первые два рассказа, а от последней пары особых достоинств не ждать. | ||||
| ||||
«Котёл с неприятностями» |
| |||
Sawwin, 25 апреля 2009 г. в 20:36 | ||||
Сто раз читал этот удивительный рассказ, и только сейчас дотумкал: а ведь Максим Каммерер из «Обитаемого острова», когда его пытаются исследовать в ведомстве Умника... -- это же Сонк в полицейском участке! «Реакция парадоксальная, исследуемый засыпает...» А у Сонка эта реакция оказалась ещё более парадоксальной и замечательной. Чудесно! Сто тысяч превосходных слов. | ||||
| ||||
«Сим удостоверяется…» |
| |||
Sawwin, 13 марта 2009 г. в 14:50 | ||||
При чём тут совесть?.. -- она была нужна дьяволу только для того, чтобы Фенвик поскорей покончил с собой. Хотя, мне думается, что совести у него изначально не было, а дьявол растил и лелеял тот зародыш доброго, что изъял у клиента. Рассказ вовсе не о злодее, в котором ни с того, ни с сего совесть проснулась. Важно другое. Вот, что говорит дьявол: «всё дело в том, что это свойство посредственности -- надеяться получить что-нибудь за так, задаром. Вы, дорогой мой, совершеннейшая посредственность». Даже если бы дьявол ничего не забрал у Фенвика, тот сам истёр бы совесть по мелким гадостям, а потом тысячелетиями издыхал бы в безбрежной скуке. Вот это желание урвать задаром, отличающее ничтожество, и есть главное в рассказе. «Сим удостоверяется» отчётливо перекликается с рассказом Шекли, который так и называется: «Кое-что задаром». В обоих рассказах упоминается бессмертие, но у Катнера дьявол в конечном итоге оказался гуманистом. | ||||
| ||||
«Жилищный вопрос» |
| |||
LYLAGUNA, 16 февраля 2009 г. в 10:43 | ||||
Один из лучших, на мой взгляд, рассказов Каттнера. А любопытство к чужой жизни — очень знакомо. Сталкиваемся каждый день, очень много людей норовят пролезть тебе в душу, в постель подсмотреть, в кошелек и много куда еще. И тоже этим отпугивают нашу удачу, возможно. | ||||
| ||||
«Робот-Зазнайка» |
| |||
Alexandre, 04 декабря 2008 г. в 11:46 | ||||
Мне понравилось. Читал давно, но помню до сих пор. И, ведь вправду, зачем нужен робот, предназначенный для открывания банок с пивом, снятых с производства? Эта чудесная аллегория позволяет задуматься о смысле существования вещей и людей. И даже применить кое-что в повседневной жизни. Есть и юмор, есть и философия... Всю бы философию, да в таком изложении И перевод неплох, жаль не помню имени переводчика... | ||||
| ||||
«Механическое эго» |
| |||
sanchezzzz, 31 октября 2008 г. в 16:32 | ||||
Мне не сильно понравилась эта история. Не нашлось в ней для меня того смешного, что нашли для себя другие читатели. Изюминка, которую я обнаруживал в других рассказах Каттнера и лопал которую, тут осталась для меня непознанной. С первых же строк я невзлюбил Никласа Мартина: его безхребетная тряпичность натуры, жалкость её и даже ничтожество не упрячешь за последующей показной напористостью «от Дизраэли». Не смогло это улыбнуть, ведь было всё это не его, но искусственное. И ладно бы то приспособление всколыхнуло, пробудило что-то потаенное в его характере, вскрыло его второе «я», другое эго, — нет же. Ничему он не научился, и ничего не понял, и всё равно останется тем рохлей и тряпкой. Ещё негативный отпечаток наложила тематика. Я люблю кино очень сильно, привязанно, но почему то совершенно не терплю около-киношную атмосферу, кухню. Бездарные режиссеры, безвольные сценаристы, никудышные актеры, пустышки актриски, алчные агенты как-то вот не вызывают никакого приятия и даже интереса. Кто-то умный как-то сказал (привожу не дословно): «хочешь любить художника и его творения — не знакомься с ним лично». Так и тут. Кинотусовка, разбавленная роботом и помноженные на антипатию к персонажам не вызвала позитивных эмоций. Средняя оценка поставлена лишь по личным критериям, ну, не зацепило, увы. | ||||
| ||||
«Мы — Хогбены» [Цикл] |
| |||
Dan-Master, 21 июля 2008 г. в 12:11 | ||||
Один из самых сильных юмористических циклов во всей НФ! По моему мнению данный цикл — одно из самых сильных лекарств против сплина и депресии. Великолепно выписанные персонажи, отличный слог. Потрясающее вплетение науки в псевдо неграмотные рассуждения героев. И конечно главный герой -Сонк парень пятисотлетнего возраста с обликом 17 летнего юнца. Его псевдонаивность и полное как бы отрицание науки — просто умиляют. Единственное что разачаровывает в цикле о Хогбенах- краткость. К сожалению автор создал лишь четыре новеллы и мы лишены возможности насладиться продолжением приключений семейки Хогбенов. Читайте и наслаждайтесь | ||||
| ||||
«Долина пламени» |
| |||
Ny, 30 ноября 2006 г. в 11:34 | ||||
Для меня «Долина пламени» — самое лиричное и красивое из остальных «крупноформатных» произведений Каттнера. Считаю, что среди его несколько скучноватых и затянутых романов этот текст выделяется особо своей сюжетной лиричностью и отношением к главному герою. Может жена-соавтор приложила руку? | ||||
| ||||
«Where He Walked» |
| |||
igor14, 09 мая 2024 г. в 17:47 | ||||
Из всех включённых в <официальные*> инет-списки литературных творений, вышедших из-под пера любимого фантаста, эта коротенькая поэма является самой малоизвестной и самой трудно находимой. А ведь есть все основания считать, что она является чуть ли не наипервейшим произведением из написанных Каттнером вообще, и в самый начальный период – в частности**. Основной аргумент в пользу этого – начертанные Г.Ф. Лавкрафтом слова «please return» ©, что имеются в левом верхнем углу доступного глазу листа со стихотворным текстом. Учитывая тот факт, что ГК и ГФЛ были знакомы лишь по переписке, а биографы обоих утверждают, что таковая велась с февраля 1936 г. до смерти последнего в марте 1937 г., то логично допустить (основываясь на сути лавкрафтовской надписи!***), что поэма была прислана ему для ознакомления <скорее> в самый начальный период общения. Само собой разумеется, сочинялась она несколько ранее... (хе-хе!) Как бы то ни было, в реальности имеем минорно-печальную, несколько даже экстрасенсорно-прорицательскую фантазию молодого поэта на тему о непреходящем следе, который оставил в душах поклонников литературы Эдгар Алан По. Наверное, вряд ли среди нынешнего поколения читателей найдётся хотя бы один, кто не встречал бы где-нибудь информации о склонности великого мистика к мотивам одиночества, упадка и смерти. Душой компании он никогда не был (даже на пике популярности!), а после смерти любимой жены в достаточно юном возрасте наверняка часто совершал прогулки по кладбищам и прочим невесёлым местам. Так что весомые основания для тутошних каттнеровских утверждений определённо присутствуют: «Сей призрак скорбной ностальгии обуревает любую родственную душу, Идущую мимо покрытых лишайником погребальных а́рок, что помнят прикосновение Эдгара По»©. Данный стих вполне себе подходит под категорию величественно-печального, но по части трагедийного пафоса всё-таки уступает более поздней (и относительно давно переведённой аж в двух вариантах!) каттнеровской же поэме «Г.Ф.Л.» (1937). Надо думать, насколько бы обожаемый автор ни преклонялся перед фигурой и творчеством По, «учителя»-Лавкрафта он почитал всё же поболее… —----------------------------------------------------- ---------------------------------------------- * в том числе и полуофициальные; ** разве что рассказы «Покорение человеком космоса, или Вверх тормашками во времени / Man's Conquest of Space or Upside-Down in Time» (1935) или «Кладбищенские крысы» (1935/36) могут оспорить «пальму первенства»; *** авторы перевода склоняются к тому варианту переложения, который звучит как «Пожалуйста, возвращайтесь» (адресованные собеседнику по переписке!), а не к «Пожалуйста верните», написанному для какого-то неизвестного редактора печатного органа, которому известный «затворник из Провиденса» мог посылать текст в качестве предложения для публикации | ||||
| ||||
«Тёмный мир» |
| |||
Darth_Veter, 04 января 2024 г. в 17:34 | ||||
В годы Второй мировой Эдвард Бонд потерпел странную аварию над джунглями Суматры: его самолет упал вниз, когда пилот внезапно и совершенно необъяснимо потерял сознание во время полета. Пролежав несколько дней в горячечном бреду, он внутренне изменился: ему периодически стали сниться весьма странные сны, в которых он представлял себя могущественным лордом Темного мира, насильно изгнанным своими подданными в параллельное измерение. Прошло еще какое-то время, и Эдвард убедился, что его сны вовсе не были красивой выдумкой... В данном произведении писатель довольно умело и причудливо переплел научную фантастику со сказкой о могущественных волшебниках. По его мнению, все волшебники — это либо мутанты, получившие уникальные способности по наследству, либо же ученые, научившиеся манипулировать природными стихиями. Всё их могущество базируется на физических законах их родного мира — автор при любом удобном случае пытается объяснить все творимые ими чудеса с точки зрения науки. Вампиры с его точки зрения — это люди, научившиеся поглощать живительную силу прямо из ауры человека, а разрушительная мощь взгляда мифической Медузы Горгоны — ни что иное, как мощный поток радиации, искусственно генерируемый женщиной-мутантом из собственного энергополя. Все могущественные артефакты — это своего рода трансформаторы энергии, преобразующие один ее вид в другой. С такой трактовкой многое становится логически-понятным и даже немного интригующим. К примеру, что из себя представляет повелитель Темного мира Ллур — живое существо, бездушный механизм, сбившийся со своей программы, или нечто среднее, помесь естественного и искусственного? Даже зная о подобном варианте, читатель всё равно будет впечатлен авторской версией. Скучать ему будет некогда: на пустые разговоры и длительные «отступления от темы» писатель не разменивается — действие для него важнее сопутствующей философии! Да и приключенческая составляющая далеко не слаба: нам предлагается совершить путешествие в параллельный мир, где царствует научная магия, и изучить его необычные законы — в виде экспресс-тура, естественно. И лишь в самой концовке автор позволяет себе изложить главную мораль: любой человек ценен не своими физическими, а духовными качествами. Потому что именно дух (и разум) управляет нашим телом, отвечая за все его мысли и поступки. Вспомните, хотя бы, Квазимодо из романа Гюго «Собор Парижской Богоматери». Он был уродлив внешне и потому совсем не казался героем. Но именно он по-настоящему беззаветно любил легкомысленную цыганку Эсмеральду, не обращавшую на него никакого внимания. Любил настолько, что разделил с ней ее же смерть, заживо похоронив себя с телом своей возлюбленной. Уродство тела еще не означает такую же испорченность души. Вот и главный герой Каттнера подтверждает эту аксиому — всё плохое в нем отмирает так естественно, что не кажется нам притянутым за уши. А разве могло быть иначе? — спросит читатель. Могло бы, но не стало. Именно за эту особенность мы и ценим все литературные фантазии — за возможность насладиться счастливым финалом, исцеляющими наши собственные души от случайно попавшего в них Зла. ----------- РЕЗЮМЕ: почти сказочная история о том, как Зло помогло Добру очистить от себя самого волшебный мир, вернув Вселенной состояние баланса. Я бы назвал ее более удачной и оптимистичной вариацией «Колдовского мира» Алисии Нортон. | ||||
| ||||
«Кладбищенские крысы» |
| |||
horoshogromko, 14 октября 2022 г. в 16:58 | ||||
Необычайно концентрированный рассказ. Всего за 7 страниц Каттнер сумел рассказать целую историю про взлёт и падение кладбищенского смотрителя Мэссона и повергнуть читателя в ужас и трепет. Завязка: старик Мэссон работает на городском кладбище Сэлема и не гнушается никаким источником дополнительного дохода. Ему ничего не стоит откопать свежепохороненный труп и «добыть» золотые коронки, а тело продать студентам-медикам. Невинное увлечение Мэссона (а кому он, в сущности, вредит?) сходит ему с рук, и жизнь его была бы спокойной и безмятежной, как само кладбище, если бы не крысы, расплодившиеся повсюду. Мэссон не любит крыс и истребляет их. Крысы в ответ не любят его. Кажется, что Каттнер собирается преподнести читателю типовой рассказ про жадного кладбищенского сторожа. Всё к тому идёт: начинается тем, что дождливым днём Мэссон раскапывает очередную могилу. Однако к концу рассказа Мэссон убедится, что кладбищенские крысы в Сэлеме вовсе не простые крысы, а басни о нелюдях-упырях, живущих под землёй в норах, вовсе не басни. Что в рассказе понравилось: он очень реалистично жуткий. Многие хоррор-рассказы, особенно конца 19-начала 20 века, сегодня читаются, как фольклор. Легко представить, как бутафорские ретро-ужасы могли пугать неискушённых людей доиндустриальной эпохи, но продвинутого читателя 21 века лубочными страшилками не проймёшь. Каттнер совсем не бутафорский. «Кладбищенских крыс» читать по-настоящему жутко. И увлекательно. Я прочитала все семь страниц на одном дыхании, полностью погрузившись в рассказ и не замечая ничего вокруг. Что со мной бывает редко. Что не совсем понравилось — самую капельку мутновато начало. Потребовалось пару раз задуматься, чтобы вникнуть, зачем Мэссон раскапывает могилы, и чтобы осознать, к чему автор упоминает легенды об упырях в подземных норах. Но это может быть связано с тем, что мне рассказ достался в сборнике (Порождения тьмы 1993 г.), я читала всю книгу сразу, один рассказ за одним, и временами после предыдущего было сложно сразу же, без перерыва, настроиться на следующий. | ||||
| ||||
«Ярость» |
| |||
Darth_Veter, 31 мая 2022 г. в 23:17 | ||||
Сэма Харкер родился бессмертным, но был изуродован своим отцом, который не смог простить сыну смерти своей собственной жены. Тем самым отец заложил в изуродованное тело семя столь сильной ярости, что перед ней не смогла устоять даже смертельно-опасная природа Венеры... Главная мораль произведения состоит в том, что прогресс двигают вперед только одержимые великими идеями личности. Без сильных эмоций и настойчивости этот камень просто не сдвинуть с места. Все великие люди были по-настоящему «упертыми» в своих стремлениях и не останавливались ни перед чем: Александр Македонский не ограничился разгромом Персидской державы и отправился покорять загадочный Восток, Петр Первый пробивал «окно в Европу», ломая вековые традиции русского народа, а Альберт Эйнштейн своей теорией относительности фактически спровоцировал кризис физики как науки, поставив под вопрос ее тысячелетние постулаты. Каждый из них был по-своему прав и неправ отновременно: держава Македонского распалась вскоре после его смерти, реформы Петра Первого подняли Россию на дыбы, породив в народе дух смуты и анархии, а теория Эйнштейна расколола физиков на два непримиримых лагеря, нарушив единство их взглядов и стремлений. Неосторожный же поступок отца Сэма привел бы человечество к гибели, если б не вмешательство Логиста, направившего ярость отверженного всеми человека в правильное русло — на укрощение дикой природы Венеры. Ведь все одержимые обязательно с кем-нибудь сражаются. Но, поскольку все войны остались в далеком прошлом, требовалась равнозначная замена им. Таким противником и стала агрессивная среда облачной планеты. Победив ее, человек имел шанс покорить и остальную часть Вселенной. Ибо покорение чего-то всегда есть развитие чего-то: в первую очередь — человеческого духа, а потом уже — и сопутствующих технологий. Для того, чтобы сподвигнуть общество на подобное дело, нужна очень сильная личность. Ее-то и попытался обрисовать автор в своем романе. Может, образ получился не слишком убедительным, но общую тенденцию писатель выразил правильно: праведное дело не всегда продвигается праведными людьми, да и методы такого продвижения также не всегда бывают праведными. Вспомните, хотя бы, восемьсот лет войн и распрей, что в итоге привели к объединению всех русских земель в одно государство — Россию. Или о том, чего стоила Советскому Союзу знаменитая «лунная гонка» (которую он в итоге проиграл). Ни одна из новаций не свершается сама по себе, а всегда требует жертв и сильных личностей. Вполне вероятно, что подобное правило будет справедливым и в будущем. Для освоения других планет потребуется свой Колумб, который отправит в плавание новую «Санта Марию». Тут полная аналогия с Сэмом Харкером: Сэм был отверженным среди жителей Куполов, а Колумб — среди генуэзцев. Но этот недостаток не помешал им обоим победить. Правда, Сэму не удалось как следует вкусить плодов труда своего... ------------ РЕЗЮМЕ: история про то, как одержимость одного человека приблизила к звездам остальное человечество. Немного утрировано, но по сути верно. Не совсем гламурный портрет героя нашего времени хорошо подтверждается современной практикой. | ||||
| ||||
«Планета — шахматная доска» |
| |||
Darth_Veter, 19 мая 2022 г. в 22:34 | ||||
Третья Мировая война оказалась вовсе не такой, какой ее описывало большинство фантастов нашего времени. В ее основе лежала психо-физиологическая концепция воздействия разума на действительность. А в основе самой концепции — некое загадочное УРАВНЕНИЕ с меняющимися константами. Пытаясь разрешить его, сошли с ума множество ученых Западного полушария. Ситуация еще более усугубилась после того, как один из великих американских физиков перед тем, как сбрендить окончательно, научился вычеркивать из реальности любые объекты. Перед секретарем директора Департамента психометрии встала почти неразрешимая проблема нейтрализации означенного УРАВНЕНИЯ, а заодно и того, кто продал его противной стороне... Что и сказать — произведение весьма необычное и неординарное. Подобных ему настолько мало, что и в голову ничего не приходит. Разве что дилогия Льюиса Кэролла про Алису, да еще сюрреалистический роман Уитли Стрибера «Запретная зона». Автор столь детально описывает все психо-визуальные галлюцинации попавших под действие УРАВНЕНИЯ людей, что ты и сам уже начинаешь верить в их реальность, опасаясь, как бы самому не попасть под их власть. Нужную атмосферу Каттнер создавать умеет, показывая, как это делается на практике в своих произведениях. Правда, само УРАВНЕНИЕ он по понятным причинам не раскрывает: не столько из-за того, что оно сведет читателя с ума, сколько из-за его логической невозможности. Мы воспринимаем его принцип только через последствия, т.е. через осуществленное действие. Идея, прямо скажу, чисто сказочная, как, к примеру, заклинание какого-нибудь волшебника, но тут интерес представляет не конкретная математика или физика, а многообразие ее проявлений: этот ученый научился левитировать, другой — уменьшаться до размеров атома, третий — уничтожает материальные предметы силой своего СЛОВА. Обычная логика тут не работает, ибо УРАВНЕНИЕ использует свои собственные правила воздействия на реальность, в чем-то сходные со сказочными шахматами. Неудивительно, что очередной спаситель человечества оказался настоящим профи в таком виде игр. И совсем не зря его имя созвучно имени известного американского физика Роберта Вуда, которого в свое время называли «гением эксперимента» (а еще более оно созвучно имени актера Элайджа Вуда, сыгравшего главную роль в известной сказочной трилогии «Властелин колец»). В общем, с помощью казуистики и искусной подмены понятий автор пытается убедить нас в полной научности происходящего. В ход идут и путешествия во времени (с оригинальной мыслью об их однонаправленности), и даже вторжение загадочной расы негуманоидов, скрывающейся в неприступных куполах-«осечках». Всё это создает довольно сильную интригу, т.к. вариантов финала получается очень много. Не могу сказать, что автор выбрал самый лучший из них, но он всё же по-своему логичен и оправдан. Философский смысл произведения очевиден: вся наша действительность — это своеобразная игра в сказочные шахматы, где правила меняются буквально ежедневно; в силу этого предсказать будущее совершенно невозможно, да и не нужно по большому счету, ибо это знание вполне может свести вас с ума. Впрочем, одно предсказание автор всё же делает, когда описывает навязчивые угрызения совести директора департамента Роберта Камерона: каждый из нас ответственен за то будущее, которое он создает сегодня своими руками. ------------ РЕЗЮМЕ: повествование о войнах нового типа, которые можно назвать психо-войнами или войнами измененной реальности. Как ни странно, но общую тенденцию в данной сфере автор уловил неплохо. Понять ее, правда, не так просто, поэтому роман предназначен для подготовленного читателя, а не для «зеленой» молодежи. | ||||
| ||||
«Точка соприкосновения» |
| |||
igor14, 09 октября 2021 г. в 07:04 | ||||
На диво восхитительный фантастико-юмористический рассказ!! Принадлежит к числу тех, нежданно-негаданное обнаружение которых способно изрядно подстегнуть интерес к каттнеровскому творчеству даже среди его давних преданных фанатов, слегка утомлённых (как догадываюсь!) небогатыми художественными достоинствами переводных новинок последнего времени. (в большинстве своём относящихся к раннему периоду, ибо почти всё из произведений, написанных на рубеже 40/50-х гг. (пик мастерства!) давным-давно уже имеется на русском…). Для стартовой публикации любимый фантаст воспользовался одним из самых редких своих псевдонимов — Edward J. Bellin; кстати говоря, — тем самым, под которым издавался единственный известный на текущий момент рассказ-комикс «История мертвеца / Dead Man's Tale» (1950), впоследствии никак не новеллизированный. Завязка сюжета: молодой наследник богатого старинного американского рода приезжает по вызову своего дяди, главного держателя капиталов, в семейный пригородный особняк. После привычного обмена колкостями с другими малосостоятельными родственниками, главный герой встречается с дядей, который, захлёбываясь от возбуждения, рассказывает о долгожданном раскрытии им роковой семейной тайны – недавно распечатанная вновь комната с призраками представляет из себя ничто иное, как портал в другое измерение… Сама по себе основная интрига – не сказать, чтобы дюже оригинальная… Но вот подача материала, изложение событий от лица главного героя – законченного мерзавца, эгоиста и эгоцентриста – увлекательнейшее и презабавное чтиво!! Перед нами разворачивается каскад любопытственных приключений в нашем привычном и чуждо-параллельном мирах, обилие стрельбы в парочке кульминационных моментов, трагикомичная концовка и многовариантность развития судьбы центрального персонажа уже за рамками рассказа… Даже если бы были сомнения в авторстве ГК в отношении данного произведения (нивелированные фактом включения его в прошлогодний сборник «Design for Dreaming: The Early Kuttner, Volume Three»!), абсолютно невозможно не опознать руку нашего дорогого мастера в типично каттнеровском хитроумном конструировании интриги (сродни «Механическому эгу» (1951)) и целом «водопаде» мягко-ироничного фирменного юмора. (а работать над переводом было – истинное удовольствие! Которое <почти> не смог испортить чтец-создатель аудиофайлов Булдаков, обнаглевший настолько, что фактически ВОРУЕТ чужие тексты: никогда не забывая упомянуть себя (дескать, «читал такой-то»), намеренно не называет имён/фамилий переводчиков. Все кары небесные ему на голову & шквал судебных исков от обиженных драгоманов!) | ||||
| ||||
«Все тенали бороговы…» |
| |||
ктулху жив, 29 августа 2021 г. в 23:38 | ||||
Идея переданная в этом рассказе автором более широко и глубоко раскрыта в книгах Кастанеды. Когда-то этот рассказ я прочитал в детстве, и это было как уже написал один из читателей выше — «культурным шоком» и невероятным открытием границ ума и расширением картины окружающего мира. Это уже во взрослом возрасте были «Двери восприятия» Хаксли, нлп и книги Кастанеды. И только сейчас спустя много лет вспомнил этот рассказ. И (в очередной раз) «всё понял». :) Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) У Кастанеды описана «другая» эпистемология, по аналогии с этим рассказом Каттнера — «логика Х», некая иная система восприятия окружающего мира. Это то, о чем по сути и этот рассказ. Изменив своё «описание мира», можно заглянуть или даже уйти в «другое измерение», как дети — главные герои рассказа. Вот только у детей в рассказе были артефакты (для изменения восприятия, смены человеческой логики на какую-то иную), у Кастанеды был Дон Хуан (для сдвига «точки сборки»). А у обычного обывателя ничего этого нет. Обычный обыватель прикован до самой смерти к по сути навязанной ему с самого рождения картине мира. Наверное поэтому издревле у людей так популярны различные «вещества» и всякие шаманские техники, меняющие восприятие :) Что мы знаем об окружающем нас мире? Мы думаем это мир вещей. Но что если так воспринимать этот мир нас просто научили в детстве? Ведь известен «эффект Маугли» в реальной жизни — если человек с детства растёт вне человеческого общества, то вырастает по сути животным. И уже никогда не сможет стать разумным человеком — освоить речь и письмо, уж не говоря о математике. Когда младенец только рожден, он ничего не понимает, почти не видит (не распознает), не разбирает смысл слов. И только потом как бы «настраивается» на восприятие родителей и окружающего его нового и удивительного мира — предметов, обстановки, живых существ, абстрактных понятий... | ||||
| ||||
«Всё решает этика» |
| |||
igor14, 20 июня 2021 г. в 07:04 | ||||
Если оценивать этот фантастико-приключенческий рассказ как пародию на гангстерские боевики, то он – почти даже неплох! Но имею сильное подозрение, что Каттнер его в таком качестве вовсе и не планировал… (ха-ха-ха!) Первая публикация — «Science Fiction Stories», июль 1943 г. Завязка сюжета: в 21-м веке насилие в межчеловеческих отношениях свелось почти к полному нулю; полиция как институт была переориентирована только на контроль за соблюдением правил дорожного движения. В таких условиях владелец одной из крупных промышленных корпораций решил возродить гангстерские методы в качестве средства давления на своих конкурентов. Перспективных сотрудников из соперничающих компаний стали мучить и убивать, а единственную дочь главы соревнующегося с промышленником-негодяем концерна похищают… Динамичная, не особенно длинная история, мало впечатлившая и вызвавшая удивление лишь невысоким качеством авторского замысла (как-никак к 1943 году Каттнер стал уже полноценным мастером; в том же году была опубликована бОльшая часть рассказов о Гэллегере, а также – великолепные «Железный стандарт / The Iron Standard», «Мокрая магия / Wet Magic» и ещё несколько почти гениальных произведений…). «Фирменного» юмора здесь не демонстрируется, а творческая фантазия проявилась как-то уж совсем завирально… Идея вытащить из Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) прошлого для противодействия бандитам знаменитого воителя (с «правильными» средневековыми инстинктами!) вполне себе логична, но субъект – Ричард I Львиное Сердце – явно неподходящая для этого фигура! Знаменитый английский король, конечно же, отличался авантюрным складом ума и отсутствием сословного чванства (см. исторические хроники + романы В.Скотта), но уж совсем не настолько, чтобы собственноручно резать направо и налево незнакомых ему людей из будущего, основываясь на россказнях другого незнакомого (пусть даже и вызывающего симпатию!) человека. Кроме того: 1. сильно сомневаюсь, что Ричард так уж сильно томился в плену у австрийского герцога Леопольда. Относились там к нему сообразно монаршьему чину (по-иному и быть не могло!), развлекали всеми доступными способами и ни на минуту не оставляли без присмотра. Т.е. возможность договориться с учёным из будущего (не секундное дело!) противоречит здравому смыслу; 2. хотя и будучи по меркам своего времени неплохо образованным, и даже – высококультурным, человеком (см. сведения о сочинении им музыки и стихов на разных языках), Ричард – типичное дитя средневековья. Перенесённый в далёкое будущее, он 100%-но испытал бы сильнейший эмоциональный шок и скорее перебил бы всех окружающих его «колдунов» и «приспешников Дьявола», чем согласился бы действовать по их наводке! | ||||
| ||||
«Захватчики» |
| |||
igor14, 12 ноября 2020 г. в 07:01 | ||||
Каноническая, можно сказать, «лавкрафтиана». В чьём бы ином исполнении показалась бы несколько глуповатой, но врождённый каттнеровский мягко-ироничный юмор в солидной степени нивелирует примитивность сюжетной конструкции… Завязка действа: популярный автор литературных «ужастиков» телеграммой приглашает к себе в гости парочку сотрудников редакции журнала, специализирующегося на мрачной фантастике. Поскольку вызов был срочным, те прибыли в одиноко стоящий прибрежный коттедж уже после заката солнца. Хозяин пребывает в весьма напряжённом состоянии, а за окнами мелькают странные тени, издающие жутковатые звуки, напоминающие одновременно крики чаек и кошачье мяуканье. Когда же в полосы света попадают фрагменты тел этих загадочных существ, которые со временем начинают буквально осаждать дом, писатель против воли вынужден начать рассказ-объяснение… Честно говоря, склонен рассматривать эту историю скорее как пародию на некоторые произведения ГФЛ. Но, — мягкую пародию, беззлобную! Уже не в первый раз источником возможности проникновения в иные миры/пространства ГК прямо и недвусмысленно называет именно наркотические препараты (см., к примеру «Гидру / Hydra» (1939)). Согласен, что моё собственное субъективное чувство юмора кое-кому может показаться несколько извращённым, но сей аспект нахожу довольно весёлым и забавным. Лавкрафт, насколько помню, избегал подобной откровенности, когда описывал зелья и снадобья в сходных ситуациях… Кроме того, сама идея в кульминационный момент БЕЗ ВСЯКОГО УЩЕРБА ДЛЯ СЕБЯ вызвать и натравить на злонамеренных монстров из числа (очень похоже!) отпрысков Великих Древних их вековечных врагов – кого-то из союзников Старцев или божественных сущностей, пришедших тем на замену – представляется если и не комедийной, то – не лишённой пародийных устремлений!.. А как прикажете относиться к хэппи-эндному (фактически!) завершению всей истории?! Сомнительно, что «Мастер-учитель» благосклонно бы отнёсся к эдакому надругательству! (ха-ха-ха!) Помимо прочего, Каттнер не забывает помянуть созданный воображением своего друга, Р.Блоха, оккультный гримуар «Тайны червя». Чего ж маленько не прорекламировать плоды фантазии не чужого человечка? Раз уж предоставляется подходящий случай (хе-хе)!.. А вот упоминаний чего-либо сугубо каттнеровского я в блоховских произведениях не встречал. Оч-ч-чень любопытная деталь!! Впрочем, может просто память подводит?.. Не позабыл ГК и о своём собственном, более раннем, вкладе в «мифо-ктулхувое» наследие: на страницах рассказа находится место и Йоду из «Охоты / The Hunt», и Ворвадоссу из «Опоздавших душ / The Eater of Souls»… Последний так и вообще играет здесь ключевую роль! | ||||
| ||||
«Все тенали бороговы…» |
| |||
Сказочник, 28 июля 2020 г. в 15:15 | ||||
Очень грустный рассказ. Очень необычный и оставляющий после прочтения весьма горькое послевкусие. Когда последняя строчка прочитана, ощущаешь свою собственную неполноценность, а не просто переживания главного героя. Да, здесь очень странным образом открываются двери восприятия, через которые можно пройти физически. Что-то подобное встречается в «Кафедре странников» Вадима Панова. А рассказ действительно гениальный. | ||||
| ||||
«День не в счёт» |
| |||
Writ-ovich, 01 мая 2020 г. в 19:03 | ||||
«День не в счёт» — это рассказ-гротеск, в котором представлено общество будущего, настолько истерзанное разнообразной рекламой, что ее воздействие разрушительно сказывается на жизни каждого его члена. Более-менее состоятельные люди (в числе которых и герой рассказа) вынуждены тратить значительную часть своих доходов на защиту от рекламных посягательств, однако реклама то и дело прорывается через эти барьеры. Каттнер мастерски передает атмосферу города будущего, в котором слова, диалоги и даже мысли жителей то и дело прерываются рекламными слоганами. Рекламные вымогатели способны даже принимать облик дорогих вам людей, чтобы навязать свой товар. Наиболее жалкие жертвы становятся подражателями героев рекламных роликов. Наконец. есть и такие люди. которые прячутся от действительности в «Райских кущах» — мире, защищенном от рекламы (о чем известно опять-таки из рекламных объявлений). Реклама совершенно разрушает жизнь главного героя рассказа и душу его возлюбленной, вышедшей за него замуж только для того. чтобы украсть все его деньги, необходимые ей для возвращения в «Кущи». Кажется, что женщина, в отчаянии идущая на преступление для того, чтобы спрятаться от рекламного прессинга, заслуживает сочувствия. Как бы не так! Преступление спланировано расчетливо и безжалостно и, пожалуй. самое ужасное для героя в том, его возлюбленная предпочла его живой и настоящей любви объятия растиражированного рекламного фантома. Рассказ отличный!» | ||||
| ||||
«Смех мёртвых» |
| |||
igor14, 03 февраля 2020 г. в 13:11 | ||||
Первая публикация — «Thrilling Mystery», декабрь 1936 г. Завязка сюжета: молодой человек, сирота с детства, получает телеграмму от своего дяди с просьбой немедленно приехать к нему в тот самый сельский дом, откуда главный герой некогда сбежал, напуганный оккультными практиками старшего родственника. Тот помешался на почве поклонения их общему предку — прусскому колдуну, бывшему когда-то Великим магистром ордена дьяволопоклонников. Прибыв на место поздним вечером, мужчина видит явно пустой запертый особняк с тёмными окнами, а затем подвергается нападению со стороны твари, выглядящей как оживший мертвец. От верной смерти его спасает свет фар подъехавшей машины, в которой находится его юная жена и незнакомец, оказавшийся недавно нанятым дядиным адвокатом... Среди почти полутора десятков детективно-триллерных каттнеровских рассказов 1936-37 гг. этот — один из самых динамичных и буквально пропитанных таинственной мистической атмосферой. Интрига, увы, снова «подкачала» — поверхностная, отчасти — комиксоподобная. Кандидатов в главные злодеи мало (ха-ха-ха!), а «клубок» из взаимоотношений действующих лиц не столь уж запутанный, как могло бы быть (намекаю на отсутствие любовно-криминального «треугольника», который неплохо бы вписался в сюжет, если бы автор того захотел...) | ||||
| ||||
«Долина пламени» |
| |||
ash945, 06 октября 2019 г. в 18:54 | ||||
Сюжет — достаточно распространенная история о затерянном где-то (джунгли Амазонки, Африки и т.д., острове где-то в просторах океана, собственно на дне океана и так далее) мире куда попадают современники автора и им нужно оттуда выбраться, попутно освободив целый народ (принцессу, других пленников этого мира или кого-то (что-то) еще). И фантастический антураж здесь, наверное, является второстепенным, дабы подчеркнуть драматизм ситуации. Написано (и переведено) достаточно тяжеловесно, стилистика близка к приключенческим романам конца 19-го — начала 20-го веков. И в традициях большинства подобных романов, герои весьма схематичны, а сам роман воспринимается достаточно архаично (конечно стоит учитывать год написания). Словом, весьма средне, но на раз прочитать можно, особенно, если в детстве Вы зачитывались романами Жюля Верна, Майн Рида, Буссенара и других... | ||||
| ||||
«Гидра» |
| |||
igor14, 03 августа 2019 г. в 07:02 | ||||
Самый «лавкрафтнейший» (ха-ха-ха!) из рассказов Каттнера (хотя описанные им внешний вид и природа существования «Матери»-Гидры во многом отличаются от общепринятого канона, сложившегося под влиянием крайне скудных упоминаний, содержащихся в паре-тройке произведений ГФЛ). Завязка сюжета: парочка студентов, увлекающихся оккультизмом и состоящих в переписке с признанным гуру в области эзотерики «ктулхуциклизма», завладевают некоей старинной рукописью. Ознакомившись с ней, молодые люди затевают эксперимент по пересылке своих астральных тел через континент, в гости к тому самому гуру. Расширив сознание при помощи смеси различных веществ (существенное место среди которых занимает индийская конопля!), друзья «улетают» в некое запределье, где встречают гигантское монструозное многоголовое существо… Единственная (насколько знаю!) давняя версия русскоязычного перевода — ужасающе бездарна, хотя сам рассказ, безусловно, оригинален и впечатляющ. (драгоману-любителю я, тем не менее, искренне благодарен: лучше уж хоть что-то, чем совсем ничего!..) Примечательно, что фигура Кеннета Скотта, представленного автором как известный писатель-оккультист, имеющий многочисленные странности и живущий затворником в своём старом особняке в Балтиморе, весьма прозрачно напоминает одного известного реального человека (не догадываетесь, кого именно?!). Каттнер в рассказе убивает этого персонажа зверским способом, но при всём при этом нельзя не отметить несомненно присущие автору тактичность и деликатность (ха-ха-ха!): всё-таки прежде чем умертвить Скотта, творец образа дождался смерти прототипа. Тогда как его друг и соавтор Роберт Блох прикончил того же самого человека (прототипа) в одном из своих рассказов ещё при жизни последнего (см. «Пришелец со звёзд / The Shambler from the Stars» (1935))! Как ни посмотри, а весёленькие нравы царили в среде писателей-членов «лавкрафтовского кружка»!… --------------------------------- P.s. Как недавно выяснилось из переписки автора с редактором фэнзина «Fantasmagoria», рассказ был написан аж в 1937 году!.. | ||||
| ||||
«Чёрный поцелуй» |
| |||
igor14, 27 июля 2019 г. в 10:46 | ||||
Если верить Р.М.Прайсу, исследователю творчества писателей «лавкрафтовского кружка», Роберт Блох как-то раз упоминал, что идея этого рассказа принадлежала целиком Каттнеру (другие совместные сюжеты разрабатывались ими вместе). Затем, как было у соавторов заведено, Каттнером же был написан первый вариант черновика, впоследствии доработанный Блохом. Уж не знаю, почему некоторое время спустя автор идеи настоял на исключении своего имени из числа создателей, но произведение — реально хилое и вряд ли могло бы заинтересовать большинство потенциальных читателей-современников, если бы не «звёздные» фамилии Каттнер & Блох. Завязка сюжета: изнеженный представитель калифорнийской богемы, художник Дин, с недавних пор живёт и занимается творчеством в старинном загородном особняке в Сан-Педро, доставшимся ему в наследство. Почти сразу после переезда главного героя стали мучить странные и зловеще-притягательные сны, пробудившие в нём воспоминания о своей отдалённой родственнице, приехавшей сюда из мавританской Гранады ещё в те времена, когда Калифорнией владели испанцы. Согласно семейным преданиям, у этой женщины, происходящей из старинного рода колдунов и некромантов, была какая-то жуткая, злая связь с загадочными морскими обитателями… Давно уже сказано: «есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам» ©, и это — правильно (!), но всё равно идея об обмене телами/разумами не посредством какого-нибудь сложного оккультно-колдовского ритуала, а через три поцелуя, представляется совсем уж маловероятной, даже — откровенно глупой! Да и чем провинились перед соавторами милые тюлени, чей облик был взят за основу для описания древней расы морских чудовищ? Почему эскимосские верования оказались предпочтительнее уже готовых шаблонов «папы»-Лавкрафта? Тот уже давно ввёл в обиход рыбо-лягушек из потомства Дагона. Зачем, ха-ха-ха (!), излишне оригинальничать? | ||||
| ||||
«Обитатель склепа» |
| |||
igor14, 12 июля 2019 г. в 16:34 | ||||
«Никто из них больше не видел солнечного света — бескрайняя, бесконечная ночь распростерлась над этими несчастными...»©. Эту цитату из Гомера (в переложении Каттнера и переводчика), по-хорошему, надо было поместить на место эпиграфа данного произведения, но она содержится «в теле» рассказа. Завязка сюжета: племянник со своей молодой женой приезжает навестить своего дядю, проживающего в старинном замке в Суссексе. Тот при помощи сына покойного партнёра занимается оккультными науками, сосредоточенными вокруг фамильного склепа… Как и большинство каттнеровских рассказов 1936/37 гг., этот принадлежит к криминально-детективному жанру с мистическим налётом. Здесь интрига показалась чуть посложнее, чем в прочих историях, но сюжетное наполнение — попроще и поскучнее. Хотя, казалось бы, легенда о друидовской тайне призвана подхлестнуть читательский интерес, однако лично меня не особо впечатлила – совсем уж комиксоподобная и откровенно сляпанная «так-сяк». | ||||
| ||||
«Дом ужасов» |
| |||
igor14, 30 июня 2019 г. в 07:25 | ||||
Первая публикация – «Thrilling Mystery», январь 1937 г. Молодая семейная пара во время медового месяца решила навестить кузена жены — художника, проживающего в особо пустынном районе калифорнийской Долины Смерти. На подъезде к дому супруги подвергаются нападению странного человекообразного урода с раздвоенным языком и змеиными клыками, затем встречают местного отшельника и некоего доктора Кина, которые рассказывают героям о жутких вещах: кузен-художник создал картину-портал в иные миры, откуда к нам просачиваются чудовищные монстры… Казалось бы, перед нами «лавкрафтиана» чистой воды… Ан, нет! Это – ещё один из серии криминально-детективных рассказов Каттнера 1936-37 гг. Как и всегда – с налётом мистики, оккультизма и ссылками на некую запретную «Тайную книгу Дзиен» (наверное, имеется ввиду привезённая в Индию на заре человечества якобы с Венеры «Книга Дзиан» /она же — «Стансы Цзяна»/). Туго закрученный сюжет достаточно увлекателен, не смотря на уже ставшее привычным комиксоподобие и раздражающие огрехи перевода. | ||||
| ||||
«Гробы для шестерых» |
| |||
igor14, 27 июня 2019 г. в 10:27 | ||||
Из всех криминально-детективных каттнеровских рассказов 1936-37 гг. этот – наименее мистический, но (одновременно!) – максимально близкий к жанру боевика-триллера. Первая публикация – «Thrilling Mystery», декабрь 1936 г. (под межавторским псевдонимом C. K. M. Scanlon) Завязка сюжета: молодой человек, чьи свидетельские показания некогда сыграли решающую роль в изобличении убийцы и садиста Джо «Мясника» Пендера, просыпается среди ночи от кошмара и дурных предчувствий. На подушке рядом он обнаруживает зажаренную человеческую голову, и, не успев осознать ужас происходящего, узнаёт из телефонного звонка шефа полиции о том, что «Мясник» бежал из тюрьмы, убив при этом начальника этого пенитенциарного заведения… Много, МНОГО (!) в этом коротком рассказе комиксово-кинематографических, чисто американских, штампов: отрезанная голова на подушке сильно напоминает известную сцену из «Крёстного отца», снятого 35 лет спустя и с использованием лошадиной головы; раздвижной металлический пол с огненной бездной внизу – один из фильмов об Индиане Джонсе; кровавый маньяк-садист «Мясник» имеет общие черты и с «Конструктором»/«Пилой», и с «Джокером», и с Ганнибалом Лектором. Может, читателей середины 30-х годов прошлого века каттнеровская история и могла поразить некоторой новизной, но кого-либо из нынешних – вряд ли… | ||||
| ||||
«Злодей без лица» |
| |||
igor14, 26 июня 2019 г. в 10:22 | ||||
Впервые опубликован в «Thrilling Mystery», январь 1937. На этот раз автором был использован редкий псевдоним — K. H. Maepenn. Завязка сюжета: некий молодой человек туманным вечером спешит в дом невесты. В конце пути он сначала улавливает во влажном воздухе густую вонь гниющего мяса, а затем подвергается нападению жуткой человекообразной твари, на месте лица у которой – белая масса с одним-единственным глазом. Почти проиграв схватку, герой спасается только благодаря появлению невесты и её брата, спугнувших циклопоподобного монстра… Коротенький, динамичный криминально-детективный рассказ с налётом мистики. По ходу развития сюжета события перемещаются в музей с богатой древнеегипетской экспозицией; имеет место и убийство (ну а какой же детектив без этого!); кандидатов в злодеи приходится вычислять среди ограниченного круга сотрудников того самого музея… | ||||
| ||||
«Кошмарная женщина» |
| |||
Bookers, 31 мая 2019 г. в 15:21 | ||||
Автор продолжает череду однотипных (исключая «Кладбищенских крыс») ранних рассказов, содержащих абсолютно одинаковую суть. Меняются лишь место действия и имена. Нет, сам по себе рассказ вполне читабелен. В этом больше сдвиг в сторону реализма, а не фэнтези или фантастики. Но читать произведения в хронологическом порядке написания не рекомендую. Поскольку устанете ждать, когда же автор отклонится от наезженной колеи... Либо стоит читать не более одного рассказа из ранних в неделю.. Тогда может не так будет бросаться в глаза схожесть. | ||||
| ||||
«Профессор накрылся» |
| |||
Bluegrass, 17 апреля 2019 г. в 10:49 | ||||
То, что сделали с профессором, конечно, очень жестоко. Но... Хогбенов можно понять. Учитывая время, которое они застали, и как тогда обращались со всеми, кто был не похож, тем более с одаренными, тем более таким даром, который не вписывается в простецкое сознание... Запараноишь тут! Начнешь убивать! Рассказ по сюжету незамысловатый, но веселый и интересный, и с хорошими мотивировками действия. Ставлю шестерку. | ||||
| ||||
«Котёл с неприятностями» |
| |||
amak2508, 30 марта 2019 г. в 10:55 | ||||
Впервые знакомство отечественного читателя с этим рассказом произошло ещё в советское время, в далёкие 60-е. И выглядел он тогда очень эффектно, тем более, что наши писатели в то время так не писали — с воистину неохватным размахом (практически всемогущие мутанты, живущие не одну тысячу лет) и очень весело. Сегодня, когда в нашем распоряжении все шедевры мировой фантастики, эта шутливая вещица уже не выглядит так ярко — простовата, местами наивна, местами просто надумана. Но уважение к ней осталось и улыбку даже при втором, третьем и т.д. прочтении она нет-нет, да и вызывает. А уж её финал... — думается он будет радовать своим остроумием всё новых и новых читателей ещё не один десяток лет. | ||||
| ||||
«Все тенали бороговы…» |
| |||
mputnik, 19 декабря 2018 г. в 12:35 | ||||
Когда-то давным-давно, еще в стародавние советские времена, это рассказ, что называется, «сильно ударил по мозгам». Но первое впечатление, собственно говоря, и не изменилось – этот текст и сегодня вызывает некий душевный трепет своим… Откровением, что ли. Трудно подобрать иное определение, которое передавало бы всю полноту «воздействия». Возможно – это просто очень удачная, очень «богатая последствиями» фантИдея. Действительно, суть изложенного Автором — концептуально – меняет всю проблематику обучения и воспитания, во всей её полноте. Но … это какое-то «очень уж спокойное» объяснение, оно совершенно не стыкуется с действительными реалиями восприятия текста. Первоначально – еще тогда, в детстве, это был, как сегодня бы сказали, «информационный шок». Фантастика (которой организм уже тогда требовал все больше и больше) вдруг показала наличие некой «жёсткой привязки к текущей реальности» — в виде идей, способных – без всякого преувеличения – «перевернуть мир». И эта «привязка» была не просто «жёсткой», она казалось монолитной, железобетонной, мгновенно захотелось куда-то бежать, чего-то планировать, как-то готовиться к тому, чтобы все это реализовать. Фокус в том, что многие – побежали-таки. И я не о советских или даже постсоветских концепциях и подходах – речь уже о реалиях дня сегодняшнего. Эта фантастика – уже давно не «фантастика», вот как обстоят дела. Но – это уже лирика. Рассказ – просто ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ. Не проходи мимо, уважаемый потенциальный читатель. Это – что-то необыкновенное | ||||
| ||||
«Пегас» |
| |||
Тиань, 14 мая 2018 г. в 20:00 | ||||
Красивая история о том, что чудесному не место среди людей дела. Его способны оценить и сберечь только мечтатели, для которых видеть и чувствовать важнее, чем получать и иметь. Наиболее уязвимо живое чудо, потому что живое не любит одиночества. Даже будучи чудесным и могучим, оно тянется к тому, кто способен разделить с ним радость полета и созерцания красоты мира. Поэтому приближение к живому чуду требует от человека особой осторожности. Джим Гарри не услышал предупреждение карлика. Он едва не погубил волшебного коня, приведя его в свой мир — мир хозяйственных домовитых крестьян, которые нацелены на зарабатывание денег. За свою ошибку мальчик сурово поплатился — в мире людей он стал инвалидом. Но конь вырвался на свободу вовремя, волшебного коня искалечить не успели. Джим Гарри и Пегас действительно нашли друг друга. Пройдя через тяжкие испытания, они не затаили зла, но приобрели осторожность. Пегас не утратил доверие к своему юному другу, а Джим Гарри сохранил открытость сердца и готовность выйти за грань прагматичного мира своих односельчан, устремиться ввысь — к свободе, созерцанию, осуществленной мечте и... одиночеству. Ведь рядом с ним только Пегас — чудо-конь, друг, единомышленник, и никого из людей. Либо чудо, либо обычная жизнь. Совместить и то, и другое никак не получается. Поэтому сказка пронзительно грустная. Ведь если мальчик выбрал Пегаса, в родной семье его ничто не удерживало. Не было якоря на земле, не познало мальчишеское сердечко привязанности к другому человеку, которая могла бы противостоять искушению чудом, дарующим свободу и красоту, освобождающим от забот человеческой повседневности. Рассказ очень похож на произведения Александра Грина — мечта манит человека и уводит за собой, и некому удержать его в границах реальности. Зато живое чудо перестает быть одиноким, обретая друга, способного разделить нечеловеческую свободу чудесного бытия. | ||||
|
Страницы: 1 2 3 [4] 5 6 7 8 . . . 29 30 31 32 33 (+10)» (+25)»»