fantlab ru

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Когда рубится сук»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Оценок:
307
Моя оценка:
-

подробнее

,

Когда рубится сук

When the Bough Breaks

Другие названия: Когда ломается ветвь; Ветка обломилась, полетела колыбель

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 75
Аннотация:

Джо Калдерон с женой и полуторагодовалым сыном въехали в новую квартиру. Но в их уютный мир вторглись четверо карликов, заявивших, что они являются потомками Александра, первого Homo superior и явились в это время для его воспитания...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Astounding Science Fiction, November 1944», 1944 г.

— антологию «The Astounding Science Fiction Anthology», 1952 г.

— сборник «Line to Tomorrow», 1954 г.

— антологию «The Astounding Science Fiction Anthology», 1956 г.

— антологию «The First Astounding Science Fiction Anthology», 1964 г.

— антологию «Tomorrow’s Children», 1966 г.

— антологию «Alguns dos Melhores Contos de Ficção Científica», 1978 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 6 (1944)», 1981 г.

— антологию «Фата-Моргана 4», 1992 г.


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1945, ретроспективная // Короткая повесть

Похожие произведения:

 

 


Фата — Моргана 4
1992 г.
Этот мир - мой!
1993 г.
Хогбены, гномы, демоны, а также роботы, инопланетяне и прочие захватывающие неприятности
2002 г.
Лучшее. Том 2. Механическое эго
2016 г.
Профессор накрылся! и прочие фантастические неприятности
2023 г.

Периодика:

Astounding Science Fiction, November 1944
1944 г.
(английский)

Издания на иностранных языках:

Beyond Time and Space
1950 г.
(английский)
Tomorrow's Children
1966 г.
(английский)
Alguns dos Melhores Contos de Ficção Científica
1978 г.
(португальский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories 6 (1944)
1981 г.
(английский)
Isaac Asimov Presents The Golden Years of Science Fiction: Third Series
1984 г.
(английский)
De Profundis
1985 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каково приходится родителям, если у них родился неполноценный ребенок? Проблема в наше время актуальная и печальная. Ответ один: смириться и не отчаиваться. А если наоборот — у вас родился гений, сверх-ребенок? Думаете, это гораздо лучше?? Ошибаетесь! Ваши проблемы будут несоизмеримо больше и вполне смогут довести вас до неадекватного состояния. Если не верите, прочтите данный рассказ, где речь идет как раз о таком случае: в обычной среднестатистической американской семье родился Супер — сверхразумный ребенок, лидер новой расы людей. Бремя ответственности настолько велико, что из будущего к счастливым родителям прибывают опытные воспитатели, призванные развить в ребенке все его экстраординарные качества. С их появлением в семье начинается самый настоящий кошмар... Авторы, конечно, не могли описать подобную историю без капли иронии, поскольку уже постановка подобного вопроса выглядит как бред сумасшедшего. Единственное, что можно сделать в подобной ситуации — превратить всё в подлинный театр абсурда, где за смехом и идиотскими ужимками стоит настоящая проблема «отцов и детей». Нынешнее поколение не такое уж и гениальное, но родители не всегда справляются со своими чадами — это я говорю как педагог. Чаще всего они просто «бросают вожжи» и возлагают воспитание ребенка на плечи школы или улицы. Мол, ребенок должен учиться жизни сам. Здравомыслящему человеку должно быть ясно, кто вырастет в результате такого «воспитания». За последнее время у нас развелось слишком много «ворошиловских стрелков», выражающих свою любовь к школе при помощи ружей и ножей. Еще немного времени, и профессия педагога станет по-настоящему экстремальной, как в известной юмореске из «Ералаша» про итальянскую школу (той, где в главной роли снялся Хазанов). Впрочем, большое количество «странных» детей вполне удачно адаптируются в нашем мире. То ли они такие изворотливые, то ли мир такой сумасшедший. Не могу сказать, какой из вариантов лучше. Общество это тоже понять не может — может потому и стало сокращаться наше население? При чем здесь гении, скажете вы. А при всём! Один умный человек (не помню, кто точно) как-то сказал, что дурак и гений — одна и та же сущность, а ее проявление зависит только от воспитания.

----------------

РЕЗЮМЕ: притча о проблемах воспитания настоящих суперменов. Будет полезна тем, кто решился завести себе ребенка.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не руби сук, на котором сидишь. Рассказ о необходимости социализации ребенка, даже если он homo superior. Бесконтрольная асоциальность сверхмогущественного младенца, отсутствие понимания необходимости правил в итоге принесет вред ему самому, и, скорее всего, уничтожит его, как и случилось в этом рассказе. Родителей Александра жаль. Взрослый Александр вызывает недоумение тем, что послал в прошлое воспитателей для себя, не предусмотрев совершенно логичных проблем, которые возникнут в этом случае. Ведь он же сверхумный сверхчеловек, как так? Хотя я читала предположения, что все он предусмотрел, понял, что действовал неправильно, и захотел совершить самоубийство таким вот способом, откатив назад все достижения ведомой им цивилизации. Ну... тогда все более-менее логично.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень точный рассказ в плане подачи детской психологии и того, как родители терпят развитие ребенка. Он без прикрас, без героизма. Он достоверный. То есть, в такой вот конкретной ситуации, всё было бы именно так — в этом не сомневаешься. И да, финальный аккорды выдался спасительным, хотя хэппи-эндом это точно не назовешь.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ меня не удивил, нет. Но он невероятно верный и точный, ребенок поступал как должен был поступать ребенок, родители же просто устали и не могли воспринимать его как свое дитя. Развязка была ожидаемой.

После прочтения рассказа, у меня возник вопрос — кто же Александр: эгоистичный, гениальный идиот (это не противоречие) или самоубийца.

Во втором варианте, можно предполагать — он понял, что его действия были неверными. Зарождение нового вида, с таким распределением ролей на генетическом уровне где родоначальником был один человек, не мог обойтись без конфликта. Какая судьба хомосапиенс? Они вымерли, истреблены или в резервациях типа зоопарка?

Как это произошло?

Самый примитивный вариант :

Александр вырос физически и раскрыл свои суперспособности. Но ни интеллект и суперсила не добавили мудрости. Подобного не могли игнорировать, и естественно, решили его убить или взять под контроль. не вышло. Что дальше — уничтожение цивилизации или жестокая диктатура подростка. Он вполне мог взять силой матерей нового вида или вырастить его в пробирках. Возможно он, как герой рассказа Филиппа Дика «Золотой человек», не нуждался в этом и все произошло естественным путем.

Сути не меняет — если он таким способом захотел усилиться он поступил не мудро. Утратил ли он лидирующие позиции, или возникла угроза, для которой силы суперов не хватило, в любом случае Александр, не тот герой на которого стоило бы равняться.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Страшный рассказ.Не по стилю,а по смыслу.Деспот ребенок,супервундеркинд.И огромное терпение родителей.Правда их поставили в такие условия.Но как они не сошли с ума?И почему то в конце мне ни капли было не жаль этого дитяти.Нет ,что бы там не писали крутые педагоги,а ремешок по попе остается самым действенным воспитательным средством.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые рассказ этих авторов несколько расстроил. Нет привычной иронии, легкого смыслового юмора, а есть особая детская жестокость помноженная на сверхзнания и суперспособности. А это уже страшно. Страшно то, что родители довольны конечным результатом (смотри концовку рассказа). Это так не похоже на родителей, это противоестественно. И не стоит здесь искать логики. Автор гиперболизировал проблему отцов и детей и довел её до абсурда. Абсурда появления новой расы, когда старая должна уйти. Прочитайте и поспорьте, что важнее сверхспособности или моральные нормы.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете на этот неоднозначный рассказ можно реагировать по разному!!! Лично я считаю что Александр из будущего — уже взрослый, не представлял последствий своих действий!!! Да существуют дети — индиго, дети — гении, вундеркинды, но всем им одинаково нужно воспитание, им просто необходимо научиться уважать окружающих, пусть даже не таких как они!!! Что в результате мы видим? А произошла банальная ситуация, когда собственное альтерэго Александра младшего развившись слишком быстро умственно(с полным отсутствием воспитания, и без вмешательства взрослых нормальных homo sapiens)в результате ничтожило свою физическую оболочку и себя вместе с ней:weep:. Знаете печально конечно, но ведь всё могло сложится гораздо хуже для родителей Александра!!! А без вмешательства из будущего было бы всё в норме, ведь не зря говорят что характер формируется до 3 — 5 лет, а уж потом можно и развивать различные способности ребёнка!!! Ведь по сути совершив такую ошибку, александр из будущего лишил своих родителей контроля над ним, что не есть хорошо в этом случае!!! В общем как поётся в песне: «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь»:pray:

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о приоритетах. О приоритетах в воспитании. В крайне утрированной форме показано, что важнейшими в воспитании человека являются именно душевные качества, доброта, уважение, сочувствие. Развитие сугубо интеллектуальной сферы «перекосит» личность настолько, что она — как минимум! — станет опасной для окружающих и для самой себя.

Собственно, невозможно поверить, что Александр из будущего при своей гениальности мог оказаться настолько глуп, чтобы этого не понимать. Впрочем, читателю предоставляется возможность верить или не верить исходной посылке появления странных человечков. Может быть, они как раз-таки добились своей цели?:insane:

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну, что — моя точка зрения о естественной «дикости» невоспитанных детей находит своё подтверждение и в этом рассказе Каттнера. Никакой гуманности, вообще ничего человеческого в этом гении не просматривается. И закономерный конец вызывает только вздох облегчения.

В конце концов, всяческие вундеркинды — это отклонения и исключения, и чем обучать ребёнка с ясельного возраста алгебре и квантовой физике, лучше бы обучить его человеческому отношению к людям и любви. Этому ведь тоже надо учить. Вот только не всегда понятно как. Рассказ мне понравился. Он достаточно жестокий, но, несмотря на фантастичекую фабулу очень правдивый и жизненный, потому что именно так и должен вести себя не успевший вырасти, но получивший могущество, ребёнок.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Довольно мрачно автор представляет себе детей-гениев и их отношения с родителями — рассказ перекликается с «Авессаломом». Да, и теперь действительно понятно, почему мы не слышали о таких случаях. Это своего рода история о расах, которые развивались очень быстро и неуправляемо, и в итоге... Только здесь «раса» представлена единственным персонажем.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

И снова тема «пародокса времени». Стоит ли посылать в свое детство учителей? Также порадовали размышления о детской и родительской психологии.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх