Все отзывы на произведения Майкла Муркока (Michael Moorcock) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 850
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 [8] 9 10 11 12 13 14 15 16 17
«Месть Розы» |
| |||
Magribinus, 29 марта 2011 г. в 19:17 | ||||
Несмотря на некоторую затянутость романа, получил большое удовольствие от языка. Наконец, роман просто красивый. Только в конце чуть-чуть подпортил впечатление перевод — ну нету слова «демонский» в русском языке. Кстати, не только Крылов (переводчик) этим страдает. Как-то Хаецкая такими вот словечками «испортила» несколько новелл о говардовском Конане. | ||||
| ||||
«Город Зверя» |
| |||
Journalist, 06 февраля 2011 г. в 12:39 | ||||
Вот есть компьютерные игрушки для спинного мозга. Шутеры, в которых не надо думать — бегаешь и стреляешь. Вокруг горы мяса. Разгрузка для мозгов. Город зверя — то же самое, только из области литературы. Свободный полет фантазии автора. ни на минутку не задумываешься чтобы осмыслить прочитанное. Просто пожираешь книгу ради того, чтобы на часик-другой отвлечься. Считаю, такая литература должна иметь своего поклонника и право на существование. | ||||
| ||||
«Древние тени» |
| |||
glupec, 08 января 2011 г. в 00:34 | ||||
Высокоморальный (даже чересчур!) мир Арматьюса и противостоящий ему Край времени, где нет никаких табу... И то, и то «слилось» воедино в современной западной цивилизации. С одной стороны — многочисленная попса с масскультом пополам (crampy B-movies are so crampy!), грязная и беспринципная, а с другой — «даже на президента можно подать в суд, ибо облико морале...» и пр. Мог ли Муркок такое предвидеть? Впрочем, он и тут, в повести, прямо говорит: и то, и то — одинаково плохо. И вообще, важно не то, на каких принципах строится общество — важно, каков сам человек. («На Краю времени в ходу чувство собственного достоинства; в гордости не откажешь и вашей матери... а вы... Вы вульгарны, маленький Гундосик!») Только вот вышло у него это противостояние довольно искусственно. Несмотря на всю важность идеи — это не герои говорят. Это «сам автор их устами»; не очень живые они получились — именно в этой повести. В других — лучше. Хотя, например, Дафниш сама по себе — удачный персонаж. (Не будь в тексте упомянуто, что она еще молода — представил бы себе умудренную опытом 40-50-летнюю тетку, которой «телячьи восторги» вечно юных краевременцев кажутся... ну вы поняли. Впрочем, кто сказал, что и молодая мать не может так же переживать за сына, как пожилая и мудрая?.. Мать есть мать; этим все сказано). ps Ну и, конечно, очень «зацепил» образ города — в этой книге он оказывается наделен Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) А разве, читая про Танелорн, Амалорм и пр., вы не представляете его как живое существо?.. Я, например, сразу это понял — еще по «Хроникам Корума». душой. Только вот не дождется Налорна того часа, когда «с высей небесных герои слетят — ей, умаленной, огонь возвратят». Так и останется навсегда одинокой и грустной (даже Дафниш к ее затворничеству не примкнула!)... А потом — рано ли, поздно ли — вселенная распадется, и «вечный город» неминуемо столкнется с неопровержимой истиной — что ничего вечного нет... | ||||
| ||||
«Соджан-воин» |
| |||
romanpetr, 07 декабря 2010 г. в 00:57 | ||||
Прочитал и подумал,а ведь подобное я творил на уроках рисования или пения на задних партах в лет 10-12 . Писал в стол эдакие «трах-бабах» опусы из рубацких действий, где всех плохих — в клочья,а герой с улыбкой , морщась от легкого ранения , вытирает кровь и устанавливает железный порядок. Как где-то было сказано,но уж очень «Кониной» попахивает (то бишь Конаном)...в двух словах — примитив и проба пера, но читается быстро, скорее от удивления — неужели и дальше последует лихая ахинея!???..... | ||||
| ||||
«Элрик из Мелнибонэ» |
| |||
pokurim, 24 сентября 2010 г. в 09:36 | ||||
Читал в подростковом возрасте и сейчас решил перечитать сагу об Элрике и другие произведения Муркока, так как в памяти с первого прочтения вообще мало отложилось. «Элрик из Мелнибонэ» по своему стилю и развитию сюжету напомнил большую, расширенную сказку, где события развиваются быстро и описываются общо (вопреки современной манере писателей уделять внимание мелочам, деталям, растягивать повествование): уже в третьей главе на Имррир напали, вскоре похищают невесту, вот уже нужно добыть древние артефакты... Хорошая книга, яркое классичекое фэнтези от одного из мастеров, читается легко, понятно. чувствуется, что этот роман только закладывает первый камень в длинную дорогу, по которой предстоит пройти Элрику, объясняет многие предыстории: что откуда да почему. К прочтению для любителей фэнтези — обязательно. | ||||
| ||||
«Железнолицый» |
| |||
glupec, 14 июня 2010 г. в 21:26 | ||||
Изящная попытка Маэстро подражать себе же, только «раннему». Идейного посыла не больше, чем в «Мечте графа Обека» или «Величайшем завоевателе» (если, конечно, не считать идеей влюбленность автора и героя в описываемый мир — а значит, и в саму жизнь, как таковую. «Он был в мире, а мир был в нем, он был миром, а мир был им» — помните, откуда это?) Кроме уже отмеченной выше «пасхалки» (имя ГГероя), есть и другая, более интересная Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Лодочники Ксерлеренеса из «Спасти Танелорн» Обе они «погоды не делают», т.е., на сюжет не влияют, они просто его украшают. «Они есть, чтобы быть». В молодости Майкл часто такие шуточки отмачивал. Рассказ «не про Воителя»... но потом имя ГГ нет-нет да и мелькнет в каком-нибудь очередном списке инкарнаций. Рассказ не про космос, а про вполне себе Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) пиратов — но дело происходит на другой планете.средневековых Рассказ о морском грабеже — но корабль плывет Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) по небу. Короче, шуточки парадоксальные, если можно так сказать — «пародия на пересмеивание штампов» традиционной ф-зи, только без едкого сарказма а ля Пратчетт. И без особой зубастости... но все же в стиле совсем-совсем ранней «новой волны». Муркока явно охватила ностальгия по тем временам. Если вы любите раннего ММ так же, как я, и так же, как я, не любите «Дракона в мече» (+ прочие фонбековские заморочки) — это рассказ для вас. пс Про сюжет ничего сказать не могу — ибо рассказ бессюжетен. Зарисовка — она зарисовка и есть. Напиши это кто-н. другой — был бы «задел на повесть». Но, зная страсть Муркока к розыгрышам и подкалываниям, можно смело предположить, что «дальше» ничего не будет. Всё, что он хотел, он и написал. Про главное — т.е., великолепно выписанную атмосферу «сумерек мира» (или «мира сумерек»), сквозь которую угадывается (смутно так) усталость старого пирата, и в то же время — его желание «не умирать, пока живой» — про это я уж промолчу. Потому что многие, скорее всего, могут это в рассказе просто не увидеть... Ну и ладно. В конце концов, достаточно и НАМЕКА на это. ппс Оценка? Оценка... по общему уровню (со скидкой на лаконичность «малой формы») 7,5 — 7,9/10. Так уж и быть, округлим... | ||||
| ||||
«Скиталец по морям судьбы» |
| |||
B.E.You, 26 февраля 2010 г. в 17:11 | ||||
«Смиорган Лысый запел что-то звучное и весёлое на своём языке, который Элрик понимал плохо. — Ты поёшь о победе над врагами? – спросил альбинос. Смиорган помолчал несколько мгновений, размышляя. — Нет, друг Элрик, я пою, чтобы тени оставались в своих норах. Призраки этих парней, возможно, шныряют где-то поблизости в темноте, ведь с момента их смерти прошло всего ничего. — Не бойся, — сказал Элрик. – Их души уже выпиты».
Очень необычно, вот такие мои первые впечатления после прочтения этого романа. Книга описывает три приключения Элрика, которые происходят то ли во сне, то ли на яву, здесь уже каждый читатель должен определиться сам. Я воспринял их как три сна: о прошлом, о настоящем и о будущем. Сюжет везде прост и прямолинеен: герой обнаруживает себя на острове, не зная, где он и как там очутился, далее находит себе друзей, потом избирает миссию, проходит различные испытания и добивается своей цели. И всё же меня неудержимо влечёт к книгам Мастера. Эти повести проникнуты некой лёгкой грустью, печалью о давно минувших днях и днях грядущих. Написаны же очень воздушным, поэтическим стилем. Главный герой лиричен, элегантен и возвышен и тем выигрышнее смотрится его медленное ниспадение в бездну долгов(Хаоса). Туман, неотступно следующий за героем, придаёт неизвестность и таинственность происходящему, а воссоздающиеся в реальности мифы мир, придают красок и живости. И такое противоборство? (сплетение?) отлично передаёт настрой всей саги. | ||||
| ||||
«Месть Розы» |
| |||
Гриф Рифт, 16 февраля 2010 г. в 12:30 | ||||
Да конечно линейный сюжет в этом романе отсутствует напрочь, и уследить за ходом происходящего не так-то просто. Но всё-таки эта история не показалась мне скучной и держала в напряжении до самого конца. Начало этого произведения я бы сказал что смазанное, и не очень понятно как оно вяжется с событиями происходящими в этом романе в дальнейшем. Но чем дольше вчитываешься, тем больше понимаешь, что оторваться невозможно. И спутники сопровождавшие на пути Элрика к его цели, и враги мешавшие ему на пути к ней, настолько колоритны и каждому сопереживаешь. Герои получились у писателя в этом романе на удивление живые. И читая этот роман проживаешь все перипетии романа вместе с героями на одном дыхании. Я бы сказал что произведение по своей сути больше несёт не смысловую нагрузку, а эмоциональную. Отсутствие сюжета с лихвой восполняет чувство полного морального удовлетворения когда переворачиваешь последнюю страницу, убеждаясь что на этот раз закончилось всё хорошо. | ||||
| ||||
«Сага об Элрике» [Цикл] |
| |||
Jaromir88, 23 сентября 2009 г. в 22:35 | ||||
Очень интересная и своеобразная сага. Необычный и «нетипичный» герой, интересный сюжет (хотя и хромает местами), общая атмосфера — несомненные плюсы саги. Кроме того, как уже было отмечено, у этой саги есть некое странное очарование, особая атмосфера, смесь героики и фатальности. В общем — хорошая вещь! А Элрик вообще один из моих любимейших фэнтезийных героев. И здесь нет никаких эльфов, орков и т.д., что не может не порадовать! | ||||
| ||||
«The Cornelius Quartet» [Цикл] |
| |||
glupec, 16 сентября 2009 г. в 13:21 | ||||
К сожалению, оценить весь цикл русскоязычным читателям вряд ли удастся, т.к. четвертый роман не переведен (и вряд ли когда-н. уже это произойдет). А без него цикл не то что «не полон» — вообще теряется сам его смысл... Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Если верить англоязычной википедии, именно в четвертом романе дается ответ на все загадки первых 3-х. И почему Фрэнк Корнелиус вкупе с Кэтрин (да и самим Джерри) постоянно убиваемы в конце каждой книги, но так же постоянно не умирают, спокойненько себе переходя в новый роман. И какой, собственно, смысл в клоунаде, которую без конца разыгрывает Джерри, вовлекая в нее все больше и больше людей (понятно, что этим своим шутовством он как-то изменяет мир, но — КАК именно? и ЗАЧЕМ? Из первых 3-х книг это не ясно, можно только смутно догадываться). В 4-м же романе всё это, вроде бы, объясняется — устами миссис Корнелиус. Более того — дается ответ, с чего все это началось и почему; где, собственно, корень всей этой запутанной истории... Больше сказать вряд ли что-то смогу, т.к. собственно романа «вживую» не видел... а всех интересующихся отсылаю к английскому разделу Вики. | ||||
| ||||
«Повелители Мечей» [Роман-эпопея] |
| |||
DukeGerzog, 13 июня 2009 г. в 23:20 | ||||
Это одно из моих самых любимых произведений. Когда читал первый раз, в детстве, то меня просто поразила идея ТАК использовать «силу» Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) . Завидую тем, кто будет читать впервые.(глаз и рука) | ||||
| ||||
«Финальная программа» |
| |||
Nog, 03 мая 2009 г. в 00:35 | ||||
Впервые о Джерри Корнелиусе я прочёл в повести Муркока «Поджог собора» из антологии «Города». Повесть, представлявшую собой хаотичное смешение бессвязных эпизодов, я так и не дочитал, но решил при случае прочесть хотя бы один роман из этого цикла в надежде составить хоть сколько-нибудь цельное впечатление. Могу с уверенностью сказать, что этой цели достичь мне удалось, хотя хорошим результат не назову. Боюсь, будь этот небольшой роман пообъёмнее хотя бы раза в полтора, я бы его не дочитал. Более-менее интересными оказались сюжет, хотя следить за ним было тяжеловато, и описанный автором альтернативный мир, вроде бы во всём похожий на наш в 60-е годы, но постепенно обнаруживающий всё больше небольших, но существенных отличий. Минусы, однако, оказались более существенными, хотя и более субъективными. Вот совсем неинтересно мне следить за мыслями, разговорами и действиями, которые кружатся вокруг наркотиков и секса, в том числе однополого. А кроме того, я не настолько хорошо знаю творчество Муркока, чтоб видеть здесь пародию или иные связи с другими его произведениями. Поэтому вряд ли я продолжу знакомство с циклом о Корнелиусе. Разве что, может, к «Поджогу собора» когда-нибудь вернусь — альтернативный мир там всё же довольно интересный. | ||||
| ||||
«Поджог собора» |
| |||
Elric, 20 декабря 2008 г. в 16:38 | ||||
Рассказ выделяется большой «любовью» к Джоржу Бушу, а также обилием персонажей из других циклов Муркока. Больше о нем сказать нечего, по крайней мере хорошего. | ||||
| ||||
«Пёс войны и боль мира» |
| |||
Акулина-Макушка, 26 октября 2008 г. в 18:08 | ||||
Книгу нельзя назвать сильной, но познавательности — хоть отбавляй. Для меня лично интересен был взгляд англичанина на нашу культуру, который проявился при описании казака Седенко! Варвар с душой ребенка. Кажется, более интересного Спутника Вечного Воителя и представить нельзя! | ||||
| ||||
«Буреносец» |
| |||
glupec, 01 октября 2008 г. в 16:37 | ||||
Отзыв на раннюю редакцию я уже писал, поэтому в принципе, наверно, мало что можно сказать... Ну, скажем так: мне понравились обе редакции романа — но если предыдущая была менее цельной сюжетно, всё-таки она передавала ощущение вот этого вот «сырого», несозревшего ещё мира, возникшего после крушения старой империи... А в новой редакции мир Элрика ЗНАЧИТЕЛЬНО благообразнее — он, в общем-то, похож на мир ТРАДИЦИОННОЙ фэнтези. Если в предыдущей версии у героя не было какой-то единой миссии (пардон, «квеста») — он просто мотался из одного угла мира в другой почти до самого финала, то здесь всё чётко и ясно: есть война Наших с Ненашими, есть то, что герой должен добыть для победы — и он последовательно проходит тот путь, что ему положен... При этом написано отнюдь не хуже, чем предыдущая версия. Хотя сюжет и стал проще. Кто может — добывайте роман в «севзаповском» издании; там — ИМХО — прекрасный перевод. | ||||
| ||||
«Королева Мечей» |
| |||
glupec, 29 сентября 2008 г. в 21:41 | ||||
Как в прошлом романе опасности «шли по нарастающей» — так и тут всё продолжается в том же духе. Причём наблюдается некоторая игра со стороны автора, словно он упражняется на заданную тему Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Но — важное отличие от прошлого романа: уже понятно, что история не вращается вокруг собственно Корума. Всё куда масштабнее, и куда больше судеб (причём не только смертных) в это завязано...— «в прошлой книге был бог-злодей, в этом будет такой же, только женщина» и, ясное дело, в следующей книге тоже кто-нибудь такой будет | ||||
| ||||
«Повелитель Хаоса» |
| |||
Вертер де Гёте, 23 августа 2008 г. в 10:56 | ||||
Муркок мне всегда был интересен (может быть, потому что с жанром «фэнтези» я познакомился благодаря этому автору), так что, любые его произведения вызывают некоторую симпатию. Откровенно говоря, рассказ ничего уж особенно выдающегося из себя не представляет, но своеобразная красота и масштаб в нём присутствуют — симпатичная такая зарисовка. К тому же рассказ важен для всего Цикла о Вечном Воителе (об этом написал glupec в своём отзыве), но это в первую очередь будет интересно «муркокнутым», то есть тем, кто любит копаться в параллелях и хитросплетениях грандиозного муркоковского сериала. | ||||
| ||||
«Повелитель Хаоса» |
| |||
Claviceps P., 08 июля 2008 г. в 22:21 | ||||
Да, рассказ не из лучших у автора, но мне он все же нравится. Я вообще очень люблю Муркока Нравится преимущественно атмосферой и красками... Замок Канелун, Край Мира, Хаос... Все это завораживает... А сама история графа Обека — пришедшего в замок, победившего голема, и встретившего Темную Даму — конечно несколько простовата... | ||||
| ||||
«Короли во тьме» |
| |||
glupec, 17 июня 2008 г. в 17:00 | ||||
Атмосферно, ничего не скажешь. «Страшненько и готичненько», в лучших традициях (грешен, люблю такие произведения). Но — кое-что таки коробит: действие к середине повести начинает слишком стремительно развиваться, так, что при беглом чтении трудно уследить: а ЧТО, собственно, вообще произошло? Правда, под конец всё опять выравнивается — цельно и гармонично... Но ранняя вещь (даже признанного мастера фэнтези) есть всё-таки РАННЯЯ вещь — и этим всё сказано... | ||||
| ||||
«Повелители Мечей» [Роман-эпопея] |
| |||
wolobuev, 31 марта 2008 г. в 11:56 | ||||
Я не любитель фэнтези, но пару добрых слов об этом произведении скажу. Во-первых, увлекательное повествование. Во-вторых, хорошо показан мир, в котором дикость приходит на смену цивилизации. В-третьих, поучительная и неожиданная (для меня) концовка. Теперь — о плохом. Читал эту книжку лет в двенадцать. Тогда она меня затянула. Теперь же вспоминаю свои тогдашние чувства и снисходительно усмехаюсь. Молодой был, глупый... Произведение-то, в общем, ни о чём. Перечитывать не тянет. | ||||
| ||||
«Ритуалы бесконечности» |
| |||
Вертер де Гёте, 15 января 2008 г. в 20:31 | ||||
Роман косвенно примыкает к циклу о Вечном Воителе, так как главный герой произведения — профессор Фаустафф задним числом был включен в список инкарнаций этого самого Воителя. Хотя, на таких героев цикла, как Элрик, Корум или Хокмун, — Фаустафф, бабник, пацифист и ценитель Боба Дилана, не похож ни капельки. К тому же роман написан в жанре научной фантастики и никаких мечей и драконов здесь, понятное дело, нет. Зато любимые Муркоком параллельные миры присутствуют в большом количестве.«Ритуалы» относительно раннее произведение Муркока и любопытно наблюдать, как на страницах книги возникают идеи и образы, порой, совсем мимолётные, которые автор затем разовьёт, использует в своих более поздних произведениях: скучающие боги; не слишком приятный персонаж,превращающийся волей случая в Христа; симпатии к викторианской эпохе; Грааль. Не обошлось в книге и без аллюзий к Юнгу и философии: ведь в конце концов вся человеческая цивилизация — последовательность определенных ритуалов, которые нужно преодолеть. | ||||
| ||||
«Странный сад Фелипе Саджиттариуса» |
| |||
Кел-кор, 07 ноября 2007 г. в 00:57 | ||||
Особо не впечатлило. Хотя, не спорю, интересный взгляд... Однако особенно понравился вот этот отрывок: «В комнате было уютно. На столе, покрытом плотной темной скатертью, были соль и перец, лежали ножи и вилки. У окна стояло пианино. На полу лежала девушка». Произносить с интонацией перечисления. | ||||
| ||||
«Бегство от заката» |
| |||
Вертер де Гёте, 17 сентября 2007 г. в 21:12 | ||||
Продолжение «Обитателя времени». Всё тот же мрачный, но интересный мир гибнущей Земли, населённой фаталистами, противопоставляется благополучной Луне, где человек является лишь винтиком Системы. Может, жители Ланжис-Лиго нашли какой-то третий путь? | ||||
| ||||
«Повелитель воздуха» |
| |||
Kairan, 21 мая 2007 г. в 22:50 | ||||
Читал этот роман под названием «Небесный полководец». Когда наткнулся на Ильича, чуть не помер от смеха. Как серьезную фантастику читать это уже невозможно... | ||||
| ||||
«Кочевники времени» [Цикл] |
| |||
viktor block, 13 февраля 2007 г. в 13:35 | ||||
Вообще безоговорочный шедевр! Я был в восторге, если честно. Написано легко, путешествия во времени, к тому же с такими необычными историческими смешениями — это забавно | ||||
| ||||
«Повелители Мечей» [Роман-эпопея] |
| |||
Nortaga, 05 февраля 2007 г. в 14:25 | ||||
Признаюсь честно, я не любитель фэнтези. Муркок (именно «Хроники Корума») попался когда-то давно в руки, недавно еще раз перечитал весь цикл. Читал и прям мед на душу — никаких эльфов, никаких гномов, никаких орков и Саруманов. Паралельные миры, чудные боги, разнообразные твари. И главное! отсутствие 1000 страниц и куча томов описания путешествия «команды бездельников спасающих мир» с одной точки в другую. Муркок как галопом помчался, что иногда ловил себя на мысли, что можно было бы и медленней. Только успел к одному прижиться, а тут вам — «держи новый мир.» | ||||
| ||||
«Странный сад Фелипе Саджиттариуса» |
| |||
be_nt_all, 15 января 2007 г. в 02:29 | ||||
Да уж. Любовь-Ревность-Кровь, четыре трупа тех, кто в нашем мире прославился в связи с гораздо большим количеством трупов и Фелипе Саджиттариус, выращивающий свой сад. Хорошие у него там растеньица . | ||||
| ||||
«Бегство от заката» |
| |||
be_nt_all, 14 января 2007 г. в 21:45 | ||||
Красиво, поэтично и глубоко... Очень понравились и размышления о природе времени, и картинки о смысле человеческого бытия. | ||||
| ||||
«Волк» |
| |||
be_nt_all, 14 января 2007 г. в 20:00 | ||||
Безумно жалко и того, кто считает себя волком, и ту, кого он считает себя овцой. Маньяк, взгляд изнутри, написано по-муркоковски красиво. «Я думал и думал, как человек доходит до такого состояния, пока не начинал чувствовать, что сам дошёл до него, не хватает последнего толчка. Это мне посоветовал один друг – хорошее духовное упражнение. Кажется, он его нашёл у Льва Тринадцатого, которого я всегда почитал.» Г.К. Честертон «Тайна Отца Брауна» | ||||
| ||||
«Лондон, любовь моя» |
| |||
kar-AU-kla, 10 марта 2006 г. в 12:56 | ||||
Красивый роман, затягивающий, немного грустный. Так хочется верить, что они действительно были ясновидцами — такое удивительное поколение, столько им пришлось вынести, и при этом не потерять вкус к жизни. Лично мне чем-то напомнило Грэма Джойса, особенно «Правду жизни». | ||||
| ||||
«История Рунного Посоха» [Роман-эпопея] |
| |||
flying_kitten, 06 декабря 2024 г. в 17:00 | ||||
Не так давно, в рамках повторного прочтения любимых книг юности, перечитал обе трилогии о Коруме и вновь получил большое удовольствие (ну может не такое яркое, как тридцать лет назад, но всё же). Теперь очередь дошла и до Хокмуна, когда-то, сразу после «Повелителей мечей» приобрёл и прочитал северозападовскую книжку «Рунный посох» в коллективном переводе, сейчас поизучал что и как о других изданиях, в итоге перечитал всё тот же самый перевод, который, как говорят, не сильно точен, но с литературной точки зрения в общем то и вполне неплох. В отдалённом будущем, после разрушительной войны, численность населения Земли изрядно снизилась, человечество в развитии откатилось куда-то в Средние века, а политическая карта мира претерпела прямо-таки драматические изменения. Кое-какие прогрессивные для привычного нам средневековья технологии, однако, присутствуют, более того, активно практикуется магия (в симбиозе с наукой), да ещё появились (видать как наследие применения ядерного оружия) разнообразные странные существа, от просто непривычных, до инфернальных. Европу опять терзает большая война — Гранбретания, перешагнув границы своих островов, строит новую империю, эдакий Евросоюз будущего, с поправкой на нравы (отнюдь не вегетарианские) будущего. Но остались ещё люди, способные противостоять кровожадным полчищам — граф Брасс, правитель Камарга, Хокмун, герцог Кёльнский, да их немногочисленные друзья и соратники. Борьба будет сложной и неравной, ждут их головокружительные приключения, кровавые битвы, неожиданные встречи и горькие потери. Смогут ли они изменить «новый европейский порядок»? Те, кто читал эту книжку в оригинале (я то сам не владею английским в нужной мере), отмечают, что в тексте очень много пародий на стандарты жанра и неприкрытого стёба, однако немногочисленные русские переводы по большей части растеряли эту особенность произведения и больше тяготеют к героической серьёзности. Действительно, когда я читал эту книгу в студенчестве, я и ожидал от неё, и получил лишь феерические яркие приключения, читая сейчас, то тут, то там замечаешь неприкрытую иронию, но лишь эпизодически. В глаза бросается явная стилизация, местами под рыцарские романы, местами под книги а-ля «Принцесса Марса», итог получается красочный, динамичный и слегка (подчёркнуто) туповатый. :) Герои, в массе своей, прямолинейны, играют каждый свою роль и полностью соответствуют шаблонам, этими ролями обусловленными. Мир весьма красив, таинственен и экзотичен, в меру опасен (чтобы можно было показать удаль молодецкую), но при этом довольно привлекателен, так что хочется даже там побывать и одним глазком посмотреть, что и как. :) Роман состоит из четырёх частей, являющихся продолжением друг друга и отдельно, как законченные произведения, не воспринимающихся. Каждая часть — новый квест, в классическом понимании этого слова — с длинным путешествием, чёткой целью, с препятствиями и загадками по ходу развития сюжета. Конечно же будут геройства, будут моменты когда (опять) всё погибло, и моменты когда (вновь) всё спасено. :) Да, конечно же, книга весьма предсказуема в общем, но в эпизодах периодически бывают весьма интересные повороты. С фантазией у Муркока всё хорошо, написано тоже очень неплохо, но чувство меры автора периодически подводит. :) Когда-то я был от «Хроник Хокмуна» в восторге (правды ради, это была одна из первых книг жанра фэнтези, прочитанных мной), сейчас всё воспринимается гораздо спокойней, с критическим взглядом на вещи и здоровым скептицизмом. Это совершенно не шедевр, даже если сделать скидку на время написания, если я испытывал при чтении ностальгические чувства, то человек, читающий эту книгу впервые, скорее всего испытает некоторое недоумение и скуку. :) Однако Муркок, даже писавши откровенно проходные коммерческие вещи, совсем уж халтурить не умел, поэтому книжка получилась довольно обаятельная, хотя и «на один раз». | ||||
| ||||
«Повелители Мечей» [Роман-эпопея] |
| |||
markfenz, 05 июня 2024 г. в 20:13 | ||||
Любимейшая книга детства. Поэтический язык (перев. Гилинского), эпический замах и потоки крови и отрубленных конечностей. Чего еще нужно от книги в молодости. После сереньких книг советского детства, она казалось окном в сияющую ночь. В ночь, где обитают чудовища, и герои их повергающие. Самое, пожалуй, интересное то, что Муркок писатель многослойный. Здесь и сражения, и монстры, и философия, и игра ума. Только взрослое прочтение открывает в нем насмехающегося постмодерниста. Абсурдного, но тонкого мегаломаньяка, пишущего одну и ту же книгу всю свою жизнь. | ||||
| ||||
«Жилец с Дорсет-стрит» |
| |||
Prosto_Chitatel, 10 марта 2024 г. в 11:59 | ||||
Один из самых больших по объему рассказов сборника «Невероятные расследования ШК» и на фоне остальных его монументальность (монументальность, конечно, уровня рассказа — страниц двадцать с плюсом), эдакая обстоятельность действительно чувствуется. Если остальные начинают с места в карьер, то тут нам расскажут про целый жизненный эпизод знаменитых приятелей, их крохотный мирок из практики, расследований и быта в виде неудобного переезда для обоих, и только потом Муркок примется уже за основное дело. И да, обстоятельность будет везде, включая финал, где даже будет отдельное послесловие — автор не собирается бросать рассказ на окнчании расследования, а расставит всех героев по нужным местам на фигурной доске для следующих последователей холмсиады. Эта обстоятельность как-то подкупает, настраивает на нужный лад. Удается прочувствовать и нужную атмосферу, и анутраж мысленно «разглядеть», и в предложенные обстоятельства погрузиться. К тому же дело разворачивается весьма интересное, и под конец Холмсу удастся блеснуть не только дедукцией, но и поучавствовать в настоящем экшУне — с засадой, метанием ножей, стрельбой, — что не так часто случается в его «оригинальной» карьере. В итоге — весьма приятный рассказ с интересным сюжетом. Все так же не имеющий отношения к мистике или фантастике, как и большинство из «НПШК», вопреки заявлениям мистера Адамса. | ||||
| ||||
«Се человек» |
| |||
Ns3230, 30 января 2024 г. в 12:55 | ||||
Интересное рассуждение на тему «Был ли Иисус автором идей, предвосхитивших христианство, или же он был их продуктом?» с позиции человека психически нестабильного и неудовлетворенного в жизни. И если верить ему, то ответ — второе. Не то чтобы сильно оригинальное с современной точки зрения, но довольно занятое, а по своим временам (чай не 19 век, но все же) и довольно смелое произведение, если не сказать дерзкое. Даже в просвещенную эпоху найдется куча фанатиков, которые начнут вопить о всяких оскорблениях чувств. Однозначно можно респектовать автору за то, что потоптался по излюбленным многими канонам «попаданческой» фантастики, где гости из будущего героически ведут сирых древних людей к прогрессу или выпутывается из любых передряг, используя преимущество в научных познаниях и технологиях. Мелкий человек с психологическими проблемами реалистично показан мелким человеком, избравшим свою несладкую судьбу под веянием ветра эпохи, в которую попал. Вышло нешаблонно, оригинально и интересно. Единственное, что читается тяжеловато, хотя я и поклонник нелинейных сюжетных «перебивок» (но не поджанра «роман в романе» а ля Мастер и Маргарита). Отчасти восприятие усложняет и перевод (не знаю, чьего пера), который может и соответствует авторскому стилю (не сравнивал), но выглядит малость «не так». Как будто его делал человек, мало знакомый с канонами христианства, или же намеренно от них дистанцировавшийся. Потому что я не знаю, зачем переводить ту же каноничную фразу «Отче наш иже еси на небесах» как «Наш Отец, пребывающий на небесах...». И такие мелочи по всему тексту. И они дополнительно усложняет восприятие. | ||||
| ||||
«Crossing into Cambodia» |
| |||
Manowar76, 02 декабря 2023 г. в 10:36 | ||||
Сначала кажется, что в Юго-Восточную Азию попал эскадрон казаков времён Гражданской. То ли красных, то ли белых. Но постепенно становится понятно, что действие происходит в современности времени написания рассказа или даже немного в будущем. Муркок буквализирует панч Эйнштейна о том, чем будет вестись Четвёртая Мировая Война. У Муркока уже и в Третьей Мировой наиболее эффективными оказывают жестокие казаки с махновскими тачанками, а не танки или авиация. Посвящение Бабелю в рассказе стоит не зря. Муркок просто взял реалии «Конармии» и перенес их во времени и пространстве. Но ничего не поменялось: та же бездумная жестокость, грязь, изнасилования. «В конце концов, они увели наименее пожилых женщин и отымели их в лачуге, в которой некогда была своего рода администрация. Я поразился их энергии. Мне пришло в голову, что это было нечто, что они ждали друг от друга, и что они потеряли бы лицо, если бы не совершили изнасилований. В конце концов, после того, как мы съели то, что смогли найти, я вернулся к допросу двух стариков.» Казаки показаны как некие безумные божества войны, которых ничто не может заставить отказаться от выполнения приказа, даже ядерный гриб в точке назначения. Странная, но любопытная зарисовка. 7(ХОРОШО) | ||||
| ||||
«Грезящий город» |
| |||
Автор, 22 сентября 2023 г. в 20:13 | ||||
1. Просто скучно. 2. Графоманский стиль — проблема перевода или оригинала? «леденящий душу вой терзал уши тех, кто слышал его» «чудовище, зловеще продвигающееся вперед» «атмосферу какого-то нестерпимого ужаса» и т.д. ) 3. Нелогичное поведение героя: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) «Он ринулся к двери, — где Йиркун с расширившимися от ужаса глазами пытался изгнать Ариоха, чей образ уже начал терять очертания. Элрик, бросив прощальный взгляд на Симорил, проскочил мимо кузена и пустился назад тем путем, которым пришел». Вот стоит враг Элрика. Почему не атаковать его, не вернуть себе трон? Нет, Элрик пробегает мимо — и адьё! Чтобы затем вернуться с целым флотом, положить две враждующие армии и тогда уж убить Йиркуна. Что за нелепость? 4. Возможно, единственная ценность этого рассказа — историческая: один из первых образчиков dark fantasy, в котором Муркок хотел изобразить другой тип героя, отличный от Конана. | ||||
| ||||
«Короли во тьме» |
| |||
sergej210477, 16 сентября 2023 г. в 11:20 | ||||
Классика героического и «темного» фэнтези. Троица героев — два странствующих рыцаря и прекрасная дама, волей судьбы оказываются в древнем и мрачном королевстве. Их ждут приключения в ужасном проклятом лесу, и, не менее жутком королевском замке. Фэнтези пополам с хоррором. Ну, или, совсем чёрное «dark fantasy». Чувствуется, что повесть создана почти семьдесят лет назад, сейчас так уже не пишут. Достаточно «сухой», лаконичный язык. Возвышенный стиль. Немного непривычные эпитеты. Страшная сказка для взрослых, хотя, наверное, скорее, для подростков. Читал в детстве — был в восторге. Брутальный герой, зрелищные сцены сражений, жуткие монстры, и, ничего лишнего. Перечитал сейчас, по-моему, тоже, очень неплохое впечатление. Наверное, всё-таки, для меня, в первую очередь, повесть «цепляет» своей атмосферностью. Ну, а потом, всегда приятно вспомнить свои первые прочитанные книги в жанре фэнтези. | ||||
| ||||
«Се человек» |
| |||
FayValentine, 04 февраля 2023 г. в 06:00 | ||||
Книга потрясла меня. Во-первых, сюжетом. Во-вторых, что Муркок открылся для меня с новой стороны. Я как и некоторые комментаторы считала его автором «для заработать». Кстати, после послушала про него, и да, он сам говорил, что иногда писал, просто чтобы заработать. Но Се человек иного рода роман. Глубокий и продуманный. Жизнь Карла полна боли. Я искренне сочуствовала герою. | ||||
| ||||
«Дочь сновидений» |
| |||
Manowar76, 30 января 2023 г. в 13:16 | ||||
(Элрик. Лунные дороги — 1) Чтобы начать этот роман, я продрался через первую трилогию про семейство фон Бек. «Город в осенних звездах» был особенно травмирующим опытом. «Бордель», в свою очередь, был очень неплох. Главный герой «Борделя», кстати, является дядюшкой главного героя «Дочи сновидений», Улрика фон Бека. Назвав протагониста Улриком, Муркок протягивает нить к первому роману цикла, «Пес войны и боль мира», где главного героя звали так же. Из того же романа перекочевал и архивраг фон Беков, бессмертный фанатик Клостергейм. Но главное, на страницах «Дочи» разворачивается (пред)история Гейнора Проклятого, персонажа, который интриговал меня ещё с девяностых и первой трилогии про Корума. К власти пришли фашисты. Вообще, первые две главы романа — очень зрелое размышление о природе войны и диктатуры. Как-то всё очень узнаваемо. Откуда-то, постфактум, всплывает Ворон-меч, реликвия фон Беков. Одно из воплощений Штормбрингера. Улрик — альбинос. И это не просто так. Ему, как и другим основным инкарнациям Великого Воителя, снятся сны о других мирах и других войнах. А еще Улрику снится белый заяц-альбинос, зовущий за собой, и мы все понимаем, что это значит. Нацисты, концлагерь, бегство. И очередное попадание очередного фон Бека в Срединный край с неизменным лисом Реньяром и вадагами/эльфами/офф-му. Вроде и всего триста страниц, но эти страницы увеличенного формата, плотной верстки и мелкого кегля. Думаю, страниц на четыреста пятьдесят стандартных тянет. Все романы про фон Беков излишне размеренны и монотонны. А может, мне так кажется. По ходу чтения выяснилось, что единственная вещь про Элрика, что я не читал — «Крепость Жемчужины». И как назло именно эта повесть имеет самое непосредственное отношение к сюжету и героям романа. Только во второй половине романа Улрик и Элрик сливаются и наконец-то начинается героическое фэнтези с Танелорном, Богами Закона и Хаоса и путешествиями по Мультивселенной. Заканчивается всё на Земле, в 1940-м, в период битвы за Британию. Долго читал, но всё таки осилил. 7(ХОРОШО) | ||||
| ||||
«Сын волка. Альбинос под землёй» |
| |||
AlisterOrm, 23 сентября 2022 г. в 20:15 | ||||
Последний роман трилогии сложно воспринимать всерьёз. Если первый воспринимался всё же более или менее как продолжение истории Вечного Воителя, то под конец старика Муркока понесло вразнос. Это, кстати, вовсе не значит, что роман плох — что вы, вовсе нет. Это хороший, ностальгический роман, своего рода окошко света в тёмном царстве Мультивселенной. От лица подростка? А почему нет? Все мистификации, связанные с месье Зодиаком, он же Элрик из Мэлнибонэ в хорошем плаще и костюме-тройке, как бы намекают на буффонадность происходящего, да и господин Реньяр вместе с разношёрстной компанией Рыцарей Равновесия, нельзя не обратить внимание, что зловещий Гейнор Проклятый и диавольский Иоганнес Клостергейм окончательно низведены на уровень почти комических персонажей, точнее, фриковатых баранов в зловещих костюмах. Но не будем преуменьшать. Архитектоника Мультивселенной сохранена, роль Вечного Воителя осталась прежней, но на этом витке Мегацикла его задачи немного другие. В предыдущих ветках, как мы помним, Хокмун-Эрикёзе разрушил Равновесие, в другом Корум поборол Хаос, в другой ветке он же в лице Элрика способствовал Рагнарёку Повелителей Энтропии. Здесь же, как и в двух предыдущих текстах, задачи другие — выступить и против Порядка, и против Хаоса, уравновесить Рунный Посох с Чёрным мечом. Внести смуту в Тёмную Империю Гранбретань и сохранить её — вот это задачка, пусть и невольная, не правда ли? Муркок хорошо помнит, что такое Тёмная Империя, и её извращённые порядки, и он удачно воспроизвёл их на новом витке... Дориан Хокмун здесь лишний, он своё предназначение Вечного Воителя не может выполнить, и бьётся где-то на окраине сюжета, тогда как основное противостояние уходит в фундаментальную схватку борцунов за вселенское могущество, в виде учёных Звериных Лордов (почему здесь нет барона Калана? Илиана Гаратормская его вообще своим мечом на ноль поделила?) и парочки экстравагантных ряженых. И месье Зодиак, он же Элрик из Мэлнибонэ, получает эффектный бенефис с Буреносцем — что ещё нужно старому любителю Муркока? Подытоживая, можно сказать, что это такой своеобразный образчик самопостмодерна, деконструкция истории Рунного Посоха и замка Брасс, плюс подмигивания в сторону мира Разрушенной Луны, разовый оммаж принцу в алом плаще и даже привет от полковника Пятницкого, я уж молчу о трикстере Джерри Корнелиусе, благо Уна Перссон на месте. И очередной Апокалипсис по муркоковски — куда ж мы без него? Мы вместе с Элриком славно погуляли по Лунным Тропам. До новых встреч. | ||||
| ||||
«Брат судьбы. Альбинос в Америке» |
| |||
AlisterOrm, 16 сентября 2022 г. в 15:37 | ||||
Красивый и, в общем-то, вполне обычный для Муркока велеречивый роман, куда спокойней, чем его раннее творчество, менее надрывный, чем романы о Коруме и Эрикёзе, и более аккуратный, чем его постмодернистские эксперименты. Почтенному автору сложно найти баланс, он слишком противоречив в своём творчестве, но, надо признать, ему это удалось. Демиург продолжает сплетать линии Мультивселенной, сталкивая и разводя друг с другом воплощения Вечного Воителя, отражения Чёрного Меча, размноженного Гейнора-Гуннара Проклятого, викингов, скрелингов, эсесовцев и гномов... Не, гномов-индейцев, чего уж там. Да ещё и напоминающих почему-то стивенсовских «The Brewsters of the Heather». Каково? Три абсолютно разных линии и три ракурса обзора полифоничны, причём за линию противостояния с Врагом отвечает не ветка Элрика из Мэлнибонэ, а Улрика фон Бека, идущего с Чёрным мечом наперевес. Если не брать в расчёт изрядную путаницу в средневековых реалиях, которая огорчительно довлеет над Муркоком, то роман дивно скроен как сочетание различных линий реальности Мультивселенной, которая всегда стремиться к гармонии, несмотря на энтропийные элементы как Порядка, так и Хаоса. И тот, и другой здесь выступают как силы, одинаково враждебные человеку, и которого защищает только Космическое Равновесие. Это хорошая, на удивление живая и светлая история о жене, ищущей мужа, о принце Элрике, на тысячу лет позабывшем о своём Роке, о графе Улрике, который чётко знает, за что держит оружие. Молодой Белый Ворон, тайна которого откроется только под конец, не по детски, а взросло наивен и светел, как принц Элрик, едва надевший корону Имррирра, а Гайавата, лично общавшийся с Генри Уодсвортом Лонгфелло, ироничен и мудр, словно один из всадников Лимба, некогда встретивших Элрика-Улрика в образе Хокмуна на пути в Танелорн. В общем, хороший, позитивный роман, очередной фрагмент бесконечной биографии Вечного Воителя, новый эпизод в нескончаемой войне, и всё это в сочетании с каким-то ироничным спокойствием, которым так и веет от этого текста. Безусловно, меня уже тянет прочитать его снова, но уже с разматыванием отсылочек и подмигиваний, любителем коих давно уже стал Майкл Муркок. Долгих лет ему! | ||||
| ||||
«Дочь сновидений» |
| |||
AlisterOrm, 09 сентября 2022 г. в 23:34 | ||||
Новая встреча с Элриком из Мэлнибонэ оказалась для многих читателей неожиданностью, и произвела на них крайне неоднозначное впечатление. В этом нет ничего удивительного — много воды утекло с тех самых пор, когда Белый Волк крушил Имррир («The Dreaming City», 1961), молодой человек, писавший о гибели древней и кровожадной империи, превратился в зрелого и опытного автора, погружённого в собственные мысли. Многие из нас буквально выросли на фантазиях Майкла Муркока о Вечном Воителе, с Хокмуном мы шли на штурм Тёмной Империи, бок о бок с принцем Корумом скакали на встречу со студёными Фой Миоре, с Эрикёзе спасали элдренов от кровожадного человечества. А с принцем Элриком многие сроднились, и оплакивали его трагическую судьбу, обречённую на жуткую гибель, лишённого всего на свете безродного изгнанника. Поэтому новый текст воспринимается совсем по иному. Тут главное помнить, что за плечами Муркока давно уже прошли странные и яркие постмодернистские эксперименты, вроде «Gloriana» (1978), подарившей новому роману букет игры с языком и смыслами, «Colonel Pyat» (1981-2006), приковавший внимание автора к генезису фашистского общества, «The War Hound and the World's Pain» (1981), кроме семьи фон Беков, добавляет нотку мрачности. Другой Муркок, совсем другой — и именно за это я его и продолжаю читать. Но в чём недоумение справедливо — так это в переизбытке эклектики. Всё же в эклектичности раннего Муркока было больше чувства, которое делало её живой, здесь же больше разума, и это подводит автора донельзя. Он пытается сделать роман ближе к своему старому стилю, и это делает его пресноватым, что в своё время подпортило «The Dragon in the Sword» (1986), который тоже был выдержан в жанре классической героики, уже не слишком уместной на фоне куда более спокойного стиля автора. Та же самая история и с «Daughter of Dreams» — уж больно чужеродно в нём выглядят приключения Элрика и его второго Я Улрика фон Бека на просторах мира Молодых королевств, да и позжее тоже. Муркок пытается влезть в жанр, из которого он давно вырос, и это составляет для его текста определённую проблему. Улрик фон Бек вышел из другого мира, который идёт к своему закату, находясь под пятой изуверской идеологии фашизма, этого торжества реваншистской химеры. Крушение старой доброй Германии сначала на фронтах Мировой войны, а затем в отблесках костров запрещённых книг, это реальная и подлинная трагедия совсем недавней ещё истории, один из самых чудовищных вывертов эпохи модерна. Но Муркок — плюс-минус сторонник модернизации — смотрит на фашизм и под другим углом, со стороны своей собственной Мультивселенной, которая живёт по своим собственным законам, и это законы борьбы Порядка и Хаоса. Он поднимает вопрос, который уже косвенно звучал в его определённо реалистичном «The Laughter of Carthage» (1984), а не являются ли Порядок и Хаос одинаково чужими человеку силами, и не могут ли они вырождаться в своём развитии? На счастье мира Корума, трикстеры Кулл и Ринн уничтожили владык и того, и другого, боги, вечно сражающиеся дети, погибли в то время, когда Дориан Хокмун и Эрекёзе прибыли в Танелорн. Но в этом мире владыки Порядка и Хаоса одряхлели и выжили из ума, фашизм является настоящим воплощением законов Порядка, контроля и насилия. Поэтому нам не слишком важно, кому же служит Гейнор фон Минкт, он же наш старый друг Гейнор Проклятый, силы, которые он воплощает, лишены здорового человеческого начала, что и становится причиной его проклятия. На фоне схваток Человека с силами Порядка и Хаоса происходят героические приключения Вечного Воителя, который уже не может служить ни одной из этих сил. Муркок использовал интерес фашистских лидеров к оккультизму в свою пользу, и Чёрный меч отныне являет собой объект пристального интереса чародеев Рейха, вокруг чего и крутится сюжет. Сочетание фэнтезийных декораций, луков, мечей и острых ушей мэлнибонэйцев вкупе с нацистской отутюженной формой отдаёт буффонадой, однако, нужно признать, героическая схватка молодых драконов с асами Люфтваффе над берегами Британии — сильный образ. В общем — противоречивый текст, в котором смешались одинаково и удачные элементы, и откровенно нелепые находки. Этому роману подошла бы не героика, а поэтичный и красивый стиль «The Revenge of the Rose» (1991), где образ Элрика играет новыми красками. Но даже с этими поправками я снова рад встрече со стариком Муркоком, и снова он меня не разочаровал. Рад встрече, старый друг! | ||||
| ||||
«Повелители Мечей» [Роман-эпопея] |
| |||
wofd, 31 августа 2022 г. в 22:38 | ||||
Помогал с переездом другу, и внезапно мне в руки попалась эта книга. Название заинтересовало. Решил почитать. Но... Эмоций или восхищения не возникало в процессе чтения. Запоминающихся, интересных или колоритных персонажей я не встретил. Все похожи друг на друга: есть Муркок-Корум, Муркок-Ралина, Муркок-Джерри, Муркок-боги. Каких-то отличительных черт в диалогах нет (идентичные конструкции, фразы, слова, бррр...), в поведении и их мыслях — минимум. Проработка сражений слабейшая, интриги — лишь изредка. Единственное, спасает повествование — события иногда вызывают интерес и желание узнать, что будет дальше, но такого мало было за всю книгу. К сожалению, это не мой автор. Не почувствовал я «жизни» в произведении. Не проникся. Такое впечатление, что читал сухой пересказ каких-то событий. | ||||
| ||||
«Сын волка. Альбинос под землёй» |
| |||
Абарат, 24 августа 2022 г. в 16:58 | ||||
А вы знаете, что У? А вы знаете, что ЭЛ? А вы знаете, что РИ? Что у Элрика того Был и сын, не только дочь? Только что прочёл «Сына Волка» и исполнен благой вестью: читайте, и вам воздастся! То, к чему нас готовили ранние отзывы и пробные переводы начальной главы, сбивало ожидания и давало ощущения несерьёзной литературной игры... Тем более, что предыдущий роман «альбиносской» трилогии начинал придавать соответствующий вектор, и вроде бы всё, что можно эпического, уже выдал. Опять же упомянутое заранее присутствие «Города в Осенних Звёздах» настраивало преждевременно на меланхолический манер... Всё оказалось брутальнее! В данном романе рассуждений именно столько, сколько нужно (не в пример «Дочери Сновидений»), эпичность на уровне, обоснованность важности событий для общей хроники — несомненна, Гранбретань — к месту... Кстати, сия Темная Империя заиграла своими насыщенными красками, Хокмун не унижен; сразу после тянет перечитать его канонические приключения. Ну, и по мегациклу — очередные объединения и поперечные мостики накинуты этим романом так, что теперь уже точно не отвяжешься: большая часть творчества М.Муркока — это действительно одна мегакнига! | ||||
| ||||
«У врат преисподней ветрено» |
| |||
FixedGrin, 15 января 2022 г. в 09:35 | ||||
Сокращенная версия заметки https://bit.ly/3reu9hy (Medium) Если при взгляде на обложку https://miro.medium.com/max/792/0*l1HmEoW... вы задались вопросом, не участвовал ли Муркок по юности в создании комиксов из бэтменианского цикла о Джокере, это вполне естественно: первоначально роман издавался под названием «Огненный клоун» («The Fireclown»). Принятое ныне хоть и звучит куда красивее, но менее информативно. На самом деле Джокера, самого знаменитого из суперзлодеев мультивселенной DC Comics, выпустили на арену готэмского цирка еще в 1940-м, то есть за четверть века до того, как молодой Муркок внедрился в “New Worlds” и сотворил переворот в британской, а затем и англосферной фантастике. Однако «У врат преисподней ветрено» если и немного потерял в актуальности, то состарился с несомненным благородством, как элитное вино. Практика показывает, что если писатели Новой Волны ругают свои юношеские работы или стесняются их, значит, читать это стоит с куда большим основанием, нежели более поздние вещи, частенько запятнанные малоубедительными попытками вписаться в повесточку мейнстрима. По признанию Муркока, «У врат преисподней ветрено» — работа, не доставившая ему никакого удовольствия, просто упражнение. Несмотря на это, роман получился ожидаемо (для меня) лучше всех работ из цикла об Элрике вместе взятых, а что уж говорить про невразумительный квартет Корнелиуса. Вселенная его не так близка к гибели во вспышке идущего вразнос абсолютного оружия, как у Харрисона в «Устройстве с Центавра», но трепещет на краю бездны — и лишь трикстеру дано усмотреть за спокойной, как в более позднем «Семени зла», технократической утопией (антиутопией?) Порядка некротические пятна упадка и Хаоса человечества. Муркок, по собственным словам, придерживался в начале 1960-х романтичного представления об инстинктивных, нерасчётливых персонажах, противопоставляя их скучным механистичным конформистам. Прототип «У врат преисподней ветрено» в английской классической литературе действительно имеется, но вы ни за что не отгадаете, какой: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) упрекать его или Муркока, сочетавшего работу на либеральную партию Британии с мятежом против Старой Гвардии НФ, в диванной стратегии оснований нет. (Это вам не ужасающее «Околоноля».)«Конингсби» Бенджамина Дизраэли, открывший для Англии середины XIX века субжанр политических романов. Выбор становится менее странным, если знать, что Дизраэли, по семейному преданию, дальний предок Муркока. «Конингсби» вышел в 1844-м, его автор не ограничился консалтинговыми проповедями юношам бледным, а сделал впоследствии блестящую карьеру, дважды побывав премьером; Выдержанная в стиле «Горменгаста» первая сцена книги показана глазами персонажа, к которому автор никогда более не возвращается, и это важный признак чистоты импровизации, впоследствии пострадавшей от необходимости писать и издаваться в профессиональном темпе, ведь на гонорары Муркок и содержал NW. В этом варианте реальности, подобном миру «Стальных пещер» Азимова, человечество к 2090-м почти полностью переселилось в подземные аркологии. Появление загадочного Огненного Шута, демагога-анархиста (завладевшего, по некоторым подозрениям, атомным оружием), на нижних уровнях Швейцарии будоражит не только простолюдинов. Им заинтересовались и умеренно радикальная оппозиция, и олигархическая аристократия в лице Алана Повиса (в ином варианте — Алена фон Бека, куда ж нам без семьи фон Бек) и его деда Саймона Повиса (Симона фон Бека), министра космического транспорта, основного кандидата на номинацию в президенты Солнечной системы от своей партии. Если бы за разработку этой темы взялся Херберт, недавно закончивший «Дюну» и (не опубликованное при жизни) «Высокое мнение», от книги стоило бы ожидать большего уклона в социальную философию и меньшего — в сатиру. А у Муркока получился очень удачный, пускай и явственно ученический (чувствуется тут мощное влияние «Солнечной лотереи»), романтичный и аляповатый, протокиберпанк с неожиданно цепкими “опорами для ног в голове”. Достаточно подчеркнуть, что лидером оппозиции и кандидатом в президенты здесь выступает женщина. Хотя, возможно, для Британии новоелизаветинской эпохи, как бы ни костерил ее Муркок, это менее смелое решение, чем для современной роману Америки и ее пальповых корифеев. В конце концов, США только сейчас дождались женсовета “Хьюго” и своей Хелен Кёртис — у нее даже вторая половинка фамилии звучит похоже. Роман без особого труда можно адаптировать для высокобюджетной экранизации. Главное — не подпускать к кастингу на роль Огненного Шута президента 95-го квартала Кривого Рога Владимира Зеленского. Хотя погодите... | ||||
| ||||
«Элрик на Краю Времени» |
| |||
Manowar76, 24 марта 2021 г. в 01:51 | ||||
Кроссовер двух значимых для автора циклов. Родившийся, как издевательство над Конаном, к моменту написания данной повести, похоже, Элрик основательно поднадоел автору и Муркок решил поиздеваться над своим самым популярным персонажем. Элрика выставляют в нарочито неприглядном свете. То он неуклюже поднимается с четверенек, то уплетает еду за обе щёки (это Элрик-то!), то страшно тупит. И постоянно изъясняется Высоким Пафосным Штилем. Обитатели Края Времени тоже ребята малосимпатичные. Пустоватые бессмертные всесильные скучающие мономаны. И с логикой хронооперы Муркок обращается крайне вольно. Такое ощущение, что всё происходит не во времени, а в пространстве. Уна Персон поторапливает Канари в тринадцатом веке, хотя, раз уж ты путешествуешь во времени, то можешь скакнуть в любой момент, верно? И торопиться тебе совершенно нет смысла, так как события в другом временном потоке/слое «замирают», пока тебя там нет. Высокое фэнтези не поддаётся скрещиванию с «новой волной», превращаясь в фарс и обесценивая «новую волну». 5(СРЕДНЕ) | ||||
| ||||
«Пекинское соединение» |
| |||
romanpetr, 05 января 2021 г. в 05:00 | ||||
Очень мудрёная, на мой взгляд, короткая история Майкла Муркока, кроме того написанная в необычном стиле: с прерываниями, намеками и вставками. Шпионский рассказ, по-моему, от этой псевдо-философского повествования сильно пострадал, потому что простой читатель ожидавший короткого, но энергичного по духу произведения, просто разочаровался, потерявшись в , мягко говоря, сложностях. Похоже, что Муркок пытался что-то спародировать и очень тонко сыронизировать, как в биллиарде подрезать тонко шар, а получился тычок кием по воздуху... Не понял, правда, зачем Джерри Корнелиус пошел на такие унизительные жертвы, ради выполнения поставленной задачи, но если в 1969 году этот рассказ можно определенным вызовом некоторым выпадающим из общества индивидам, тогда и какой-то смысл приобретается в истории, но сейчас «радужная братья» даже может с восторгом упиваться этим рассказом, переиначив все с переда на ... наоборот. Как отдельный рассказ, произведение вообще проигрывает, а если как часть какого-нибудь романа, или «удивительной» главы в романах великого автора возможно спокойно прижилось бы и растворилось бы в тексте к вящему удовольствию поклонников. Отдельно — китайские генералы разочаровали — ну, тупые. | ||||
| ||||
«Волк» |
| |||
Darth_Veter, 11 октября 2020 г. в 20:58 | ||||
Эту новеллу никак нельзя назвать ни мистической, ни фантастической. Просто описание внутреннего мира сексуального маньяка, зацикленного на поиске мнимой подруги. Может, когда-то она у него и была, но он «застукал» ее за неблаговидным делом и, скорее всего, убил. А потом, как это обычно бывает в такого рода случаях, окончательно сбрендил, посчитав себя волком, охотящимся за глупыми овечками-женщинами. Его поиски абсолютно иллюзорны и подчинены простой идее «найти и наказать», хотя сам предмет поиска четко не определен (если только не считать, что это женщина). Психиатры называют подобный синдром «манией», поэтому таких людей и называют маньяками. Они вечно озабочены своей навязчивой идеей и никогда не останавливаются, так как покой для них равнозначен смерти. Всё остальное для них не имеет никакого значения, будь то эпидемия гриппа или инопланетное вторжение. Вот и маньяк, от лица которого ведется повествование, одержим своими поисками, не обращая внимания на происходящие вокруг события. Хотя автор четко об этом не говорит, но косвенно, на основе анализа текста новеллы, их можно отнести к очередному апокалипсису — возможно, тому же самому, что был описан в двух предшествующих новеллах сборника. Что ему какой-то Конец Света, если его собственной душе нанесена незаживающая рана: его девушка «наелась его жизнью и выпила его душу»? Он даже не может вспомнить ее имени, но хорошо знает, как отличить ее среди множества других: все ее пальцы украшены перстнями. Когда-то он подарил ей кольцо, а теперь решил забрать его назад. И в этом проблема: как отличить свой подарок среди множества похожих? Вот он и снимает их все. Вместе с пальцами. Одна из его безумных фраз показалась мне по-философски оригинальной — это когда он назвал любовь «ложной божественностью». Как утверждают ученые, чтобы получить полное представление о чем-то, нужно выйти за его рамки. Вот почему все шизофреники отлично рисуют шокирующие своей откровенностью картины или пишут блистающие словесными парадоксами романы (вспомним «Портрет Дориана Грея» или многочисленные романы Стивена Кинга). ------- ИТОГ: психологический срез параноидальных мыслей упоротого на любви маньяка. Будет интересен психиатрам и ... девушкам. Берегите своих любимых и не доводите их до подобного состояния! | ||||
| ||||
«Обитатель времени» |
| |||
Darth_Veter, 10 октября 2020 г. в 22:29 | ||||
«Обитатель времени» — это сборник рассказов, объединенных общей темой умирающей Земли и разъединенного человечества. Наша планета уже потеряла свой спутник, Луну, и движется по времени к своему полному краху (в Солнечной системе кроме нее еще две планеты). Какая-то часть человечества смирилась с мрачным будущим и живет только сегодняшним днем, соблюдая давно потерявшие всякий смысл обычаи и традиции (как, например, обед в строго определенное время). Другие (которых меньшинство) пытаются вернуться в прошлое, чтобы исправить ситуацию для людей. Есть еще и луниты, которые обитают в полностью искусственной среде своего планетоида, но о них в первом рассказе не говорится ни слова (если не считать таковым упоминание про разбившийся космический корабль, который может принадлежать только лунитам). Никакая из описанных трех групп не добилась существенных успехов в своем деле, и потому дни человека в этой вселенной сочтены. И тут появляется первый изгой, отвергнутый обществом Ланжис-Лиго. Он отправляется в Барбарт, город регламентированного Настоящего, чтобы найти там применение своим способностям. Вначале у него ничего не выходит — он даже не в состоянии понять, что такое часы! Изучая время, Мыслитель-со-шрамом не задумывался над тем, как его измерять. А вот беспечные жители Страны Пальм придают этому решающее значение, ибо вся их жизнь жестко привязана ко времени. И когда в городе выходит из строя часовой механизм, называемый местными Великим Регулятором, они впадают в ступор и не знают, как дальше жить. Тогда-то Мыслитель и вспоминает про идею «обнулять» время, реализованную в часах. Конечно, идея была чисто условной, не основанной на каком-то физическом принципе, — просто дань традиции. Но воспитанный в других традициях Мыслитель понимает ее буквально и ... открывает технологию путешествий во времени! Для него время стало той Землей, которую люди имели когда-то под ногами, — своеобразный аналог пространства. Интересно, слышал ли автор про теорию пространства-времени Минковского, которую Эйнштейн реализовал в своей теории относительности? Правда, у Муркока время и пространство существуют по раздельности (об этом особенно подробно рассказывает вторая новелла сборника, «Бегство от заката»). Мечтатель овладел только половиной могущества — пространством времени, — и потому его технология бесполезна для барбарцев (звучит почти как «варвар» — может, потому жители Страны Пальм и выглядят такими дикарями). Освоить ее может только полностью проникшийся идеей перемещения по времени человек, что жители Барбарта полностью отрицают, ибо накрепко привязаны к НАСТОЯЩЕМУ. Такой вот парадокс казуальности... А теперь вылью на читателя ведро ледяной воды, чтобы вернуть его в реальный мир. С точки зрения науки все рассуждения автора — параноидальный бред. Как я уже упомянул, пространство неотделимо от времени, а время однонаправленно по своей природе. Так что никаких путешествий во времени существовать в нашей Вселенной не может. Ни фактических, ни воображаемых. Это запрещает та самая энтропия, что и привела Землю в упадочное состояние. Сделать ничего уже нельзя — раньше нужно было действовать! Поэтому рассказ Муркока — не фантастика вовсе, а научная утопия, имеющая только философскую ценность. --------- ИТОГ: рассказ о ценностях времени как физической основы нашей Вселенной. Неправдоподобно с точки зрения науки, не очень увлекательно по сюжету, но поучительно с точки зрения философии понятий. | ||||
| ||||
«Поющая цитадель» |
| |||
Darth_Veter, 06 октября 2020 г. в 22:26 | ||||
У этого рассказа стандартная для геройского фэнтези завязка: возникает некая сложная проблема, разрешить которую может только данный герой. Само приключение строго определено шаблоном (долгое плавание или путешествие в определенную точку, мелкие стычки с врагами в пути, прибытие в конечный пункт и решение проблемы), остается просто придумать саму его причину. Элрик только что расстался с очередной своей пассией (догадываюсь, что это была Шари из «Смеющихся богов») и потому находится в уже привычном для читателя состоянии меланхолии. А это значит, что он готов броситься в любую авантюру, чтобы забыть о пережитых чувствах. И вот такой случай представляется: королева Джаркора Ютана крайне обеспокоена исчезновениями своих людей вблизи загадочной цитадели, расположенной рядом с городом Тохор. Стоит только пешему или конному приблизиться к ней на определенное расстояние, начинает звучать чарующая музыка, которая подчиняет себе разум любого человека, заставляя его направиться внутрь цитадели. Назад же еще никто не выходил. Могучий колдун Пан-Танга Телеб Кан отсоветовал королеве атаковать зачарованную цитадель, поскольку она есть порождение Хаоса. Кому еще браться за такое дело, как не истинному прислужнику Хаоса? Многое из канвы этого рассказа автор оставил за пределами его рамок: и то, что Элрик уже видел это строение во время своих странствий по реальности Хаоса, и то, что ему хорошо известен его настоящий хозяин — шут Бало, развлекающий Повелителей Хаоса своими озорными шутками, и даже то, как с ним справиться. Может, я просто пропустил те новеллы, где Муркок описывает подобное путешествие Элрика, но в 4-м томе «Миров фантастики» его точно нет. Поэтому откровения Элрика выглядят как тривиальный «рояль в кустах». Герой просто обязан быть информированнее своих подопечных. Также притянутой за уши кажется способность Элрика противостоять чарам цитадели, которых боится даже опытный колдун Пан-Танга. Непонятным для несведущего читателя является и панибратское общение мелнибонэйца с Бало: последний даже предлагает ему совместное управление новой реальностью, которую он создает на базе Поющей цитадели! С чего бы такая щедрость от посланца Хаоса? Да и вообще это мероприятие выглядит не совсем разумным, учитывая личный интерес Повелителя Хаоса к измерению Земли, которое он считает ключевым в борьбе с силами Порядка. Элрик разумно отказывается от подобного предложения и сдает смутьяна в руки Ариоха, зарабатывая очередной балл к своей харизме. А вот отвергнуть предложение о браке с Ютаной Элрика заставляет не разум, а темная карма: женщины не приносят ему покоя, доставляя лишь одни неприятности (своей смертью, разумеется). Тем не менее, ревнивый колдун записывает альбиноса в свои кровные враги и тем самым определяет свою собственную судьбу: Элрик будет гоняться за ним весь следующий роман («Спящая волшебница»), пока не сживет его со света. Для волшебника, который знает родословную бывшего императора Мелнибонэ и его связи с Повелителем Хаоса, это весьма недальновидный и неразумный поступок! ------------- ИТОГ: простенькая по содержанию новелла с не очень четкой логикой и слабо разработанным сюжетом, который не добавляет ничего нового к образу «красноглазого дьявола». Я бы на месте автора включил его в один из следующих романов в качестве спин-оффа (побочной миссии) основной линии. | ||||
|
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 [8] 9 10 11 12 13 14 15 16 17