Майкл Муркок «История Рунного Посоха»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спасение мира | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Темная империя Гранбретания покоряет страну за страной в мире, чрезвычайно похожем на наш. Один за другим складывают оружие те, кто посмел выступить против нее. И лишь Дориан Хоукмун, герцог Кельнский, в союзе с графом Брассом, хранителем Камарга, способны противостоять тьме.
Несмотря на многообразие изданий на самом деле было только два разных перевода. Детали описаны в статье.
Содержание цикла:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— цикл «Хроники Хоукмуна»
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 6 декабря 2024 г.
Не так давно, в рамках повторного прочтения любимых книг юности, перечитал обе трилогии о Коруме и вновь получил большое удовольствие (ну может не такое яркое, как тридцать лет назад, но всё же). Теперь очередь дошла и до Хокмуна, когда-то, сразу после «Повелителей мечей» приобрёл и прочитал северозападовскую книжку «Рунный посох» в коллективном переводе, сейчас поизучал что и как о других изданиях, в итоге перечитал всё тот же самый перевод, который, как говорят, не сильно точен, но с литературной точки зрения в общем то и вполне неплох.
В отдалённом будущем, после разрушительной войны, численность населения Земли изрядно снизилась, человечество в развитии откатилось куда-то в Средние века, а политическая карта мира претерпела прямо-таки драматические изменения. Кое-какие прогрессивные для привычного нам средневековья технологии, однако, присутствуют, более того, активно практикуется магия (в симбиозе с наукой), да ещё появились (видать как наследие применения ядерного оружия) разнообразные странные существа, от просто непривычных, до инфернальных.
Европу опять терзает большая война — Гранбретания, перешагнув границы своих островов, строит новую империю, эдакий Евросоюз будущего, с поправкой на нравы (отнюдь не вегетарианские) будущего. Но остались ещё люди, способные противостоять кровожадным полчищам — граф Брасс, правитель Камарга, Хокмун, герцог Кёльнский, да их немногочисленные друзья и соратники. Борьба будет сложной и неравной, ждут их головокружительные приключения, кровавые битвы, неожиданные встречи и горькие потери. Смогут ли они изменить «новый европейский порядок»?
Те, кто читал эту книжку в оригинале (я то сам не владею английским в нужной мере), отмечают, что в тексте очень много пародий на стандарты жанра и неприкрытого стёба, однако немногочисленные русские переводы по большей части растеряли эту особенность произведения и больше тяготеют к героической серьёзности. Действительно, когда я читал эту книгу в студенчестве, я и ожидал от неё, и получил лишь феерические яркие приключения, читая сейчас, то тут, то там замечаешь неприкрытую иронию, но лишь эпизодически. В глаза бросается явная стилизация, местами под рыцарские романы, местами под книги а-ля «Принцесса Марса», итог получается красочный, динамичный и слегка (подчёркнуто) туповатый. :) Герои, в массе своей, прямолинейны, играют каждый свою роль и полностью соответствуют шаблонам, этими ролями обусловленными. Мир весьма красив, таинственен и экзотичен, в меру опасен (чтобы можно было показать удаль молодецкую), но при этом довольно привлекателен, так что хочется даже там побывать и одним глазком посмотреть, что и как. :)
Роман состоит из четырёх частей, являющихся продолжением друг друга и отдельно, как законченные произведения, не воспринимающихся. Каждая часть — новый квест, в классическом понимании этого слова — с длинным путешествием, чёткой целью, с препятствиями и загадками по ходу развития сюжета. Конечно же будут геройства, будут моменты когда (опять) всё погибло, и моменты когда (вновь) всё спасено. :) Да, конечно же, книга весьма предсказуема в общем, но в эпизодах периодически бывают весьма интересные повороты. С фантазией у Муркока всё хорошо, написано тоже очень неплохо, но чувство меры автора периодически подводит. :)
Когда-то я был от «Хроник Хокмуна» в восторге (правды ради, это была одна из первых книг жанра фэнтези, прочитанных мной), сейчас всё воспринимается гораздо спокойней, с критическим взглядом на вещи и здоровым скептицизмом. Это совершенно не шедевр, даже если сделать скидку на время написания, если я испытывал при чтении ностальгические чувства, то человек, читающий эту книгу впервые, скорее всего испытает некоторое недоумение и скуку. :) Однако Муркок, даже писавши откровенно проходные коммерческие вещи, совсем уж халтурить не умел, поэтому книжка получилась довольно обаятельная, хотя и «на один раз».
vik.kammerer, 8 сентября 2015 г.
Это моя первая фантастическая книга, которую я прочел еще в младших классах. Она очень сильно повлияла на меня и определила мои последующие литературные вкусы. В школе я перечитывал ее много раз и дословно помнил многие эпизоды, включая опечатки и ляпы типографии. Возможно, если я прочту ее сейчас, в более зрелом возрасте, то уже не испытаю того восторга. Поэтому я хочу сохранить образы главных героев и их миров именно такими, какими они отпечатались у меня в детстве.
Помню, как отчаянно искал продолжение, даже не зная, существует ли оно вообще. У меня не было компьютера, интернета — тем более, а библиотекарши только пожимали плечами. Уже сейчас, спустя годы, я вижу в открытом доступе всю историю. Прочту ли ее теперь? Не знаю. Хокмун жив, и он нашел свой Танелорн. Этого для меня достаточно.
Borogove, 10 декабря 2011 г.
Среди творческих людей немало перфекционистов, выпускающих по роману в пятилетку. Они, как правило, срывают аплодисменты эстетов и бывают обласканы прессой. Есть и те, кто клепает полусырой материал и заваливает рынок палпом. Притом не все поголовно бесталанны, попадаются и те, кто со временем, сохраняя работоспособность, матереет. Майкл Муркок – безусловно, святой покровитель последних. «Святой» — потому что никогда не скрывал своей приверженности рабоче-крестьянским взглядам на творчество. «Покровитель» — потому что при этом Муркок никогда не выпадал из элиты фантастов, был любим коллегами и фанами. На литературных достоинствах «Хроник Рунного посоха» это никак, увы, не отражается.
Про Замок Брасс Муркок пишет откровенно, нарочито плохо, либо просто не старается. Практически у любого нынешнего МТА больше фишек в запасе, чем в «Рунном посохе». Собственно, автор и предстает самым что ни на есть МТАшником с буквой посредине под вопросом. Это тем более удивительно, что Муркок отхватил Небулу всего за год до РП и, бывало, писал действительно впечатляющие вещи. Звездная болезнь? Халтура? Или стилизация? Можно допустить, что Хроники Дориана Хокмуна написаны под вдохновлявшие Дон Кихота рыцарские романы XVI века с поправкой на антипатриотизм и антиимпериализм автора. Но чем дальше читаешь, тем меньше верится в наличие иронии у Муркока. Либо же шутка катастрофически затянута. Новые трупы и приключения нанизываются на меч Хокмуна как шашлык на шампур. Что ни прямая речь, то горы пафоса. Что ни персонаж, то картонка, даже не гофрированная.
Аллюзий и пластов так мало, что их разбор уместится даже в рецензии. Цикл написан в конце 60-ых, когда в Великобритании косо смотрели на объединяющуюся Европу и пытались противопоставить что угодно, но своё: Содружество, монархию, парламентскую систему. Экспансивная Гранбретания «Хроник Хокмуна» — фактически, антипод реальной Британии 60-ых с экономными и осторожными лейбористами у власти. Короче, если Муркок задумывал карикатуру на родину, она получилась какой-то странной, потому что критиковалось не то, что было на самом деле. А еще мы имеем странные представления автора о географии (например, размерах Черного Моря, рельефе Анатолийского полуострова и пр.) и жирно-чернушные (иначе не назовешь) деяния злодеев (уж их-то можно было сделать похаризматичнее на фоне простого как три рубля ГГ). Иначе как сквозь фейспалм это читать невозможно. В «Мече зари» и «Рунном посохе» появляются признаки пародии и даже самопародии, но и они не отвечают на вопрос, с какой целью цикл был написан, и почему положенные в его основу идеи потребовали полтысячи страниц, а не одной повести.
Плохие персонажи, непродуманный мир (стандартная ошибка: все персонажи говорят на одном языке вне зависимости от национальной принадлежности), убогий сюжет (приключение –> приключение -> финальное крошилово -> артефакт). Короче, чистой воды трэш-фэнтези. Графоманская халтура, в которую вложено минимум мыслей и не вложено ни грамма души и стараний.
пунчик, 30 октября 2016 г.
Прочитал в 1994 году , первая моя книга в котрой 500 страниц «улетели» за три дня , даже к друзьям во двор не выходил. Впечатления незабываемые : интересный целый мир , прекрасные герои , мрачные враги могущественной империи , поражающий масштаб событий, концовка без традиционного хеппи-энда !!! Одним словом — ВЕЛИКОЛЕПНО ! Перечитал спустя десять лет , опять получил массу удовольствия. Лично для меня, сага о Рунном посохе уже класика фэнтези. БРАВО МУРКОК !!!
Warrapan, 29 августа 2016 г.
Для многих эта книга была первым опытом прочтения фэнтези, я не исключение. Ну, не совсем первым, но в десятке или даже пятёрке. Естественно, во многом повлиял роман на мои дальнейшие литературные вкусы, хоть и не стал «золотым каноном», по которому всё меряешь. И всё же мрачная Империя Гранбретания, где все носят гротескные маски, техно-магия, орнитоптеры и огненные копья навсегда отложились в памяти. Пусть герои во многом шаблонны, пусть иногда надоедают чудесные спасения ГГ из абсолютно безвыходных ситуаций, которые происходят каждые 20-50 страниц. Всё равно это классика — мировая и личная, поэтому «10«!
AlisterOrm, 20 июня 2012 г.
Интересная вещь — тетралогия о Хокмуне. Само собой, после прочтения второй трилогии романы о войне с какой-то там Тёмной империей не смотрятся, но тем не менее что-то в них есть — должно быть, дело в писательском таланте, хлещущей через край безумной полунаркоманской фантазии, наконец, в пародировании и отсылках на английскую современность, в которой жил писатель.
Само собой, отчасти цикл — пародийный, сомнений нет. Дориан Хокмун вполне себе живой персонаж, так Муркок изобразил в своём изображении верного слугу Рунного Посоха — безжалостного, жестокого, но благородного и честного человека, превыше всего ценящего людей, находящихся вокруг него. Идеальный рыцарь — граф Брасс, его дочь Исольда — идеаьная возлюбленная, сама мспособная взять в руки меч, верный друг — карлик Оладан, и даже «перевоспитавшийся» офицер армии Тёмной Империи д'Аверк — всё по законам жанра. Наверное, самое трудное при чтении — отличить вполне серьёзные моменты странствий Хокмуна и К. от пародийных, поскольку, как мне кажется, здесь густо намешано и того, и другого. Хотя всему циклу свойственна некоторая театральность, стоит признать, но порой герои вдруг сбрасывают с себя свои маски, и показывают истинное лицо.
Жаль мир. Он ярок, великолепен, но — слабо прописан. Как-то отрывочно, не очень ярко. А жаль — очень вышла бы мощная картина. Но Муркок не стал заморачиваться — по моему, он делал так во всех своих книгах. Совсем иное дело — аллюзии на Англию тех лет, когда писался роман. И дело здесь не в лейбористах, находящихся у власти. Муркок ударил по английским патриотам, своими романами показывая, как мало они отличаются от «чернорубашечников», и насколько велика вероятность превращения Англии в Тёмную Империю. Да, в этом плане цикл удался.
Итог: любопытно, хоть и не шедевр. Муркок — товарищ тонкий, даже в своих простых романах он мог сказать много интересного.
jdeep, 15 марта 2011 г.
Лично для меня, Рунный посох стал первым романом фэнтези, в том понимании фэнтези, которое мы сейчас вкладываем (до этого все подобные произведения, не исключая Властелина колец, подпадали под жанр, которым такие книги награждали в Союзе — повесть-сказка). Прочитанный в далеком 1992 году, он, как первая женщина, не забудется никогда!!!
pavluha1977, 4 октября 2012 г.
Роман «Рунный посох»- первое прочитанное мной фэнтези. Я даже не знал, что это последняя книга цикла. Помню свой восторг после прочтения данного романа. Благородные герои, борьба с тьмой, схватки на мечах, жалость к погибшим персонажам. Эти ощущения я помню до сих пор. Именно с этого романа, я открыл (и полюбил) для себя фэнтези. Прочитав отзывы посетителей, складывается ощущение, что данный цикл не так уж и хорош, поэтому читать остальные части цикла я не буду. Не хочу портить послевкусие и ощущение сказки, которые сохранились до сих пор.
beskarss78, 20 января 2011 г.
У меня противоречивое отношение к роману.
С одной стороны — да, фэнтези, да, много интересных намеков, отсылок и т.п. Есть мир, есть герои, есть образы.
С другой — общий фон куда интереснее персонажей и событий. Я хорошо представил себе маски солдат (вообще обычай носить в империи маски животных), в голове сами собой складываются образы машин, архитектура Лондона. А вот люди на этом фоне теряются. Некий герой совершает стандартные подвиги, некий злодей — стандартно желает красавицу и власть, у героя постепенно собирается дружина и скапливается набор артефактов. Вс е это настолько привычно-однообразно, что не задерживается в памяти...
Я с удовольствием посмотрел бы полнометражный мультфильм по «Рунному посоху», с тщательной прорисовкой, вроде «Призрака в доспехах 2», но снимать эту книгу с полки, перечитывать её, меня давно уже не тянет.
Стронций 88, 18 июня 2011 г.
Начать с того, что Муркока я люблю… И этот цикл я начал читать с увлечением и интересом. И мне нравилось! Интересный странный мир, интересная интрига. И первые два романа запомнились и понравились. Некоторые вещи были в диковинку. Да, были и вопросы, но они тонули в насыщенных действиями произведениях. Но остальные два романа меня попросту подрубили… Всё стало превращаться, по-моему, в шаблонное чтиво. Герой стал суперменом, судьба мира была в его руках, и само мироздание на его стороне, совершенно уж фантастическими событиями управляя ходом его действий. И пошло-поехало… Разочаровался жутко. Картонно. Пафосно. Безжизненно. Даже пересказывать не хочется, КАК и чем именно мне всё это не понравилось. Просто не люблю я такие вещи. Одно хорошо – читаются быстро. В голове, правда, после ничего не оставалось. Жаль, очень жаль, что так всё закончилось… Скатилось в низкопробное чтиво. Я огорчён и зол.
Farit, 4 октября 2010 г.
Мир прописан крупными мазками, что дает возможность самому домысливать, включать фантазию и заполнять лакуны самостоятельно.
Вообще, более рачительный автор на материале «Хроник» сделал бы цикл книг в двадцать. Но Муркок не из таких. Торопился делать из таких вот циклов мегацикл.
Kot_13, 19 мая 2011 г.
Невероятно интересная задумка! Очень интересный и своебразный мир. Но воплотить эту задумку во что то стоящее не получилось....к сожалению.
Каждая новая книга начилась с чего то интересного, но к середине превращалась не понятно во что.
В общем можно конечно почитать, но так....не обязательно.
glupec, 29 сентября 2008 г.
Общую оценку ставить трудно, и я не буду этого делать, т.к. вошедшие в тетралогию произведения — очень разные... Великолепно прописанный мир, цельные герои, такой же цельный сюжет в первой части — и что же мы видим во второй? Обычный авантюрный роман невысокого пошиба... (Собственно, и в 3й части — то же самое). И только поближе к финалу действие вправду становится эпичным... оно конечно, в очередной раз про очередную «последнюю битву со всемирным злом» невелика была бы радость читать — но талант писателя вывез...
Странно, что этот талант, так хорошо сработавший в первой и последней книгах, куда-то пропал на середине...
Итого: эту тетралогию вполне можно назвать «разносортицей» (а кто не особо любит Муркока — тот, пожалуй, и покруче выразится — как-нибудь типа «винегрет» или «аЦЦкий бешбармак»). Но ради удачных 1й и 4й частей — читать стоит.
PS: Следующая за «Рунным посохом» трилогия «Замок Брасс» (про того же Хокмуна) — куда более цельная, «идейная» и интересная.
AstroZombie, 24 июля 2008 г.
Великолепно, совершенно оригинальный мир представляющий собой альтернативную Европу(и не только), присутствует любовь, дружба, геройство, множество сражений, чудовищ и длительное путешествие — идеальный набор для отличного геройского фентези.
frantic, 22 марта 2007 г.
Интересный цикл. Особенно интересно сравнивать государства в произведении с реальными.