Майкл Муркок «Древние тени»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Дафниш и её ребёнок Снафлз в экспериментальном полёте на машине времени прибывают на Край Времён, с 90-го века в 900-й век.
Прожив некоторое время и познакомившись с бытом, укладом и мировоззрением жителей Края Времён, Дафниш одна, без ребёнка, возвращается домой. Её последними словами перед катастрофой были «не посылайте никого в будущее». Что же произошло и почему ребёнок остался в Крае Времён?
Входит в:
— цикл «Край Времени» > цикл «Сказания Края Времени»
— сборник «Легенды Края Времени», 1976 г.
- /языки:
- русский (4), английский (2)
- /тип:
- книги (4), самиздат (2)
- /перевод:
- А.А. Николаев (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 22 декабря 2018 г.
Повесть из цикла «Сказания Края Времени».
Произведение, после прочтения которого на следующий даже день переживаешь за героев. Великолепное изложение автором переживаний героев, на фантастическом фоне разворачиваются далеко не фантастические страсти. Автор снова для контраста вводит в сюжет путешественников -попаданцев в 900-й век из веков 21-го и 90-го. И весь сюжет посвящен отношениями между ними.Жители 900-го века так, для декорации.
Мать с сыном попадают сюда из 90-го века — века очень себя ограничивающего во всём: мало еды, родить ребёнка нужно разрешение и заслуги, детей посвящают во взрослые после испытаний и заслуг, но живут все по 200 лет. Такой суперпуританский мир. И они сталкиваются с жительницей 21-го века, сексуально озабоченной дамочкой, которая хочет всем нравиться и обращает свой взор на эту пару.
Что резко автор выделил — неприятие мира путешественниками, настолько они были воспитаны и выдрессированы, что никакие компромиссы не заставили мать прижиться в этом раю, и она возвращается обратно в свой век, бросив сына здесь.
Это к тому, что забрось нас в чужой мир будущего, он и останется чужим. Как бы прекрасен он не был, сколько бы еды не было. Эволюционный разрыв!Но и второе- человека легко зазомбировать пропагандой через государство и от неё освободиться может не каждый.
Трагический финал -мать погибает при передвижении во времени, и сын затем, так как являлись они симбиотами и жить друг без друга не могли.
Поражает бесстрастность одного из главных положительных героев цикла, присутствующего во всех произведениях- Лорда Джеггеда. Ничего не сделал для спасения путешественников- только предупредил об опасности, а мог бы и соврать, что путешествие невозможно — не соврал!Автор подчеркивает эту ситуацию — не соврал во имя спасения жизней, хотя знал итог.
И к литературе — хочешь написать сильную вещь- наполни содержание страстями на фантастическом фоне — здесь можно иметь много допущений- и получится захватывающий роман.Что и сделал Муркок.
glupec, 8 января 2011 г.
Высокоморальный (даже чересчур!) мир Арматьюса и противостоящий ему Край времени, где нет никаких табу...
И то, и то «слилось» воедино в современной западной цивилизации. С одной стороны — многочисленная попса с масскультом пополам (crampy B-movies are so crampy!), грязная и беспринципная, а с другой — «даже на президента можно подать в суд, ибо облико морале...» и пр.
Мог ли Муркок такое предвидеть? Впрочем, он и тут, в повести, прямо говорит: и то, и то — одинаково плохо. И вообще, важно не то, на каких принципах строится общество — важно, каков сам человек. («На Краю времени в ходу чувство собственного достоинства; в гордости не откажешь и вашей матери... а вы... Вы вульгарны, маленький Гундосик!»)
Только вот вышло у него это противостояние довольно искусственно. Несмотря на всю важность идеи — это не герои говорят. Это «сам автор их устами»; не очень живые они получились — именно в этой повести. В других — лучше.
Хотя, например, Дафниш сама по себе — удачный персонаж. (Не будь в тексте упомянуто, что она еще молода — представил бы себе умудренную опытом 40-50-летнюю тетку, которой «телячьи восторги» вечно юных краевременцев кажутся... ну вы поняли.
Впрочем, кто сказал, что и молодая мать не может так же переживать за сына, как пожилая и мудрая?.. Мать есть мать; этим все сказано).
ps Ну и, конечно, очень «зацепил» образ города — в этой книге он оказывается наделен
Только вот не дождется Налорна того часа, когда «с высей небесных герои слетят — ей, умаленной, огонь возвратят». Так и останется навсегда одинокой и грустной (даже Дафниш к ее затворничеству не примкнула!)... А потом — рано ли, поздно ли — вселенная распадется, и «вечный город» неминуемо столкнется с неопровержимой истиной — что ничего вечного нет...