Уильям Шекспир «Король Ричард III»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых | Любой
«Король Ричард III» — знаменитая пьеса Уильяма Шекспира, которая была им написана, предположительно, в 1591 г. В центре сюжета — правление короля Англии Ричарда III, оказавшегося весьма недолгим.
Написана приблизительно в 1591 году.
«Ричард III» был внесен в реестр Палаты книготорговцев 20 октября 1597 года (Q1) книготорговцем Эндрю Вайзом. Текст фолио (F1) намного лучше Q1. Он не только содержит около 200 слов, отсутствующих в Q1, но его грамматики лучше и его стихи более впечатляющи. Таким образом, F1 является основой для большинства современных изданиях. Но Q1 остаётся важным, поскольку оно содержит некоторые материалы, такие как диалог и ремарки, что F1 опускает. Дата публикации выставлена по варианту F1 (Первое фолио, 1623г.).
В произведение входит:
|
Входит в:
— «Театр FM», 2004 г.
Экранизации:
— «Ричард III» / «Richard III» 1911, Великобритания, Co-operative Cinematograph, Stratford Memorial Theatre Company, реж. Фрэнк Бенсон
— «Ричард III» / «Richard III» 1995, США, Великобритания, реж. Ричард Лонкрэйн
- /языки:
- русский (65), английский (6), украинский (1)
- /тип:
- книги (68), аудиокниги (4)
- /перевод:
- Г. Бен (1), Е. Бирукова (1), Р. Грищенков (1), М. Донской (17), А. Дружинин (18), В. Кюхельбекер (1), Б. Лейтин (2), А. Радлова (13), Б. Тен (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Helena1996, 30 июня 2024 г.
Итак, историческая хроника Шекспира, посвященная Ричарду III, по чьему повелению, как считалось во времена Томаса Мора, причем считалось не без участия последнего, было пролито море крови, казнена масса дворян, умерщвлены его же брат герцог Кларенс, жена Анна Невилл, о чьей смерти слухи, конечно, ходили, но Шекспир превращает это из слухов в реальный факт. И самое главное — после смерти своего брата Эдуарда IV Ричард, тогда еще герцог Глостер, заключает детей Эдуарда, и наследного принца, и его брата, в темницу, где их якобы по его приказу лишают жизни. Чему прямых доказательств хоть и нет, но Шекспир упорно придерживается этой версии, а с чего бы ему и не придерживаться? Томас Мор изложил все дело так, что, наверное, не к чему было и придраться.
И вот из под пера Шекспира, который более привычен нам в качестве автора «Ромео и Джульетты», «Венецианского купца», «Бури», «Укрощения строптивой» или «Двенадцатой ночи», выходит историческая хроника. В которой можно встретить все: предательство, убийство, вероломство, клевету, все средства хороши, когда рисуется человек, в представлении автора, совершивший все эти деяния. И множество диалогов построено на совершенно противоположных эмоциях, чем, например, та же «Ромео и Джульетта», но в столь же сильных выражениях и эпитетах. Особенно в устах женских персонажей. Иной раз кажется, что каждая такая сцена от Елизаветы или герцогини Йоркской или даже Маргариты — это целый спектакль с такими сравнительными оборотами и образами, что силой эмоций окатывает тебя с головы до ног.
Но злодейская натура Ричарда видна не только в словах его оппоненток, его слова почти каждый раз голосуют против него же самого, поэтому читать отстраненно не получится, какими бы сведениями ко дню сегодняшнему мы ни обладали, сколько исторических книг, отсылающих к той эпохе, не было бы прочитано, сила шекспирова слога не может не захватить. Поэтому подверженным влиянию надо быть очень аккуратными, чтобы слепо не поверить в то, что говорит автор. А когда так говорят, как Шекспир, сложно сопротивляться. Но со своим героем (или антигероем) он пройдет его земной путь до конца. И что не менее ценно, в финале, когда становится известно, что дочь Эдуарда IV отдает свою руку будущему Генриху VII, собственно, в сражении с кем и погибает Ричард, в этот момент эта сцена ознаменовывается еще и тем событием, что заканчивается война Белой и Алой роз, Ланкастеров и Йорков, их потомки соединяются в союзе, предвещающем мир и благоденствие стране. И не это ли если не главный посыл у Шекспира, то очень значимый?
kerigma, 28 августа 2015 г.
Не буду говорить банальные фразы про становление и наказание тиранов: жизнь-то как раз показывает, что самые кровавые тираны правят дольше всего и умирают в собственной постели от старости. А свергают с кровью неумех-либералов вроде Бориса Годунова, куда более беззубых, чем правители до и после них.
Ричард 3 изображен у Шекспира в исключительно черных тонах: он и такой злодей, и сякой, и тех погубил, и этих. Что характерно, на его фоне весьма неприглядное окружение (бывший король Эдуард, его вдова, другие члены массовки), которые до эффектного появления Ричарда активно делали друг другу злодейства разной масштабности, как-то сразу бледнеют и отходят на второй план. И вот уже две королевы — изрядные злодейки — если справедливо судить — разговаривают друг с другом, как невинные жертвы, взывают к небу и тд. Хочется сказать, а что же вы ждали, драгоценные: вот пришел кто-то из той же породы, только позубастей вас.
Ричард, действительно, позубастей, и на его фоне все козни остальных смотрятся как *приемлемое* зло — по крайней мере потому, что они избирательны. Ричард же уничтожает всех, причем не постепенно, а очень быстро и крайне эффективно, но это-то его и погубило: он не успел за краткое время нахождения на троне обрасти необходимыми связями и теми людьми, которых стоит беречь, поскольку именно они гарантируют этому трону устойчивость. Ричард как человек недальновидный и этих уничтожает или разгоняет очень быстро — хотя раздачей слонов мог бы отлично удержать около себя того же Бэкингема — и из-за потери поддержки так же быстро теряет и власть, и самою жизнь.
Ричмонд изображен таким душкой и ангелом, что соц.заказ становится слишком очевидным.
История более поучительная, чем достоверная, и с куда более реалистичными метаниями того же Макбета не сравнима.
ii00429935, 29 августа 2014 г.
Создавая эту пьесу, Шекспир погрешил против исторической правды. Реальный Ричард Глостер не был законченным мерзавцем, но автор выполнял соцзаказ правящей династии Тюдоров. Именно так возникла одна из вершин мирового театра. «Ричарда III» регулярно ставят на сцене, экранизируют. Ну а фразу «Полцарства за коня!» знают даже те, кто театр не любит, а всем книжкам предпочитает сберегательные.
Чем же так манит эта пьеса? Очевидно, она только формально об Англии 15- го века. Она про всех тиранов сразу, включая Гитлера и Сталина. Меняются только костюмы и декорации. Суть проблемы остаётся неизменной. Тирана создаёт его окружение. Те, кто помогает ему прийти к власти, или самоустраняется, не мешая творить зло. Поэтому в трагедии Шекспира по сути дела нет хороших людей. В кровавой смуте, захлестнувшей страну, виновен не только Ричард Глостер. Виноваты все.
Я бы оценил «Ричарда III» высшим баллом, но мешает финальный, 5-й акт. Здесь, как бог из машины, появляется граф Ричмонд (будущий король Генрих VII), слишком идеальный персонаж, чтобы в него поверить. Не случайно в театре «Сатирикон», где Ричарда играет Константин Райкин, прекрасно обошлись и без Ричмонда, и вообще без финальной битвы.
wolobuev, 31 декабря 2011 г.
Ну вот наконец я дошёл и до самой знаменитой исторической хроники Шекспира. Признаюсь, после потрясающих по накалу «Ричарда II» или второй и третьей частей «Генриха VI» открывал эту пьесу с настороженностью. Думал: ну что там может быть такого, чего уже не было бы в других хрониках? Боялся разочарования. Напрасно! «Ричард III» ни в чём не уступает вышеупомянутым вещам, но при этом создаёт никогда мне прежде не встречавшийся образ самоироничного и меткого на язык злодея. Удивительно, но если в других хрониках наибольшее впечатление на меня оказывали сцены сражений и разного рода кровопролития, то здесь я не мог оторваться от диалогов с участием главного героя — настолько они искрящиеся и саркастичные. «Ведь даже зверь имеет сожаление. — Я не имею. А значит, я не зверь». :lol: Поистине, Ричард III мог бы стать одним из моих любимых персонажей, когда бы не был начисто лишён элементарной морали (оно и понятно: горбуна, которого никто не любит, таким выковала жизнь). Жажда власти поглотила его целиком, не оставив места ни для каких иных чувств. Властью он хотел взять реванш у жизни, которая сделала его уродом. И взял, истребив всех, кто стоял на его пути или просто оказался ему не нужен. При этом главный герой в пьесе не выглядит этакой всеподавляющей личностью. Он как бриллиант, обрамлённый россыпью не столь ярких, но тоже прекрасных драгоценностей. Вот, например, принцесса Анна — дочь убитого тем же Ричардом Уорика и вдова принца Эдуарда (также павшего от руки Ричарда). Казалось бы — какой простор для мести! И действительно, Анна проклинает убийцу своих родных, посылая одновременно проклятье и его будущей жене. Знала бы она, чем это обернётся! Ведь будущей женой Ричарда становится она сама, и теперь должна сполна хлебнуть собственного проклятья. Или вот королева Елизавета — вдова сторонника Ланкастеров, позже вышедшая замуж за главу дома Йорков Эдуарда IV, а затем потерявшая своих сыновей, погубленных братом последнего Ричардом III. Но словно этого было мало, Ричард, утвердившись на престоле, отправляет её свахой к собственной дочери — мол, я убил твоих сыновей, зато теперь дам жизнь твоим внукам. Цинизм? Ещё какой! Зато как это написано! Женские образы в пьесе вообще играют чуть ли не первостепенную роль: одной из самых впечатляющих сцен является разговор бывшей королевы Маргариты (главы поверженных Ланкастеров) с Елизаветой и матерью Ричарда III герцогиней Йоркской. Все три женщины причинили друг другу немало несчастий, взаимно уничтожив нескольких родственников. Каждой из них есть что предъявить сопернице, но вскоре, осыпав друг друга оскорблениями, они сходятся на почве ненависти к Ричарду III. Вот она, объединяющая сила зла!