Хорхе Луис Борхес «Круги руин»
- Жанры/поджанры: Магический реализм (Классический латино-американский )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Никем не замеченный, он пробрался к развалинам древнего храма. Он хотел зыбкую материю снов обратить в реальность… Сверхъестественный замысел завладел им — создать человека...
Входит в:
— сборник «Сад расходящихся тропок», 1941 г.
— антологию «Anthologie du fantastique», 1958 г.
— сборник «Antología personal», 1961 г.
— антологию «The Light Fantastic: Science Fiction Classics from the Mainstream», 1971 г.
— сборник «Obras Completas. 1923-1972», 1974 г.
— антологию «The Black Magic Omnibus», 1976 г.
— антологию «Глаз разума: Фантазии и размышления о самосознании и о душе», 1981 г.
— антологию «Книга песчинок», 1990 г.
— антологию «Необъяснимое явление», 1991 г.
— журнал «Portti 2 / 1992», 1992 г.
— антологию «La pluma mágica», 1994 г.
— антологию «Проза писателей Латинской Америки», 2003 г.
— антологию «Ghost Stories», 2008 г.
— антологию «Antología universal del relato fantástico», 2013 г.
- /языки:
- русский (35), английский (5), испанский (7), французский (1), финский (1), украинский (3)
- /тип:
- книги (51), периодика (1)
- /перевод:
- М. Былинкина (18), П. Вердевое (1), Д. Дайер (1), Б. Дубин (16), В. Шовкун (3), М. Эскина (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
amak2508, 30 сентября 2022 г.
И опять, при очень приличной фантастической идее: наша жизнь отнюдь не реальность, а сон или грёзы кого-то другого — совершенно неинтересная реализация. То ли менталитет отечественного читателя не тот, то ли ещё что, но вся эта история с человеком, пришедшем на руины древнего храма, чтобы из сна создать человека, скучна и неинтересна. А вот тот же Пелевин с его «Чапаевым и пустотой», где в основу положена практически та же фантастическая идея, что и у Борхеса, воспринимается читателем чуть ли не на ура....
Anastasia2012, 21 января 2011 г.
Рассказ великолепен. Таинство сотворения, ответственность творца (родителя), облегчение, и боль унижения, и ужас (словами автора!) от осознания своей сущности и предназначения. Ощущение после прочтения — вроде как, следуя форме пружины, движешься, движешься...и вдруг пружина сливается в монолит. Последний абзац написан не прозой, стихом (хоть и не имеет его формы), я перечитала его раза четыре, так он хорош.
jamuxa, 11 декабря 2010 г.
Кортасар, в эссе «О рассказе и вокруг него», говорит о сферичности рассказа, о замкнутости его формы, и приводит слова другого писателя Орасио Кироги: «так, как если бы рассказ был интересен лишь узкому кругу твоих персонажей, одним из которых можешь быть и ты сам . Это единственный способ вдохнуть в рассказ жизнь.» Как пример, Кортасар упоминает и этот рассказ Борхеса: «это своего рода бешеная скачка наперегонки со временем».
И рассказ действительно увлекает «в круг» бесчисленного повтора — столь любимый Борхесом образ зеркал, стоящих напротив друг друга (вспоминается великолепный пассаж из «Тлёна»(поистине айсберга в прозе Борхеса) — «один из ересиархов Укбара заявил:зеркала и совокупления отвратительны, ибо умножают количество людей»), где тема демиурга, бесконечным повтором, неожиданно превращается в балаган заезжего «фокусника» (см. у Борхеса же, цитировать не буду — надо читать — в «Учении о циклах», позицию Блаженного Августина).
Магия Борхеса в том и заключается — он слишком «интерактивен» — хотя он и пишет в предисловии к сборнику, что «В кругу руин» чистый вымысел, но образы и смыслы из рассказа, магическим образом, вовлекают в себя не только всё написанное, но и даже всё прочитанное Борхесом (и к моменту написания рассказа, да и после! — в том-то и магия).
«Борхес — это магическая сфера, центр которой везде, а окружность нигде» :) — «отфутболиваю» интерес читателя этих строк в «Сферу Паскаля», того же Борхеса:).
drogozin, 18 августа 2010 г.
Типичный образец маг-реалистической притчи. Чтение её завораживает, а смысл ускользает и, будучи озвученным, сразу кажется примитивным и не отражающим сути текста. При том, что, читая рассказ во второй и третий раз, мысли у Вас могут возникнуть совершенно другие.
Любители поисков ускользающего смысла в мутных водах будут в полном восторге. А мне — просто понравилось.
Kalkin, 7 марта 2008 г.
Очень поэтичный рассказ, блестяще написанный, стилистически выверенный. Снова несколько слоев смысла, снова игра со словами и со стилем, в котором спрятаны ключи к разгадке — но только к одной из разгадок. Даже внешне, чисто внешне рассказ прекрасен. Даже если в него особенно не вникать. А уж если попытаться почувствовать, проникнуть вглубь...то перечитывать рассказ можно вновь и вновь. Ибо это не сиюминутное, непреходящее творение.
duke, 8 марта 2008 г.
Всем тем, кто хочет понять, что же такое т.н. магический реализм – милости прошу: вы «обратились по адресу». В этой истории, на мой взгляд, заключена квинтэссенция этого направления. Стилистически рассказ просто блестящий – каждое слово на своем месте, ничего ни прибавить, ни убавить.