Хорхе Луис Борхес «Сад расходящихся тропок»
Восемь историй, оставляющих странное впечатление. В этих историях автор рассказывает нам о книгах, которых не было на нашей Земле, но которые вполне могли бы быть. Мы читаем про энциклопедию вымышленной страны, про попытку написать «Дон Кихота» в наше время, про безумную лотерею Вавилона, про бесконечную Вавилонскую библиотеку, про книгу и лабиринт.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
Входит в:
— сборник «Вымышленные истории», 1944 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нортон Коммандер, 4 ноября 2024 г.
Если дебютный сборник прозы Борхеса «Всеобщая история бесчестья» (1935) был составлен из биографий различных преступников, которым их бесчестная жизнь принесла славу, то сборник «Сад расходящихся тропок» (1941) совсем другой. Здесь Борхес предстаёт настоящим гигантом философии. Эти новеллы — смесь авторской эрудиции, интеллектуальности и философии, где каждый компонент достигает самого высокого уровня. При чтении этих историй возникают мысли, что
а) это написано изобретательно и талантливо,
и б) никто больше так не писал.
Борхес выступает в том числе и в роли умелого мистификатора. Большинство рассказов сборника — псевдодокументальные эссе о несуществующих писателях, книгах и явлениях.
Попробую кратко выразить впечатления о рассказах сборника.
В рассказе «Тлён, Укбар, Орбис Терциус» продуманный в подробностях вымышленный мир заменяет собой реальность нашего мира.
«Пьер Менар, автор «Дон Кихота»» иллюстрирует мысль о том, что один и тот же текст, слово в слово, но написанный разными авторами в разные эпохи, будет нести в каждом случае совершенно иной смысл.
«Круги руин» — притча о том, как мысль может стать материальной. И, более того, сам мыслящий субъект не может быть уверен в том, что существует на самом деле, а не придуман кем-то другим.
«Лотерея в Вавилоне» заставляет задуматься о том, что все события в мире подчинены случайностям. И в этом рассказе моделируется общество, в котором некая организация сама определяет эти случайности.
«Анализ творчества Герберта Куэйна» повествует о творчестве вымышленного писателя, который создавал литературу новых форм, не существовавшую раньше.
В рассказе «Вавилонская библиотека» мы видим бесконечную и вечную Библиотеку вселенского масштаба, в которой хранится вся возможная информация. Эта библиотека и является моделью самой вселенной.
«Сад расходящихся тропок» — единственный в сборнике полноценный художественный рассказ (прочие рассказы ближе по форме к эссе). Это шпионский детектив и одновременно философское размышление о множественности миров, моделью которой может быть сложный лабиринт (тот самый сад расходящихся тропок) или книга с бесконечными разветвлениями вариаций сюжета.
(Рассказ «Приближение к Альмутасиму» входит не во все издания, в моём он отсутствует.)
Конечно, вышеперечисленные характеристики очень кратки и субъективны. В каждом из этих рассказов множество смыслов, и разные читатели найдут в них что-то своё и, может быть, поймут по разному.
Dimas_86, 21 января 2009 г.
Очень оригинальный сборник. Для меня бывает сложно выделить в сборнике лучшие рассказы, здесь именно такая ситуация. Рассказы хотя и разные, но очень органично сочетаются и незаметно в них втягиваешься и создается превосходная атмосфера. Также хочется добавить что читать лучше весь сборник, а не отдельные рассказы-«эффект накапливается».