Борис Акунин «История Российского государства»
- Жанры/поджанры: Историческая проза | Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа | Азия )
- Время действия: Позднее Средневековье/эпоха Возрождения | Средние века | Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Борис Акунин пишет историю Российского государства!
Проект, рассчитанный на 10 лет, включает исторические тексты и беллетристику!
- Уникальный формат: мегатекст будет состоять из параллельных текстов: история России в восьми томах + исторические авантюрные повести.
- Главными героями приключенческой саги станут представители семьи, живущей в России со дня основания государства.
- Богатые иллюстрации–цветные помелованной бумаге в исторических томах, стильная графика–в художественных!
Проект стартовал в ноябре 2013 года!
У каждого из восьми томов-этапов будет свой цвет переплета. В сходном оформлении будут изданы лучшие произведения других авторов (а также лучшие летописи, источники, документы), касающиеся истории данного периода. Таким образом проект «История Российского государства» будет иметь две составляющие: произведения Б.Акунина (восемь исторических томов и восемь томов художественной литературы) плюс неограниченное количество книг, выходящих в рамках «Библиотеки Истории Российского государства». Титульным составителем «Библиотеки Истории Российского государства» будет Б.Акунин. В перспективе – через несколько лет – эта серия должна занимать в книжных магазинах отдельный шкаф.
Первоначально автором были запланированы следующие восемь документальных томов:
цитата1. ЧАСТЬ ЕВРОПЫ (От истоков до монгольского нашествия)
2. ЧАСТЬ АЗИИ (Русь в составе монгольской империи)
3. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ (Период собирания земель вокруг Москвы)
4. МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ (Эпоха Московского царства)
5. СОЗДАНИЕ ИМПЕРИИ (События XVIII века)
6. ГЕГЕМОНИЯ (Первый опыт сверхдержавы. Правление Александра I и Николая I)
7. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ (Вторая половина XIX века)
8. КРАХ ИМПЕРИИ (Последнее царствование)
Однако, в процессе издания список томов был скорректирован и на данный момент (2020 г.) с учетом планов выглядит следующим образом:
цитата1. ЧАСТЬ ЕВРОПЫ (От истоков до монгольского нашествия)
2. ЧАСТЬ АЗИИ (Ордынский период)
3. МЕЖДУ АЗИЕЙ И ЕВРОПОЙ (От Ивана III до Бориса Годунова)
4. МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И АЗИЕЙ (Семнадцатый век)
5. АЗИАТСКАЯ ЕВРОПЕИЗАЦИЯ (Царь Петр Алексеевич)
6. ЕВРАЗИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ (Эпоха цариц)
7. ПЕРВАЯ СВЕРХДЕРЖАВА (Александр Благословенный и Николай Незабвенный)
8. РЕФОРМЫ И КОНТРРЕФОРМЫ (Вторая половина XIX века)
9. КРАХ ИМПЕРИИ (Последнее царствование)
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
StasKr, 13 ноября 2018 г.
Регулярно к книгам из акунинского цикла «История Российского государства» встречаются комментарии в духе «Акунин написал русофобскую книгу!» или «Акунин не писал русофобских книг!» Каюсь, из-за подобных отзывов я в своё время и приступил к чтению данного цикла, каждый том которого я снабжаю своими комментариями.
Что я могу сказать за русофобию/русофилию гражданина Чхартишвили? А ничего, ибо если ненависть к русскому народу и встречается в его книгах, то её следует искать в других произведениях. А вот что многие читатели не могут понять, так это то, что акунинская «История» вовсе не относится к числу исторических или хотя бы научно-популярных книг. Слишком много в ней субъективности, нелепостей и непрофессионализма автора как историка. И наоборот, в ней слишком мало прямого вранья или обжигающей «ПРАВДЫ», чтобы причислить этот цикл к криптоистории в стиле бушковской «России, которой не было».
Для определения жанра, в котором написан этот цикл, необходимо понимать, что Акунин в своих книгах рассказывает не о настоящей истории России, а о той истории России, которую ХОТЕЛ БЫ ВИДЕТЬ он сам. Если предположить, что перед нами фантазии на темы отечественной истории, то всё встанет на свои места. Княгиня Ольга – СкарлетТ О’Хара X века? Да почему бы и нет! Освобождение от монголо-татарского ига – национальная катастрофа? Автор так видит! Иван III Великий и Иван IV Грозный строили тоталитарное государство (не смотря на всю невозможность оного, о чём пишет даже сам Акунин)? Ну, так для сюжетной интриги приходится жертвовать исторической достоверностью!
Таким образом, мы можем определить акунинскую «Историю Российского государства» как цикл фентезийных романов в декорациях Древней Руси, Московского княжества, Московского царства и Российской империи. И отношения к исторической или научно-популярной литературе данная «История…» имеет не большее, чем, например, цикл Джорджа Мартина «Песнь льда и огня» к Войне Алой и Белой розы.
Беда в том, что сам автор подаёт свой труд как нечто претендующее на научность и правдоподобие. Будь это вольные сочинения на исторические темы, как сочинения Александра Дюма, то за биографией альтернативного (во всех смыслах) Петра I было бы интересно следить. Однако желание Акунина написать ПРАВИЛЬНУЮ историю России настолько велико, что толкает его на обман читателей. В самом начале первой книги он обвинил историков в предвзятости и субъективности и что же он сам сделал? Своими трудами он лишь умножил мифы и заблуждения.
Итог: «История Российского государства» даёт прекрасную возможность увидеть, как Акунин воспринимает отечественную историю. Наблюдать за тараканами в голове либерального писателя порой бывает очень забавно (именно поэтому я не бросил чтение его книг), однако никакой практической пользы принести не может. Если вам интересна история России, то поищите что-нибудь другое.
Большевик, 11 августа 2018 г.
Пишу только за историческую часть проекта. Несмотря на историко-филологическое образование в анамнезе автора, профессиональным историком он всё же не стал, что и видно в полной мере. По сути он переписал общепринятую версию истории, снабдив ряд фактов и событий своими оценочными суждениями. Как бы можно признать, что Акунин справедливо указывает в некоторых местах на недостаточную основательность некоторых данных, однако тут же сам предлагает свои столь же безосновательные (например при оценке численности войск в Куликовской битве). Несимпатичные ему факты он ставит под сомнение, а те, что укладываются в его картину мира, повторяет за официальной историей без купюр. Видно к примеру, как не нравится ему Иван IV , и он повторяет и смакует весь трешак, который про него написан за последние лет 150 : и блуд, и безумие, и не имевшее в действительности места убийство сына (гробница вскрывалась в 1963 году, никаких повреждений на черепе Ивана Ивановича, могущих привести к смерти, обнаружено не было, попытки представить, что они якобы были, совершенно лживы). Опричнину описывает в маргинальной версии, и не стесняется писать и неправду, видимо просто повторяя чужие слова, не разбираясь особо. Например — о полной недееспособности опричного войска, не способного якобы защитить страну, потому де вернулись обратно к земскому. Видимо самую значимую битву того времени он даже не знает (да и не упоминает) — битву при Молодях 1572 года, когда опрично-земское войско (причём опричники и земцы отлично взаимодействовали) разгромило сильно превосходящего врага.Равно как и в битвах Ливонской войны (первая часть которой протекала вполне успешно) опричники воевали как отдельно, так и вместе с земцами весьма недурно и побеждали. Но у Акунина опричники — просто подлые ублюдки, способные только грабить и мародёрствовать. Ну, про жертвы «грознеских репрессий» автор не удержался, и дополнил лживые россказни по мотивам писем Курбского своими фантазиями. В общем — историческая часть работы совершенно слабая и местами весьма лживая. Тех, кто хочет знать историю России, призываю читать профессиональных историков. Лучшей такой профессиональной работой на данный момент является пятитомник для вузов Евгения Спицына «История России».
Фэтти, 9 августа 2022 г.
Акунин мне интересен еще начиная, разумеется, с Фандорина. Когда он затеял данную «Историю», больше всего меня интересовало – удастся ли ему осуществить такой проект?
Скажу честно – покупать эти роскошные тома душила жаба. Но я понимал, что все равно выйдет издание в оформлении попроще, и решил дождаться его. И вот вышел первый том… пока я его читал – второй… короче говоря, сейчас мной прочитаны все тома, вышедшие в дешевом издании (последний – про Петра).
Акунина многие критикуют – в основном за то, что он не историк, а следовательно, никаких прав на создание подобного труда не имеет. Но простите – Акунин как раз по диплому историк. Да, историк-японист, но тем не менее изучавший законы истории – так что тут все вполне логично.
Еще его критикуют за предвзятость (или пристрастность, назовите как хотите). Но где вы видели беспристрастного историка? Разумеется, кто-то из исторических фигур симпатичен ему больше, кто-то меньше. Первый хвалит Петра, второй ругает, считая более великим Ивана Грозного, а третий не любит ни Петра, ни Ивана, а считает золотым веком правление Екатерины.
Это все естественно и объяснимо.
Написано увлекательно, легко и ясно. Уж чего-чего, а этих качеств у акунинской прозы не отнять.
И еще одно немаловажное замечание. Никому из авторов известных историй России (Карамзину, Костомарову, Соловьеву и Ключевскому) так и не удалось довести их до современности – все они ставили точку гораздо раньше. Акунин же первый, чья история охватывает весь период от Рюрика до Николая II.
И уже поэтому она займет подобающее место, и будет оно не последним.
Всем интересующимся историей – читать обязательно.
ВладимирВас, 4 августа 2021 г.
Извините за агрессивность отзыва, но это лишь отраженная агрессия человека, который переживает за свою Родину и хочет жить в стране со счастливыми согражданами. Бездумные русофилы (как и ура-патриоты) клеймят Акунина (беллетрист, куда ты лезешь своим свиным рылом в историю, или евреи ненавидят русь-матушку и всячески стараются нагадить). Но все эти люди не говорят аргументов вообще, лишь общие слова и отсылки (редкие, и зачастую списанные у других) на более лояльных историков. Но лояльность одной из сторон — это не история, а пропаганда. Надо определиться с тем что нам хочется читать, реальные исторические события (и тогда надо читать и архивные материалы, и монографии, и Соловьева, и Карамзина, и Акунина, и Валишевского... и т.д.) или нам приятно читать о восхвалении России, ее людей, армии, науки, спорта и т.д. (в этом нет ничего плохого, это подкармливание патриотизма и эмоций, но это не история и отсутствие критичности ничего нам не даст в плане развития и правильных выводов...мы раз за разом будем наступать на одни и те же грабли и потом замалчивать это или даже (как часто бывает) о любом прискорбном действе говорить, как о победе, даже если всем понятно, что это вранье.
Да, Акунин в своем цикле часто опирается на работы Казимира Валишевского (зачастую целыми блоками), которого те же не использующие в оценках голову ура-патриоты смешивают с грязью с 90-х (последняя волна), но, во-первых, Валишевский очень глубоко вгрызается в исторический материал (я и не знаю других таких дотошных историков, подающих адаптированный для широкого пользователя материал) и дает обоснованные и подкрепленные фактами описания и оценки мотивов, а во-вторых, Акунин приводит взгляды и других (более лояльных) историков на эти же факты и дает свою оценку достоверности (или не дает, оставляя на суд читателя). Надо понимать, что есть исторические работы не адаптированные для чтения не историками, а есть адаптированные — для широкого круга читателей. Вот ВСЕ, что читаем мы ВСЕ (кроме историков зарабатывающих на хлеб исключительно историей) есть адаптированная история... от Соловьева до Валишевского... и Акунин прочитав их всех, посетив архивы (наверняка не так въедливо, как он говорит и как тот же Валишевский...зачем, если есть уже Валишевский))))...дает нам историю в своем отраженном понимании .....как и все прочие авторы....и это стоит прочитать....
Однозначно стоит прочитать Историю по Акунину, так как это очень легко (для книги по истории) и интересно написано, не придумано, а взято из работ других авторов, а зачастую даже приведено несколько мнений с указанием у кого какое.
В конце концов стоит прочитать даже того же Гумилева (Русь и великая степь...не помню как точно называется этот огромный труд) с его «антиисторическими» теориями, хотя бы потому, что и его толком никто не может опровергнуть, а говорить, что такое невозможно, потому что невозможно никогда — это тот же неконструктив, что и у ура-патриотов.
Главный вывод: Нет книги для широкого круга читателей в которой сжато написана «достоверная» история без напыления отношения автора....потому, что не существует понятия «достоверность» безотносительно к тому, кто дает эту оценку. Книги Акунина стоит читать, в них намного больше непредвзятых оценок, чем личного мнения и этот взгляд достоин того, чтоб его узнать. Стоит посмотреть на плюсы нашей страны, минусы, сделать выводы и если мы (ты) человек, который может создавать наше будущее (страны), то в будущем не допускать минусов и приумножать плюсы....это если коротко :)
Акунин такой же историк (в этом цикле), как и любой другой историк....Все историки если не были НЕПОСРЕДСТВЕННЫМИ свидетелями каких-либо событий описывают их исходя из изучения этих событий по работе других историков, архивных документов, прямых и косвенных свидетельств общего плана.
П.К., 31 августа 2018 г.
Чего-то я не понял, а с какой стати Акунина так обливали грязью за эту серию как русофоба? Ничего такого я лично не увидел. Человек просто пытался разобраться как оно было. Чего-то упустил, да, но совсем непредвзято, и в целом работа получилась довольно основательная и безо всяких идеологических перекосов. То что я до этого вычислил касательно истории вполне совпадает с написанным. И выводы примерно такие же. Многие детали по прочтении обновил в памяти, многие детали для себя дополнил. И если для кого история России чистая книга, вполне можно рекомендовать акунинскую «Историю» как самообразовательную книгу.
prometey2102, 17 августа 2018 г.
Сразу же стоит оговориться — это не исторический труд. Это некая компиляция наших стареньких Карамзина, Ключевского, Соловьева, Костомарова и прочих, написанная более современным языком. Я бы назвал это науч-поп. Для науч попа — вполне себе неплохо. Несмотря на действительно сильную субъективность. Однако, и шквала критики который на Акунина полился после того, как писатель негативно и якобы «однобоко» высказался о царе Иване 4 я не понимаю. Есть множество аргументов за и против Ивана Грозного, и как когда-то Карамзин не любил Грозного за жестокость, так же не любит Ивана и Акунин. Я могу предположить, что ноги такой критики растут из Клима Жукова и Дмитрия Пучкова, и нескольких их роликов, где они критикуют данное произведение. Но, честно говоря, в чем-то уважая данных деятелей, критика данных книг дана там весьма слабо. Например, Клим Жуков на полном серьезе распекает Акунина за неправильное использование слова «Монарх» в отношении Ивана III. Будь это сугубо исторический труд — это бы имело определенный смысл, но это науч-поп, с ярой, и не отрицаемой субъективщиной, и на мой взгляд, для более акцентированного вовлечения читателя, более простой мысли, этот термин можно использовать в отношении Ивана Великого. И откровенно говоря, как ни странно, историк Жуков, критикуя Акунина, сам сваливается в субъективщину, доказывая, что личность Ивана Грозного сыграла положительную роль в Российской истории, что, мягко говоря, всегда было дискуссионным вопросом. И немножко отвечу предыдущему обзору — убийство Ивана Ивановича очень дискуссионный вопрос. Прочитайте про Герасимова, и про то что говорят нам кости Ивана Ивановича. Череп Ивана Ивановича не сохранился, но например, некоторые историки отмечают огромный рост вложений царя в Церковь во время агониии и смерти сына. Поэтому, что смешно — критикуют Акунина за субъективность те еще субъективисты. Субъективность не есть плохо. Плохо ругать вещь, которая не совпадает с твоим мнением только за субъективность. Поэтому, семерку Акунину я поставлю — как науч.попу. Иллюстрации красивые, документы издаются, в целом, канва русской истории передана верно. Как когда-то «Историю государства Российского» Карамзина читали домохозяйки и им нравилось, так ничего не изменилось и сейчас. Поэтому, я скорее рекомендую для ознакомления. Нет в этих книгах инновации, но и ничего плохого ведь тоже нет. Может заинтересовать.
akm777, 8 июля 2021 г.
Несмотря на шквал критики со стороны профессиональных историков, по-моему самое увлекательное погружение в историю государства. С нетерпением ожидаешь каждого тома. Прогрессивная идея о «полном погружении» в эпоху: документальные, художественные произведения и документы эпохи. Дай бог автору сил и здоровья продолжать работу! По-моему заслуживает наивысшей оценки!
mputnik, 5 декабря 2018 г.
Книга просто шикарна. Прежде всего — именно своей «фантастической» стороной. В условиях практически полной неопределенности по части документальной и фактологический «доказательной» базы древней истории нашего государства, в исторических «расследованиях» важнейшую роль играет интеллект и нестандартность мышления Автора.
Во, чего — чего, а этого добра у Акунина — более чем достаточно.
Всего одна цитата, уважаемый потенциальный читатель, чтобы «не гасить интригу»: “...две Личности оказали глобальное воздействие на развитие нашей государственности: Вещий Олег, собиратель земель русских, и Бату-хан, первый фактический Хозяин этих земель. Причём оба — в равной степени могут быть названы создателями Русского государства...».
Ну, как — такой поворот?