Майкл Муркок «Элрик из Мелнибонэ»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Сага повествует о жизни последнего императора Мелнибонэ — Эльрика. Родившись альбиносом, он вынужден поддерживать жизнь при помощи трав и заклятий. Йиркун, его двоюродный брат, хочет занять трон сам. И ему это удается, когда Эльрик отправляется в странствия по Молодым королевствам. Рунный меч Буреносец, подаренный Эльрику его богом-покровителем Ариохом, помогает ему остаться в живых, выпивая души врагов и передавая их жизненную силу Эльрику. После года странствий Эльрик возвращается в Мелнибонэ, чтобы отомстить Йиркуну, но во время битвы от Буреносца погибает возлюбленная Эльрика, и тот, полностью разрушив свою бывшую столицу, вновь отправляется в странствия. За привычку действовать в одиночку его прозвали Белым Волком, несколько лет о нем слышно в разных концах мира, пока он гонялся за колдуном Телебом К'аарной, которому поклялся отомстить. И после окончания этой погони, через некоторое время Эльрик встречает свою новую любовь — Зарозинию. Несколько лет они живут в мире и покое, но начинается битва за измерение между Владыками Хаоса и Закона и Эльрик вынужден в ней участвовать...
В связи с тем что цикл писался на протяжении десятилетий, выбор порядка прочтения книг в нём может быть разным. Самое интересное, что в зависимости от того, как вы будет читать, взгляд и на главного героя, и на сам цикл будет меняться. Возможны следующие варианты:
1. По хронологии повествования
Именно так расположены произведения в двухтомнике, вышедшем в «Шедеврах фантастики». Крайне не рекомендуется читать именно так, потому что поздние романы «Крепость Жемчужины» и, особенно, «Месть Розы» полностью выбиваются из стилистики остальных частей цикла.
2. Исходный замысел цикла
Т. е. то, как Муркок представлял Элрика и его жизнь в самом начале — в 60-е годы, когда эта часть цикла была написана. Именно такое прочтение позволяет воспринимать Элрика как противоположность Конана, другие варианты прочтения сглаживают эту грань цикла. В этом случае достаточно прочитать:
- Грезящий город / The Dreaming City (1961)
- Когда боги смеются / While the Gods Laugh (1961)
- Похититель душ / The Stealer of Souls (1962)
- Короли во тьме / Kings in Darkness (1962)
- Гирлянда забытых снов / The Caravan of Forgotten Dreams (1962)
- Буреносец / Stormbringer (в любой редакции — 1965 или 1977)
3. «Классический вариант»
Его называют шестикнижием, потому что эти произведения выходили в 70-е годы в шести томах. Это те произведения, которые у нас выделены как «Сага об Элрике» [основной цикл]. Если брать двухтомник, изданный в «Шедеврах фантастики» (а это лучший по редактуре и переводу вариант издания), то стоит тогда просто читать его подряд, пропустив «Крепость Жемчужины» и «Месть Розы», чтобы вернуться к ним после остальных произведений.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
![]() |
|||
|
||||
|
Номинации на премии:
номинант |
Награды Национального Клуба Фэнтези и Хоррора "Цитадель" / Награди на Национален Клуб за Фентъзи и Хорър "Цитаделата", 2011 // Награда "Феникс" – классика жанра |
- /языки:
- русский (55), английский (74), французский (8), эстонский (1)
- /тип:
- книги (119), периодика (8), самиздат (4), аудиокниги (5), графические (1), цифровое (1)
- /перевод:
- Н. Алексеева (1), Н. Баулина (1), А. Башкиров (1), А. Башкирцев (1), А. Г. Ульранов (1), М. Гилинский (1), Н. Григорьева (4), В. Грушецкий (4), В. Двинина (1), Я. Забелина (1), Н. Зайцев (1), А. Иванов (3), Н.В. Иванов (5), Д. Коган (1), А. Комаринец (2), К. Королёв (3), Е. Королёва (2), Г. Крылов (9), А. Лидин (3), В. Липилин (1), А. Миронова (1), Н. Михайлов (4), А.А. Николаев (2), Ю. Новиков (2), И. Павловский (1), С. Папикян (1), Е. Первушина (1), М. Петрунькин (1), М. Рожнова (2), А. Свобода (2), Г. Соловьёва (1), А. Страдомская (1), Т. Темкина (1), А. Тишинин (1), А. Тищенко (1), Е. Трирог (1), С. Уусъярв (1), Р. Шац (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zvezdochet2009, 23 декабря 2024 г.
«Элрик из Мелнибонэ» — виртуозный и изящный фэнтези-цикл, созданный выдающимся английским писателем Майклом Муркоком в период становления Третьей волны научной фантастики, когда границы между жанрами строго научной фантастики и фэнтези стали постепенно размываться, а само проблемное поле жанра сместилось в сторону от научных проблем к области социальных и личностных.
Тот же процесс затронул фэнтези, и в 1960-х задвигались тектонические пласты, казавшиеся ранее незыблемыми. То, что было нельзя, стало можно – вернее, авторы осознали, что раньше тоже было можно, просто они занимались самоограничениями. Одним из первых был Муркок; сам по себе прекрасный автор и архитектор миров, он не зря считается одним из основателей Третьей волны. Но если говорить о собственно фэнтези, поначалу подвижки были более скромными: Муркок лишь пересмотрел некоторые позиции, но даже полученного результата оказалось более чем достаточно, чтобы произвести маленькую революцию в жанре.
Суть в том, что до этого момента фэнтези делилось на два больших пласта – условно «дотолкиеновское» и условно «толкиеновское». Первое охватывает большой корпус произведений, написанный авторами-мечтателями и визионерами, которые создавали свои миры скорее по наитию, в состоянии поэтического энтузиазма. Эти миры не имеют четких законов, их границы зыбки, там мало фактуры, хотя очень много замечательных образов, героев, сюжетов. Это либо мифологические и сказочные истории-сновидения вроде «Пеганы» Лорда Дансейни, либо остросюжетные героические истории с предельно материальной фактурой вроде «Конана» Роберта Говарда.
Затем появляется великий Толкиен, и фэнтези уже никогда не будет прежним. Отныне, и на довольно долгий срок, чтобы фэнтези считалось приличным и полноценным, в нем обязательно должны быть разные каноничные расы, легендариум, глобальный конфликт, четкое деление на добро и зло, батальные сражения, испытания и лишения, с обязательной победой добра над злом и каранием всех нехороших антагонистов. Обязательные орки, непременные эльфы, а уж куда без гномов? Если в тексте нет гномов, даже не предлагайте мне эту ерунду. В итоге многие авторы бросились строчить похожие истории, пусть и с незначительными отклонениями, но как по шаблону копирующие главные архетипы толкиеновского канона.
Этот тренд длился довольно долго, не менее 20 лет, как раз до 1960-х годов. К тому времени читательская аудитория «наелась» эпических саг и в воздухе витало ощущение некоторого застоя. Все понимали, что порода исчерпана, и жанру требуется нечто новое.
Так в 1961 году появился Элрик.
Элрик-колдун, Элрик-буреносец, белокурая бестия с болезненным взглядом умных глаз, стройный и худощавый, последний потомок древней расы, этот герой даже самим своим внешним видом демонстрировал кардинальное отличие от каноничного героя воителя, который должен быть протагонистом типичной фэнтези-саги. Если угодно, Элрик – это анти-Конан, или негатив от образа Арагорна. Его образ скорее уместен для антагониста, и прекрасно подошел бы любому злодею. Но нет, фокус в том, что Элрик – не злодей, и не хороший парень, он другой, «серый» персонаж, трикстер! А этот персонаж, как известно, способен и на хорошие и на плохие поступки, все зависит от ситуации и личной выгоды.
Такой подход полностью меняет и метод написания самого фэнтези, поскольку персонаж со сложной моралью требует другого мира, другого развития, сюжетной линии и иного рода конфликтов, отчего меняется общее настроение и канва повествования. И действительно, мы видим не суровую Киммерию, не великое Средиземье, а подернутую сумраком островную страну Мелнибонэ, с прекрасной столицей Имрир – страну-осколок некогда великой империи в конце времен. Этот мир пребывает в пограничной зоне между светом и мраком, здесь не существует четких теней. Но это по-своему красивый мир – как может быть красивым мерцание кораллов в морских впадинах. Здесь наступила эра упадка, осень мира, когда все лучшие времена давно минули, а впереди лишь медленное угасание. Добро, зло? Что за глупости! Мир давно выродился в серое месиво государств и народов, где эти понятия мало что значат. И вот Элрик, Белый Волк, потомок древнего рода, последний император своей страны, несет на себе печать проклятия, то есть врожденный порок.
Герой с изъяном – невероятный прорыв для жанра фэнтези. Такой герой гораздо ближе к читателю, чем идеальный Арагорн или мощный Конан. Такому герою как Элрик хочется сопереживать, потому что он более человечен. То есть да, не идеален. Важно также, что он имеет свою мотивацию, мечтает и переживает утраты, сомневается, любит и ненавидит, подвержен гневу, может поступить в по-разному в разных ситуациях. Важно, что он может ошибаться. Да, он благородных кровей, и, хотя уже с печатью дегенеративности, но даже в таком образе способен на многое. Он колдун и владеет мечом, он может управлять драконами, он хитроумен, а порой неоправданно жесток.
Тут бы Муркоку остановиться, но словно в насмешку, автор добавляет еще один революционный компонент – делает Элрика воплощением еще более глобального персонажа-архетипа под названием Вечный Воитель, что путешествует по мультивселенной и воплощается в различных персонажах. Это добавляет еще одну особенность мирам Элрика – они не герметичны. Где-то там, в далеких мирах существует легендарный Танелорн, вечный город, где можно обрести покой. Практически Вальгалла. И вот множество миров сообщаются между собой, Вечный Воитель путешествует между мирами и воплощается в различных героях, и эта сага длится как нескончаемая нить жемчужин – в ожерелье миров.
Фэнтези-сага об Элрике оказалась настолько успешной, что постепенно разрослась до внушительного цикла со множеством повестей, романов и даже комиксов, а к созданию произведений помимо Муркока, приложило руку немало других авторов, именитых и не очень. Причина очевидна. «Элрик из Мелнибонэ» — первый фэнтези-цикл в стиле героической саги с трикстером в роли протагониста. Перефразируя известную цитату, мы слишком устали от добра, чтобы продолжать бороться со злом. Мы наконец-то поняли, что добро и зло всего лишь две стороны одной монеты.
Ramonak, 4 декабря 2023 г.
Закончил сагу в аудиоформате (чтец — С. Оробчук).
Не скажу, что прослушал на одном дыхании. В целом от саги получил несколько смешанные впечатления. И даже не знаю какую оценку ставить. Но по итогу поставил высокую. Скорее больше из исторической ценности, ибо концепции хаоса, мультивселенных, наездников на драконах, герой-альбинос, живые мечи — всё это находило отражения в дальнейшей эволюции жанра фэнтези.
В целом, вся сага примерно на одном уровне. Это добротные произведения. Особенно, в начале пути, когда вселенная ещё отдает неким волшебным духом аля «Heroes of Might & Magic». Сам Элрик в моем воображении представляется неким аналогом Дриззта, хотя мы понимаем, что это Дриззт уже взял от Элрика. Просто я читал про него ранее. Есть некоторые истории, отдающие немного Лавкрафтом или Говардом. Есть занятные концепции и забавные ситуации, типа как с книгой Богов. Есть атмосфера безнадеги и упадка, и некоторый уровень драмы. Всё это хорошо.
Но есть и недостатки. И их много, что несколько не соответствует по итогу моей финальной оценке.
К примеру, сам Элрик, хоть и рисуется автором как некий интеллектуал, но часто совершает такие идиотские поступки, что просто диву даешься. Вся эта арка с кузеном Йиркуном — это же идиотизм в чистом виде. Два раза прощать человека, хотевшего убить тебя, да еще и давать ему бразды власти и уходить «в поисках незнамо что» — что может пойти не так? Конан-король из королевской арки Говарда — просто гигачад с максимальным уровнем интеллекта по сравнению с Элриком, хотя широкие массы представляют Конана каким-то безмозглым варваром. Другие персонажи тоже особым умом не отличаются — к примеру, сопартийцы вечно сами лезут под Элрика с мечом в горячке боя, хотя прекрасно знают, что меч Элрика с особым желанием убивает его друзей. А потом все делают удивленные глаза по пять копеек, начинается «плач Ярославны» — как же так получилось) А мне не страдать охота в такие моменты рядом с Элриком, а крутить пальцем у виска — ну не идиоты ли.
Одним из самых больших недостатков назову «рояли из кустов». Они повсюду. Особенно в трудных ситуациях. Из-за чего вырабатывается иммунитет к очередному попаданию Элрика в тяжелую ситуацию. Смысл переживать, если сейчас он вспомнит очередное давно неиспользуемое заклинание, которое вызовет очередных «чаров», с которыми в прошлых поколениях мелнибонийцы заключали союзные пакты и прочее. Кого он там не вызывает в последнюю минуту — элементалей, птиц, котов, неведомых монстров. Всегда найдется заклинание под ситуацию.
Еще отмечу не лучшим образом сам текст Майкла Муркока. Эта сага была первым, с чем у него ознакомился. Так вот — с описаниями у него реально беда, как уже вычитывал в отзывах. Их очень мало, из-за чего рисуется довольно абстрактная картина. Т.е. по сути у меня воображение достраивало всё не по тексту автора, а скорее моим личным опытом в жанре — получилось нечто в духе вселенной Меча и Магии, вперемешку с Забытыми королевствами, и вкраплениями Вархаммера с Хаосом (знаю, что Муркок стоял у истоков Вахи). Еще недостаток описаний очень сильно сказался на уровне батальных сцен и экшена в целом — он абсолютно никакой, на уровне «взмахнул мечом — враг отдал душу мечу». Не выдерживает никакой критики с экшеном того же Говарда, где в голове генерировался прям чисто блокбастер-эпик с рейтингом R.
В общем, много чего еще можно написать, но буду закругляться. Часто тут Говарда вспоминал — что поделать, что этот титан «пальпа» задал такой уровень 100 лет назад, что его и сейчас повторить не могут. Но несмотря на это, Элрик от Муркока — хорошая сага, имеющая свой культурный и исторический вес. Да, я не буду рекомендовать его начинающим читателям по запросу, что почитать из фэнтези. Там пойдут тяжеловесы в лице — Говарда, Толкиена, Вагнера, Сапковского. Но для расширения кругозора и углубления познаний жанра после титанов, фэнтези сагу от Муркока я уже порекомендую.
Еще, кстати, там были пересечения с другими героями Муркока — Корумом и Хоукмуном. Про них я еще не читал. Возможно, когда ознакомишься и с ними, то сага про Элрика будет восприниматься еще более комплексно. Рано или поздно ознакомлюсь.
А пока, Элрик уходит на заслуженный покой.
FayValentine, 29 января 2025 г.
Я читала Сагу о Вечном воителе задом-наперед. В детстве я начала с Замка Брасс, а закончила тридцать лет спустя Сагой об Эрикезе.
С удивлением открыла тропы и каноны, которые затем будут использовать другие авторы. Вот кто такой Корум? Да это же эльф. А история о замерзшем мире будет заимствована Дж Мартином, лучшим другом Муркока, в качестве белых ходоков.
Кто такие Таргариены? Потомки Элрика. Однозначно. Не в буквальном, а в литературном смысле. Мартин — это Муркок на серьёзных щах.
Муркок это полёт фантазии. Это детское воображение читателя раскрепощенное и свободное от выискивания нестыковок и сочинения рецензий во время прочтения. Я просто приняла все на веру и улетела в прекрасную Вселенную Муркока.
А что касается Элрика...
В какой-то момент я поймала себя на такой мысли: боже мой, да встряхнись ты, чертов альбинос! Да какого черта ты творишь, неужели не видишь, что все катится во тьму, и ты туда же?!
И вдруг в голове щелкнуло: Да это же то самое Тёмное фэнтези с которым все с восторгом носились несколько лет подряд! И мой взгляд развернулся на 180° , я посмотрела и подумала:
Боже! Как же это хорошо!
Angvat, 31 мая 2017 г.
Долго думал, как же оценить этот цикл. Лично мне Эльрик напоминает этакого престарелого актера, что снимался и в хорошем, и в средненьком, и в откровенно плохом,много где побывал, на многих повлиял, но в итоге остался на обочине, оказавшись в тени своих более молодых и ярких подражателей. На улице его примут за ведьмака, когда он начнет рассказывать о своем сгинувшим государстве, подумают про каких-нибудь темных эльфов, а его похождения уже не впечатлят сегодняшнюю молодежь, как когда-то. Но его все же хочется чем-то наградить. Как заслуженного альбиноса, что был когда-то в шаге от мировой славы, но с годами подрастерял пыл. Хочется дать ему какую-нибудь «Почетную премию за влияние на фентези», какой-нибудь «Орден седого антигероя». Хочется крикнуть как в старые добрые времена «Ариох! Кровь и души Ариоху!» и вслушаться в черноту… А вдруг там еще кто отзовётся…
glupec, 20 сентября 2016 г.
А вот это уже интереснее. Каноническая Сага банальна (как я писал в предыдущем отзыве) -- ну героика и героика, паадумаешь... но поздние произведения -- таки да, вкусны и необычны.
Если бы к изящным философским фантазиям Макдональда присоединить благородную «сумасшедшинку» Кэрролла, помножить на сентиментальную мораль и -- временами -- незамутненный хоррор Конан-Дойля... то получится что-то вроде «Песни Белого волка». В которой Элрик странствует по причудливым мирам, где живут прожорливые боги-Мухи, видит грядущую смерть своего собственного любимого покровителя и его войска, а в довершение всего — еще и оказывается создателем всея Мультивселенной. Как говорили гномы у Толкина, «пЭребор». За что, собственно, и любим. И до сих пор читаем ;))
Если бы к поэтической орнаменталистике Олдей (помноженной на их же мифологические\культурные отсылки-«пасхалки») прибавить ничем не разбавленную романтику северной мифологии, парочку прекрасных амазонок, намек на давно забытые самим Муркоком, но такие, черт подери, красивые и изящные «Хроники Корума»... Да плюс — опять же — битва со всяким там прожорливым жучьем (похоже, это у ММ один из любимых мотивов; К. И. Чуковскому явно икается ;)) Что у нас вышло в сухом остатке? Правильно — «Месть Розы». Прелестная фантазия в стиле ар-деко:
«В золотых волнах востока колыбель её качалась: там, чело венчая звоном, песня дивная поётся,
Вея щедрым ароматом тех морей, где укрывалась тайна всех благословений, данных правом первородства,
Мягких, нежных и свободных. И она, взлетев, смеялась, в клевер облаков поднявшись, чтоб обнять руками солнце».
Или вот: «Гвинед украсил златом косы Гвиневейр, а щёки — кораллами, очи — сияньем морей,
А слёзы — хрустальностью снежных вершин, а губы — сладостью бургундских красных вин.
Капризной Гвиневейр дары принесены. трагичной расплатой они обернуться должны.»
И так — весь роман :gigi: Мимими! :blush: В канонической Саге этому утонченному декадансу просто не было места. Там -- битвы, мечи, брутальное средневековье... а тут... Ну, я уже сказал: ЭТОТ цикл куда как необычнее. Впрочем, иногда Муркок приду... т.е., прикидывается, что по-прежнему пишет традиционную ГФ -- и мы получаем восхитительный пастиш. Фанфик на себя же раннего, сиречь «Бюст из зуба дракона». (Я уже когда-то писал, в отзыве на другой цикл Маэстро, что автофанфики удаются ему несравненно лучше, чем собс-но канон).
В общем и целом: при чтении канонической Саги советую пропускать романы-кроссоверы («Скиталец» и «Колдунья»). Первый роман + рассказы + последний. Потом «Месть Розы», комиксы и то, что существует в самопальных нетовских переводах.
Тогда — вполне возможно, торкнет. (Мое первое знакомство с циклом было неудачным, в частности, именно потому, что я по глупости взялся за шестикнижие =)))
istpap, 19 июля 2012 г.
Очень интересная серия книг о Вечном Воителе, тут Элрик действительно выступает антиподом Конана-Варвара. Альбинос-воин, царь-изменник, который уничтожыл свой народ и был ним проклят. Оригинальный взгляд на Хаос и Закон, прекрасный поворот от того каким есть Хаос в серии книг про Корума и каким оно есть здесь, в книгах об Элрике. Конечно книги за стилем разные, и сразу виден как етот стиль менялся в жызни самого автора. Помню, начал читать про Элрика с Дочь похитительницы снов, сначала не вьехал, думал что-то иное чем за жанром в Коруме, а патом протчя текст начал искать новые книги, и далее серия заинтриговала.
Magribinus, 4 апреля 2011 г.
Цикл неплохой, но весьма неровный. Мне очень понравились романы «Элрик из Мелнибонэ», «Скиталец по морям судьбы», «Месть Розы», «Буревестник», повесть «Гирлянда забытых снов»... Несколько слабее повести «Когда Боги смеются», «Поющая цитадель», «Похититель душ», «Короли во тьме». Не понравились «Грезящий город», «Крепость Жемчужины» и «Спящая волшебница». Трудно циклу однозначно поставить оценку. Моя личная была бы где-то около 7,5. Но так и быть, округлим в большую сторону:-))).
tiun, 5 января 2011 г.
Читал давно, когда выбирать было особо не из чего. Сейчас, когда есть выбор, не дочитал бы до середины. Довольно нудновато.
Veronika, 2 января 2008 г.
Может, я в плохом переводе читала, но... Сначала любопытно, а потом устаёшь читать, как меч-душепийца в кого-то вонзается (иногда против воли хозяина), и, булькая от восторга, выпивает очередную душу (кстати, сама идея такого меча тоже сильно умной не кажется). На втором десятке... уже раздражает.
Мельдар, 20 марта 2010 г.
Если честно, книга об Элрика никак не зацепила. Были какие-то надежды на улучшение в повести «Скиталец по морям судбы», в которой встречаются все ипостаси Элрика. Также были немного интересны повести «Грезящий город» и «Похититель Душ». Но Муркок — это явно не моё. Произведения состоят из одних диалогов (которые и содержательностью-то и не блещут). Хотелось бы побольше описаний, что бы представить картину мира.
Нюрка, 12 января 2008 г.
Холодная и какая-то фаталистская вещь. Тон задает мотив одиночества и неотступная мысль, как дурно организован этот мир и не пойти ли ему на фиг. Книжка цеплючая, может, местами где и затянутая, но ее это не портит. Главный герой приятный тип: да, ему приходится сражаться и превращать врагов в фарш, но он от этого не в восторге, и вообще сильно сомневается во всем, а особенно – не ошибся ли он с выбором профессии. Самое прикольное, что Эльрик – не Конан, а доходяга, черпающий силы из стероидов. Отсюда сложности в исполнении подвигов и много рефлексии. Но драки что надо
Abuzz, 11 декабря 2006 г.
Что-то я смотрю, в наши несовершенные времена Элрик из Мелнибонэ как-то прискорбно малопопулярен :eek: Восстанавливаю историческую справедливость: отличный цикл! Рекомендую всем, даже личностям, особо избалованным фантастической литературой.
Элриковы неимоверные приключения выглядят примерно так: вначале не везёт, не везёт, не везёт, потом КАК НЕ ПОВЕЗЁТ, потом снова не везёт, и т.д. Ужасно!
Старый Лис, 31 октября 2006 г.
Самобытная и красивая героическая сага. Цикл очень понравился. Есть в нём какая-то своя волшебная и трагичная атмосфера. Встречаются, конечно, недочеты, но вспомнив, когда всё это было написано, можно сделать скидку. Классика, есть классика.
Tyrgon, 7 февраля 2008 г.
По прочтении мною не всей серии (не знаю к счастию иль к сожаленью), могу предположить, что произведения эти на любителя этакого романтично-героично-готичного, т.к., несмотря на достаточно активное развитие сюжетной линии, оставляют ощущения никчемности бытия и вечного непреходящего одиночества главного героя. Сам мир и действия в нем продуманы не плохо, герой действительно отличается от стереотипа (слабый и даже немощный, но располагающий прямотой и решительностью), но в целом кажется смутно знакомым из-за избытка такой геройско-боевой фэнтези.
ИМХО читайте если больше нечего, но ни в коем случае не в период депрессии или упадка сил:)
Ingvar, 16 ноября 2007 г.
В общем и целом неплохая героическая фентези. Хотя я и не любитель этого жанра, но прочел Элрика с удовольствием.