| |
| Статья написана 30 ноября 2013 г. 12:15 |
«Бирюза особенно почиталась у ацтеков: при погребении вождя они всегда хоронили и бирюзу. А на их изображениях богов всегда присутствует бирюза, и особенно впечатляют ритуальные маски из человеческих черепов, инкрустированные бирюзой. «Забавные и фантасмагоричные свойства минералов, камней и предметов в знаках Зодиака» (с) таинственный гороскоп и его невнятные загадки от сэра Рэмблера» Я очень люблю мясо и хардкор, меня чрезвычайно привлекает жестокость человеческой натуры, прячущаяся под налетом цивилизации. Но, порой, особенно осенью, меня тянет послушать doom. Или его же, таинственного, красивого и не особо быстрого, почитать. На прошлой неделе, в один из тех рабочих дней, когда никто не принимает никаких решений, отчеты сделаны еще на прошлой неделе, и тянет зевать, т.е. в понедельник, прочитал книгу. Какую именно – указано в заголовке мнения. Кое-что для себя понял, но об этом чуть ниже. На первое место, как показывает практика, стоит ставить мысли для любителей лаконичной информации. Для торопыг: Здесь нет ТТХ, страшных монстроуродов, придуманных для «как бы страха и экшена», картонных героев с психологическим портретом а-ля герой шутера про хорошего парня и плохих плохишей. Зато здесь хватает реализма не самого большого города, проблем десяти-одиннадцатиклассников и взрослых людей, одиночества и Сети, одиночества в Сети и тонов, полутонов и крохотных мазков всей палитры человеческих отношений. Тем, кому интересно «многобукафф», следует двигаться дальше. Не стоит уподобляться несуществующему страусу и заявлять что, мол, фантастику пишу, а читаю исключительно классиков. Это нечестно, причем, как и по отношению к читателям, так и по отношению к самому себе. Если любишь фантастику, так люби на здоровье, и не скромничай. Сказки для взрослых были популярны всегда, лишь подтверждая постулат о том, что взрослых нет, а есть лишь постаревшие дети. Несомненно, что многие себя таковыми не считают, фантастику не читают, а слово «сказка» произносят с оттенком пренебрежения. Если же читываемый ими с огромным удовольствием талмуд «Как сделать себя и карьеру» от очередного коуча тренинга личного роста кажется им чем-то серьезным, так и ладно. У каждого свой выбор и свои предпочтения. Лично я сам – весьма даже люблю фантастику. В современном русскоязычном литературном сообществе давно наметился определенный тренд. Сериальность, схожесть и профессиональная ориентированность. В чем оно проявляется? В нескольких, широко распространенных моментах. Наполненность современного рынка разными сказочными историями такова, что большинство читателей, устав искать «своего» автора и новых его опусов, уходят с головой в что-то одно. Т.е. в мирки, схожие друг с другом как две капли воды, и отличающиеся только добавлениями в эти самые капли инородных примесей или аутентичных обитателей. Каждый выбирает что-то лично для себя и с осторожностью косится на что-то «иное». И в этом есть, как и всегда, и плюсы, минусы. В надстройках, что люди возводят сами для себя, есть правила и общие модели поведения. Правила, чаще всего, регулярно проявляют себя у каждого. И законы у них общие, как и все для надстроек, особенно если надстройки не несут серьезного характера и, по факту, не оказывают влияния на саму жизнь. Есть пельмени каждый день фактически невозможно, как и нельзя любить только музыку группы «….» (нужное подставить) до … года. По этой причине читатели фантастики определенного рода регулярно совершают робкие вылазки в смежные жанры, в надежде найти что-то новое. И, пользуясь Сетью, свои мысли говорят, в том числе и своим авторам. Результатом подобных экспериментов являются разрывы шаблона у авторов-одностаночников и глубокие исследования рынка сотрудниками отдела маркетинга издательств, выдающие на свет божий такие суждения, что потом в пору хвататься за голову всем, от автора до читателя с промежутком в виде издательств. Узнал кто-то из любителей вполне модного жанра навроде «любовного фатастического романа» про такую странную и страшную вещь как «реалистичная жестокость книг Аберкромби», и тут понеслось. Автор, прочитав сообщение в блоге от читателя, вот-вот только что лайкающего каждую строчку новейшей истории очередной Мери Сью, и в жизни не встречавший кровь кроме как порезав палец ножом при шинковке капусты, из кожи вон лезет и пытается совместить ужа с ежом. Как правило, пособием для подобных литературных умельцев становятся аниме и классика голливудского постановочного боевика. А вовсе не опыт, наблюдения, работа с пособиями или просмотр трупа в морге, и даже не откровения соседа дяди Миши, отслужившего «срочку» в Афгане и работающего врачом травматологом в приемной покое МУ «больница имени Семашко». Потому как в морге холодно и воняет, пособия и документальные книжки неимоверно скучны, опыту взяться неоткуда, ибо «настоящая женщина» или «два\полтора\год в армии – впустую потраченное время», а дядя Миша ваще: алкаш, клошар и девиантная личность. И что, что в прошлом году палец пришил? Он же не разбирается в тонкостях любовных отношений вегетарианских оборотней, полудраконов и остальных смесях бульдогов с носорогами. Либо, наоборот, что еще страшнее. Прочтет любитель «бей-жги-убивай-кто-в-Ктулху-верует» что-то вроде «Тихого Дона». Причем прочтет-то как? Либо по школьной программе, либо на спор, либо, что еще хуже, от безделия. И раз – катарсис!!! Ведь в книгах про мужиков и войну могут быть и чувства, и эмоции, несвойственные буратинам, и, страшно подумать, глубина психологии человека. И все, тут же побежал строчить на странице вроде бы любимого «Иван Помидоров, инквизитор Стальной звезды 7: война с дендромутантами» о том, что автор не торт, олдфажество не катит и ваще: мол, Ванька чересчур конкретный убивец и где трагедия личности? Вынь автор, и положь. А результат? Да ну его в афедрон, такой результат. Автор умный и жестко принципиальный продолжит гнуть свою линию. Автор умный и отзывчивый начнет искать те самые «пять тысяч причин» чтобы внести изменения в героя. Автор не относящийся к двум вышеупомянутым, но от того не менее хороший, так заморачиваться не станет. Он тупо достанет на свет божий того самого рыцаря Айвенго, скрестит его с самураем Джеком и все, ему хватит. Почему так происходит? Потому что тяжело в современном мире автору, вот и все. И мечется он, бедный, то так, то так. И хочется старых читателей не терять, и к новым душа тянется. А честности признаться самому себе в том, что пугает эксперимент – не хватает. Отсюда и отсутствие самого эксперимента и странные экзерсисы, попадающие к читателям в виде текстов. Отдельно стоят совершенные гранды, вроде Лукьяненко эт цетера, но общая масса русскоязычных авторов, так или иначе, включается в определенную серию. Благо, что серий много и они разные. То же самое со схожестью и профессиональной ориентированностью. И хорошо, что встречаются те из не широко известных авторов, кто пытается ломать рамки и каноны. Наталья Лебедева, к слову, из таких. Знакомство с творчеством автора с сетевым ником «Бирюза» началось достаточно давно, в 2009-ом году. Полноформатных книг с того времени прочел две: «Склейки» и «Племенной скот». Первая, вполне себе производственно-социальный неполный роман с детективным уклоном стоит на полке. Вторую, антиутопический постапокалипсис с элементами фольклора брал в библиотеке и порадовался за знакомого автора. «Склейки», написанные явно по велению сердца, желающего поделиться наблюдениями о собственной жизни, понравились намного больше «Скота». Потому как элементы катастрофы в «Скоте», и без того не многочисленные, к середине книги испарились полностью. Оставив чувство недосказанности и легкого ухода в сторону по каким-то собственным причинам автора. Тем не менее, стало ясно одно: пишет автор Наталья Лебедева красиво, и поиск своего жанра не оставляет. Именно эти моменты стали краеугольным камнем уважения к ней, как к человеку, стремящемуся стать мастером слова. Книга Натальи, выходящая в серии «Московские сторожевые», таким образом, оказалась третьей от автора Лебедевой. И вопросов она вызвала не так много, как две первые. В отличие от хорошего восприятия. Любителям жестокого месива с обязательным упоминанием ТТХ и страховидло-мутантами данную книгу можно рекомендовать к прочтению. Да-да, именно так. Для расширения кругозора и как пример создания живых персонажей. А не однотипных, кочующих из книги в книгу одних и тех же людей, меняющих исключительно одежду, растительность, сленг и оружие. В книге «Театр черепаховой кошки» лично для меня непонятными и странными моментами оказались: Сама черепаховая кошка. Линия Яны и ее молодого человека. И если второй момент все же легко проясняется как событие, связанное с проходным, но от того не менее несчастным и негативным персонажем, то вот первый, видимо, упустил. По какой причине именно кошка является «якорем» для главной героини, так и не разобрался. Но сказать, что данный ход меня мучил, окажется преувеличением. Так как дело вовсе не в кошке. А вовсе даже в Саше. Не в Кошке Сашке, а именно в кошке и девушке Саше. «Театр…» книга для современных творений русскоязычных фантастов явление в чем-то необычное. Там, где основная масса оперирует одними и теми же штампами, не стараясь их как-то поменять, Лебедева эти самые штампы использует с некоторыми вариациями. И именно эти вариации внимание и привлекают. Ну, казалось бы, что необычного в истории странноватой девчушки, умеющей что-то «эдакое». И пусть «эдакое» оказывается сильным настолько, что способно не просто поменять судьбу, не-не. Талант Саши позволяет ей многое, и включает в себя не больше и не меньше, как полное уничтожение человека. И одной из вариаций оказывается именно выбор: как и для кого использовать это страшноватое умение. Ровно также стандартен, казалось бы, набор персонажей современной прозы, использующих наших с вами современников. Семья, со своими проблемами и сложностями, является таким же стереотипом, как злодеящий злодей или добрая и умная принцесса-воительница. К сожалению, семья отображена с позиции именно современности постсоветского пространства. Людей, показанных четкими штрихами темного цвета, живущих жизнью без радости. Т.е. того общества, что как раз и склонно к чтению такой литературы. Нет, несомненно, что фантастику любят шахтеры и водители дальнобойщики, агрономы и комбайнеры, продавцы круглосуточных магазинов и охранники. Но семья самой Саши, показанная в книге, куда ближе большинству любителей именно городского мистического романа, заметивших в ней себя. Поколение 70-80-х, как-то приспособившееся к современной жизни, не стремящееся в космос или не ставшее предпринимателями, чиновниками высокого ранга или звездами российского пошиба, и даже украинского/казахского/белорусского/любая другая республика СССР. Именно той части общества, что понимая общую никчемность своего существования, ищет себя в чем-то другом. Кому-то довольно путешествий, если позволяет средства. Кто-то ищет и находит хобби. Кто-то разыскивает экстрим. Кто-то тупо ходит на сторону. А кто-то, как персонажи книги, замыкаются в себе, питаясь своей горестной судьбой и не пытаясь повернуть ее в хорошую сторону. Такие личные трагедии встречаются вокруг постоянно, и, порой хорошо замаскированные под удачную пару\семью, не вызывают каких-либо эмоций. И лишь познакомившись с ними глубже, замечаешь странный холод там, где должно быть тепло. Этот момент, удачно уловленный Натальей, превалирует на протяжении всей книги. Показывает одну из самых главных опасностей современной жизни. Душевную лень. Потому что можно приписать все сглазу/козням гнилорептилоидов/Ктулху, но если двое ленятся сделать что-то не просто друг для друга, а даже ради себя лично… тут и появляется вся та гадость, что так реалистично показана в книге. И совершенно по-другому воспринимается с этой позиции смерть, витающая где-то рядом с каждым из персонажей. И воспринимаешь многое как должное, потому как сложно ожидать рыжего солнечного тепла со вкусом мандаринов там, где есть только тлен и расползающаяся на прах и горящие лоскуты реальность. Лишним подтверждением этого самого одиночества проходит линия мамы главной героини, сидящей в Сети и создающей свою, новую для нее, лживую реальность. Тема одиночества в Сети поднималась, и будет подниматься, равно как и ее же, Сети, фальшь и обман. У кого-то лучше, у кого-то хуже, у кого-то просто по-настоящему. Мелочи и детали, знакомые каждому посетителю тематических форумов, показаны кратко и емко, совершенно верно показывая проблему нашего времени. Создание ложных ценностей, превалирование выдуманного над реальным и инфантильность. Всего это в книге достаточно. Как и города, никак не указываемого Лебедевой точно, и что может быть любым городом рухнувшей «красной империи», и, отсюда, вполне понятен его фон, его улицы, его главные моменты. Именно в этих штрихах скрывается один из важных факторов «Театра черепаховой кошки»: ее универсальность. Здесь каждый увидит себя и что-то, постоянное находящееся вокруг, увидит и узнает. А это же так важно в литературе, ибо дает ощущение погружения на все сто процентов. Отдельно стоят (для меня) три момента: Мистика. Школьники. Смерть. А, да. И краски всего этого вместе и отдельно. Мистика в книге проходит тонкой и порой еле уловимой нитью, без уже почти канувших в Лету вампиров и прочих персонажей розовослюнявых любовных романов. Куда большую роль играет существо куда более страшное, несомненно, безжалостное и весьма разное в своих личинах. Это смерть. И здесь ее достаточно. Школьники, маленькие большие люди, являются важнейшей составляющей текста. Это не странно, учитывая возраст главной героини. Могу позавидовать Лебедевой, т.к. для меня проблемно создать правдоподобный портрет таких героев. Есть в них странные моменты, хватает порой и неправдоподобности, но, в целом, они именно такие, как и должны быть. Ну и краски. Краски эмоций и действий, желаний и страстей, тонкие мазки акварелью, легко смываемой и так же легко наносимой. Именно они, складывающиеся в странное и красивое полотно дали мне ощущение полного погружения. Потому как написать ТТХ легко, а вот передать нюанс с помощью цвета – сложно. Резюмируя: одна из немногих книг последних лет, что по-настоящему понравились. Честно: если бы прочел ее раньше «Слепцов» моего тезки Ермакова, то не видать ему бы тогда хорошего и доброго мнения. И именно по этой причине могу сказать следующее: читать надо разные книги, не утыкаясь в одну тему. И да пребудет с нами Сила. DIXI.
|
| | |
| Статья написана 8 ноября 2013 г. 23:58 |
Когда на горизонт, свинцовой мглой закрытый, Ложится тяжкий день, как тягостная ночь, И давят небеса, как гробовые плиты, И сердце этот гнет не в силах превозмочь Шарль Бодлер. Пролог: Начну издалека. Не то, чтобы намедни, и даже не третьего месяца, а чуть ли не полгода назад, пришла мне бандероль. И в бандероли той лежала книга. Как вы уже догадались (ну, мне так кажется), это не была поваренная книга народов Севера, не великолепная эпопея страны Суоми «Калевала» и даже не «Камасутра». В пакете оказался весьма скромный том от автора Тимофея Калашникова. Что порадовало особо, так это подписи всех 4-х авторов, 1-го поэта и 1-го ведущего редактора серии «Метро-2033». А я… А я, каюсь, поступил не особо хорошо. Книга «Изнанка мира» была мною открыта, начата и отложена. В свое оправдание могу сказать о том, что де сезон начался, работа и прочее, но потом-то не захватил ее с собой в отпуск, в отличие от толстенно-тяжеленного Геймана. Но, как известно, если можешь что-то сделать, так делай, и не полощи мозги людям. Ну и, как водится, приступлю. И раз уж авторы хотели только правды, исключительно правды и ничего кроме правды, то так им и будет. Одним словом: sad but true и не стоит забывать о Ктулху. Ибо он спит и видит сны. А сон разума, как известно, порождает чудовищ. Квартет и ощущение от него: Прежде чем начать относительно возмущаться, я спросил сам себя: а понял ли ты, дорогой товарищ, что эти четверо ребят пошли на очень смелый шаг? Многие ли умеют писать вдвоем? Нет, немногие. На моей памяти поистине звездных современных дуэтов всего ничего. В фантастике, уточню. Дяченко, Олди, Зорич, порой Левицкий и Бобл. Моим любимым лит-дуэтом отечественной сказки для взрослых был Виктор Бурцев. А что мы имеем тут? А тут мы имеем квартет. Четверо разных людей, не имеющих солидного опыта в сочинении, взялись сделать книгу. Воистину: аve (нужное подставить) morituri te salutant. Прямо-таки не больше и не меньше. Ибо сложно это, опираясь на собственный опыт межавторского проекта и совместного продолжения зарисовок. А тут… А тут полноформатная книга. И одно это обстоятельство, слово чести, пусть мне и стыдно, заставляло меня первоначально испытывать к автору «Тимофей Калашников» приязнь и уважение. Скажу честно, что по окончанию прочтения мнение мое поменялось. Если в первом подходе основным впечатлением стал сумбур и некая толика разброда, то в финале кое в чем разобрался. В том числе и в том, что каждый член данного содружества дал другим. А чего так и не смог дать. Тот самый упомянутый сумбур бросился в глаза сразу. И не отпускал до самой последней точки. По счастью – в какой-то момент он все же выправился, дав возможность выйти на передний план внятным смысловым конструкциям. Что же меня зацепило в отрицательном, а что в положительном смыслах? Прыжки характеров одних и тех же персонажей. И именно это и заставляло нервничать и пытаться разобраться в сути этого, очень смелого, эксперимента. Причем, если разбираться в характере главного героя, т.е. Кирилла Зорина, то вот именно он сам вышел ровным. Как бы оно не казалось странным, но именно так и произошло. Непонятный юнец прошел за неделю путь до возмужавшего юноши. Возможно ли такое? Наверное, что да, если помнить про все, случившееся с ним по ходу пьесы. Именно к этому парнишке, весьма живо напомнившему мне Избранного оригинала своей упертостью в достижении цели, претензий оказалось меньше всего. Но это уже тема для разбора сюжета. К нему и стоит перейти, начав с тех самых характеров. Сюжет и герои в нем: Продолжая говорить о Кирилле, чуть внимательнее рассмотрим данного персонажа и его качества со склонностями. Наивность? А мало ли у кого ее нет? Особенно в плане женщин и отношения к ним, желания хотя бы взять за руку, не говоря про случившееся с пареньком в камере. Единственный настороживший в данной ситуации момент – куда смотрел и или слушали охранники? Хотя, мало ли, может как раз-таки и смотрели, в глазок на двери. Какие времена, такие и нравы. Желание отомстить? Из-за стервозной и хитрой девы? Да нет, не так все просто. Мотивы Кирилла вполне понятны, памятуя о всем произошедшем, о бедах и потерях, о нелепой смерти брата, к которой та же самая Лыкова имела пусть и косвенное, но отношение. Упрямство на пути достижения цели? А это, если честно, плохо? Да, он чуть не погиб, самоубийственно вызвав Сомова, но и что? Это глупый, неправильный, и очень честный мужской поступок. Именно так, наплевав на свою жизнь и любым способом стараясь уничтожить врага своего даймё, поступали ронины эпохи Токугава. Именно к такой мысли и привел меня итог авторского сумбура. И случившееся в последних абзацах порадовало. Причем, как мне кажется, можно было обойтись без следов от шипов, без ухмыляющихся бродяг, без будущего… но, но так интереснее. Кирилл, сдается мне, своими мытарствами заслужил подобный конец. Лыковы. И вот тут, давайте честно, авторы попрыгали как кто хотел. Причем, если брать коварную Медею, то она-то как раз вышла весьма целостной, в отличие от папки. Да, девушка мила и непосредственна, великолепна и чудесна, красива и подла. И, если всмотреться в нее внимательнее, она весьма даже настоящая. А это просто весьма хорошо. Но, если уж разбираться полностью, то она все же дитя своего папы, весьма серьезного человека, и дочь своего времени, где выживают как могут. Вот Ирина и смогла ровно так, как вышло. Скажу более, чуть приоткрывая завесу тайны над тем, почему добравшись до последней главы я поменял свое не самое позитивное мнение. Именно ее театрально-трагичное появление у Москвина тем не менее, несмотря на чуть ли не «заломанные руки а-ля Вера Холодная», заставило вздрогнуть и прочитать несколько страниц очень внимательно. Да, странна была ее постоянная пьянка, да, весьма непонятны отношения с Сомовым, даже больше: они просто невероятны. Как может один из главных врагов семьи не знать ее, а она ни разу не видеть его? Хотя, несомненно, авторы честно старались объяснить данный момент и, в целом, у них получилось. Но вот ейный батяня… Старший Лыков оказался человеком не просто с двойным характером. Характер у него оказался практически тройным… прям как одеколон времен СССР. Что только не скрывал в себе бывший… эт цетера. Тут тебе и продуманные шаги, приведшие к краху, и безоглядная любовь к дочери настолько, что плевать ему хотелось на все меры предосторожности насчет ее жизни вне самого метро, и ярая люто-злоба на Сомова, не приведшая ни к чему путному, и ярко выраженные стратегически хитрые шаги, превратившиеся в стариковскую глупость и сентиментальное невнимание, стоившее жизни. И, прям: старикам здесь не место. И кровиночка-Ириночка, схвативши недрогнувшей стальной рукой пистоль – поставила жирнющую точку в собственной судьбе и собственном отце. Именно Лыков-старший продемонстрировал тот самый сумбур, о котором было сказано выше. Именно его характер метался аки мотылек на огоньке, меняя состоявшегося мужчину порой до неузнаваемости. Хотя, нет, ошибаюсь. Самый странный перснаж впереди. И это вовсе не Лыков младший, выступивший статистом. Ну, что про него сказать? Он является прямым продолжением известного высказывания про АПЛ «Курск». Он умер. Сомов. Вот он, тот человек, что точно не Рамзай. Ибо Рамзая, сдается мне, слили. А Сомов, вроде бы простой красногвардеец, неожиданно ставший частью элиты, вообще не старался себя прикрывать. Оно понятно, человеком Сомов показан горячим, с бушующей кровью, со своими страстями и демонами. Каково может быть утоление подобной жажды, кроме как не маскарад в облике гауляйтера? Или заливание собственного страха самогоном? Но, опять же, все равно странно. Боец, партиец, отец солдатам и просто душевный человек. Очень неплохой тактик и сравнительно хороший стратег, имеющий определенные принципы, позволившие отослать Кирилла, вручив этому вьюноше даже патроны на житье-бытье. К слову, именно момент с Полянкой, потерей рюкзака в виде передаче бабке и прочие милые непотребства в определенной степени смутили. Хотя, разобравшись и покопавшись, понял и даже сделал собственный субъективный диагноз: синдром Воланда-Бездомного. Ага. Так вот, возвращаясь к Сомову: где-то, в каком-то моменте, кто-то из квартета сделал определенное допущение и Сомов стал другим человеком. Совершенно другим, не похожим на себя первой половины «Изнанки». И разобраться в этом персонаже у меня так и не получилось. К огромному моему сожалению, да, так и есть. Что касается самого сюжета, то, если разбираться внимательно, он есть, и он, крути- не крути, хорош. Хорош своей обыденностью, отсутствием спасения мира и достижением великих целей. Он очень эгоистичен, так, по-хорошему, по-человечески. Из борьбы одного глупого и балованного юнца с командиром и карьеристом – выросла борьба остатков кланов. Не самая большая, не убийственная для окружающих, но от того не менее трагичная. И именно на ее фоне странноватым кажется противостояние с Ганзой. И, одновременно, совершенно верным. Квартет наглядно показал столкновение геополитических интересов и их влияние на общество. Простые люди идут и погибают. Не простые живут и здравствуют, лохмачей в глаз, чтобы шкуру не попортить, бьют. Другое дело, что сам этот момент, такой верный, такой нужный, авторы осилили именно с сумбуром. Отчего и хочется дать единственный совет: ребят, при продолжении эксперимента, расписывайте роли более подробно. И тогда акценты сместятся ровно так, как нужно. И вы сами не заметите, как книга вырастет в своем уровне. Атмосферные странности: Красногвардеец в буденновке? Откуда, ради командарма 1-ой Конной, возьмется шлем-богатырка в подземельях метрополитена? Хотя, если ради пасхалки и желания пошутить, полагаю, наверное да. Равняется ли стрельба из «Утеса» по наступающим ганзейцам стрельбе Виктории Серас из OVA «Hellsing» по наступающим упырям со щитами в одной из серий? Сильная визуальной стороной часть боевки. Настолько сильная, что она полностью покрывает героически погибшую изнасилованную дочку коменданта. Потому как автору именно данной части картинка удалась. И это хорошо. Почему т-щ Москвин совершенно не в курсе происходящего непотребства? Вот самый главный вопрос, возникший у меня. Единственный момент, который по-настоящему напряг, заставил листать книгу назад и искать хотя бы какое-то логическое объяснение. Атмосферная стабильность: Я совершенно не зря воткнул в самом начале четверостишие Бодлера из целого «Сплина». Когда-то использованное Крупновым со-товарищи стихотворение как нельзя лучше передает состояние книги Тимофея Калашникова. В ней нет наметок на отдаленное светлое будущее, в ней нет глубокого сияния ослепительной чистоты хотя бы какого-то рая после смерти, в ней нет ожидания тепла и добра. И это плюс. Плюс несомненный, ибо написать что-то нерадостное, но подать это «что-то» подобным образом – довольно сложно. Книга, порой скачущая аки горный козел, порой ползущая медленно и неотвратимо как бронепоезд на малых парах, сделана с душой. Души у нее четыре, а если считать использованные стихи, то целых пять. И каждая старалась передать что-то личное, дабы текст не оказался заурядным и серым. Но… но ни это главное. В великолепном фильме «День выборов» есть совершеннейше экзальтированный персонаж, худрук какого-то там театра. И когда он, со свойственным данному актеру апломбом, переходящим в истерику, восклицает: КАТАРСИС… мне всегда становилось смешно. Но, неожиданно для меня, последние страницы из последней главы «Изнанки» неожиданно сделали что-то подобное. И именно благодаря им в самом начале мнения красуется компоновка из названий двух фильмов братьев Коэн. Момент, в котором Ирина Лыкова сидит и ждет своей судьбы, когда прямо из книги выпадает смертный приговор Тимофею Калашникову, когда Москвин показан со стороны, именно он меня покорил и заставил присмотреться к тесту повнимательнее. Когда Антон Чивур, безумно прекрасно отыгранный Бардемом, сидит в кресле и ждет вдову персонажа Джоша Бролина, а потом выходит, то… кто-то думает о том, что женщина остается жива? Несколько фраз, несколько хороших кадров, и нате, получите прекрасную сцену. Именно что-то подобное возникло в процессе прочтения последних абзацев «Изнанки». Да-да, для меня она закончилась раньше ползущего вперед Кирилла. И вот этот самый финал мне показался очень и очень хорошим, за что авторам – спасибо. Резюме: Это не простая книга. И каждый явно сам увидит в ней что-то свое. Для себя – увидел. А что выбирать кому-то еще – решать именно «кому-то еще». И да пребудет с нами Сила.
DIXI
|
| | |
| Статья написана 8 ноября 2013 г. 11:10 |
«Пиджак» в мире производственного романа про ОЗК, ТТХ и прочие милые вещи: Денис Шабалов, «Метро 2033: Право на силу». «Из объятий ночного кошмара, Ты вернулся в кошмар наяву… «Черный Обелиск» (с) INTRO: Следует прояснить одну простую вещь: что есть «пиджак». Когда мне довелось служить в рядах имперских штурмовиков именно так называли офицеров, получивших воинское звание в процессе обучения в «гражданском» ВУЗе. После чего они проходили действительную военную службу по призыву с двумя альтернативами. Либо год в качестве солдата, либо два в качестве офицера, того самого «пиджака». По большей части и тот, и другой варианты для командиров становились серьезной обузой. Потому, как и те, и другие, отслужив положенное, уходят, оставляя пустоту и потраченные усилия на их обучение. Ни солдата, умеющего многое, ни офицера, на которого можно положиться. Бывали ли исключения в моем личном отрезке, посвященном службе? Несомненно. Целых два. Толик, в должности «командира отделения разведки» и звании сержанта, и Семен, командир взвода первый роты «родного» 1 БОНа. Первый, закончивший одну из кафедр Кубанского пединститута, на т.н «сдаче» нормативов для спецвзвода – спокойно пинал сразу двух «крапов», ибо кафедра у него была физкультурная, а сам он преподавал какой-то замысловатый стиль единоборств, и был просто хорошим и умным человеком. Второй, с кашлем и температурой остался с нами, совершенно глупыми и неумелыми недо-штурмовиками в Дагестане, зимой 98-99-ого года. Их уважали, ценили и не считали обузой. Прав ли я сам по поводу «пиджака» Дениса Шабалова или нет, как тот служил и все прочее – дело не мое. Это констатация факта того, что как бы то ни было, автор Денис Шабалов, что немаловажно, в армии служил, автомат в руках явно держал и все прочее. Почему это так важно при написании мнения на книгу? Причина проста: это боевик. Читать большинство книг-боевиков, чьи авторы могут написать «крупнокалиберные пулеметы СПГМ» (подсказка – Даниил Корецкий, «Антикиллер», серия «Черная кошка») мне смешно. Но, в данной ситуации важна книга, а вовсе не что-то другое. Что касается термина «производственный роман», то так оно и есть. Разве что «Аэропорт» про аэропорт, а «Право на силу» про постядерный Сердобск. Плохо это? Нет, не плохо. Так как пусть и очень воинственно, но основным моментом книги становится не спасение мира, противостояние страшному Злу или, того паче, история о кланах подземных Капулетти с Монтекками. Книга про жизнь общины и ее отдельных членов, без выставления кого-то из них своего рода Избранным и так далее. И это хорошо. Но, опять же, создание именно «производственного романа» накладывает на автора определенные обязанности и задает четкие рамки с границами. Ибо здесь, в общем и целом, создатель просто обязан показать атмосферу, натуралистичность и реализм. Иначе вместо «Большой жратвы», показывающей жизнь кабака изнутри, получится «Вкус жизни». Вроде и там и там про рестораны, поваров и все прочее, но… Но в первом случае есть «показать козла», а во втором прекрасная Зета-Джонс. Но даже карие очи чудо-валлийки не отвратят меня от одного дня жизни маленького американского трактира. Так и здесь. Если уж автор Шабалов показывает жизнь «вокзального» клана, так уж пусть изволит показывать ее аутентично. И баста. Потому, памятуя о Ктулху и включив «Korn», приступим. Сюжет: Основную линию книги автор четко определяет сам практически сразу, упоминая несколько книг известнейшей серии, название которой писалось с точками. Что входит в обязательный набор текста из «сталкериады»? Поиск, бой, отдых, преодоление трудностей, рассказ о становлении, бой, немного ТТХ, бой, недоотдых, флэшбэк к становлению, бой эт цетера. Текстов было много, хороших мало, отличия заключались в умении автора передать атмосферу. Учитывая «производственный» характер «Права на силу», ждать от книги поворота в стиле оригинального «Метро 2033» не стоит. Именно по этой причине, начиная с первых глав, ожидал именно того результата, что оказался в конце. Добротная, взвешенная история жизни отдельно взятого убежища и некоторых его представителей. В свое время, откровенно недолюбливая (по причине банальной зависти) Андрея Круза, очень много язвил по поводу его самой известной серии. Но при всем этом отметил сам факт определенной интересности некоторых книг «Эпохи мертвых». Непосредственно «Я Еду Домой» демиурга и первой книги Берга. Построение сюжетной линии обеих заключалось в принципе, используемом еще Уиндемом в «Дне триффидов». То есть все просто: берем общину, прилагающиеся проблемы и показываем их решение. Чем сложнее путь, выбранный героями, тем интереснее. Пусть и не всем категориям читателей. В данном случае Шабалов с возложенной на самого себя миссией, справился. Пусть и с некоторым скрипом (субъективно), но справился. И если первоначально основным скрипом мне показался момент с многоженством, то в дальнейшем он встал ребром лишь из-за непонятной вставки-пролога. Именно он оставил самое непонятное ощущение. Для чего? Почему? Вариантов не много, но явно стоит ожидать какой-то крупной подлянки и серьезного рубилова во второй книге. Хотя тут могу и ошибаться. В целом сюжетная линия вышла достойной и правильной. В ней нет метаний героев, нет страшных неразгаданных загадок, а рецепт ее прост и одновременно вкусен как сюжеты боевиков «золотой» эпохи 80-90-х. Именно тех самых, что, скорее всего, Денис Шабалов смотрел в одном со мной возрасте. Действие, харизма героев и антигероев, снова действие и декорации. В 10-е годы 21-го столетия подобная концепция, в редких случаях ее удачной реализации, становится востребованной и интересной для многих читателей. Странного в этом немного, т.к. простота не является синонимом «неинтересности», «тупости» или того хуже «унылого говна». На общем фоне высасывания из пальца продолжения глав большинства современных авторов тон «Права на силу» ровный и успокаивающий, несмотря на насыщенную динамику. Атмосфера (включая ТТХ): Погружение в мир Сердобска, падшего от атаки супостата, вышло хорошим. И дело именно в том, что автор Шабалов смог создать длинные километры пути внутри обычного российского городка. Именно факт демонстрации увеличившихся расстояний, ранее проходимых за пару-другую десятков минут, определяет атмосферу. А вовсе не количество монстроуродов на один квадратный километр, порой заселяемый писателями данного жанра методом гнездования. Не совсем понятно то, ради чего вражина херачил ядерным боеприпасом по ничем не приметному Сердобску, но то и не суть важно. В конце-то концов сама суть вселенной сводится вовсе не к пониманию механизмов взаимодействия ядерных частиц и катализаторов их распада, или как оно там правильно. Основной мотив книг «Метро 2033» есть история мира После большого и плохого п….ца, и то, как люди себя ведут в условиях, когда быть уся-пуськой просто невозможно. «Право на силу» не содержит кавайных няшек, равно как и апокалиптично-инфернальных злодеев а-ля Чеслав Корбут или непонятная хреновина «Голода». Механизмы взаимотношений, описанных в дебютной книге Шабалова, показаны весьма достоверно, в меру люто, но без увлечения. Не совсем ясна была подача отношения к оружию. Ну, вроде бы и ладно, ну, что такого, нравится автору оружие. Нормально оно для мужчины? На мой взгляд, да. Но в какой-то момент, да что там, чуть ли не с начала, меня посетило дежа-вю. Самое, что ни на есть, дежавюшное дежа-вю! Прямо очами души своей увидел: 2009-ый год, постоянный и лютый срачЪ с Андреем Крузом, приведший к результату, нормальному для мужчин. То есть – к вежливым извинениям и нормальному диалогу. Но, тем не менее, памятуя про эпигонов Андрея, кои не все оказались талантливы, перед глазами возникло следующее: "Дверь открылась. В нее зашел пистолет-пулемет АБВГД-448 с колимационно-диоптрическим прицелом и малокалиберным прожектором на обрезке узкоколейного рельса, местными умельцами с помощью аргоновой сварки закрепленного на ствольной коробке. Универсальный тактический ремень Удавка-48 крепился к плечевому суставу лысого блондина." Далее больше ни слова об этом герое, но обязательно про слив Москвы, и по тексту почаще с подробностями менять стрелялки и шмонать мутантов на предмет поиска новых стрелялок ("в карманах его я нашел сто пять семерок, двести девять пятерок, одиннадцать девяток, и один снярад от старого морского 12-тидюймового орудия. Последний порадовал больше всего — он подходит к моему дробовику АБВГД-557 с вентилятором на рельсе и ..." (с) Да-да, именно подобных поделок в свое время (не так давно), оказалось достаточно, чтобы вызывать стойкую аллергию к большому количеству ТТХ на одну страницу текста. Особенно в случае, когда и матчасть, и характеристики являются выдержками из Вики и прочим «-педиям». Ни во всех случаях, само собой, но частенько. Так что, наткнувшись на первое упоминание о «демроне», пришлось волевым усилием заставить себя напрягаться не более, чем при создании отчета о недельном выполнении плана. Расслабиться автор Шабалов мне не давал, периодически вводя в текст всякие романтичные для уха подростков, любителей оружия и ганофилов слова и словосочетания навроде: «- АГС тащат. — А какой, 17-ый, али 30-ый?» «Миними, ФН …. Боеприпасы…» (цитирование неточное) Но, став с годами невосприимчивым к яду ТТХ в текстах, продолжал читать и размышлять – для чего оно ему? Так и хотелось набрать сообщение к автору и возопить в нем: Почто, почто, аспид ты такой-сякой, пытаешь меня оным?!! Помогло лишь врожденное чувство такта и отсутствие рядом выхода в Сеть. И, прочитав книгу полностью, задумался о природе именно подобного отношения к оружию и всего, с ним связанного. Вспомнил даже сослуживцев, любящих при случае порассуждать о тех или иных достоинствах того же «Вала», с удовольствием произносящих «нож «Вампир», или, что совсем смешно, называющих наш собственный агрегат не штатным СПГ, или «трубой», а именно (не более-не менее), как «Копье». Так что, раз уж есть такое пристрастие у автора и его аудитории, так тому, значит, и быть. Дальше, в смысле. И это, т.е. уточнение ТТХ и рассказ про особенности того или другого ствола в тексте, лучше, чем «гранатомет, профессионалами называемый «Мухой». Очень удачен ход с мутантами, должными алкать человеческой плоти, кровушки и костного мозга. И если в «тоннельных» книгах серии подобных злобных зубастопастеужасов хватает даже с переизбытком, то в одной из пока немногих книг про поверхность всяких Черных Ночных Жопоразрывателей практически нет. Имеющиеся же злодеют в целом для фона и для показания самого факта их наличия и определенной степени опасности с ужасностью. Хотя именно в их случае можно упрекнуть автора в некоем редком для книги плагиате. А именно, как не сложно догадаться, речь пойдет все же не о «миксере», а вовсе даже о «куропате». Ну, уважаемый автор, кто ж этот самый зверь, как не видоизмененный псевдо-гигант? Хотя само его название заставляет улыбаться и прощать данное упущение. Хотя, опять же, кому оно и упущение, а кому и наоборот. Весьма серьезна работа, связанная именно с показом последствия радиоактивного заражения местности. Порой настолько, что даже раздражает именно самим фактом непонимания – за что досталось Сердобску? Да так, что просто мама не горюй? С другой стороны, если разобраться, трещотки счетчиков Гейгера, постоянное ношение ОЗК и противогазов лишь добавляют аутентичности. Один из наиболее понравившихся моментов, связанных именно с данными моментами – жара и металл. Многие читатели, сдается мне, добравшись до первого упоминания о раскаленных крышах постов, понятливо кивали головами и говорили про, мол, знаем, и не такое видали. И вот тут, вне зависимости от того, видали или нет, мне хочется сказать спасибо автору. Испытать на себе все прелести ношения, одновременного, ОЗК, противогаза, броника со шлемом и полной выкладки всеж таки доводится в наше время не каждому. А уж в жару так и вовсе. Так что не стоит понятливо кивать головой, а стоит взять и представить себе нечто подобное. Без какой-то ненужной романтики и желания помацать тот самый винторез. Когда внутри резины пот пропитывает одежду, стекая по спине практически ручейками, и когда на плечах висит дополнительный вес, то радостно и романтично хвататься за ВСС порой не хочется. Во всяком случае – поначалу. А уж потом – бывает, что привыкаешь. Соответственно, говоря про атмосферу и заканчивая именно данную тему, можно сказать следующее: удалась. Герои: Основными действующими лицами «Права на силу» являются сталкеры. Но, в данном случае, сталкеры одновременно являются и универсальными солдатами. Как так, может спросить читатель, проштудировавший первый том трилогии Шабалова. А вот так, как ни странно. Но, если вдуматься, странного нет. Самое главное, что следует понимать, так это термин «универсальный солдат», использованный в предыдущем абзаце. Под ним ни в коем случае не стоит представлять Ван Дамма или Лундгрена, даже в эпоху 90-х, вовсе нет. Памятуя (не-не, вовсе не о Ктулху) а совсем даже про отцов-командиров моих друзей-штурмовиков, могу сказать следующее: все возможно. Ибо был замполит в красной шапке, был командир батареи в зеленом берете, был командир взвода АГС щеголявший трофейным черным комбезом с потертыми нашивками CIA, и прочая, и прочая. И обучение также было разным. Соответственно, взвесив «за» и «против», пришел к выводу: таки возможно, что рядовые таскатели всяких «няшек» могут познать всю глубину стратегии и необходимые хитрости тактики. И хотя тут же присутствует и полковник ГРУ, и хирург, и мастер на все руки, аналог (одновременный) Кулибина и Самоделкина, и прочие, включая двух жен, но героями книги таки являются именно сталкеры. Причем сталкеры выращенные, подготовленные и т.д и т.п. Мечта любого офицера Генштаба, просто-напросто. И, как необходимые герои, в текст они укладываются хорошо. Вкусно так, со смаком и с подробностями. Из коих, из подробностей, лично меня смутило всего две. Первая: т.н «тест Купера». То есть комплекс упражнений, проводимый главкомандиром непосредственно после кросса. Само по себе процедура смотра ребятишек, если уж по чесноку, является ничем иным, как стандартным отбором в спецвзвода на КМБ конца 90-х и первой половины 00-х. Именно подобные развлечения практиковали все виденные мною «покупатели». И вот тут я засомневался. Т.к. одно дело брать, и «дрочить» таким макаром 18-летних бугаев, и совсем другое – детские организмы. Ну, или почти детские. Всеж таки развитие костной и мышечной систем, не говоря про остальные, совершенно не окончено. И? На данный вопрос так и не нашел ответ. А вот вторая причина моего смущения проста донельзя, и сложна необыкновенна. Потому как речь о главном герое. Именно о нем, Даниле Добрынине. Первым камнем преткновения стало имя, простое русское имя Данил. Учитывая подмеченные мною взгляды автора про нашу с вами страну, ее прошлое, настоящее и в некоторой степени будущее, стало слегка обидно. Ибо простое русское «данил» звучит неправильно. Ветхозаветное «Даниил» на Руси-матушке стало Данилой. Данила или Данило, да, но Данил? Понятно, что субъективно, но далее в тексте искал «волнительно» вместо «волнующе». Слава яйцам, не нашел. Да простит меня автор, но меня все же оно покоробило. А, да, моего сына зовут Даниил, не более и не менее. Второй камень, как и каменный не выходящий цветок, сложился более трудным. И, одновременно, легким. Героя, как альтер-эго автора, воспринял сразу и полностью, симпатизируя ему и желая долгой жизни, либо красивой боевой смерти, буде такая фантазия автора. Причина оказалась банальной. Герой, будучи жителем 21-го века, есть настоящий уроженец века 20-го. Потому, как и упоминаемые конфеты, и книги с их героями, и еще некоторое количество мелочей – были в моем детстве и, как понимаю, в детстве Дениса Шабалова. Вполне себе полноценном и счастливом советском детстве. И ностальгия по рухнувшему миру явилась мне в облике тоски по миру того детства, когда многое казалось незыблимым. Сказать, что это повлияло в негативном ключе? Нет, наоборот. Еще одним крохотным штрихом, пусть, возможно и ошибочно подмеченным, стал Аббас. Причина? Та же, из советского детства и книг. Многие ли представители молодежи знают о шах-ин-шахе Аббасе Великом, покорителе Востока и постоянном противнике Турции 17-го века? Я знаю. И персонаж одной из самых интересных эпопей в моей жизни, прочитанной в возрасте 11-ти лет, книге о Георгии Саакадзе, созданной Анной Антоновской, автоматически заставил насторожиться при появлении данного персонажа. Повторюсь. Что именно этот момент запросто ошибочен и надуман. Но, если есть в нем немного правды, то впереди (не читал) ожидает бездна коварства. Данила Добрынина, вполне понятно, и читателей. Резюме: Качественный добротный боевик. Не кривя душой могу сказать – мне понравилось. Так что: говорю автору спасибо, призываю голосовать рублем. И да пребудет с нами Сила. DIXI
|
| | |
| Статья написана 3 ноября 2013 г. 21:10 |
Было время, прошелся еще раз по книге Юрия Круглова. Отметил кое-что упущенное. Итак, в первую очередь для поклонников серии, замеченное пропущенное. Плюс в копилку автора)) Что есть хорошего в "Юго-Западе" из того, что не всегда и не полностью освещалось в других книгах серии? Характер героя, скажем так. Или не характер? Скорее, даже, образ. По нему, к слову, не глядя на фотографию автора и не зная его возраста, можно четко сказать — он из поколения 80-х. Почему? Ну... как сказать? Сейчас на экранах постсоветского пространства хватает боевиков. Они встречаются разные. Есть красивые, есть глупые, есть философские, а вот хороших — мало. А вот в 80-90-х снимали их вроде бы и просто, но... но была в них очень легкая и воспринимаемая душа. К чему я все это? Да к тому, что серия "Кремль 2222" выстроена именно на подобных же принципах, и книга автора Круглова влилась в нее легко и непринужденно. Несмотря на дебют самого Юрия в литературе. Оттакие дела. Немалую роль в этом, как не сложно догадаться, играют именно герои. И вот тут на сцену, торжественно и под звуки театра Кабуки при возникновении самурая, выходит основная профессия Круглова. А именно — тренера по боевым единоборствам, причем восточным. Хорошо ли это? Да, несомненно, что так оно и есть. Почему? Все, как водится, просто. Захватить такую непростую аудиторию как подростки, так, чтобы они тебе поверили, тяжело. И тут каждый автор справляется по-своему. Автор Круглов предложил собственный вариант, включающий в себя в первую очередь такую вещь, как "Путь воина". Причем, что очень важно, главгер, Змей, про Путь энтот самый не трындит, не нудит, и не пытается впихнуть в голову читателя насильственным, полным постоянного напоминания, путем. Не-не, Змей идет ровным ритмичным шагом, очень схожим с его же манерой ведения боя, ритмичным, ложащимся на строки стихов и красивым. Да, порой немного выспренно, да, с полным набором приемов а-ля Джеки Чан, но от того не страдая комплексом неполноценности. Змей, лучший боец своего клана, просто берет и побеждает. Через боль, через кровь, через сжатые до крошки зубы. А это, учитывая читетлей, очень важно. Потому как читатели, та их часть, что еще юна, воспринимают бои также, ка кони проходят в компьютерных играх. А это плохо. И вот этот самый Змей, человек, не особо любящий огнестрельное оружие, показывает своими поступками то, как надо поступать. Плюс к этому, что лично мне импонирует, Змей живой человек. Он ищет друзей, пусть те и не совсем люди. Он ищет любовь, и любовь его не сводится к сиськами -нного размера и заднице. не-не. Именно данные действия героя полны немного наивного взгляда совсем юного персонажа, что делает его еще человечнее. В чем-то, пусть и не сильно, мне самому он напомнил моего же Енота. Разве что не имеющего прокаченных скиллов. Вывод: книга отлично вписалась в проект. Герои, как главный, так и второго плана, самодостаточны и хороши. Поклонникам серии и хорошего боевика — читать однозначно. И да пребудет с нами Сила. DIXI
|
| | |
| Статья написана 26 октября 2013 г. 23:42 |
Итак, случилось страшное. Я прочел книгу «Огненная кровь» от корки и до корки. Почему страшное? Потому что зависть есть страшный грех. А не завидовать не выходит. Пусть и не всему, а лишь нескольким моментам, но все же, все же… Не убоявшись спойлеров и, как водится, помня о Ктулху, приступим. Не так и давно, описывая свое впечатление от прочтений истории о Миладе и ее похождениях, сказал немало хорошего. Противореча самому себе и убеждению в том, что положительный отзыв лишь привлечет негатив, рискну сказать еще кое-что. И кое-что, как водится, будет пространным и не особо легким к восприятию. Но, что поделать, если по-другому не то, что не умею, не-не. По-иному мне не хочется. Потому и скажу, как есть. Что есть книга Михаила Горожанина, если рассматривать ее и не углубляться? Ничем иным, как еще одним произведением на тему Избранности у нашего с вами стандартного соотечественника нашего же времени. Ну, а как еще? Есть девушка, есть нечто, плавающее в ее крови, и, что же дальше? А, вот тут вы угадали, в определенный момент появляется Морфеус и, как водится, зовет ее прыгнуть в кроличью нору. То, что вместо Матрицы есть Средний Мир, вместо Сети магия, вместо агентов Смитов Анклав и каркаты… суть ли это? И то, что Морфеус тут бабка, живущая не пойми сколько лет, роли никакой не играет. Но… всегда есть «но». Скажем, что есть история фильма «Россия 88», как не пересказ «Ромео и Джульетты»? Что являет нам Карл Урбан в римейке «Судьи Дредда», как не перекошенный рот под шлемом, смахивающий на Сталлоне? Для чего смотреть сериал «Интерны», если есть «Клиника», «Анатомия страсти», «Скорая помощь», не говоря про Хауса и волчанку? Как водится, все одновременно и просто и сложно. Прям, как пельмени. Пельмени можно купить в любом магазине. Или взять и попросить красавицу\маму\друга шеф-повара\себя любимого, сотворить их из теста и фарша. Так и с вышеперечисленными образцами творчества и книгой про Миладу в частности. Потому как даже в фильм о банде правых, каких сейчас и не найдешь, можно вложить толику творчества, а не тупо ремесла. Потому как римейк шаблонного и картонного фильма со Слаем, наполненный замкнутым пространством и Урбаном, так и не выбившимся не первые роли, и Леной Хиди, пожинающей плоды «Игр Престолов», можно сделать стильно и реалистично. Потому что Охлобыстин, крути не крути, хорош, равно как и весь ансамбль песни и свистопляски, задействованный в ТНТ-шном детище, может и умеет развеселить и заставить улыбнуться. А автор Михаил Горожанин, имеющий за спиной немалый жизненный опыт, способен создать из стандартного сюжета, серого, как экзаменационный натюрморт Бугурусланского педколледжа, картинку, подобную иллюстрациям Доре. То есть, если кто не знает, прекрасного образца графики, четкого, красивого, интересного и самобытного. И книга про очередную Избранную стала… прекрасным дебютом. Здесь, вот что интересно, заметна работа. Читая черновик еще в 2009-ом, восхитился многими моментами. Остался недоволен другими. И, в целом, как-то отложил свои собственные мысли о книге Мишки в сторону. Держа же в руке весьма увесистый том, понял, что вот – еще одна мечта воплотилась в реальность. И, что очень важно, ее, эту самую мечту, интересно читать. Как-то так повелось, что знакомых авторов, начписов и просто бумагомарателей, причем порою профессиональных, у меня более чем достаточно. Многих ли могу назвать «своими» авторами? Нет. Я бы сказал, что единицы. А вот Мишку Горожанина, Михакка Гора моих «ЧП: Степь», седого московского орла бывшего бородача, мастера, сплетшего из проволоки более десятка кольчуг и сколотившего-обтянувшего-рахерачившего несколько щитов, таковым назвать могу. Причем, не кривя душой. Потому как, прочитав финальный чистовик книги о дурынде Миладе, мне таки стало интересно продолжение. А это, скажу честно, прямо редкость. Что важно лично мне, как читателю? Да не так уж и многое. Чтобы герои были живыми и разными. Чтобы атмосфера была своя, неповторимая и запоминающаяся. Чтобы говорили персонажи так, как люди говорят. А вот именно этого немногого сейчас вокруг очень мало. Почему? Я не сноб, и никогда им не был. Моими любимыми книгами в детстве стали «Айвенго» и «Остров сокровищ», «Волшебник Изумрудного города» и «Гекльберри Финн», «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Петр Первый». Не говоря о «Великом Моурави». Когда вырос, то мимо прошли и Пелевин, и Ларссон, и оба Мураками и много, очень много других, куда как модных авторов, включая Брауна. А вот весьма штампованные Пикуль, Акунин, Точинов, Шолохов, Кинг и Паланик оказались на книжной полке. Рядом с совсем уж немодными Аль Атоми и Мичуриным. Как сделает вывод любой читающий человек – люблю художественную литературу для широких масс. Пусть и не всю. Так вот, к чему все это сказано… Книги моего детства и теперь уже зрелости интересны языком. Тем, как автор подает мне свою точку зрения. Свой взгляд на жизнь и события в нем, даже если он, события, вымышлены. И тут мне важна настоящая сторона героев, их подлинность и реалистичность. И очень часто, читая очередной том макулатуры, хорошо, что взятый в библиотеке, плююсь и убираю в сторону. И чувство возникает лишь одно: жалость к себе. Потому как этот самый том мне потом назад нести, а книжка, как водится, сколько-то, да весит. Михаил Горожанин, тот, что не мой товарищ, друг, неоднозначная личность эт цетера, а именно автор – хорош. Хорош тем, что персонажи «Огненной крови» живые и четко ощутимые. В каждом из них, не всегда важном, заметен подход и проработка. Пусть и хватает статистов, вписанных исключительно прозвищами или именами. Таких тоже достаточно, взять хотя бы всех тех, кому помогла Рябинушка и, порой, Милада. Или с кем пересеклась девушка в, скажем, метро или офисе. Но большая часть, все же, явственно живые. Это радует, это заставляет радоваться за автора и за читателей. У каждого свой жизненный опыт, и каждый автор пользуется им так, как хочет или может. Автор Горожанин использует свою биографию правильно, давая читающим видеть что-то настоящее. Пусть это и отражается порой в негативе или чрезмерном радостном мимишении. Ходить далеко не надо. Есть, к примеру, сотрудники на работе героини и ее же товарищи реканы. Две совершенно разные по своей гамме стороны современной жизни. Сотрудники офиса описываются искренне неодобрительно, с мелкими противными чертами, в отличие от реконструкторов. Что поделать, такова селя ви, и таков авторский взгляд. Современная жизнь накладывает отпечаток на многое, а уж на восприятие людей тем более. Вот и получается, что Отсос у Горожанина четок не менее чем пьяные в грибы реканы перед ожидаемым бугуртом. И это, как не сложно понять, хорошо. Потому что есть это не что иное, как честный авторский взгляд. Такой же, как на Хача Танатовича …. Мага, некроманта, владельца кладбища и прочая, и прочая. Ну, не пугает автора Горожанина то, что нагнетается в обществе атмосфера ксенофобии, не пугает, и все тут. Он, автор, честно говорит, люди есть разные. И это правильно. Так же правильно, как не скрывать точек зрения оборотней, явно облизывающихся на обеих героинь женского пола с одним единственным желанием – отодрать. Причем именно так, без всякой романтики и «сумеречности». И это, опять же, прекрасно. Прекрасно хотя бы тем, что уровень романтичности в современных книгах зашкаливает. И уж особенно в тех случаях, когда дело касается обычного и нормального секса. Нет-нет, его-то в книге и нет, есть лишь намерения. Но подано-то все верно и правильно. Без соплей и слюней, с красивыми видами и правильными словами героев. А то, понимаешь, в последнее время куда не ткни, так желание романтически попердолиться стало явно манией. И причем не просто романтически, а так, чтобы с восхищением. Или глупо. Ну, навроде вот этого: «- Отпусти, — она стискивает зубы, пытаясь справиться с собственным телом, которому невероятно нравятся прикосновения Шигео. — Отпущу, — обещает он, но его руки только сильнее притягивают ее к нему. — Шигео! — она делает попытку вырваться, но он легко ее удерживает. — Не стоило мне пить, — стоном срывается с его губ невероятно тихо, но девушка успевает услышать и замереть, так и не нанеся ему запланированного удара. — Прости, — он выигрывает борьбу с самим собой и ослабляет объятья, а затем телепортируется с ней прямо в гостиную покоев Амизи. Анита едва успела моргнуть, как оказалась в роскошно и пышно обставленной комнате и чуть поморщилась от обилия розового и золотого — это было уж слишком вычурно, как на ее вкус. Мужчина заставил себя разжать руки и отойти на шаг от нее. — Амизи, — позвал он. — Шигео! — полный радости вскрик и ему на шею бросилась в вихре полупрозрачной ткани высокая белокурая красавица, появившаяся на его зов из другой комнаты. Она прильнула к его губам и удивленно застыла, когда он отстранил ее. Такеши чуть не выругался вслух, встретившись с насмешливым взглядом Аниты, он слишком поздно понял, что нужно было иначе организовать эту встречу, но уже было слишком поздно что-либо пытаться изменить. — Амизи, я хочу тебя кое с кем познакомить, — он говорил спокойно, помня, что выпало на ее долю в последнее время. — Я больше тебе не нужна, — огромные прозрачно-серебристые глаза наполнились слезами. — Она моя замена... — всхлип, красавица падает на колени и хватается за ноги Темного Императора. — Умоляю, не прогоняй меня... Я сделаю все, что ты захочешь, только не прогоняй» Михаил Горожанин чем-то подобным не грешит. Есть красавцы оборотни и милые девчушки? Есть у них потаенное желание? Так и да. Так он так и пишет, правда, не так откровенно, и куда красивее. Возможно, что как раз это не привлечет к его книге многих любительниц новых «Анжелика и дракон-супермаг», но так он на это и не нацеливался. А нацеливался автор Горожанин на любителей городского фентези, Дозоров, мистики и триллеров. И оно получилось. Вплоть до весьма хорошо продуманного мира, где живут и действуют герои. История противостояния между Анклавом и магическими сущностями показана настолько убедительно и хорошо, что огрехи, вроде того, что слишком уж откровенно проходят многие операции, отходят в сторону. Слепцы и каркаты, серебро и сталь, всего понемногу, хорошенько взболтать и подавать в горячем виде. Именно так Горожанин и поступил. В результате вышло то, что вышло. Городское фентези с элементами триллера, вкусно и обильно сдобренное хорошими находками, коим я таки и завидую. Потому как есть моменты, коих не избежать в собственном творчестве и каждый раз думаешь – а как бы… поинтереснее? Написать «живой мертвец решил прокусить горло» может каждый. Сделать этого самого упыря страшным – нет. Горожанин, какое-то время считаемый мною автором чего-то эпичного и немного слащавого, за три года написания книги вырос в хорошего и добротного мастера неожиданного взгляда на хоррор. Некоторые нюансы книги «Огненная кровь» страшны своей необычностью с элементами сюрреализма настолько, что просто мама не горюй. Главная их изюминка в подаче. Подача же у Горожанина всякий раз оказывается именно той, что надо. Существо Пластилин, к примеру, напомнило мне какой-то момент из вселенной Сайлент-Хилла, но так, что в его оригинальности нисколько и не усомнился. Эпизод с сержантом Лаймом в подвале какого-то задрипанного американского отеля восхитил еще при первом прочтении, но тогда он ярко выделялся на общем фоне стандартной городской фентезятины. Сейчас же, после долгой упорной шлифовки текста, он стал одним из нескольких, восхитивших и заставивших позавидовать. В книге есть главное, заставившее меня прочитать ее полностью. В ней есть душа и желание показать мир, тот, что сам по себе возник в голове автора. А это, и тут каждый принимает так, как хочет, есть главное в фантастике. Даже если и покажется, что это уже где-то и кем-то было написано. Так что, всем, доверяющим моему мнению, советую. И да пребудет с нами Сила. DIXI.
|
|
|