| |
| Статья написана 4 января 2016 г. 17:25 |
«- Две трети. По рукам? Я могу быть полезен! Правда! Я знаю эти места! — Охуеть можно, — усмехнулся Ткач, растирая освобождённые запястья. — Мой друг прибывает в культурном шоке от щедрости и гостеприимства твоего народа, — снова пояснил я смысл ёмкой фразы» Неточное цитирование авторов (с)
Жил-был посредь в очередной раз литературно-постап-помершей России наемник Стас. Крестным отцом «дикого гуся» был Леха Москва. Тот, что пропал как-то вечером и все тут. А потом Стас встретил Коллекционера (Кола) и рассказал ему про Москву. В смысле, что про наемника, а не про сожженную столицу. А потом, убив город Муром, Стас помер. И правильно сделал, так как Кол явно вышел интереснее. А, да. Ведь те, кто читал первые три книги ЕиП прекрасно понимают, что пропажа Лехи Ткача-Москвы связана с Колом? В жанре боевика, несомненно, есть разные герои. Порой даже женщины. Порой даже крутые и одновременно с этим красивые женщины. Но в основном, и с этим не поспоришь, в боевиках более всего любят крутых мужиков. Порой любят крутых засранцев. Типа Антона Чигура, к примеру. Или что-то вроде полковника Ланды, перебравшегося на Дикий Запад. Коллекционер, появившись в первых ЕиП мельком, во второй книге крайне напористо и хамски захапал себе основную часть книги. Что, субъективно, пошло книге только в плюс. Вполне понятно, что укотрупив Станислава и решив писать дальше в той же серии, автор Мичурин выбрал Коллекционера главным героем. Благо, что Кол крут, аки яйца, варенные в кипятке, харизматичен, жесток и циничен. Ровно то, что в постап жанре ценится всеми, кому не нужен рыцарь Галахад, катающийся на хромированном байке и сеющий разумное-доброе-светлое с помощью кулаков и джедайского меча. Кол если что и сеет, так трупы, чад кутежа во мгле ада и прочие милые непотребства. Четвертая книга цикла оказалась наиболее заметной по названию. Ну, как еще, когда речь про полведра студеной крови. Понятно, что слово кровь внимание не привлекает. В отличие от объема и физического состояния. Полведра…это много, а уж если речь о студености, то заранее предвкушаешь пасторальную резню на фоне масштабных операция генерала Мороза. Тем более, что на свежевыпавшем снеге кровь явно смотрится эклектично. Хотя, ясное дело, студеной она могла стать из-за действия всего текста где-то в холодильнике. Но верить в это не хотелось. Так и вышло. Зимы и снега с холодом в книге с избытком. И это явный плюс. Большая часть современного постапа, так уж сложилось, протекает в декорациях под-сталкер. Т.е вокруг то ли дождливый август, то ли относительно сухой сентябрь. Тепло, светло, мухи не кусают, так как уже ложатся спать. Тулуп, валенки и прочее не нужны. Ну, а че? На фига усложнять жизнь и без того озадаченным ею, жизнью, героям? То-то и оно. Но в данном случае зима еще более интересна с той стороны, что авторы совместили зиму и поход к Уральским горам. Причем в те края, где когда-то насмерть уморозилась группа Дятлова. Ну, не совсем туда, но около. И привязали заодно с местностью и местных. От манси до чудовищ. Причем, и это в чем-то казус, не чудовищных мутантов. Вовсе нет. Демонов и гениев местности. Хорошо оно или плохо? Не страшно, если разбираться. Даже интереснее. Причем с манси интереснее, чем с манква, к примеру. Но это субъективно. Что же касается главных моментов книги, то тут стоит сказать немного подробнее. Ткач-Москва: диссонанс в середине книги, после нахождения Ткача Колом. Ну, а как еще? За полгода сильный и серьезный мужик спивается в грибы, становится черт-пойми кем и ведет себя как полное говно. Но, поняв, что Ткач на болту всех навертел, осталось только хлопать в ладоши. Хотя, и это главное: а чего это тут Кол оказался таким легковерным? Но при этом, пусть и понимая, что в самом начале вряд ли автор Мичурин предполагал такой исход, хочется спросить: а Ткач не мог умнее поступить далее? Или романтика шляхов и стрельбы оказалась сильнее здравого смысла? Временно-пространственные коллизии. Это так и осталось мною непонятым. Для чего и почему у Кола пропадало время, аки у Малдера? Как можно окунуться в атмосферу прошлого именно здесь, если раньше про такое ни слова не было и для чего оно вообще? С другой стороны, манква мне лишними не показались. Так что, и черт с ним, пусть эти коллизии остаются НЛО второго Фарго. Есть, так и есть. Саманта-Босс. Самое слабое и ненужное место книги. Для чего? Памятуя о безумно прекрасных бандитах первой части осталось только недоуменно пожать плечами. Хотя, и такое возможно, этот кусок просто не про меня. А про кого-то другого. Это нормально. Кусок с любителем устраивать свадьбы методом расчленения и подвешивания смотрится взятым со стороны. Как бы, мол, была неплохая зарисовка, надо ее куда-то деть. А то, на самом деле, в бункере ж и впрямь идиоты. Это ж нормально, когда под боком потрошильня и совершенно безумный мясник. На кой ляд его убивать? Коллекционер. Условно последнюю книгу можно поделить на три куска. Колврежимеожидания-Колявтакогоколаневерю-ураколвернулс я. В самом начале путь Кола из «соловьев» продолжается, добавляя географию, не более. Динамично, порой смешно, даже в случае Красавчика, кроющего и одновременно жрущего кобылу. А потом, после как-бы удачно проведенной операции Кол испаряется ровно до того момента, как в путь выступает шестерка верховых баб и два товарища. Именно с этого момента стало ясно – трэщ вернулся, да так, что оно просто люто-адово-дико хорошо и модно, например. Логика поступков, диалоги и прочее – это тот Кол, что мне нравился. И нравится. В целом можно сказать одно: необходимо превращение квадрологии в пенталогию. Субъективно, но так. При этом в окончательно дописанную пенталогию. Читать тем, кому понравились прочие книги? Да. Покупать? Каэшн. Любой труд должен оплачиваться.
DIXI
|
| | |
| Статья написана 6 декабря 2015 г. 23:11 |
«Пасть — Автор до сих пор не определился с названием: глагол это или существительное?» В. Точинов, «Пасть» (с) Любителям сталкериады: годно, интересно, лихо, затейливо, читать и покупать. Желающим развернутого (порой и путанного) мнения: читать далее. Жили-были у Питерской Зоны торговец Папа Карло и сталкер Лорд. А в самой Зоне перемещался всемогущий Триггер, то ли артефакт, то ли механизм, что мог всё. Абсолютно всё, в том понимании, что совершенно и полностью. И, ясное дело, кто только не алкал данный объект, включая сталкера Лорда. Плюс располагался у Зоны специальный институт Зоноведения и специалисты спецслужб. Ну и, как водится, интересы всех сторон в какой-то момент совпали. В плане поиска Триггера. Если бы оно, это событие, случилось в книге любого другого автора около-сталкерских серий, глазом бы не моргнул и забыл. Вот только про сталкера Лорда и Ко написал Виктор Павлович. Такие дела. И к книгам Орехова и Уленгова добавилась его. На моей полке, ясен пень. Причины? Как водится, все просто и сложно одновременно. Давным-давно, когда президентом во второй раз был Его Темнейшество, нано-технологии только планировались, а курс доллара не поднимался выше 27,50 рублей, магазины самарской сети «Чакона» изобиловали книгами. И мне крайне нравилось копаться в трех полках почившего в бозе на Ново-Вокзальной, а именно тех, где были неизвестные серии и авторы. И выудив в серии «Русская Полночь. 21-ый век» книгу «Темные игры» за творчеством Точинова, чуть не зазевал. Пока не добрался до повести о поисках реликтового чудовища на русском Севере. И заехав в магазин на следующих выходных прикупил «Новую инквизицию». Около 00-15 уже следующего дня супруга спросила: дочитал? Я кивнул головой и понял, что в конце рабочего дня мне светит ехать туда же за «Аутодафе». И именно таким образом у меня появился мой самый любимый современный российский писатель-фантаст. Чуть позже, на день рождения, перепало счастье в виде всех изданных на тот момент книг Виктора Павловича. К чему это все в мнении на книгу в сталкериаду? Я не помню точного количества серий про героев-сталкеров, давно забивших на артефакты и перманентно спасающих мир от Зон и их козней. Но пройти мимо книги Точинова и не написать своего мнения априори не смог. Тем более, что четко понимал – мнение сложится субъективное. Как бы не хотел сделать его объективным. Хотя… Хотя сталкер Лорд и Ко явно не подкачали. Да и не могло оно у них получиться. Причина жутко простая: талант не пропьешь, не зароешь в землю и старый казак Илья Муромец. Про алкоголь это к слову, таланта у автора Точинова много, а «старый» по отношению к Илье Ивановичу есть «мудрый, опытный, умеющий лучше многих». И оно в той же мере относится к Виктору Павловичу. И Зона вышла той, что мне хотелось. Где опасности в основном не те, что с автоматами, а те, что странные. Странные до жути. Это, само собой, неудивительно. Потому что… Потому что циклы Лесника («Новая Инквизиция», «Аутодафе», «Псы Господни», «Корабль-призрак») и оборотней («Логово», «Пасть», «Стая»), в некоторые моменты их прочтения заставляют задуматься: а что, если? Потому как подача текста реалистична и жива, а жути автор Точинов может нагнать в пару абзацев, да так, что потом не хочется гасить свет на ночь. Его цикл про борьбу с тенятниками (ведьмами, колдунами, упырями), живущими бок-обок с людьми тысячи лет и Инквизицию достоин хорошей и годной серии. Но не распиарен и не известен. Хотя автор Точинов умеет, да еще как. Стоит удивляться, что это умение применено во «Всех сокровищах мира»? Нет. Тем более, что читателям сталкериады, не привыкшим к хорошим авторам, есть чему удивиться. А кроме странностей Виктор Павлович, вряд ли игравший в «Тень Чернобыля», не говоря про аддоны, создал атмосферу. Неуловимую и легко рвущуюся атмосферу Зоны. Той, где опасно. Той, где мясорубки прожаривают сталкеров насквозь, где гравиконцентраты расплющивают зазевавшихся, а птичьи карусели разносят в хлам засмотревшихся. То, что на мой взгляд встречалось у Орехова, Калугина и, отчасти, Гравицкого. Взамен подсчета патронов и отстрела мутантов вперемежку с вооруженными фрагами-врагами. Питерская Зона атмосферна и своеобразна. Ее аномалии и препятствия не те, что в Чернобыле, Новосибирске или Рио, не говоря о Хармонте. И в этом ее прелесть. Своя, особенная, как и все питерское. Она создана редкими и точными штрихами, выпуклыми и очень явственными. Она переливается скромной палитрой всех оттенков серого питерского дождя и отливает редким золотом и охрой его же, Питера, сохранившихся дворов-колодцев по Невскому. И это неудивительно, так как… Так как есть «Пятиозёрье», «Великая степь» и «Царь живых». Сотканные из тех фантазий и реалий, что, перемешиваясь, показывают обычные вещи с необычных сторон, с той самой атмосферой, что засасывает и не отпускает до последней строчки. И без разницы, история ли это о детских лагерях отдыха и параллельных мирах, о военном городке, провалившемся в прошлое или о том, что Зло может быть разным. И атмосфера в каждой из них разная. Но общее одно: захватывает полностью. Вполне понятно, что приключениям сталкера Лорда и Ко никак не выщло бы обойтись без боевой составляющей. И начиная читать понимал это сразу. Ну, никуда без этого, так как сталкериада без огнестрела и ТТХ уже давно не сталкериада. Есть оно здесь? А как вы думаете? Есть, да ещё как. Боевая составляющая «Всех сокровищ…» создана на том уровне, когда ей веришь. Причем не из-за скурупулезного подсчета патронов СП-5 или XUY-12-ть к АС «ВАЛ» или к «Винторезу», не-не. Дело в другом. В механике применения оружия, боеприпасов или нестандартного решения с помощью, скажем, тех самых болтов. Хотя здесь болтов с гайками нет. Зато есть подшипники. Равно как, впрочем, как и всегда, немалая часть боевки отдана на введение в текст чего-то нового и необычного. Фирменная черта, как правило проявляющаяся в метких и четких названиях, присутствует. Если бойцы спецгруппы называются «Каракалами», то ты понимаешь, что это явно не суслики или пингвины. Ну и, плюсом, если в книгах Точинова есть спецназ, то, поверьте, этот спецназ даст фору любому другому. Даже если это Кальтер, к примеру. Ведь… Ведь именно «Мертвые звезды», а также входящие в «Анклавы» Вадима Панова «Пылающий лед» и «Рай Сатаны» в свое время показали лично мне чуть другого Точинова. Соединившего воедино спецподразделения и технологии. Когда бойцы воюют не только АК и штык-ножом, когда у бойцов есть комплексы и оружие, о которых и мысли в голову не придут. Равно как и комплексы защиты. Но, и это важно, в меру и вовремя. И плюсом, причем приятным и постоянным, проходящие красной нитью мысли о сотрудниках различных спецслужб как со стороны работы, профессионализма и отношению к долгу, так и со стороны их человеческих качеств. Оба эти компонента всегда взвешенны и интересны. Если, скажем, Лось из «Звезд» выглядит странно мертво, то причина объясняется со всех сторон. Ну, а главным героям, порой весьма а-ля Джейсон Борн, сопереживаешь. Как, скажем, Гюрзе оттуда же. Резюмируя: это хорошая книга. Написанная профессионально и выверено. Да, где-то проскальзывает увлеченность автором не боевой или Зонной составляющей, но это не мешает. Увлекает? Да. Стоит своего времени? Да. П.С: а упомянутый на 120-ой странице погибший сталкер Дима Манасыпов по прозвищу Фукс?.. Профессор Виктор Павлович Точинов в моем около-сталкерском «Район: возвращение» шел-шел и не дошел. До последней главы. Я улыбнулся, крайне довольно. Отдельное спасибо. Вряд ли в СПб живет Дима Манасыпов, известный В.П. Точинову. Ну и, что говорить, если твой любимый фантаст написал такую книгу… у самого руки зачесались. Показать свою Зону. DIXI
|
| | |
| Статья написана 10 октября 2015 г. 22:31 |
Спустя более двух лет после выхода книги делать мнение по её поводу стоит по нескольким причинам. Либо высказаться по книге любимого автора, либо обкакать книгу нелюбимого, либо попробовать сказать что-то своё по поводу чего-то спорного. В случае с «Крымом», как не сложно догадаться, это есть третий вариант. Разбираться в причинах восприятия книги читателями, равно как авторами ВМ 2033 дело бессмысленное и ненужное. Самым главным моментом является спорность всей трилогии, ставшей таковой к октябрю текущего года, и не более. Причём, опять же, спорность в данном случае она имела именно для меня. И не более того. Да, в темах по книге прочёл все возникавшие ранее споры и пришёл к выводу, что автор относится к негативу также спокойно, как и к позитиву, что вполне позволяет не миндальничать с ним, а говорить, как есть. Это хорошо. Сюжет и его повороты: Сюжета как такового нет. Считать сюжетом погоню за Зубочисткой можно, но тогда книга на самом деле превращается в набор квестов. А это если и соответствует действительности, то не в полной мере. С другой стороны, утверждая именно вот так безаппеляционно, рискуешь заработать сам от себя оплеуху за, скажем «Детей капитана Гранта». Не то ли самое и там? То ли самое, не отнять. Стало быть, сюжет есть. А вот его повороты, и это так, порой меня озадачивали. Более всего это напоминало снежный ком, становящийся всё больше и больше в процессе его перекатывания по снегу. Одно на другое, разбавленное третьим и в результате превращающееся во что-то искренне другое. Побочные миссии, помогающие герою искать, чтобы найти и уничтожить, нужны ли они? Исходя из задуманного жанра, это чистой воды «экшен», наверное, что да. Смена декораций книге не вредила. Более того, в случае с «Крымом» и виртуальной возможностью его визуализации для меня всё ясно сразу. Это не кино. Это аниме. Полнометражное, зацикленное не мелочах и прорисовке. От Ёсиаки Кавадзири, автора «Манускрипта», «Ди» и «Горца». Хотя, подумав, понял, что нет. Учитывая некоторого рода весёлую «упоротость» и фантасмагоричность стоит признать, что более подошёл бы Фуминори Кидзаки, ответственный за «Афросамурая». В данном случае всё сложилось бы как надо. Лёгкое безумие, яркие цвета общей панорамы и сепия отдельных моментов, недосказанность, гипертрофированность отдельных моментов до состояния «выше только небо, только Аллах». В целом, учитывая общую динамику текста, ответвления пошли ему на пользу. Они просто не дают скучать. Многое ли ещё требуется от книги, чьё основное предназначение – развлекать? Сдаётся, что нет. Тем более, что глубокой философии в «Крым» не заложено, что отчасти и хорошо. Рассуждать и давать хотя бы насколько-то обоснованные выводы о природе человека, его участи и предназначении, равно как о судьбе мира и нашей роли в нём, всё-таки прерогатива людей, проживших довольно долгую и очень сильно наполненную разными обстоятельствами жизнь. Ни в коей мере не хочу сказать об авторе «Крыма» слов вроде «юн, жизни не нюхал, не видел, как люди устают», ни в коем случае. Это не моя прерогатива. Ответ даёт сама книга. В её отдельных моментах и общей направленности. В цветовой градации персонажей и выводах, сделанных ими. О них ниже, а заканчивая мысли про психологическую наполненность «Крыма» можно сказать так: поучиться у автора пока можно мало. В смысле чему-то, что может поменять взгляды на жизнь. Хорошо, что лейтмотивом является стремление перфикционистского сообщества листонош к восстановлению цивилизации. В самых её лучших проявлениях. Именно это есть главный плюс сюжетной линии. Мысль о том, что ДОЛЖНЫ быть люди, что даже в жопе думают о других людях. Это правильно. Герои и статисты: Три Джаббы Хатта подряд. Хан, атаман и помощник короля Олафа. Почему именно так? Почему именно горы сала, гадство во всех позах и словах, хихикающая мерзкая свита и все же отсутствие принцессы Леи в ошейнике не цепи? В какой-то момент, читая про последнего Джаббу Хатта, даже и не удивился, понимая, что тот крайне жирен. Это как-то… не толерантно, что ли. Что за штампы вообще? Хотя, с другой стороны, такому негодяю априори не сопереживаешь. Так что тут стереотип применён верно. Такого антагониста хочется размазать. Как жирную вшу – к ногтю и всё тут. Зубочистка. Я так и не понял – как можно мужчину, бывшего как-бы пилотом за двадцать лет до катастрофы принимать за совсем молодого парня? И наоборот? Но это единственный момент по отношению к нему, что остался неясен. Во всём остальном свою роль он отыграл по полной. Казачья Сечь. Отдельное спасибо автору за это сборище подонков и негодяев. И за письмо турецкому султану, легко угадываемое и поданное мелкими штрихами. Не являюсь сторонником точки зрения, согласно в эпоху накопления казачьей старшиной начального капитала они были эдакими паладинами, готовыми помереть за Веру и Русь. Не верю. Верю в сборище подонков, умевших хорошенько вмазать в спину, применить хитрость, обмануть, пообещав обратное и прочее. Эт уж потом были лампасы, галуны, сабли в злате-серебре и «наляховзарусьправославную». Военморы. Не верю. При всём пофигизме военморов ко многим моментам жизни, у них редко отнимешь умения становиться правильными, аж квадратными, когда жизнь требует. И начистка «медяшяек» до блеска и драенье палуб\ы тому явное доказательство. А уж коли жизнь поставила чуть ли не раком, то имея козыри в виде Черноморского флота… автор, грешно так думать. Да какие казаки? Какая Тортуга? В хлам, в крошку, в тартарары разнесли бы всё необходимое. Тем более, что ведь не кораблями едиными, ну, право слово. Да там одних морпехов хватило бы нагнуть раком всех вокруг. Включая базу НАТО. Листоноши, включая Пошту. Упоминаемые в прочих мнения отсылки к фильму «Почтальон» явно ошибочны. Кроме мысли о хотя бы каком-то возврате мира к прошлому. Но не более. Хотя, скорее всего, тут дело в том, что читатели ВМ 2033 и играть предпочитают в шутеры. Не говоря о том, что читать. И пана Сапковского читывали из них, полагаю, далеко не все. А ведь листоноши есть ни что иное, как ведьмаки. Разве что без знаков и мечей. Не более того. Ну и без желания за бабло уничтожать монстров. Они их уничтожают за нарушение гармонии и из-за стремления к порядку. Пошта. Галахад, в пробирке скрещённый с Рэмбо. Хитрости в нём я не заметил никакой. Он, цитируя АС, прямой аки черен от лопаты. Хитрость с клоуном? Да скорее, глупость. На месте того самого злобного карлика Черномора стоило бы Пошту вложить и потом любоваться его корчами после нескольких очередей пулемёта из-за спины. Но, опять же с другой стороны, он идеальный герой боевиков для подростков. Потому что он именно чистый помыслами рыцарственный до мозга костей Галахад. Один. Конь, вписанный на всех правах полноценного персонажа, зачастую играющего куда лучше персонажей людей. Он поистине чудесная придумка, осуществленная очень хорошо. Но почему Один? Следуя логике по поводу асов, ванов и великанов, он таки должен быть Локи. Так как Локи всё же превращался в кобылу. Бандеролька. И вот тут у меня главная претензия к автору. Причём именно как к автору, на равных оценивающего её появление на обложке третьей книги. Русским по белому автор Аверин указал на её соломенного цвета волосы. А на обложке практически брюнетка. Как так? В постядерном Крыму солома тёмного цвета? Ляпы и «изюминки»: Изюминкой стоит считать лёгкость книги. Читается она крайне легко. Весьма уверенно прописан сам Крым ВМ 2033. Установлены все имеющиеся псевдо-гос-образования, даны оценки группировкам и дан вектор главному герою. Ляпов, к сожалению, довольно много. Расписывать их явно не стоит все, так как это дело неблагодарное. И памятуя о сказанном выше, как раз и приходится сказать: маловато иметь под рукой справочники в любом их виде. Надо всё же обращаться к собственному опыту. Всё верно по поводу трёх патронов в магазине. Нет пресловутого спускания курка, всё как надо. Но вот вопрос: какие взрывы бывают после применения 5,45 и 7,62 трассирующих боеприпасов, если им нечего подпалить? Только те, которые хочется автору, не более. Яркие и красивые вспышки после применения подобного рода боеприпасов бывают, это верно. Но дело в том, что мне довелось такое видеть только по применению 14,5 мм МДЗ (Мгновенного Действия Зажигательных) из КПВТ. Опыт применения трассирующих патронов к АК-74М и АКМ вроде бы тоже имеется. Вот тут зацепило. Равно как и применение «Тюльпана». Был бы на его месте «Василёк» — я бы только порадовался за автора. Бытовало его применение в виде чуть ли не АГС-а, да. Но не «Тюльпан». Указанный самоходный миномёт всё-таки применяется с упором на плиту и немного по-другому. А какова длина шипов подков Одина? Если конь ими разрывает чуть ли не пополам не менее серьёзного противника? Сантиметров пять-восемь, надо полагать? Как же он скакал? Но если воспринимать это именно с точки зрения также, как и опыта, упоминаемых режиссёров аниме и рассматривать «Крым» в контексте фант-боевика, где возможно многое, так, наверное, что да. Многое из перечисленного имеет возможность жить и плевать на одно субъективно высказанное мнение. Атмосфера и аутентичность: Атмосфера и аутентичность у «Крыма» есть. Они напоминают творения Сальвадора Дали. Такие же интересные и безумные. Есть выжженная степь, есть те самые улитки, есть чубато-анархичные бандиты казаки, есть листоноши, идущие одним несменяемым курсом и есть лихость. Именно лихость является в книге основой. Она и создаёт атмосферу. Когда понимаешь, что в данном случае всё также, как в китайских кунг-фу боевиках, где великий мастер кунг-фу один победит армию, то всё становится на свои места. И превращается в визуальный ряд не только похождений Маклауда из аниме, но в игру с «Денди». В которую рубиться было куда как интереснее, чем в любую следующую «Фар-Край» сейчас. Именно по той причине, что тогда деревья были выше и зеленее (из-за роста и хорошего зрения), пельмени вкуснее и ароматнее (из-за отсутствия привычки много курить), а первая увиденная девушка в стрингах явно казалась красивее даже Памелы Андерсон образца тех же 90-х годов прошлого века. Проводя параллели с книгами 19-го века, как уже был упомянут труд Верна, книгу автора Аверина стоит причислить к книгам автора Хаггарда. То же бесшабашное везение, те же злодеящие злодеи и то же самое известное и незнакомое читателям сердце другого мира. Только там была Африка, а здесь постядерный Крым. Резюме: Это весёлая и задорная книга. В СССР ей, не задумываясь повесили бы направленность «для детского и юношеского школьного возраста». И были бы правы. С чем автора и стоит поздравить. Внимание юных дорогого стоит. DIXI
|
| | |
| Статья написана 14 марта 2015 г. 10:11 |
Говоря о книге, написанной в соавторстве, всегда сложно определить курс собственного мнения. Писать вдвоем тяжело, и порой сказанное чуть более жестче, чем надо – задевает того из авторов, кто отвечал за часть, по которой и прошлись. Одновременно с тем требовать с дуэта всегда стоит строже чем с одиночки. Это нормально, ведь книгу ведут две пары глаз, две личности задумывают сюжет и два априори неглупых человека отвечают за реалистичность, либо сказочность, создаваемого ими текста. Учитывая сказанное, постараюсь выразить мысли по книге авторов Демидовой и Шкиля и корректно и строго. В первую очередь хочу поблагодарить тандем за присланный экземпляр. Во-первых – он скрасил мне половину поездки из Оренбурга домой. Во-вторых – это именно официальный текст, что дает возможность трактовать его как истину, не думая о сетевой неверной выкладке и возможных из-за этого ошибочных заливок. В-третьих – заранее все-таки извинюсь за некоторого рода жесткие высказывания. А они будут. И это хорошо, так как доказывает, что книга вызвала разные эмоции. Приступим, памятуя о Ктулху и кознях жидорептилоидов с Янтарного Гугона. Лакедемон. Именно на Лакедемон делался упор аннотации и слов Дмитрия Глуховского. На мой взгляд, раз уж хотелось показать мир военизированного полиса и вызвать определенные чувства у юных читателей, стоило бы назвать Лакедемоновку Новой Спартой. Юные читатели вряд ли вспомнят как звали брата Агамемнона, не говоря о названии второй части спартанского общества, т.е об илотах. Чего уж тут говорить про Лакедемон? Но суть моих претензий к «спартанцам» не в этом. Скажу честно, что продраться через первые главы, посвященные именно Лакедемону, меня заставило лишь упрямство. Причина оказалась крайне простой – шаблонные герои и отсутствие хотя бы какой-то логики в создании этого куска мира книги. Ну, посудите сами по нескольким моментам. Прозвище супруги царя Антона Светланы: Лики. Несомненно, авторы сообщают нам, что означает оно «волчица» и дано за отражение нападения лютоволка с весьма плохой потерей в виде располовинивания одной груди. Казалось бы – в чем вопрос, прозвище же, Спарта и прочее? Ан не тут-то было. Давайте разберемся в этом, казалось бы, не играющем никакую серьезную роль вопросе. Итак, воинственной составляющей человеков «Отступника» выбрана модель военизированного по самую макушку древнегреческого полиса (города-государства) Спарты. Казалось бы, авторы соблюли многое, преобразовав и постаравшись показать нам именно подобное развитие. Цари, совет старейшин, деление на касты воинов и рабов, Храм и прочее. Но вот по какой-то непонятной причине из спартанского в языке у них лишь Лакедемон и Лики. Рабы не илоты, совет старейшин а не, скажем, ареопаг или совет архонтов. Почему в таком случае Лики? Погружения не ощущается. Далее непогружение продолжается и продолжается. Артем, сын царя и Лики ведет себя как гипертрофированный жлоб гопообразный, вымерший на данный момент даже у нас в «пятнашке». И словарные обороты у него соответствующие. Это сын женщины по прозвищу Лики, отрок, должный быть воспитываемым как наследник (какой царь откажется передать власть детям?). «Мля..», повторяемое им через слово и Лики. Две стороны одной медали, что и говорить. Вообще, поведение, мысли и поступки спартанцев настолько странны, настолько порой нелепы и настолько картонны, что в какой-то момент понимаешь – кто они такие. И, к сожалению, оказывается что они вовсе не былинные воины царя Леонида и даже не мирмидоняне Ахилла, не-не. Они вовсе даже штурмовики императора Палпатина из оригинальной Трилогии. Основное предназначение большинства из них идти, корчить страшно-жуткие и пафосные рожи и помирать. К слову, именно к этому меня подвело и состояние лакедемонских бойцов во время похода в Таганрог. Уже видел мнение о книге, где нуклеаров сравнивали с нави из «Аватара». Если следовать такому течению мыслей, то все легко объяснимо. Но тогда непонятно – как же готовили воинов новой Спарты и как они вообще набирались опыта. Такое слово, как «разведка» им явно незнакомо. А еще им совершенно непонятен смысл, вкладываемый в «охраняемый периметр». Учитывая нахождение отряда в городе – сложно ли найти чего-то для растяжек и повесить на них что-то гремящее? Прятать не надо, погуще, погуще, чтобы спать спокойно. Да и в целом, портреты этих ребят пестрят клише, выражаемые во всем. Скажем, группу, идущую за ГГ сразу и практически без аппеляции авторы величают не иначе как карателями. Каратели и все тут. Подумаешь, идут за ренегатом. Подумаешь, борются за генофонд. Каратели и никаких гвоздей. Единственной отдушиной в краю суровых военов без кожаных трусов и алых плащей для меня стал царь Роман. Вот характер этого персонажа оказался интереснее практически всех его упомянутых соплеменников. Никаких соплей, никакого ненужного пафоса и громких речей. Постап Штирлиц в лайт-версии. Козни, ходы наперед, продуманные акции и прочее. Положа руку на сердце – единственное светлое пятно всего Великого Лакедемона. Нуклеары. А вот тут авторов стоит только хвалить. И пусть первоначально мне совершенно не показалось и это сообщество, но потом… Потом авторы отожгли по полной. Повествование, с ходу доставшее кошачьими зрачками, судьей, у которого во взгляде чего только не читалось, открылось для меня со свежей строки после появления Яна. Стоило возникнуть шаману, воспринимаемому мною как смесью из постаревшего Олега Даля и Джека-Воробья, и книга сразу ожила и расцвела буйным цветом «мненраццааффтардавайишшо». Вероятно, сыграло роль отличие именно этого персонажа от всех прочих. В том числе и нуклеаров. Нуклеары, проявляющиеся в молодежи, что и говорить, несомненно неплохи. В отличие от их старших собратьев. Из трех выживших главных мужчин живым кажется именно Ян. Двое прочих, несмотря на кажущееся их верное поведение, чересчур натянуты. Или притянуты, черт знает. Казалось бы – вот вам история про молодого парня, спасшего крохотулю, вырастившего его, давшего ему все? Верно, это правильная история, так и есть. Но, одновременно с тем, Леонид почему-то донельзя пресен. Он настолько духовен и наполнен любовью к человечности, что порой непонятно – как он такой вообще смог дожить до подобного возраста. Да, герой показан в момент становления как борец с совершенно озверевшей урлой, разве что способ расправы мне показался немного странноватым и не совсем достоверным. Да и по какой-то причине замаячило забытым и неплохим фильмом «Новая земля», но это, вероятнее всего, из-за стереотипа, вбитого мне в голову когда-то давно. Валерий же, как не странно, для меня раскрылся после процедуры, скажем так, выкуривания трубки мира. Именно его общение с Петром Великим заставило улыбнуться и понять, что он таки живой персонаж. В целом весь мир нуклеаров стал мне интересен именно после семнадцатой главы. Все остальное, выдержанное правда в стиле булычевского «Поселка», читалось приятно, но не более. Начиная с момента разговора Олега с орлом (снова стереотип – прекрасный орел-тролль Зевса из советского анимационного цикла о греческих мифах) все стало куда как интереснее. Рассуждения, наблюдения, танец и прогулка Яна с тенью музыкантки, явно выраженные взгляды авторов на политическую составляющую, все оказалось в нужной кондиции. Герои. Или герой? Сам, понимаешь, отступник Олег. Личность странная, невнятная и непонятная. Причем, вот какая интересная фишка, в книге много неплохих вставок. От воспоминаний многих незначительных героев до прослеживания коротких моментов судеб даже местных гетер. И, при этом, полное непонимание меня, как читателя по поводу дочки Олега. Вопрос – на кой же ляд плюнуть на все, убежать, убивать тех, с кем вырос, если тебе наплевать на ребенка? Но, вероятнее всего, это моя личная проблема восприятия. Резюме: Это, в целом, весьма неплохая книга. Она рваного ритма, в ней есть логические провисания и нюансы, порой вызывающие непонимание. Вопрос: на кой ляд надо говорить про повелителя стерхов, если сам проект, в котором участвуют авторы, стал возможен только благодаря тому же королю журавлей? Ведь, вдуматься, именно доступный Интернет и неплохие доходы населения страны позволили развить и раскрутить вселенную. Это я о ценах на книги с самого начала второго запуска Метро 2033. А и доступный Интернет, и деньги у мам и пап на весьма недешевые книги сами по себе не появляются. Для того, чтобы их заработать – надо чтобы в стране было стабильно и уверенно. А оно, как не крути, напрямую зависит от государства и его главы. Но то ладно, это тоже субъективное мнение. Лучше ли книга авторов Демидовой и Шкиля каких-то прочих книг серии? Да кому как. Одно можно сказать точно: она не хуже многих. И даже не смотря на присутствие шаблонов про Лакедемон – всяко лучше шаблонов про коммунистов во всяких там темных тоннелях.
Удачи автору не желаю, т.к. она нужна ленивым, пожелаю успеха. И да пребудет с нами Сила, например))) DIXI
|
| | |
| Статья написана 18 января 2015 г. 20:56 |
«Аве Цезарь, друг сердечный Hу, заходи давно заждались Hет, не поздно, да, конечно Hе развязывай сандалей» «Аве Цезарь» А. Крупнов, ВИА «Черный Обелиск» (с)
АТТЕНШН/АХТУНГ/УВАГА: многобукафф и прочего отсутствия динамики. Картинка, собственно, называется «Лис у Лисса». Моего личного производства, года так 2006-го. Первая среди последних рисунков, не желание похвастаться, а стремление продемонстрировать любовь и уважение к творчеству Дмитрия Скирюка. Далее те, кто решит продолжить чтение, столкнутся с разными моментами. Тем, кому по душе только драйв в книгах – читать не стоит. В смысле мое мнение, а не книги Скирюка. Тем, кто любит взрослые сказки с разными героями и отсутствиями псевдомонстров на каждой странице – можно и прочесть. Так получилось, что на каникулах мне захотелось перечитать квадрологию про Лиса. Понятно, что книги про Осеннего лиса читать стоит осенью, но и зима – тоже неплохо. Для тех, кто не в курсе, то «Осенний Лис», «Драконьи сны», «Руны судьбы» и «Кукушка» — псевдоисторическое фентези. То, что фентези – несомненно. Псевдоисторическое? Именно так, правда само проявление и псевдо, и историчности начинаются где-то ближе к середине второй книги. И это несмотря на упоминания Семи городов, Валахии и Трансильвании с турками. В качестве спойлера: главным героем является лекарь, травник и ведун Жуга ака Лис. Рыж волосом, глазами синь, высок, характер, как известно, прескверный, и, что характерно, не женат. Или был не женат. Кроме Лиса в книге до кучи кого угодно. Викинги, крестьяне, мельники, гулящие девки, бояре, бургомистры, инквизиторы и испанские солдаты, один эльф, много гномов, дракон и даже Вильям Шекспир. Потому и псевдоисторическое. Спойлерить далее постараюсь поменее, а говорить свое мнение – поболее. Итак, что же есть хорошего в книгах про Жугу? Характеры персонажей, атмосферность, мир и аллюзии. Всего этого хватает в достатке. Персонажи, включая самых мелких подонков сделаны живыми. Что из себя представляет один лудильщик Бликса, нужный всего для пары эпизодов? Живого и четко ощущаемого мелкого паршивца, выписанного автором не мимоходом, а вдумчиво и серьезно. Как реагировать на персонажа Хуго Баскервилля, он же Гуго Шлоссер, как не улыбнуться, а потом понять, что и он сам, и смерть его в обличье черной собаки есть ни что иное, как правильно примененный автором шаблон. Данный нюанс, кстати, автором в первых двух книгах используется весьма вольно. Что, к слову, при перечитывании книг сейчас, спустя более десяти лет с момента знакомства, вызывает порой раздражение. Казалось бы, что такого? Вон, тот же пан Сапек, ничтоже сумняшесь, вовсю использовал европейские сказки, ан нет. Дело даже не в том, что Пан сделал это чуть более аккуратно, не так напролом, как Дмитрий Скирюк и даже не в том, что первые два сборника рассказов про Геральта и первые две книги про Жугу именно этим моментом в корне отличаются, нет. Возможно, что свою роль сыграл возраст. Все же в двадцать с небольшим тексты «Наутилуса» в книге воспринимаются куда как более аутентично. Равно как новая реинкарнация сказок Андерсена, и не только их. Чего стоит интерпретация Эдгара Алана По или неоднократное употребление героев того самого Шекспира. Но становясь старше понимаешь, что это все же раздражает. Но, как и было сказано ранее, к Лису и Скирюку уважение и любовь не пропали. Почему? Потому как осени в его книгах более чем достаточно. Осени разной, интересной и живой. И если первые рассказы, несмотря на сложные и не особо добрые повороты сюжета, читаются как сентябрьский день, с его легким и прозрачным воздухом, заполненным паутинками и шорохом листьев под ногами, то… то далее осень берет свое. Не зря она чудесная пора природы увяданья. А во всяком увядании, пусть и милом взору, таится смерть. Ухода за Последнюю черту у Скирюка немало. Порой уходят персонажи хорошие, хотя чаще – плохие. Читая по первому разу переживалось очень даже неплохо. Но что тут поделаешь, таковы особенности качественной литературы, в особенности когда она развлекательная. Осень проглядывает во всем. Осень Лиса живая и ощутимая. И то, что захватываемый автором период псевдо-истории практически полностью избавился от т.н Темных веков – роли практически не играет. Все прелести жизни в те благословенные времена Скирюк старательно демонстрирует читателю, лишь чуть не погружаясь в ту прекрасную чернуху, что чуть позже возникла в цикле про Рейневана у того самого пана Анджея Сапковского. И схватки, не глобальные побоища, а именно схватки, на суше, на море и под землей показаны так же хорошо и жутковато реалистично, как в свое время старательно снимали авторы фильма «И на камнях растут деревья». Минимализм вместо батальных полотен иногда очень хорош и в фентези. Средневековая Европа, с ее дорогами и тавернами, страшной крестьянской жизнью и не менее страшной жизнью городской, так романтично увлекающей любителей данного жанра, здесь правит и царит. География Скирюка в тетралогии весьма широка. От границ Балкан с турками – до Исландии. От Фландрии – до семи городов. Жуга пылит и месит грязь на ее дорогах, оставляя за собой добрую память и худую славу, хороших друзей и мертвых врагов. И вместе с ним по дороге этой идется весьма прытко и быстро, с большим ожиданием и новых поворотов или неизвестных путей. Путь Лиса из Лисса извилист и интересен. На этом пути рыжему травнику, рожденному желанием древнего божества предстоит многое. Жуга почти умрет, Жуга найдет нескольких женщин, Жуга встретит друзей, Жуга победит и проиграет. Как и в любой жизни в этой книге найдется место многому. В том числе и тому, что ждет читатель. Если читатель ждет от драконьих снов драконов, то одного, как минимум, он получит. Рик в исполнении Скирюка вышел чудесным персонажем. Живым и подвижным подростком, закрытым в чешую и мускулы, любопытным и доверчивым, взрослеющим и становящимся уже другим. Если читатель ждет викингов в облике суровых мореходов, коим что человека порешить, что жбан пива выпить, что полмира исходить на веслах, то и этого ему покажется немало. Викинги Скирюка разные, но главный, Яльмар, ровно тот, кого читатель романтичный и не любящий сериал про Кожаные штаны хотел бы видеть. Если читатель хочет увидеть гномов, то и их ему хватит. Разных, от аналога Дубощита последнего фильма Джексона, но на много лет ранее, до самого поразительного из всех гномьих байстрюков в книгах. И, что очень важно, Хриз, меч Жуги, выкован гномами и, сами понимаете, роль играет немалую. Хотя куда как лучше о гномах говорит один из них же словами Скирюка (при появлении тех самых викингов, помятующих Тора и его Мьелльнир через раз): — да, я гном и что? А, да. Слышь, мореход, это мой дед ковал кувалду бородатому. Понял? Если читатель хочет же видеть, как и в ведьмачьей саге, аналоги нашего мира ТАМ, то и это он получит. В лице и тайных служб, и некоторых хитростей экономики и просто – в осознании того, что поведение людей во все времена мало чем отличается. И нюансы с мелочами, только подчеркивающими это, Скирюк старательно и кропотливо прописывает в характерах всех, абсолютно всех, персонажей книги. Резюмируя: первые две книги о Лисе отличаются от следующих также, как Рейневан от Геральта. Любителям указанных саг, не читавших Скирюка, настоятельно рекомендую ознакомиться хотя бы с «Осенним Лисом». Ну а тем, кто просто любит фентези без обязательных канонов – несомненно читать.
DIXI.
|
|
|