Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «berrgelmir» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 28 сентября 2013 г. 11:17

Я даже не помню, когда в первый раз увидел странно выглядевшие книги, более всего похожие на топорно сработанные внешне подделки под серию «S.T.A.L.K.E.R». Название «Мортал Зон» меня поразило неприятно, открывать и читать первые страницы и не подумал. Уже тогда, в 2009-ом, перекашивало от однотипного закоса под самую популярную на тот момент книжную серию. Но спустя два года с небольшим оказалось, что зря. Хотя, мало ли, все и всегда случается ровно тогда, как становится нужным. Итак, в 2011-ом, во время похода в библиотеку (да-да, именно туда), в руки мне снова попалась первая книга из четырех, рассказывающих про Михаила Владимировича Сергеева. И, как говорится, закрутилось.

Скажу больше. Где-то с полутора года назад пригласили меня судить конкурс на форуме ИД «Эксмо». И одна из организаторов, заранее зная о моих «не-не, я занят», сразу же выложила главный козырь. «А, знаешь ли, Дима, — сказала она, — а среди судей будет Валетов». И ведь согласился сразу, совсем не задумываясь. Потому как честь судить авторов, зная, что также судит и один из твоих любимых писателей. Так вот, возвращаясь к отзыву… по понятным причинам, а именно время выхода тетралогии, следовало бы написать мнение довольно давно. Но, если разбираться грамотно, в случае с хорошим автором, а именно таким и является Ян Валетов, лучше поздно, чем никогда. Приступим, памятуя о неминуемом пробуждении Кхтулху.

Ход с черным оформлением, белыми буквами поверху и картинками а-ля всем известные декорации – все это полная ерунда. Такая же, как и большинство книг серии про крутых пацанов, носящихся округ Припяти и то спасающих мир, то алчущих бабла за непонятные цацки. Глубину и размах книг Валетова про Зону совместного влияния невозможно измерить без грамотного подхода также как не измеришь длину коридора «Чернобыльской тени» в момент появления за собственной спиной контролера. Так что, взвесив на ладони книжку, на обложке которой двое вооруженных мужчин стояли на разоренном киевском Майдане, решился и таки взял книгу. Зайдя на первый вираж и прочитав три главы, выдохнул и подумал: надо же, не перевелись еще… Нет, не перевелись.

Уже потом, читая отзывы на тетралогию про Сергеева, видел очень много схожих моментов. «Рвано», «скачки во времени и пространстве», «разрозненность» и т.д. Еще одним повторящимся якобы минусом являлась чрезмерная супергероичность Сергеева-Умки. Мол, ну прямо вылитый Джеймс Бонд. Так как следует сказать что-то про минусы, так и скажу.

Читатель нонеча пошел ЛЕНИВЫЙ. Это следует принять как данность и каждому лично решать то, какие выводы из этого стоит сделать. Читатель в этом невиноват, а если и виновен, так процентов на тридцать, не более. Книги все более и более становятся развлекательными, в чем-то повторяя ситуацию Америки времен Депрессии и СНГ времен развала Союза. Т.е текст нужен человеку, обычному рядовому жителю России-Украины-Беларуси эт цетера для простой вещи, а, именно, отдыха. Ну и как же тут не подстроиться, оперируя при этом благородными фразами навроде: «мнение читателя мне, как автору, очень важно», «язык книги выбран простым и естественным, ведь так говорят мои читатели», «мы должны понимать, что сейчас литература находится на очередном витке, и следует соответствовать требованиям… (нужное подставить)». Пусть читатель читает то, что ему дают. Это нормально.

Для автора Валетова это явно не является нормой. Учитывая выбранный жанр, можно было плюнуть на все и написать просто: Сергеев достал нож, НР, и бросил его в затылок противника, прикрытый кевларовым воротником бронежилета АЙЭМ 666 ФАКШИТ 5-го класса защиты, надетого поверх британского камуфляжа. Но он выбрал другое. И разорвал повествование на несколько относительно разных кусков, рассказывающих о герое и героях с разных сторон, ракурсов, хронологических отрезков и психологических составляющих. Так что к читателю автор Валетов отнесся с уважением. За что ему, автору Валетову, отдельное спасибо.

И именно из этого уважения, именно из-за того, что явно не было прицела на аудиторию, так необходимую многим фантастам, и вышло рваное полотно. Текст, тренирующий ум читателя, его память, его внимание к нюансам. Зайдя в «Ничью землю» с размазанной картинки разрушенной страны, упоминаний о непонятном Потопе и явно жесточайшего поведения о выживании, читатель неожиданно для самого себя может оказаться где угодно. В Москве. На Кубе. В Африке. В Киеве, но не том, что изображен на одной из обложек, а прекрасном, теплом, добром и чудесном весеннем Киеве с его каштанами, кофе и варениками. И это на данный момент явно кажется тяжелым. И именно «кажется». Потому как если после прочтения истории Сергеева взять очередной том о каком-то там попаданце в неведомый край, где все складывается как надо ГГ, а не за, скажем «Костры на алтарях», то все вернется на круги своя. И нужен будет лишь линейный сюжет, и соплю-слюни, и бесконечная удача ГГ, и нескончаемый поток боеприпасов. Тут каждый выбирает сам. Я выбираю истории, схожие с книгами о Сергееве, или Умке. Тут уж кому как удобнее.

В чем же заключается привлекательность истории такого вроде бы простого персонажа, как Умка? В сложности самой конструкции. Сейчас, повторюсь, когда читатель становится ленив ровно настолько, чтобы воспринимать лишь прямолинейные и незамысловатые сюжеты, автор Валетов не побоялся взять и создать весьма непростую мозаику, складывающуюся в узор. Именно узор, так и есть. Причем узор не гжельский, нет-нет. Узор всей тетралогии не менее сложен, как и сам сюжет.

Через немалое количество всех частей узор проходит разными мотивами. Сплетаясь в единое полотно, играя разными гранями и узлами, концы от коих прячутся там, где и не подозреваешь. Автор Валетов свой личный буквенный «ковер» создавал также кропотливо, как ткач арабской крови создает предмет искусства из разноцветных нитей. Через листы толстенного тома, стоящего на одной из моих книжных полок, и включающего в себя все четыре части жизни Умки, узоры проходят плавно и, одновременно, меняясь также неожиданно и великолепно, как и каждый из элементов книги.

Тут вам, пожалуйста, на любой вкус и цвет для тех, кто любит старые добрые приключения. А вот, нате-ка, получите и распишитесь, поклонники политического детектива. И, вдруг, совершенно неожиданно свою порцию вкусно пробуют ценители настоящего, подчеркиваю, настоящего постапокалиптического жанра. Черные и жирные дымы горящего топлива сплетаются в черные полосы Африки. Густые и сизые ароматы сигар и тонкие нотки пряного пота женщин Карибов ткут тончайшую паутину Кубы. Острые и холодные грани самого настоящего мороза и боли создают живую картинку мертвых земель (и это страшно) Украины. Падающие косые струи дождя и пенящиеся потоки подземки исходят страхом и кровью московского Ливня. Твердые грани острейшей стали и чеканка на дамаске дают четкий операторский план каждого поединка. Я не зря сказал про ткача. Настоящий ковер, не та крашеная хрень, что висела и висит во многих квартирах, сложен и красив. И в данном случае Ян Валетов с ролью создателя такой великолепной вещи справился однозначно.

И среди этой красоты Сергеев не смотрится Джеймсом Бондом. А если и смотрится героем с приставкой «супер», так, опять же, не Бэтменом. Умка есть ни кто иной, как персонаж, спокойно стоящий по уровню крутости на одной линии с Джейсоном Борном. Многие ходили на фильмы с Дэймоном в кино? Наверняка. Так почему американский спецагент может вызывать приязнь во всех его поступках, даже имея паспорт на Фому Книъявтха, а Сергеев, воспитанный в специальной школе ГРУ, не может? Вот и я не знаю, вот у меня такого вопроса не возникало.

Для меня минусом, и несомненным, оказался Мангуст и его мотивация во время боя в Мск. Черт его знает, как оно могло бы быть, но вышло так, как вышло. И Мангуст неожиданно стал стареньким брюзгой. Хотя, несомненно, следуя далее ходом книги, он исправился. Стал еще страшнее, злее и инфернальнее.

Что же касается самой книги в плане ее наполнения жанрами, то тут все очень интересно. Определить его можно одним неточным, но зато весьма объемным словосочетанием: авантюрно-приключенческий роман. Авантюры есть? Да завались. Приключения? Хоть отбавляй. А все новомодные тренды, навроде сюрваерства и постапа – пусть потопчутся в сторонке. Но не потому, что отсутствуют, нет. И выживания, и самого настоящего конца света в книге – хоть отбавляй. Да таких, что не снились многим современным постап и сталкероподобным сериям. Или книгам, тут уж кому как. Почему? Да все, как водится, очень просто.

Можно придумать туеву хучу всеразличных монстроуродов, злокозненных мутантов, злодеящих злодеев, радиоактивной радиации и прочего, но так и оставить это просто декорацией. Как в опере, когда задник тебе продают под видом величественного и покрытого лунным светом Нила в «Аиде». А под личиной поющих или читающих персонажей спектакля вдруг, ну прямо совершенно неожиданно, окажутся вовсе не МХАТовские «звезды», а вовсе даже любители из Уть-Елдакинского ТЮЗа. Такой белиберды довольно встречатеся в огромном вале той макулатуры, что валится на многострадальные и очень часто согласные со всем головы читателей. А те и сами рады говорить о том, что де, если есть мутанты, гречко, печко и ружбайко, то вот вами новая, якобы «культовая», книга в любимом жанре. Хотя, и этого нельзя отрицать, среди русскоязычной литературы хватает книг подобного жанра. Тех, что хороши. Их хватает. Но шлака – больше.

Но не думая о других текстах, следует сказать следующее: Ничья земля воистину страшна. Даже без той радиации, что большинство авторов радостно объявят животворящей, свалив на нее все, творящееся у себя. Тут, на пустошах Зоны совместного влияния, на самом деле наступил локальный конец света. Он настолько беспросветен и ужасен, что его ощущаешь. Ощущаешь собственной вспотевшей кожей, прикрытой промокшим бушлатом и ботинками, с наполовину оторвавшейся подошвой. Теми самыми ботинками, хлюпающими илом разложения в Рачьих заводях. Среди тысяч тел невинно погибших и убиенных, тел, наполняющих воздух тленом и мухами. Валетов автор не добрый, Валетов автор реалистичный. И его картинка такова, что ты видишь многое из того, что и представить то страшно.

Я прочитал книгу тогда, когда таки побывал в Киеве. Для меня «Бессарабский рынок» не просто название, для меня этот город один из самых красивых из увиденных. Если не самый красивый, теплый, солнечный и пахнущий чем-то добрым, напоминающим детство. И представить созданное Валетовым полотно, используя собственную фантазию, смог. Это и есть настоящий постап. Пусть и локальный. Это не «сталкериада», чьи поклонники настойчиво твердят который год – постап, постап, постап. Да даже если и так, то «Ничья земля», если равнять по фильмам жанра, это «Дорога» и первый «Безумный Макс». А вот любимая многим вселенная Зоны, всего лишь развлекательные «Книга Илая», «Киборг» или фильмы с Керрадайном эпохи VHS.

«Ничья земля», тяжеленная тетралогия от «Лениздата», прочно втиснулась на полке рядом с «Анклавами» Панова и, надеюсь, прибавлю туда же книги «Проклятого». Ну, а сам рад тому, что таки не перевелись еще авторы, не перевелись.

П.С: данное мнение является быстрым желанием написать что-то хорошее. Это с одной стороны очень плохо, т.к. субъективно. А с другой – нет, так как лучше сказать, чем промолчать. Да, оно эмоционально и чрезмерно размыто, но уж как вышло. Так что даже извиняюсь перед прочитавшими.

Хороших вам книг, успехов и да пребудет с нами Сила. DIXI.


Статья написана 18 июля 2013 г. 01:29

Конкурс от издательства "АСТ" и портала "Фан-Бук":

Под знаком "Z": Дохлокрай.

Здравствуйте, уважаемые и обожаемые (с). Данное великолепное обращение, к сожалению не мое)))

Вот по данной ссылке:

http://fan-book.ru/catalog/books/electron...

находится рассказ "Дохлокрай: мрак наступает". Хочется надеяться, что название вас не отпугнет. Просто-напросто для меня живые мертвецы не могут быть окутаны ореолом романтики.

Приглашаю делиться мнениями, и оценками там же, т.к. жанр рассказа для меня

очень сложен и каждое обоснованное "да\нет" только поможет делать дальнейшие вещи более интересными.

Немного текста:

Дохлокрай: мрак наступает.

«Если уж нечистый расточает улыбки весны, значит, нацелился на душу.

Души людские – вот их истинная страсть, их нужда, их пища.

(из наставлений отца Бартоломью, духовника Хейли Мейза)

М.A. Erynn, Ph.D., «King’s blood».

Перевод В.Пятков (с)

Intro: blood, pus and gastric juice.

Удар должен быть быстрым и резким. Никаких ненужных замахов, никакого позирования даже если объект, как кажется вам, движется подобно Мохаммеду Али после вступившего в силу синдрома Паркинсона. Не позвольте себе ошибиться и поддаться ложному чувству превосходства, никогда, нигде, ни при каких обстоятельствах. И помните: главное – удар, если под рукой нет ничего огнестрельного, или просто нельзя садануть от души картечью, так вот, удар должен быть резким. И точным, это непременно. И сильным, само собой. Отжимайтесь от пола на кулаках, мальчики. Да и девочки тоже. Всякое же возможно.

Все твари разные. Но каждая из них одинакова. Дохлая по своей природе или от чего-то другого. Едкий запах формальдегида, сладковатая трупная вонь, металлический оттенок свежей крови, засохшие остатки пота, гниль крошащихся, забитых протухшим мясом зубов. А уж различия у них, на самом-то деле, не такие и большие.

Рост, вес, количество относительно уцелевшей плоти. Бывшее социальное положение, чаще всего переставшее быть на столе прозектора. Тут уж, если можно так сказать, кому из них как повезет… или повезло. То не так и важно, если вдуматься. Куда важнее другое, куда важнее не их состояние, а ваше. Пусть пока их не так и много, странных, страшных, невероятных созданий, восставших из мертвых и живущих подобием жизни. Если это можно так назвать, конечно. Почему ваше? Все очень просто.

При росте в метр с небольшим и весе в двадцать пять-тридцать килограмм самого безобидного, казалось бы, зомби, справиться с подобным экземпляром сможет далеко не каждый. Не подходите к такому объекту с точки зрения обычного человека в самой обычной драке. Как мне кажется, вряд ли кто из вас, находясь в трезвой памяти и здравом уме, станет драться с мальчонкой в майке с Джеком Воробьем и тридцать вторым размером обуви. Только тут же вовсе не такой случай.

Допустите одну ошибку, и это существо прогрызет дырку прямо через ваш драгоценнейший пупок и доберется до внутренностей. И даже если после этого кто-то, кто не должен был тупить в самом начале, что-то да сделает, то… последствия вам не понравятся. Мало того, что слепить воедино и заштопать рваную кожу, лохмотья измочаленных мускулов и куски жира могут и не успеть, на этом сюрпризы не закончатся. Абсцесс, крючки боли, подобно шрапнели разрывающейся в разодранных кишках, долор, тремор и прочие симптомы быстрого приближения отправки к бывшему рыбаку, ставшему привратником и носящему краткое и емкое имя – Петр. О, нет, и на этом ничего не заканчивается. Так как мягкая и ровная дорога туда, в благословенные райские кущи, уж кому-кому, а вам не светит. Ни за что не светит.

Ибо весьма острые зубки дьяволенка вгонят внутрь вас бесово семя, чье время распуститься буйным цветом придет сразу после последнего слабенького щелчка вашего собственного пульса. И демон, еще недавно носивший шкуру студента, дорожного рабочего, стилиста, секретаря, дорогой проститутки, кем бы вы ни были, пойдет дальше. Сея смерть и продолжая род. Хочется ли кому такого будущего? Вряд ли… а раз так, помните о том, что…

…Удар должен быть резким, сильным и точным. И не думайте, просто бейте. Да, именно вот так, умница, девочка. А вот теперь, на-ка, возьми платок и водичку. Ну… поблевать можешь вон там, за колонной. И вы, ребятки, тоже, если захотите. Но в порядке очереди.


Статья написана 19 апреля 2013 г. 18:00


Castle of desire — With Blood-drunken choirs

Songs of sorrow — Resound through the halls

The thoughts of lust — Remain in my brain

The feelings I get — From the towers of hate

Castle of desire — with blood-drunken choirs

Songs of sorrow — Resound through the halls

Hopeless madness to burial oblivion

A slave to darkness, again!

«Still Burn In Fire», Pyogenesis (с)


Итак, мне довелось-таки прочитать вторую книгу Анны Калинкиной из серии «Метро 2033» , т.е. «Царство крыс».

Вообще, сам для себя всегда делю авторов на несколько типов. Причем не по признаку – хорошие/плохие, а по тому, как работают, и какой продукт выдают в конечном итоге. Задумываться над глубоким смыслом боевой фантастики не стоит, так как смысл в ней если и есть, то он далеко не глубок. Другое дело, что есть совершенно простые и ясные вещи, без которых нормально жить просто не получится. И если в фантастической книге подобные моменты присутствуют, то она определенно не плоха.

Ну и такой плюс: если автор умен, то вторая книга цикла всегда окажется лучше первой. Можно по этому поводу не соглашаться, можно наоборот, это вряд ли что-то изменит в моей субъективной оценке. Так вот, автор Анна Калинкина ко второй книге, написанной для серии «Метро 2033» подошла с позиции автора умного. И это хорошо. Несмотря на то, что в некоторых местах книга определенно проседает и теряет свою первоначально приобретенную привлекательность. Но, пусть и относительно, по порядку. ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ!

Основные моменты, ставшие для меня негативными, находятся ближе к концу книги. Тут тебе и топтания на месте, и странные потуги героя выглядеть этаким Джейсоном Стетхемом, и заламывание рук Анюты и еще некоторые, не самые большие и важные, куски текста. Как ни странно, но спокойно войдя в самое начало книги и лихо пронесясь по ее середине, к концу заскучал. И, при этом, именно в самом конце прояснилось большинство линий, остававшихся непонятными.

Сама по себе книга показалась куда как забойнее и атмосфернее первой. Рецепт не так уж и сложен, следует лишь добавлять в необходимых количествах и страх, и наблюдения за героями, и штрихами показывать особенности каких-то местностей. Вроде бы просто, аки фарш и тесто для пельменей. Только вот беда… пельмени у всех разные. И я имею в виду именно домашние, слепленные, надо полагать, с душою и не только для себя. Так и с книгами, особенно, что ожидаются динамичными, а выходят – хрен пойми чем.

В последнее время тенденции книжного рынка вообще странны. Пользуясь огромным количеством новоявленных авторов, издатели в первую очередь оперируют книгами тех, кто засветился, пренебрегая, чаще всего, составляющей. Ну, право слово, как разобраться в том безумном объеме текста, сваливающегося на головы любителей отдохнуть в очередной стране Никогде, когда текста этого – терабайты? И подходя к каждой книге «Метро 2033» ожидаешь чего-то схожего: новой попытка изобразить что-то старое, не внося в нее своего и интересного.

Исходя из всего вышесказанного, книга Анны меня удивила своими главами от начала путешествия бродяг над и под землей и до их относительной безопасности на территории Ганзы. Именно эта часть (на мой субъективный взгляд) удалась больше всего. Вроде бы: мало ли сейчас глав-боевок с элементами рассуждений и долей мистики? Немало. А уж прочитано-то мною их за последние года три столько, что просто мама не горюй.

И тут получилась интересная штука: мне действительно стало интересно читать про не такую уж и длинную прогулку по поверхности и про то, что происходило под землей. И даже аллюзия про бедную Лизу мне показалась непонятной, и воспринял ее именно как часть фольклора, лишь чуть позже поняв ее. Ну и Кастанеда, ставшего в данном случае не больше и не меньше как тем самым «страусом», использованным в свое время старым и добрым Хемулем.

Очень порадовала смерть остроухого ворюги, причем не самим фактом и ее констатацией, а именно тем, что автор не стала цепляться за персонажа, высасывая из него какой-то рояль в кустах за-ради основной группы героев. Помер, страшновато и глупо, именно так, как и было нужно в данном случае для, собссно, развития сюжетной линии. Весьма впечатлил кусок про куклы, т.к. порой, вглядываясь в искусственное лицо по настоящему произведения искусства, понимаешь – это может оказаться страшно. Не зря же именно образ кукольного практически клоуна использовал маэстро ужасов Кинг, не зря один из сборников рассказов Брэдбери называется «Темный карнавал». Потому что за масками всегда может скрываться все, что угодно. И Зло, прячущееся под маской, чаще всего оказывается именно Злом, упакованным за фальшивым добрым лицом. Кому, как не куклам, быть в таком случае несомненным носителем зла? Хотя, полагаю, это же касается и нарисованных лиц наших с вами современников. К сожалению.

В общем и целом – очень пришелся мне по вкусу кусок с вот этой самой экспедицией, закончившейся для меня аккурат на том самом месте, где страдающая из-за гибели всех близких от жвал паука мадам – взрывает здание.

И дальше началось что-то непонятное. Вроде бы вот-вот создана атмосфера, вот показаны станции, вот даже мелькает впереди страх нападения солдат Рейха, но… тут автор неожиданно дает мне пинка и гонит куда-то дальше и совершенно по иной траектории. И был бы не в обиде, погони меня автор куда-то к логичному завершению. Но чтобы добраться до него, до конца непростой истории о простых людях, мне пришлось преодолеть довольно многое, сосредоточенное в не самых длинных главах.

Тут тебе и совершенно непонятный ход с «это Кошка, ловите ее, добрые люди, бейте чем под руку попадется» от, собссно, главного протагониста, обязанного девушке жизнью. Тут споткнулся, прочитал два раза, но так и не понял: какова была цель ее поимки? И, какова же цель самой Кошки, ставшей из гордой и неуловимой сталкерши-убийцы средневековым площадным жонглером? Не, предположить-то предположил сам факт какого-то умысла в ее поступке, но подтверждения ему – так и не увидел. Тут тебе и история паренька, что вовсю прикидывался девочкой и таки слился. Тут тебе и «Оружие предков» и странный фюрер, являющийся вместилищем неведомого духа арийской наружности. Тут тебе и два фашиста, пытающихся отыскать вышеупомянутого паренька. В общем – много всего, и все оно эдакое, напоминающее салат «Столичный». Но, тем не менее, подано оно в весьма неплохой манере, что явно грозит перерасти в авторский стиль.

Да и, если по чесноку, сложносоставной сюжет, имеющий в себе не одну или две, а чуть более трех линий – мне весьма прельстителен. Так как дает таки воображению поработать в хорошем режиме и не дает ему отдыхать более положенного. Тут автор Анна Калинкина меня порадовала.

Итак, если судить о замеченных мною минусах, то получится следующее: минуса есть. И, как бы случайно не оказалось, что в основе их лежит всего лишь на всего желание автора как можно скорее книгу дописать и до читателя ее доставить. А это, на самом деле, не самое верное решение. Именно таким макаром угробил собственную идею «Родины за нами», поторопившись и не проведя всей необходимой работы с источниками и гипотезами. Но, опять же «но», это и плюс автору. Т.к. автор, заботящийся только о себе, как правило, очень быстро теряет главное – тонкие штрихи души каждого персонажа, из-за которого автора, как правило, любят. Да и торопится, если по чесноку, можно по-разному. И если Анна Калинкина торопилась ради читателя – это разве плохо?

И еще, прежде чем закончить собственное балабольство по поводу «Царства крыс», хочется сказать следующее: специально указал в самом-пре-самом верхнем предложении про женщину и литературный боевик. Почему? Причина простая.

На русскоязычном просторе Сети выложено огромнейшее количество книг. Часть из них написана авторами мужчинами, часть – авторами женщинами. Какие-то книги фантастичны, какие-то – фентезийны. В некоторых в самом начале вовсю упоминаются темы про бои и прочее. Когда же начинаешь изучать данные образцы текстов, то (о ужас) наталкиваешься на любовный роман. Казалось бы – и что? Да то, что есть литература приключенческая. А есть любовная. И когда их путают, то становится как-то неприятно, навроде того, как когда съешь неправильную шаурму. Или шаверму. Тут уж кому как.

Так вот, Анна Калинкина написала две книги в жанре постап-боевика в чем-то превосходящие многие произведения данного жанра от авторов мужчин. Вдумайтесь: превосходящие. И пусть после данного утверждения в меня шваркают чем угодно, оно, если по чесноку, фиолетово. Так как есть «Царство крыс», а есть «Акелдама-кровавое поле битвы». И авторы обеих этих вещей – женщины. Только во второй очередная «летящая попала» вновь демонстрирует (под радостные охи-вздохи читателей) свое МС-шество, а в случае первой книги – Васька сидит и злится на свою давно погибшую мать-неумеху, очень четко олицетворяющую нашу с вами современницу, так и не сумевшую побороть заразу –инности, подхваченную в студиозные годы. И именно этих штрихов в бедном карманнике мне достаточно для того, что бы считать Анну Калинкину автором, а некоторых других набирательниц многабукофф пальцами – графоманками.

Ну и подводя итог под радостное «уэк»-анье Pyogenesis”а образца начала 90-х скажу следующее: эпиграф в самом начале не случаен. Ибо основные герои Метро-2033, эти «slave to darkness» есть ни кто иные как мы с вами, заплутавшие в современной действительности и прячущиеся в такой же, но более интересной тьме авторской фантазии. И если уж прятаться, то так, чтобы кроме драконов и эльфо-дроу-вампирских любовников, предлагаемых основной массой женщин фантастов, нам с вами попадались живые люди. Как тот самый Игорь-Иван конца «Царства крыс», вставший и решивший погибнуть ради не таких уж и нужных ему бродяг. Потому что именно так и можно, и нужно иногда. К сожалению.

«Женщина в литературном боевике: Анна Калинкина, «Царство крыс» (серия Метро 2033)»

Castle of desire — With Blood-drunken choirs

Songs of sorrow — Resound through the halls

The thoughts of lust — Remain in my brain

The feelings I get — From the towers of hate

Castle of desire — with blood-drunken choirs

Songs of sorrow — Resound through the halls

Hopeless madness to burial oblivion

A slave to darkness, again!

«Still Burn In Fire», Pyogenesis (с)


Итак, мне довелось-таки прочитать вторую книгу Анны Калинкиной из серии «Метро 2033» , т.е. «Царство крыс».

Вообще, сам для себя всегда делю авторов на несколько типов. Причем не по признаку – хорошие/плохие, а по тому, как работают, и какой продукт выдают в конечном итоге. Задумываться над глубоким смыслом боевой фантастики не стоит, так как смысл в ней если и есть, то он далеко не глубок. Другое дело, что есть совершенно простые и ясные вещи, без которых нормально жить просто не получится. И если в фантастической книге подобные моменты присутствуют, то она определенно не плоха.

Ну и такой плюс: если автор умен, то вторая книга цикла всегда окажется лучше первой. Можно по этому поводу не соглашаться, можно наоборот, это вряд ли что-то изменит в моей субъективной оценке. Так вот, автор Анна Калинкина ко второй книге, написанной для серии «Метро 2033» подошла с позиции автора умного. И это хорошо. Несмотря на то, что в некоторых местах книга определенно проседает и теряет свою первоначально приобретенную привлекательность. Но, пусть и относительно, по порядку. ВНИМАНИЕ: СПОЙЛЕРЫ!

Основные моменты, ставшие для меня негативными, находятся ближе к концу книги. Тут тебе и топтания на месте, и странные потуги героя выглядеть этаким Джейсоном Стетхемом, и заламывание рук Анюты и еще некоторые, не самые большие и важные, куски текста. Как ни странно, но спокойно войдя в самое начало книги и лихо пронесясь по ее середине, к концу заскучал. И, при этом, именно в самом конце прояснилось большинство линий, остававшихся непонятными.

Сама по себе книга показалась куда как забойнее и атмосфернее первой. Рецепт не так уж и сложен, следует лишь добавлять в необходимых количествах и страх, и наблюдения за героями, и штрихами показывать особенности каких-то местностей. Вроде бы просто, аки фарш и тесто для пельменей. Только вот беда… пельмени у всех разные. И я имею в виду именно домашние, слепленные, надо полагать, с душою и не только для себя. Так и с книгами, особенно, что ожидаются динамичными, а выходят – хрен пойми чем.

В последнее время тенденции книжного рынка вообще странны. Пользуясь огромным количеством новоявленных авторов, издатели в первую очередь оперируют книгами тех, кто засветился, пренебрегая, чаще всего, составляющей. Ну, право слово, как разобраться в том безумном объеме текста, сваливающегося на головы любителей отдохнуть в очередной стране Никогде, когда текста этого – терабайты? И подходя к каждой книге «Метро 2033» ожидаешь чего-то схожего: новой попытка изобразить что-то старое, не внося в нее своего и интересного.

Исходя из всего вышесказанного, книга Анны меня удивила своими главами от начала путешествия бродяг над и под землей и до их относительной безопасности на территории Ганзы. Именно эта часть (на мой субъективный взгляд) удалась больше всего. Вроде бы: мало ли сейчас глав-боевок с элементами рассуждений и долей мистики? Немало. А уж прочитано-то мною их за последние года три столько, что просто мама не горюй.

И тут получилась интересная штука: мне действительно стало интересно читать про не такую уж и длинную прогулку по поверхности и про то, что происходило под землей. И даже аллюзия про бедную Лизу мне показалась непонятной, и воспринял ее именно как часть фольклора, лишь чуть позже поняв ее. Ну и Кастанеда, ставшего в данном случае не больше и не меньше как тем самым «страусом», использованным в свое время старым и добрым Хемулем.

Очень порадовала смерть остроухого ворюги, причем не самим фактом и ее констатацией, а именно тем, что автор не стала цепляться за персонажа, высасывая из него какой-то рояль в кустах за-ради основной группы героев. Помер, страшновато и глупо, именно так, как и было нужно в данном случае для, собссно, развития сюжетной линии. Весьма впечатлил кусок про куклы, т.к. порой, вглядываясь в искусственное лицо по настоящему произведения искусства, понимаешь – это может оказаться страшно. Не зря же именно образ кукольного практически клоуна использовал маэстро ужасов Кинг, не зря один из сборников рассказов Брэдбери называется «Темный карнавал». Потому что за масками всегда может скрываться все, что угодно. И Зло, прячущееся под маской, чаще всего оказывается именно Злом, упакованным за фальшивым добрым лицом. Кому, как не куклам, быть в таком случае несомненным носителем зла? Хотя, полагаю, это же касается и нарисованных лиц наших с вами современников. К сожалению.

В общем и целом – очень пришелся мне по вкусу кусок с вот этой самой экспедицией, закончившейся для меня аккурат на том самом месте, где страдающая из-за гибели всех близких от жвал паука мадам – взрывает здание.

И дальше началось что-то непонятное. Вроде бы вот-вот создана атмосфера, вот показаны станции, вот даже мелькает впереди страх нападения солдат Рейха, но… тут автор неожиданно дает мне пинка и гонит куда-то дальше и совершенно по иной траектории. И был бы не в обиде, погони меня автор куда-то к логичному завершению. Но чтобы добраться до него, до конца непростой истории о простых людях, мне пришлось преодолеть довольно многое, сосредоточенное в не самых длинных главах.

Тут тебе и совершенно непонятный ход с «это Кошка, ловите ее, добрые люди, бейте чем под руку попадется» от, собссно, главного протагониста, обязанного девушке жизнью. Тут споткнулся, прочитал два раза, но так и не понял: какова была цель ее поимки? И, какова же цель самой Кошки, ставшей из гордой и неуловимой сталкерши-убийцы средневековым площадным жонглером? Не, предположить-то предположил сам факт какого-то умысла в ее поступке, но подтверждения ему – так и не увидел. Тут тебе и история паренька, что вовсю прикидывался девочкой и таки слился. Тут тебе и «Оружие предков» и странный фюрер, являющийся вместилищем неведомого духа арийской наружности. Тут тебе и два фашиста, пытающихся отыскать вышеупомянутого паренька. В общем – много всего, и все оно эдакое, напоминающее салат «Столичный». Но, тем не менее, подано оно в весьма неплохой манере, что явно грозит перерасти в авторский стиль.

Да и, если по чесноку, сложносоставной сюжет, имеющий в себе не одну или две, а чуть более трех линий – мне весьма прельстителен. Так как дает таки воображению поработать в хорошем режиме и не дает ему отдыхать более положенного. Тут автор Анна Калинкина меня порадовала.

Итак, если судить о замеченных мною минусах, то получится следующее: минуса есть. И, как бы случайно не оказалось, что в основе их лежит всего лишь на всего желание автора как можно скорее книгу дописать и до читателя ее доставить. А это, на самом деле, не самое верное решение. Именно таким макаром угробил собственную идею «Родины за нами», поторопившись и не проведя всей необходимой работы с источниками и гипотезами. Но, опять же «но», это и плюс автору. Т.к. автор, заботящийся только о себе, как правило, очень быстро теряет главное – тонкие штрихи души каждого персонажа, из-за которого автора, как правило, любят. Да и торопится, если по чесноку, можно по-разному. И если Анна Калинкина торопилась ради читателя – это разве плохо?

И еще, прежде чем закончить собственное балабольство по поводу «Царства крыс», хочется сказать следующее: специально указал в самом-пре-самом верхнем предложении про женщину и литературный боевик. Почему? Причина простая.

На русскоязычном просторе Сети выложено огромнейшее количество книг. Часть из них написана авторами мужчинами, часть – авторами женщинами. Какие-то книги фантастичны, какие-то – фентезийны. В некоторых в самом начале вовсю упоминаются темы про бои и прочее. Когда же начинаешь изучать данные образцы текстов, то (о ужас) наталкиваешься на любовный роман. Казалось бы – и что? Да то, что есть литература приключенческая. А есть любовная. И когда их путают, то становится как-то неприятно, навроде того, как когда съешь неправильную шаурму. Или шаверму. Тут уж кому как.

Так вот, Анна Калинкина написала две книги в жанре постап-боевика в чем-то превосходящие многие произведения данного жанра от авторов мужчин. Вдумайтесь: превосходящие. И пусть после данного утверждения в меня шваркают чем угодно, оно, если по чесноку, фиолетово. Так как есть «Царство крыс», а есть «Акелдама-кровавое поле битвы». И авторы обеих этих вещей – женщины. Только во второй очередная «летящая попала» вновь демонстрирует (под радостные охи-вздохи читателей) свое МС-шество, а в случае первой книги – Васька сидит и злится на свою давно погибшую мать-неумеху, очень четко олицетворяющую нашу с вами современницу, так и не сумевшую побороть заразу –инности, подхваченную в студиозные годы. И именно этих штрихов в бедном карманнике мне достаточно для того, что бы считать Анну Калинкину автором, а некоторых других набирательниц многабукофф пальцами – графоманками.

Ну и подводя итог под радостное «уэк»-анье Pyogenesis”а образца начала 90-х скажу следующее: эпиграф в самом начале не случаен. Ибо основные герои Метро-2033, эти «slave to darkness» есть ни кто иные как мы с вами, заплутавшие в современной действительности и прячущиеся в такой же, но более интересной тьме авторской фантазии. И если уж прятаться, то так, чтобы кроме драконов и эльфо-дроу-вампирских любовников, предлагаемых основной массой женщин фантастов, нам с вами попадались живые люди. Как тот самый Игорь-Иван конца «Царства крыс», вставший и решивший погибнуть ради не таких уж и нужных ему бродяг. Потому что именно так и можно, и нужно иногда. К сожалению.


Статья написана 8 апреля 2013 г. 15:53

«Перекопали ... И разрыхлили ...

Перетаскали и затащили ...

Переломали ... Перекусили ...

И накидали, и заложили ...

В этом наше счастье!

Всю жизнь служить королеве!

Всю жизнь служить королеве!

В этом смысл жизни!»

«Марш муравьев», План Ломоносова (с)


Ответственно заявляю, что после прочтения книги Руслана Мельникова в ближайшее время прочту одну единственную книгу проекта и больше ни-ни. Иначе это становится похоже на какое-то странноватое отклонение. Но, тем не менее, пока это никак не отражается на общем восприятии текстов проекта «Метро 2033». Не забывая о Северной и Южной Кореях, равно как и о Кцхтулху, приступим. В качестве музыкального сопровождения, к слову, весьма подходит играющий в наушниках Bolt Thrower с бывшим вокалистом еще одних дэтх-англичан, Benediction, Дейвом Ингремом. Риффы этих ВИА весьма хорошо ложатся на общую канву «Муранчи» и по окончании альбома также спокойно будут заменены на еще более милитаризованных шведов Dismember. Но, естественно, никому не рекомендую при прочтении мнения включать именно эти коллективы.

Итак, собссно, муранча. Не знаю, по какой причине, скорее всего от созвучия трава-мурава, ожидал чего-то иного. Предполагал весьма такой оригинальный ход со степями, казаками и прочими подобными разрезами. Особенно учитывая оригинальный «Север» Буторина. Казака увидел, пусть и одного, остального не оказалось и в помине. Зато оказался лютый враг в лице инсектоидных мутантов. Что тут сказать? Не самый «звездный», не самый захватывающий, не говоря уже о какой-то (по отношению к оригиналу Хайнлайна) «Звездный десант» маэстро Верховена, снятый в конце 90-х, впечатлил многих. В первую очередь Ника Перумова, сотворившего на апгрейде самой идеи визуальной части фильма великолепнейшую дилогию «Черепов». Не хочу говорить о, мол, заимствование, нет-нет. Мысли о страхах и неприятных вещах, не говоря о фобиях, у большинства людей схожи. Всего-навсего.

Отсюда и огромные волосатые жвалящие и жалящие пауки, будь то потомство Унголианты или жители мира Уилсона, жирные и мерзкие плотоядные гусеницы, мокрицы и прочие колорадские тараканы, внезапно вымахавшие в десятки раз. И в данном случае муранча, как мне кажется, весьма адекватный противник. Во всяком случае, мне не показалось того, что автор за уши притянул данный новый вид, заставляя читателя в него поверить. В отличие от, к примеру, Нга «Голода» от Сергея Москвина, ощущение пропажи аутентичности – не возникло и в помине. Нет. Есть город, есть не проложенное пока метро, и есть такие вот мутировавшие насекомусы. Могли ли они за двадцать лет вырасти и размножиться в таких количествах? А могли ли выжить свиньи в огне ядерной атаки на ВВЦ? То-то и оно. Каждый сам выбирает для себя то допущение, что кажется ему «своим».

Неизвестно, как долго продлится любовь читателей бывшего СССР к жанру постапа. Бума, подобного мировому буму первой половины 80-х явно не наблюдается. Есть отдельные моменты, как в книгах, так и в фильмах, но вот что-то, схожее с вышеупомянутым бумом – наблюдается на территории РФ и соседей. Скорее всего, что кроме определенной зажратости населения с общим ощущением тотального звездеца вокруг из-за явной наплевательской позиции верхушки. Т.е. – у нас и так-то все не особо гладко, так почему ж не пофантазировать о том, как станет совсем плохо. При этом как может быть плохо – представление имеет очень малое количество читателей. Потому что за псевдо-романтикой постапокалиптической фантастики скрывается многое. В том числе столь любимые многими война, рейды, быт и прочие радости.

При всем уважении к страйк и хард-болистам, к той их категории, что не держали в руках боевого оружия, следует сказать простую вещь: любая игра есть тренировка. Но тренировка и игра настоящая – разные вещи. Осколочное ранение легкой степени, даже не полученное, а увиденное, немного меняют точку зрения на себя на войне и на войну в себе самом. Любовь к оружию и знание его ТТХ не заменит простейшую практику ухода за простейшим АК-74 М в полевых условиях, когда красивая легенда про «калаши», стреляющие после купания в говнах – кажется уже немного совсем уж сказочной. Свинина с грибами, господи благослови пищу эту, оно неплохо. И крысятина тоже неплоха, и змеятина, и даже ежатина, не говоря про собачатину. Хотя вкуснее всего мясо диких коров. Но вот в чем фишка – каши хочется. Борща хочется, пельменей, супа из курицы с лапшой и даже рассольника. А еще очень хочется теплого сухого ватер-клозета вместо уличного сортира или просто куста, туалетной бумаги вместо куска газеты или лопуха, горячей воды из колонки, а не из ведра над костром или на печке. И очень сильно ценится наличие врача, от обычного терапевта до садиста-хирурга-стоматолога. И спокойно, не беспокоясь, поспать, проснувшись в тепле и уюте. И увидеть именно вот это, а не только новых муто-злобарей каких-то революционно создавшихся видов и семейств, или очередного ужаснаха, грозящего отдельно взятому куску мира с перспективой на будущее.

Я чрезвычайно люблю книги Артема Мичурина за продуманность многих деталей самой жизни. Этот автор тоже увлекается, создавая непонятные коллизии в плане вооружения и боеприпасов, но кое-что у него есть такого, чему можно поучиться любому автора схожих сюжетов. Пока еще модно и пока читают.

Большинство поклонников современного российского постапа относятся к вышесказанному как сопутствующим факторам и относятся легко. Почему? Это вопрос уже у каждого личный. Ожидают же от новых книг чего? Тоже вопрос личный.

От книги «Муранча», учитывая изрядный опыт Руслана Мельникова, ожидал большего именно в описании бытовых сложностей. И кое-что таки получил. К примеру – очень хороший ход с насекомыми. Не совсем могу понять – каким образом такое стало возможным, но почему нет? Меня очень порадовал момент с «Сельмашем». Это та авторская находка, что позволяет верить в данный кусок именно этого мира. Но и тут очень хочется спросить: а откуда дровишки, в смысле патрики, т.е патроны? Все остальное у меня вообще не вызывает каких-то сильных отторжений, но вот откуда патроны?

Причем именно сельмашевцы вполне могли бы заняться реконструированием производства как дымного пороха, так и оружия для него. Технари и инженеры – на них же держится этот мир, а не на гуманитариях и менеджерах по продажам навроде меня. Так вот, пытаясь оказаться на их месте – чтобы сделал я? Наверное, пока есть возможность, знания, опыт, станки, попробовал бы создать замену огнестрельному оружию. Даже учитывая то, что в Ростове-на-Дону сполна хватает в\ч, то так ли уж легко будет достать боеприпасы сразу же после катастрофы? Или сохранить их? Ведь у пороха, являющегося основой боеприпаса современного оружия, есть таки и срок хранения. И в данном разрезе куда как правильнее выглядят именно охотничьи ружья и самодельные патроны под них, выточенные из той же латуни и заряженные порохом, воссозданным уже в метро. Но, опять же, каждому свое.

Очень порадовал момент с национальной диаспорой. Причем странно, что из нескольких прочитанных книг, действие большей части которых происходило в московском метро, именно в «Муранче» четко показана градация по национальному признаку. Ведь даже мне, живущему в Поволжье, в московском метро сразу видно – вряд ли получилось бы так, как есть в серии сейчас. И пусть меня посчитают совершенно неполиткорректным человеком, но мое мнение останется таким, какое есть. А именно: «землячества», именно так, возникли бы не то что в одно время со всеми фашистами и коммунистами, но, вероятнее всего, намного раньше. Вокруг несуществующего флага гипотетической «родной» земли объединяются куда быстрее, чем вокруг идеи. А вот уж дальнейшее развитие – тут не знаю. Опыт службы в армии как-то доказал тот факт, что и землячества могу разваливаться, и отдельные личности оказываются священной коровой только по той причине, что: они …. нужное вставить. А с ними лучше и не связываться.

Есть такой фильм 2008-го года, «Новая земля». И момент, показанный в нем, где парни с Северного Кавказа объединяются в самом начале выживания на острове, он, несомненно, гипертрофирован, но! К чести вайнахов и черкесов, равно как и остальных жителей Северного Кавказа можно сказать следующее: эти ребята не впадут в истерику в самом начале катастрофы. Даже если они и не военные. Это следует принимать как данное – они сильные люди. Другое дело, что в том же самом фильме показаны взрослые мужчины, уголовные преступники и бывшие борцы за свободу/боевики и так далее. И удачное противостояние, разом положившее конец возможному доминированию именно этого, явно многонационального, землячества, сложилось только из-за одного фактора. Того, что им противостояли такие же люди, перешедшие грань. Перейти грань и убить человека в самом начале катастрофы – смогут многие? Я не знаю.

Так вот, как мне кажется, именно этот момент не упустил Сурен Цормудян в своей «ВШНБ», и именно этот момент не увидел в прочитанных книгах «Метро 2033». Полагаю, что окажись это на страницах книги – в реальной жизни ничего бы не произошло, а вот остроты и количества боевых моментов, связанных с Четвертым рейхом прибавил бы. Но, как оно понятно, это сугубо личное мнение. А вот Руслан Мельников взял и создал Диаспору.

И в привязке с этим моментом, но, самое главное, с необязательным именно подобным оттенком, автор показывает начало закабаления жителей Сельмаша. И, по какой-то причине, ему веришь. Наверное, из-за того, что люди вообще склонны мягко спать, да сладко есть и не желать при этом работы. И данный, еле уловимый нюанс, Руслану удался. Отдельное спасибо.

Странноватым моментом, показавшимся мне непродуманным, оказалось противостояние «синих» и «байбаков». Вернее тот кусок, в котором последние столь яростно защищали ту самую пещеру, откуда в ростовское метро вошло мокрицеспасение. И дело-то в чем? Для чего они это так яростно делали? В чем причина? В боязни, что «синие» разнесут стену? Так не проще было устроить переговоры? Из-за опасения за жизни людей в метро? Дудки, это отметается сразу. Для себя списал это на некое боевое безумие а-ля амок или «я-берсеркер-порублю-всех-по-буденновски-ибо-хоч у-в-вальхаллу». Другого объяснения у меня нет.

А еще вот прямо сейчас, понимая, что неверно брать и ворчать, могу сказать следующее: мне очень понравилась хронология книги. Причем очень понравилось именно то, что история, умещающаяся в двое суток, растягивается чуть ли не на месяцы. «Муранча» очень компактна, и при этом полноформатна. Подозреваю, что именно сам этот формат дал мне возможность прочитать ее не просто быстро, а очень быстро. Динамика именно этой части сюжета удалась автору поразительно хорошо. Мое браво и еще одно спасибо.

Ну и, наконец-то, люди, населяющие именно это, ни разу не построенное ростовское метро. К слову сказать, опираясь на российскую действительность, именно сам метрополитен и есть самое большое фантастическое допущение. Тут Руслан вообще молодец. Жаль, что Сергей Палий не воспользовался планами самарского метростроя, и не создал ни Гагаринскую радиальную, ни Московскую радиальную, ни ветки по Московскому шоссе или Ново-Садовой. Хотя, каюсь, возможно и ошибаюсь. Так вот, бестиарий людского общества у Руслана вышел, к сожалению, стандартным.

Ярких и запоминающихся образов, наподобие того же пафосного Хантера из самой первой книги, не заметил. Скорее всего, что Руслан просто не развернул своего Колдуна, не сделал его тем Палачом, что так привлекает юных, и не особо, американцев в комиксах про мужика в черной майке, украшенной белым черепом. Илье не хватило некоего безумия, некоей харизмы, присущей человеку, смысл жизни которого — только в мести. У него хватает мягкости и романтического стремления к самой жизни, как бы он не показывал что-то иное. И как результат – самоубийственная поездка в самое начало пути.

Я не хочу касаться моментов, связанных с трагедией этого персонажа, так как описать гибель маленького человека и последующие страдания – вообще тяжело. Глубина Ильи мне показалось недостаточной. Возможно, что это просто вкусовщина и не более того. Персонаж, в результате, оказался вроде бы и целым, но проникнуться и сопереживать ему не вышло.

А вот что мне не очень понравилось, так это Инженер. Дело-то в том, что быть героем для всех, ратующим за общечеловеческие ценности – легко. В смысле персонажу, а не конкретному мне, например. А вот жертвовать людьми, стоящими за решеткой ради благополучия «своих» — может явно не каждый. И считать подобного человека отчасти подонком – правильно ли? Я не знаю.

Ну и Сапер. Инфернальный ублюдок, что еще тут сказать? Просто злодей, просто нехороший человек и просто подлец. И как он стал начальником станции?

Рассматривать сам бестиарий живых видов «Муранчи» акромя двуногих и прямоходящих любителей АК – смысла нет. Так как даже муранча показана в основной своей массе с помощью ощущения присутствия, без сосредоточенных описаний жвал, жвалок и поджвальчиков, и это замечательно.

ТТХ и некоторые нюансы, вроде «сталкерской» перчатки? Я так и не смог увидеть ее очами души своей и оставил в воображении просто перчаткой. Без опознавательных знаков и половых признаков. В конце концов книга не для любителей матчасти во всех ее проявлениях, а просто для читателей. И главное в ней — атмосфера. Ее Руслан создал, причем легко и незамысловато. И это в книге – ее главный плюс.

Резюмируя: добротно сшитый и ладно скроенный боевик со своей особой и самобытной составляющей, написанный хорошим языком и, что вполне логично, идеально вписавшийся в общую канву серии. Автор молодец, дальнейших ему успехов на поприще, хороших читателей и добрых эмоций от них же. И да пребудет с нами Сила, например))


Статья написана 5 апреля 2013 г. 13:32

Эпиграф:

«Пуля навылет через шею

Хлестнула кровью, и хрен с тобой.

Мы этих гадов закатим в траншею,

Мы этим гадам покажем разбой!

А в амбразуре голые ляжки,

Там ещё с вечера пьют самогон.

Наш командир в рваной тельняшке

В пьяном угаре прёт на рожон.

И не страшны нам ни черти, ни бесы,

И что картечь летит со свистом.

Врежем залпом из обрезов:

Был чекист, и нет чекиста!»

«Чекист», Монгол Шуудан (с)

Нудное и, к сожалению, обязательное к прочтению интро:

Прежде чем приступить к относительно объективному мнению по поводу второй книги о похождениях Томского, следует сказать следующее: оно пишется в здравом уме, трезвой памяти и психологически ровном состоянии, преднамеренно, неслучайно и с отсутствием политкорректности. И только наличие в Сети совершенно юных поклонников метроодиссеи не позволяет мне выражаться диатрибами так часто, как хочется.

Также хочется сказать следующее: я не очень сильно люблю серийные проекты, но вполне признаю наличие в них настоящих «жемчужин». Надо понимать, что речь ведется о российской боевой фантастике, а не о, скажем, серии поваренных книг по кухням народов мира. В случае же с серией «Метро 2033» случай совершенно особый. Следует честно сказать: зависть к Дмитрию Глуховскому была. Причем зависть не как к автору, а к грамотному менеджеру. Данное сочетание не должно смущать истых поклонников творчества ДГ, т.к. быть грамотным менеджером, т.е. управленцем, дано не каждому. Что же касается креатора оригинальных книг как, собссно, автора, то тут мне, как читателю, искать особо нечего. И в этом тоже нет ничего странного, т.к. кто-то любит борщ, а кто-то пельмени.

Напомню о том, что время выхода «Гражданина преисподней» Брайдера и Чадовича – никто не отменял. Но идея самого «Метро 2003», превратившегося (закономерно) в целую вселенную, таки очень и очень хороша. И вопрос только в реализации ее как проекта. Причем проекта межавторского, что особо сложно. Учитывая исчезновение таких серий как «S.T.A.L.K.E.R», «Зона Смерти», «Анабиоз», «Апокалиптика» и остальные «Закаты», следует добавить плюсов в копилку проекта Д. Глуховского. Но таки приступим к самой книге. И стоит постараться рассмотреть ее с двух позиций: «pro», как автор, и «contra», как читатель, но… Но не выйдет, скажу честно, т.к. негатив как читателя явно возобладал над взглядом автора.

Основным плюсом текста лично для меня стала его индивидуальность, практически без привязок к первой книге трилогии. Да, несомненно, что упоминания и личности, участвовавшие в рассказе о первом походе Томского, есть. Но они помогают читателю понять, а не пересказывают сюжет предыдущего томика серо-желто-коричневого оттенков. Это несомненнейшая заслуга автора, т.к. это правильно.

Оттенки черного, преобладающие в книге, смещены по вектору: коммунисты плохие до зубовного скрежета, в отличие от свободолюбивых бессистемных анархистов, наоборот, являющих собой олицетворение вселенского добра, пусть и довольно жесткого. Априори злобны фашисты, потому как фашисты и негодяи, причем автор как-то не делает различия между терминами «итальянский фашизм» и «германский национал-социализм», так как оно здесь и не важно. Чуть лучше ганзейцы, что находятся где-то посередине, ибо торгаши и алчущие злата (патронов и вкусной нямушки) людишки. И это в чем-то правильно, т.к. внутри каждого человека сидит жадная голодная агрессивная обезьяна, жаждущая только самых вкусных бананов, наиболее милой его душе обезьяны противоположного пола и надежной высокой ветки, дабы прятаться от леопардов и прочих ягуаров. Но, вот ведь в чем дело – как-то очень странно уж выходит. Положительные персонажи настолько положительны, что нет в них вообще ничего человеческого. Вернее, как? Вернее есть, но про это чуть позже. А вот неправильного-то здесь, в книге, куда как много. И первоначально следует сказать об использованных штампах. И предлагаю для большего понимания сказанного далее рассмотреть такой момент:

Скажем, позвонил вам по скайпу товарищ, уехавший жить на ПМЖ в Англию, США или Бразилия. И совершенно так нормально спрашивает: ну, как дела?

А в ответ получает такую вот тираду:

— А где твоя буденновка, засранец? Или, на худой гонец, мать тебя ети, ушанка с серпом и молотом? Совсем забыл Россию зэ маза, обасурманился?

И когда обалдевший товарищ только-только откроет рот, чтобы спросить – мол, друг, чё за хрень ты несешь, а его герл-френд и ейные френдихи, с грехом пополам понимающие русский, начнут раскручивать уши, принявшие форму трубочки, следует продолжение этого аццки-лютого бала с конями:

— А так-то, тащемта, делишки ничаво. Балалайку вот только спалил, делал растопку для самовара. Ну дык, ёпта, холодно же, водка замерзла, надо подогреть, а то медведь бесицца и рвется на улицу, искать злых грузинов и истреблять их поколачиванием ядерным фугасом, что мы с тобой, товарисч, собрали на уроке физики в выпускном классе. А споем гимн?!!

Ну и, естессно, после данной эскапады следует почесать грудь, прикрытую тельником. И обязательно растянутым и тем самым, что практически сиреневого цвета. А как еще? Представили весь абсурд данного скопища клюквенных штампов о постсоветском пространстве? Поверите в такой сюрреализм а-ля сон не очень довольного собою и Галой Сальвадора Дали? Так вот, к чему это я?

Если данный, вышеприведенный отрезок показался вам полным бредом, так как отнестись к тому, что творится на «Красной» линии Метро 2033? Да и не только на ней, на этом заостримся чуть подробнее. А пока вернемся к товарищу ЧК и прочим Москвиным.

Что отпечаталось в моем подсознании сразу же по прочтении первой трети книги? Лютые-прелютые последователи коммунистических идей. Лютые настолько, что от этого веет совершеннейшим и откровенным голливудским штампом времен Холодной войны. Положительных, хотя бы насколько-то, персонажей в данном участке подземной жизни нет априори. И подано все как борщ и под таким количеством неудобоваримого клюквенного соуса, что… Что так и вижу очами души своей столь милые моему сердцу из 80-90-х картины: десантники Зайтцеффы в непонятных камуфляжах, «какые вашы доказатэлства», голые красавицы в соболях и расписанные под хохлому, трагично, с каренниской грустью и стремлением к паровозу раздевающиеся под бреньканье балалайки и треск ложек, злобные военные в папахах времен русско-японской войны и с РПГ в кобуре, недавний Борн аkа «Фома Кинъеэуыв» и прочие танцы с саблями. Но дальше – больше.

Охранники-вертухаи, либо напоминающие холуев в книжках про барчуков, либо сплошь себе все садисты и насильники, отвратительные как внешне, так и внутренне. Личные их черты так и призваны вызывать омерзение и отторжение: зубы всенепременно гнилые (надо полагать у жителей Полиса, Ганзы или вольны станций все не так со стоматологами и гигиеной ротовой полости), усы как у таракана, плеши, жирные животы и прочее.

Обслуживающий гражданский персонаж представлен совершеннейшими туполобыми баранами, так и мечтающими угодить вышестоящим чиновникам и т.д. Военнослужащие рангом выше вертухаев, как бы профессиональные убиванцы, спокойно подставляют спины непонятным типам, наплевав на собственный опыт (пусть даже и разминка), да и вообще, несут службу забив на все про все и вступая в спарринг просто так, почему бы и нет? Устава гарнизонной и караульной службы, так популярного в СА на них нет, право слово.

Что говорить о руководстве? Москвин вроде, как и лидер, а вот у него есть и свой филиал ГУЛага, куда ж без него? Но вот знает про это в «большом» метро, исключительно карлик в черной бейсболке. Остальные, как оно становится ясно, не знают. И комендант БериЛага может ставить партийному лидеру условия, т.к. он ж спаситель. Т.е. собственного сына, скрепя зубы, Москвин таки погнал, лишив свиных ребрышек и салатцу, а вот взять того самого ЧК и вогнать ему иголки под ногти – да Боже упаси. Не говоря о том, что ближе к завершению второй трети становится ясно – Москвин вовсе не так уж и беззуб, и агнет внедрения в лице серьезной шишки в виде полноформатного разведчика из аналога КГБ – есть в самом сердце рассадника Зла книги Сергея Антонова. Как и почему, вдруг, данная личность никак себя не проявила раньше, где были его глаза, уши и логичные профессиональные выводы – непонятно. Также непонятно – какого черта, имея в рукаве козырь в виде собранного оперативного материала на гр-нина Корбута Чеслава Михайловича, следовало все оставлять на своих местах?

И это для меня так и осталось загадкой, слово чести. Если рассмотреть саму ситуация с Берилагом, то возникает вполне обоснованное чувство удивления. В обстановке закрытой системы, где оказались люди после войны, происходит не просто ужасная вещь. Вещей мерзких и страшных в подобных ситуациях хватит всегда. Тут вопрос о прямом преобладании психологии безнаказанности над психологией здравого выживания. Что есть такого в этом странного? Да то, что организовывая нечто подобное, трщ Москвин предоставляет своим врагам (а их явно немало), шанс подвести под него роскошнейшую мину. Которая рванет так, что мама не горюй. Одно дело – работать во благо хоть метрополитена, хоть во благо истинно верной коммунистической идеи, и совершенно другое – батрачить не то, чтобы за ПОЖРАТЬ, а просто – лишь бы не убили. Вдумайтесь в это.

Что говорить про дисциплину «краснопузых» (а никак больше называть их и не хочется), когда подручные того же ЧК берут и крадут жителей Полиса, да так, что никто не понимает – как же оно произошло? А вот генсек сам такого придумать не смог, надо же.

И снова, не удержавшись, вернусь к сказанному. Причем, если следовать именно точки зрения тех самых лагерей и соотношения их с фашистами и коммунистами, чьим символом они стали, следует напомнить несколько вещей, раз уж книгу так полюбила молодежь. Причем сделать это намеренно, т.к. автор как-то совершенно не приемлет любого диктата, необходимого (и это исторический факт) в случае большой беды. Так вот, как ни странно, первый факт широкой организации концентрационных лагерей, задокументированный и т.д, равно как и факт появления комиссаров (страшная престрашная нежить коммунистического режима) является изобретением вольнолюбивых американцев. Тех времен, когда они резали друг друга в ходе их собственной Гражданской войны, такие дела. Да и, если честно, они же очень широко применяли бактериальное оружие в борьбе с коренным населением Северной Америки. Одеяла с бациллами оспы, кори и прочей скарлатины, ага.

Хотя, несомненно, вопросы заданы неверно. Это ж фантастика, и в ней все возможно, надо полагать. И если плохие фашисты, то, в веяниях модных трендов, им же должны быть равны и коммунисты, превращаясь в коммунистов из фильмов Голливуда. И всяко по барабану на то, что не бывает дыма без огня и по каким-то причинам огромная страна, порвав саму себя в клочья, таки стала красной. Но идем дальше.

Ведь дело даже и не совсем в этих моментах. Дело в общем представлении. Простейшее дело расстрела, с одним контрольным звонком в голову, превращается в автоматные очереди. Очереди, при всем при том, что ни в одной книге проекта так и не объяснено – а откель дровишки-то? Откуда в замкнутой системе, без производства, без герметичных огромных хранилищ хватит патронов настолько, что расстрел превратится в сетевой тир а-ля Колл оф Дьюти с читами, когда патроны не заканчиваются? Хотя, по сути, это не так важно, как люди в данной книге.

Персонажи в «В интересах революции» собраны своеобразные, именно так. Причем связка оба малоросликов и ласка – самая непонятная. Мало того, что ЧК, выступающий первоначально в роли этакого инфернального Князя Тьмы, в результате потери этой самой Шестеры, превращается в совершеннейшего истерика. Вроде бы и все верно, паранойя у человека и прочие милые симптомы психического отклонения, но… но ласка? Да полноте, уважаемый автор. Нет, конечно, понимаю, что если столько поклонников, то мои слова роли не играют. Но ведь читатели имеют свойство (при их явной молодости) взрослеть и немного переосмысливать собственные взгляды. Скажем сейчас, поглаживая картонный корешок книжки Юрия Петухова о космодесантнике Иване, могу только с сарказмом улыбнуться самому себе 13-14-летнему. И вполне осознать тот факт, что это самое, что ни на есть, шайссе. И, право слово, буду надеяться на то, что это просто я такой плохой, а ваши книги прочтут дети и младшие родственники большей части современных их покупателей.

Первая Интернациональная имени самого известного снимка на планете бригада. Вот честно – у меня нет никаких, пусть даже и обоснованных, претензий к ее персонажам. Они, как раз таки, и есть те самые анархисты, которых не особо хорошо было заметно в любой другой книге проекта. Пусть они и якобы коммунисты, и за права трудящихся и угнетенных, но… вспомним батек Архангелов и Ангелов, Зеленого и Антонова, заканчивая самим, ясен пень, Нестором Ивановичем Махно, что сделал для счастья и свободы трудящихся куда как не меньше Эрнесто Де ла Серны etc, пусть и на территории куда как меньшей по размеру. С другой стороны – сравните размеры Кубы и Малороссии времен Гражданской войны, равно как количество и качество подготовки бойцов проамериканского режима, свергнутого любителями бород с сигарами и противников того же Батьки, от Белой до Красной армии. От такие дела. Хотя к книге это явно не имеет никакого отношения.

Ну и Томский. Ох уж этот Томский, право слово. Мама не горюй, каков перец этот как-бы борец за волю со свободой Томский. Если первоначально мне даже импонировал этот персонаж, вроде бы здраво и трезво оценивающий важность для конкретного одного человека благополучие любимой женщины и будущего ребенка, в свете того, что это действительно ценность… то потом импонирование надулось и лопнуло, аки бабл-гам. Потому что метания данного экземпляра, порой тянущего на фольклорного юного страдальца Вертера, просто вынесли мне мозг. Как, скажите мне пожалуйста, можно во второй приблизительно главе рассуждать о том, что семья важнее всего прочего и тут же, главы через три плевать на семью и ставить выше интересы метрополитена и его населения?

Ну и в довесок ко всем прочим, не понравившимся ЛИЧНО МНЕ, моментам имеются маленькие веселые штуки. Навроде того, что «Мухой» «Муху» называют профи. В свое время, таская эту тряхомудию за плечами, даже и не считал себя таковым. Да и каски, т.е. шлемы стальные образца 194.. какого-то года обычно и красятся в защитный цвет, как и все прочее войсковое имущество. Оно понятно, что можно покрасить пару танков в кислотные тона с цветочками, аки танки у музея-комплекса ВОВ в Киеве, но как-то странно предположить подобное креативное решение в метрополитене вселенной. Хотя, опять же, читатели есть разные, и, возможно, кому-то это очень важно.

Именно это, к сожалению, либо нет, заставило меня прочесть книгу до конца, от корки до корки, и не пожалеть этого времени. Потому как автор Сергей Антонов наглядно показал мне – как следует писать, и что следует выбирать. За что ему отдельное спасибо.

Резюмируя: книга для подростков и молодежи, для любителей четкой цветовой градации персонажей, для любителей лихой боевой литературы с подоплекой в виде рассуждений о социальной дисгармонии и философии как-бы свободолюбивых людей. Книга для романтиков, а не для прагматиков. Книга для тех, кому не важна матчасть и ТТХ даже в мелочах, режущих глаза. Т.е., если по чесноку, книга для «соли жизни», т.е для молодых. И, соответственно, автор-то молодец, а все мое брюзжание есть ни что иное, как неприятие именного такого рода текстов, всего-навсего.





  Подписка

Количество подписчиков: 13

⇑ Наверх