Говоря о книге, написанной в соавторстве, всегда сложно определить курс собственного мнения. Писать вдвоем тяжело, и порой сказанное чуть более жестче, чем надо – задевает того из авторов, кто отвечал за часть, по которой и прошлись. Одновременно с тем требовать с дуэта всегда стоит строже чем с одиночки. Это нормально, ведь книгу ведут две пары глаз, две личности задумывают сюжет и два априори неглупых человека отвечают за реалистичность, либо сказочность, создаваемого ими текста. Учитывая сказанное, постараюсь выразить мысли по книге авторов Демидовой и Шкиля и корректно и строго.
В первую очередь хочу поблагодарить тандем за присланный экземпляр. Во-первых – он скрасил мне половину поездки из Оренбурга домой. Во-вторых – это именно официальный текст, что дает возможность трактовать его как истину, не думая о сетевой неверной выкладке и возможных из-за этого ошибочных заливок. В-третьих – заранее все-таки извинюсь за некоторого рода жесткие высказывания. А они будут. И это хорошо, так как доказывает, что книга вызвала разные эмоции. Приступим, памятуя о Ктулху и кознях жидорептилоидов с Янтарного Гугона.
Лакедемон.
Именно на Лакедемон делался упор аннотации и слов Дмитрия Глуховского. На мой взгляд, раз уж хотелось показать мир военизированного полиса и вызвать определенные чувства у юных читателей, стоило бы назвать Лакедемоновку Новой Спартой. Юные читатели вряд ли вспомнят как звали брата Агамемнона, не говоря о названии второй части спартанского общества, т.е об илотах. Чего уж тут говорить про Лакедемон? Но суть моих претензий к «спартанцам» не в этом.
Скажу честно, что продраться через первые главы, посвященные именно Лакедемону, меня заставило лишь упрямство. Причина оказалась крайне простой – шаблонные герои и отсутствие хотя бы какой-то логики в создании этого куска мира книги. Ну, посудите сами по нескольким моментам.
Прозвище супруги царя Антона Светланы: Лики. Несомненно, авторы сообщают нам, что означает оно «волчица» и дано за отражение нападения лютоволка с весьма плохой потерей в виде располовинивания одной груди. Казалось бы – в чем вопрос, прозвище же, Спарта и прочее? Ан не тут-то было. Давайте разберемся в этом, казалось бы, не играющем никакую серьезную роль вопросе.
Итак, воинственной составляющей человеков «Отступника» выбрана модель военизированного по самую макушку древнегреческого полиса (города-государства) Спарты. Казалось бы, авторы соблюли многое, преобразовав и постаравшись показать нам именно подобное развитие. Цари, совет старейшин, деление на касты воинов и рабов, Храм и прочее. Но вот по какой-то непонятной причине из спартанского в языке у них лишь Лакедемон и Лики. Рабы не илоты, совет старейшин а не, скажем, ареопаг или совет архонтов. Почему в таком случае Лики? Погружения не ощущается. Далее непогружение продолжается и продолжается.
Артем, сын царя и Лики ведет себя как гипертрофированный жлоб гопообразный, вымерший на данный момент даже у нас в «пятнашке». И словарные обороты у него соответствующие. Это сын женщины по прозвищу Лики, отрок, должный быть воспитываемым как наследник (какой царь откажется передать власть детям?). «Мля..», повторяемое им через слово и Лики. Две стороны одной медали, что и говорить.
Вообще, поведение, мысли и поступки спартанцев настолько странны, настолько порой нелепы и настолько картонны, что в какой-то момент понимаешь – кто они такие. И, к сожалению, оказывается что они вовсе не былинные воины царя Леонида и даже не мирмидоняне Ахилла, не-не. Они вовсе даже штурмовики императора Палпатина из оригинальной Трилогии. Основное предназначение большинства из них идти, корчить страшно-жуткие и пафосные рожи и помирать.
К слову, именно к этому меня подвело и состояние лакедемонских бойцов во время похода в Таганрог. Уже видел мнение о книге, где нуклеаров сравнивали с нави из «Аватара». Если следовать такому течению мыслей, то все легко объяснимо. Но тогда непонятно – как же готовили воинов новой Спарты и как они вообще набирались опыта. Такое слово, как «разведка» им явно незнакомо. А еще им совершенно непонятен смысл, вкладываемый в «охраняемый периметр». Учитывая нахождение отряда в городе – сложно ли найти чего-то для растяжек и повесить на них что-то гремящее? Прятать не надо, погуще, погуще, чтобы спать спокойно.
Да и в целом, портреты этих ребят пестрят клише, выражаемые во всем. Скажем, группу, идущую за ГГ сразу и практически без аппеляции авторы величают не иначе как карателями. Каратели и все тут. Подумаешь, идут за ренегатом. Подумаешь, борются за генофонд. Каратели и никаких гвоздей.
Единственной отдушиной в краю суровых военов без кожаных трусов и алых плащей для меня стал царь Роман. Вот характер этого персонажа оказался интереснее практически всех его упомянутых соплеменников. Никаких соплей, никакого ненужного пафоса и громких речей. Постап Штирлиц в лайт-версии. Козни, ходы наперед, продуманные акции и прочее. Положа руку на сердце – единственное светлое пятно всего Великого Лакедемона.
Нуклеары.
А вот тут авторов стоит только хвалить. И пусть первоначально мне совершенно не показалось и это сообщество, но потом… Потом авторы отожгли по полной. Повествование, с ходу доставшее кошачьими зрачками, судьей, у которого во взгляде чего только не читалось, открылось для меня со свежей строки после появления Яна. Стоило возникнуть шаману, воспринимаемому мною как смесью из постаревшего Олега Даля и Джека-Воробья, и книга сразу ожила и расцвела буйным цветом «мненраццааффтардавайишшо».
Вероятно, сыграло роль отличие именно этого персонажа от всех прочих. В том числе и нуклеаров. Нуклеары, проявляющиеся в молодежи, что и говорить, несомненно неплохи. В отличие от их старших собратьев. Из трех выживших главных мужчин живым кажется именно Ян. Двое прочих, несмотря на кажущееся их верное поведение, чересчур натянуты. Или притянуты, черт знает.
Казалось бы – вот вам история про молодого парня, спасшего крохотулю, вырастившего его, давшего ему все? Верно, это правильная история, так и есть. Но, одновременно с тем, Леонид почему-то донельзя пресен. Он настолько духовен и наполнен любовью к человечности, что порой непонятно – как он такой вообще смог дожить до подобного возраста.
Да, герой показан в момент становления как борец с совершенно озверевшей урлой, разве что способ расправы мне показался немного странноватым и не совсем достоверным. Да и по какой-то причине замаячило забытым и неплохим фильмом «Новая земля», но это, вероятнее всего, из-за стереотипа, вбитого мне в голову когда-то давно.
Валерий же, как не странно, для меня раскрылся после процедуры, скажем так, выкуривания трубки мира. Именно его общение с Петром Великим заставило улыбнуться и понять, что он таки живой персонаж.
В целом весь мир нуклеаров стал мне интересен именно после семнадцатой главы. Все остальное, выдержанное правда в стиле булычевского «Поселка», читалось приятно, но не более. Начиная с момента разговора Олега с орлом (снова стереотип – прекрасный орел-тролль Зевса из советского анимационного цикла о греческих мифах) все стало куда как интереснее. Рассуждения, наблюдения, танец и прогулка Яна с тенью музыкантки, явно выраженные взгляды авторов на политическую составляющую, все оказалось в нужной кондиции.
Герои. Или герой?
Сам, понимаешь, отступник Олег. Личность странная, невнятная и непонятная. Причем, вот какая интересная фишка, в книге много неплохих вставок. От воспоминаний многих незначительных героев до прослеживания коротких моментов судеб даже местных гетер. И, при этом, полное непонимание меня, как читателя по поводу дочки Олега. Вопрос – на кой же ляд плюнуть на все, убежать, убивать тех, с кем вырос, если тебе наплевать на ребенка? Но, вероятнее всего, это моя личная проблема восприятия.
Резюме:
Это, в целом, весьма неплохая книга. Она рваного ритма, в ней есть логические провисания и нюансы, порой вызывающие непонимание. Вопрос: на кой ляд надо говорить про повелителя стерхов, если сам проект, в котором участвуют авторы, стал возможен только благодаря тому же королю журавлей? Ведь, вдуматься, именно доступный Интернет и неплохие доходы населения страны позволили развить и раскрутить вселенную. Это я о ценах на книги с самого начала второго запуска Метро 2033. А и доступный Интернет, и деньги у мам и пап на весьма недешевые книги сами по себе не появляются. Для того, чтобы их заработать – надо чтобы в стране было стабильно и уверенно. А оно, как не крути, напрямую зависит от государства и его главы.
Но то ладно, это тоже субъективное мнение.
Лучше ли книга авторов Демидовой и Шкиля каких-то прочих книг серии? Да кому как. Одно можно сказать точно: она не хуже многих. И даже не смотря на присутствие шаблонов про Лакедемон – всяко лучше шаблонов про коммунистов во всяких там темных тоннелях.
Удачи автору не желаю, т.к. она нужна ленивым, пожелаю успеха. И да пребудет с нами Сила, например)))
DIXI