Альтернативная история – почва опасная, но оттого не менее интересная. Вечный вопрос “а что, если…” вряд ли когда-нибудь перестанет будоражить умы людей – слишком уж большой простор для фантазии он открывает. К этой идее обратился и Zотов, в чьем послужном списке уже значится парочка историй, разворачивающихся в альтернативных реальностях.
Правда “Москау” – книга несколько нетипичная для автора, создавшего такие произведения, как “Апокалипсис Welcome” и “Печать Луны”. В первую очередь, потому, что она написана в более серьезном ключе, нежели предыдущие работы Zотова. Конечно, здесь найдется место сатире и ехидным замечаниям, но основной антураж книги – мир, где Третий Рейх одержал победу во Второй Мировой Войне, уже заранее начинает дергать за невидимые ниточки в душе тех людей, которые не понаслышке знают обо всех ужасах и боли тех лет.
Впрочем, автор и раньше не скупился на выбор тем, способный вызвать диссонанс среди его читателей – там была и политика, и религия. В “Москау” Zотов выбрал войну, и тем самым, скорее всего, создал определенное количество проблем. Одно дело, когда русский человек не может помыслить, что история Англии пошла другим путем, и совсем другое – когда ему преподносят не просто абстрактный пример, а конкретные, еще свежие в человеческой памяти события из своей собственной Истории. Для всех консервативно настроенных читателей, особенно для той части, которые на дух не переносят альтернативную реальность, такой подход покажется, возможно, кощунственным или спекулятивным, но книга оправдывает свой антураж, ведь именно на его фоне и осуществляется очередное вскрытие пороков современного общества – от подражания всему иностранному, до душевного разложения посредством телевизора. Во всяком случае, такой изначально выглядит главная идея – но что касается реализация, то в этот раз она немного подкачала.
Как я уже говорил, если разобраться, в творчестве Zотова мы уже не раз наблюдали за альтернативными реальностями – Царская Монархия, Ад, Рай, мир Вампиров. В этот раз это мир города Москау – мир победивших немцев, Руссландская вселенная. Но по большому счету, новый антураж от старых книг отличают только декорации – измененная политическая карта мира, экономический дисбаланс. Наполнение остается тем же – “Москау” это детектив, сильнее, чем обычно, завязанный на фантастике и Истории.
Такой подход не то, чтобы сильно пошел книге на пользу — когда читаешь, становится понятно, что, несмотря на внешнюю разницу обычного мира, и мира "арийской расы", принципы у людей остаются такими же. Иллюстрацию похожей мысли мы уже наблюдали в других книгах, пускай она там и подавалась в несколько иной форме.
Неплохо закрученный сюжет в этот раз удивляет не столько своими лихими поворотами, сколь небольшим количеством харизматичных героев. Так получается отчасти потому, что акценты произведения несколько перемешаны между персонажами, и в итоге создатель термоядерных парочек-детективов в духе Калашникова и Малинина представляет нашему вниманию сразу несколько точек зрения, слишком быстро переключающихся между собой. Это происходит по одной просто причине — ключевой проблемой книги, в главной степени, повлиявшей на стремительность сюжета, является малый объем. Повествование захватывает читателя, и как игрушечный кораблик бросает его в разные стороны, заставляя весь мир крутится вокруг. Руссланд, Америка, Япония – герои скачут по всему земному шару, но разницы эти локации между собой почти не несут – важны только внешние отличия, да менталитет населения: но для героев, ни первое, ни второе, не привносят большого значения.
“Подводные” мысли о призрачности власти и диктатуре ТВ несколько портят впечатление “лобовой” подачей — читатель любит играть с текстом, он любит добираться до сути посредством своих сил, а не за счет помощи автора. Интереснее, когда ты сам замечаешь свой порок, а не тогда, когда тебе указывают на него – так обычно эффект доходчивее.
Но не хотелось бы совсем уж сгущать краски – антураж Руссландского мира обыгран отлично, да и фирменная Зотовская ирония постоянно напоминает о себе. Жаль только, что заявленный антураж, хоть и смотрится хорошо, не отвечает на вопрос, а зачем нужно было выбирать именно такую историю с таким поворотом событий. Может быть, я говорю так оттого, что на мое восприятие накладывались впечатления от предыдущих книг автора. В этом случае читателю, который так же знаком с другими работами Зотова, покажется, что уже знакомые нам мысли поданы в несколько иной оболочке. Оболочке приятной и интересной, но узнаваемой, несмотря на то, что “Москау” по духу несколько отличается от предшествующих книг автора. Но если эта книга для вас лишь открывает такого автора, как Зотов, то вы, без сомнения, сможете найти здесь много интересного. Возможно, что оригинальный мир, фирменная ирония и захватывающая детективная линия, заставят вас обратить внимание и на другие книги Зотова, которые тоже заслуживают самого пристального внимания.
p.s. Выражаю искреннюю благодарность автору за предоставленный экземпляр книги.
P.p.s. Книга появится в продаже в середине-конце апреля.
Количество выпусков: Identity crisis 1-7 (минисерия)
Даты выхода: 2004
Издатель: DC comics
За последние несколько лет, глобальные события в комиксах стойко начали ассоциироваться с чем-то нехорошим, противным, и даже вредным. Это конечно справедливое утверждение, стоит только взглянуть на парочку последних примеров. Тот же “Страх во плоти” или “Осада” от Марвел, представляли собой ничто иное, как поле, на которым вялый и неинтересный сюжет работал фоном к огромному количеству бессмысленных сражений, и наличию множества лишних героев. С другой стороны “Флэшпоинт” от ДС пестрил богатым, но рваным и неинтересно поданным бэкграундом, а количество лишних серий превысило всякий разумный лимит. Маленькая частная история Флэша зачем-то была растянута на 5 номеров, а дополнительные серии пытались придать, ненужные этой истории, мировые масштабы. Конечно же, по окончанию пятого номера, множество вопросов и конфликтов вселенной Флэшпоинта было оставлено без разрешений и ответов.
Впрочем, не все масштабные комикс-события за последнее время были настолько уж плохи. Не столь давний выстрел, с которым сейчас у многих читателей и ассоциируются такие “собрания всех и вся” был произведен компанией Марвел в 2006-2007 году, когда свет увидела “Гражданская Война”, повествующая о конфликте между супергероями. Не отставало от них и ДС, выпустившее в 2009 — 2010 году “Темнейшую ночь” и “Светлейший день”, которые масштабно завершали объемный сюжетный арк Джеффа Джонса в серии “Зеленый фонарь”.
Несколько лет назад ДС так же выпустила несколько серий комиксов, чьи заголовки так или иначе содержали в себе слово “кризис”, которое не только характеризовало сами события, но и, откровенно говоря, непроизвольно намекало на состояние, в котором находились супергероические сюжеты. И первым в ряду таких “кризисов” стал “Кризис личности”, увидевший свет в 2004 году.
“Кризис личности”, как несложно догадаться из названия, повествует о том повороте событий, в котором секретные личности супергероев и их семей могут перестать быть тайными, не только для их персональных врагов, но и вообще для всех остальных людей. Кстати говоря, заставив Человека-Паука снять маску перед камерой в “Гражданской войне”, Марвел отчасти повторили идею ДС, которую те высказали за несколько лет до выхода “Гражданки” в свет.
Когда ты начинаешь читать “Кризис личности” – глаза разбегаются в сторону, поскольку одним из минусов супергероических комиксов, помимо отсутствия фактической смерти, является огромное количество самих героев, из которых среднестатистический читатель знает, ну может быть, десятка два разнообразных лиц. К тому же половина тех, кто скрывается за широкими спинами “первого эшелона” часто не имеют хорошей истории и харизмы, являющимися неотъемлемым требованием для создания хорошего супергероического сюжета. Воистину нет предела авторской фантазии и уровню плагиата, который постоянно сохраняется между ДС и Марвел.
Стоит упомянуть хотя бы то, что один из главных героев “Кризиса”, своими способностями ясно напоминает мистера Фантастика из “Фантастической четверки”. Не знаю, какой из персонажей был придуман раньше, но по большому счету это не имеет такого уж важного значения – этот пример является только единственным из множества похожих случаев. Другим цепляющим внимание моментом оказываются злодеи, чья форма и вид вызывает порой не интерес, а дикий хохот, как бы хорошо не была прописана их история. Я все могу понять, но все равно Человек-Бумеранг и Человек-Монокль ввергли меня в порядочный ступор.
Сюжет “Кризиса личности” не потрясает воображение, но, по крайней мере, он поддерживает интерес читателя на протяжении всего развития истории. Во всяком случае, та его основная часть, которая затрагивает поиски убийц и интриги внутри Лиги Справедливости. В комиксе присутствует еще и пара параллельных сюжетных линий, но вот они, в отличие от основной истории, не вызывают сильного интереса.
Рисунок Моралеса вполне может подойти под определение “удобоваримо” – качество изображения, в целом, остается на примерно похожем уровне, но пару раз, Моралес все же выдает интересные и стильные кадры. Если говорить в целом, то рисунок практически неотличим от большинства параллельных комикс-серий, которые художники рисуют примерно в таком же стиле.
“Кризис личности” плохо тянет на “событие года”, как заявляет обложка первого номера, но во всяком случае он выглядит на порядок лучше и интереснее глобальных событий последних лет. Улучшится ли качество в последующих “кризисах” – еще предстоит узнать, а пока
Вторая книга цикла “The first law” стартует ровно с того места, на котором мы оставили знакомых героев в прошлом томе. Прошло совсем немного времени, а с события уже стремительно скакнули вперед. Правда, в этот раз они скакнули только единожды, прежде чем запал развития истории погас, а сам сюжет заглох где-то на полдороги.
Проблемы начинаются не сразу, но постепенно начинаешь их замечать. Первая тревожная весточка приходит тогда, когда читатель начинает понимать – какие именно из героев нужны автору в живом состоянии, а какие – в мертвом. Из-за этого, любой эффект опасности, который накручивает Аберкромби, то вокруг одной команды персонажей, то вокруг другой, теряет всякий смысл – ты все равно знаешь, что с героями ничего не случится. Во всяком случае, пока. Да, конечно, автор подготовил парочку неожиданных сюжетных поворотов и смертей, но, несмотря на то, что половина героев находится в ситуации, которую Логен метко описал, как “we`re fucked”, переживания за персонажей практически не ощущаешь – все равно их будут тянуть. По крайней мере, до третьей книги уж точно.
“Прозрачность” – это вообще главная проблема книги. Все события, которые разворачиваются на пятистах с лишним страницах, легко уместились бы в меньший объем. Структура “Прежде чем их повесят” достаточно проста, и оттого создается впечатление, будто автор просто накручивал несколько глав, дабы уложиться в определенный объем. При этом развитие некоторых персонажей происходит настолько стремительно, что поверить в их перерождение несколько сложно – можно, конечно, но с натяжкой. К примеру, изменения в душе Глоткы рождаются постепенно. Рождаются так, что он сам это не сразу замечает. А вот резкая перемена в капитане Люторе, которая происходит за всего лишь одну главу, выглядит не слишком убедительно.
За себя еще говорит тот факт, что если взять и взвесить все события, которые уместились в книге, то мы увидим, что в этом промежутке между третьей и первой частью, не произошло практически ничего того, чтобы двигало бы общий сюжет вперед. Конечно, имели место изменения характеров некоторых героев, пара битв на каждом из фронтов и путешествия Байяза на Край Света. Но на момент окончания второй книги все герои остались практически в том же самом положении, в каком они находились в “Крове и железе”, пусть и с минимальными изменениями. Поэтому искусственность, с помощью которой Аберкромби заставляет сюжетное действие повисать в воздухе, конечно, не вызывает симпатии.
Проскальзывающая в книге мысль о том, что войны разгораются только из-за банальных желаний, и маленький человек не стоит в этих войнах ничего, неплоха, но она банальна, и подана не самым лучшим образом. Свои собственные идеи аукнулись автору — ведь если усилия большинства героев не значат ровным счетом ничего, то почему они должны что-то значить для читателя? Не задаваясь вопросами в духе “почему?” и “как?”, и видимо, таким образом пытаясь раздавить презираемые Аберкромби фэнтези-клише, он, тем самым, наступает на совершенно другие грабли. Легкость, с которой героям удается преодолеть то одну проблему, то другую, лишает книгу чувства испытания, за исключением одного случая – финальной битвы. Потратив на нее чуть большее количество страниц, нежели на другие заключительные моменты, Аберкромби рисует прекрасную и достоверную картину яростного сражения. Но в остальных случаях его подход к разрешению сюжетных вопросов вызывает не восхищение, а неверие, и недоуменно вздымающуюся бровь – увы, вытаскивание причин и сюжетных ходов из воздуха, не является самым лучшим решением автора.
Сами по себе, в отдельности от общего сюжета, герои, созданные автором, представляют собой весьма интересных и колоритных личностей, которые не только развиваются, но и интересно взаимодействуют между собой. Множество ситуаций, раскрывающих их характер и темные тайны прошлого, выглядят правдоподобно и живо, тем более что за счет этого, Аберкромби больше рассказывает нам о своем созданном мире, делая его, таким образом, достовернее. Но герои неотделимы от общей канвы сюжета, и их маленькие истории и трагедии отходят на второй план, оставляя после себя горькое послевкусие, испорченное бессмысленным действием.
Зато, как я уже говорил выше, у Аберкромби по-прежнему отлично удаются описания битв, и все, что с ними связано — его слог прекрасно передает то ощущение хаоса и кровавой бани, которой и представляет собой истинное сражение. В принципе, неплохо описаны и интриги в Дагоске, хотя впрочем, вся линия Глокты выглядит достаточно интересно, если не брать в расчет финальный отрезок в книге. Но в противовес этому, у автора несколько коряво выглядит описание эмоций, особенно волнения. На протяжении книги, наверное, каждый из персонажей обязательно облизывал свои десны или полость рта. А уж сколько раз герои жевали нижнюю губу, вообще не поддается исчислению.
В целом, вообще всей книге свойственен эффект повторения – что в случае языка, который в этот раз все же усложнился, что даже в структурном случае. “Прежде чем их повесят” по строению очень похожа на первую книгу – опять присутствует три линии повествования, путешествия одновременно нескольких команд, тайные интриги в одной из веток истории, и так далее. Даже очередное пробуждение кровавой ярости в Логене происходит приблизительно на том же самом отрезке сюжета, где оно происходило и в первый раз.
“Прежде чем их повесят” весьма слабая книга, что особенно очевидно на фоне неплохого старта предыдущего тома. Возросшее качество языка автора и интересные герои не спасают книгу от общей бессмысленности сюжетной канвы. В соответствие со своим внутренним планом, Аберкромби буквально тащит всех персонажей за шкирку в следующий том, забывая при этом построить интересный сюжетный мостик между первой и последней частью истории. Я, все же, дам автору аванс на третью книгу, и буду надеяться на хорошее развитие сюжета, но если тем самым упоминаемым разрушением многих фэнтези-клише окажется огромное количество смертей среди главных героев, то я очень и очень обижусь.
Количество выпусков: Spider-man:Reign #1-4 (минисерия)
Даты выхода: 2006-2007
Издатель: Marvel comics
На протяжении всей истории развития комиксов, издательские дома Marvel и DC вели между собой бесконечную информационную войну, когда произвольно, а когда и неосознанно, стремясь обогнать конкурента. Одни выдумают десяток “Кризисов”, другие создают свой “День М”. Одни “выстреливают” своей “Темнейшей ночью”, другие выдадут на всеобщее обозрение “Гражданскую войну.” Но все же DC, на мой взгляд, лучше. Лучше потому, что именно их комиксы содержали в себе изначальный потенциал для более “взрослого” развития, что потом и доказало образовавшееся подразделение DC – Vertigo. Да, нынче и Марвел имеет свое “взрослое” подразделение, вот только у них в тот момент больше не было тех, кто перешел под руководство ДС – Алана Мура и Френка Миллера. Конечно, у Марвел тоже не переводились талантливые авторы и художники, но эти два слонопотама от мира комиксов вбили в землю парочку таких памятников, глядя на которые, боссы Марвел пускают слюни до сих пор. Хранители, Болотная Тварь, Убийственная Шутка, – каждое название словно залепляло очередную пощечину Марвелу. А потом пришел Темный Рыцарь.
Френк Миллер не то, чтобы выдумал невиданную божественную идею, но, по крайней мере, на фоне обычных супергеройских историй она, словно колосс, возвысилась над своими меньшими собратьями. “Возвращение Темного Рыцаря”, где постаревший Брюс Уэйн сражается против банд с нацисткими замашками, а дряхлеющий Супермен пытается предотвратить ядерную войну, не мог не вызывать восторгов читателей и зависти конкурентов. Впрочем, понравиться он мог тоже не всем – во-первых рисунок был не слишком затейливым, а во-вторых комикс оказался на порядок сложнее по наполнению, по сравнению с обычной недельной супергероикой.
Вероятно, зависть долго грелась в душе боссов Марвела, жрала их изнутри – и с одной стороны их можно было понять. Все-таки обидно, когда твой конкурент открыто уничтожает тебя своими успехами. Что Марвел могла противопоставить Хранителям, кроме команды Мстителей, которых бы первые стерли с лица земли, не особо напрягаясь? Но вот Темному Рыцарю они могли противопоставить несколько супергероев из своего “первого эшелона”. И выбор пал на того, чье имя, пожалуй всегда, звучало чаще остальных – на Человека Паука.
Можно, конечно, поспорить о том, что Марвел вовсе не планировала сделать свою версию “Dark knight returns”, и просто им в голову каким-то случайным образом пришла похожая идея, но поверьте – стоит только пролистать пару страниц, как все сомнения отпадут сами собой. Дело даже не в сюжете или в стиле его подачи, дело в рисунке, который как две капли воды похож на “Рыцаря”. Есть, конечно, такое понятие, как “дань уважения”, но стали бы Марвел отдавать ее своим конкурентам? Поэтому просто остановимся на том факте, что есть дань уважения, и есть …ну…. есть Spider-Man: Reign.
Брюса Уэйна мучило прошлое, мучила невозможность постоять за свой город, мучило то, что наркотик по имени “Бэтмен” отсутствовал в его жизни. У Человека-Паука тоже была своя больная точка, на которую авторы “Reign” начинают давить уже с первых страниц. Брюс ломался медленно, мы видели его новое перерождение – в “Reign” же Человек-Паук сразу опущен на самый низ, он напрочь сломан и разбит. Угадайте почему. Ответ ласково посылает привет внутренним мукам Брюса Уэйна – Человек-Паук остался один, а Мэри Джейн умерла. А! О Господи! Нет, я же раскрыл огромный спойлер, который должен был бы стать ВОТ ТАКИМ сюрпризом после первого номера. Или подождите – может, все-таки, не должен был?
У такого сюжетного поворота существуют большие слабые места, и базируются они на двух простых вещах – на знании читателем биографии своего героя, и на слишком очевидных намеках автора. Читатель всегда знает больные точки любимого персонажа, поэтому ему обычно не заставляет большого труда угадать – а что послужило причиной разлада героя с собой. Миллер понимал это, и не стал искусственно создавать дополнительную причину для возвращения Брюса Уэйна в костюм Бэтмена, а просто и открыто указал читателю на те классические кошмары, которые мучили героя на протяжении всей его жизни. Создатели “Reign” поступают похожим образом, с одной только маленькой разницей, которая рушит все впечатление от трагедии. Френк Миллер показал пальцем на причину и поехал на поезде сюжета дальше, а Кэйар Эндрюс, словно вредный мальчик, знающий какую-то хитрость, на протяжении первых номеров постоянно скачет вокруг этой смерти, пытаясь придать ей большую тайну, нежели она того заслуживает. Но на его выкрутасы в духе “а знаете что у меня под простыней, знаете? А? А?” читатель может только зевнуть — он давно уже все знает.
Вообще убийство второстепенных героев стало такой же пошлостью, как и смерть главного протагониста какой-нибудь серии комиксов. Во многом именно поэтому читатели и “вырастают” из ДС и Марвел. Смерти нет, есть только временная кома, после которой герой успешно возвращается в строй. В ДС раньше с этим все было несколько лучше, но после “смерти” Супермена люди перестали верить в то, что герои уходят окончательно и бесповоротно.
Боссы ДС и Марвел прекрасно это понимали, и вырабатывали множество способов для убийства своих героев, самым популярным из которых стала альтернативная реальность. Всем же все равно – это альтернативщина, давайте убивать всех! Но этот подход оказался чреват для самих создателей – убивать персонажей тоже нужно уметь. Авторы, по многу лет пишущие истории про своих героев, видимо потихоньку начинают тихо их ненавидеть, и вся их многолетняя боль порождает такие вещи как “Марвел: Зомби”. Эта серия представляет собой поле для выражения садизма автора над классическими героями, пускай и сдобренного черным юмором. Но если вы создаете нечто посерьезнее, нежели история о популярном вирусе, то фокус “его покусали – он всех сожрал”, уже не проходит, чего, кажется, не замечают сценаристы. Можно убивать персонажей интересно, драматично, с хорошо постановочным эффектом – а можно так, как это сделали в “Ультиматуме” или “Старике Логане”. В первом случае ситуацию можно охарактеризовать как “бам – все умерли”, во втором – “шел, упал, споктнулся – убил всех в полете, очнулся – пост-апокалипсис”.
В “Человеке-пауке” создатели все же придумали достаточно интересную причину для смерти Мэри Джейн, что, впрочем, не отменят факта наглого спекулирования создателей на этой теме. В отличие от “Темного рыцаря”, где старые кошмары Брюса являются лишь катализатором, в “Пауке” смерть превращается в главную тему сюжета, а все остальные мысли о постаревших врагах, друзьях и диктатуре власти отодвигаются на второстепенный план. Есть в этой смерти и что-то от “Марвел Зомби” – Мэри Джейн постоянно кружит вокруг героя, укоряет его, напоминает ему, какой же он стал неудачник. Проще говоря, нам постоянно тычут в лицо тем фактом, что она мертва, и естественно после какого-то раза, эта смерть перестает трогать чувства читателя. Ситуацию спасает разве что светлый финал этой линии, который ни в коем случае не мог быть возможен в “Зомби” серии – там бы это разрушило всю атмосферу чернухи. Вот только любой человек, читавший пару-тройку супергеройских комиксов, сможет предсказать финал сюжета заранее. Да и вообще, откровенно говоря, половину ходов, которые используют создатели комикса с успехом можно предугадать еще за три номера до финала – слишком уж все очевидно.
Мрачность, носящая в себе отголоски нуара, с помощью которой Миллер рассказывал свою историю, присутствует и в “Reign” – постоянно идет дождь, краски мрачные, положительные герои отдают порядочным сволочизмом. Вот только здесь не чувствуется нотки серьезности – словно эту достаточно мрачную историю рассказывают нам, никогда не испытывавшие в своей жизни похожих эмоций, дети. Стиль, как и сюжет, превращается в китч, и скука всеобъемлюще повисает над всеми четырьмя выпусками комикса.
Главная проблема “Reign” заключается все же не столько в его факте подражания “Рыцарю”, сколь в частности рассказываемой нам истории. В работе Миллера проскальзывали десятки мыслей, затрагивающих основы самой идеи героя – есть ли конец у такой жизни, возможна ли жизнь злодея без самого героя, и не похож ли протагонист на своего главного антагониста. Да, Мур, в свое время, пошел еще дальше, задав вопрос о том, а не является желание наряжаться в костюм и спасать мир психологическим расстройством, но это уже совсем другая история.
А “Reign” же, в первую очередь плох тем, что при наличие весьма серьезной цели – попытке переплюнуть историю Миллера, в ней отсутствует вся глубина и жизненная серьезность “Рыцаря”. Вместо этого комикс создает напускную мрачность, которую так любит Марк Миллар, и выдает донельзя пошлые кадры, стоящие на самой грани плагиата – дети, выступающие против спецназа; создающие всемирную опасность супер-террористы, внутренние монологи героев, диалог Человека-Паука с главным злодеем, абсолютно уничтоженный предфинальными кадрами. Последнее вообще заслуживает отдельного упоминания – это как если бы в “Рыцаре” после откровенного диалога Брюса с Джокером, оба пошли бы бить друг другу морду на главной улице Готэма.
Зависть – это плохое чувство, из-за него не раз происходило множество неприятных событий. Так произошло и в этот раз. “Spider Man: Reign” мог бы стать неплохим комиксом, если бы не пытался догнать своего конкурента, и если бы у его создателя было бы чуть больше смелости, фантазии, такта и таланта. Но не сложилось, и поэтому