В 2011 году у Пламени над бездной появилось продолжение, а у Винджа — веселая компания.
Фантазия Игана достаточно могуча, чтобы для каждой новой книги создавать собственный мир, и в сиквелах он прежде не был замечен. Но Заводная ракета, первый том огромного романа Ортогональность, — особая статья. В этом случае одной книгой ограничиваться преступно.
Для Ортогональности Иган разработал и подробно специфицировал сеттинг, после знакомства с которым я на месте модераторов Amazon запретил бы к употреблению популярное околофантастическое клише deeply imaginative.
Не надо много ума, чтобы "корабль, дернувшись, с грохотом вывалился в нормальное пространство". Не нужно напрягать воображение, чтобы "понять, что передо мной функционал-дизайнер, а как я это понял, и сам не знаю".
А вы представьте себе мир, где свет обладает массой покоя, скорость его не имеет четко обозначенного предела, и при генерации светового излучения энергия выделяется, а не потребляется, так что материя неустойчива относительно спонтанной эмиссии фотонов.
Где не было первородной Сингулярности и Большого Взрыва.
Где по мере ускорения частиц их температура падает, достигает минус бесконечности на релятивистских скоростях, затем снова возрастает и снова переходит через абсолютный ноль.
Где основной средой химических процессов выступают жидкие кристаллы.
Где плотность энергии в среде со сколь угодно высокой энтропией постоянна.
Где электростатический потенциал и ток могут быть только переменными, и эффекты от кластеризации заряженных частиц в кристаллической решетке почти точно компенсируются, делая невозможным практическое использование электричества.
Где лишено смысла привычное нам понятие стрелы времени, поскольку не существует выделенного времениподобного направления мировых линий.
Где менять облик и летать так же привычно, как знать свое имя.
Где простые смертные на ночь (в призрачном сиянии инвертированного фотосинтеза растений) закапываются глубоко в землю, чтобы не сгореть заживо, а те, кто побогаче, пристраивают к своей постели системы охлаждения.
Где в ночном небе нет звезд, а видны только их допплеровские траектории.
Где женские особи, многократно сильнее и крупнее мужских, дают потомство в смерти, размножаясь в геометрической прогрессии, и чем старше женщина, тем выше риск спонтанных родов.
И у всех этих поразительных явлений в конечном счете одна причина: перемена единственного знака в сигнатуре 4-метрики пространства-времени, а значит, и в уравнении Эйнштейна-Фридмана.
Она-то и сделала мир Заводной ракеты, в космологических масштабах, четырехмерным гиперболическим (пользуясь случаем, прошу исправить ошибку в аннотации) римановским многообразием, а наш с вами — четырехмерным плоскимлоренцевым многообразием.
Но Заводная ракета, как, очевидно, и вся трилогия (следующий роман. Вечный пламень, выходит в сентябре), не сводится к диалогам о теории относительности и крупномасштабной структуре Вселенной, которых было уж слишком много в предыдущей работе Игана.
Когда-то термины политкорректность и борьба за права женщин не имели иронической окраски, а только остросоциальную, и цивилизация, описанная Иганом, как раз вошла в стадию, где прежние препоны рушатся, а новые ловушки пока еще не расставлены. Ялда, главная героиня книги, буквально выгрызает себе право на жизнь — с минуты рождения, когда она поглотила своего брата-близнеца в материнской утробе, и до поры взросления, когда ей выпал редкий шанс на хорошее образование. Чудовищными усилиями преодолевая чужую косность, она делает карьеру с нуля и становится величайшим ученым своего поколения. В довольно отсталом обществе, где буйно цветет черный рынок контрацептивов, только и спасающих женщин от преждевременного смертьематеринства, это, знаете ли, изрядное достижение.
Как тут вдруг Угроза Извне.
Что, будем честны, может поделать с ней примитивная по космическим меркам цивилизация Ялды? Только перевернуть игровую доску, пинками разогнав до релятивистской скорости ковчег поколений.
И теперь четырехглазым телесно-симметричным оборотням-многоножкам Заводной ракеты, чья цивилизация даже без электричества достигла примерно межвоенного уровня ХХ века на Земле, надо срочно отыскать дорогу в Конец Времен.
Естественно, Заводная ракета с величайшим трудом поддается чтению в бумаге: постоянно нужно обращаться за справками в матан-разделы Другой Вики или к подробному научному комментарию, доступному на авторской странице. Об этом комментарии достаточно сказать, что он насчитывает около 80 000 слов и несколько сотен иллюстраций, подготовленных в специализированных математических пакетах.
Поэтому я бы советовал умопостигать роман в виде электронной версии. Само собой разумеется, легально купленной.
Заводная ракета выдвинута на Locus Award, но я сомневаюсь, что она ее получит. Потому что, строго говоря, это уже не твердая НФ, а сверхтвердая. Hard as nails*.
* Гвозди бы делать из этих людей —
Больше бы стало в мире гвоздей.
Это я о СИ-авторах эльфийского фэнтези, если что. For some reason, мне кажется, что автор вот этого отзыва из их числа...
Трилогия Вернора Винджа Зоны мысли (такое обобщенное наименование мне кажется, с учетом вновь вышедшего романа, более правильным, чем Кенг ХоЧжэн Хэ и Фам Нювен) — явление в фантастике из разряда тех, что случаются раз в столетие. Два первых романа принесли создателю по нескольку престижных премий и мигом превратили университетского математика-гейткипера в кумира техногиков. Поскольку Конни Уиллис, слава Силам Наверху, взяла тайм-аут, то едва ли и Дети небес останутся в этом году без Nebula или Hugo.
Конечно, Пламя над бездной и Глубина в небе не лишены недостатков. В русском варианте главным и системобразующим выступает чудовищный перевод за авторством Commander-in-Arms расстрельной бригады переводчиков АСТ Михаила Борисовича Левина. Поэтому всем, кто не хочет испортить себе впечатление от трилогии, рекомендую игнорировать его продукцию. Далее книги обсуждаются в порядке внутренней хронологии.
Программисты объединяют в себе функции инженеров, оружейников и археологов, разгребая горы информационного и технического мусора в поисках утраченных жемчужин — и, разумеется, рискуя нарваться на Древнее Зло. Впрочем, Зло высокотехнологичной тирании тут сравнительно безобидное, так и хочется сказать, картонное cartoonish — этот эпитет часто применяют к характерам героев Винджа, не всегда зря.
Ведь все цивилизации, так или иначе действующие или упомянутые в романе, запечатаны, как мошки в янтаре, в тягучей смоле Медленной Зоны, где невозможны сверхсветовые путешествия и недоступен полноценный искусственный интеллект. Правда, они об этом не подозревают. Чужие-арахниды Глубины в небе подчеркнуто антропоморфны, но в сходстве этом таится неизъяснимая прелесть: все равно что первый раз знакомиться с историей создания и развития Кремниевой Долины, Института кибернетики АН УССР или Блетчли-парка. Да и объяснение ему дано очень умное и изящное — не подкопаешься. Трудности перевода! В книге оставлено сразу несколько "висящих хвостов", от полета Рейнольт и Фама к эмергентам до "магического прошлого" OnOff в Переходе, и очень жаль, что Глубина в небе не получила непосредственного продолжения.
Пламя над бездной — работа принципиально иного масштаба. В ней с блеском взяты сразу две высоты, достойные мирового рекорда.
Первая из них — идея вселенной, где физические законы отличаются от привычных нам.
Виндж, насколько я могу судить, первым (после него это сделал только Иган) исследовал эту область, широкими мазками начертив величественную картину Галактики, где скорость распространения информации зависит от местоположения ее источника относительно Ядра. Не вполне ясно, насколько она отвечает реальному положению вещей — во всяком случае, некое подобие Безмысленной Бездны уже обнаружено астрофизиками.
За неимением возможностей для experimentum crucis Галактику Винджа пока нельзя считать строго альтернативной.
Как и Известную Сеть обмена текстовыми сообщениями — ведь даже в гиперпространстве высших размерностей никакое излучение не может распространяться с бесконечной скоростью*, и полоса пропускания с необходимостью будет очень узкой, настолько узкой, что развращенным безлимиткой хомячкам вход в галактический Контакт по инвайтам, скорее всего, окажется неинтересен.
К сожалению, характеры в тех эпизодах книги, где действие происходит на Краю, выписаны малоубедительно. В пространстве, где радикально меняется сама структура реальности, человеческая квалия также должна измениться, это неизбежно, хотя бы в силу рациональной трансценденции Середины и Вершины Края, не говоря о Переходе. Этого нет: человеческие персонажи Пламени над бездной ведут себя не слишком отлично от людей Рассветной Эпохи на Земле. К инопланетянам и Силам, между прочим, применимо аналогичное утверждение: едва ли сверхразумное существо, объект исследования прикладной кибернетической теологии, стало бы применять в отношениях с расами Края такой примитивный инструмент Медленной Зоны, как деньги. Переход и Погибель не показаны явно, за исключением пролога, и это довольно досадно: фактический материал слишком скуп, чтобы судить, насколько последователен вышеупомянутый недочет сюжетной конструкции.
За вычетом этого, книга почти совершенна, потому что в ней есть и вторая стержневая идея — концепция коллективного разума.
Здесь Виндж не новатор, но работа проделана огромная. Подобный разум очень тяжело описать и специфицировать, поскольку строгих соответствий ему на Земле нет: изъятые из колонии пчела или муравей, с которыми обычно сравнивают субъектов коллективного разума НФ, способны, в отличие от Стального Когтя, функционировать независимо. Синглетный же Коготь изначально ущербен, его разум так примитивен, что даже простейшие действия, ориентированные на выживание и получение пищи, ему выполнять очень тяжело. Блестящее следствие "звуковых помех" в мышлении Стальных Когтей — крайняя обособленность стай, препятствующая построению индустриального и информационного обществ, для которого необходимы совместные действия множества индивидов.
В конце Пламени над безднойпоявляется Полярная Лиса, но заключительное сообщение по эхоконференции провоцирует вопрос:
цитата
она ведь пришла ненадолго?
Спустя двадцать лет после того, как разгорелся костер Пламени, мы наконец получили возможность проверить сию самоочевидную гипотезу.
Тут проще перечислить, чего в Детях небесне будет.
Точного и однозначного ответа на такие вопросы.
Фама Нювена.
Чжэн Хэ.
Погибели.
Последней Битвы с Погибелью.
Хватит?
Положим, я немного преувеличил: в Детях небес все-таки развязаны некоторые узелки-на-память, затянутые в Пламени над бездной. Хотя основные события локализованы в холодном и умеренном климатических поясах планеты Когтей, и есть в романе страницы, за чтением которых побледнела бы от зависти Урсула Ле Гуин, действие довольно обширного фрагмента книги развивается в тропической зоне, где существует колоссальная ульеобразная общность — Хор. В предыдущей книге о нем сказано лишь несколько слов; здесь же многие парадоксы принципиально нечеловеческой экзистенции Когтей исследованы именно на его примере. Рекомендую также внимательно изучить биографию безвинно погибшего в Пламени над бездной гениального изобретателя Джакерамафана: в ней сокрыта пара ключиков к Детям небес.
Ясно также, что у Равны Бергсндот сложилось не вполне верное впечатление о сдвиге Зон, спровоцированном Контрмерой. Это равновесие не из тех, что "обширней и медлительней империй".
Но я позволю себе повториться: если вы ждете от Детей небес разрешения конфликтов Пламени над бездной и окончательной победы бобра над течением реки, — ваши ожидания будут обмануты.
Виндж исследует довольно частое и повсеместно распространенное на Земле явление — антимодераторский флэшмоб. Такие акции неизбежно происходят, когда старожилы определенного ресурса, от сетевой библиотеки до государства, начинают смутно подозревать, что дальнейшие цели и задачи резко расходятся с первоначальными идеями и ожиданиями. Протест против модерации — явление многоликое, он может быть осуществлен как силами одного пользователя, так и коллективно. Последствия протеста труднопредсказуемы, как это вообще характерно для явлений, исследуемых средствами теории динамического хаоса.
В одной из крупнейших сетевых библиотек Медленной Зоны
поводом для флэшмоба послужило внедрение робкой пародии на модерацию флуда и спама — так называемых "стрелочек". Результатом стала turf war настоящих и перевербованных пиратов.
В Тунисе 2011 года
убийство зеленщика на базаре породило волну арабских революций на всем Ближнем Востоке.
На Фантлабе война одиночки за право игнорировать грамматику русского языка привела всего лишь к обновлению статьи Модератор на Луркоморье.
Отрицатели Холокоста и геноцида армян, адепты Новой хронологии и борцы с мировой закулисой — несомненно более сложные и опасные для клиента-подписчика образцы антимодераторских флэшмоберов.
В мире Стальных Когтей через десять лет после активации Контрмеры тоже начинается антимодераторский флэшмоб — отрицание Погибели. Интересно, что к нему подключаются не только выжившие в предыдущей книге интриганы-Когти и пробужденные от гибернации Дети HighLab, но и, например, Джеффри Ольсндот, которому это, казалось бы. не пристало. Но я его понимаю. Равна Бергсндот, сисадмин с правами суперпользователя в человеческой колонии на планете Стальных Когтей, получилась одним из самых упрямых и противных персонажей Винджа. Однако инстинктивное недоверие и разочарование, которое вызывают ее поступки, очень полно и точно ложатся в сюжетную канву.
Виндж не скрывает планов на четвертую книгу цикла.
Интервью Вернора Винджа издательству Tor, 28 августа 2011 года
Вопрос: Как следует правильно произносить вашу фамилию? Я где-то слыхал, что она рифмуется с "Бенджи", а не с "hinge" (шарнирное сочленение). Но я не думаю, что это правильно. Мне всегда казалось, что ее надо произносить как "Виндж". Я ошибаюсь?
Ответ: Я предпочитаю произносить ее так, чтобы она рифмовалась со словом "stingy" (скряга).
В: Вы по-прежнему полагаете, что Сингулярность наступит в течение ближайших двадцати-тридцати лет? Если да, то почему? Если нет, то по каким причинам?
О: Если не случится никаких катастроф мирового масштаба, вроде ядерной войны, то технологическая Сингулярность с высокой вероятностью наступит до 2030 года. Во всяком случае, я буду удивлен, если этого не произойдет... Возможности компьютеров и коммуникационных технологий растут стремительными темпами, и признаков их снижения нет. Кстати, я думаю, что моя статья 1993 года до сих пор служит своеобразным путеводителем в этой области. :-)
В: Будет ли Сингулярность явлением положительным или отрицательным, если судить с позиций всей человеческой расы? Существует ли способ "направить" ее по тому или иному пути?
О: Гм, принимая во внимание, что признаком наступления Сингулярности послужит возникновение интеллекта, превосходяшего человеческий по своим возможностям... предсказать все последствия практически невозможно. Они, конечно, могут быть положительны, но до такой степени, что нам придется переоценить значение, вкладываемое в понятия, о которых мы до того могли только грезить — например, концепцию бессмертия. Но, думаю, мы можем направить ее по тому или иному пути. Существует определенное число путей, ведущих к Сингулярности. Они не полностью неведомы. Пути, ведущие к особенно быстрому переходу, должны быть соответственно опасны. Если толчком к Сингулярности послужит какой-то военный проект, это будет в особенности плохо. Тем, кто пожелает побольше узнать о классификации на "мягкие" и "жесткие" способы перехода к Сингулярности, я рекомендую свою статью Signs of the Singularity.
В: Поговорим о вашем новом романе Дети небес. Будет ли действие сосредоточено на планете Стальных Когтей в момент прибытия Флота Погибели?
О: Действие романа происходит в мире Стальных Когтей на протяжении 2 — 10 лет после окончания Пламени над бездной. Почти все выжившие в катастрофе дети вышли из гибернации, а Флот, преследовавший корабль Равны, еще не прибыл в систему. (Собственно, никто не в состоянии точно предсказать, когда именно он прибудет, и эта неопределенность — проблема жизненно важная.)
В: Погибель окончательно уничтожена или просто отброшена?
О: Ни у кого нет точных данных о судьбе империи, созданной Погибелью в Вершине Края и Нижнем Переходе, однако Равна Бергсндот склонна верить, что какая-то форма Погибели, хотя бы в спящем режиме, уцелела на борту Флота и все еще направляется к миру Стальных Когтей.
В: Вы пишете вещи, которые часто относят к твердой НФ. Ваши экстраполяции всегда основаны на реальных научных данных и гипотезах. Насколько важно, по вашему мнению, для авторов фантастики опираться на научные сведения при работе над книгами?
О: Да нисколько. Твердая НФ — это просто классный субжанр НФ, но границы его размыты и могут быть предметом споров. Например, я знаю, что некоторые считают книгу, где допустимы сверхсветовые путешествия, недостойной принадлежать к твердой НФ. Но я так не думаю.
В: Многие мои приятели часто сравнивают твердую НФ с протоколом эксперимента или научной статьей. Иногда трудно получить удовольствие от книги, для полного понимания которой нужна докторская степень в какой-нибудь области наук или технологической отрасли. Что бы вы им ответили?
О: К счастью, читателей так много, и они все разные! Я даже знаю читателей, которым нравятся куда более насыщенные научными деталями истории, чем те, что люблю я. Моя цель — создать что-нибудь такое, что понравилось бы даже тем читателям, которые считают всю техническую сторону вопроса магическим трюком. В то же время то, что я напишу, должно понравиться и тем, кто действительно любит науку, любит поспорить и подумать о ней. Это не так-то просто, и постоянно сохраняется опасность, что результат не удовлетворит никого!
В: Дети небес, долгожданный сиквел Пламени над бездной, будет опубликован в октябре. Прошло почти двадцать лет с тех пор, как вы написали первую книгу трилогии. Какие трудности, сопряженные с этим, вы преодолевали?
О: Да, девятнадцатилетняя пауза между романами представляла известную проблему. Но мне повезло. Галактический Интернет, каким он изображен в Пламени над бездной, "протянут" на межзвездных просторах со сверхсветовой скоростью, так что мизерные, по современным стандартам, скорости соединения не могут быть расценены как прямой технический ляп. :-) Кроме того, почти половина первой книги посвящена событиям, происходившим в технологически недоразвитом мире, так что проблемы совместимости двух книг при работе над Детьми небес возникали куда реже, чем можно было ожидать.
В: Какими другими проектами вы сейчас заняты?
О: У меня на очереди несколько выступлений, приуроченных к выпуску Детей небес. Мне надо будет решить, писать ли следующий роман о мире близкого будущего (как в Конце радуг, моей книге 2006 года) или очень далекого будущего (как в Детях небес). И, черт побери, я тщетно пытаюсь понять, как же мне написать что-нибудь покороче последних романов, чтобы новая книга вышла в свет побыстрей!
Что ж, его право и прерогатива, тем более сейчас он уже полностью посвятил себя литературе. Но, зная, как медленно он пишет, я не удивляюсь почти идеально равномерному распределению оценок от 1 до 5 на amazon.com. Слишком непросто свыкнуться с мыслью, что гейт в галактический USENET остался замурованным на неопределенный срок.
Так что лучше проголосуйте за Детей небес в опросе, для которого у вас достаточно пользовательских прав. Например, в голосовании за Locus Award.
____________________________________________
* Аналогичное мнение высказано Бэнксом в Черте прикрытия.
Брайан Херберт, Кевин Андерсон, Sisterhood of Dune (2012)
Я выбрал этот вариант обложки для показа в колонке за то, что он несет ключевое для понимания книги слово BRAND.
Я продолжаю знакомиться со всем, что выходит из-под пера БХ/КА, но чисто в исследовательских целях, как мог бы не чуждый риску биолог в амазонском дождевом лесу с осторожностью брать затянутой в неуклюжую перчатку рукой смертоносную лягушку. И еще, конечно, потому, что вселенная Дюны, в какой бы форме она ни представала и какому бы насилию со стороны правообладателей ни подвергалась, остается интересным объектом для изучения.
Убедительных доказательств существования черновиков, по которым якобы писалась Дюна-7, наследники Фрэнка до сих пор не предоставили. Но я склонен полагать, что такие записи действительно имеются. Среди общей серой массы контента, поставляемого БХ/КА, периодически просверкивают неожиданно сильные, яркие и глубокие мысли --- как правило, в эпиграфах к бесчисленным главкам, на которые без особой сюжетной необходимости разбит вязкий тягучий текст. Их-то и можно с некоторой степенью вероятности возвести к Похищенным запискам единственного подлинного Императора Дюны --- Фрэнка Херберта. Для некоторые эпиграфов, впрочем, вероятность эта коллапсирует в 1 --- они почерпнуты из оригинальной гексалогии и приписаны действующим лицам сиквелов-приквелов-вбоквелов.
Когда-то, лет десять назад, череда их только развертывалась, и по форумам гуляла шуточная догадка, что, написав трилогию, действие которой предваряет Канон (Дом Атрейдесов, Дом Харконненов, Дом Коррино), затем --- трилогию, повествующую о событиях Джихада против мыслящих машин (Батлерианский джихад, Крестовый поход против машин, Битва за Коррин) и, наконец, выдавив из себя ту самую долгожданную Дюну-7, дуэт Дюнописцев примется за сочинение книг, действие которых будет происходить во время событий основной гексалогии. К величайшему сожалению, догадка эта оправдалась, причем результаты ее воплощения оказались ужасны. В отзыве на Paul of Dune я уже писал, каково мое мнение об официальных и неофициальных продолжателях дела Фрэнка Херберта, и повторяться не нахожу нужным.
С другой стороны, все могло быть хуже. Пока что мы увидели только две из запланированных четырех книг, заполняющих-де пробелы в истории вселенной.
Быть может, сетевые отклики на этот, с позволения сказать, проект побудили БХ/КА на время --- или даже окончательно --- отложить генерацию на клавиатуре слов, из коих долженствовали восстать Престол Дюны и Золотой путь Дюны. Как бы там ни было, дуэт на полтора года прервал свои ударные труды и вернулся к производству фанфиков уже с новой историей --- сиквелом приквелов приквелов. Уфф.
Итак, что мы имеем в Общине сестер Дюны? Обычное для продолжателей нагромождение сказок про батлерианский джихад и его последствия. Я уж отвлекусь от того, что, по мысли Фрэнка, джихад едва ли мог иметь форму открытого военного противостояния с галактическим Скайнетом, но протекал скорее в коллективном бессознательном человеческой популяции, как борьба полуоформленных идей, меметических вирусов, концепций и стратагем эволюционного развития биологического вида. Не зря же Дарви Одраде в тиши своего кабинета на Капитуле, сгорбившись над унаследованным от вереницы Верховных Матерей терминалом некогда незаконного, а ныне --- безнадежно устаревшего, хранимого как музейный экспонат компьютера, мучается мыслью: Неужели эволюция --- это лишь другое имя Бога?
Однако торговцы Дюнной франшизой преподнесли Джихад как совокупность унылых шутеров от третьего лица.
Шаи-Хулуд им судья.
Действие Общины сестер Дюны не имеет почти никакого отношения к собственно Дюне, и Арракис в повествовании появляется больше для галочки.
Даже сами Бене Гессерит, по версии БХ/КА, начинают восхождение к вершинам тайной власти на Россаке. Семья Батлер, принявшая имперский престол под именем Коррино (это криптоистория, не забывайте), пытается обуздать как технологических гениев из завладевшей секретом перемещений в космосе корпорации Венпорта, так и технофобов-неолуддитов под предводительством ветерана Джихада и его мастера-оружейника с несомненно редкой для Дюниверса фамилией Айдахо. Император Сальвадор (это явная отсылка к несостоявшемуся фильму Алехандро Ходоровски по изначальной Дюне, где Шаддама IV полагалось сыграть Сальвадору Дали), потенциальный предок Тирана, путает карты как генетическим куртизанкам Ордена, так и нарождающемуся сообществу линуксоидовментатов, в недрах коего Гильбертус Альбанс щедро делится с последователями премудростью, полученной при посредстве автономного робота Маразмуса.
Фрэнк Херберт не отрицал, что его вселенная в значительной степени модельная, сконструированная для философских и социологических исследований. Это проявляется во всем, от закосневшей в своей незыблемой неэффективности феодально-торговой структуры Империи, чью ткань с трудом стягивает воедино Гильдия, до запрета на разработки в области искусственного интеллекта. Сия фундаментальная особенность эсхатологической антиутопии Дюниверса, движимого железной авторской волей, осталась совершенно непонятна продолжателям. Большая часть характеристичных деталей, у Фрэнка стабилизировавших неповторимый сплав религии, философии, социологии и эволюционной этологии, у БХ/КА выглядит странно или, что еще хуже, смешно, а в особо запущенных случаях --- нелепо. Сейчас меня даже не занимает плоский вымученный сюжет, в котором абсолютно ничего по сути и не происходит: Фрэнк едва ли удостоил бы его даже и двух глав, оставив читателю возможность самому заполнять своей фантазией лакуны в хронике Дюниверса. Противоречия с каноном тоже не имеют смысла после сеанса черной магии с ее дурно пахнущим разоблачением в Paul of Dune, где изначальная Дюна объявлена внутренним документом Дюниверса, сфабрикованным при дворе Императора.
Но, знаете ли, движение радикальных техноненавистников, которые объявили себя врагами не только компьютеров и мыслящих машин, но и любой опасной технологии вообще, и при этом наползают на Империю, как туча саранчи, на космических кораблях --- это уже не предмет изучения дюнологов. Это гораздо серьезнее.
Я позволю себе посоветовать правообладателям Дюнной франшизы нижеследующий глубокомысленный эпиграф к их новому фанфику:
One should always expect a problem that could make matters even worse. That way, when you see this SHIT coming, you’ll already know how to deal with it.
Ларри Нивен, Джерри Пурнелл, Хватательная рука (The Moat* Around Murchison's Eye)
Отличная книга, жаль, что ее так недооценивают — и у нас, и в англоязычном сообществе. Просто она не о Первом Контакте, а о том, как расхлебывать его последствия.
Действие происходит спустя двадцать девять лет после Мошки в зенице Господней. К счастью, с технологической точки зрения сеттинг более-менее на уровне, это вам не Азимов.
Джойс Мей-Лин Трухильо свой репортаж заливает на имперский новостной портал, а не печатает на бумаге, которую потом надо засунуть в гиперкапсулу и послать попутным спейсфайтером в столицу.
Много демиургических подробностей о физике гиперперехода в модели Олдерсона и механике формирования новых прыжковых точек. Следует внимательно отнестись к этим фрагментам, в них ключ к пониманию основной политической интриги романа, связанной с мошкитами.
Показаны многие планеты, которым не нашлось места ни в первой книге, ни в приквелах за сольным авторством Пурнелла.
Хотя, разумеется, уровень прорисовки вселенной далек от такового у Херберта или Бэнкса. Впрочем, задача авторов не в этом.
Книжка, как справедливо заметили в отзывах, прежде всего диалогическая, Нивен с Пурнеллом ухитрились передать через реплики персонажей даже финальную битву, которая развернется одновременно в трех звездных системах и на нескольких прыжковых точках. Не припоминаю аналогичных по стилю описаний сражения в космосе.
Диалоги выполняют гроссмейстерской сложности задачу — показать различие и сходство трех мировосприятий: двух человеческих и одного мошкитского (а может быть, даже и четырех, учитывая, что в книге фигурирует потомок сауронских сверхлюдей).
Сделано на пять с плюсом.
Задолго до Винджа (Глубина в небе написана в 1999 году) все неточности и ляпы в описании инопланетной психологии заблаговременно свалены на трудности перевода — мошкитские Посредники сами подбирают для сообществ своих хозяев соответствия из человеческой истории, от крымских татар до Ост-Индской компании, чтобы иномирцам было легче воспринять их социальную функцию.
В частности, это страницы, показывающие взаимопроникновение человеческой и мошкитской культур, особенно момент со звучным щелчком по носу Гленды Рут Блейн от мошкитского функционера.
Дотошность, с которой прописан фазовый переход имперского социума под влиянием контакта с мошкитами, приятно удивляет. Освещена даже сфера межполовых отношений, которая раньше была в тени спартанско-викторианской морали.
Очень мало русских. Сказывается то обстоятельство, что к 1993 году, когда была написана книга, описанная в ней мировая линия уже отпочковалась от базовой Реальности, и ни о каком СоВладении всерьез говорить было нельзя.
Нивен с Пурнеллом среагировали молниеносно, почти подчистую вырезав из сюжета адмирала Кутузова, самовары и казацкие танцы на борту имперского линкора. (Во время чтения Мошки в зенице Господней я безудержно хохотал над этими страницами.)
Любительский перевод, выполненный magister, отвратителен. Разнобой с первой книгой даже в написании имени Основателя Империи, не говоря про тонкости типа мыльного камня (в оригинале milestone).
Правда, военная интеллигенция (war intelligence) пропала из виду.
Есть задел на сиквел, и этот сиквел был написан. Правда, не Нивеном и не Пурнеллом, а дочерью последнего — Дженнифер Пурнелл: http://fantlab.ru/work258072
___________________________________________
* Moat = крепостной ров. Произносится точно так же, как и mote, что как бы намекает нам на первую книгу (The Mote in God's Eye).
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
В свою очередь, mote — это вообще-то не мошка (moth), а соринка, ну да и эпиграф дает основания рекомендовать такое прочтение:
цитата
Евангелие от Луки, Библия короля Иакова, 6:41
And why beholdest thou the mote that is in thy brother's eye, but perceivest not the beam that is in thine own eye?
Сиречь
цитата
Отчего видишь соринку в глазнице брата твоего, а бревна в своем глазу не замечаешь?
Таким образом, правильный перевод будет примерно Соринка в зенице Господней или Сучок в зенице Господней (что интересно, в первой книге эпиграф переведен именно с использованием этого варианта).
Но пусть будут мошкиты, а не сучары — все равно термин уже устоялся.
В некоторых изданиях употребляется название "The Mote Around Murchison's Eye" или "The Gripping Hand". Последний вариант был избран для русского перевода.
Кто-то мне предлагал Крепостной ров в землице Господней. Тоже неплохо.
Очень редкое сочетание нуар-детектива, альтернативной истории и твёрдой НФ. Атмосфера джазового дизельпанка воссоздается на отлично, за вычетом некоторых неизбежных ляпов по части радиотехники и теплого лампового звука.
Рейнольдс отмечает в послесловии, что, готовясь сесть за работу, просмотрел все фильмы по истории джаза из цикла под редакцией Кена Бёрнса и дополнительно проштудировал несколько солидных энциклопедий.
Крутая, но невезучая девчонка из весьма далекого будущего (середина XXIII века) по имени Верити раскапывает руины постапокалиптического Парижа и предается черной беспросветной тоске, как вдруг её срочно вызывают в марсианскую штаб-квартиру ультраконсервативной Пороговой Лиги (the Threshers, от англ. threshold) с ответственным заданием, не имеющим, на первый взгляд, ничего общего с профессиональными обязанностями Верити. На спутнике Марса обнаружен инопланетный портал, соединяющий внутренности Фобоса "кротовой норой" с немыслимо удаленным во времени и пространстве местом.
Пороговая Лига, в сферу владения которой входят испепелённая наночумой Земля, Марс и его спутники, а также крупный орбитальный хабитат под названием Тэнглвуд, отстаивает принципы развития человечества на "элементной базе", примерно эквивалентной нашему нынешнему технологическому и социальному состоянию — каким оно было на пороге нанотехнологий, климат-контроля, задолго до стерилизации всего живого на планете (а заодно и всех компьютерных библиотек Земли).
Лига опасается, что новооткрытый объект может перейти под контроль Федерации Слэшеров (the Slashers, от slashdot.org).
Слэшеры, происходящие от линуксоидов* адепты биомеханического полуискусственного интеллекта, контролируют все остальные космические колонии человечества через древнюю сеть червоточин, по всей вероятности — независимую от портала на Фобосе и работающую по кардинально отличному принципу...
Тем временем молодой и столь же неудачливый, как и Верити, джазмен Флойд вместе со своим другом Андре от тягостного безденежья промышляет частным сыском в Париже альтернативной реальности, где гитлеровское наступление на Францию 1940 г. захлебнулось в Арденнах, сам фюрер вскоре после этого был отстранён от власти заговорщиками, а технология примерно отвечает предвоенному уровню нашей истории.
В промежутке между джазовыми квартирниками и вялотекущим расследованием таинственной смерти молодой женщины, предпринятым по просьбе парижского рантье, Флойд и Андре начинают подозревать, что с их родной, единственно возможной, реальностью что-то не так.
Именно после выхода в свет Столетнего дождя Рейнольдс окончательно забросил академическую карьеру и стал профессиональным фантастом. Астрофизика от этого вряд ли существенно пострадала, а вот англоязычная НФ (именно так, поскольку русские издания Рейнольдса чрезвычайно скудны числом и в ближайшие несколько лет вряд ли умножатся) приобрела перспективного автора с превосходным научным бэкграундом. Эх, если бы только не кабальный договор с издательством, которым предусмотрена публикация десяти книг до 2019 года... Выполняя его, Рейнольдс пишет как-то уж слишком торопливо, иногда неряшливо — по Префекту и Терминальному миру это особенно заметно.
Но к Столетнему дождю это замечание не относится. Субъективно, лучшая книга Рейнольдса.
Если вы можете себе представить Касабланку и Звёздные врата, объединенные в один фильм и снабжённые саундтреком Джанго Рейнхардта или Стефана Грапелли, — основой для сценария такого вот недетского кино был бы Столетний дождь.
Перед прочтением (или после него) полезно пересмотреть следующие сцены:
Вселенная, в которой развивается действие, достаточно оригинальна и перспективна — мне она показалась более привлекательной, чем Пространство Откровения; так, например, в этом мире возможны сверхсветовые путешествия и, видимо, справедлива сильная версия гипотезы Дойча-Черча-Тьюринга.
Тем не менее других работ, действие которых происходило бы в этом мире, Рейнольдс не планирует.
— Slashdot, — сказал он. — Не думаю, чтобы это имело для вас какое-то значение — но когда-то этим именем обозначался альянс прогрессивных мыслителей, объединившихся в одну из наиболее ранних компьютерных сетей человечества. Федерация Политий в состоянии проследить свои истоки вплоть до этого рыхлого и уязвимого конгломерата, возникшего в первые десятилетия Века Пустоты.