Ольга Громыко «Год крысы. Видунья»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Кто-то мечтает о власти и славе, кто-то — о богатстве и роскоши, а кто-то о тихом семейном счастье. Судьба человеческая ветвится на тысячи дорог, и только Пресветлая Богиня знает, куда они ведут. Хватит ли юной путнице удачи, чтобы сделать правильный выбор? (Да и есть ли он на самом деле?) Ведь чтобы одни мечты сбылись, другими иногда приходится пожертвовать…
Входит в:
— роман-эпопею «Год Крысы»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 273
Активный словарный запас: очень высокий (3262 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 44%, что немного выше среднего (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Звёздный Мост, 2009 // Лучший цикл, сериал и роман с продолжением. 1 место («Золотой Кадуцей») |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ann.Mcart, 30 июля 2023 г.
— Есть такое слово — «дипломатия». Но коровы ею не болеют, не бойся.
После «Киберканикул» пришло осознание того простого факта, что все циклы Громыко я прочитала, кроме вот этой пресловутой Крысы, руки сами потянулись к книгам и их уже было не остановить
«Высокий, худой, с острым подбородком и колючими желтыми глазами, он выделялся из моря толпы, как акулий плавник».
Итак, перед нами новый мир, тесно наполненный верованиями в Пресветлую Богиню Хольгу и в её хитрого муженька Сашия, Владыку Бездорожья, вобравшего в себя все негативные черты.
Ринтарцы и Савряне — два государства и два разных народа с отличающимися верованиями, укладом жизни и внешностью. Время от времени они идут друг на друга войной и в памяти ринтарских весчан ещё живы отзвуки последнего нападения, сожжения деревень и убийства односельчан этими «белокосыми». Главная героиня Рыска, худенькая угрюмая девочка с желто-зелеными, чужинскими глазами, как раз и появилась вследствие оного — саврянин снасильничал её мать. Рыска выросла не любимая матерью и презираемая всеми остальными.
А судьба-кудесница соткала так, что три нити-пути сошлись вместе и теперь Рыска, её друг Жар и саврянин Альк путешествуют вместе с очень четкой и определенной целью.
«– Он чего – молец?
– Нет. Просто отшельник.
– А в чем разница? – Рыска полагала святым, глубоко верующим народом и тех, и других.
– Молец еще пытается в чем-то убедить людей, а отшельник уже понял, что это бесполезно.»
Книга увлекла Древнерусским отлично прописанным миром, характерами героев, приключениями и довольно неспешным повествованием. Не похоже на то, что я читала у Громыко раньше, нет того юмора, что веселил в историях о В. Редной и комичных ситуациях в Киберолухах, но, наверное поэтому, так увлекательно читать — не знаешь, что тебя ждет за очередным поворотом дороги или сюжета, тут уж как посмотреть
alexedin, 14 октября 2024 г.
Во время прочтения романа не оставляла в покое назойливая мысль, что нечто похожее я уже недавно читал. Ну конечно же, вспомнил, «Ученик убийцы» Р. Хобб. И там и там бастарды ( у Громыко женского пола), травля с детства, рано открывшиеся способности, которые никто толком не раскрывает полностью, рефлексирующие подростки — главные герои, у которых периодически всё валится из рук и н, несмотря на свои таланты, неспособность ( а точнее, нежелание) постоять за себя.
Но в середине романа «Видунья» главная героиня решила уйти из хутора, в котором жила, и сюжет наконец-то (аллилуйя!!) динамично закрутился . Появился новый интересный персонаж, вокруг которого развивалось действие во второй части романа и старый друг, искать которого и отправилась наша видунья. Их дорожные приключения , а также коммуникация между собой и с другими обитателями королевства почти сгладили впечатление от первой, честно сказать, нудной, части романа.
Оценка 7 наверное потому, что это Ольга Громыко и предыдущие прочитанные мною еë книги понравились. Ну и в надежде на то, что следующий роман наконец-то раскроет талант главной героини полностью и вкупе с некоторыми интересными авторскими находками из первой книги, добавит драйва сюжету романа-эпопеи «Год крысы».
strannik102, 4 июля 2022 г.
Все дороги ведут… куда-то
Был период чтения книг Громыко заподряд и дунком. А потом случился неизбежный перерыв в пару лет. И вот опять её книги стали актуальны и желаемы, хотимы и читаемы. Тем более, что есть в её творчестве такие серии и циклы, о которых только (и столько) слышал, но сам покамест в руки не брал.
В общем, вот этот короткий, в две книги цикл попал в читаемое в первую очередь, ибо глаз на него положил давно.
Вроде всё как обычно у Ольги Громыко: немного необычный и слегка волшебный мир с наличием в нём людей необычного дарования, и судьба простой хуторской девчонки. Но вот тут-то вся закавыка и случается, когда обнаруживается, что девчонка-то непростая, а с Даром. И потому и она становится на путь поисков себя, своей судьбы, своей самостоятельной жизни. И другие вовлекаются в эту круговерть невероятных событий и искромётных приключений.
Отличное отвлечение от реалий наших дней, да и героиня цикла вызывает к себе искреннюю симпатию и сочувствие.
donKixot, 22 ноября 2021 г.
Эх, а как все хорошо начиналось...
За первую половину романа я бы поставил автору твердую девятку. Неспешное повествование описывает древнерусский мир с элементами фэнтези в духе книг Семеновой, удачно вписана тема взросления героев да и вообще многие персонажи отлично проработаны. Текст читается быстро, написан легким приятным языком. Но как только главная героиня покидает родные пенаты и отправляется на поиски лучшей жизни, тут-то пропадает логика в сюжете и вся магия книги из-за этого испаряется.
Вторая половина романа нивелирует все плюсы первой. Весь этот роуд-муви абсолютно автору не удался. Очень жаль, ведь завязка была отличная. И продолжение читать нет никакого желания, ведь там скорей всего тот же самый слабенький квест.
Stail, 1 декабря 2021 г.
Приятное легкое чтение. Авторский юмор. Не жните слишком многого. Но прочитал с удовольствием. Кому понравились космоолухи, тому понравится и данная книга.
П.с. Не забывайте что ГГ ведунья в бедующем путник. Причем очень сильная. В ее жизни нет случайностей. Вот вообще нет. Она сама править линию своей жизни. Хоть и не совсем осознана.
Melamori, 15 мая 2010 г.
Я люблю крыс. Это умные зверьки, с проворными лапками и милыми глазками-бусинками. Я люблю Ольгу Громыко. С ее аккуратным, выверенным стилем, с трепетным отношением к каждому слову. Я живу книгами фентези, в их красочных мирах, среди вымышленных, но таких живых персонажей.
Видела многие отзывы на эту книгу. Мало восторженных, много сдержанно-одобрительных, море разочарованных. Плачут девочки – мало романтики, плачут мальчики – мало юмора. Читатель может быть зол, может быть жесток с автором. Громыко, как стена, выдерживала все насмешки и упреки, отвечая в своей легкой, иронической манере. Но я не знаю, как она выдержала этот шквал разочарованных отзывов. Эта Писательница, которая в отличие от мелкого ширпотреба, работает над собой, вкладывает в свои книги не столько голое вдохновение, сколько талант, который она с упорством Микелянджело оттачивает до уровня не просто одаренного автора, а Мастера. Она как альпинист преодолевает творческие перевалы, поднимается все выше над уровнем остальной «творческой массовки», чтобы услышать – «где стиль!? где Вольха!?»
Вольхи здесь больше не живут. Вольха, рыжая взбалмошная девушка, объект для поклонения юных читательниц, образец подражания для матерых графоманов, канула в Лету. Вместе с красивой, но наивной любовью, вместе с пульсарами и ехидством.
Родилась наивная, беззащитная в своей доверчивости и неосведомленности Рыска – девочка-сирота, работящая хуторянка, случайная Путница. История ее взросления – оттенка осенней радостной грусти, естественная как слезы из глаз при взгляде на солнце. Маленькие радости, большие печали, горечь нелюбви и крепкая рука неожиданной дружбы – из этой мелких цветных камушков складывается полудрагоценная мозаика жизни главной героини. С оглядкой на комментарии других читателей могу им ответить – такая растянутая зарисовка юных лет Рыськи является вполне оправданным авторским приемом. Только рассказав о процессе формирования личности девушки, Ольга могла полностью разъяснить читателям мотивации ее дальнейшей деятельности. Ведь если бы мы, например, не знали, что Рыска жила на хуторе, общалась с ограниченным кругом людей, и никогда не выезжала за пределы своего маленького поселка, мы бы решили, что взрослая Рыска – наивная дурочка. Но нет, героиня далеко не глупа, но просто не знает жизни и ее законов.
Где-то с середины книги сюжет начинает раскачиваться гиганстким маятником Фуко, захватывая все новые дейтсвующие лица, доставляя на своем латунном грузиле новые данные об этом мире. Его картина обрастает дополнительными фактами, точными и красочными мазками умелого живописца. Юмор, умеренный, но хлесткий; за его воплощение в жизнь «отвечает» второй герой романа крыс Альк – молодой мужчина, отчаянно цепляющийся за уходящую песком из пальцев вероятность нормальной жизни в человеческом теле. Ниточки судеб Рыски и Алька, вопреки их отчаянному сопротивлению, сплетаются в один жгут. Будет ли это любовь? Будет ли это верная дружба? Мы не знаем.
Особый восторг вызывает подход в этом произведении к ремеслу мага. Это не классические файерболы и не пресловутые четыре стихии. Маги здесь – Путники. Они управляют вероятностями, сменяя один вариант реальности на другой. Насколько правомерны такие изменения? Что будет, если изменять старую добрую реальность? Не рассыплется ли она игрушечным замком, из фундамента которого неумелая детская рука вынула слишком много кубиков.
Этот вопрос один из многих в длинной череде, ответы на которую мы найдем только в следующей книге. Не сказать, что я поняла и оправдала разделение книги на две части. Гложет меня червячок сомнений, что решение о создании именно дилогии приняла сама Громыко. Чует мое сердечко, это было условием издательства. Отсюда и будто топором обрубленный конец, и малый объем книги.
Мне откровенно не нравятся эпиграфы к главам. Направленные на выявление параллелей и схожестей между крысами и людьми, они написаны так безыскусно, так непрофессионально, что мне хочется плакать. Будто и не сама Ольга их писала, а какой-то школьник подросткового возраста корябал эти наивные строчки.
Сложилось впечатление, что следующая книга дилогии нас впечатлит. Вокруг судеб героев кружат сонмы теней: война, противостояние всего мира, внутренний конфликт, почти когнитивный диссонанс в Рыскиной душе. Девушка хочет простого семейного счастья, а вместо этого бродяжничает по трактам в компании друга-вора и видуна-неудачника. Все это приведет к изящным поворотам сюжетной линии и развитию тонкой интриги. Вы не останетесь разочарованными. Завтра будет… Лучше.
i_am_misha1991, 29 мая 2020 г.
Уютная книга.
Прикупив несколько томиков, долго решал, с чего начать знакомство. Выбор пал на чуть менее оцененную читателями дилогию «Год крысы», поскольку решил, что если эти понравятся, то и «Вольха» пойдет хорошо, а если не понравится, то опять же есть еще надежда на «Вольху»)
Но опасения были напрасны, так как книга мне принесла удовольствие. неспешное, размеренное повествование, повествующее о сельской жизни обычной девушки (ну ладно, не совсем обычной), бытовые приключения и очень красиво выписанные образы. Плавная и размеренная жизнь сменяется полосой приключений в следствии некоего случая, о котором читателю лучше узнать самому.
Стоит отметить, что неудачных образов нет, что Рыска, что Жар, Что Альк — все персонажи выписаны на очень высоком уровне. Приключений не шибко и много, да и событий знаменательных не случалось, но скучно не было. Наличиствует хороший, иногда едкий юмор, что мне тоже понравилось.
В общем, посчитал, что книга достойна места на моей книжной полке. Продолжение обязательно дочитаю, но чуток позднее.
Рад, что познакомился с очередным хорошим писателем)
amak2508, 13 февраля 2018 г.
Несмотря на оригинальный сюжет роман настолько похож на все, написанное Ольгой Громыко до этого, что авторство произведения легко определяется даже без взгляда на обложку книги. Опять позднее патриархальное средневековье, опять неспешное, уютное для читателя повествование, опять прекрасный, но до обидного редкий юмор.
Читать книги Громыко всегда приятно, особенно если делать это не торопясь, со вкусом, но есть в этом романе и еще одна вещица, которая обязательно порадует читателя. «В споре рождается истина» — а если спорщиков не двое, а трое? Автору пришла в голову блестящая идея свести на время путешествия трех совершенно разных людей: девушку с патриархальным воспитанием, всосавшем с кровью матери понятия добра и зла, хорошего и плохого, циничного, умного, смотрящего на мир без иллюзий мага, и вора. У каждого свой взгляд на жизнь, моральные принципы, понимание, где добро, а где зло. Следить за тем, как эти люди в пути ладят/не ладят между собой, насколько и каким образом отстаивают свои взгляды, как потихонечку меняются сами — ну, очень интересно, а порой и очень смешно.
Только не надо торопиться при чтении — приключения здесь не самое главное, гораздо интереснее сама жизнь чужого мира и наши герои в этой жизни...
kkk72, 7 июня 2009 г.
Последние романы Громыко — попытка перейти от юмористической фэнтези к фэнтези приключенческой и даже социальной. Вот только в результате получилось ни то, ни се. Роман «Год крысы» четко делится на две половины. Первая — достаточно подробное, хотя и несколько занудное описание взросления девочки-батрачки в маленькой деревушке. Описания крестьянского быта и нравов получилось достаточно неплохими и весьма узнаваемыми. Ну а уж трудная жизнь главной героини вообще заставляет вспомнить что-нибудь в духе «Оливера Твиста», только с поправкой на сельскую местность или, может быть, «Крабата» Пройслера. Некоторой изюминки этой истории добавляют крысы, постоянно мелькающие около главной героини совершенно в хичкоковском стиле. И, хотя на мой взгляд, автор явно переборщила с подробностью описаний малозначимых событий, мне все же было интересно узнать, как же развернутся события дальше.
А дальше события пошли самым типичным образом. Вторая половина — совершенно типичный квест, достаточно бестолковый к тому же. Снова в тексте запестрили попытки пошутить, в основном неудачные. Почему-то авторы «юмористической фантастики» уверены, что знают надежный рецепт удачного юмора. Надо просто объединить в партию приключенцев нескольких персонажей, которые недолюбливают друг друга, и заставить их постоянно ругаться между собой. Процент удачных шуток при этом — как у Петросяна, хотя иной раз и проскакивает что-то действительно веселое.
Ключевая авторская идея — о путниках, способных видеть и менять будущее, и связанных с ними крысах, интересна, но соврешенно недоработана, в результате чего кажется притянутой за уши. Прочие элементы антуража, вроде ездовых коров, смотрятся довольно странно.
Приключения героев довольно бестолковы, пестрят натяжками и роялями в кустах.
Так что, погнавшись за несколькими зайцами, Громыко не поймала ни одного. Книга не слишком удалась ни как юмористическая, ни как приключенческая, ни как социально-психологическая. А получилось в итоге то самое «индийское кино в сельском клубе»
NightMiRe, 7 августа 2016 г.
Немного предвзято отношусь к отечественному фентези и к юмористическому заодно. Потому как уровень первого, чаще всего, бульварный проходняк, который можно читать только в электричке, от нечего делать, а второе у меня попросту не идет. От Терри Пратчетов и Робертов Аспринов плеваться тянет, уж извините. Но решил поверить рекомендациям фантлаба, тем более достоверность стояла «очень высокая», что бывает крайне редко, например на Сандерсоне и Камше, коих я и без рекомендаций хочу почитать. Вобщем стало любопытно.
И вы знаете, да — фантлаб не врал. Книга захватила с первых строчек. Написано просто, но вкусно — так, что хочется доесть до конца, за один присест. Возможно первая половина книги может отпугнуть некоторых читателей, но мне эта деревенская романтика, понравилась едва ли не больше стандартного квестового шарахания по лесам и тавернам. Героев по сути всего три — Рыска, Альк и Жар. Если первую мы должны жалеть за нелегкую судьбинушку, всячески быть на её стороне за правильность и справедливость, умиляться её скромности и наивности, то второй это эдакий Доктор Хаус от мира фентези. Он вроде бы и за «наших», но засранец тот еще. Циничный, пропитанный сарказмом мерзкий тип, но просто лапочка. И да, за юмор в книге почти на сто процентов отвечает именно он, поэтому юмор тут соответствующий — циничный, черный и местами пошленький. Жар на его фоне отходит на второй план, да там и остается.
Не стоит читать тем, кто тащиться исключительно от сложносоставных апупей типа Игры Престолов и Малазана и тем кто на дух не переносит сарказм и черный юмор — остальным добро пожаловать. Рискуете проглатить книгу за один присест.
P.S. Захотел себе дрессированную крыску, размером с бульдога :)
evridik, 17 августа 2014 г.
Как долго я шла к знакомству с автором, как долго! Несколько лет мне на все лады шептали, что ЭТО – лучшее из юмористического, что ЭТО – надо читать, а не копить чужие отзывы, что ЭТО поможет мне лучше оценивать произведения, написанные в жанре иронической фэнтези. Ну вот, свершилось, прочитала я «Видунью», первую часть дилогии «Год Крысы». Прочитала быстро, ибо действительно нашла книгу занимательной, живой, ироничной и одновременно грозной. И хотя сначала я хотела прочитать вторую часть и только потом кропать отзыв, опасение, что первое впечатление уйдёт, побудило меня к действию.
«Видунья» – роман, который напомнил мне одновременно «Пасынков восьмой заповеди» Олди и «Муравьиный мёд» Малицкого, но напомнил только первой своей половиной. Дальше пошла та самая ирония, за которую, видимо, Ольгу Громыко и любят. То есть я роман, и сам являющийся часть целого, восприняла как две разные части: суровое начало и ироничный, переходящий в стёб финал. При том что финала как такового нет, роман заканчивается там, где могла бы закончиться любая глава. Есть некий промежуточный итог, но незакрытых линий осталось так много, что хочется немедленно схватить продолжение.
Для конкретики обскажу, что тут и как. Мир в достаточной мере самобытен, не наш, прописан если и не подробно, но с разных сторон. Основной сюжет держится на детстве и юности героини Рыски, девочки, от которой в буквальном смысле отказались мать и отчим. Атмосфера этой части романа как раз и побуждает вспоминать Олди и Малицкого, ибо в этой беспросветной глуши, за коею стоит принимать жизнь почти-сироты при родной дядьке, нет ровным счётом никаких радостей. Нет, есть друг – такой же мальчишка-отказник, но через некоторое количество глав исчезает и он (чтобы появиться позже). Не удивительно, что Рыске приходит в голову мысль о побеге.
Дополняя конкретику, укажу на особенность созданного автором мира: им с неба правят два бога (он и она), а с земли – путники. Я сперва подумала, что путник – это что-то вроде курьера, ха-ха. Потом он начал творить чудеса, начал искать дорогу. Так что курьер вдруг превратился в волшебника, помогающего (за деньги) людям увидеть путь, по которому им следует двигаться.
У волшебника этого есть крыса, каким-то образом помогающая ему в выборе пути. При этом каждая глава романа начинается с ремарке о крысах, подталкивая читателя к размышлениям, но иной раз заводя куда-то не туда, и лично для меня стало неожиданностью, что судьба сиротки Рыски вдруг сталкивает её с одной из таких крыс.
С этого момента дарк закончился и началось веселье. Сначала робкое и с отголосками тьмы прошлого, а потом безудержное. Кое где я просто, простите, ржала в голос. Этот контраст – когда после мрачного начала автор вдруг заходится смехом – побудил меня думать, что автору и самому надоел этот мрак. Хотя лично я героиню органично видела именно во мраке, а не в смехе-оторве.
К слову, сама героиня не из тех, что впадают в загул, едва вырвавшись из родных мест. Рыска – девушка крайне робкая, жалостливая, ничего не знающая, но в то же время добрая. И наивная. И такой она пребудет до самого конца.
Её спутники внушают гораздо больше надежд, но, опять же, ни о каком внутреннем развитии речи не идёт (пока не идёт: возможно, что-то изменится во второй части эпопеи). Тот самый мальчишка-друг из детства и крыса – крыс? – вот компания, в которой Рыске придётся идти боги весть куда боги весть зачем.
Ах да. В этой книге я впервые столкнулась с ездовыми коровами.
В целом роман заворожил, хотя резкий перепад тонов привнёс толику неожиданности. Добротный язык, выписанные персонажи, мир и цель – что ещё нужно любителю героической фэнтези?
+8
Некромантесса, 6 июня 2011 г.
Признаюсь,до прочтения «Видуньи» я с автором знакома почти не была, за исключением половины «Верных врагов», которые случайно прервала читать,а потом поленилась продолжать из-за вопиющей развлекательности чтива.
Сейчас же я вычитала в отзывах,что,мол,авторский стиль изменился,автор шагнул на ступень выше и юмора убавилось,что меня заинтересовало.Я надеялась, что книга вышла за рамки бульварного чтива, продающаяся между дамскими романами и надцатым Сталкером.
Начало и правда меня не раздражило.Я любитель Марии Семёновы и Елизаветы Дворецкой, поэтому атмосфера веси была мне привычна.История героини написана хорошо,её отщепенность правдоподобна, а судьба казалась неизбежна, пока она не нашла крысу.
Здесь остановимся.Всё начало автор нас пытается уверить,что ГГ панически боится крыс.До визга.И вдруг она проникается жалостью к твари,которую вот-вот сожрут сороки.Как можно пожалеть свой ночной кошмар?Это первая моя развилка с ГГ,которую я до этого понимала.
Далее.Притворимся,что ГГ всегда любила пушистых зверьков.Она даёт воды мучающемуся животному.Но то в благодарность поносит её неблагодарной бранью.Бросить и уйти?Да.Но ГГ возвращается за добычей.ГГ боится крыс,помним?
Продолжаем.ГГ игнорирует оскорбления крысы и несёт её в город.Причём крыса каждый раз норовить укусить ГГ,которая её спасла.Что сделать?Бросить в реку и забыть.Нет,ГГ сажает её за пазуху!ГГ боится крыс до паники,ПОМНИМ?У меня ещё как молния в мозгу свекнула:«Ты же знаешь,что это мужик, на кой его запазуху сажать?«Но ГГ не услышала моего призыва.Я решила,что это ружьё на стене автора.Так и оказалось потом,но это не помешало ГГ после «выстрела» снова носить мужика запахухой.Видать,понравилось.
Далее персонаж Альк.Негодование моё меня переполняет.Еслу убрать Алька со сцены,то получится впорлне себе историчный мир (коров оставим в стороне). Но кто такой Альк?Это сама Громыко в штанах.Ей всё мерзопакостно,ей всё смешно,ей всё нужно вывернуть наизнанку.Девушка шила свадебную рубаху мужа?Порвать и поржать.Это же так смешно — свадебные обряды славян (ну,псевдо-славян,не суть важно).Девушка шила подвенечное платье?Запачкать и постебаться.Девушка выросла скромной и деликатной?Над ней всегда нужно пошлить и стебаться на темы ниже пояса.Это же так смешно.Вот из-за таких авторов,которым нужно вся высмеять и поржать,мы и теряем все свои духовные ценности,веру в хорошее,святое,справедливое.Мы знаем только слова «пафос», «потетика»,«блеф», «стёб» и т. д. Как только религию не стебут?Ах да, её защищают. А вот защитников правды, справедливости, доброты, альтруизма, дружбы, любви и верности мы не найдём.
Итог.Чтение сего вредно.
Mao_Ri, 27 апреля 2016 г.
Вот скажите мне, почему у некоторых авторов получается полная фигня, когда они пытаются острить и выставлять какие-нибудь нелепые в обычной жизни вещи за норму описываемого мира, а у Громыко подобные вещи выходят легко и естественно и, что самое главное, совершенно не кажутся бредом? Ведь кому скажешь, что читаешь книгу, где есть скаковые коровы, ворон отлавливают для жаркого, а из бедных ежиков делают пироги, так только у виска покрутят пальцем и однозначно оценят уровень твоего интеллекта. Ну и пусть так думают. Зато я получаю удовольствие от заячьих боев и крыс (хотя в реальной жизни боюсь их до ужаса).
Чуть ли не половина книги это подготовка сюжета к завязке. Мир на первый взгляд сильно походит на наш — те же люди, те же проблемы и заботы, — но мелочи делают его оригинальным. В центре сюжета оказываются трое. Рыска, наивная весчанка, с кучей комплексов, сирота при живых родителях. Жар, добрый, но вороватый паренек, который так любит отлынивать от работы и тащит все, что плохо прикручено, стал для девочки братом. Из них отличная парочка вышла. Рыске очень не хватает легкости, прагматичности и более решительного отношения к жизни и окружающим вещам, зато с Жаром она может успешно поделиться совестью и робкостью. Третьим же в их компании оказался Альк, высокородный и надменный, говорящий хамство не меняя выражения лица (но такой милашка), который вынужден был просить помощи у двух «деревенских» простачков.
Всю вторую половину книги наша компания дружно (и порой не очень) куда-то идут, огребая по пути множество проблем. Написано все приятным и легким языком. Сюжет вроде бы серьезный, судьбы у героев трудные, но юмор хорошо дополняет книгу. И очень жаль, что в цикле всего две книги.
starikf1, 10 декабря 2009 г.
Не вижу в книге отмеченного многими на форумах перехода в разряд «серьезной» фантастики и фэнтэзи. Потому что сюжет хромает на обе ноги именно в логике изложения событий и их выстроенности. А вот переход от юмористического мягкого фэнтэзи к стебовому и более жесткому — это да. Это есть.
Именно он объясняет и скаковых коров — прикольно! Одна беда: не ездят верхом на коровах. У них позвоночник не принимает вертикальные нагрузки. Ломается...
И ворон в меню объясняется приколом. И нелепые препирательства ночью в лесу, когда надо жизнь спасать, и это ясно самому тупому,- а герои тупят тупее тупых, кричат и зовут погибель. Это же прикольно читать — диалог ядреный...
Язык хорош. Именно он подкупает. Фразы точные, емкие и грамотные. И, повторюсь, доля диалогов стала высока. В них теперь вся соль. Они раскрывают Алька. Как ядовитое и языкастое нечто. Но — не как человека. В «Ведьме» даже характер второстепненного Вала был глубже и многоплановее.
Но что убило — это Реська и Альк. Наивная девочка из деревни выглядит картонно до ужаса, как только выбирается на дорогу. У неё нет ни нормального мотива для странствия, ни возможности, ни логики в движении и решениях. А уж мужик-крыса, ползающий по грудям этой наивной и панически боящейся крыс девушки — ну, стебовый перебор. Очень явный. То ли подверглись крутому тюнингу весы, определяющие в сознании атора чувство меры. То ли автор сменила круг общения, и влияние нового непозитивно. Как-то все стало, уж простите, чернушно и цинично.
Была одна страна — бац, стало две. И в одной блондины — в другой брюнеты. И армии ходят друг к дружке на территорию грабить, явно разминувшись.
Но более всего мне неприятна идея удачи на продажу. Это не философия. Это не идея даже. Это анти идея. Опасаюсь я моды нынешней к возвеличиванию мерзости бытия и поклонения простой истине, что «бабло побеждает зло». Пока из взрослого — только она и прорисована. Грустный фон.
За язык — 10
За прочее — 5
и по сумме — 7,5.
Nesya, 28 ноября 2011 г.
Вижу, спойлер тут делать бесполезно, потому как и без того весь сюжет уже раскрыт :lol:
Итак, попалась мне в руки эта книженция, и поскольку Громыко один из немногих достаточно приятных на мой вкус авторов, я взялась.
У этой книги есть один несомненный плюс: она легко написана и быстро читается, несмотря на некоторое количество довольно-таки нудных абзацев, которые хочется просмотреть по диагонали.
К сожалению, недостатков, как по мне, гораздо больше.
Идея не нова, сразу же возникает ассоциация со «Знаками дороги» Желязны, но сравнивать здесь смысла нет, так что опустим.
Во-первых, мне не слишком понравился мир. Какой-то он мрачный, не приятный, при этом не объяснённый логически. Ну вот почему, например, нет лошадей, а есть скаковые коровы, когда всё остальное очень похоже на наш родной мир? Что произошло с экологическими нишами? Для меня подобные моменты являются признаком недоработанности; плюс твари вроде (не помню как назывались, шошоры что ли, которые под песком жили) вообще будто написаны так, для того, чтобы разнообразить путь ГГ, а вовсе не вписаны в мир. Вот сидит автор и думает, что бы ещё такое этакое вставить, а пусть будут волки-кроты. Идея с «крысой-и-путником» тоже не вызывает оптимизма.
Далее по героям. Не знаю, как кому, но мне не приглянулся ни один из них.
Для начала (Х)Ольга сделала себя богиней, ну ладно. ОДнако меня почему-то не покидало ощущение, что обидел автора некий Саший, и вот со злости на весь мужской пол начала она писать. Очень уж много цинизма, ссор, перебранок, гадостных людишек. Пусть Лён из Вольхи был слишком романтический, слишком «положительный», но за ним хоть приятно было наблюдать. Тут же этот крыс только ругается, пошлит, обзывается, и даже под конец, на мой вкус, не раскрывается душевно. Зато статен, плечист, мечом машет суперски «и ваще...»
Рыска — образ слишком для меня скучный. Всё понятно, девочка из глуши, никогда ничего не видела, вокруг неё обстоятельства постоянно сами складываются, благородные порывы, сдобренные исключительной тупостью и прямотой... Я всё ждала, когда же она раскроется, поумнеет, что-нибудь там осознает и тд — но так и не дождалась. Пара из них, надо сказать, вовсе неубедительная, хотя к тому всё идёт. Ну не верю я в возможность тёплых отношений между ними: он её оскорбляет, она боится, изредка огрызается, брезгливо ненавидит и прочее... Тем не менее прячет за пазуху, даже когда узнаёт, что он — мужчина, что тоже свидетельствует о непроходимой глупости.
Иногда возникало ощущение, что автор боится быть «засмеянной» и «непонятой противоположным полом», если влезет поглубже в отношения — а то и не приведи Хольга обвинённой в написании женского романа! Поэтому все отношения выражаются диалогами-ссорами, которые лично мне под конец книги надоели. Добрые две трети историй взаимоотношений начинаются именно с ссор, разных точек зрения, вражеского настроя ГГ друг к другу, у самой Громыко в том числе. Скучно и заезженно.
Ну и последний — «условно хороший» вороватый Жар, ничем особенно не выделяющийся и в принципе не слишком-то и нужный как герой, ну разве что для количества. Честно говоря, если учесть, что книга написана позже «Вольхи» и автор, как пишут тут в отзывах многие, «вырос» — я ожидала гораздо большего от героев (в смысле от их образов, придуманных автором).
Сама идея «крыса-путник» мне не только не понравилась по своей сути, но ещё и осталась не раскрытой. Не понятно, почему так, вообще почему он превращается временами в мужчину — совершенно не пояснено, хотя книга вроде бы закончена. То есть вся «теория» скрыта автором, будто даже от себя самой. Впрочем, есть надежда, что прояснится в следующей части, ну или в каком-нибудь из энных продолжений. Попадётся в руки — почитаю, но покупать не побегу...
И да, ещё эпиграфы «не в тему». Абсолютно. Так и не поняла: для чего они, собственно, были-то? Чтобы подчеркнуть, что речь о крысах? Так и без того все поняли...