Дяченко Vita Nostra Brevis


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Дяченко. Vita Nostra Brevis Est
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дяченко. Vita Nostra Brevis Est

Статья написана 8 мая 2009 г. 13:37

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/30428" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/12891" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Vita Nostra

Ох, и туго у меня шло это произведение. Дважды я откладывал его в сторону. И только в третий раз роман неожиданно «пошел» и был прочитан на одном дыхании. Видимо, для восприятия этого текста нужно действительно сделать усилие, переступить через себя, подобно героям произведения. Но обо всем по порядку.

Не так часто в современной отечественной фантастике приходится сталкиваться с достаточно подробным описанием процесса превращения человека в некое сверхсущество, в нечто иное. Пожалуй, можно вспомнить «Посланника» Головачева да «Тропу» Брайдера и Чадовича. Но вариант Дяченко, на мой взгляд, едва ли не самый впечатляющий и убедительный. Начало романа произвело на меня сильное, хоть и отталкивающее впечатление. Очень уж старшно выглядело столкновение главной героини с некой бездушной и бесчеловечной силой, олицетворяющей собой воплощенный кошмар, кошмар, казавшийся бессмысленным и оттого еще более страшным. Видимо, слишком легко было представить себя на месте главной героини.

А дальше весь роман представляет собой подробно и очень тщательно описанный процесс ломки главной героини, выдавливания из нее ее человеческой сущности и наполнения ее оболочки некими сверхчеловеческими знаниями, умениями и способностями. Должен отметить, что все это описано очень удачно и талантливо. Попробуйте объяснить человеку, что должен думать и чувствовать, уметь и знать сверхчеловек, какми образами и понятиями он должен оперировать. Очень сложная, почти невозможная задача. И все-таки авторы справились с ней достаточно успешно. Технологии обучения производят впечатления и кажутся достаточно правдоподобными. Поражает то, как мастерски передано чувство понимания, когда отдельные фрагменты вдруг начинают сливаться в единое целое, а то, что совсем недавно казалось бессмысленным, вдруг оказывается наполнено неким внутренним смыслом.

Как ни странно, реалии наших общаг и отношения Саши со своими соучениками удачно вписались в общую канву романа. Авторы на редкость удачно показали, как меняются эти отношения в процессе изменения самих героев. Еще сложнее, видимо, было для авторов показать сложные отношения Саши со своей матерью, их постепенное отдаление друг от друга. Но и с этим Дяченко блестяще справились. Вообще, роман получился очень сложным и очень достоверным в психологическом плане.

Отдельно хочется сказать об образах преподавателей и их отношениях с главной героиней. Удивительно, как эти существа, в начале казавшиеся жуткими монстрами, в конце романа начинают вызывать если не симпатию, то хотя бы понимание.

Вот только серьезным недостатком для меня стало то, что накал переживаний постепенно снижался. Если в начале повествования за Сашу было действительно больно и страшно, то уже во второй половине романа происходившие с ней события воспринимались скорее умом, нежели чувствами. Ну не будешь же в самом деле всерьез переживать за чешуйчатого монстра, питающегося информационными потоками, пусть даже у него еще остались некие человеческие чувства.

И тут-то начинаешь понимать, что постоянный страх, в котором держат Сашу — не только самый мощный стимул для обучения, но и способ хоть как-то держать в узде это существо.

Да и концовка романа вызывает определенные вопросы. Можно согласиться с тем, что человек остается человеком до тех пор, пока он кого-то любит. А любовь невозможна без боязни за объект любви, без переживаний за судьбу тех, кого любишь.  Спойлер (раскрытие сюжета). Выделите мышью для просмотра.

В таком случае получается, что Саша, отказавшись от страха, отказалась от последнего, что еще делало ее человеком, и перешла в некое принципиально новое существование  

Это логично завершает роман, но остается большой и важный вопрос: а к чему все это? Чем или кем стала главная героиня и зачем все это нужно? Не человек ли со всеми своими слабостями и недостатками является настоящим творцом? И что может наворотить это, лишенное последнего человеческого чувства создание?

Вывод. Роман написан действительно мастерски. Произведение заставляет и думать и чувствовать. Авторы безукоризненно точны во множестве мелких деталей. Но вот в главном я с ними согласиться не могу. Посему и любимым этот роман для меня не станет.

Цифровой (Brevis Est)

Удивительно, как много изменилось в мире за последние пару десятков лет. Все реже услышишь детский смех во дворах, все меньше пацанов, гоняющих в футбол и хоккей. Старики-доминошники и вовсе почти исчезли. Сейчас все — от мала до велика сидят возле компьютеров и телевизоров. Да, эти средства информации дают нам невиданные ранее возможности. Теперь легко можно узнать о событии, произошедшем на другом краю планеты, через полчаса после того, как оно случилось. Теперь можно пообщаться с другом, которого ни разу не видел в лицо. Теперь можно прожить удивительную, наполненную событиями жизнь в какой-нибудь увлекательной игре. Но ведь своя жизнь при этом болтается ненужным придатком, проходит в бесконечном сидении за компом, в поисках информации, которая по большому счету не столь уж нужна. В погоне за новым, далеким, удивительным, мы так часто забываем о тех, кто рядом, о тех, кто действительно важен. Это — пожалуй, самое главное из того, о чем напоминает нам новая книга Дяченко, и к авторам, пожалуй, действительно стоит прислушаться.

Но для того, чтобы задуматься об этом, вполне достаточно прочесть первую главу романа. Все остальные главы интересны и занимательны, но...

Видимо, моей большой ошибкой было то, что «Vita Nostra» и «Цифровой» были прочитаны мной практически подряд. Очень уж видно, насколько они однотипны. То, что в первой части дилогии было замаскировано чуть лучше, во второй стало видно со всей очевидностью. Все второстепенные персонажи, весь антураж — все это лишь мишура, кое-как скрывающая главную проблему для авторов. Отношения Максима и Арсена — Учителя и Ученика, Ведущего и Ведомого, Господина и Раба — вот что стоит в центре книги. Точно так же, как и в «Vita Nostra», книга представляет собой подробное описание превращения человека в нечто, обладающее сверхчеловеческими возможностями, но лишенное человеческих чувств. Одна небольшая ошибка,совершенная Арсеном — и он попадает в западню, из которой нет выхода. Максим играет с ним, как кошка с мышкой, то манит новыми возможностями, то запугивает, ломая волю к сопротивлению, на протяжении всей книги. В какой-то мере этот роман — своеобразный пересказ истории Мефистофеля и Фауста на новый лад. Хотя время от времени у Максима-Мефистофеля с его восхвалениями работы проскакивают нотки то ли из Мира Полдня, то ли из НИИЧАВО Стругацких. Да, в этом романе герой снова показан в развитии, но это развитие, как всегда у Дяченко, не является его выбором. Герой не идет сам к какой-то цели, его загоняют туда силой и хитростью. Должен сказать, что вот именно такое «страдательное наклонение» героя всегда мне и не нравилось у Дяченко. Еще один штрих — если в «Vita Nostra» главным способом воздействия на героиню был ее страх, прямое давление и запугивание, то в «Цифровом» речь идет скорее об обмане, непрерывном манипулировании. Действительно, зачем палкой гнать крысу по лабиринту, если можно заманить ее туда запахом сыра? Вот только авторы лукавят, когда пытаются свести к манипулированию все человеческие отношения, намекая, что искренности в них нет и быть не может.

Что касается антуража, то он неплох, но не более того. Сколько всего уже было написано на тему существования в сети. и Дяченко составили довольно удачную компиляцию из произведений своих предшественников. Первая глава — о мире Министра — очень напомнила мне «Лабиринт отражений» Лукьяненко. Глава о пионерлагере — творчество Крапивина и «Рыцарей 40 островов» того же Лукьяненко. Выделилась на общем фоне глава о людях-играх. Но и здесь чувствуется сильное влияние «Восставших из рая» Олди. При этом быстрое развитие героя заставляет авторов перескакивать  через многие интересные моменты и вести, вести его все дальше и дальше.

В итоге роман оставил очень двойственное впечатление. С одной стороны, не могу не отдать должное авторам, в очередной раз написавшим увлекательный и качественный роман. С другой стороны, во многом роман достаточно вторичен, а с главными идеями авторов я не готов согласиться. Так что не зацепила меня серьезно эта история. Что ж, посмотрим, что будет в третьей части цикла



Тэги: Дяченко


207
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 13:46

цитата kkk72

Что ж, посмотрим, что будет в третьей части цикла
А она будет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 13:59
Насколько я знаю, планируется
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 15:58
Как раз сейчас пишут.
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 16:35
Роман будет называться «Неземной, или Rapit nos atrositer»?:-)
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 18:35
Не вем! :-)))


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 14:01
Сам недавно начал «Цифровой»,прочел уже около седьмой части книги...
В чем-то согласен с тобою. Особенно...как бы это сказать...Видно, что в Vita nostra начало было как-то мощней, свежей, сильней, необычней, что ли...Там была своя романтика. А Сеть, по-моему. убивает романтику напрочь. Хотя я и геймер этак с тринадцатилетним стажем, все равно, читать мне начало не так уж интересно:)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 18:18

цитата квинлин

Видно, что в Vita nostra начало было как-то мощней, свежей, сильней, необычней, что ли...
Согласен. Дело даже не столько в романтике, хотя «Цифровой», видимо, специально сделан суше. Дело скорее в самоповторах.


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 14:02

цитата kkk72

Что ж, посмотрим, что будет в третьей части цикла

вот такие-то фразы меня обычно и пугают :)
по отношению к российским авторам в 95 случаев из 100 работает схема: первая книга — читать нужно, вторая — можно, третья — можно не читать
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 18:19
Дяченко все же заметно выделяются в лучшую сторону из общей массы. По крайней мере, я намерен эту третью книгу купить в свое время.


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 14:03

цитата kkk72

важный вопрос: а к чему все это?


А зачаем цыплята покидают яйцо? Или людены активируют третью сигнальную?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 18:22
Я совершенно не вижу в процессе метаморфизма Саши закономерного развития человеческого существа, а скорее вижу, наоборот, ломку иискажение человеческой личности.
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 18:54
Это закономерное развитие сверхчеловеческого существа. В ней разглядели соответствующее зерно и озаботились его проращиванием.
А неизломанные и неискажённые воспитанием и образованием личности я вижу вокруг регулярно и во всевозрастающих количествах. И их многочисленность вызывает во мне гораздо более негативные эмоции, чем вынуждение личности к реализации своего потенциала.


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 15:00
«Vita nostra» в какой-то степени впечатлила, особенно прорисовка быта общежития, образов героев, какие-то детали... было ощущение, что всё почти реально. но концовка для меня осталась неясной, словно чего-то не хватает. не знаю.
«Цифровой» еще не читала.

Третья сигнальная система??? :) это что-то новое)
хм, возможно люди доэволюционируют до «третьей сигнальной» /если не будут тыкать в красные кнопки/, но какой она будет и каковы её функции? не исключаю, что «третья сигнальная» будет искусственного происхождения.
впрочем, фантазировать можно до бесконечности)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 16:00
Я имел в виду «третью импульсную» :-)


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 15:05
Если читая Vita Nostra я с грустью смотрел на то, как убывают нечитаные страницы, пытался растянуть удовольствие, то с Цифровым старался покончить побыстрее. И хотя определённое удовольствие от книги получил, но герои книги оставили меня равнодушным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 17:44
Похожее чувство..


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 15:39
Если сюжет Vita Nostra — это описание выхода человека из Платоновской пещеры теней в мир идей, в мир «универсального языка», то «Цифровой» — это повесть о путешествии в ад зеркал, существующем в информационном мире, мире симулякров.


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 16:09
Вита оставила двойственное впечатление. С одной стороны можно сказать, что действительно качественное и неординарное произведение. А с другой стороны больно уж психологически достоверно, даже сказал бы жизненно. И именно второй момент оставил осадок от произведения и понимание, что это не мое. Хотя читать было интересно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 18:25

цитата ask.do

больно уж психологически достоверно,

Не уверен. Мне в этом плане более симпатичен «Крабат» Пройслера. Должен же найтись кто-то, кто взбунтуется несмотря ни на что и поломает все планы своих мучителей


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 18:23
А хоть какая-то реальная связь между «VN» и «Цифровым» имеется? То есть упоминание каких-то героев, мест, событий из первой книги или их объединяет только схожий принцип развития сюжета?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 18:27
Единственная реальная связь — в «Цифровом» описывается, как некая женщина в метро читает «VN». Кстати, на мой взгляд, такая самореклама — явный моветон.
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 18:37
Да ну, самореклама -- если бы женщина читала с восторгом и самоупоением. А так... это такая маркировка, дескать, общий цикл. Даже автор книги в романе не указан.
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 18:39

цитата Vladimir Puziy

если бы женщина читала с восторгом и самоупоением

Ну это было бы совсем чересчур
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 19:00
:-D ИМХО, реклама -- это нахваливание. А сам факт того, что кто-то читает в метро книжку на рекламу не тянет.
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 19:18
А между тем компании платят изрядные деньги за то, что в фильме мелькнет популярная марка сигарет, герой проедет на соответствующем автомобиле и т.д. Даже блоггеры-тысячники, насколько я знаю, уже могут зарабатывать на такой рекламе. При этом описывать наступивший множественный оргазм от поедания какого-нибудь майонеза не нужно, достаточно его скромно похвалить
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 19:25
По-моему, есть разница. Постоянный читатель Дяченко и так в курсе об этом романе, на него этот «продект плейсмент» не сработает. Новичок просто не узнает, что упоминаемая книга -- роман Дяченко (или -- узнает из аннотации, а стало быть, никакого значения этот эпизод из книги в принятии решения покупать/не покупать не сыграет).

А вообще, имхо, роль от использования таких вещей в книгах преувеличена. Что теперь, описывая реальный мир вообще не упоминать ни одной торговой марки, не писать о Макдональдсе и т.д.? По-моему, это уже попахивает абсурдом.
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 19:29
Не буду спорить. Мне это показалось саморекламой, а я ее не люблю. Но это мое личное впечатление.
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 19:40
Еге ж! (с) Всё равно не подерёмся. :beer:
 


Ссылка на сообщение9 мая 2009 г. 12:09
Вот за что ненавижу рекламу — люди уже не верят, что бывают и «просто бананы» :-(
В данном случае упоминание «Виты ностры» в «Цифровом» это, во-первых, «пасхальное яйцо» для поклоников, а в-главных — указание на то, что в мире «Цифрового» «Вита ностра» — фантастическая книга, следовательно, это разные миры.
 


Ссылка на сообщение9 мая 2009 г. 12:20
Никакой саморекламы тут нет. Это очевидно.


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 20:11

цитата kkk72

Дяченко составили довольно удачную компиляцию из произведений своих предшественников. Первая глава — о мире Министра — очень напомнила мне «Лабиринт отражений» Лукьяненко. Глава о пионерлагере — творчество Крапивина и «Рыцарей 40 островов» того же Лукьяненко.


Хм. При всем моем уважении...:-)
Почему у других называется передергивание и плагиатом, а у Дяченок — «компиляция». Начал читать, потом забрала жена (дамам нужно уступать), но то, что я успел прочитаь, 190 страниц, действительно очень напоминает многочисленные сюжетные ходы, описанные ранее другими фантастами (Лукьяненко, в том числе). Опять же сюжет изобилует провисаниями: читать интересно — занудно — интереснео- интересно — занудно и т.д.

При этом, «Vita Nostra» — одно излучших произведений в современной русскоязычной фантастике.

Дочитаю, конечно, но скорее из принципа, нежели из интереса. Да и третью книгу, скорее всего, тоже приобрету, но здесь идет речь исключительно о надежде. Вдруг, да выстрелит... достойно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 20:15

цитата sergeigk

Почему у других называется передергивание и плагиатом

А я вообще не люблю слово «плагиат». Так я могу выразиться, если бездарный писатель взял чужой сюжет, внес косметические правки и поменял имена. А Дяченко использовали идеи других авторов и на их основе создали свое, достаточно оригинальное произведение. Не всякий же роман — совершенно новаторский
 


Ссылка на сообщение8 мая 2009 г. 20:25
Справедливо, конечно. Пусть идея и отличная от других, но путь-то к ней выложен чужими кирпичиками.
Страницы: 12

⇑ Наверх