Смерть взаймы |
Тысяча ударов меча |
Когда мы говорим о российской фантастике последнего десятилетия двадцатого века, как правило вспоминают о ранних произведениях Лукьяненко, Перумова, Семеновой, при том, что есть немало книг, также заслуживающих внимания. Одним из подобных авторов является Степан Вартанов. Начать знакомство с его творчеством я решил с цикла Мир Кристалла.
Мир виртуальной реальности сейчас довольно популярное место действия и встречается довольно часто. Прежде же идея о превращении виртуального мира в реальный была довольно оригинальна. Аттракцион, внезапно переставший быть таковым, сказка, ставшая жутковатой страшилкой. Именно такое превращение претерпевает виртуальный мир игры, Мир Кристалла. Десять тысяч человек оказываются взаперти, отрезанные от Земли, от привычной жизни. И в их числе несколько персонажей, которые и стали главными героями этого цикла.
Том — герой первых двух повестей, довольно интересный и забавный персонаж. Несмотря на все его способности и удачу, они не бросаются в глаза, а точнее воспринимаются, как само собой разумеющееся. И это происходит благодаря потрясающему чувству юмора автора. Его ирония не исчезает ни на минуту, сопровождая читателя с первой строчки и до последней. Порой понимаешь, что ничего крайне особого не происходит, но автор так выбирает угол зрения, что рутинное и надоевшее становится забавным и веселым. Расправиться с семью — десятью противниками? Да легко. И главное, что это подается так, что не надоедает. Череда драк, в большинстве из которых Том выходит победителем, ничуть не злит, не вызывает отторжение. Все его способности гармонично вписаны в сюжет и становятся важной и неотъемлемой частью книги. Спутники героя в основном играют вспомогательную роли, ввязываясь во все, что получается. Причем верно это, как для первой, так и для второй повестей.
Вначале Мир Кристалла является клоном Средиземья Толкиена, дополненным для разнообразия такими экзотическими расами, как леры, бэньши и прочие. А вот то, во что превращается Мир Кристалла после катастрофы, больше напоминает Средиземье Перумова, своей правдивостью и жесткостью. Бывшие «добрыми» города творят то, что хотят, порой не уступая «злым». Правда, у них есть одно веское преимущество — пленных они в отличии от гоблинов не едят. Весьма значительная разница!
События второй повести несколько отнесены по времени от событий первой, и здесь у Тома новые спутники. Его характер почти не изменился, как и его неподражаемая ирония. И хотя спутники жмутся на заднем плане, события вновь не дают заскучать ни на секунду. И конечно, череда нелепиц, совпадений, глупостей приводит к чудесному финалу.
В третьей повести мы узнаем о том, кто же такой загадочный Старик выучивший Тома, и какую злую шутку сыграли пророчества оракула с Темным Властелином. Теперь героями оказываются подростки, волей судьбы получившие возможность оказываться в Мире Кристалла, правда, лишь во время сна. Здесь нет ни Тома, ни его хлесткой иронии, но. как ни странно, хуже от этого повесть не стала. Наборот она получилась на удивление ровно, хорошо написанной.
В следующем романе автор наконец-то вспомнил про спутников Тома и устроил им развлечение. При этом число всевозможных совпадений, случайностей и везения побило прежние рекорды. С одним небольшим уточнением, что книге это пошло только на пользу. Опять не ирония, но беспощадный юмор не дает отложить книгу, заставляя надрываться со смеху. Честно говоря, у кого-то может и появится желание сравнить его с современными творениями МТА, но на самом деле между ними пропасть. Во-первых, надо учесть разницу в годе написания, во-вторых, у Вартанова это получается действительно органично и приятно, не возникает ощущения натянутости. Я ни на миг не сомневался, что так и должно произойти. А вот следующая повесть «Королева» меня огорчила. Ей не хватило юмора и прежней иронии, чтобы скрыть провалы сюжета и неровности повествования. Да и идея мне показалась чрезмерно натянутой.
Последний же рассказ цикла вообще не вписывается в развитие цикла. То есть завершать на нем чтение я бы не советовал. Потому что он очень сильно отличается от предыдущих и на их фоне смотрится бледно, несмотря на неплохую идею. Но после феерии юмора и иронии грустная, немного печальная история смотрится не столь выигрышно, как в отдельности.
Подводя итог, скажу, что в целом цикл получился ярким, запоминающимся даже на при нынешнем изобилии, как юмористического, так и иронического фэнтези. Поэтому его вполне можно смело рекомендовать всем любителям веселых, развлекательных книг.