В ролях Ада Войцик, Иван Коваль-Самборский, Иван Штраух, Константин Назаренко
Драма
Оценка 7 (134) Моя оценка 6.5 (неплохо)
Другие названия "41-я цель" (Дания)
Производство "Межрабпром-Русь".
В двух словах. Любовь и смерть во время войны. Гражданской войны в песках Туркестана.
Экранизация повести Бориса Лавренева.
Гражданская война. Особый Гурьевский отряд красных под командованием комиссара Евсюкова прорвался из окружения и через пустыню Кара-Кум прорывается к Аральскому морю, чтобы пройти на соединение с основными частями красных.
Марюткак, снайпер отряда. убила 40 офицеров.
Отряд почти подох от голода и жажды, но тут натолкнулся на караван. В перестрелке Марютка ранила офицера.
Но, главное, захватили воду, еду и арбузы.
Марютка и несколько красных должны доставить пленного прапорщика в штаб по морю, на лодке. Большая часть отряда пошла по берегу.
Лодка разбивается. На острове в Аральском море оказываются поручик и Марютка. Они находят убежище в пустой хижине рыбаков.
Марютка выходила заболевшего поручика. А затем, несмотря на взаимные чувства, убила.
Актерский состав. Снял картину один из основателей советского кинематографа
Главные роли в картине сыграли жена Ивана Пырьева (Ада Войцик) (Мария) ("Партийный билет", "Иван Грозный"), Иван Коваль-Самборский (поручик) ("Мисс Менд", "Коммунист", "Альрауне"), Иван Штраух (комиссар).
Почему смотреть стоит (плюсы). Картина пионера российского кино и классика советского кино, снятая практически "по горячим следам".
Белые показаны не так однозначно, как обычно в советском кино.
Фильм был в прокате за границей и пользовался успехом.
Интересно. Автор повести Борис Лавренев — участник гражданской войны в Средней Азии, Иван Коваль Самборский, сыгравший поручика, также участвовал в гражданской войне в Узбекистане.
Почему смотреть не стоит (минусы). Фильм реально старый, я бы не назвал его устаревшим, но возраст есть возраст.
Итог. Жесткий фильм. совместивший историю о гражданской войне и романтическую робинзонаду.
На мой взгляд, один из самых интересных советских фильмов 20-х. Лучше он или хуже версии Чухрая. Трудно сказать, но качество картинки намного хуже. У каждой версии есть свои плюсы и минусы. Этот фильм частично снимался в местах событий и людьми, которые о гражданской войне знали не понаслышке.
О создателях. Сценарий написали Борис Лавренев и украинский писатель Борис Леонидов, видный деятель Ассоциации революционной кинематографии.
Оператор один из первых российских военных операторов Петр Ермолов, работавший до революции на французскую кинокомпанию "Гомон".
Тэги. 1926, Борис Лавренев, СССР, гражданская война, Средняя Азия, робинзонада, пустыня, караван, женщина на войне, убийство любимого
О повести и ее авторе. Борис Лавренев (настоящая фамилия — Серге́ев; 5 [17] июля 1891, Херсон, Российская империя — 7 января 1959, Москва, СССР) — русский советский прозаик, поэт и драматург, журналист, военный корреспондент. Лауреат двух Сталинских премий (1946, 1950).
Наиболее известные произведения — повесть "Сорок первый" и пьеса "Разлом".
В папиной библиотеке было двухтомное собрание сочинений Лавренева (синее выпуск начала 70-х), так что многие его произведения я прочел еще в школе.
Сорок первый Посвящение: Памяти Павла Дмитриевича Жукова.
Повесть написана в Ленинграде в ноябре 1924 г. При Союзе повесть неоднократно переиздавалась
Производство Hammer Films (Hammer Film Production)
В двух словах. Когда делят сгущенку, друзей родственников нет. Есть только конкуренты. А здесь куш повкусней — 600 тысяч фунтов стерлингов. Поэтому в ход идут самые грязные приемы, которые, правда, не всегда срабатывают.
Экранизация романа Джозефин Тэй "Мистификация". Студия приобрела права на популярный роман задолго до выхода фильм, в 1954. Но несколько вариантов сценария были отвергнуты. Джимми Сангстер (в будущем один из основных сценаристов "Хаммера") был приглашен для "окинуть свежим взглядом". Его сценарий ближе к "Психо" Хичкока и "Дьяволицам" Клузо, чем к традиционному ужасу, тем более, традиционному ужасу 50-х.
Джон и Мери Эщби, богатые супруги из провинции, погибли в автокатастрофе в 1950. У них осталось трое детей, за которыми присматривает тетушка Харриет.
Их сын Энтони покончил с собой, прыгнув в море со скалы в 1953.
1961 год. Элеонора видит время от времени призрак погибшего брата. Но ее и так многие считают сумасшедшей.
Саймон редкостная и мерзопакостная скотина, который стремиться спровадить сестру в психушку навсегда.
Он сорит деньгами и любит выпить.
А адвокат не желает выдавать ему больше денег, чем оговорено. Наследство — 600 тысяч фунтов.
Через три недели Саймон станет совершеннолетним и сможет распоряжаться семейными деньгами (пока это делает адвокат). А если сестру признают сумасшедшей, то и ее долей наследства.
Саймон угрожал адвокату, что устроит аудит управления наследством (сколько ты украл за последние 10 лет).
Саймон говорит сыну адвоката "Твой отец слишком честен, но ты другое дело. Думаю, ты уже украл пару тысяч из моего наследства".
Появляется Тони, он спасает Элеанору, которая пыталась покончить с собой.
Тетя Хэрриет в возвращение Тони не поверила, она считает появившегося парня самозванцем. Это действительно самозванец, а причина аферы — наследство в 600 тысяч фунтов.
И несколько человек в поместье твердо знают, что Тони не может вернуться.
Актерский состав. Снял картину культовый режиссер студии "Хаммер" Фредди Фрэнсис, один из тех, кто создал славу британскому готическому ужасу в 60-х. Этот фильм, правда, совсем другая разновидность ужаса.
В фильсе снялись звезды и известные актеры Джанет Скотт (Элеонора) ("Старый страшный дом", "Елена Троянская", "День триффидов", "Школа для негодяев"), Оливер Рид (Саймон), кузина Лоуренса Оливье Шейла Бюррелл (тетушка Харриет) ("Черная орхидея", "Десперадос"), кавалер Ордена Британской империи Морис Дэнем (адвокат Джон Коссет)(Он часто играл полицейских) ("Легкие деньги", "Оливер Твист", "23 шага до Бейкер-стрит"), уроженец Парижа Александр Дэвион (самозванец) ("Чума зомби", "Долина кукол", "Ладан для проклятого", "Путь Гидеона"), Гарольд Лэнг (тип в орме боевого пилота) ("Пак и муха", "Возвращение Святого", "Эксперимент Куотермасса", "Дом ужасов доктора Террора"), Арнольд Даймонд (посетитель паба) ("Месть Франкенштейна", "Хозяева Венеры", "Шпион с холодным носом", "Кукла на цепи"), звезда британского кино 20-х шотландец Джон Стюарт (Уильямс) (он снимался в трех фильмах Альфреда Хичкока).
Почему смотреть стоит (плюсы). Напряженный психологический триллер с интересным сюжетом и хорошей игрой актеров.
Оливеру Риду часто удавались роли опасных безумцев.
Фредди Фрэнсис до того, как стать режиссеров, был известным оператором. В этой его ленте многое очень стильно снято. При этом постепенно передается зрителю атмосфера зыбкости, неясности творящегося в странном доме. Только сделаешь выводы, а ситуация уже изменилась, и все совсем не так , как казалось.
Сценарии лучших психотриллеров "Хаммер" (в том числе и этот) написал Джимми Сангстер
Почему смотреть не стоит (минусы). Если вы не поклонник "Хаммер" смотреть не стоит.
Если вы любите точные экранизации смотреть не стоит. Это фильм сильно по мотивам. Главное в книге — попытка добраться до чужого наследства. Главное в фильме — личные психозы и фобии многих участников этой запутанной драмы.
Поклонникам традиционных ужасов, даже ужасов студии "Хаммер" нужно понимать, что это не обычный ужастик. Действие никуда не торопится. И вдруг бах семейная драма больно бьет по нервам.
Итог. Хороший образец психологического ужастика от культовой студии "Хаммер". В проекте поработали многие легенды этой студии, а Оливер Рид — просто образец циничного негодяя, да еще с тяжелыми психологическими проблемами.
О создателях. Сценарий написал Джимми Сангстер.
Оператор Артур Грант, в 60-е один из ведущих операторов студии "Хаммер".
Тэги. 1963, Великобретания, Джозефин Тей, студия "Хаммер", психотроник фильм, культовый фильм, психотриллер, психопат, наследство, самозванец
О романе и его авторе. Джозефина Тей (Josephine Tey) под этим псевдонимом писала детективы шотландская писательница и сценаристка Элизабет Макинтош (Elisabeth McIntosh) (25 июля 1896, Инвернесс — 13 февраля 1952, Лондон). Драмы на исторические и библейские темы писала под псевдонимом Девиот Гордон.
Автор цикла романов об инспекторе Алане Гранте.
Brat Farrar (Мистификация) Криминальный роман, частично основанный на нашумевшем в викторианской Англии деле Тичборна, вышел в 1949.
Роман переиздавался и переводился на разные языки.
Впервые на русском был издан в 1993 в Ижевске.
В 2003 журнал был напечатан в журнале "Смена".
В 2011 его издало издательства АСТ (Серия "Английский детектив — лучшее"), в 2014 — АСТ в серии "Классика детектива".
В ролях Неда Арнерич, Ранко Зидарич, Стево Жигон, Душица Жегарац
Эротическая драма
Оценка 5.9 (248) Моя оценка 6.5 (неплохо)
Производство Jadran Film, RTV Zagreb
Экранизация романа Велько Барбьери "Замок из листьев олеандра".
Неда Арнерич получила "Золотую Арену" кинофестиваля в Пуле за лучшую женскую роль (1988).
В двух словах. Странные сексуальные игрища у моря, имеют еще более странную подоплеку, но это выяснится только в трагическом конце.
Довольно пожилой немец профессор Манфред со своей более молодой женой хорваткой Мейрой (Неде Арнерич 35) приезжает отдохнуть на хорватский остров Хвар.
Они живут в доме у Марии, у которой есть сын лет 18. Дом Марии стоит прямо у моря.
Мейра начинает заигрывать с сыном хозяйки дома. Причем профессор в курсе блядства жены.
Из простого адюльтера связь перерастает в болезненные и очень нервные отношения.
Потом окажется, что все события не случайны. Кроме истории, примешана греческая мифология, мистерии и истории о Троянской войне.
Актерский состав. Снял фильм значимый режиссер югославской черной волны и пражской киношколы (он нередко работал в Чехословакии) Лордан Зафранович.
В фильме снялись звезды и известные актеры знаменитая сербская актриса и будущий депутат парламента Сербии Неда Арнерич (Мейра) ("Тайванская канаста", "Шафт в Африке", "Битва на Косовом поле"), начинавший тогда актер и сценарист Ранко Зидарич, которого позже прозвали "югославским Ричардом Гиром" (сын Марии) ("Грязная дюжина. Фатальное задание", "Кровопийцы". "Поезд смерти"), легендарный сербский актер Стево Жигон (немецкий профессор) ("Вальтер защищает Сараево", "Красное и черное"), сербка Душица Жегарац (Мария) ("Девятый круг", "Человек, которого нужно убить. Легенда о Штепане").
Почему смотреть стоит (плюсы). Красивые приморские пейзажи.
Хорошая (хотя и очень специфическая) музыка в исполнении Францы Блашковича, которая пользовалась большой популярностью в Хорватии (в честь фильма была даже названа популярная рок-группа).
На обнаженного депутата посмотреть не часто получается. Да и в подавляющем большинстве случаев это омерзительное зрелище. Но Неда Арнерич здесь выглядит очень хорошо. Кстати, фильм считается важным в ее карьере.
Дебют в кино "югославского Ричарда Гира" Ранко Зидарича.
Почему смотреть не стоит (минусы). Поначалу красивая эротика к финалу перерастает в патологию, уже ни разу не красивую.
Как это нередко бывает у Зафрановича, фильм искусственно и не всегда оправдано удлинен и усложнен. Читал у хорватов, что это была бы отличная получасовая короткометражка. Не согласен, но если бы фильм сократили до 60-70 минут, он бы в философичности и метафизичности проиграл, но обычный бы зритель только выиграл.
Итог. Скажем так, загадочный фильм. В конце все пытаются свести к ссылкам на миф о Гекубе, матери Гектора, которая превратилась в собаку. Той самой, которую поминают в "Гамлете" ("Что он Гекубе? Что ему Гекуба?")
Хорватские критики отмечают сходство с ранней работой Романа Полански "Нож в воде" (для меня сходство неочевидно).
Лордан Зафранович любил туманные отсылки, часто метафизические или связанные с мифологией. Здесь он тоже их использует, нанося ущерб стройности повествования.
Режиссер касается одной из своих любимых тем (связи Эроса и Танатоса, любви и смерти).
О романе и его авторе. Велько Барбьери (14 мая 1950) известный хорватский писатель, лауреат многих наград и кулинар. Кроме художественной литературы, пишет кулинарные книги и путеводители. Несколько книг посвящены острову Хвар.
Его рассказы часто включаются в антологии лучше хорватской малой прозы, он ведет кулинарные рубрики во многих хорватских газетах, вел кулинарную передачу Jelovnici izgubljenog vremena на ТВ.
Zatvor od oleandrova lišća (Замок из листьев олеандра).Небольшой роман (возможно повесть) был опубликован в 1977.
О создателях. Сценарий написали режиссер фильма Лордан Зафранович и автор романа Велько Барбьери.
Продюсеры глава Jadran Film в 1969-91 Сулейман Капич и Мирослав Лилич.
Производство Gabriel Pascal Productions (as A Gabriel Pascal Production), Independent Producers (uncredited), National Symphony Orchestra (with) (as the National Symphony Orchestra)
В двух словах. Юная Клеопатра и великий Цезарь. Любовь, которая изменила мир.
Самая дорогая постановка до 1945 года (рекорд был побит в 1946). Клод Рейнс стал первым актером, получившим 1 миллион долларов за одну роль. При дороговизне и шикарности постановки лента провалилась в прокате.
Первая цветная экранизация Бернарда Шоу и последняя прижизненная.
Экранизация пьесы Бернарда Шоу, сценарий написал он сам.
Стареющий Цезарь и юная красавица Клеопатра на фоне мятежей и борьбы за власть в Египте и Риме.
Актерский состав. Снял фильм Габрижль Паскаль, много лет сотрудничавший с Бернардом Шоу. Некоторые сцены снимал лучший режиссер Северной Ирландии Брайан Десмонд Херст
В главных ролях суперзвезды Клод Рейнс и Вивьен Ли (интересно, что они участвовали и в театральных постановках этой пьесы).
В фильме снялись зезды и известные актеры Стюарт Грейнджер (Аполлодор), Флора Робсон (Флататита), Френсис Салливан (Потин) ("Вечнй жид", "Возвращение Бульдога Драммонда", "Еврей Зюсс", "Большие надежды", "Жанна д`Арк"), Бэзил Сидни (Руфио) ("Гамлет", "Айвенго"), Сесил Паркер (Британнус) ("Человек в белом костюме", "23 шага до Бейкер-Стрит", "Швейцарская семья Робинзонов", "Отец Браун"), канадец Реймонд Ловелл (Люций Септимус) ("Цыганская мелодия", "Алиби", "Сторож брату моему"), Энтони Юстрел (Ахилла)("Приключения Тарту", "Желтая канарейка", "Плащаница", "Робин Гуд и его веселые ребята", "Леди Годива из Ковентри"), Эрнст Тесигер (Теодот) ("Невеста Франкенштейна", "Старый темный дом", "Упырь", "Банковский билет в миллион фунтов стерлингов", "Отец Браун"), будущий монтажер и режиссер Энтони Харви (Птолемей, в фильме ему 15 лет), Майкл Рени (центурион), Клаату в "День, когда Земля остановилась"), известный театральный комик Стэнли Холлоуэй (Бальзанор) ("Моя прекрасная леди", "Гамлет", "10 маленьких индейцев"), Лео Генн (Бел Африс) ("Камо грядеши", "Моби Дик", "10 маленьких индейцев", "Цирк страха"), Феликс Аймлер ("Майор Барбара", "Гамлет", "Айвенго", "Владетель Балланте", "Семь грешников", "Ночной поезд на Мюнхен"),
Почему смотреть стоит (плюсы). Экранизация одной из лучших пьес великого Бернарда Шоу. Прекрасный актерский состав.
Пожалуй, Клеопатры Клодет Кольбер и Вивьен Ли мне нравятся больше Элизабет Тейлор.
Нарочитая театральность может стать плюсом и минусом (мне картина очень понравилась — в первую очередь из-за Рейнса — великолепный и один из моих любимых актеров).
Не скажу, что Клеопатра Вивьен Ли лучше самой знаменитой Клеопатры — Клеопатры Элизабет Тейлор, она попросту другая. Но Цезарь Рейнса определенно если не лучший Цезарь мирового кино, то один из лучших.
Почему смотреть не стоит (минусы). Бернарду Шоу не понравилась трактовка роли Вивьен Ли.
Фильм долго считался одним из самых громких кассовых провалов мирового кино (хотя тому много объективных причин — война растянула съемки на долгое время). Вместе с тем, фильм собрал неплохую кассу в США (один из самых популярных британских фильмов в Штатах того времени). Просто производство получилось очень дорогим.
Провал фильма едва не похоронил карьеру Габриэля Паскаля.
Интересно. Цезаря должен был сыграть Джон Гилгуд, но он отказался, так как не хотел работать с Габриэлем Паскалем.
Съемки (они шли во время Второй мировой войны) несколько раз прерывались из-за немецких бомбардировок.
Во время съемок произошла трагедия — у Вивьени Ли случился выкидыш.
Итог. Британская масштабная постановка с великолепными актерами (32 летняя Вивьен Ли хороша в роли юной царицы, а Клод Рейнс просто великолепен. Стюарт Грейнджер в привычной роли авантюриста, только без верного Виннету и точного винчестера).
В определенной мере присутствуют мотивы "Моей прекрасной леди" (то есть "Пигмалиона" Бернарда Шоу), ведь Цезарь буквально вылепливает великолепную царицу (показательна сцена Клеопатры, трясущейся девчонки и Цезаря в пустыне, когда она не знает, кто этот странный незнакомец).
Фильм не зря входит в список величайших британских картин.
О пьесе и ее авторе. Бернард Шоу (Джордж Бе́рнард Шо́у) (George Bernard Shaw) (26 июля 1856, Дублин, Соединённое Королевство Великобритании и Ирландии — 2 ноября 1950, Хартфордшир, Англия, Великобритания) самый выдающийся ирландский писатель своего времени, второй по популярности британский драматург, первый обладатель Нобелевсккой премии по литературе, ставший обладателем "Оскара".
Его пьесы пользуются популярностью и сейчас.
По его произведениям сняты более 200 фильмов.
Caesar and Cleopatra (Цезарь и Клеопатра) Пьеса написана в 1898, впервые поставлена в 1899 (любительский театр в Ньюкасле). Входит в так называемые "Пьесы для пуритан".
Считается одной из самых ярких пьес шоу.
Текст впервые опубликован в сборнике "Пьесы для пуритан" (1901).
Многократно переиздавалась и переводилась на многие языки.
У меня пьеса была в сборнике из серии "Библиотека всемирной литературы" (1969).
В ролях Розмари Ла Планш, Джон Джеймс, Майкл Хейл, Молли Ламонт, Нолан Лири, Моника Марс, Эд Кэссиди, Эдди Кэйн, Фрэнк Марлоу, Фрэнк Фарр
Ужасы Детектив
Оценка 4.4 (249) Моя оценка 6 (средне)
Другие названия "Дочь вампира" (Мексика)
Производство Producers Releasing Corporation (PRC)
В двух словах. Продолжение фильма "Дьявольская летучая мышь". Это детектив о хитроумном преступнике, перехитрившем себя. И о несчастной девушке, чуть не ставшей его жертвой. Не ужасы хотя есть отсылки к предыдущему фильму
"Дьявольская летучая мышь" была одной из самых прибыльных картин Producers Releasing Corporation (PRC), поэтому через 5 лет сняли ее продолжение (из оригинала в актерском составе никого не осталось. В оригинале мстительного ученого играл Бела Лугоши. Зато значительная часть актеров перекочевала из "Душителя с болот").
На дороге нашли женщину, потерявшую сознание. Это Нина, дочь доктора Пола Кэрратерса, который проводил опыты с летучими мышами-убийцами. Она вернулась из-за границы и не знала о смерти отца.
Нину берется лечить известный нью-йоркский психиатр доктор Моррис, которого очень интересуют страшные эксперименты доктора Кэрратерса.
Доктор Моррис — редкая сволочь. Он женился ради денег, а теперь хочет избавиться от жены.
В это время из армии демобилизуется Тед, сын жены доктора Морриса, боевой летчик.
Доктор Моррис старательно убеждает всех, что Нина опасная психопатка, хотя ей всего лишь снятся кошмары.
Доктор и Нину убедил, что она психопатка с тягой к убийству, а затем избавился от жены (развестись он не мог — все деньги и все имущество -ее).
Однако, как и большинство преступников, доктор допустил несколько ошибок, и идеальный план не сработал.
Актерский состав. Снял картину один из самых значимых режиссеров немецкого послевоенного кино Франк Висбар.
В фильме снялись звезды и известные актеры Мисс Америка 1941 года Розмари ла Планш (Нина)("Сто мужчин и одна девушка", несколько фильмов о Ястребе, "Душитель с болот"), южноафриканка Молли Ламонт (Эллен, жена доктора Морриса)("Мария Шотландская", "Темный угол", "Напуганная до смерти"), Джон Джеймс (Тед) ("Убийство по приглашению", "Летающие тигры"), Нолан Лири (доктор Эллиотт, сельский врач) ("Душитель с болот", "Неро Вульф"), Эд Кэссиди (шериф) ("Одинокий рейнджер", "Дни Баффало Билла", "Сын Зорро").
Почему смотреть стоит (плюсы). Фильм может доставить удовольствие поклоннику классического кино, если от него не ждать многого.
Если брать стандарты категории В и ниже, то этот фильм получше, чем многие собратья по классу
Почему смотреть не стоит (минусы). Франк Висбар — одна из ключевых фигур немецкого послевоенного кинематографа и телевидения. Но здесь он — очередной режиссер-эмигрант из Европы, которому дали немного денег на создание сиквела.
Сценарий — набор обычных элементов и штампов. Довольно быстро становится понятно что к чему.
Том Уивер в книге Poverty Row Horrors называет данный фильм "безжизненным детективом, который издевается над оригиналом".
Странность. Тед, прочитав материалы Кэрратерса, заявляет, что тот был великим ученым, а не убийцей. Хотя все, кто видел оригинал, понимают — одно другому не помеха. Доктор мстил тем, кто, как он считал, его обокрал.
Итог. Этот фильм — только для стойких любителей недорогих старых ужасов (хотя это не ужасы). Ну или желающих посмотреть на Мисс Америка 1941 года Розмари Ла Планш (она трижды была Мисс Калифорния).
Фильм стандартен, но его снял выдающийся режиссер.
Картину часто сравнивают с "Людьми-кошками".
О создателях. Идею сценария придумали Гриффин Джей ("Крик оборотня") и Эрнст Ягер (это его единственная работа в кино). Сценарий написал малоизвестный сценарист и продюсер Лео Маккарти (это его последняя работа в кино).
Продюсеры режиссер фильма Франк Висбар и известный монтажер (более 200 фильмов) Карл Престон.