| |
| Статья написана 22 апреля 2020 г. 15:42 |
Шестой сет от Бульдозера. Нынче нас радуют отзывами немногие.
================================================ Верочка и подлецы Размышления о роли критиков в жизни писателей. Смысл заложен как минимум двойной, как кому нравится: можно считать, что критики делают писателей красивыми, умными и желанными – а можно видеть в критиках паразитов, которые просто помогают прокачать интеллект жалких тупиц-авторов. Кстати, по итогу Верочка и правда не слишком умна, во всяком случае, крайне непрактична: столько ухнула в этого Псса, чтобы потом вывести, так и не дождавшись результатов. Но, кажется, все мы немного Верочки... Хорошие человеки В который раз про любовь, людей и кого таковыми считать, про то, как трудно найти своё место в этом мире и понимание у других – и хотя таких историй уже написано много, они, кажется, никогда не устареют, а рассказанные умело – и не наскучат. В данном случае всё как надо. Терпение, забота и человечность передаются из поколения в поколение в одной семье, хотя там и не кровные родственники, но для некоторых вещей важно родство сердец. И чудо обязательно случится. И в него легко поверить. Ыых и Вау Первобытные люди придумывают слова для важных предметов, охотятся, хозяйничают, укладываются на шкуру, не даются в обман соседям и врагам, растят детей. Даже культурные запросы у них есть – вырезают из камня, лепят из снега... Всё описано с улыбкой, где-то драматичные моменты – например, когда отец лижет детей, чтобы попробовать на вкус, а мать его отгоняет, это да, уже серьёзно. Но – мы же здесь, а значит, наши предки как-то выжили, сумели преодолеть трудности, развивались потихоньку. Так что хэппиэнд в рассказе на своём месте. Правда, не возьмусь судить, насколько текст актуален в разрезе современной фантастики. Но если место в сборнике найдётся, почему нет. Рыйск Ярко, увлекательно написанное... непонятно что. Каждая сцена в отдельности как раз понятна, естественна, можно ощутить себя на месте любого из персонажей – хоть Риты, хоть Белоногова, или пацана, говорящего «Прыгай!», или девушки, получившей неожиданное предложение уехать. Но каким образом от Риты и Черенка сюжет переходит к пьяному ангелу, а из разговора с москвичом следует прорыв дамбы, и как о прорыве догадался Белоногов, осталось тайной. Может, конечно, надо перечитать, чтобы разобраться, и это был бы тот случай, когда и во второй, и в третий раз перечитать не жалко, но ещё посмотрю. Серые, в чёрную рябь Про летающих людей написано уже столько, да полстолько, да ещё четвертьстолько, что, кажется, излетали этих людей вдоль и поперёк. Главное, что у 90% произведений общая интонация: романтически-философская, с нотками Макаревича «он любил её, она любила летать по ночам», обязательно кто-то не верит, кто-то не понимает, психиатры наверняка подъедут, ну и какой-нибудь Он или Она нарисуются... Нет чтоб крылатый машины угонял, или танец маленьких утят плясал, или башенный кран ремонтировал – всё тоньше и образнее, но и предсказуемее. Здесь, правда, реализма больше, даже присутствует мошенничество, но всего лишь в виде попытки, а итог – та же потеря крыльев от стресса, кидание с крыши и ладно ещё спасение, но опять силами крылатой Её. Причём рассказ мне понравился, но только за счёт того, как написан, и изрядной доли реализма. А вот выбранная тема – не моя. «Лосепёс» Запутанный рассказ. Группа людей – туристы? – идут через лес, к ним прибивается собака-Хранитель, защищает их от «других» – призраков? живых мертвецов? – и уходит с людьми, отказавшись от своей части леса. Что случилось в этом мире, что «другие» и собаки так живо интересуются бродящими по лесу, и что там забыла такая разношёрстная компания? Откуда у собак умения, связи с другими Хранителями? Или в рассказе раскрываются тайны нашего, нынешнего мира? Как бы то ни было, ощущения ГГ-рассказчика-пса переданы мощно. Привязанность к людям, верность, стремление спасти от всех бед – а если это невозможно, то остаться вместе до конца, каким бы он ни был. Тоска одиночестваи счастье принадлежности. Взаимодействие Хранителейи даже некие установившиеся отношения с «другими». Надежды нет, только немного радости напоследок. Но иногда и этого достаточно. Рекордсмен Метание молота на Луне – это, безусловно, фантастика. Написано с необходимыми деталями, даже увлекательно, хотя странно было читать, что молот утяжеляют с каждым новым рекордом, потому что иначе попадёт по зрителям. Как-то это... как заставлять шахматистов играть быстрее, а то зрители до туалета не добегут. Причём не знаю, на самом ли деле есть такое требование, или это придумка автора. Страннейшие опечатки, которые можно списать только на невнимательность: «В вдруг», «сам руководитель корпорации Дмитрию Юрьевич Каратузов», «послали на Луну, как и нас с Норманом, – пасти своих роботами», «лунные пекицы» в смысле «пекинцы». Прямо как будто отправляли, не перечитывая. А так неплохой текст с незаезженной придумкой. Не футбол – уже замечательно. Кабинет Мистика, которая обычно выглядит мрачно и зловеще – ну как же, у человека забирают его тело, а сознание оставляют в зазеркалье – здесь смотрится живенько, даже ироничные нотки проскальзывают. Сюжет же предсказуем настолько, что читатель сам может дописать, потому что повидали мы этих кабинетов, библиотек, подвалов и потайных ходов вместе с их зеркалами, шкафами и связками ключей столько, что и не сразу всё вспомнишь. Но здесь разыграно на уровне. Лучшие из лучших Роботы стали настолько умнее и приспособленнее людей, что позабирали всю работу, а теперь подбираются к хобби. Еду и деньги при этом не отняли – можно зависать в барах, заказывать пиццу с пивом, кататься на такси и вроде как жить в своё удовольствие, но удовольствия всё нет. Самореализация была важным фактором развития и ощущения полноты жизни, а её отняли.Вдобавок роботы не понимают тонкую душу человека, проявляющуюся в импровизациях и нарушении правил, в том числе ПДД. Написано качественно, но не зацепило. Джаз – не моё ни грамма, ценность импровизаций в музыке могу понять умом, но не с точки зрения красоты или таланта. Движение цивилизации от постройки избы всем селом и стирки в корыте до умного дома меня скорее радует, чем вызывает тоску по временам, когда все ходили друг к другу в гости, а теперь ставят лайки... Не знаю, может, там всё из-за скорости прогресса: рванул, и вот уже программисты не у дел... Но все качества, необходимые для сборника, у рассказа есть. Свидание с Сикораксой Отличный хоррор, красивый в своей жути: и туман, и театр с «костюмами» из человеческой кожи, и головы без этой самой кожи, и актёры-чудища. Да даже начало с куклой-предсказателем атмосферное. Страх подбирается медленно, как туман, и, кажется, так же пытается установить контакт с читателем, как обитатели тумана с людьми. По-своему, неумело, повторяя случайные слова и образы. Рождество в Шамотном переулке Это жуткий треш про несуразных людей, но такой родной, дарящий надежду, показывающий чудо – тоже жутковатое, но что-то подсказывает, что именно такие чудеса – настоящие. Знахарка-шарлатанка, крепко поддающий сапожник, женщина, пока не нашедшая место в жизни – и с ними происходит то, что переворачивает их судьбы. При том, что похмельное начало и «холерная» середина, да в принципе ничего в тексте, не предвещало такого счастливого поворота. А какая здесь ожившая природа: зевака-луна, рассеянная старушка-зима... А какие детали – что поездные, что цирковые, что сапожные... Нет, как хотите, а высший балл. Последний день Про поработителей-инопланетян уже давно отписались все классики и вроде как закрыли тему. Но инопланетяне время от времени порабощают вновь, и иногда вполне удачно – как в данном случае. Есть небольшие, но при желании устранимые недочёты: например, пока не очень понятно малодушие Бруллоха. Представитель (технически) высокоразвитой расы пугается угрозы подпалить ноги? Да даже если бы убить. Он же представляет, что будет, если землянин попадёт к чиновникам? Не знаю, мне кажется, здесь должны быть более серьёзные страхи. А то и мотивы помочь: он же делает всё, как от него требуют, и пояснения даёт. Зато прекрасен Федул «ребята, я тишину люблю». И в целом старая тема выражена ностальгически. Двойники Кошмарные создания из другого мира, а также двойники, куда более опасные, потому что могут занять место реального человека. А самих людей съедают. Знакомый подбор действующих лиц, возможно поэтому и не очень страшно. В финале же и вовсе непонятно: кого ликвидировали? когда двойник Леона успел стать двойником Шефа? если там одна общая жуткая сущность на всех – то как и почему... Ну и порталы описаны расплывчато, а появление всё большего числа тварей не подчиняется никаким законам – и чего тут бояться, ясно же, что всем кранты. Чужак То ли фантастика, то ли история про психа – и надо сказать, ладно сочинённая и с очень вовремя и уместно вставляемыми деталями. В финале напряжение слегка спадает, хотя всё ещё ожидаешь то ли взрыв в ближайшее время, то ли понимание, что взрыв уже был, то ли осознание, что попутчик просто заморочил людям головы и сейчас сидит где-нибудь и веселится. Впрочем, эти попутчики бывают настолько разные, что парочке действительно повезло с подаренными им жизнями. Как они вообще не боятся брать в машины кого попало?.. Аль сафар Длинные абзацы из неторопливых предложений. ГГ видит чувства. Взаимодействию с чувствами и посвящён сюжет. ---- Нет ничего страшнее женской похоти. Если мужская, насилуя жертву во сне, лишь заставляет тело жертвы извиваться в угаре своего тошнотворного смрада, то женская предстает во всей своей утонченной и безумной уродливости прямо посреди белого дня. ---- — из всех этих уродливостей и тошнотворностей улавливается только разница: одно случается ночью, другое днём. И то не факт, потому что и днём можно спать. Наистрашнейшесть женской похоти не доказана. Мораль сей басни такова: конец света наступит потому, что люди ненавидят время. Это, безусловно, фантастика. Причём такое сочинялось ещё тогда, когда фантастики в современном понимании не было, а были всякие Духи Забвения, приходящая ночью Совесть, преследующее по пятам Горе, «не я рублю – нужда рубит». И язык бывал столь же тяжеловесен, хоть и не всегда. Но цепляло посильнее, чем этот текст. Вторая попытка Рассказ об ответственности учёных за свои изобретения неожиданно превращается в рассказ о первом контакте – то ли с инопланетной формой жизни, то ли с инопланетными продвинутыми технологиями. Из этого мог бы получиться отличный новогодний мультфильм – причём и дурашливый, и, при желании создателей, хоррорный. Но в тексте все эти приключенья-злоключенья воспринимаются несколько однообразно, хотя и динамично. Потенциал же находки раскрыт на полшишечки. …ПО ДЕЛАМ ЕГО Опять каннибализм в космосе, как в прошлом отборе, только на этот раз коротко и без церемоний. Эмоционально впечатляет – меня, читателя. Но впечатлило ли Ника? Финал наступил так быстро, что судить невозможно: показали только, как он послушал и пошёл обедать.Слушает да ест. Может, даже обрадовался, что ест не честных-невиновных, а преступников. Столько же вопросов к законности и этичности действий мстителя, а также к решению экипажа «Скайвэя»: воздуха не хватит на всех, тут четверо членов экипажа, там почти двести пассажиров – и? Что они могли бы сделать, чтобы избежать наказания? Сколько человек удалось бы спасти? Ничего не понятно. А вроде как следует дать моральную оценку. И это не говоря об амнезии, взявшейся ни с того ни с сего. Но к ней можно пристегнуть какие-никакие препараты, которыми зачем-то накачали тех четверых. А пока кроме человекоядства мне, можно сказать, ничего не дали. Арктика на линии Один поворот можно заподозрить с самого начала, у Дика это вообще наиболее популярный сюжетный ход: постап, минимум выживших, большие расстояния между поселениями... так кто их знает, сколько выжило на самом деле? Второй поворот неожиданнее, но и он попадался даже в советской фантастике, только там был якобы космический корабль, на котором сменялись поколения, и некоторые слишком любопытные пассажиры обнаруживали камеры, встроенные в светильники, а решившиеся на самоубийство уходили в «реактор», где на самом деле был выход в обычный мир. Тут, конечно, не Дик, но читать было интересно. Хальвдан Чёрный Скандинавское фэнтези, атмосферное, с грозными, суровыми характерами и событиями. Моих знаний упомянутой мифологии недостаточно, поэтому попадание Хальвдана на корабль мертвецов стало сюрпризом. Но не скажу, что неприятным: полноценного сопереживания этому пыжащемуся от воинской доблести и захватнической гордости потомку богов у меня не возникло. Однако он весьма органичен в рассказе, как и все остальные персонажи и сцены. Читалось очень легко. Фирс История не просто цепляющая, а хватающая. Молодой человек, что-то вроде прогрессора в альтернативном прошлом, изучает, вживается, но только внешне, подражательно – а менталитет у него свой, из будущего. Ну и просто неопытность в жизни. И вот он, как и подобает молодому барину, переживает короткую интрижку с прислугой, а дальше не особо вдумывается, что с девушкой произошло. И ребёнка воспринимает как первопричину своих бед... Но финал обнадёживает. Правда, кто бы сказал Николеньке, что кормилица нужна не на следующей неделе, и даже не завтра, а уже вчера. Чем кормил младенца Фирс – загадка. И всё же есть ощущение, что всё образуется. Ведь девочка – уже член семьи. Жажда – всё! В странном мире, где люди выгорают и могут рассыпаться в прах, а потом за ними является Харон, мальчик решает одну из первых своих моральных задачек: помочь другому или купить стакан газировки. Найденная монета, кажется, тоже нашлась не случайно, а попала к нему – от ещё одного дохляка? – в общем, слегка сомнительным способом. Нет? И все метания мальчика, и его эгоизм показаны очень здорово. Вот только непонятно, в чём суть этих обращений дохляков за помощью к живым. Такое обращение непременно нужно удовлетворить? Или там важно успокоить умирающего? Допустим, но что, в самом деле, ждать от ребёнка? Пока нет более чётких данных, эгоизм выглядит вполне здравым и естественным для школьника. Так что двоякое впечатление от рассказа. Будь побольше информации, и сопереживания стало бы больше. Просто добавь воды Объяснялка на шести страницах, полстраницы из которых занимает вход участников совещания в зал и установление связи с профессором. Остальное подаётся так, что все повороты максимально предсказуемы. Это как если бы показали фокус, но продемонстрировали всю подготовку к нему, установку реквизита, закладывание карт в рукав, и только потом: «Абракадабра». А абракадабра вся испарилась, как та красная пыль. А ведь если красиво обставить, получилась бы и интрига, и фокус, и неожиданность. Потенциал у задумки есть. Отбор При чтении показалось, что главное качество, необходимое для отбора – терпение. Потому что даже мне было утомительно читать речи этого Спеца, объясняющего критерии отбора – а ведь их оба отобранных знали и так. И будто этого мало, ГГ ещё вспоминает дополнительно, как всё проходило. Цели отбора – вполне из подростковой фантастики: один должен спасти целый мир. Для своего жанра пойдёт. Финальная фраза подняла настроение. Да, это было классно, хоть и слегка похоже на анекдот «Смотрит, а слова водой смыло». Но здесь анекдот заиграл новыми красками. Черный зверь Трогательно – об инопланетном монстре, с которым подружился мальчик, о самопожертвовании, точнее, странных законах существования этих монстров, о привязанности и защите. Было? И не раз. Стал ли данный конкретный рассказ от этого хуже? Нет, просто в яркости и свежести потерял, а эмоции хороши.
|
| | |
| Статья написана 21 апреля 2020 г. 11:51 |
Пятый десяток отзывов от AntonAbramov
============================= ЖЕЛЕЗНЫЕ НОГИ Насколько я понял, история про становление и предумирание наркомана. Очень красочно, поначалу я думал о чём-то волшебном. Придуман красивый образ – конь с железными ногами. Несколько утрировано – после каждого полёта (приёма дозы) он терял одного из близких. Но как обычно бывает при удачной идее, её раскрутка занимает всё внимание автора. Про читателя он маленько забывает. Иногда я был с героем, но редко. Ни мурашек, ни малейшего волнения. И это при том, что сам герой испытывал суперэмоции. Кстати, это очень тяжело лечится. Закон Химеры “Темный шелк неба с рассыпанными по нему жемчужинами звезд пропарывали иглы метеоров”. Обычно любитель подобных красот и я перпендикулярно относимся ко всему. Идея интересная – как совмещается бессмертие с любовью и детьми. Но подача… Растянутые на десятилетия отношения, скачки по времени вперёд-назад, чтобы разъяснить, что и почему… Меня с собой не взяли, было не до меня. В результате – не интересно. Совершенно неубедительно добыли бессмертие. Совсем не виден вклад каждого из пятёрки, хотя упорно акцентируется командная работа. А по сути герой один – Эрик. Главный выстрел – с девочкой – оказался холостым, как по мне. Кому был нужен ребёнок? Софии – вряд ли. Александру –? Его желание показано через разрыв с Софией. Даже не через разрыв, а только несколькими словами о факте разрыва отношений. Получается – только Эрику, который то ли монстр, то ли гений во всех отношениях. И тогда – ода гению. Неудачна мысль вместить всю задумку в рассказ. Получилось скакание и не удалось проживание. Вместо глубины – щёлканье фокусником пальцами. Вот только название… В нём скрыта ирония. Одно из значений химеры – необоснованная, несбыточная идея. Но если и есть в рассказе ирония, то лишь в том, что монстр оказался самым человечным. И тогда не ода, а… В общем подача не понравилась. Не раскрывает идею. Зверь-книга Сижу и думаю: чего не хватило автору? Получается – не хватило быть мной, и может ещё многими. Но это же под силу только гению… Нет? Обычно от точки перегиба кривая уходит с той же кривизной и скоростью, что заходила. Может поэтому для меня перерождение героя произошло, начало происходить слишком быстро. И по другой дуге. И ещё момент – толчок дала старая любовь. Но она не помешала ведь в своё время герою звереть. Что-то в нём было такое, располагающее. Значит и очеловечивание должно питаться не только любовью. А чем? Но всё это придирки, мелочи. Для меня главнее – эмоциональное воздействие, вовлечение. Здесь же акцент на рассудок. Впечатление произведено. Ум получил пищу. Но сохранит ли память хотя бы на неделю? В сборник включил бы.
Змеиный холм Первое же слово настроило пессимистически. Тексты с такими именами всегда выражали претензию. “- И зачем тебе это надо? — Вы же знаете, ведиче, зачем…” А я так и не узнал, о чём рассказ. Разве что это: “Развитие цивилизации не оставило места богам ни на небе, ни в душах людей”. И захотелось (!) Велеславу верить, что боги есть. И вот стоит на вершине холма и не знает что делать. И обращается к богу: не знаю я, чего хочу – то ли с любимой счастливо жить, то ли наместником Бога на Земле стать, а может всех людей счастливыми сделать. Ты уж выбери, чего я больше хочу. И услышал его Перун, осчастливил. А нам осталось гадать – чем? Так о чём рассказ? Йаари-ра Вау! Всё, что я люблю и как люблю. Хотя были царапушки, типа – Витька в конце увидел воронью башку. Это маленько перебор. Но совсем маленький перебор, малюсенькая такая ненужность. Зато всё остальное… Прекрасная, роскошная идея – с привлечением эзотерических моментов, очень искусном вплетении их в историю, время, пространство. Мне показалось задействованным всё время и всё пространство. И главное – эмоционально меня постоянно пробивало. На каждое слово Лары организм реагировал мурашками. Ну и конечно, меня перенесли с собой, к себе, и там было здорово. И рядом с героем, и внутри него. Герой показался совершенно новым, хотя много где было что-то по кусочкам. Прекрасен Вестник. Хотя тоже – будто слеплен из знакомых лоскутков, но так, что абсолютно эксклюзивен. Этот мир очень знаком. Он очень реален, совершенно реален, несмотря на весь экзотический окрас. И так много удалось вместить в рамки рассказа. Работа настоящего Мастера. Полный восторг и благодарность автору. Иллюзионист Наверное, неплохо. Но уж слишком идея простенькая и подача почти советская. История одного героя Всё-таки автору удалось это – он и во мне посеял неуверенность: достойно ли человечество жить? Этот вопрос обсуждать не буду, не масштаба отзыва это дело. А вот умение автора достать, пролезть под кожу, всё запутать, и опять пролезть – отмечу. Стилистика мне не очень. И подача тоже. Но всё это напомнило рассказ, в котором герою не нравилась его сожительница. Ни внешне, ни запахом, ничем. Но отвязаться от неё он не мог. Когда она начинала приставать к нему, то рано или поздно он обнаруживал себя доставляющим ей удовольствие. В принципе неплоооохо. Аааа… Источник вдохновения Динамично… Что ещё в плюсе? Сразу лезут минусы: слишком суетно, с долей бестолковости, примитивненько. А морали, морали-то – ложками не разгрести. Кабинет И так бывает. Чувствуется – автору нравится его идея. Так тщательно-любовно подготовлена неожиданность в кабинете. Но с этого момента мой интерес стал стремительно гаснуть. Такого рода рассказы называю Выверты. И они мне не нравятся. Это же не шоу: “Удиви меня сильнее!” А больше ничего нет. Казбек Рассказ оставил только вопросы. На которые я почему-то должен искать ответы. Например, золотой перстень – он и есть та черта, к которой нельзя близко подходить? То есть – надел, и уже по ту сторону линии? Лично мне не доводилось прочитать ни один рассказ про оборотней, чтоб понравился. Этот – тем более. Не люблю, когда интригуют, что-то обещают, а в конце – пшик.
|
| | |
| Статья написана 19 апреля 2020 г. 18:58 |
И следом пятая от Бульдозера:))
===================
Если очень захотеть Главные герои дети, но изложено не очень-то для детей. Начинается с дележа фишек и игрушек, потом уносится выше и выше. Игры и соревнования у них не детские, всё крутится вокруг земных колоний, их развития и обеспечения, все с азартом следят за первенствами разных колоний в том и в сём, и на это, кажется, нацелены любые усилия. ---- дети вдруг понимают, что лентяи – это они. Сидят тут на лужайке, слушают о процентах кислорода и читают про теории возникновения жизни в венерианских облаках, а играть, небось, не тренируются. А ведь пока ты спишь, ну то есть пока ты читаешь про венерианские облака – хвойники качаются. ---- Даже не знаю, жалеть их или восхищаться, или испугаться. Вспомнилась новость про чиновника (преступника), о детстве которого говорили, что у него не было игрушечных машинок и пистолетов, а всё было настоящее. У этих в игрушках – космические зонды. Они пишут доклады про экваториальные станции, про жилые модули... А взрослые игру понимают так: ---- Им играть положено – вот и пусть играют, прославляют наш лагерь и школу, готовятся к новым убедительным победам! ---- Уж как хотите, всё больше оторопь брала по ходу чтения. Не дети, а мутанты какие-то. Взрослые столько докладов про экваториальные станции не пишут! Ощущается ещё дыхание соцреализма, где все умные, победительные и целеустремлённые. Для сборника хочется более современных вещей. ТРЕТИЙ ДАР Логика поступков и разговоров престраннейшая. Узнав, что у кого-то есть Третий Дар, спросить про два первых и не поинтересоваться третьим – это как? «Потому что не поверила»? Притянуто за одно место. Вишь ли, даже у президента только два... не знаю, как там у них относятся к президентам, а для наших реалий это хохма. Как поведёт себя человек, узнавший, что у другого... ну, скажем, второй пупок? «А покажи». Несостоявшийся насильник приводит жертву в камеру, где уже есть арестант, чтобы потом, когда они подружатся, увести жертву в камеру пустую, для своего чёрного дела. Третьим Даром оказывается умение прощать. А что, так можно было? Зачем тогда злодей требует принести извинения и говорит, что они не нужны, так как он не умеет прощать? В финале, никак не раньше, выясняется, что прощать там не умеет – никто. Кроме необычайно одарённого мальчика... Но тут весь мир удивительный. Комары летят на свет свечки (а не на запах людей). Предохранения во время половой жизни не существует, и стоит начать – либо аборты, либо беременность и болезнь. Право мести осуществляется странными способами – испортить суп, напустить псориаз... Кажется, это стёб или абсурдистская сатира на наше общество. Потому что серьёзно воспринимать не получается. Но и не очень смешно. Последнее дело комиссара Дезиля Магический мир с заклинаниями и проклятиями. Убийство. Следствие. Всё держится в логике сеттинга, описывается по порядку, в нужном месте и в нужное время, правда, к финалу ничто не готовит. И непонятно, что будет дальше с ундинами и их детьми. Сгинут вместе с заканчивающимся миром? Будут жить в мире затопленном? Опять же, хотелось бы знать расположение коммун – где они находились по отношению друг к другу, если одна могла быть затоплена, а другие Катастрофа не затрагивала. Не впервые попадается такой детектив – в прошлом сборнике было «Алиби для демона», и там, кстати, тоже некоторые моменты никак не вытекали из вышенаписанного. Примем как закон жанра. Стереовода, тэги молодости и бессмертия, прочие магически-фэнтезийные штучки – здорово придумано. Завлекательный мир нарисован... если не считать завершение. Написано умело. Тяжёлое решение Рассказ силён финалом – в нём все противоречия достигают максимальной остроты. Вот действительно, никогда не знаешь, кто прав, кто ошибается. Племя, где родились? Племя, где приняли? Тот, кто хочет уйти и готов для этого пожертвовать и собой, и второй половиной – которая осталась ради него? Кому доверять, кого обмануть? Не хотелось бы сталкиваться с таким выбором в жизни. А герои столкнулись... Сама же история более-менее привычная, много таких, с племенами, живущими на природе того или иного вида, добывающими и воюющими, с врагами, которые могут стать друзьями, риском для жизни и тяжёлыми решениями. Всё реализовано на отлично. Вот только изредка бросалось в глаза: «Это, ведь», «А, ведь» – элементарщина. Ведь. Или авторский стиль такой? На три ладошки от печки Сибирская мистика, и, кажется, опять природа отплачивает – только в этот раз всё понятно, ко всем персонажам можно испытать сочувствие. Мальчик, умеющий видеть духов, но, как выясняется, забывающий кое-что из собственной жизни; подкидыш, разрывающийся между своей сутью и чужими богами; односельчане, переживающие чёрную полосу; отец, трудолюбивый и бережливый, полюбивший приёмную дочку... Очень зримая, переживательная история. Иллюзионист Сражение с фашистами в альтернативной реальности, где не крестятся, а «звездятся» (или в нашем мире тоже так делали и молились Ленину и Сталину?), и цирковой фокусник помогает морским пехотинцам стать невидимыми – вместе с кораблями. В кратком пересказе бредово, но в тексте захватывает. Правда, подробности боя тяжеловато нагромождены. И военные, только и говорящие, что о войне, победах над врагами, смелости и трусости, «я им из своего ППШ подпою, а ты из снайперской винтовки»... преувеличнная военность такая. Финал трогательный. Чуть полегче бы язык – был бы один из крутых в своей нише рассказов. Deus ex pluvia Долгая история запутанных отношений – то ли любовного треугольника, то ли четырёхугольника – сводится к загадке и разгадке личности Бориса. А он, оказывается, умеет иссушать! Право же, не стоило городить шесть страниц диалогов с разборками, кто кого любит и сколько это будет продолжаться, ради такого откровения. И даже ради душераздирающего финала с высыханием города. Вывертун и космическое свидание По итогу это смешная история с неожиданными поворотами и увлекательными деталями по пути. Но. До того, как история становится смешной, она проводит читателя такими закоулками авторской фантазии, что в них не мудрено потеряться. Первые страницы посвящены описанию планет-городов и еды, которая на них в моде. На краю всех этих планетарно-кулинарных подробностей маячит свидание ГГ с девушкой. Потом они – не шучу – смотрят фотографии предков, как в 50-х годах прошлого века. Когда в историю предков вклинивается квантовый рюкзак, становится интересно, но одни детали тянут за собой другие, а те – третьи, а там ещё, ну и девушка сбежала. Признаться, не удивляюсь. Если бы собрать эти города, имена, предметы, планеты, профессии, отношения, зверей, людей и остальное в стройную историю, получилось бы здорово. Пока – окрошка. Холод С холодной иронией. Мама крута, как босс мафии, и такая же чокнутая. Мир интересный – почти как наш, но с неожиданными мелкими и крупными отличиями. Что сулит обращение в «Арктику», можно предположить заранее, и предположения оправдываются. Покрутевшие прыщавые очкарики – типаж многообещающий, но почему-то они чаще всего перегибают палку и плохо заканчивают. Здоровая доля абсурда, призывающая не относиться к жизни серьёзно, даёт заряд бодрости. ВИЗИТ ГОСПОЖИ МЕЛЮЗИНЫ Незамысловато, но смешно, обставлено яркими характерами, вызывает восхищение как ловкость мошенничества, так и неожиданность этого для читателей. Минимальность фантдопа в последнее время пробуждает особые тёплые чувства к тексту. Тут ещё хорошо, что от оживления статуй горожане не ждали ничего из ряда вон выходящего – иначе финал вызвал бы разочарование: лучше бы и правда была колдунья и оживила. Но поскольку король стребовал бы все налоги, а Дева учинила бы вообще непонятно что – так лучше. Фатум Не просто история, а кусочек психологического опыта, наверное, любого человека – мечта о том, чтобы вернуться в прошлое, пережить ещё раз всё, что было впервые, обещало счастье; и вся жизнь впереди, и можно исправить ошибку, дать и получить второй шанс. Многие детали вставали перед мысленным взором ярко, как та заброшенная дача – словно из своей памяти. Другие, наоборот, отличались, не совпадали по настроению, но это уже частности. Главное – у Тима всё получилось, и теперь его ждёт будущее, которое он хотел иметь, а что оно принесёт – покажет время. Для тех кто поймет Это я люблю, это по мне: повод задуматься, не персонажи ли мы все, или лично я, или как минимум всё население того мира, который дан в рассказе. Потому что безумие со звонками самому себе – просто обязательный ход честного автора, показывающего, что он рассматривал разные варианты. При безумии список вызовов мог вообще оказаться пуст. Так что я за версию с игрой – её подтверждают и гопники: в реале маловато шансов одолеть одному троих, да так, что последний не убежал. Касаемо же нашего мира – его виртуальность была бы посложнее, чем игра. Но намёки всё равно ценные. Братья по разуму Отличная трагикомедия с подвохом, который пришлось ждать так долго, что казалось, его уже и не будет – уж очень много доказательств правдивости «потомков» привели – и вдруг подвох появился. И рептилоиды давно были дороги моему сердцу, а тут они такие ловкие и целеустремлённые. Если бы не шутка с читателем – орфография и пунктуация текста – можно было рекомендовать рассказ в сборник: при некоторой наивной прямолинейности, он в хорошем смысле поучителен, потому что показывает, насколько тщательно мошенники могут подготавливать свои аферы. Медитативные сны Мадонны Пересечение дилеммы о спасении нескольких ценой одного и «слезинки ребёнка». Тут постановка вопроса вроде и мягче – младенец не мучается, хотя неизвестно, как оно дальше повернётся – но и жёстче: риск значительный, а клиентам предлагается всего лишь чувство комфорта, безопасности и прочий релакс. Очень динамично, драматические и этические линии переплетаются между собой, загадка интригует, логика повествования присутствует в полной мере... что ещё? Марс описан ярко, со всей этой криминальной жизнью в катакомбах. В общем, смело можно снимать кино по рассказу. Очень хочется видеть в сборнике. Человек мой Так не честно: мне рассказывали комичную няшность с котиком и девочкой, а закончили отчаянной трагедией. Я начинаю понимать аудиторию фанфиков, где первым делом выдаются предупреждения: «Смерть главного героя». Эти герои показаны с их недостатками, непониманием друг друга, установлением контакта и, наконец, стремлением помочь друг другу... и тут одному дают погибнуть. Нет, понятно, что не обязательно всем историям хэппиэндить, и что в космосе чаще всего приходится «принести жертву Великой Пустоте», но всё равно печально. Печатайте, чего уж – пусть и другие порасстраиваются, не только же мне. Наша маленькая Украина Приключения маленьких людей в большом мире. Или уменьшившихся людей в мире, который остался как был. Кажется, уменьшение таит намёк на определённые политические события. И это, и другие косвенные признаки создают впечатление, что кого-то хотели задеть текстом, кого именно, не берусь судить. Задели, например, меня как любителя фантастики – считаю, что такие усилия могли быть потрачены с большей пользой. Упырь Немного глючная фантазия про дореволюционные времена, вроде предвещавшая мистику с потусторонними силами, а подарившая блох и супертехнологии, от которых эти блохи растут. И читать вроде интересно, но по окончании можно только порадоваться за Пахомыча и его почтовую блоху – а что там со всем остальным описанным, так и остаётся неизвестно. Джоконда Рассказ, оставляющий в философской задумчивости – настолько в нём привычные (чтобы не сказать штампованные) фантастические повороты сюжета, вставленные вдруг, как будто в случайном порядке. Летит корабль через червоточину – авария. Спасшиеся попадают на обитаемую планету – и тут же в плен к аборигенам. Аборигены говорят о жертве, но биться начинают между собой. Тут прилетели ещё наши, всех спасли, зато сами отдались русалкам. И что бы вы думали? Так они же попали в будущее, и аборигены – потомки людей! Заканчивается и вовсе надеждой на спасение, но насколько она оправданна, судить предлагается читателям... Конечно, мы тут все фантасты, а в фантастике может быть всякое, и даже такое. Но слишком уж резкие переходы от одной картины мира и обстоятельств к другой. Даже при том, что все предпосылки заявлены/заложены изначально. Восемнадцатый рубль Поначалу иронично и загадочно, «машина желаний» даже понравилась, но когда дошло до водки-матрёшки и двух шаров, вызвало досаду. Причём остальные-то фразочки весьма к месту: «Русские никогда не сдаются», «Сила есть – ума не надо». Чуть сбавить анекдотичность, получился бы не шедевр, но крепкий постапокалипсис. «В гостях у Кафки» Игра слов и упражнения в языке, каковыми текст набит под завязку. Рыжки в длину и Любвеобильные Девственники, «Кровавая мэрия» и Стасомихайловский монастырь – где-то можно улыбнуться, где-то пожать плечами. Фантастика ли это? Кто назовёт реализмом, пусть первый бросит в меня пачку банкнот (ну что, ну что, получилось у меня, как у автора?). Для того, чтобы рекомендовать этот рассказ в сборник, сборник должен быть ооочень объёмный.
|
| | |
| Статья написана 18 апреля 2020 г. 13:07 |
Четвёртый набор отзывов от Бульдозера.
=========================== Вместо кожи — червивая шкура Рассказ поначалу напоминает произведения 19-го века про путешественников по джунглям. Как ехали, мимо чего проезжали, откуда что свисало, что из-под чего вдруг выскочило – полный набор экзотической флоры и фауны. Много изобретений/приспособлений: щиток из рыбьего пузыря, облачение из кожи червя-грибоеда – тоже занятные детальки. Потом, когда упоминаются загадочные исчезновения – уже ближе к «Таинственному лесу». Правду сказать, идея о врагах, которых надо придумывать, «чтоб народ сплотился», не новая: такой гниловатый ход приходил в голову многим реальным и литературно-киношным «лидерам». Но насколько он эффективен? Ведь риск разоблачения тоже высок – вот как в данном случае. Заканчивается космическими робинзонами. Смотрится гармонично. Опять же, не очень верится в мотивы: разделиться, потом опять разделиться, объявить друг друга врагами, вместо убийства сбрасывать на сетку. Во всяком случае, мне показалось, что про сетку они знали, может даже, считали это оправданием себе. Иначе можно было убивать детей и предъявлять трупы для пущего эффекта... Но так или иначе, финал с живыми детишками комфортнее, чем финал с мёртвыми детишками. И лучше укладывается в относительно мирные картины поселенчества. Fleurs Fatales Мистика об экспедиции на остров, где можно увидеть умерших. Ну да, увидеть-то можно, да вот только. Очень легко и спокойно читается, с этими морскими-корабельными подробностями. Цветочки зловещие хорошо придуманы. Правда – но это голимая вкусовщина – миленько всё, матросы чуть ли не стихами говорят, мальчик по маме тоскует, девочку красивую встретил, да что там, даже зловещих цветочков никто не сообразил на родину захватить. Чтобы так, значит, в финале – вот, вашвеличество, доставлено для изучения, – а отправьте-ка в университет. Кстати, почему на корабле не было учёных, хоть тех же ботаников, тоже большой вопрос. Или военных – в тайной-то экспедиции. Впрочем, к сюжету бы они вряд ли что-то добавили. Но кроме моей вкусовщины – хороший текст. Марсиане Напряжённый рассказ врде бы с психологическим уклоном – как ведут себя люди в замкнутой группе в критической ситуации. Все элементы в наличии, все предсказуемы до зевоты: перепады настроений и мужские истерики; имитация прибалтийского акцента; распутность единственной женщины; расизм; пьянство, воровство, безумие и друг-друга-убивание; мрачный финал. Писано старательно, но вот ничегошеньки нового мне этот текст не сказал, и старое поведал без выражения, как будто протокол зачитывая. ---- Как, ты разве не знаешь, что нашинковать капусту — это практически написать письмо морзянкой?! ---- — вроде и забавно, а вроде и натужно. Здесь есть интригующий момент – правда ли это эксперимент, и всё подстроено, или «экспериментом» сознание пострадавшего пытается защититься от шока. Вот если бы остальное было так же хорошо. УБИТЬ ЦЕЗАРЯ Совершенно не понимаю, зачем нужно было писать про клюквенных американцев, если с тем же успехом шоу могли устраивать и смотреть русские. Многое можно списать на формат шоу: литературные диалоги и пафосные речи, кровавые подробности избиения пролетария и убийства Цезаря, комментарии профессора совсем как из каких-нибудь «Тайн воды», «одели» вместо «надели». Но у меня от всего этого «шоу» заболела голова. Восклицательных знаков, кажется, больше, чем точек и запятых. Толпа тупа. Ведущий не намного умнее. Если целью ставилось погрузить в мрачное настроение – цель выполнена. Если тут вроде как сатира – то намного смешнее, милее и короче «фильмы» из «Изобретения лжи», где с экрана просто зачитывались факты о разных исторических эпохах. Приказ славного Хабиса Ближневосточно-военно-политическое, сдержанное, как отчёты ЦРУ. Где-то меж всей этой суровой мужественности маячит джинн, уместившийся в надувную куклу «с тремя дырками». Джинн может исцелять и убивать. Как я понимаю, джинн и ифрит поменялись местами: джинн исцелил больную, ифрит поможет найти «огонь и металлы» . Рассказ со своей атмосферой. Она не по мне, но она есть. Скупая, будто случайная поэзия. Даже у чужаков найдутся общие интересы. Восточная сказка, которая ложь, да в ней намёк. ДЕВУШКА СО СКРИПКОЙ Насколько всё мрачно и кирзачно в «Приказе славного Хабиса», настолько нежно и эмоционально-скрипично здесь. Там автор разглядывает каждую деталь, поднося к глазам, здесь всё показано издалека, как бы сквозь дымку воспоминаний или через рассказ других свидетелей. И сглажено лебедями, дождями, ветром, музыкой, снежно-белым сиянием... смешанными браками и мулатами (метисами? гибридами?). Песенно-музыкальное настроение у текста. Перемирие было непредсказуемо, это хороший ход. Дальше немного ожидаемо – работа вместе, строим новую жизнь... хотя Непримиримые, опять же вместе терроризирующие население – тоже сюрприз. Им бы по отдельности, что ли. То, что ГГ с коллегой-пришельцем затевали пакость, планировалось как главная тайна, но почему-то не удивило. Финальная сцена – опять неожиданно. Словом, рассказ вышел с сюрпризами. То, что игра на скрипке кого-то остановила, конечно, очень сильное допущение, но – кто их знает, этих инопланетян. Художественный вымысел Привет классикам, с их лёгким юмором, высокоразвитыми инопланетянами, непостижимыми землянами и неожиданно трагическими развязками. Вот уж никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Знакомое блюдо приготовлено аккуратно, с соблюдением всех пропорций, мотивов и отношений, и вызывает ностальгический вздох по завершении «банкета». Такие рассказы должны появляться время от времени, чтобы напоминать, откуда вообще у нас (у некоторых, во всяком случае) появилось желание писать что-то самим. НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ Сочно и зрелищно написанная сказка. Или фэнтези, потому что тут и молнии из рук пускают, и ребёнка берут в заложники. Но такие милые сердцу детали – костяная нога, вороны, тина болотная, сказки про ступу с помелом – что атмосфера сказочная, несмотря на всякие столы, переворачиваемые движением руки, и отплёвывание кровью, прямо из голливудского кино. Не могу. Слабость у меня к сказкам. Демонетизация забвения Это прекрасный рассказ с ёмкой и изящной идеей. Если бы только не финал, оставивший меня в лёгком недоумении: на что были рассчитаны слова о нищете? Покойник задним числом сделался бы нищ, и его все полюбили бы за нестяжательство – поскольку суть заказа была в вызове любви к умершему? Или Бажов хотел просто сделать подлянку, махнув рукой на заказ и гонорар? Или там предстояли слова о том, что покойный раздавал всё заработанное народу, поэтому был нищ – и его полюбили бы за щедрость? Или, чего доброго, даны толстые намёки на кого-то реального, а мне, темноте, и невдомёк? Вот не знаю. Но, на удивление, рассказ от этого почти не хуже. «Непрерывность» Весь рассказ, по сути, это описание крутости ГГ, возрастающей по ходу дела и обрастающей подробностями. Сначала это невинная и приятная крутость, потом парень переедает чисел и начинает рвать и метать, точнее, побуждать к этому других. Ну, или рвание-метание существуют только в его поехавшем воображении. Сцена с мамочками и водителем, конечно, впечатляющая. Но она одна такая, а прочее не настолько мощно, чтобы читать ради финального вывода «даже тот, кто пытается разрушить систему, является её частью». Тепло Фантастика для программистов. А мне, как неспециалисту, было очень мало понятно во всех этих утилитах и алгоритмах рекомбинации. Часть понималась из контекста и тут же забывалась. Искусственный интеллект создаёт другой искусственный интеллект и делается менее эффективным. Идёт дооолгое, подроообное изучение проблемы и попутная туманная – романтика? Эмпатия? – между ГГ и главным программистом. И выясняется – что бы вы думали? – что ИИ-создатель «дарит тепло» созданному, на что уходит куча ресурсов, но она это не замечает. Вот почему при первом описании ситуации появляется мысль о матери и ребёнке, но меня ещё десяток страниц ублажают тех. подробностями? «Открыли чемодан, а там и правда шуршунчик». Кукушонок Мрачняк-депрессняк. Где подробно, где мимоходом описываются: издевавшийся над ребёнком отец, кошка, которую кто-то лишил глаз, сбитая машиной собака, вышедшее боком колдовство, вернувшийся тот самый садист-папаша, убийство друга, избиение матери... потом факты об убийстве матери и расчленении... и это ещё не всё... а? что? Там ещё были какие-то «изначальные»? Ну да, они высасывали людей, как нектар – что бы это ни значило. В финале рассказ выворачивает на «это был сон – а нет, не сон». Кажется, всё затевалось именно ради этого выворота. Но он совершенно не стоит того скопища жути, которое приходится одолеть по пути. Бедные сердечки На самом деле это рассказ о «мы в ответе за тех, кого приручили», но фраза ни разу в нём не встречается. И вообще идея не высказывается впрямую. И хорошо, потому что фразу давно истрепали, а ценные мысли не обязательно провозглашать с трибуны. Всего несколько слов – и всё понятно об отношении людей к живым существам: ---- Сердечки пользуются спросом, в конце февраля ими все урны забиты – ещё живыми и трепещущими. ---- А кроме того, это история о будущем с биотехнологиями и всё тем же вечным одиночеством, где так трудно найти человека, с которым хочется разделить жизнь. Красиво, написано без лишних слов, поэтому сюжет движется уверенно и не даёт заскучать. А какие наблюдения житейские! ---- Жить без Стаса было... если честно, не так уж невмоготу. Слегка непривычно и немного пусто, как будто из кухни убрали одну табуретку. ---- В общем, меня ещё с первого абзаца про тапки захватило и не отпускало. Светлая память Гоше. Девочка и выцветший мир Мило, весело, беззаботно. На незнакомые планеты можно лететь босиком и сразу же ходить по лужам. Всё легко – как в самой-самой молодости. Даже брокеры, избивающие старушку – это не трагедия, а та же старушка через несколько минут пригласит девушку работать у неё в будущем борделе (тут вспомнилась песня «Моя бабушка курит трубку» – там тоже бабушка продавала соседок в бордель). И очень весело происходит авария – переворачивается полный детей автобус, а они кричат «Йо-хоу!» и бьют друг друга по головам... Марихуроса – это круто. Виброкастет тоже ничего. Космобойщик, виртфон. Квазилампочка! «Было много новых слов». Да тут каждое слово хочется читать, не пропуская. И оказаться на месте (почти) любого персонажа – стать одним из жителей этого мира. И здесь даже есть сюжет: оказывается, девочка и местный бог давно заключили договор, что будут меняться местами. Теперь бог оставляет ей мир, а сам едет жить девчоночью жизнь. Так же глубоко, как незамысловато. За обеих девочек было радостно, будто за себя. Ребятишки Интересный экспериментальный текст, благодаря детским словам и обзывалкам очень долго сохраняется ощущение, что действуют дети и подростки. У меня оно сохранялось до упоминания седых волос Лидочки. Конечно, хочется перечитать второй раз, увидеть все намёки и неоднозначности, разложенные автором. В остальном более-менее привычный сюжет: постапокалипсис, который закончился, но страх остался, порождая обычаи и суеверия. Удивительно, как при таком инфантильном взгляде на жизнь Ребятишки всё-таки сохранили мотивации и поведение вполне взрослых людей: например, способность вырастить детей, умение провести небольшое расследование, применить знания. Удивительно, но всё равно достоверно. Успехов этому рассказу. В чужих глазах иное отражение Только ли мне показалось, что зеркала были кривые, и родители, из садизма ли и желания кого-то пошпынять, из надежды ли, что дочь останется с ними на всю жизнь, внушали Ядвиге, что она некрасива? Но девушку жаль, как ни погляди – любви в её жизни почти не было, даже инопланетянин бросил, поэкспериментировав (или они другим путём детей зачали?). Впрочем, дети сделали её счастливой, так что будем считать, что беды позади. Вот только финал оборванный, прямо на полуслове. Поплакала Ядвига, поназывала Сенечку разными ласковыми словами – и «конец фильма». Думайте сами, что было дальше. А ведь успело понравиться. В топе бы за такой финал рассказ съехал вниз места на два. Берри Бон Ощущение, что надо мной подшутили, подсунув главу из романа или повести – в предыдущих главах рассказывается, почему этот мир такой, а в следующих – что случилось потом. Мне же достался конец жизни Берри Бона и начало – ГГ и Джессики, да разъяснение сути Хмари. Даже «беспорядки минувшего года» упомянуты мельком, и вот уже письмо дрожит у ГГ в руке, а автор машет шляпой на прощание. Ну что, до свидания. А ведь столько интересного в этом фэнтези, где жена продаёт яды, а муж – противоядия, и где дети растут в квартале наёмных убийц... Надеюсь, роман всё же выйдет. Ты убьёшь меня осенью Постапоклипсис: выжило больше половины населения, да ещё появились зоны, обещающие некие смутные возможности. Честно говоря, у меня тоже в ТЦ иногда возникают мысли, что после катастрофы тут могли бы устроить жилища. Всё в логике описанного мира, но мотивы Марии покрыты мраком. То есть можно сразу догадаться, что она хочет телепортировать Диего обратно в США (хотя противоположная точка Земли была бы в Южной Америке, но ладно), но до сих пор неясно – зачем? Ну, сама туда же отправилась, но для этого не надо было ждать осень. Хотела проверить слух, что осенью Аномалия не действовала на американцев – и что? Чтобы Диего потом поубивал кого-то? Ну, брат вернулся осенью... брата хотела убить, что ли? Словом, тут какой-то хитрый, совершенно непонятный мне план. А в остальном приятный текст о странном строящемся новом мире. Вездец Политически-философски-аллегорическая мистика. Сначала были опасения, что подадут лютый бред – все эти Сферы, Подсферья, Неволи – но оказалась интереснейшая вещь. Все наслаждения, кроме последнего, читались с теплом в сердце. Потом скатилось в политику. Да, это было заложено в логику сюжета, однако, как по мне – оно того не стоило. Тем не менее, понравилось. Смелость и образность, намёк в финале на интересное развитие событий – запоминающийся рассказ. Бункер, полный яда Бункер был явно полон не только яда, но и опиума. Для народа. Потому что вся сталкерщина сводится к постройке церкви на свалке в качестве «возврата долга» за убийство брата. Кажется, примерно так рассуждают бандюганы, жертвующие кровавые деньги «на храм», но оказывается, и персонажам фантастических рассказов подобные идеи близки. Ну да ладно. Сам сюжет – поиск в странном месте неких ценностей – выдержан как нужно. Атмосфера есть, всё мрачно, грозно, пахнет плесенью и мокрыми крысами, держит нож у горла. Обманы и загадки нагромождены друг на друга, но в них можно разобраться. Для своего жанра, возможно, и неплохо.
|
| | |
| Статья написана 17 апреля 2020 г. 11:22 |
Следующая порция отзывов от AntonAbramov, уже четвёртая
============================== Девушка Бонда Бизнесмен от кино влюбился в актрису театра. Кино не то, и от театра одно название. И ради любимой (в этот момент ещё не совсем) бизнесмен решает поставить настоящий спектакль в настоящем театре. Получилось странно – холодновато, простовато-очевидно, концовка слабовата. Но в целом что-то есть.
ДЕВУШКА СО СКРИПКОЙ Первая реакция – и без полутонов можно потрясти, если талантлив. Белое и чёрное. Какого цвета ярость? А какого – ненависть? “Я памятник себе воздвиг нерукотворный”. А мелодия в чём-то круче слова. Это прямая речь сердца. И сердце было услышано. И слово сумело это передать, так что когда появилась убийца, я пытался справиться с комом в горле, промакивая полотенцем глаза. Очень сильный образ девушки со скрипкой на скале. Яркий, при том, что меня уже давно перенесли туда, и всё – прям на глазах. Иногда голос сердца так силён… – последний аргумент. Одно слабое возражение: “Через год родится ещё одна девочка-челомарес”. Эти слова были обращены к разуму, недвусмысленно намекая – чья это будет девочка. И чуть гасили эмоциональный всплеск. Не знаю, как, надо было и заканчивать, воздействуя на мои эмоции. Но и без этого – мастерская работа. Хотя последнее слово тоже гасит эмоции. Дело жизни Таблички на стволах – единственный полноценный элемент рассказа. Остальное – репортаж, из двух частей. Дар последнего слова Как по мне, это погремуха. Ради последнего абзаца. В котором не вижу никакого особого смысла. Джоконда Автору явно меньше 20. Кому ещё придёт в голову идея, которая до его рождения была так популярна. Прыжок не только в пространстве, но и времени. Встреча со своими соплеменниками, плюс гениально притянуты русалки. Очень слабо, во всех смыслах. Джонни Тик-Так В принципе неплохо. Присутствовал ритм, только я почему-то слышал тамтамы. Ритм в стиле Болеро – всё накручивая и накручивая темп. Красивая легенда на современный лад. Но что-то меня не проняло, вернее – не завлекло. Я так и не стал соучастником, сопереживателем. Так, отстранённый созерцатель. Может, так и задумано автором. Но я люблю по-другому, чтобы с мурашками, с эмоциональным взрывом. И потом – какой-то изюминки в идее не увидел. Глубины не почувствовал. Мелководье. Хотя и красиво. Для тех кто поймет Я не геймер, и было интересно. Даже ужаснуло – до чего может это дело довести. Но я не всё понимал, поэтому меня не затянуло в историю. И терзания героя совсем не трогали. Я просто получил художественно оформленную информацию. Извини автор, свои проблемы переложил на твои плечи. Дуболомы Зло наказано. Но смысл был бы, если бы это происходило везде, или лучше – в местах приметных, чтоб люди могли увидеть – кара есть. И тогда интересно – что с миром сталось бы? как он изменится? Можно, конечно, предположить, что старика так довели (а с ним и мать-Землю), что вот только сейчас его такие свойства проявились. Но из текста это не вытекает. Зато точно вытекает смакование карой, хоррором в чистом виде. Что мне не очень… Если очень захотеть Если бы парни всей земли Вместе собраться однажды могли Хором бы песню одну завели Миру присягу свою бы принесли, то всё было бы путём. Всё очень правильно, пресно, надуманно и потому ложно. Жажда – всё! Моральный такой рассказ. С неожиданным довеском в конце. Про вкус пепла во рту. С самого начала ясно было, что рубль Гришенька никому не отдаст. И что желания свои ценил очень высоко. Без довеска мораль была проста. А с ним – усложнилась. Мальчик обманулся в ожиданиях. Значит, впредь надо проверять. Как-то научиться проверять, прежде чем рубль за желание выложить. Кругом обманщики. Надо научиться проверять. Почему-то вспомнилось ленинское: УЧЁТ И КОНТРОЛЬ. Вырастет Гришенька настоящим коммунистом. Автор, а зачем ты такой рассказ нам подсунул? Да ещё дохляков каких-то изобразил? Узнать бы ещё кто твои родители…
|
|
|