Шестой сет от Бульдозера. Нынче нас радуют отзывами немногие.
================================================
Верочка и подлецы
Размышления о роли критиков в жизни писателей. Смысл заложен как минимум двойной, как кому нравится: можно считать, что критики делают писателей красивыми, умными и желанными – а можно видеть в критиках паразитов, которые просто помогают прокачать интеллект жалких тупиц-авторов.
Кстати, по итогу Верочка и правда не слишком умна, во всяком случае, крайне непрактична: столько ухнула в этого Псса, чтобы потом вывести, так и не дождавшись результатов. Но, кажется, все мы немного Верочки...
Хорошие человеки
В который раз про любовь, людей и кого таковыми считать, про то, как трудно найти своё место в этом мире и понимание у других – и хотя таких историй уже написано много, они, кажется, никогда не устареют, а рассказанные умело – и не наскучат. В данном случае всё как надо. Терпение, забота и человечность передаются из поколения в поколение в одной семье, хотя там и не кровные родственники, но для некоторых вещей важно родство сердец.
И чудо обязательно случится. И в него легко поверить.
Ыых и Вау
Первобытные люди придумывают слова для важных предметов, охотятся, хозяйничают, укладываются на шкуру, не даются в обман соседям и врагам, растят детей. Даже культурные запросы у них есть – вырезают из камня, лепят из снега... Всё описано с улыбкой, где-то драматичные моменты – например, когда отец лижет детей, чтобы попробовать на вкус, а мать его отгоняет, это да, уже серьёзно. Но – мы же здесь, а значит, наши предки как-то выжили, сумели преодолеть трудности, развивались потихоньку. Так что хэппиэнд в рассказе на своём месте.
Правда, не возьмусь судить, насколько текст актуален в разрезе современной фантастики. Но если место в сборнике найдётся, почему нет.
Рыйск
Ярко, увлекательно написанное... непонятно что. Каждая сцена в отдельности как раз понятна, естественна, можно ощутить себя на месте любого из персонажей – хоть Риты, хоть Белоногова, или пацана, говорящего «Прыгай!», или девушки, получившей неожиданное предложение уехать. Но каким образом от Риты и Черенка сюжет переходит к пьяному ангелу, а из разговора с москвичом следует прорыв дамбы, и как о прорыве догадался Белоногов, осталось тайной. Может, конечно, надо перечитать, чтобы разобраться, и это был бы тот случай, когда и во второй, и в третий раз перечитать не жалко, но ещё посмотрю.
Серые, в чёрную рябь
Про летающих людей написано уже столько, да полстолько, да ещё четвертьстолько, что, кажется, излетали этих людей вдоль и поперёк. Главное, что у 90% произведений общая интонация: романтически-философская, с нотками Макаревича «он любил её, она любила летать по ночам», обязательно кто-то не верит, кто-то не понимает, психиатры наверняка подъедут, ну и какой-нибудь Он или Она нарисуются... Нет чтоб крылатый машины угонял, или танец маленьких утят плясал, или башенный кран ремонтировал – всё тоньше и образнее, но и предсказуемее.
Здесь, правда, реализма больше, даже присутствует мошенничество, но всего лишь в виде попытки, а итог – та же потеря крыльев от стресса, кидание с крыши и ладно ещё спасение, но опять силами крылатой Её. Причём рассказ мне понравился, но только за счёт того, как написан, и изрядной доли реализма. А вот выбранная тема – не моя.
«Лосепёс»
Запутанный рассказ. Группа людей – туристы? – идут через лес, к ним прибивается собака-Хранитель, защищает их от «других» – призраков? живых мертвецов? – и уходит с людьми, отказавшись от своей части леса. Что случилось в этом мире, что «другие» и собаки так живо интересуются бродящими по лесу, и что там забыла такая разношёрстная компания? Откуда у собак умения, связи с другими Хранителями? Или в рассказе раскрываются тайны нашего, нынешнего мира?
Как бы то ни было, ощущения ГГ-рассказчика-пса переданы мощно. Привязанность к людям, верность, стремление спасти от всех бед – а если это невозможно, то остаться вместе до конца, каким бы он ни был. Тоска одиночестваи счастье принадлежности. Взаимодействие Хранителейи даже некие установившиеся отношения с «другими». Надежды нет, только немного радости напоследок. Но иногда и этого достаточно.
Рекордсмен
Метание молота на Луне – это, безусловно, фантастика. Написано с необходимыми деталями, даже увлекательно, хотя странно было читать, что молот утяжеляют с каждым новым рекордом, потому что иначе попадёт по зрителям. Как-то это... как заставлять шахматистов играть быстрее, а то зрители до туалета не добегут. Причём не знаю, на самом ли деле есть такое требование, или это придумка автора.
Страннейшие опечатки, которые можно списать только на невнимательность: «В вдруг», «сам руководитель корпорации Дмитрию Юрьевич Каратузов», «послали на Луну, как и нас с Норманом, – пасти своих роботами», «лунные пекицы» в смысле «пекинцы». Прямо как будто отправляли, не перечитывая.
А так неплохой текст с незаезженной придумкой. Не футбол – уже замечательно.
Кабинет
Мистика, которая обычно выглядит мрачно и зловеще – ну как же, у человека забирают его тело, а сознание оставляют в зазеркалье – здесь смотрится живенько, даже ироничные нотки проскальзывают. Сюжет же предсказуем настолько, что читатель сам может дописать, потому что повидали мы этих кабинетов, библиотек, подвалов и потайных ходов вместе с их зеркалами, шкафами и связками ключей столько, что и не сразу всё вспомнишь. Но здесь разыграно на уровне.
Лучшие из лучших
Роботы стали настолько умнее и приспособленнее людей, что позабирали всю работу, а теперь подбираются к хобби. Еду и деньги при этом не отняли – можно зависать в барах, заказывать пиццу с пивом, кататься на такси и вроде как жить в своё удовольствие, но удовольствия всё нет. Самореализация была важным фактором развития и ощущения полноты жизни, а её отняли.Вдобавок роботы не понимают тонкую душу человека, проявляющуюся в импровизациях и нарушении правил, в том числе ПДД.
Написано качественно, но не зацепило. Джаз – не моё ни грамма, ценность импровизаций в музыке могу понять умом, но не с точки зрения красоты или таланта. Движение цивилизации от постройки избы всем селом и стирки в корыте до умного дома меня скорее радует, чем вызывает тоску по временам, когда все ходили друг к другу в гости, а теперь ставят лайки... Не знаю, может, там всё из-за скорости прогресса: рванул, и вот уже программисты не у дел...
Но все качества, необходимые для сборника, у рассказа есть.
Свидание с Сикораксой
Отличный хоррор, красивый в своей жути: и туман, и театр с «костюмами» из человеческой кожи, и головы без этой самой кожи, и актёры-чудища. Да даже начало с куклой-предсказателем атмосферное. Страх подбирается медленно, как туман, и, кажется, так же пытается установить контакт с читателем, как обитатели тумана с людьми. По-своему, неумело, повторяя случайные слова и образы.
Рождество в Шамотном переулке
Это жуткий треш про несуразных людей, но такой родной, дарящий надежду, показывающий чудо – тоже жутковатое, но что-то подсказывает, что именно такие чудеса – настоящие. Знахарка-шарлатанка, крепко поддающий сапожник, женщина, пока не нашедшая место в жизни – и с ними происходит то, что переворачивает их судьбы. При том, что похмельное начало и «холерная» середина, да в принципе ничего в тексте, не предвещало такого счастливого поворота.
А какая здесь ожившая природа: зевака-луна, рассеянная старушка-зима... А какие детали – что поездные, что цирковые, что сапожные...
Нет, как хотите, а высший балл.
Последний день
Про поработителей-инопланетян уже давно отписались все классики и вроде как закрыли тему. Но инопланетяне время от времени порабощают вновь, и иногда вполне удачно – как в данном случае. Есть небольшие, но при желании устранимые недочёты: например, пока не очень понятно малодушие Бруллоха. Представитель (технически) высокоразвитой расы пугается угрозы подпалить ноги? Да даже если бы убить. Он же представляет, что будет, если землянин попадёт к чиновникам? Не знаю, мне кажется, здесь должны быть более серьёзные страхи. А то и мотивы помочь: он же делает всё, как от него требуют, и пояснения даёт.
Зато прекрасен Федул «ребята, я тишину люблю». И в целом старая тема выражена ностальгически.
Двойники
Кошмарные создания из другого мира, а также двойники, куда более опасные, потому что могут занять место реального человека. А самих людей съедают. Знакомый подбор действующих лиц, возможно поэтому и не очень страшно. В финале же и вовсе непонятно: кого ликвидировали? когда двойник Леона успел стать двойником Шефа? если там одна общая жуткая сущность на всех – то как и почему... Ну и порталы описаны расплывчато, а появление всё большего числа тварей не подчиняется никаким законам – и чего тут бояться, ясно же, что всем кранты.
Чужак
То ли фантастика, то ли история про психа – и надо сказать, ладно сочинённая и с очень вовремя и уместно вставляемыми деталями. В финале напряжение слегка спадает, хотя всё ещё ожидаешь то ли взрыв в ближайшее время, то ли понимание, что взрыв уже был, то ли осознание, что попутчик просто заморочил людям головы и сейчас сидит где-нибудь и веселится. Впрочем, эти попутчики бывают настолько разные, что парочке действительно повезло с подаренными им жизнями. Как они вообще не боятся брать в машины кого попало?..
Аль сафар
Длинные абзацы из неторопливых предложений. ГГ видит чувства. Взаимодействию с чувствами и посвящён сюжет.
---- Нет ничего страшнее женской похоти. Если мужская, насилуя жертву во сне, лишь заставляет тело жертвы извиваться в угаре своего тошнотворного смрада, то женская предстает во всей своей утонченной и безумной уродливости прямо посреди белого дня. ----
— из всех этих уродливостей и тошнотворностей улавливается только разница: одно случается ночью, другое днём. И то не факт, потому что и днём можно спать. Наистрашнейшесть женской похоти не доказана.
Мораль сей басни такова: конец света наступит потому, что люди ненавидят время.
Это, безусловно, фантастика. Причём такое сочинялось ещё тогда, когда фантастики в современном понимании не было, а были всякие Духи Забвения, приходящая ночью Совесть, преследующее по пятам Горе, «не я рублю – нужда рубит». И язык бывал столь же тяжеловесен, хоть и не всегда. Но цепляло посильнее, чем этот текст.
Вторая попытка
Рассказ об ответственности учёных за свои изобретения неожиданно превращается в рассказ о первом контакте – то ли с инопланетной формой жизни, то ли с инопланетными продвинутыми технологиями. Из этого мог бы получиться отличный новогодний мультфильм – причём и дурашливый, и, при желании создателей, хоррорный. Но в тексте все эти приключенья-злоключенья воспринимаются несколько однообразно, хотя и динамично. Потенциал же находки раскрыт на полшишечки.
…ПО ДЕЛАМ ЕГО
Опять каннибализм в космосе, как в прошлом отборе, только на этот раз коротко и без церемоний. Эмоционально впечатляет – меня, читателя. Но впечатлило ли Ника? Финал наступил так быстро, что судить невозможно: показали только, как он послушал и пошёл обедать.Слушает да ест. Может, даже обрадовался, что ест не честных-невиновных, а преступников.
Столько же вопросов к законности и этичности действий мстителя, а также к решению экипажа «Скайвэя»: воздуха не хватит на всех, тут четверо членов экипажа, там почти двести пассажиров – и? Что они могли бы сделать, чтобы избежать наказания? Сколько человек удалось бы спасти? Ничего не понятно. А вроде как следует дать моральную оценку.
И это не говоря об амнезии, взявшейся ни с того ни с сего. Но к ней можно пристегнуть какие-никакие препараты, которыми зачем-то накачали тех четверых.
А пока кроме человекоядства мне, можно сказать, ничего не дали.
Арктика на линии
Один поворот можно заподозрить с самого начала, у Дика это вообще наиболее популярный сюжетный ход: постап, минимум выживших, большие расстояния между поселениями... так кто их знает, сколько выжило на самом деле? Второй поворот неожиданнее, но и он попадался даже в советской фантастике, только там был якобы космический корабль, на котором сменялись поколения, и некоторые слишком любопытные пассажиры обнаруживали камеры, встроенные в светильники, а решившиеся на самоубийство уходили в «реактор», где на самом деле был выход в обычный мир.
Тут, конечно, не Дик, но читать было интересно.
Хальвдан Чёрный
Скандинавское фэнтези, атмосферное, с грозными, суровыми характерами и событиями. Моих знаний упомянутой мифологии недостаточно, поэтому попадание Хальвдана на корабль мертвецов стало сюрпризом. Но не скажу, что неприятным: полноценного сопереживания этому пыжащемуся от воинской доблести и захватнической гордости потомку богов у меня не возникло. Однако он весьма органичен в рассказе, как и все остальные персонажи и сцены. Читалось очень легко.
Фирс
История не просто цепляющая, а хватающая. Молодой человек, что-то вроде прогрессора в альтернативном прошлом, изучает, вживается, но только внешне, подражательно – а менталитет у него свой, из будущего. Ну и просто неопытность в жизни. И вот он, как и подобает молодому барину, переживает короткую интрижку с прислугой, а дальше не особо вдумывается, что с девушкой произошло. И ребёнка воспринимает как первопричину своих бед...
Но финал обнадёживает. Правда, кто бы сказал Николеньке, что кормилица нужна не на следующей неделе, и даже не завтра, а уже вчера. Чем кормил младенца Фирс – загадка. И всё же есть ощущение, что всё образуется. Ведь девочка – уже член семьи.
Жажда – всё!
В странном мире, где люди выгорают и могут рассыпаться в прах, а потом за ними является Харон, мальчик решает одну из первых своих моральных задачек: помочь другому или купить стакан газировки. Найденная монета, кажется, тоже нашлась не случайно, а попала к нему – от ещё одного дохляка? – в общем, слегка сомнительным способом. Нет?
И все метания мальчика, и его эгоизм показаны очень здорово. Вот только непонятно, в чём суть этих обращений дохляков за помощью к живым. Такое обращение непременно нужно удовлетворить? Или там важно успокоить умирающего? Допустим, но что, в самом деле, ждать от ребёнка? Пока нет более чётких данных, эгоизм выглядит вполне здравым и естественным для школьника.
Так что двоякое впечатление от рассказа. Будь побольше информации, и сопереживания стало бы больше.
Просто добавь воды
Объяснялка на шести страницах, полстраницы из которых занимает вход участников совещания в зал и установление связи с профессором. Остальное подаётся так, что все повороты максимально предсказуемы. Это как если бы показали фокус, но продемонстрировали всю подготовку к нему, установку реквизита, закладывание карт в рукав, и только потом: «Абракадабра». А абракадабра вся испарилась, как та красная пыль.
А ведь если красиво обставить, получилась бы и интрига, и фокус, и неожиданность. Потенциал у задумки есть.
Отбор
При чтении показалось, что главное качество, необходимое для отбора – терпение. Потому что даже мне было утомительно читать речи этого Спеца, объясняющего критерии отбора – а ведь их оба отобранных знали и так. И будто этого мало, ГГ ещё вспоминает дополнительно, как всё проходило.
Цели отбора – вполне из подростковой фантастики: один должен спасти целый мир. Для своего жанра пойдёт.
Финальная фраза подняла настроение. Да, это было классно, хоть и слегка похоже на анекдот «Смотрит, а слова водой смыло». Но здесь анекдот заиграл новыми красками.
Черный зверь
Трогательно – об инопланетном монстре, с которым подружился мальчик, о самопожертвовании, точнее, странных законах существования этих монстров, о привязанности и защите. Было? И не раз. Стал ли данный конкретный рассказ от этого хуже? Нет, просто в яркости и свежести потерял, а эмоции хороши.