Знай я до начала чтения, знай я до того, как почти дочитаю, что это только первая часть, не уверен, что приступил бы.
Но я начал читать и не жалею. Ниже — попытка отзыва, мои мысли по поводу.
Первое и основное.
Мне понравилось. Уж точно я не стал бы посвящать роману специальную статью, будь иначе.
Здесь интересные, живые герои. Начиная с главных и заканчивая принципиально эпизодическими.
Некоторые куски — на мой взгляд — весьма сильны по своему эмоциональному воздействию. Они продирают. Такое случается со мной не часто, и с каждым годом всё реже. Я доволен.
Второе и необязательное — что мне не понравилось
Автор вправе прислушаться, а вправе и пройти мимо.
Итак:
— Самая смехотворная претензия. Язык произведения избыточно красив. Мне это кажется искусственным. Скорее всего, это чисто личное, индивидуальное. Я поэтому не слишком тороплюсь читать Олди.
Очень красивый язык, хотя и не без огрехов. В одном месте меня кольнул избыток былья, в других — редкие, но существующие анахронизмы. Такие, как "господи" — а ведь мифология и космогония мира не предполагает единого дога-творца. Такие, как "чай" и чаепитие вообще. Чай подразумевает Китай и пришедшую с Востока культуру чаепития, чего в романе нет даже намёком. Путь, превращающийся в наезженный тракт. Для меня тракт — именно наезженная дорога, следовательно, плеоназм.
Ну, и прочее подобное, чего я уже не вспомню.
— Герои говорят очень значительные вещи, умные, наполненные смыслами. Они никогда не выглядят глупыми, они не путаются в показаниях и прочее. Правда, тут я слегка противоречу собственному утверждению и живости героев. Не знаю, бывает.
Внутренняя рефлексия, поступки живы, диалоги живы не всегда.
— Роман расползается, распадается на части. В моём восприятии, конечно. Множество героев и события с ними связаны очень опосредованно. Например, первая часть. Нарайн и завоеватели. Что, собственно, даёт она? Разумеется, кроме понимания, чей же сын Адалан, откуда его способности, в чём его трагедия. Да, но заслуживает ли представление, понятие такого объёма и деталировки? Не знаю, мне показалось, что часть слегка выбивается. То же самое можно сказать и про все прочие части. Действие прыгает от героя к герою, действие хорошее, интересное, события забавные и смешные, но они мало связаны между собой.
Нет сквозной идеи, сквозного сюжета. В моём, опять же, представлении.
— Конфликты. Ведь каждому герою должен сопутствовать конфликт. Я обнаружил конфликты Адалан — его сила и Армин — Жадиталь. Остальные скрыты, смазаны, не проявлены. Хотя есть. Например, внутренний конфликт Хранителя.
— Который я выделяю отдельным пунктом.
Они получают жизненную силу и здоровье из окружающих их боли и страданий.
Они умирают с радостью, забирая страдания тех, кого хранят.
Здесь я вижу противоречие. Возможно, я слишком испорчен и циничен, но такое сочетание маловероятно. Из первого должна последовать жесточайшая диктатура Хранителей, их притеснение всех, кто вокруг, причинение страданий всем, до кого возможно безопасно дотянуться.
Из второго — очень быстрое вымирание самой расы оборотней-эмпатов. Казус слега никем ещё не отменён.
Но мне всё равно понравилось.
Надо бы продолжать, собирать сюжетные линии воедино.
Иначе какая-то "Война и мир" получается:))