Зеркальная волна Вал


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «bbg» > Зеркальная волна. Вал второй
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Зеркальная волна. Вал второй

Статья написана 18 апреля 2020 г. 13:07

Четвёртый набор отзывов от Бульдозера.

===========================

Вместо кожи — червивая шкура

Рассказ поначалу напоминает произведения 19-го века про путешественников по джунглям. Как ехали, мимо чего проезжали, откуда что свисало, что из-под чего вдруг выскочило – полный набор экзотической флоры и фауны. Много изобретений/приспособлений: щиток из рыбьего пузыря, облачение из кожи червя-грибоеда – тоже занятные детальки.

Потом, когда упоминаются загадочные исчезновения – уже ближе к «Таинственному лесу». Правду сказать, идея о врагах, которых надо придумывать, «чтоб народ сплотился», не новая: такой гниловатый ход приходил в голову многим реальным и литературно-киношным «лидерам». Но насколько он эффективен? Ведь риск разоблачения тоже высок – вот как в данном случае.

Заканчивается космическими робинзонами. Смотрится гармонично. Опять же, не очень верится в мотивы: разделиться, потом опять разделиться, объявить друг друга врагами, вместо убийства сбрасывать на сетку. Во всяком случае, мне показалось, что про сетку они знали, может даже, считали это оправданием себе. Иначе можно было убивать детей и предъявлять трупы для пущего эффекта...

Но так или иначе, финал с живыми детишками комфортнее, чем финал с мёртвыми детишками. И лучше укладывается в относительно мирные картины поселенчества.


Fleurs Fatales

Мистика об экспедиции на остров, где можно увидеть умерших. Ну да, увидеть-то можно, да вот только.

Очень легко и спокойно читается, с этими морскими-корабельными подробностями. Цветочки зловещие хорошо придуманы. Правда – но это голимая вкусовщина – миленько всё, матросы чуть ли не стихами говорят, мальчик по маме тоскует, девочку красивую встретил, да что там, даже зловещих цветочков никто не сообразил на родину захватить. Чтобы так, значит, в финале – вот, вашвеличество, доставлено для изучения, – а отправьте-ка в университет. Кстати, почему на корабле не было учёных, хоть тех же ботаников, тоже большой вопрос. Или военных – в тайной-то экспедиции. Впрочем, к сюжету бы они вряд ли что-то добавили.

Но кроме моей вкусовщины – хороший текст.


Марсиане

Напряжённый рассказ врде бы с психологическим уклоном – как ведут себя люди в замкнутой группе в критической ситуации. Все элементы в наличии, все предсказуемы до зевоты: перепады настроений и мужские истерики; имитация прибалтийского акцента; распутность единственной женщины; расизм; пьянство, воровство, безумие и друг-друга-убивание; мрачный финал. Писано старательно, но вот ничегошеньки нового мне этот текст не сказал, и старое поведал без выражения, как будто протокол зачитывая.

---- Как, ты разве не знаешь, что нашинковать капусту — это практически написать письмо морзянкой?! ----

— вроде и забавно, а вроде и натужно.

Здесь есть интригующий момент – правда ли это эксперимент, и всё подстроено, или «экспериментом» сознание пострадавшего пытается защититься от шока. Вот если бы остальное было так же хорошо.


УБИТЬ ЦЕЗАРЯ

Совершенно не понимаю, зачем нужно было писать про клюквенных американцев, если с тем же успехом шоу могли устраивать и смотреть русские.

Многое можно списать на формат шоу: литературные диалоги и пафосные речи, кровавые подробности избиения пролетария и убийства Цезаря, комментарии профессора совсем как из каких-нибудь «Тайн воды», «одели» вместо «надели». Но у меня от всего этого «шоу» заболела голова. Восклицательных знаков, кажется, больше, чем точек и запятых. Толпа тупа. Ведущий не намного умнее.

Если целью ставилось погрузить в мрачное настроение – цель выполнена. Если тут вроде как сатира – то намного смешнее, милее и короче «фильмы» из «Изобретения лжи», где с экрана просто зачитывались факты о разных исторических эпохах.


Приказ славного Хабиса

Ближневосточно-военно-политическое, сдержанное, как отчёты ЦРУ. Где-то меж всей этой суровой мужественности маячит джинн, уместившийся в надувную куклу «с тремя дырками». Джинн может исцелять и убивать.

Как я понимаю, джинн и ифрит поменялись местами: джинн исцелил больную, ифрит поможет найти «огонь и металлы» .

Рассказ со своей атмосферой. Она не по мне, но она есть. Скупая, будто случайная поэзия. Даже у чужаков найдутся общие интересы. Восточная сказка, которая ложь, да в ней намёк.


ДЕВУШКА СО СКРИПКОЙ

Насколько всё мрачно и кирзачно в «Приказе славного Хабиса», настолько нежно и эмоционально-скрипично здесь. Там автор разглядывает каждую деталь, поднося к глазам, здесь всё показано издалека, как бы сквозь дымку воспоминаний или через рассказ других свидетелей. И сглажено лебедями, дождями, ветром, музыкой, снежно-белым сиянием... смешанными браками и мулатами (метисами? гибридами?).

Песенно-музыкальное настроение у текста.

Перемирие было непредсказуемо, это хороший ход. Дальше немного ожидаемо – работа вместе, строим новую жизнь... хотя Непримиримые, опять же вместе терроризирующие население – тоже сюрприз. Им бы по отдельности, что ли. То, что ГГ с коллегой-пришельцем затевали пакость, планировалось как главная тайна, но почему-то не удивило. Финальная сцена – опять неожиданно.

Словом, рассказ вышел с сюрпризами. То, что игра на скрипке кого-то остановила, конечно, очень сильное допущение, но – кто их знает, этих инопланетян.


Художественный вымысел

Привет классикам, с их лёгким юмором, высокоразвитыми инопланетянами, непостижимыми землянами и неожиданно трагическими развязками. Вот уж никогда не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. Знакомое блюдо приготовлено аккуратно, с соблюдением всех пропорций, мотивов и отношений, и вызывает ностальгический вздох по завершении «банкета». Такие рассказы должны появляться время от времени, чтобы напоминать, откуда вообще у нас (у некоторых, во всяком случае) появилось желание писать что-то самим.


НА СВОЕЙ ЗЕМЛЕ

Сочно и зрелищно написанная сказка. Или фэнтези, потому что тут и молнии из рук пускают, и ребёнка берут в заложники. Но такие милые сердцу детали – костяная нога, вороны, тина болотная, сказки про ступу с помелом – что атмосфера сказочная, несмотря на всякие столы, переворачиваемые движением руки, и отплёвывание кровью, прямо из голливудского кино.

Не могу. Слабость у меня к сказкам.


Демонетизация забвения

Это прекрасный рассказ с ёмкой и изящной идеей. Если бы только не финал, оставивший меня в лёгком недоумении: на что были рассчитаны слова о нищете? Покойник задним числом сделался бы нищ, и его все полюбили бы за нестяжательство – поскольку суть заказа была в вызове любви к умершему? Или Бажов хотел просто сделать подлянку, махнув рукой на заказ и гонорар? Или там предстояли слова о том, что покойный раздавал всё заработанное народу, поэтому был нищ – и его полюбили бы за щедрость? Или, чего доброго, даны толстые намёки на кого-то реального, а мне, темноте, и невдомёк?

Вот не знаю. Но, на удивление, рассказ от этого почти не хуже.


«Непрерывность»

Весь рассказ, по сути, это описание крутости ГГ, возрастающей по ходу дела и обрастающей подробностями. Сначала это невинная и приятная крутость, потом парень переедает чисел и начинает рвать и метать, точнее, побуждать к этому других. Ну, или рвание-метание существуют только в его поехавшем воображении.

Сцена с мамочками и водителем, конечно, впечатляющая. Но она одна такая, а прочее не настолько мощно, чтобы читать ради финального вывода «даже тот, кто пытается разрушить систему, является её частью».


Тепло

Фантастика для программистов. А мне, как неспециалисту, было очень мало понятно во всех этих утилитах и алгоритмах рекомбинации. Часть понималась из контекста и тут же забывалась.

Искусственный интеллект создаёт другой искусственный интеллект и делается менее эффективным. Идёт дооолгое, подроообное изучение проблемы и попутная туманная – романтика? Эмпатия? – между ГГ и главным программистом. И выясняется – что бы вы думали? – что ИИ-создатель «дарит тепло» созданному, на что уходит куча ресурсов, но она это не замечает.

Вот почему при первом описании ситуации появляется мысль о матери и ребёнке, но меня ещё десяток страниц ублажают тех. подробностями? «Открыли чемодан, а там и правда шуршунчик».


Кукушонок

Мрачняк-депрессняк. Где подробно, где мимоходом описываются: издевавшийся над ребёнком отец, кошка, которую кто-то лишил глаз, сбитая машиной собака, вышедшее боком колдовство, вернувшийся тот самый садист-папаша, убийство друга, избиение матери... потом факты об убийстве матери и расчленении... и это ещё не всё... а? что? Там ещё были какие-то «изначальные»? Ну да, они высасывали людей, как нектар – что бы это ни значило.

В финале рассказ выворачивает на «это был сон – а нет, не сон». Кажется, всё затевалось именно ради этого выворота. Но он совершенно не стоит того скопища жути, которое приходится одолеть по пути.


Бедные сердечки

На самом деле это рассказ о «мы в ответе за тех, кого приручили», но фраза ни разу в нём не встречается. И вообще идея не высказывается впрямую. И хорошо, потому что фразу давно истрепали, а ценные мысли не обязательно провозглашать с трибуны. Всего несколько слов – и всё понятно об отношении людей к живым существам:

---- Сердечки пользуются спросом, в конце февраля ими все урны забиты – ещё живыми и трепещущими. ----

А кроме того, это история о будущем с биотехнологиями и всё тем же вечным одиночеством, где так трудно найти человека, с которым хочется разделить жизнь.

Красиво, написано без лишних слов, поэтому сюжет движется уверенно и не даёт заскучать.

А какие наблюдения житейские!

---- Жить без Стаса было... если честно, не так уж невмоготу. Слегка непривычно и немного пусто, как будто из кухни убрали одну табуретку. ----

В общем, меня ещё с первого абзаца про тапки захватило и не отпускало.

Светлая память Гоше.


Девочка и выцветший мир

Мило, весело, беззаботно. На незнакомые планеты можно лететь босиком и сразу же ходить по лужам. Всё легко – как в самой-самой молодости. Даже брокеры, избивающие старушку – это не трагедия, а та же старушка через несколько минут пригласит девушку работать у неё в будущем борделе (тут вспомнилась песня «Моя бабушка курит трубку» – там тоже бабушка продавала соседок в бордель). И очень весело происходит авария – переворачивается полный детей автобус, а они кричат «Йо-хоу!» и бьют друг друга по головам...

Марихуроса – это круто. Виброкастет тоже ничего. Космобойщик, виртфон. Квазилампочка! «Было много новых слов». Да тут каждое слово хочется читать, не пропуская. И оказаться на месте (почти) любого персонажа – стать одним из жителей этого мира.

И здесь даже есть сюжет: оказывается, девочка и местный бог давно заключили договор, что будут меняться местами. Теперь бог оставляет ей мир, а сам едет жить девчоночью жизнь.

Так же глубоко, как незамысловато. За обеих девочек было радостно, будто за себя.


Ребятишки

Интересный экспериментальный текст, благодаря детским словам и обзывалкам очень долго сохраняется ощущение, что действуют дети и подростки. У меня оно сохранялось до упоминания седых волос Лидочки. Конечно, хочется перечитать второй раз, увидеть все намёки и неоднозначности, разложенные автором.

В остальном более-менее привычный сюжет: постапокалипсис, который закончился, но страх остался, порождая обычаи и суеверия. Удивительно, как при таком инфантильном взгляде на жизнь Ребятишки всё-таки сохранили мотивации и поведение вполне взрослых людей: например, способность вырастить детей, умение провести небольшое расследование, применить знания. Удивительно, но всё равно достоверно.

Успехов этому рассказу.


В чужих глазах иное отражение

Только ли мне показалось, что зеркала были кривые, и родители, из садизма ли и желания кого-то пошпынять, из надежды ли, что дочь останется с ними на всю жизнь, внушали Ядвиге, что она некрасива? Но девушку жаль, как ни погляди – любви в её жизни почти не было, даже инопланетянин бросил, поэкспериментировав (или они другим путём детей зачали?). Впрочем, дети сделали её счастливой, так что будем считать, что беды позади.

Вот только финал оборванный, прямо на полуслове. Поплакала Ядвига, поназывала Сенечку разными ласковыми словами – и «конец фильма». Думайте сами, что было дальше.

А ведь успело понравиться. В топе бы за такой финал рассказ съехал вниз места на два.


Берри Бон

Ощущение, что надо мной подшутили, подсунув главу из романа или повести – в предыдущих главах рассказывается, почему этот мир такой, а в следующих – что случилось потом. Мне же достался конец жизни Берри Бона и начало – ГГ и Джессики, да разъяснение сути Хмари. Даже «беспорядки минувшего года» упомянуты мельком, и вот уже письмо дрожит у ГГ в руке, а автор машет шляпой на прощание.

Ну что, до свидания. А ведь столько интересного в этом фэнтези, где жена продаёт яды, а муж – противоядия, и где дети растут в квартале наёмных убийц... Надеюсь, роман всё же выйдет.


Ты убьёшь меня осенью

Постапоклипсис: выжило больше половины населения, да ещё появились зоны, обещающие некие смутные возможности. Честно говоря, у меня тоже в ТЦ иногда возникают мысли, что после катастрофы тут могли бы устроить жилища.

Всё в логике описанного мира, но мотивы Марии покрыты мраком. То есть можно сразу догадаться, что она хочет телепортировать Диего обратно в США (хотя противоположная точка Земли была бы в Южной Америке, но ладно), но до сих пор неясно – зачем? Ну, сама туда же отправилась, но для этого не надо было ждать осень. Хотела проверить слух, что осенью Аномалия не действовала на американцев – и что? Чтобы Диего потом поубивал кого-то? Ну, брат вернулся осенью... брата хотела убить, что ли? Словом, тут какой-то хитрый, совершенно непонятный мне план.

А в остальном приятный текст о странном строящемся новом мире.


Вездец

Политически-философски-аллегорическая мистика. Сначала были опасения, что подадут лютый бред – все эти Сферы, Подсферья, Неволи – но оказалась интереснейшая вещь.

Все наслаждения, кроме последнего, читались с теплом в сердце. Потом скатилось в политику. Да, это было заложено в логику сюжета, однако, как по мне – оно того не стоило.

Тем не менее, понравилось. Смелость и образность, намёк в финале на интересное развитие событий – запоминающийся рассказ.


Бункер, полный яда

Бункер был явно полон не только яда, но и опиума. Для народа. Потому что вся сталкерщина сводится к постройке церкви на свалке в качестве «возврата долга» за убийство брата. Кажется, примерно так рассуждают бандюганы, жертвующие кровавые деньги «на храм», но оказывается, и персонажам фантастических рассказов подобные идеи близки.

Ну да ладно. Сам сюжет – поиск в странном месте неких ценностей – выдержан как нужно. Атмосфера есть, всё мрачно, грозно, пахнет плесенью и мокрыми крысами, держит нож у горла. Обманы и загадки нагромождены друг на друга, но в них можно разобраться. Для своего жанра, возможно, и неплохо.





165
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх