Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Леонид Смирнов» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 19 января 2024 г. 19:45

СЕКЦИЯ ФАНТАСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

18 декабря 2023 года в Петербургском доме писателя состоялось третье в сезоне 2023/2024 совместное заседание Секции фантастики и литературной сказки и Секции научно-популярной, документальной и публицистической литературы. Его тема: «Зачем писателю Союз писателей?».

2 – Святослав Логинов


Сначала выступил Святослав Логинов, который поздравил с приемом в Союз писателей Санкт-Петербурга старосту нашей студии Татьяну Берцеву. А потом началась традиционная «пятиминутка хвастовства», которая на сей раз очень сильно затянулась. Первым вышел вперед неутомимый творец текстов Андрей Буровский с научно-популярными изданиями «История русского народа» и «Дракон московский» (о Петре Первом) (М.: Наше Завтра, 2023 – обе книги). А также он рассказал о своем комментарии к новому изданию знаменитого романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Следом свои научно-популярные книги представила столь же плодовитая наша коллега Людмила Лапина. Одна из них тоже посвящена первому русскому императору: «Память о Петре Великом в Ленинградской области» (СПб.: Родные просторы, 2022). Вторая принесенная ею книга — «Страницы Петербургского текста (Историко-биографические очерки к 320-летию Санкт-Петербурга)» (СПб.: Союз писателей Санкт-Петербурга, 2023).

3 – Андрей Буровский; 4 – Его книги; 5 – Людмила Лапина; 6 – Ее книга «Страницы петербургского текста»


Злата Ленник представила коллективный сборник «Петербургский детектив (Антология короткого рассказа)» (М.: RUGRAM, 2023), в котором был опубликован ее фантастический детектив «Кролик вне подозрений». Юлия Шутова похвасталась авторской книгой «Вот вы и вернулись» (Саратов: Амирит, 2023). Очередную острую публицистическую книгу представил Иван Карасев – «Я жгу Париж (Корни французского протеста)» (СПб.: Концептуал, 2024).


7 – Злата Линник; 8 – Сборник «Петербургский детектив»; 9 – Юлия Шутова; 10 – Ее книга «Вот вы и вернулись»; 11 – Иван Карасев; 12 – Его книга «Я жгу Париж»


Вслед за ним Татьяна Берцева похвасталась рассказом «Как класс в лес ездил» в сборнике прозы и поэзии «Живи играя!» (СПб.: Северо-Запад, 2023) и миниатюрами «Задание для кислородного мира» и «Тэдпул за краем» — в альманахе фантастики «Полдень» (выпуск 32). Затем Павел Цыпленков предъявил свой очередной труд – книгу «Интеллигентные люди. Линии жизни (мужская)», а председатель фантастической секции Тимур Максютов похвастался участием в широко известном сборнике «Депрессия. Торг. Писательство (Самая честная книга о писательстве)» (М.: Крафтовая литература, 2022). Поднялся со своего места и наш дорогой друг Святослав Логинов, потрясая томом №1 из пятитомной энциклопедии «Пестово», в которой ему посвящена одна из статей и помещены несколько миниатюр. Выпустило энциклопедию краеведческое общество «Наследие Пестово».

13 – Татьяна Берцева; 14 – Сборник и альманах с ее участием; 15 – Книга Павла Цыпленкова; 16 – Тимур Максютов; 17 — Сборник «Депрессия. Торг. Писательство»; 18 – Святослав Логинов с энциклопедией «Пестово»


Закончилась «пятиминутка хвастовства» презентацией творчества гостьи секции Елены Шумары, преподавателя института имени Герцена. Она принесла в Дом писателя роман «Если я буду нужен» (М.: АСТ, 2021) (https://fantlab.ru/edition311142), который стал лауреатом «Национальной литературной премии», коллективную сказочную повесть «Ларискины и тайна перевернутой пирамиды» (М.: АСТ, 2019) (https://fantlab.ru/edition295349), у которой в авторах указаны Катя Матюшкина и ее друзья, а также журнал «Аврора» №2 за 2023 год с подборкой стихотворений «У таких, как мы, в голове салют». Елена немного рассказала о себе и своем творчестве и объявила, что хотела бы вступить в Союз писателей Санкт-Петербурга.

19 – Елена Шумара; 20 – Ее книга «Если я буду нужен»; 21 — Коллективная сказочная повесть «Ларискины и тайна перевернутой пирамиды»


Наконец мы, изрядно утомленные издательскими победами наших коллег, добрались до основной темы заседания. В президиум вызвали троих фантастов, которые были готовы что-то рассказать о значении Союза писателей, – Александра Мазина, Юлию Шутову и вашего покорного слугу. Сначала председатель Секции Тимур Максютов сделал краткий экскурс в историю взаимоотношений российских писателей и их формальных и неформальных объединений, особо остановившись на Союзе писателей СССР. Затем А.Мазин выступил с большой, красивой речью, где было много совершенно правильных слов. Если воспринимаешь писательский союз как сообщество единомышленников, то он нужен литератору для общения с интересными людьми и просто товарищами по перу, для дальнейшего продолжения профессиональной учебы, а вовсе не получения неких преференций. Впрочем, информация о новых литературных проектах и премиях еще никому не помешала.

Ю.Шутова сосредоточилась на конкретном проекте издания своими силами коллективных сборников, куда бы входили произведения членов Союза писателей Санкт-Петербурга. Она полна энергии и планов. Я же рассказал о моих собственных причинах поступления в Союз. К маю 1998 года, когда я прошел приемную комиссию во главе с Борисом Стругацким, у меня сорвалось несколько крупных издательских проектов и было очень важно заручиться признанием если не издателей, то хотя бы собратьев по перу. Вдобавок это было, по сути, юридическое закрепление свершившегося факта, ведь я к тому времени больше 16 лет входил в актив Секции, уже давно став там «своим человеком», и успел проучиться в трех литературных семинарах и студиях, открытых при нашем Союзе.

22 – А.Мазин, Л.Смирнов, Ю.Шутова и Т.Максютов


ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ БАЛАБУХИ

27 декабря 2023 года в том же самом Доме писателя прошло третье в сезоне заседание Литературной студии имени Андрея Балабухи. Его тема – выполнение литературного задания, которое подготовила соруководитель Студии Елена Ворон. Позволю себе процитировать его текст.

«Задание: пишем диалог.

Ваши герои нашли сундук (коробку, бутылку и т.п.), где, как они считают, находятся сокровища либо нечто опасное. Они обсуждают, как открыть сундук (коробку и т.д.) и надо ли вообще это делать. По желанию добавляем финал: что из этого вышло.

Объем – не более 2.500 знаков.

Обращаем внимание на

1) выбор слов,

2) сложность и длину предложений,

3) эмоциональную окраску,

4) НЕМНОГОЧИСЛЕННЫЕ авторские ремарки (фыркнул, отчеканил, осторожно предложил, ныл, канючил и прочее).

Подчеркиваем: главная задача — обеспечить речевую индивидуальность персонажей в основном за счет умело выстроенной прямой речи, а не авторских ремарок.

Пользуемся широким спектром возможностей, например:

Уважаемые коллеги, обращаю ваше внимание: обнаружен неизвестный предмет.

Мужики, там какая-то х….

Ребят, гляньте: че за фигня?

Мальчики! Тут какая-то фигулька странная!»

24 – Елена Ворон


Заседание началось со вступительного слова моего соруководителя Елены Ворон. Она говорила о специфике прямой речи. Особо подчеркнула необходимость умелой стилизации. Важный технический момент: фразы в прямой речи не могут быть слишком длинными – персонажам должно хватать дыхания. Речевые ошибки в репликах могут иметь место, только если это специально задумал автор. Также необходимо учитывать специфику мужского и женского коллектива. В диалогах женщин должно быть больше эмоций, уменьшительно-ласкательных слов, более тонких описаний цвета и так далее.

Затем студийцы начали зачитывать свои тексты. У Валерия Шлыкова в диалоге участвовали сразу четыре персонажа: уголовник, профессор, ответственный работник и дурачок, который в конце концов попал в рай. Вадим Кузнецов тоже не ограничился двумя персонажами, что было бы куда проще, а замахнулся на четверых. Он написал историю о трех гномах и драконе. У него в тексте было очень много авторской речи, а значит, нарушено главное требование задания. По ходу обсуждения написанного им диалога возник разговор о речевой доминанте.

25 – Валерий Шлыков; 26 – Вадим Кузнецов


Алексей Шелегов написал юмористический диалог и как всегда блестяще играл голосом. Его герои – инопланетяне Пальтиус и Глазиус, которые безуспешно пытались разобраться в трофейной человеческой технике. В отличие от предыдущего текста здесь авторский речи было немного. Автору следовало бы сделать еще более индивидуальной речь, но для небольшого рассказа и так неплохо. У недавно принятой в нашу студию Анастасии Емельяновой персонажей обнаружилось целых пять и это уже был явный перебор. Их голоса сливались в хор. В ходе обсуждения автору дали немало ценных советов.

27 – Алексей Шелегов; 28 — Анастасия Емельянова


Олег Монахов принес на Студию старинную медную шкатулку, которая фигурировала в его диалоге. Вероятно, он пытался хитрым приемом отвлечь внимание слушателей от собственно текста. Автор населил диалог четырьмя персонажами — какое-то волшебное число. Их оказалось многовато, например, девочка своими репликами оказалась весьма похожа на взрослую женщину. В диалоге обнаружились слишком длинные и сложные фразы и очень много авторской речи. И наконец Татьяна Берцева зачитала текст «Правда на помойке». Речевой дефект одного из персонажей с гарантией обеспечивал ему речевую индивидуальность, но лично я в рамках задания считаю такой прием слишком легким решением проблемы. В качестве аналогичного примера я напомнил студийцам фантастическую повесть Сергея Павлова "Чердак Вселенной".

29 — Олег Монахов; 30 – Древняя шкатулка; 31 – Татьяна Берцева


ПРОЩАНИЕ С НИКОЛАЕМ РОМАНЕЦКИМ

16 января 2024 года в Доме писателя состоялся вечер памяти и поминки нашего друга и товарища по перу Николая Михайловича Романецкого (26.06.1953-10.01.2024). Собрались родные, друзья и коллеги Коли, вспоминали его, рассказывали о своих встречах с ним, о совместной учебе в семинарах Бориса Стругацкого и Ф.Суркиса, на студии А.Балабухи и А.Бритикова, о совместной работе над журналом и альманахом «Полдень», на конвенте «Интерпресскон», в оргкомитете «АБС-премии», в издательствах НТПО «Борей» и «Северо-Запад», а также в великом множестве других творческих проектов, вспоминали написанные им книги фантастики и иных жанров. А потом мы выпили за помин его души…

32 – Друзья Николая Романецкого на прощании с ним


Статья написана 29 декабря 2023 г. 17:09

СЕКЦИЯ ФАНТАСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

20 ноября 2023 года в Петербургском доме писателя состоялось второе в сезоне 2023/2024 совместное заседание Секции фантастики и литературной сказки и Секции научно-популярной документальной и публицистической литературы.

Традиционная «пятиминутка хвастовства» на этот раз надолго не затянулась. Сначала выступил ваш покорный слуга, представляя изданную в октябре 2023 года фантастическую дилогию «Хамелеон» (https://fantlab.ru/edition403624), о которой я уже писал на Фантлабе 17 ноября.

1 – Тимур Максютов и Александр Железняков; 2 — В первом ряду (слева направо) — Владимир Ларионов, Елена Ворон и Ирина Кучеренкова; 3 — Леонид Смирнов с дилогией «Хамелеон»


Затем гость секции Инна Девятьярова представила сборник исторической фантастики «Балканский венец» (том 3) (https://fantlab.ru/edition389996), составленный Вуком Задунайским и изданный в 2023 году в Москве (T8 RUGRAM). В него вошла повесть Девятьяровой «Драконова книга» (с.397-452).

4 – Инна Девятьярова; 5 – Обложка книги; 6 – Иллюстрация Александра Павлова к «Драконовой книге»


И вот настало время перейти к основной теме заседания – творческому вечеру председателя секции фантастики Тимура Максютова в связи с десятилетием творческой деятельности, которую он отсчитывает с момента издания первой авторской книги. Максютов энергично, весьма художественно и с немалым юмором живописал свое детство и юность, службу в армии и непростую жизнь на гражданке, потом перешел к рассказу о творчестве. К нашему великому сожалению, он боялся не уложиться в отведенное время и оставил за бортом своего выступления 5/6 подготовленной им истории. Затем с места поднялась дочь его покойного друга актриса Екатерина Селиванова, которая с большим воодушевлением прочитала два несомненно талантливых стихотворения Тимура Максютова.

7 – Рассказывает Тимур Максютов; 8 – Екатерина Селиванова читает стихи Максютова


Уже после завершения этих выступлений мы смогли неспеша познакомиться с отдельными книгами из немалой галереи выпущенных Максютовым авторских книг. Среди них были два сборника фантастических рассказов («Дочери звезд» (https://fantlab.ru/edition274709) и «Пасынки войны» (https://fantlab.ru/edition277795)), вышедшие в свет в 2020 году в издательстве T8 RUGRAM в серии «Стрелы миров», приключенческий роман «Спасти космонавта» (https://fantlab.ru/edition197064), изданный в 2017 году московским издательством «Вече» в серии «Офицерский роман. Честь имею», две сказки из цикла «Капелька» («Капелька и Старый Корабль» (https://fantlab.ru/edition214299) и «Космические приключения Капельки» (https://fantlab.ru/edition206635)), выпущенные в 2017 году в петербургском издательстве «Антология» в серии «Мой удивительный мир», а также научно-популярная книга «Рыцари льда» (https://fantlab.ru/edition264373), вышедшая в 2019 году в том же издательстве в серии «Буду чемпионом».

9-12 – Некоторые книги Максютова


Главный герой творческого вечера продемонстрировал присутствующим на нем коллегам широчайший творческий диапазон и умение достичь качественного результата практически в любом литературном направлении. Поэтому все восемь литературных премий, которыми на сегодняшний момент удостоен труд Максютова, были присуждены ему за различные произведения нескольких жанров и направлений…


ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ БАЛАБУХИ

22 ноября 2023 года в том же Доме писателя прошло второе в сезоне заседание Литературной студии имени Андрея Балабухи. Его тема – вечер короткого рассказа (как и в октябре). Это нормальная ситуация для осени, когда студийцы еще не раскачались и не представили на суд соучеников и соруководителей свои произведения крупной формы или подборки рассказов.

На заседании присутствовала гость студии Анастасия Емельянова.


На сей раз участники студии зачитали и обсудили четыре весьма непохожих рассказа. Первым на ристалище вышел Вадим Кузнецов с дневниковым рассказом «Моя бессмертная жена». Обсуждение его было горячим. Замечания – разноплановыми. В начале рассказа был обнаружен полный набор литературных штампов. Повествование показалось монотонным, психологические портреты персонажей отсутствовали, были отмечены логические проколы. В качестве варианта спасения текста было предложено расписать его в повесть. Мой сопредседатель Елена Ворон, напротив, предложила рассказ сократить, убрав второстепенные темы. Она отметила, что в нем нет ударного финала. Я же сказал, что смерть главной героини совершенно не работает на сюжет. При этом рассказ мне напомнил ухудшенный вариант Свифтовской истории о струльдбругах — бессмертных и беспамятных стариках, описанных в знаменитом "Путешествии Гулливера".

Фантасмагорический рассказ Алексея Шелегова «Ася» вызвал несопоставимо меньше критических замечаний. Тем более, что подача материала была высоко художественной. Константин Гуляев заметил, что текст ему напомнил то ли Салтыкова-Щедрина, то ли Тургенева. Я бы сказал: одновременно и того, и другого. А наш фант-критик Валерий Шлыков слегка припечатал автора, мол, метафора у него вышла жуткая. Может, и так. Но рассказ все равно получился.


15 – Вадим Кузнецов; 16 — Алексей Шелегов


Настала очередь Валерия Шлыкова представить товар лицом. Юмореска «Восьмидесятимиллиардный» о чудовищном перенаселении Земли на поверку оказалась классической сатирой — почти фельетоном. Она состояла из непрерывной череды изряднейших гипербол, которые не выдерживали никакой проверки формальной логикой. Весь вопрос: а стоит ли в таких случаях применять логику в качестве инструмента литературного исследования?.. Стоит, вот только логика бывает разная. У сатиры она своя, особенная.

И наконец Григорий Лебедев зачитал свой рассказ-«сон» под весьма банальным названием «Сон». Написан он был в далеком 2009 году и действительно является записанным на бумагу сном. А это уже не литература, а некий поток ночного полубреда. В.Шлыков предложил убрать в финале авторские пояснения. По моему мнению, это бы рассказ не спасло. Фантастический элемент по ходу сна менялся неоднократно, всякий раз не развиваясь до логического конца или хотя бы до какого-то осмысленного результата. Еще одна из высказанных мною мыслей такова: для фантасмагории слишком убогая фантазия, для мало-мальски логичного сна слишком мало логики. Кто-то наверняка скажет, что сон не бывает логичным. Позволю себе не согласиться. Некая внутренняя логика должна содержаться в абсолютно любом литературном произведении.

17 — Валерий Шлыков; 18 – Григорий Лебедев


Статья написана 17 ноября 2023 г. 19:15

В материале от 10 июня 2022 года я писал:

«Не бывает ничего вечного. Вот и мой юбилейный проект №1 подошел к концу. В мае 2022 года вышла в свет последняя книга проекта — роман "Воскреснут только живые". Таким образом, в ходе проекта, начавшегося в 2018 году, за четыре года были изданы все восемь запланированных томов.

Напомню, что основная идея юбилейного проекта, приуроченного к моему шестидесятилетию, — дописать все недописанные (по разным причинам) и издать все недоизданные циклы моих романов.

В состав юбилейного проекта вошли: трилогия о черном археологе "На руинах Галактики", написанная в 2001-2003 годах, звездная опера в трех томах "Империя. RU", начатая в 2011-2012 годах и дописанная в 2020 году, а также дилогия "Последний и-чу", созданная в 2001 и 2006 годах и окончательно завершенная в 2021 году. Тираж у всех восьми томов одинаковый — 120 экземпляров, издательство одно и то же — "Аураинфо @ Группа МИД" (Санкт-Петербург). Все книги богато иллюстрированы художницами Марианной Алферовой и Галиной Маас».

С тех пор миновало полтора года и пришло время запустить юбилейный проект №2, приуроченный к моему предстоящему шестидесятипятилетию. Основная идея проекта ничуть не изменилась, однако порой очень хочется спустя много лет переиздать старые вещи, которые прошли испытание временем. Разумеется, переиздать на новом уровне — с твердой, цветной обложкой, цветными форзацами, множеством отличных внутренних иллюстраций, профессионально написанным послесловием, а порой и с дополнительными материалами в приложении. Чтобы такое издание стало подлинно академическим, не хватает только научных комментариев.

Новый проект будет поскромнее предыдущего. Я надеюсь в течение четырех лет выпускать по книге в год. А его первой книгой стала фантастическая дилогия "Хамелеон", вышедшая в свет в издательстве ТЦ АНОК "Борей-Арт" в октябре 2023 года.

Первый роман ("Венчание Хамелеона") я закончил в далеком 1993 году — ровно три десятка лет назад. В тексте были использованы идеи более ранних рассказов (1982 и 1985 годов), а работа с перерывами шла долгие четыре года (с 1990 по 1994 год). Продолжение дилогии (роман "Боги Хамелеона") было создано после ощутимого перерыва — в 1996-1997 годах и отличается от начального романа по душевному настрою и жанровой принадлежности. Если "Венчание Хамелеона" — типичная "твердая" фантастика, то по ходу сюжета "Богов Хамелеона" "твердая" фантастика превращается в гибрид с галактическим фэнтези. Впрочем, как известно, чудесами кажутся те проблемы мироздания, которые пока не может объяснить современная наука. И с течением времени область чудесного в нашей жизни понемногу сужается или хотя бы смещается в сферы, все менее понятные простым смертным.

Дилогия могла выйти в петербургском издательстве "Азбука", однако в 1997 году наше сотрудничество прервалось, так и не дойдя до стадии выхода книг. В результате первое издание дилогии датировано 1999 годом. Фактически книга вышла в начале 2000 года в Творческом центре "Борей-Арт" (Санкт-Петербург). Издана она была за счет автора — маленьким тиражом, мелким шрифтом, в мягкой обложке с полусупером (https://fantlab.ru/edition57865). Иллюстрировала это издание художница и писательница Марианна Алферова.

В 2014 году возникла возможность издать на государственные деньги солидный том избранных сочинений (в твердой обложке, с иллюстрациями, тиражом 500 экз.). Я решил включить туда первый том дилогии. К тому времени я услышал немало критики в адрес первой главы "Венчания Хамелеона". Дескать, страницы о говорящем кефире написаны настолько натуралистично (и потому убедительно), что после прочтения стало невозможно спокойно смотреть на молочные продукты. А, главное, такой текст в принципе отпугивает читателей и издателей. Этакая нервическая реакция наиболее чувствительных читателей. После долгих сомнений я пошел навстречу критике и полностью переписал первую главу романа. Именно в таком виде роман и вошел в новый авторский сборник. Прошло время, и я услышал новую порцию критики. Дескать, второй вариант начальной главы гораздо хуже первого: менее логичен, менее оригинален, а говорящий (образумленный) кефир — это здорово. Словом, нельзя было идти на уступки впечатлительным дамочкам... Вот и пойми, на чьей стороне правда. Впору издать сразу два разных "Венчания..." — для двух категорий читателей.

Итак, в 2015 году в тандеме петербургских издательств «Группа МИД» и "АураИнфо" вышел в свет толстый том моих избранных сочинений "Возвращение с берега" ("лучшее из раннего") (https://fantlab.ru/edition170441). В нем были использованы иллюстрации Марианны Алферовой к нескольким моим произведениям разных лет.

Однако, в душе автора осталась глубокая неудовлетворенность. Хотелось переиздать дилогию целиком и, желательно, с обоими вариантами первой главы "Венчания...". И вот в рамках юбилейного проекта №2 такая возможность появилась. Настоящее издание — еще более толстый том (680 стр.) с цветной обложкой и форзацами, 21 внутренней иллюстрацией замечательной художницы Галины Маас, послесловием Михаила Шавшина "Камо грядеши" и начальным вариантом первой главы "Венчания Хамелеона" — в приложении. На 4-й странице обложки размещена фотография автора и его краткая автобиография.

1 — Обложка книги


Леонид Смирнов

Хамелеон

СПб.: ТЦ АНОК "Борей-Арт", 2023г.

Тираж: 100 экз.

ISBN: 978-5-7187-1034-2

Тип обложки: твердая

Страниц: 680

Описание:

Фантастический роман-дилогия.

Содержание:

Леонид Смирнов. Венчание Хамелеона (роман), c. 3-360

Леонид Смирнов. Боги Хамелеона (роман), c. 361-641

Михаил Шавшин. Камо грядеши (послесловие), с.642-652

Приложение:

Леонид Смирнов. Повестка (1-я редакция первой главы Венчания Хамелеона), с.653-676


М.Шавшин выступая в роли литературного критика, известного своими работами о братьях Стругацких и Андрее Балабухе, написал капитальное послесловие, постаравшись копнуть поглубже. Не со всеми его идеями относительно моей дилогии я согласен, хотя кое в чем сделанные им открытия меня приятно удивили. Как бы там ни было, это его собственное произведение (и одновременно исследование), и я не имею никакого права вмешиваться в творческий процесс, пытаясь поменять по личному вкусу его плоть и кровь.

Привожу несколько фрагментов послесловия...

"Рано или поздно в жизни каждого человека наступает время подведения итогов. У людей творческих оно случается намного чаще, потому что бытие созидателей многопиково, после каждой взятой высоты требуется осмыслить результаты и полученный опыт. Иначе не будет дальнейшего развития.

Леонид Смирнов окунулся в эту неизбежность с головы до пят еще на раннем этапе своего творчества. Дилогия «Хамелеон» демонстрирует сей факт с фатальной неотвратимостью. Первый роман создан на взлете творческого процесса, а второй — как раз на спаде. И разница между ними вполне осязаема. Если «Венчание Хамелеона» — ничем не ограниченный разгул воображения, то «Боги Хамелеона» — уже серьезная попытка выстраивания непротиворечивого мироустройства, имеющая целью объяснить вдумчивому читателю, почему с нашим безжалостно исковерканным будущим, придуманным автором, случилось именно то, что случилось.

(...)

Вот тут-то и начинается настоящее буйство авторского воображения. Как говорится, танцуют все! Есть из кого и чего выбирать. Во-первых, сколько возможностей заложено в описании разнообразных групп людей, сумевших выжить и объединенных в Линии, которые сформированы по типам мутаций и способу существования, их укладов, непростых отношений между собой и весьма смутных перспектив развития. Во-вторых, вольное изображение самосовершенствующегося сообщества андроидов, когда-то призванных контролировать и регулировать развитие Линий, а в итоге оставшихся без хозяев. В силу неумолимых обстоятельств деградации человечества роботы берут всю власть в свои руки. И, наконец, в-третьих, воссоздание природных катаклизмов, превратившихся в обыденность, вроде «бродячих» джунглей, пожирающих все на своем пути, разверзающихся под ногами пустынь или — не приведи Господь! — непостижимых зон вырожденного пространства.

А две магистральных идеи – деление осколков человечества на Линии с целью приостановить мутации, локализовать их и попытаться управлять ими; и возникновение Каньона — области вырожденного пространства, которая в совокупности с другими такими же объектами образует Большой Каньон, охватывающий всю Солнечную систему и позволяющий — при некоторых навыках — перемещаться внутри нее. Первая идея дает автору повод рассматривать обособленные сообщества людей-мутантов под различными углами с точки зрения социальных связей и шансов на дальнейшее развитие. Вторая служит трамплином для читателей, ведь что такое вырожденное пространство и какими свойствами оно может обладать, на сегодняшний день не знает никто. Какой чудесный простор для сотворчества! Леонид Смирнов воплощает эти идеи в образы со свойственным ему размахом. Естественно, в голове главного героя при знакомстве со всей этой грядущей экзотикой возникает не самая радостная мысль: «П-подавиться можно таким будущим».

И кипят в нем (будущем) ничуть не меньшие страсти, чем в наше бурное время. Протекторы ООН — реформеры и консервисты — бьются насмерть за власть, то есть право решать, кому из мутантов эволюционировать дальше, а кому сгинуть, не оставив следа. Совсем как потерявшие берега политики в нынешнюю пору. На стороне и тех, и других — представители различных Линий, в зависимости от интересов. А если учесть, что Алексей Рогов, он же Первочел, единственный носитель чистых генов в этом обезображенном мире, его хотят либо сохранить любой ценой, либо — уничтожить. Ничего себе попал наш современник! Врагу не пожелаешь. Мы-то в XX веке с трудом, но понимаем друг друга. А что в предложенном нам автором послезавтрашнем жутком дне? У линейристов нет точек соприкосновения. Они по определению не понимают друг друга в силу совершенно разнонаправленных мутаций. Ну, какие могут быть общие интересы, скажем, у ходунов, способных жить лишь в вырожденном пространстве, и лешаков, ухитрившихся слиться с изгаженной природой; или у акванов, освоивших водные глубины, и огнецов, обживших воздушные пространства; не говоря уж о мирмиконах и ноганах.

(...)

Накрутил автор интриг и конфликтов — будь здоров! Понятное дело: надо как-то разрубать узел. Ведь не просто ради фарса Леонид Смирнов выдумал такое будущее. Вторая книга просто напрашивалась. И она была написана четыре года спустя. Уже на самом первом спаде творческого процесса, как утверждает сам автор. Однако, получилась она более сложной и даже двухслойной. Вопреки спаду или благодаря ему? Скорее, благодаря. Ведь в такие минуты автор начинает упорно размышлять и надеяться не столько на полет воображения, сколько на логику, здравый смысл и ранее обретенные знания, опирающиеся еще и на опыт. Именно эти три фактора, сложенные воедино, и подтолкнули Леонида Смирнова к созданию теории устройства и концепции развития мира, в котором оказался его герой.

(...)

Как же так получилось, что Леонид Смирнов, бодро начав повествование со вполне себе научно-фантастического посыла, к его финалу скатился на чистую метафизику? Сказалось все-таки влияние творческого кризиса? Не без этого. Однако, по словам Федора Ивановича Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые!» Вероятно, самые наболевшие вопросы приходят на ум именно в трудные времена, остальное — полет воображения, не требующий особых переживаний. Но и многие ответы на такие вопросы находятся в области пока недосягаемого, поскольку, не отгадав смысл главных: «Кто мы? Откуда пришли? Куда идем?», цивилизация не в состоянии определить цель своего существования. То есть она не сформулировала основную свою задачу. Вот мы и возвращаемся каждый раз обратно, наступая на одни и те же грабли. И герои Смирнова здесь не исключение. А как иначе, если смысл утерян.

Вот и думайте теперь, что же должно понять для себя человечество, дабы избежать всеобщей гибели".

2 — Первый форзац книги; 3 — Второй форзац книги


А вот моя аннотация к первому роману:

В романе «Венчание Хамелеона» описаны приключения нашего современника в далеком будущем. В результате глобальной экологической катастрофы человечество безвозвратно распалось на десятки мутантных линий, которые все больше удаляются друг от друга и порой яростно соперничают за ресурсы. Центральное руководство на Земле осуществляет правительство человекообразных роботов-андроидов. Оно расколото на фракции, которые ведут между собой смертельную борьбу, правда, с одной и той же целью: возрождения человечества. Весь вопрос в методах ее реализации.

Главный герой романа, Алексей Рогов окажется последним чистокровным человеком на планете, носителем уникальных здоровых генов. Он сходу попадает в эпицентр событий — «между молотом и наковальней». Пытаясь выжить и понять окружающий его мир, он сталкивается с невероятными мутантами, приговаривается к казни, снова и снова чудом спасается от неминуемой гибели, летает в космос, сражается, влюбляется, сам фантастическим образом мутирует...

4-14 — Иллюстрации Галины Маас к роману "Венчание Хамелеона"


И аннотация ко второму роману:

Роман «Боги Хамелеона» — прямое продолжение первого романа.

В качестве Чрезвычайного и Полномочного представителя ООН Алексей Рогов ведет переговоры с самыми удивительными мутантными линиями наследников человечества, всякий раз при этом метаморфируя причудливым образом и подвергаясь смертельной опасности. Он и представить себе не может, что в его собственной жизни и жизни его близких наступает крутой поворот. Ему предстоит встреча с могущественными богами Млечного Пути. И на просторах Галактики вокруг него завяжется целый клубок циклопических противоречий и развернется настоящая война Богов. Спасая себя и свою семью, Рогову предстоит испытать поразительные приключения.

Описание жизни Пантеона и противоборства его богов интересны сами по себе, они выводят действие романа на принципиально новый уровень.

15-24 — Иллюстрации Галины Маас к роману "Боги Хамелеона"


Статья написана 3 ноября 2023 г. 19:04

СЕКЦИЯ ФАНТАСТИКИ И ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

16 октября 2023 года в Петербургском доме писателя состоялось первое в сезоне 2023/2024 совместное заседание Секции фантастики и литературной сказки и Секции научно-популярной документальной и публицистической литературы. Его темой был объявлен разговор о возможностях электронных площадок самиздата. Завершало вечер традиционное открытие сезона.

Непременная «пятиминутка хвастовства» на сей раз затянулась и стала едва не центральным событием вечера. У наших коллег за четыре каникулярных месяца накопилось немало публикаций самого разного плана. Мы в основном остановимся на тех, что имеют отношение к фантастике. Но не только…

Ярко отметился неутомимый профессор Андрей Буровский, решив представить нашему вниманию несколько своих книг, включая знаменитый томик «Образы Петербурга» (СПб.: 2019) (https://www.labirint.ru/books/705055/). В нем «Петербург показан как географический феномен. Как пространство, в котором обитают люди. Город подобно живому существу отбирает людей, а отобранных воспитывает и формирует. Люди организуют пространство? Да, но далеко не случайно. Их гением и их трудом месторазвитие Петербурга начинает "работать" еще более интенсивно».

А также Буровский похвастался новой статьей «Путешествие с «Книжным маяком», вышедшей в газете «Книжная лавка писателей» №89 от 30 сентября 2023 г. В статье он рассказал об августовском «фестивале для читающих людей» — «книжном поезде», который проехал почти через всю огромную страну — от Москвы до Владивостока, и о встречах известных писателей с читающей публикой.

1 – Андрей Буровский; 2 – Его книга «Образы Петербурга»; 3 – Газета с его статьей «Путешествие с «Книжным маяком»


Свою новую работу представила Марианна Алферова — рассказала о вступительной статье и подробнейших комментариях (на 98 стр.) к уникальному переизданию книги А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» (М.: АСТ, СПб.: Астрель-СПб, 2023. Серия «Шедевры мировой литературы») (https://fantlab.ru/edition378662). Это был воистину огромный труд, завершившийся блестящим результатом.

4 – Марианна Алферова; 5 – Книга Стругацких


Роман Караваев (псевдоним Михаила Шавшина) похвастался фантастическим романом «За порогом» — третьим (завершающим) романом цикла «Меняющие реальность» (СПб.: Беляевский фонд поддержки и развития литературы, 2023) (https://fantlab.ru/edition398464). Автор долго не мог донести до читателей целиком всю свою трилогию, и я искренне рад за него.

6 – Роман Караваев; 7 – Его книга


Гость Секции Марина Бойкова-Гальяни представила несколько своих книг, из них две — относящиеся к жанру фантастики. Это сборник фантастических рассказов «Правда Отто Фримана» (https://www.litres.ru/book/marina-boykova...) и роман «Звезда астронавта» (первая книга цикла «Голубая планета») (https://www.litres.ru/book/marina-boykova...).

8 – Марина Бойкова-Гальяни; 9 – Ее фантастические книги


Елена Ворон, Татьяна Берцева и Ирина Денисовская представили новые сборники рассказов «Сердце осени. Истории, рожденные Эддом Картье» (https://ext-4668134.livejournal.com/12930...) и «Музыка тет-а-тет» (https://author.today/post/394516?ysclid=l...), где опубликованы рассказы этих наших авторов. В первом сборнике представлены рассказы Ирины Денисовской «Змея пустыни Нилум», «Лорд и книги», «Скрипка для мумии»; Татьяны Берцевой – «Наследник подскального сада» и «Научный подход», а также Елены Ворон – «Рыцарь Лунного Света». Во втором сборнике отметились Татьяна Берцева с рассказом «Вуаль с бабочками» и Елена Ворон с отрывком романа «Подземный-Каменный» под названием «Танец Эр-Ветра».

10 – Татьяна Берцева и Ирина Денисовская


Кроме того, Елена Ворон предъявила коллегам целых четыре номера (весьма редкий случай!) журнала «Наука и жизнь», в которых вышла ее новая фантастическая повесть «Если мир опрокинется» (№№ 6-9 за 2023 год). Надо отметить, что журнальный вариант короче исходного больше чем вдвое и сильно отличается от него по содержанию и идее. Оригинальная повесть называется «Когда мир опрокинулся» и представляет собой психологическую драму с печальным финалом, а в журнале опубликована авантюрная повесть, оканчивающаяся на оптимистической ноте. Удивительны порой бывают превращения текстов.

11 – Номера журналов с повестью Елены Ворон


Наконец участники заседания перешли к основной теме заседания — разговору о возможностях электронных площадок самиздата. Выступали сооснователь портала электронной литературы «Литмаркет» Никита Аверин и наша коллега Юлия Шутова. Она рассказала о своем опыте взаимодействия с «ЛитРесом», особо остановившись на том, что именно лично ей нравится в работе с этим сайтом.

12 – Никита Аверин; 13 – Юлия Шутова (рядом — Александр Железняков)


ЛИТЕРАТУРНАЯ СТУДИЯ ИМЕНИ АНДРЕЯ БАЛАБУХИ

25 октября 2023 года в том же самом Доме писателя прошло первое в новом сезоне заседание Литературной студии имени Андрея Балабухи. Его тема – Открытие нового учебного сезона и вечер короткого рассказа.


Началось заседание с торжественной церемонии – вручения Юрию Гаврюченкову специального приза студийной премии «Дверь в лето» за масштабную, хоть и противоречивую фантастическую трилогию «Работорговцы» в связи с выходом в свет третьей книги «Свалкер пустошей» (СПб.: ИК «Крылов», 2023. Серия «Атомный город»), который должен был достаться лауреату на Беляевском фестивале-2023. О ней я писал в предыдущем материале (от 27 октября). Вместе с Гаврюченковым мы поздравили с получением премии "Дверь в лето" и нашу старосту Татьяну Берцеву.

16 – Юрий Гаврюченков с дипломом


Затем состоялась аналогичная с секционной "пятиминутка" хвастовства. Татьяна Берцева принесла благодарственное письмо библиотеки имени Д.С.Лихачева за проведение краеведческой встречи и презентацию книги «Лучший парк Лесного», о которой я уже неоднократно писал. Вдобавок ее рассказ «Приговоренный» вошел в сборник «Судьбы, которые нас выбирают» (СПб.: Северо-Запад, 2023).

Сергей Удалин сообщил, что написанная им совместно с покойным Андреем Балабухой книга «Сказание о купце Садко и Сигтунском походе» попала в тройку финалистов АБС-премии 2023 года. Об этом замечательном томике я тоже рассказывал в авторской колонке.

17 – Татьяна Берцева; 18 – Благодарственное письмо


Константин Гуляев похвалился большой подборкой рассказов, которые были изданы за последние годы в Санкт-Петербурге. Особенно полюбился ему альманах «Душа на рифму не глядит" (Серия «Поэты России. Проза поэтов») (СПб.: Аура-Инфо, 2020-2023). В четырех последних выпусках были изданы его рассказы «Нас возвышающий обман», «Успеть до вечера», «Без права на попытку» и «Капитан» (вып.XVII), «Сытый папа», «Высочество», «Мы ее теряем», «Няня Маша» (вып.XVIII), «Главное блюдо», «Ведьмочка-крестьянка», «Вантюра (Замочная скважина)» (вып.XIX), «Посиделки у домового» и «Спасти Хуаниту» (вып.XX). Кроме того, у Гуляева вышли два рассказа («Кувыркун» и «Мозголом») в сборнике «Судьбы, которые нас выбирают», а также рассказ «…Нас возвышающий обман» в сборнике «Сердце осени. Истории, рожденные Эддом Картье».

19 – Обложки альманахов «Душа на рифму не глядит»; 20 – Константин Гуляев; 21 – Обложки сборников «Судьбы, которые нас выбирают» и «Сердце осени»


Юрий Гаврюченков похвастался новой книгой под названием «Очерки по истории войск специального назначения» (СПб.: ИК "Крылов, 2023. (Б-ка "Мужского клуба")). Леонид Шелудько рассказал о повести «Нелюбимый», вышедшей в томском литературном журнале «Начало века» №3 за 2023 год. А Елена Ворон сообщила студийцам о ее новинках: повести «Если мир опрокинется» и рассказах «Рыцарь Лунного Света» и «Танец Эр-Ветра».

22 – Книга Гаврюченкова; 23 – Елена Ворон


И вот мы перешли к основной теме заседания. С короткими рассказами на этот раз выступили четыре студийца. Юрий Гаврюченков познакомил нас с тремя литературными пародиями: на повесть Маркеса «Полковнику никто не пишет», роман Лема «Солярис» и роман «Братство кольца» из знаменитой трилогии Толкина. Затем Леонид Шелудько проникновенным голосом прочитал рассказ в стихах «Чужая». На самом деле, он просто-напросто обманул участников заседания – это было самое настоящее стихотворение, причем, весьма добротное.

Валерий Шлыков выступил с так называемым «рассказом страданий» под названием «Отрава». Пытаясь оценить это нестандартное произведение, я пошутил, что его автор оказался где-то посередке между Хармсом и Шекспиром (с его Ромео и Джульеттой). И наконец Татьяна Берцева зачитала фэнтезийный рассказ «Свет мой зеркальце», где попыталась создать новое прочтение очень старой сказки.

24 – Леонид Шелудько; 25 – Валерий Шлыков


В сообщении использованы материалы Елены Ворон.


Статья написана 27 октября 2023 г. 20:56

БЕЛФЕСТ-2023

22 октября 2023 года в Районном доме культуры города Пушкина (Санкт-Петербург) состоялось очередное, 28-е по счету вручение премий в рамках Беляевского литературного фестиваля (Белфеста). Кроме самой Беляевской премии по научно-художественной литературе, которую присуждает Беляевский фонд поддержки и развития литературы, на Белфесте были вручены три партнерские литературные премии: "Двойная звезда", "Петраэдр" и "Дверь в лето".

1 — Члены жюри и оргкомитета "Беляевки" (Антон Первушин, Александр Железняков, Татьяна Громова и Людмила Синицына)


На Фантлабе нас интересуют, в первую очередь, номинации или произведения-победители, так или иначе относящиеся к фантастике. В первую очередь, это касается литературно-критической премии по фантастике "Двойная звезда", основанной в 2014 году как совместное детище оргкомитета Беляевской премии и оргкомитета премии «Фанткритик». (С 2020 года ее соучредителем вместо «Фанткритика» стала Петербургская фантастическая ассамблея.)

Вручение дипломов и призов провел известный фант-критик Василий Владимирский.

2 – Василий Владимирский рассказывает о премии «Двойная звезда»


Вот имена лауреатов 2023 года:

в литературно-критическом жанре

— Валентину Власову — за книгу «Космические старты до космической эры: О вкладе ранней фантастики в космонавтику» (М.: Ломоносов, 2022. (Серия «Лучшее увлекательное чтение (ЛУЧ)»)).

4-5 – Выступает лауреат Валентин Власов


— Константину Фрумкину — за книгу «Любование ученым сословием: Отражение социальной истории советской науки в литературе, искусстве и публичной риторике» (СПб.: Нестор-История, 2022).

Диплом и приз будут переданы лауреату с оказией.

В биографическом жанре премия в очередной раз не присуждалась.


Теперь поговорим о нашей премии — премии "Дверь в лето", которая присуждается уже больше четверти века — в рамках знаменитой Студии молодых писателей во главе с Андреем Балабухой, а после его кончины — Литературной студии имени Андрея Балабухи. Кстати говоря, нынешний учебный сезон у нашей студии юбилейный — сороковой.

Свое название премия получила в честь одноименного романа Роберта Хайнлайна — любимого писателя А.Балабухи. Премия вручается за лучшую книгу (вне зависимости от ее жанра и направления), изданную членами студии в течение литературного сезона, предшествующего текущему. Члены жюри имеют право дополнительно к основной премии присуждать специальные призы.

6 — Леонид Смирнов рассказывает о премии "Дверь в лето"


Премия «Дверь в лето-2023» была присуждена старосте Литературной студии Татьяне Берцевой за книгу «Лучший парк Лесного» (СПб.: Северо-Запад, 2023) – книгу года (за ценное историческое исследование парка Лесотехнической академии, написанное с душой).

7 – Татьяна Берцева с полученной грамотой; 8 – Выступает лауреат Татьяна Берцева


На сей раз такой приз "Восстановление справедливости" должен был получить Юрий Гаврюченков – за масштабную, хоть и противоречивую фантастическую трилогию «Работорговцы» в связи с выходом в свет третьей книги «Свалкер пустошей» (СПб.: ИК «Крылов», 2023 (Серия «Атомный город»). Как нам стало известно, сейчас готовится к изданию четвертый (завершающий) том романа-эпопеи. Таким образом, скоро мы сможем познакомиться с тетралогией петербургского автора.


К сожалению, лауреат на вручение приза не явился. И потому вручение было перенесено на первое в сезоне 2023-2024 заседание Литературной студии имени Андрея Балабухи. Об этом событии мы расскажем в следующем материале колонки.

10-11 – Дипломы премии «Дверь в лето»


Главное событие любого Белфеста – вручение самой Беляевской премии. Из десяти врученных 22 октября премий две имеют непосредственное отношение к фантастике. О них мы вам и расскажем.

Специальную премию жюри получил Михаил Охочинский – за биографическую книгу «Николай Алексеевич Рынин. Его жизнь и работа в области межпланетных сообщений» (СПб.: Политехника Сервис, 2022).

12 – Председатель жюри Александр Железняков вручает специальную премию лауреату Михаилу Охочинскому; 13 – Выступает Михаил Охочинский


В номинации «Научно-художественная книга», кроме прочих, победила книга Олега Ивика «Мифозои: История и биология мифических животных» (М.: Альпина нон-фикшн, 2022). Теперь мы знаем, что под этим псевдонимом скрывается талантливый тандем: Ольга Колобова и Валерий Иванов.

14-15 – Выступает один из лауреатов – Ольга Колобова.


В материале использованы фотографии автора и Татьяны Берцевой





  Подписка

Количество подписчиков: 78

⇑ Наверх