автор |
сообщение |
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
30 декабря 2010 г. 14:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Этот человек написал всего три книги: "Словарь Ламприера", "Носорог для Папы Римского" и "В обличье вепря". Однако каждая из них стала событием в современной литературе. На "Фантлабе" Норфолка знают и читают, его "Носорога", не так давно вышедшего на русском, ждали годами...
Впрочем, многим книги этого автора кажутся переусложнёнными и "тяжёлыми". Обсудим?
|
|
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
3 января 2011 г. 06:24 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата PetrOFF Для меня чтение — это бегство из Ада. Поэтому Норфолка не читал и осуждаю. Судя по комментариям и отзывам он занимается в своих книгах исключительно самолюбованием и демонстрацией своих знаний. Мне такое не надо!
И то верно! "Сталкер" с точками -- вот правильный выбор!
цитата Sfumato Но "Носорогом" заинтриговали, господа. Как представится возможность буду читать. То, что пишут в отзывах — оно конечно интересно, мне только кажется или роман все же чуть полегче предыдущих?
Боюсь, не полегче. Головой придётся работать... Да и в словари-справочники позаглядывать, чтобы кое с чем разобраться.
|
|
|
Андрэ
миродержец
|
3 января 2011 г. 09:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
"Словарь" прочитал чуть больше половины. Месяца четыре уже лежит в сторонке. Засилье мифологии (точнее перезасилье/перенасилье), мягко говоря, начинает в какой-то момент раздражать. И автор, и главный герой, и любой вшивый второстепенный персонаж могут запросто залепить фразу типа: "Я себя там чувствовал как Финней со своими воинами на брачном пиру сына Данаи". Но я обязательно дочитаю. В муках, стенаниях, конвульсиях. Чего бы мне это не стоило. При этом Вепрь и Носорог тоже стоят на полке и ждут своей очереди. Такой вот я извращенец.
|
––– Вскрытие показало, кто умер от вскрытия... |
|
|
VuDu
философ
|
3 января 2011 г. 12:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Андрэ Засилье мифологии (точнее перезасилье/перенасилье), мягко говоря, начинает в какой-то момент раздражать.
А прелестная aka болезненная тяга к деталям-деталюшкам-деталюшечкам?.. Песня... из которой можно выкинуть половину слов. Уже приводил ранее (вне Фантлаба) цитатку о столе. Вот она — маниакальное всматривание в стол:
цитата Один из джентльменов в дальнем углу комнаты угрюмым голосом спросил себе еще выпивки. У него был сильный шотландский акцент. Ламприер смотрел на стол и пытался определить, какого же он цвета. Сперва ему показалось, что тот коричневый, затем он всмотрелся – коричневато-зеленый, пожалуй с легким оттенком темно-красного, чуть тронутый оранжево-ультрамариновым, из-под которого проглядывали яркие пятна розовато-лилового; вдобавок обнаружились еле заметные мазки желтого, местами переходящего в черный. На этом, кажется, богатство палитры исчерпывалось. В сущности, подумал он машинально, стол вообще не имел определенного цвета, разве что тот был погребен где-то под слоями всей этой мешанины, но при более детальном изучении открылось множество царапин, росписей и записей счетов – плодов всевозможнейших актов вандализма и самовыражения, дурных шуток, оскорблений и туманных угроз. «Уилкс и Свобода!» – еще можно было разобрать в одном углу рядом с лозунгами неких менее прославленных кампаний – сального бунта 1777 года и Великого бунта чесальщиков. Центр столешницы был густо исписан непристойностями. Имена каких-то людей, имена их нынешних или бывших любовниц, сердца, пронзенные стрелами, кольца, скованные цепями, – всему нашлось здесь место. Последним приобретением стало начало какого-то слова – «БОСУ», процарапанное неглубоко, но занимавшее больше половины стола. Глядя на эти орнаменты, Ламприер размышлял об их авторах, мужчинах и женщинах, которые убивали здесь бесцельные часы, в одиночку или в компании, одной рукой держа кружку, а другой вырезая и выцарапывая на поверхности стола следы, которые он теперь изучал. Конечно же, мятежники и агитаторы. Но и мечтатели, и прожектеры, и энтузиасты, и ценители искусства – всех объединила эта изрезанная поверхность. Чего они все хотели? Чем больше Ламприер смотрел, тем отчетливей ему казалось, что все эти царапины и автографы складываются в какой-то единый контур. Он касается самых краев стола, но, подходя к углу, каждый раз закругляется… должно быть, это грубо нарисованный круг. Ламприер пошел по нему пальцем, и неровная линия, усеянная зазубринами, щербинами и отклоняющимися по касательной царапинами, привела его к краю Септимиевой тарелки.
Стивен Кинг — тот ещё любитель мелочей — оставил бы только (вот есть такая уверенность) ту часть, где говорится о "рунописи" на столе. И вышло бы атмосферно, объёмно... Норфолк же успешно забывает о редакторских ножницах и частенько заливает водой удачные места в книге.
В то же время у него вышла хорошая приключенческая книга. Учитывая, что это первый роман автора, можно от оставшихся двух ожидать весьма добротной литературы. Как минимум.
|
––– - И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses) |
|
|
борхус120
философ
|
3 января 2011 г. 12:32 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
VuDu А у них там редакторы вообще ничего не режут в книгах? Потому что даже по объёму "Носорога" видно, что это, почти наверняка, очень нагруженный текст.
|
|
|
VuDu
философ
|
3 января 2011 г. 13:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
борхус120, насчёт тамошних редакторов сказать ничего не могу. Если говорить о внутреннем, то самый свой распоследний роман Норфолк уместил на 480 страницах — прогресс заметен ;)
|
––– - И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses) |
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
3 января 2011 г. 13:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Андрэ И автор, и главный герой, и любой вшивый второстепенный персонаж могут запросто залепить фразу типа: "Я себя там чувствовал как Финней со своими воинами на брачном пиру сына Данаи".
Классическое образование потому и классическое, что античные мифы были таким же "общим местом", как сейчас, я не знаю, Ктулху какой-нибудь.
цитата VuDu А прелестная aka болезненная тяга к деталям-деталюшкам-деталюшечкам?.. Песня... из которой можно выкинуть половину слов.
Вот есть у меня подозрение, что "казуальный читатель", привыкший к фэнтези и проч. (это, если чё, я без перехода на личности, обобщая и не тыча пальцем), то же скажет о "Носороге". Потому что помимо сюжетного, событийного слоя, у романа имеется ещё образный ряд, метафорика, система символов. "Казуальным" это всё не считывается, и поэтому всё, что вне сюжета, кажется лишним и надуманным.
|
|
|
valkov
магистр
|
3 января 2011 г. 14:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
А я вот люблю такое красочное авторское многословие.
|
––– Жизнь - это поток темной воды, и даже если вы ничего от нее не ждете, то все равно будете разочарованы. ©Christoph Closer |
|
|
Sfumato
магистр
|
3 января 2011 г. 14:30 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vladimir Puziy "Сталкер" с точками -- вот правильный выбор!
цитата Vladimir Puziy Головой придётся работать...
Честно говоря, такие отсылки мне кажутся странными и уже поднадоели. Такое впечатление, что только читающие Норфолка умеют работать "серыми клеточками" (еще один частый термин). Прямо особая каста.
Я понял, значит буду пока словари-справочники готовить. Список бы — какие нужны.
|
|
|
VuDu
философ
|
3 января 2011 г. 14:31 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Метафорика, символика никаким образом не оправдывают длинноты. Стол тому пример. Норфолку не стоит быть проще — за пределами постмодернисткой игры с греческой мифологией (на мой взгляд, как и большая часть показных постмодерновых гиперссылок в искусстве, вещь натужная и пустая) — он не сложнее Штильмарка (если говорить о "Словаре").
Приключения, атмосфера, периодически разрушаемая "столами", малоинтересные мне гиперссылки... такой нормальный "кабинетный" роман, интеллектуальный даже. Но повторюсь, игры с контекстом только скуку навевают, Шукшин или Тургенев не за это остались в истории. Позднего Норфолка я обязательно почитаю, но ежель и там будут только приключения Синдбада да столы с постмодернисткими мифами, то будет очень жаль. Писатель он талантливый, может и больше... наверное.
|
––– - И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses) |
|
|
Kniga
миродержец
|
3 января 2011 г. 15:36 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
не читал, но заинтересовался Меня заинтересовала цитата, приведенная господином VuDu. Я, правда, не увидел какой-то особой увлеченности мелочами у Норфолка (в этой цитате) — смотря с кем сравнивать. Не разглядел я и какой-то особой сложности — пока весьма интересно, интересные намеки и отсылки, ну не особенно они и сложные, более чем традиционные для литературы последних лет ста. Если можно судить по приведенной цитате — меня автор заинтересовал. А можно еще какую-нибудь цитату? Из "самого сложного" места, если не затруднит. Спасибо.
|
|
|
VuDu
философ
|
3 января 2011 г. 16:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kniga смотря с кем сравнивать
Релятивистским манером и Чикатилу оправдать можно — с кем сравнишь, а есть с кем, есть :) Но бесспорно, в "столе" есть положительные моменты.
цитата Kniga Из "самого сложного" места, если не затруднит.
Периодическое выстраивание мостика между реальностью и мифом как в его сюжетной части, так и смысловой — это происходит на протяжении всей книги. Ударное место — а есть ли оно вообще там?.. По совокупности в книге рождается интеллектуальный груз.
Постепенно клубок отсылок нарастает, "столы" накапливаются, сюжет усиливает показатель забористости и всё. Приключаемся, лавируем меж "мебели", увлечённо разгадываем мифореальность (вот в этом месте роман и становится интеллектуальным, эдаким сканвордом за 300 рублей, т.е. нечто противоположное интеллектуализму, царящему на страницах, например, философских трактатов, где разом может быть послан запрос и к пониманию универсалии и к выводам по мелочам — не эрудиция, а именно интеллект, не "Кто хочет стать Максом Галкиным", а "Что? Где? Когда?" — подмена интеллекта эрудицией, правда, вещь повсеместная и характерная для постмодерна... скука, мёртвая такая и серая).
|
––– - И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses) |
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
3 января 2011 г. 16:34 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Sfumato Честно говоря, такие отсылки мне кажутся странными и уже поднадоели. Такое впечатление, что только читающие Норфолка умеют работать "серыми клеточками" (еще один частый термин). Прямо особая каста.
Ну, это был ответ на вполне конкретный пост по принципу "не читал, но осуждаю, т.к. говорят, что автор занимается демонстрацией своих знаний". Вот странно мне это слышать от человека, который читает вроде бы не для "отдыха мозгов".
цитата Sfumato Я понял, значит буду пока словари-справочники готовить. Список бы — какие нужны.
Ну чОрт его знает, это ж у каждого индивидуально. Мне, к примеру, по культуре итальянского возрождения всё более-менее было ясно (в своё время интересовался), а кому-то придётся. И наоборот: всякие политические расклады кто-то знает назубок, а мне очень помогли комментарии (пятнадцатым веком интересовался больше, шестнадцатым -- меньше, ну и...) Карту Рима неплохо бы. Неплохо бы разбираться в такелаже. Но можно и без всего этого, воспринимать все пьяццы и шканцы как некий экзотический антураж. Дело-то не в них.
|
|
|
valkov
магистр
|
3 января 2011 г. 16:37 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vladimir Puziy Ну, это был ответ на вполне конкретный пост по принципу "не читал, но осуждаю, т.к. говорят, что автор занимается демонстрацией своих знаний". Вот странно мне это слышать от человека, который читает вроде бы не для "отдыха мозгов".
По-моему, лучше читать того, кто демонстрирует свои знания, чем того, кто делает наоборот. Хотя вот я к Норфолку подступаться боюсь, как ни к какому другому автору.
|
––– Жизнь - это поток темной воды, и даже если вы ничего от нее не ждете, то все равно будете разочарованы. ©Christoph Closer |
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
3 января 2011 г. 16:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата VuDu Приключаемся, лавируем меж "мебели", увлечённо разгадываем мифореальность (вот в этом месте роман и становится интеллектуальным, эдаким сканвордом за 300 рублей, т.е. нечто противоположное интеллектуализму, царящему на страницах, например, философских трактатов, где разом может быть послан запрос и к пониманию универсалии и к выводам по мелочам — не эрудиция, а именно интеллект
цитата VuDu Позднего Норфолка я обязательно почитаю, но ежель и там будут только приключения Синдбада да столы с постмодернисткими мифами, то будет очень жаль.
Вот я ж о чём: "Носорога" можно прочесть как квест. А можно начать сопоставлять два "паломничества" в два сакральных города, в русском переводе даже оказавшихся созвучными (интересно, сознательно или нет?); сопоставить представления о мире и о себе там и здесь; раскрутить легенду о двух братьях, один из которых обманул и превратил другого не-скажу-во-что; проследить тему "замкнутости" во внешней уродливой оболочке внутренней сути -- и момента, когда под этой оболочкой не оказывается ничего, кроме дурно выпеченных, заражённых хлебов... Проследить как ищут, теряют, сохраняют суть самих себя (внешнюю и скрытую, ага) разные герои: Йорг, Диего, Уссе, Сальваторе, Лев.
Это я так, стараясь, по возможности, не спойлерить.
|
|
|
Vladimir Puziy
гранд-мастер
|
3 января 2011 г. 16:41 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата valkov По-моему, лучше читать того, кто демонстрирует свои знания, чем того, кто делает наоборот.
По-моему, тоже. Обратный принцип кажется мне вообще нелепым: всё равно что ходить на уроки к учителю, который знает меньше тебя; аналогия не полная, но всё же.
|
|
|
VuDu
философ
|
3 января 2011 г. 17:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Vladimir Puziy проследить тему "замкнутости" во внешней уродливой оболочке внутренней сути
Можно легко в творчестве любого эмо-коллектива :) С вариациями. Противостояние меня и их. Я с прыщами, но никто не видит принцессу в моих нутрях. Жизнь — дер..., всё бабы — ... Я утрирую, конечно. Но лишний раз показываю то, как лично мне это всё скучно :) А раскручивать смыслы — мы это в школе проходили, в сочинениях. А ловля отсылок может ниспадать до отрицательных величин, т.е. фантазирование за автора. Выявление — дело эрудиции. Кто-то по кротам спец, а кто-то по гераклам. И то, и это — одного поля ягоды, как только классическое образование уступило место просто образованию, без "корпения" над Олимпом.
valkov, ты совершенно зря боишься книги. Постмодернисткий "Наследник из Калькутты". Игра в двух плоскостях: интересно — неинтересно и знаю- не знаю. У Булгакова в МиМ: при сохранении первого, второе заменяется на понял (осознал) — не понял (не осознал), вот я и перечитываю его регулярно, т.к. понять не могу до конца, но хочу и даже не понять всё, а увидеть — есть ли конец-то этот вообще :) А тут... читай смело, сканворд-то интересный.
|
––– - И - хоп! - переходишь к сверхскоростям. (Жан-Клод, Les Valseuses) |
|
|
valkov
магистр
|
3 января 2011 г. 17:23 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата VuDu не знаю
Вот этого и боюсь. Того, что "не знаю" в книге окажется со значительным перевесом больше. Что-то подсказывает, что автор не для моей эрудиции.
|
––– Жизнь - это поток темной воды, и даже если вы ничего от нее не ждете, то все равно будете разочарованы. ©Christoph Closer |
|
|
VuDu
философ
|
|
Kniga
миродержец
|
3 января 2011 г. 17:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата VuDu Постепенно клубок отсылок нарастает, "столы" накапливаются, сюжет усиливает показатель забористости и всё. Приключаемся, лавируем меж "мебели", увлечённо разгадываем мифореальность (вот в этом месте роман и становится интеллектуальным, эдаким сканвордом за 300 рублей, т.е. нечто противоположное интеллектуализму, царящему на страницах, например, философских трактатов, где разом может быть послан запрос и к пониманию универсалии и к выводам по мелочам — не эрудиция, а именно интеллект, не "Кто хочет стать Максом Галкиным", а "Что? Где? Когда?" — подмена интеллекта эрудицией, правда, вещь повсеместная и характерная для постмодерна... скука, мёртвая такая и серая).
Не вполне Вас понял. Но вроде интересно. Само по себе вот это вот: "интеллектуальная литература", "очень сложный автор", "многослойный и требует огромной эрудиции" — чаще всего оказывается пшиком, а когда не оказывается — ну ради бога, сейчас охарактеризовать так, все равно, что в конце 19 века сказать "еще один реалист". Но все остальное о чем Вы говорили интересно, интересно как Норфолк сплетает все свои забавы. Если паралель с Гегелем оправдана (даже ироническая) — а он то большой мастер очень сложной интриги интеллекта — то нужно брать. "Словарь Ламприера" первый роман. Попробуем.
|
|
|
valkov
магистр
|
3 января 2011 г. 18:01 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата VuDu вынужден настаивать — читай!
Мне теперь отступать некуда — куплен он.
|
––– Жизнь - это поток темной воды, и даже если вы ничего от нее не ждете, то все равно будете разочарованы. ©Christoph Closer |
|
|