До Нового года осталась всего пара дней и вряд ли я успею прочесть что-то значительное, поэтому можно подводить итоги года.
Романы и циклы
1. Майкл Суэнвик «Джек/Фауст» — отличная вариация на тему Фауста, с размышлениями о влиянии прогресса на мораль.
2. Вилма Кадлечкова «Лёд под кожей» — прекрасная в своей психологичности и глубине проработки мироустройства фантастика. С нетерпением жду продолжения.
3. Замиль Ахтар «Стальные боги» — пусть многим роман и не понравился, я оцениваю его очень высоко. В одном романе Ахтар уложил столько, сколько средний европейский/американский автор фэнтези растянул бы на трилогию.
4. Роман Суржиков «Полари» (первые три романа цикла) — решил дождаться конца цикла и только тогда начинать писать. И я в восторге. Суржиков пишет фэнтези мирового уровня.
5. Дэниел Абрахам «Суровая расплата» (квадрология) — очень необычное городское фэнтези. Стиль Абрахама, манера построения сюжета, весьма сильно отличает его от большинства современных авторов. Да и в финале герои вместо сражения с внешним злом, как бывает в 99% случаев, расхлебывают последствия собственных ошибок.
6. Роберт И. Говард «Час Дракона» — классика героического фэнтези, прекрасно читается и сейчас.
7. Терри Гудкайнд «Меч Истины» — да, за год я осилил все 11 книг. Хотел написать развернутый отзыв, но не выдюжил. Поэтому приведу только один тезис: часто слышал, что Гудкайнд в цикле критикует Советский Союз. Не могу согласится. Я вижу критику другого, набирающего силу движения и во многом автор оказался пророком. Чего стоит, например, эта цитата.
8. Роберт Силверберг «Умирающий изнутри» — отличная психологическая фантастика, пример того как из простой фантастической идеи можно выжать максимум.
9. Дэвид Геммел «Йон Шэнноу» (трилогия) — вестерн+посапокалипсис+фирменный стиль Геммела — отличное сочетание.
10. Дэвид Геммел «Македонский лев» (дилогия) — отличная историческая фантазия, которая достойна встать рядом с лучшими работами автора.
11. Иван Ефремов «Час Быка» — социальная фантастика, прошедшая проверку временем. И тот случай, когда трактовки романа было читать не менее интересно, чем сам роман.
12. Филип Фармер «Любовники» — отличный сплав планетарной фантастики, антиутопии и ксенонавтики.
13. Брайан Ли Дёрфи «The Five Warrior Angels» (трилогия) — не могу сказать, что доволен циклом целиком, но концовка трилогии поставила её в верхнюю часть списка любимого темного/мрачного фэнтези. Все ещё надеюсь написать подробный отзыв.
14. Сергей Лукьяненко «Форсайт» — не ожидал, что Лукьяненко ещё может писать настолько увлекательно. А ещё у романа просто прекрасная аудиоверсия.
15. Иван Белов «Заступа» — возможно, одна из лучших русскоязычных книг в жанре тёмное фэнтези.
____________
Рассказы и повести
1. Элиезер Юдковский «Three Worlds Collide» — интересный взгляд на проблему контакта.
2. Фу Цян «杀死那只土拨鼠» — препарирование "Дня сурка" инструментарием твердой научной фантастики. Например, что будет, если попавший во временную петлю человек сядет на космический корабль и полетит прочь на релятивистских скоростях?
3. Лю Цысинь «Слава и мечты» — отличная по глубине и проработке повесть, тут и социальная фантастика, и психология, и, совсем немного, спорт.
4. Энтони Райан «Fire Wings» — прекрасно написанное классическое героическое фэнтези.
5. Майкл Суэнвик «The Star-Bear» — на этот рассказ я оставил подробный отзыв и больше мне добавить нечего. Пожалуй, лучшая история, прочитанная в уходящем году.
6. Скотт Линч «Падение и расцвет дома волшебника Малкерила» — хроника жизни дома волшебника, после смерти этого волшебника. Полет фантазии автора и масштабы — великолепны.
7. Белла Хан «自深深处» — пожалуй, лучшая рефлексия на тему нейросетевой литературы, из прочитанных.
8. Маркус Хайц «Фройлейн Бесстрашная» — рассказ имеет низкую оценку, а мне понравилась эта ироничная деконструкция страшных сказок.
9. Сара Монетт «The Kingdom of Darkness» — отличное детективное фэнтези про охотников на ведьм.
10. Арула Ратнакар «Axiom of Dreams» — автор — открытие года, по уровню для меня эта повесть близка с работами Игана.
11. Джуна «죽은 고래에서 온 사람들» — планетарная фантастика с весьма необычным миром. Подробнее рассказал в отзыве.
12. Кен Лю «The Passing of the Dragon» — размышление о влиянии критики на искусства и порочности извечного вопроса "что хотел сказать автор".
13. Джеральд Даррелл «Коварная коробка» — прекрасная, светлая история.
14. Иван Савин «Дроль» — беспощадная в своей пронзительности вещь.
15. Святослав Логинов «Остров» — рассказ о том, как надо проводить отпуск.
16. Айзек Азимов «Хозяйка» — один из лучших рассказов Азимова (по моему скромному мнению) который почему-то очень долго ускользал от моего внимания.
17. Герман Шендеров «Намощ» — хоррор со сказочными мотивами, наверно лучших хоррор-рассказ 2023 года из прочитанных мной.
18. Харлан Эллисон «Мефистофель в ониксе» — отлично написанная с психологической точки зрения история о телепате, с концовкой, которую я могу описать только словами "высший пилотаж".
19. Питер Гамильтон «The Demon Trap» — отличный фантастический детектив о том, как привлечь преступника к наказанию в мире, где практикуется запись и удаление воспоминаний, а также клонирование.
20. Джеймс Типтри-младший «Янки Дудль» — антивоенный рассказ с минимальным фантастическим элементом о том, что с человеком делает ПТСР.
21. Герман Шендеров, Владимир Чубуков «Сумчатые» — изобретательный хоррор в духе "Книг крови" Баркера.
22. Энтони Райан «Гимн давно умершим богам» — практически идеальная смесь нуара и фантастики.
23. Ким Стэнли Робинсон «Литаврщик из Берлинской филармонии, 1942» — ещё одна антивоенная история, действие которой разворачивается во время концерта в Берлинской филармонии.
24. Ким Стэнли Робинсон «Чувствительность к начальным условиям» — глубокое размышление об эффекте бабочки и влиянии отдельных событий на историю.
____________
Комикс года
Макото Юкимура «Странники» — Твердая космическая фантастика ближнего прицела, при этом то, как автор рисует космос — завораживает.
____________
Книга года
Кен Лю «Династия Одуванчика» (квадрология) и пусть в этом году я прочел только три романа (первый был прочитан ранее), цикл целиком для меня стал настоящим открытием и лучшим фэнтези со времен финала "Колеса времени".
____________
Разочарование года
Ник. Горькавый «Теория катастрофы». Первую часть я прочел примерно в лет так 10-12 назад и остался весьма доволен, но до продолжения так и не добрался. Решил дочитать и... я не был готов к такому. Героиня-сьюха, которая доминирует и унижает всех подряд, страсть автора к поучениям, рояли, тотальное переписывание Поттера — эх, некоторые книги нужно читать в своё время.