Сергей Лукьяненко «Форсайт»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Сверхъестественные способности, супергерои | Спасение мира | Спецслужбы | Путешественники (попаданцы) (в будущее ) | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
ЛЮДЯМ ПОРОЙ СНИТСЯ ПРОШЛОЕ.
ИНОГДА ХОРОШЕЕ, ИНОГДА НЕ ОЧЕНЬ...
НО ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТЕБЕ НАЧИНАЕТ
СНИТЬСЯ БУДУЩЕЕ?
И В НЕМ НИЧЕГО ХОРОШЕГО
НЕТ СОВСЕМ
Входит в:
— сборник «Форсайт», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
РосКон, 2024 // Роман . 3 место («Бронзовый РОСКОН») |
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2023 // Книги — Лучшая отечественная книга | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2023 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора | |
номинант |
Филигрань, 2024 // Большая Филигрань |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
nymphlover, 21 июня 2024 г.
Умиляет, как единодушно в большинстве отзывов на всех прощадках читатели пишут, что это единичный роман и продолжения не будет. Плохо вы знаете Лукьяненко. Предложат деньги — продолжение будет.
Читается роман легко, но текст можно было бы составить из предыдущих тестов Лукьяненко.
Женщины, разумеется, существуют в книге только для того, чтобы составлять пару мужчинам.
Без подростков не обошлось, и автор бесстыдно говорит, что любой, кто смотрит на 15летнюю девочку, уже представляет её с собой в постели (и добавляет — через 5 лет, чтобы его перестали называть педофилом).
Нет, автор, не все хотят насиловать детей. Не все думают о сексе, глядя на детей.
glaymore, 6 апреля 2024 г.
Когда открываешь произвольную книгу Лукьяненко, уже заранее знаешь в общих чертах, что получишь.
Книга будет написана от имени мужчины лет 30, одинокого, бездетного, вероятно, работающего в компьютерной области, вероятно, жителя Москвы. Он будет жарить яичницу. Пить коньяк. Изъясняться рублеными фразами (часто с неуместными дополнениями в скобках). Возможно, процитирует бездарные стихи «о высоком». Практически наверняка его затащит в койку очаровательная нимфа, еле успевшая закончить школу. Потом над миром нависнет страшная угроза. Но наш герой получит божественные суперсилы, которые употребит строго на «вернуть все как было», после чего лишится их и продолжит ходить на работу и кушать яичницу.
«Форсайт» соответствует этому шаблону примерно на 150%, разве что концовка удивительно дурацкая даже по меркам Лукьяненко. «Ученые всего мира уверяют, что вот этот новый компьютер, если его включить, немедленно превратится в скайнет 2.0 и уничтожит человечество максимально затейливым способом.» — «Так включайте скорее!» — «Но...?» — «Никаких но, немедленно включайте!»
Но тем не менее читается легко, входит и выходит, не вызывая раздражения. Продукт крепкого ремесленника, красиво упакованный, некалорийный, обезжиренный.
P.S. Под той же обложкой вы найдете несколько рассказов Лукьяненко. Так вот, среди них есть несколько прям вот очень хороших. Если читать сразу после «Форсайта», возникает чувство изумления — ух ты, оказывается, а он и на человеческом языке не разучился разговаривать. Просто предпочитает на рыночном.
Ekz0t, 2 марта 2025 г.
Завязал с Лукьяненко после (не)трилогии об Измененных. Эту книгу мне порекомендовали как нечто иное, способное удивить и показать мне автора с новой стороны. Обманули...
Что хорошо: действительно новый вариант постапа, интересный и необычный.
Что плохо: откровенно глупый ГГ, который удивляется догадливости 14-летних детей. С такими талантами он не должен был и первый форсайт пережить, не то чтобы выживать долгое время. Есть ненужные элементы, на которых зачем-то акцентируется внимание, а вот интересные сюжетные моменты остались без ответа.
От Измененных выгодно отличается тем, что концовка хоть как-то связана с происходящим в книге. Уже неплохо. Однако, если бы это был не Лукьяненко, а какой-нибудь молодой автор, то никто бы это не читал и не покупал...
GLV, 9 января 2024 г.
Святые котики, когда же это всё закончится!?
Сюжет.
Следуя своим собственным канонам, Сергей Васильевич, бодро начал развивать сюжет, быстро накидал вводных, и погнал вперед. Идея как будто не новая, при этом быстро захватила своей некой мистикой, таинственностью, и возможно интригой. На этом все плюсы повести заканчиваются.
Лично у меня уже глаза скоро лопнут читать про бесконечные завтраки, обеды, ужины, полдники, перекусы и иже с ними от СВЛ! Сергей Васильевич, вы там на диете что ли пишете свои опусы? Герои только и делают что занимаются поеданием всего что найдут, бесконечные описания еды, алкоголя, готовки еды. При этом, не вызывает это какой-то реакции, словно чтобы количество знаков в тексте набить и была основная цель. Герои просто скучны, банальные описания банальной жизни, банального жителя столицы. Сдохнуть от скуки можно! Кстати об этом, а что за линия такая, очень подозрительная, снова маленькие девочки, но теперь уже роскомнадзорнутые, ничего не хочу наговорить плохого про СВЛ, прям тянет какой-то латентной псевдопедофилией. Ладно бы в одном произведении, последние несколько книг чуть ли не в каждой об этом какие-то заметки. Ну и по классике, молодые красивые подруги ГГ должны страдать, хоть и «виртуально», но так, чтобы вызвать реакцию у читателя. Очень пакостненько!
Внимание! Спойлеры!
Ну и собственно концовка:
1. Так не бывает! Никакой суперпупернейроИИ, не может перекроить законы Вселенной, просто потому, что он ограничен прежде всего мощностью энергосистемы человечества. И всосать их (ресурсы) неоткуда тоже не может. Если это фэнтези, то нормально надо прописывать ограничения мира, либо неограниченно расширять возможности.
2. Сверхспособности героев, ну тут уж полная шляпа, сказал умри и все сдохли, а всё потому, что СВЛ, не хочет или не может нормально прописать мир. Так же проще всего – и было СЛОВО. Очень слабо для писателя такого уровня.
3. Москва в виде локации. Сколько уже можно терзать Москву? Сергей Васильевич, вам нужен творческий перерыв на пару лет, сгоняйте в отпуск, посетите другие места, хоть на Камчатку, да в любое место РФ или мира, вы зациклились на Москве, пожалуйста отдохните, и городу дайте отдохнуть от ваших фантазий.
4. Конъюнктура как флаг для идей. Нейросети это интересно, но мне как читателю нужны внятные рефлексии героев, нормальное, достаточно логичное развитие сюжета, а не стрельба по верхушкам деревьев. А идей собственно и нет.
Что в итоге – почитать можно если необходимо убить время. Морали, какой-либо идеи, философии в данном произведении нет. (Возможно текст для СВЛ писала нейронная сеть).
drlionelsj, 7 февраля 2025 г.
Если превратить отзывы на эту книгу в облако тегов, оно окажется очень скудным. Десяток слов, наверное... И возникает простой вопрос: если будущий читатель наперёд знает, чего ждать от очередной книги Лукьяненко, и ему ожидаемое не нравится, зачем читать-то? Книги бывают разные, но вот оснований ждать от каждой чего-то ошеломляющего, неповторимого, впервые совершающегося, нет никаких оснований. Да, «Форсайт» — характерный для Лукьяненко текст, причём, не для «позднего», а скажем так, для типичного. В чем-то похожий на его книги 90-х годов, точно так же, как те похожи на ту классику фантастики, которую иные из нас ещё помнят. Возможно, не слишком хорошо — перечитывать всю жизнь одни и те же книги. Но уж точно, ничего хорошего нет в том, чтобы искать нового лишь ради новизны, любой и любой ценой.
А в «Форсайте» есть стиль, есть добротный текст, возвращающий нас в те времена, когда люди точно знали, что такое добро и зло, а не прогибали свою систему ценностей «под изменчивый мир». Может, оно и наивно. По жизни наивность — не лучшее качество. А вот хотя бы читатель может себе позволить наивность, как думаете?
Bullbochka, 28 августа 2023 г.
Идея- хорошо. Но вот исполнение очень пресное. Если бы этот роман превратился в Смысл из мира «Изменённых», то его рэдка была бы маленькой, тусклой и бесформенной...
Стиль узнаваем, читается легко, видно, что автор выезжает на опыте и мастерстве, не допуская откровенного брака. Но, к сожалению, от Лукьяненко ждешь большего, а там- всё шаблонно, картонно и уныло. Ясно, что писателю, даже когда не пишется, всё равно хочется кушать, есть контракты и т.д и т.п. но всё же, что-то не то.
В литературе есть понятие «Арка героя», и такое ощущение, что я наблюдаю сейчас «Арку писателя». Вот начало пути: «Рыцари сорока островов», «Лорд...», всё динамично, интересно и коряво, как и положено молодому писателю. Потом всё выше и выше: «Дозоры» (первые три), «Холодные берега», «Спектр»- много хорошего было... А потом — приходится напрягаться, что бы вспомнить названия книжек (что-то было, вроде бы неплохо, но ...). Я вот сейчас дочитал «Форсайта», а любопытной мне показалась лишь одна фраза- о Кремле, который находится в подвешенном состоянии. Одна фраза из всего романа.
А вот права на экранизацию- это да... Картонность героев книжки прекрасно ляжет на деревянность наших актёров, вырвиглазная графика и Фёдор Бондарчук, надеюсь, прилагаются.
kagury, 27 августа 2023 г.
Внезапная для меня новинка от Сергея Лукьяненко неожиданно порадовала. Уже как минимум тем, что в отличие от последних его книг, она читается запоем, как в старые добрые времена и не предполагает бесконечной череды продолжений. Точка в финале – это именно точка, а не иной знак препинания.
Есть и некоторая меланхоличная составляющая. Собственно, «Форсайт» — это такая типичная Лукьяненковская история на тему о том, как молодой человек 25 лет спасает мир. Но при всей ее увлекательности и заполненности отличными фантастическими находками (над которыми хочется размышлять в духе: а значит ли это, что…), она оставляет четкое ощущение, что ты безнадежно вырос как из такой фантастики, так и из бесконечно юных главных героев. Впрочем, это, конечно же, проблема не автора.
О чем книжка? В нашем мире появилось странное явление – примерно 5% людей во время сна оказывается в иной реальности. «Кто там не оказывался во сне», — усмехнется читатель. Да, вот только эта другая реальность – слишком настоящая, а попав туда, человек обнаруживает себя в теле себя же самого, только в хаотично измененном мире. Мире сна? Мире будущего? Загробном (который, тоже, в общем-то, мир будущего для ныне живущих)? Или еще каком-то, поначалу не очень понятно, но постепенно эта тема обрастает подробностями. Неясным остается только причина События, вызвавшая появление форсайтов и этого другого мира – Мира После. Этот наш другой мир, странный и недружелюбный, населен неизвестными тварями, и вообще там сумеречно, и красные облака. Хотя, чему удивляться, постапокалиптическая реальность редко выглядит райским садом с зелеными лужайками и персиковыми деревьями.
Мир После фактически организован по законам сновидений. Например, там может гореть лампа, выключенная из розетки, а человек обнаруживает у себя необычные способности. Внутри форсайта можно быть просто зрителем, а можно, так сказать, «взять управление на себя»… Вот только проблема (или, напротив, удача) в том, что это некий общий сон. И не очень-то безопасный, если не сказать иначе. Потому в реальном мире в дело включаются спецслужбы (шаблонная карикатурность последних несколько раздражает).
Сюжет разворачивается по принципу сказки про лягушек, болтающих в молоке лапками, вот только обоснованность финала выглядит куда менее убедительной, чем кусок масла, полученный неутомимыми земноводными. Так что стройная логика – это немного не сюда. Ну и, пожалуй что, мне несколько не хватило некоторой расшифровки щедро рассыпанных по страницам любопытных деталей (очередной раз можно позавидовать фантазии автора). Сюжет мчится настолько стремительно, что многое остается на уровне проскальзывающих за окном скорого поезда пейзажей. Остановок не предусмотрено.
Что еще. Подумалось, что любопытно было бы вот так попасть в себя лет 10-20 спустя, или наоборот, и оценить, насколько иначе размышляет человек в твоей голове. Может, это только кажется, что внутри ничего не изменилось.
Автор написал у себя в блоге, что уже проданы права на экранизацию. Ждем :)
Jeep1986, 21 декабря 2023 г.
Я всегда любил творчество Лукьяненко, а его «Лабиринт отражений» до сих пор считаю одним из лучших. Когда почитал отзывы на «Форсайт», решил сразу же прочитать его, так как очень соскучился за его прозведениями. Очень бодренькое и интересное начало перспективно обещало море удовольствия.
И хотя в первой половине книги мне на глаза попадались некоторые моменты, к которым можно было бы придраться, я стался не обращать на такие мелочи внимания и наслаждаться сюжетом. Но где-то на середине книги, видимо, Лукьяненко ушел в запой.
Идеи, видимо, закончились, поэтому вторая половина книги напоминала мне советский мультик «Вовка в Тридевятом царстве». Когда Вовка начал месить тесто в бочке, а потом эту же бочку вместе с тестом порубал топором и запихнул в печь со словами «И таааак сойдет».
У меня вызвало полное недоумение, когда
Но вишенькой на торте стала способность Никиты. Внезапно Никита узнает, что может убивать словом. Но, как он сам говорит, видимо его способность имеет какие-то ограничения или определенный радиус действия. Когда он говорит «Умрите все» — с неба падают сотни тел стражений, но еще больше их остается в небе. Но к концу книги Лукьяненко успешно забывает, что писал пару дней назад. И в финале Никита этой же способностью успешно убивает уже 400 миллионов человек. Чего?? Как??
Книга с интригующим началом, к концу получилась откровенным издевательством и плевком между глаз преданному читателю. Это не тот Лукьяненко, к которому мы привыкли. Это Лукьяненко, который за 2 месяца пишет какую-то откровенную халтуру, напрочь забив на логику и смысл.
lulkoa1977, 8 сентября 2023 г.
Прочитал книгу, потом почитал отзывы. Книга на твердую четверку. Опыт автора, талант, что не отнимешь. Читается легко, интересно, до конца интрига. А разгромные отзывы — так может мы, читатели, которые начинали с первых изданий знакомится с Лордом, Рыцарями, первыми дозорами повзрослели, может даже постарели? И теперь — НЕ ТАК! А как так? Не знаю, как так, но НЕ ТАК! У меня не одна сотня книг фантастики, которые я собирал больше 25 лет. Думал как буду перечитывать снова и снова... А теперь беру в руки книгу, начинаю перечитывать и закрываю после 2-3 страниц... Мы меняемся, меняются наши взгляды, вкусы. Думаю, попадись нам эта книга 15-20 лет назад, оценки и отзывы были бы другие.
Да, у автора узнаваемый стиль — ГГ сталкивается с бедой мирового масштаба, получает супер способность и побеждает. Сюжет стандартен. Может стоило бы написать пару книг о победе ЗЛА? Чтоб была интрига — победит ли ГГ?
И среди произведений Лукьяненко, Форсайт вполне достойное произведение. Не самое лучшее, что было, но достойное.
Gorakil, 28 июня 2024 г.
Как будто на основе всех книг автора обучили языковую модель и дали ей задание написать книгу в стиле Лукьяненко.
Андрей Юрков, 3 сентября 2023 г.
Собственно говоря, повестушка или даже рассказ с интересной задумкой. До объёма отдельной книги рассказ добит школьницами, студентками, коньяком, школьницами, виски, коньяком, школьницами, коньяком и куриной лапшой, то есть единственными вещами, вызывающими реальный интерес у автора. Плюс суровые всемогущие люди в штатском, плюс сверхсила обычного простого парня
Читается легко и приятно.
TD, 12 октября 2023 г.
Ну люблю я Лукьяненко, ничего не могу с собой поделать. Понимаю, что сюжет плюс-минус один, что герой — обычный человек (который должен ассоциироваться со мной), команда героя — очень нужные, но несколько безликие персонажи, многие ходы, идеи весьма предсказуемы: обязательно появится подруга жизни — соратница в борьбе и в постели, будет какой-то неоднозначный старший хитро-мудрый чел, ГГ окажется обладателем уникального дара и проч. Но все равно читаю — очень увлекательно написано, книга прочитана часа за полтора (предыдущее творение автора про котов, лошадей, кротов, червей и ИИ уж очень тяжко было читать, особенно третью часть).
Почти все уже где-то было.
Кот Маргай, 8 июня 2024 г.
Однажды в 2025-2026 годах небольшой, но довольно значительной доле населения планеты начинают сниться сверхреалистичные сны о выживании в сюрреалистическом постапокалипсисе. Сны имеют сквозной сюжет и прекращаются, если сновидец умирает в сюжете. Возникает логичное предположение, что люди во сне переносятся в собственное будущее после некоторой предстоящей катастрофы. А значит, можно подготовить спецгруппу форсайтовидцев, которые найдут друг друга в предвидимом будущем, попробуют разобраться в сути катастрофы и предотвратить ее.
Кажется, эта книга — вариант классического «лукьяненковского» романа, выполненный предельно минималистично, с отсечением всего лишнего. Есть классическая команда персонажей — герой на грани молодости и среднего возраста, напарник-подросток, девушка на несколько лет младше как романтический интерес героя и девочка-подросток как романтический интерес напарника. Есть отзвуки эпохи, в которую книга написана — в данном случае гнетущее ощущение, что мир катится к пропасти и в некотором будущем может сверзнуться. Есть сюжет со стремительным обновлением вводных и появлением все новой информации о мире, в котором происходит действие. И что отдельно ценно во времена медиафраншиз с приквелами-сиквелами-спиноффами — сюжет закончен и герметичен, финал вполне закрывает эту историю.
loki1969, 1 марта 2024 г.
Сергей Васильевич продолжает радовать новыми оригинальными идеями. А то ведь у большинства наших писак как- придумал один СТАЛКЕРа, все пишут про сталкеров. Придумал другой МЕТРО — все в метро кинулись. Придумал про СТИКС — и куча подражателей-повторятелей так кинулась, что аж двери снесли. Сейчас все эти горе-писаки дружно ломанулись Назад в СССР. И только Лукьяненко каждый раз в фантастике выдаёт новые оригинальные идеи. Ну он даже про зомбаков смог что-то новое и необычное придумать.
Мне книга понравилась. Жду что ещё автор интересного придумает.
poxabich, 8 июня 2024 г.
Мне кажется, мэтра в последних вещах губит профессионализм, желание уложить придуманную идею в заданный объем страниц и ни в коей мере не перестараться, не дать чуть больше чем требует профессиональный взгляд. Объем главы — столько-то знаков, объем части — столько-то глав, книга — четыре части. И больше не надо, незачем. Наверное это высокое мастерство, отточенное годами творчества и наблюдением за происходящим в современной «литературе», но текст (да и сюжет) это высушивает донельзя, превращая его в некое подобие «Доширака». Съесть можно, но удовольствия не будет. Это видно на последних вещах очень хорошо. Кто не верит, тот может взять и посмотреть ныне пишущийся роман (?) «Поиски утраченного завтра». Там все это делается фактически онлайн и потому особо заметно.