Роберт Силверберг «Умирающий изнутри»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Не каждый человек получает такой божий дар, или такое проклятье — заглядывать в умы людей, читать их мысли, знать их чувства, слышать их невысказанную ложь. Перед вами замечательная сага о жизни Дэвида, взросление мальчика, первая влюбленность, попытка защититься от вещей, которые он не хочет слышать. И, наконец, пугающая история того, что случается, когда мощь Дэвида начинает убывать, оставляя его внешне живущим, но умирающим изнутри!
Существует вольное продолжение — рассказ Кристин Кэтрин Раш «Voyeuristic Tendencies» (2014).
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, July-August 1972», 1972 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, September-October 1972», 1972 г.
Награды и премии:
лауреат |
Мемориальная премия Джона Кэмпбелла / John W. Campbell Memorial Award, 1973 // Специальная награда за писательское мастерство | |
лауреат |
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1987 // Зарубежный роман | |
лауреат |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1988 // Научная фантастика - Роман (США) |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1973 // Роман | |
номинант |
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Роман | |
номинант |
Дитмар / Ditmar Award, 1973 // Зарубежная фантастика (США; роман) |
- /языки:
- русский (5), английский (7), итальянский (1)
- /тип:
- книги (9), периодика (2), самиздат (2)
- /перевод:
- В. Гриценко (1), А. Кириченко (2), Р. Ферри (1), А. Щербаков (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
dima9275, 8 июля 2024 г.
Я определённо не понимаю зачем пихать социально-мистическую прозу в серию фантастики?
Оба романа хорошие социальные драмы, второй с элементами мистики и психодела (не читал, но прочёл концовку и уловил намёки на такие моменты). Т.е. читать их именно как фантастику нет ни смысла, ни удовольствия.
«Умирая в себе» — чисто хипарский продукт о пи**остраданиях подростка. Это слепок эпохи хиппи и шестидесятых америкосов. Зачем эту древнюю и чуждую русскому человеку макулатуру издавать на излёте первой четверти нового века — мне также не понятно.
Читается легко, много смешных мест, но абсолютно не интересно. Впрочем, если вы любите такую херню как «Над пропастью во ржи» то и эта писанина зайдёт.
Вообще единственный и главный плюс Силверберга — его язык. А вот качество текстов и самих историй — устаревшее палповое дерьмо, причём чисто американской направленности.
gintaras67, 31 марта 2018 г.
В очередной раз убедился в талантливости Р.Сильверберга.Может ведь,когда захочет.
Роман “Умирающий изнутри” фантастическим назвать можно только условно.Фантастики в нем-только допущение,что телепатия существует.На деле это хороший образец психологической прозы.Книга будет интересна не только любителям НФ.
В начале романа мы видим сорокалетнего телепата,постепенно теряющего свою силу.История его показана флешбэками и только в конце вырисовывается полная картина.
ГГ Дэвид Селиг с детства обладает даром телепатии.Он может читать мысли другого человека по своему желанию.Тонкий и чувственный Дэвид скорее страдает от своего дара,чем получает преимущество.Особенно ему это мешает в отношениях с женщинами.Дар хорош только для кратковременной связи,но в серьезных отношениях-сильная помеха.Не каждый захочеть знать,что действительно о тебе думает его половина.
Дэвиду противопоставлен прагматичный “истинный ариец” Тед Никвист,тоже телепат.Он не плохой и не хороший.Он просто пользуется своим даром,когда ему это надо, решая свои финансовые и любовные вопросы.
Несмотря на образование,полученное в престижном вузе-Дэвид деградирует,перебивается случайными заработками.Более того,он тостепенно теряет свои способности.ГГ мечется,страдает от этого,но в конце…не буду говорить.Тут мне видиться параллель с кризисом среднего возраста(каждый видит в романе свое),когда мужицкая сила постепенно уходит на убыль.
Основная мысль,мне видится,что человек не может жить без лжи-думает одно,а говорит зачастую другое.Слова-это защитный экран.
Кроме того,в романе представлены эссе о Кафке и древнегреческой драматургии,как работы Дэвида.Что еще раз говорит об эрудиции автора.
Роман написан в начале 70-х,очень отчетливо показаны приметы времени,досталось на орехи и нигг…сори,афроамериканцам(сейчас бы такой номер не прошел).
Что примечально,роман получил спец.приз Кемпбелла за писательское мастерство.Больше этот приз не присуждался никому!
Ev.Genia, 21 октября 2014 г.
«Умирающий изнутри» – название столь объёмно, что может скрывать в себе, как совершенно невероятные и трагические истории, так и совершенно обыденные примеры, за ним может скрываться всё, что угодно.
В этой истории нет масштабных экспериментов, научного изучения явления, использования способностей в государственных масштабах – здесь нет экшена. Передо мной предстала история вроде бы совсем обычного человека, фрагменты его жизни из детства, юности, взрослой жизни. Дэвид Селиг неудачник – имея талант, он не может распорядиться им должным образом, потому что не знает как, поэтому в свои сорок лет живёт кое как, зарабатывает написанием курсовых работ для студентов, ни семьи, не считая сестры, ни друзей, ни любимого человека, ни дома. Дэвида Селига можно назвать вовсе обыкновенным человеком, если бы не его способность читать мысли людей, видеть всё, что скрыто в их головах, способного заглядывать в их души и всё понимать. Но об этом практически никто не знает. Из–за своего дара он считал себя уродливой жабой, подслушивающим типом, вампиром душ, взрывающим внутренний мир незнакомцев, чтобы оживлять свое сердце. Он даже не знал, почему у него эта сила, не говоря уже о том, как с ней быть, как удержать. Он не знал, как она работает. Она просто была в его голове, генетическая случайность, то, с чем Дэвид родился – как веснушки, как цвет глаз. Этот дар не принёс ему ничего, что радовало бы, давало силу, воодушивляло. Нет, он конечно его использовал всегда, постоянно и на каждом шагу, с самого детства, но всегда терял больше, чем приобретал.
И вот эта сила угасает – медленно, постепенно, то пропадая, то проявляясь, дразня и издеваясь она готовит его к тишине, к тишине, которая оглушает своим мощным присутствием. Для Дэвида это трагедия. Зачем же цепляться за то, что не приносило радости в жизни, отрезало от товарищей и обрекло на жизнь без любви. Но с другой стороны, что он такое без силы, без этого непредсказуемого средства связи. Эта сила связывает его с человечеством на горе или на радость, это единственное, что их соединяет. Он любит и ненавидит этот свой дар и боится потерять его несмотря на всё, что тот ему сделал. Он цепляется за последние его отголоски, даже зная, что борьба бессмысленна.
И тем не менее главный герой не вызывает отторжения, неприязни за своё неустройство, но и жалеть его не хочется. Интересно наблюдать за его отношениями с женщинами, с сестрой, с Томом Никвистом – его полной противоположностью, узнавать Дэвида в его экскурсиях ,,по себе'', в его неозвученных, а прописанных мыслях в письмах, его работах, в его общении с Господом, наградившим его таким даром. Нет, Дэвид далеко не глупец – он умён, образован, он много читает, любит, слышит и понимает музыку, при знакомстве с людьми он вызывает симпатию и интерес, но долго с ним невозможно находиться. В итоге Дэвид выглядит птицей с подрезанными крыльями – имеет все возможности, таланты, и не только телепатию, а взлететь и наслаждаться полётом не может. От его дара–таланта–способности–силы–проклятия–наказания осталась только память о том, что он был другим. И шрамы.
Роман получился грустным и печальным, об увядании и потере невероятно важного, что было частью человека долгие годы его жизни, что было всегда рядом, к чему всегда можно было прикоснуться, того, что было значимо только ему одному и за эту потерю он чувствует себя виноватым перед всем миром. Этот роман – блистательный образец психологической прозы, в котором фантастический элемент играет вовсе не главенствующую роль.
Goddara, 10 марта 2016 г.
После прочтения осталось странное чувство — вроде собирался читать фантастику, а тут драма. Но я люблю драму. Писатель показывает нам жизнь одного человека, что волею судьбы стал обладателем сверхъестественного дара — телепатии. Вы когда-нибудь хотели читать чужие мысли? Я — очень. Теперь уже не очень. Что нам на самом деле может принести такой дар? Для Дэвида Селига он стал всем — и проклятием, и благословением. Когда автор показывает нам детство Дэвида, то мы видим, что он изучает окружающих изнутри, залезает в самые сокровенные уголки их души. Видимо потому его поведение оставляет желать лучшего, ведь он хочет узнать новые мысли окружающих, изучить их реакцию. Но это знание имеет и обратную сторону, ведь он не хочет чтобы кто-то из окружающих догадывался о том, что у него внутри ни малейшей степени. Ему не хочется открываться перед другими людьми, хоть он сам открывает их словно книгу. Но это лишь часть правды. Другая же её часть состоит в том, что Дэвид живёт за счёт чужих эмоций и чувств, замещая, частично, свои собственные. Но когда он начинает взрослеть, то начинает подсознательно сторониться своего дара, из-за ощущения вины за влезание в чужие души. И порой, как будто случайно, проговаривается окружающим о своих знаниях. На самом деле эта телепатия начала в какой-то момент его тяготить, он не в силах сдерживать эту тайну внутри, и, видимо, потому дар начинает покидать его. Однако Дэвида пугает жизнь нормального человека, что лишён этого дара, его пугает эта неизвестность. И потому он одновременно хочет остаться телепатом и перестать быть им побыстрее. Он не хочет этого тягостного угасания. Смерть всегда легче, когда она быстрая. А вот ощущать медленное угасание в себе чего-то, бывшего частью тебя — весьма мучительно. Потому он «умирающий изнутри».
Весьма красочно показаны второстепенные персонажи, что являются как бы противоположностями нашего героя, что получив этот дар, не смог ничего сделать со своей собственной жизнью, и с чувством вины за него. Эти персонажи раскрывают нам жизнь общества тех лет. Тут есть огромный негр-баскетболист, что не может даже толком говорить, не то что написать о произведениях Эсхила, Софокла и Эврипида. Абсолютно безграмотный человек, одержимый нарциссизмом, и когда Дэвид попросил задаток за работу, просто скомкал купюру и бросил ему. Когда эссе уже готово, он отказывается платить за работу, видимо не понимая ни слова из написанного. Далее он проявляет себя обычным расистом, когда начинает оскорблять Дэвида с упором на его национальность, и вместе со своими друзьями-неграми избивает беспомощного человека, что был просто физически слабее любого из них. Тут надо понимать, что в США, негры любят говорить о расизме в их сторону со стороны «белых» и надо помнить о пропасти ненависти. Также и этот баскетболист считает, что теперь он может любого оскорблять и избивать, если он «белый». Ему всё равно какой это «белый». В романе присутствует и ещё один телепат — Том Никвист. Дэвид искал общества себе подобных, чувствуя отчуждённость от других людей. Но автор показывает нам, что телепат телепату рознь. И Том не думает, что влезать в мозг других людей преступление. По сути он абсолютно хладнокровный мерзкий пожинатель людских мыслей. И Дэвид Селиг однажды остаётся без этого «друга» и той, кого он однажды всё-таки полюбил. Эта девушка, чей образ будет преследовать Дэвида всю оставшуюся жизнь, была недоступна его дару, он не мог читать её мыслей. Быть может это отчасти и стало причиной его любви.
Автор постепенно и мягко, подводит нас в конце концов к мысли, что этот дар скорее проклятие. Жизнь Дэвида Селига не была разрушена этим даром, он даже не сумел её построить.В этом драма одного человека этого романа. Дар, разрушающий изнутри своим присутствием, а потом, уходя, высасывающий самую сущность обладающего им. Знаете что, не надо мне телепатии и вообще никаких « сверхспобоностей». Лучше стать кем-то своими силами, чем за счёт «счастливой» случайности.
romanpetr, 15 ноября 2013 г.
Роман «Смерть во мне самом» Р. Силверберга — очень сильное психологическое произведение, одного из самых плодовитых авторов фантастики в мире , во многом отличающееся от его необыкновенного слога изложения и писательской манеры завлечения в неизведанные миры автора. Произведение попало в мои руки в переводе А.А.Щербакова и должен сказать , что этот перевод во многом превосходит предыдущие два, более ярким и сочным наполнением языка и духа Америки 60-70х годов; и возможно, звучанием к оригиналу во много раз ближе...хотя местами, может показаться, что «реальный» текст может резать ухо и некоторые могут запросить ярлыка с указанием ненормативной лексики...
Произведение рассказывает о «человеке с даром» — Дэвиде Зелике, «обыкновенном телепате» , развивающего свой дар по ходу взросления и теряющего его с годами. Казалось бы, фразой :«Бог — дал,бог — и взял», можно было бы ограничиться и забросить книгу на дальнюю полку. Но в книге затрагивается глубокая философская грань, ведется рассуждение о Боге и дарах, предоставленных Им. Каждый такой дар,как и любая палка, имеет два конца — плохой и хороший. И ставится вопрос: как лучше распорядится таким даром? Завоевать мир? Сделать карьеру? ... или же прятаться повсеместно от людей ,укрывая свой «драгоценный» дар до скончания века...Главного героя можно только пожалеть,ибо он выставлен типичным «середнячком»-неудачником, транжирившим свой дар на всякую ерунду: то это завоевание женских расположений и иже с ними женских сердец;то игрища на бирже,ради достижения денежного авторитета,заканчивающиеся полным финансовым крахом; то просто ради упования имеющимся даром и познания чувства превосходства над толпой...Но ничего не приносит ему дивидендов — все эти изыскания носит сугубо временный характер, а сам он опускается до обычного среднего преподавателя в колледже с подработкой на курсовых для студентов...Герой явно одинок и трудно ему сыскать подобную родственную душу...Одиночества, печаль, потери , переживания — вот небольшой букет оставленный печатью нелегкого бремени судьбы...
Хотелось бы отметить большое авторское познание во многих исторических литературных вопросах, кои автор , драпируя под действия своего главного «героя», выкладывает на читательский суд ... Местами описания жизненных ситуаций главного героя наводит на мысли об аналогии с авторским жизненным путем, ибо описания весьма живы и насыщены чувствами.
elninjo_3, 13 января 2012 г.
Все таки Роберт Силверберг велик! Насколько же он подавляет своим умом и литературным талантом большинство современных писателей! После него иногда смотришь на все эти 10-ки и 9-ки за известные межавторские циклы и становится смешно. Не зря ему за роман «Умирающий изнутри» дали «Специальную награду за писательское мастерство» (Special Award for Excellence in Writing).
Роман 1972-го года и в нем доведена до логического конца мысли о человеческом общении, ставшие основой другого мощного произведения Силверберга «Человек в лабиринте». А, вообще, даже не могу сказать о чем этот роман. Он слишком многогранен, слишком сложен, чтобы вот так взять и заявить:«Да все тут понятно!Не могут люди общаться друг с другом без лжи и все тут!» Это только одна мысль, а мыслей этих там еще вагон и маленькая тележка. И каждый найдет что-то для себя, что-то обязательно заставит его перечитать какую-нибудь страницу несколько раз, а кто-то вообще ничего не поймет, но будет очень доволен, что он это читал, что мыслил, что проникся чем-то, хотя и не совсем понятно чем. Он просто прикоснулся к таланту.
Честно говоря, это и не фантастика вовсе. Здесь нет сюжета, нет развития, нет экшна. Это философский трактат Роберта Силверберга. Его вкладом в работы Кьеркегора и экзистенциалистов, но я уж не буду влазить в такие дебри. Это философский труд, который нанизан для простоты восприятия на скелет из одного человека, обладающего необычными способностями.
Да, вышло не весело, вышло печально, но со светом в конце тоннеля. Не знаю, как у него так получилось...гений. Читая, я постоянно ловил себя на мысли, что что-то подобное у кого-то уже было и в середине понял. «Возможность острова» Мишеля Уэльбека. Лучший европейский писатель последних лет. Манера изложения очень схожа, невероятная эрудиция, тонны мыслей, но есть одно НО...Если у Силверберга Дэвид Селиг близок к отчаянью и кажется нездоровым человеком в нормальном обществе из-за своего дара, то у Уэльбека его Даниэль является нездоровым человеком в нездоровом обществе. Если у Силверберга роман получился об увядании, то у Уэльбека отовсюду разит трупным запахом разложения и только такие же мертвецы могли признать его романом великим, а его самого лучшим писателем последнего времени.
Советую этот роман всем, кого интересует психологические аспекты человеческого общения, семейной жизни, да и вообще всем, кому нравятся умные мысли умных людей! 10-ка!
kirik, 9 июня 2015 г.
Интересный и в то же время довольно грустный роман про обычного человека со суперспособностью читать чужие мысли. Интересен именно тем, что главный герой это не какой-нибудь супергерой с целями спасти человечество или сделать скачок в его развитии, а самый обычный парень, который в большей степени страдает от своей способности, нежели приобретает. С другой стороны этим же роман и отталкивает — главный герой слабый по жизни человек, который не может разобраться в себе и понять свою способность, начать исследовать и использовать ее если уж ине на свое благо, так на благо общества. Именно эта слабость героя — бездействие, пассивность — отталкивает, так как в произведении отсутствует цель, стремление к чему-то, развитие.
В целом же роман достойный прочтения, хорошо написан и в достаточной мере увлекателен альтернативным взглядом на людей со сверхспособностью (не всем же быть супергероями).
Kasandra, 8 августа 2013 г.
«история телепата, теряющего свой дар» — это я читала биографию силверберга, и дошла до раздела про творчество.
«так этому телепату и надо», — решила я, и принялась за роман. Как вы понимаете, мои симпатии не были на стороне Дэвида. Наверное, это из-за стереотипов, мол подобный «дар» — в большинстве случаев зло, так как подразумевает шпионаж.
Меня откровенно раздражал Дэвид — сколько можно ныть, сколько можно жалеть себя, да еще и это постоянное «ох я же не просил ничего такого зачем мне это надо эээй стойте не забирайте отдайте это же всецело мое как я буду смотреть людям в глаза»
так что я совершенно не знаю, в какую секунду я поняла, что обожаю этого героя, что он приводит меня в восторг, и вот, я уже кусаю губы, пальцы, злюсь, когда меня отвлекают от чтения — и мысленно умоляю силверберга чтобы он дал Дэвиду еще шанс. (потом, конечно, вспоминаю, что мысли не передаются)
так что да, читать непременно.
luxett, 7 мая 2011 г.
невероятно описаны чувства и ощущения, которых, по идее, не бывает (в том-то и фантастика). наверное, более качественного психологизма и пробирающего насквозь все нутро в фантастике не читал.
иногда трудно понять, вообще догадаться, что человек, который рядом — не такой как ты. Силверберг показал это как нельзя лучше.
отличная вещь, очень рекомендую прочесть всем (вне зависимости от пристрастий к фантастическим (да и к нефантастическим) жанрам)
Arthur1984, 26 сентября 2008 г.
«Всегда быть одному слишком много для меня» -- так думает
отшельник. «Всегда один и один -- это дает со временем двух».
Фридрих Ницше
Книга про стареющего телепата, который вместе с возрастом теряет свой дар чтения мыслей...
Но не сразу , и что даже еще более мучительно — постепенно...
Его дар сделал его бесконечно одиноким, это и подарок и кара одновременно, но он привык к нему , и ни за что не хочет его терять. несмотря на это — энтропия ( энтропию
можно рассматривать как необратимую тенденцию системы, включая и
Вселенную, к увеличению беспорядка и инертности. Так сказать, вещи
делаются со временем все хуже и хуже, пока в конце концов не станут так
плохи, что даже нельзя понять, как они плохи.) — берет свое, все со временем угасает и расрушается, главный герой неможет остановить неизбежное.
По всей книге красной нитью проходит основное мучение главного героя- Одиночество, и страх смерти.
» Я предлагаю рассмотреть мой случай. Что раскрывает эта грустная
история? Необъяснимое уменьшение некогда замечательной силы. Ослабление
импульсов. Маленькая смерть еще при жизни. Разве я не жертва в войнах с
энтропией? Разве я не превращаюсь на глазах в нечто статичное и
молчаливое? Разве моя беда не очевидна? Кем я буду, когда прекращу быть
собой? Я умираю жаркой смертью. Спонтанное разложение. Случайный поворот
вероятности переделывает меня. И я превращаюсь в ничто. Я становлюсь
пеплом и золой. Я буду ждать, пока меня не выметут веником.»
В 1973 книга была наминированна на пристижную премию Хьюго.
Кстати автор (Силверберг Роберт) небезинтресный персонаж — «По общей численности написанных им произведений среди фантастов он уступает лишь Айзеку Азимову, написав более 100 научно-фантастически х и более 60-ти научно-популярных книг, обладатель многих(!) премий премий «Хьюго» и «Небьюла».
Для придания перспективы скажу что по силе написания, напоминает мне «Роман с кокаином» , «Парфюмер» и « На игле» (если кто знаком...)
Nog, 8 декабря 2006 г.
Этот роман — это история Дэвида Селига, человека, обладающего даром (или проклятием) видеть мысли других людей, проникать до самых глубин их разума, узнавать сколь угодно тщательно спрятанные тайны. На двух сотнях страниц уместилась целая жизнь от раннего детства, когда Дэвид только осознавал свои сверхспособности, через молодость, время их самого активного использования и изучения, до зрелого возраста «за сорок», когда способность эта стала стремительно исчезать.
Повествование идет непоследовательно: в самом начале мы видим Селига уже как бы за несколько дней до конца книги, но рассказ об этих нескольких днях то и дело прерывается «флешбэками» из его прошлого, и лишь ближе к концу мы наконец видим полную картину жизни этого человека. Впрочем, впечатления можно составить с самого начала: фактически, в своем не столь уж молодом возрасте Дэвид — типичный «лузер». У него нет ни семьи, ни друзей, ни приличного жилья, ни нормальной работы: временами его подкармливает сестра, а временами он подрабатывает написанием литературоведческих сочинений для студентов. Да и то он их не пишет, а просто копирует собственные старые работы. Кстати, работы весьма интересные — полтора сочинения приведены прямо в книге (о романах Кафки и — незаконченное — по древнегреческой драматургии), но серьезных плюсов его образу это не добавляет. И тем не менее, какого-то отторжения этот человек не вызывает, хотя и жалости к нему тоже не испытываешь. Главное, что есть — это интерес: наблюдать за его дорогой действительно интересно. «Умирая в себе» — это блистательный образчик психологической прозы, в котором фантастический элемент играет подчиненную роль, и любителям подобной литературы не стоит проходить мимо.
nostromo, 22 декабря 2007 г.
психологический роман, об одиночестве...грустный, единственный такой, из всех его прочтенных....