Здравствуйте, уважаемые подписчики и случайные читатели колонки!
В результате некоторых событий (о чём — в самом конце статьи) я не сумел подвести итоги минувшего года в последние его дни, но исправляюсь в Новый год по календарю китайскому! Сейчас это в тренде Пусть новый 2024 год, наступивший уже по всем системам счисления, принесёт всем нам добрые отношения с родными и близкими, удачу во всех начинаниях, богатырское здоровье или хотя-бы отсутствие новых болячек, только интересных и качественно изданных книг, а главное (жаль, что по нынешним временам это актуально) — мирного неба над головой!
Минувший 2023 был для меня лично очень сложным, проблемным, нервным... На моём нынешнем месте работы сменился руководитель, весь наш районный Комитет образования чуть не разогнали, а изменяющиеся требования законодательства повлекли за собой такое лавинообразное увеличение нагрузки, что времени на чтение книг иной раз практически не оставалось. Но кое-что почитать я всё-таки успел, поэтому традиционное подведение итогов года, пусть и с опозданием — под катом:
1. Лучшая книга из разряда мифология/фольклор: Прочитано, вопреки обыкновению, по данной тематике было не очень много, но наибольшее впечатление произвёл, пожалуй, сборник И был явлен им остров... Острова Иного мира в ирландской традиции. Долго рассказывать о нём не стану (краткую рецензию можно прочитать по ссылке выше, если кому интересно), скажу только, что не берусь судить, что читать интереснее — аутентичные тексты (хотя истории про Уликса (Улисс/Одиссей в ирландском варианте) и Минотавра с характерным древнеирландским колоритом — это, конечно, сильно, особенно собака Улисса мне понравилась: "— У неё два светлых бока, — сказал Уликс, — ярко-пурпурная спина, иссиня-чёрное брюхо и зеленоватый хвост"), классические статьи об островах Юности или статьи наших современных кельтологов Т.А. Михайловой и Н.Ю. Живловой. В общем и целом получилась очень любопытная книга, хотя многие, скажем так, "филологические тонкости" рассчитаны на более продвинутого, чем я, читателя.
2. Лучший нон-фикшн: Марк Моррис Англосаксы. Так начиналась Англия. 400-1066. Когда переворачиваешь последнюю страницу этой книги, в голове вертится только одно слово — "добротно". Добротно написано, добротно издано, добротно иллюстрировано, снабжено добротным библиографическим аппаратом, вот это вот всё. Разумеется, это ни в коей мере не научное исследование, это чистой воды научпоп, с пассажами типа "В поисках одиночества ирландские монахи нередко удалялись на острова, отрезанные от большой земли водой. Один такой монастырь, появившийся, возможно, ещё в VI веке, был основан на острове Скелли-Майкл в семи милях от побережья Керри, и сегодня известен в первую очередь как место, куда удалился от мира Люк Скайуокер", но повествованию это нисколько не мешает, скорее наоборот. Впечатляет и внушительный рассматриваемый временной отрезок (более 600 лет), и яркие жизнеописания того или иного деятеля англосаксонской истории, и довольно оригинальный взгляд на некоторые процессы и события. Одним словом — рекомендую, если интересуетесь историей Британии указанного периода. Если не знать про англосаксов ничего вообще, а потом подряд прочитать работу Е.А. Мельниковой Меч и лира и данную работу Морриса — представление об англосаксонском обществе, культуре и истории можно составить практически всеобъемлющее! На русском языке анонсированы ещё две книги Морриса, посвящённые "великому и ужасному" Эдуарду I и нормандскому завоеванию, поэтому планирую продолжить знакомство с творчеством автора. Единственное, о чём жалею, так это о том, что книги выходят не в свежем западном оформлении, очень уж оно классное:
3. Лучшее фэнтези русскоязычного автора: Наталия Осояну Жемчужная гавань. Возможно, это чистой воды эскапизм, но в тяжёлые периоды жизни книги Наталии оказывают на меня успокоительное воздействие. Я читал трилогию "Дети Великого Шторма" во времена локдауна, когда настроения в обществе (а ещё сильнее — среди моих родных и близких) царили довольно панические, и мне тоже нужно было бы переживать, но... Но у меня были рыбокорабли, солёные брызги в лицо, причудливые острова и города на них, а главное — ощущение огромного мира там, за бортом, с его тайнами, чудесами и многотысячелетней историей... "Жемчужная гавань" — отличное дополнение к основной трилогии! Я пару лет бил себя по рукам, чтобы не начать читать эту повесть, сберегая возвращение в этот мир на то время, когда всё опять станет хреново. Дождался. Стало. Прочитал. Не ошибся. Недавно в телеграм-канале Наталия делилась поздравлениями в День рождения и там прозвучало мнение, что она — "классик среди современных авторов русского фэнтези", с которым я целиком и полностью согласен! Очень надеюсь, что госпожа Осояну ещё вернётся в мир Великого Шторма с парой-тройкой (а лучше — десятком-другим ) историй о нём.
4. Лучшее фэнтези англоязычного автора: В этой номинации победителей в этом году не будет. Во-первых прочитано было непростительно мало, а во-вторых, да простят меня прочитанные авторы — до прям однозначной "десятки" не дотянул никто, даже безмерно ожидаемый Скотт Оден. Было прочитано несколько достойных рассказов и повестей, порадовал дебютант Замиль Ахтар (хотя не без некоторых вопросов к происходящему на страницах романов), но победителя не будет. Посмотрим, что принесёт нам 2024.
5. Лучшее фэнтези НЕ англоязычного автора: Не ожидал, что за победу вновь будут бороться именно польские авторы, но выбирать пришлось между ними. И да простит меня Радек Рак, чей Сказ о змеином сердце, или Второй сказ о Якубе Шеле оказался воистину великолепен, но победителем в этой категории всё-таки становится Анна Бжезинская с романом Вода в решете. Апокриф колдуньи. Оба романа по-настоящему круты, каждый по-своему, но если роман Рака у меня получилось читать достаточно долго, буквально смакуя каждую главу, то роман Бжезинской увлекает настолько, что оторваться от него практически невозможно! Слишком много нюансов, которые можно упустить, слишком много недоговорок, которые — нутром чуешь — должны сыграть свою роль в дальнейшем, слишком много, в конце концов, взаимоисключающих версий одних и тех же событий сконцентрировано в нескольких сотнях страниц сухих (или, по крайней мере, они должны были быть таковыми) протоколов допросов женщины, обвиняемой в колдовстве. Высший пилотаж. Роман без единого диалога, который буквально проглатываешь, лихорадочно перелистывая страницы — это дорогого стоит.
И с этого года при подведении итогов вводятся ещё две категории:
6. Лучшая книжка с картинками — тут будут артбуки, графические романы и — чем чёрт не шутит? — может быть когда-нибудь потом даже комиксы. В этом году с огромным отрывом от конкурентов в данной категории лидирует артбук Йоанна Лосселя Забытые боги. Картинами этого французского художника я был заворожён давно — на просторах Сети частенько мелькали его работы, выполненные в хорошо узнаваемой технике с использованием сусального золота. Не знаю уж, какой именно состав у краски, которой пользуется художник, ибо ничего в этом не понимаю, но выглядят эти картины весьма эффектно, этого не отнять. Особенно впечатляла меня серия под названием "Беовульф":
На официальном сайте художника можно было получить представление, в каком виде, данный литературный памятник был выпущен издательством "Истон Пресс" в 2017 году, поэтому мечтать о выходе подобной книги на русском было бы глупо, ибо мне даже подумать страшно, сколько бы она стоила! Потому-то я буквально не поверил своим глазам, когда увидел анонс артбука Лосселя, в который, в том числе, вошла в полном объёме и упомянутая серия работ. Рассказывать о творчестве Лосселя бесполезно — это лучше один раз увидеть, но оно того, поверьте, стоит! Сам автор не скрывает, что во многом подражает Уильяму Моррису, поэтому артбук сделан по всем "заветам и канонам" последнего. Важна каждая мелочь — сами картины, обрамляющие их орнаменты, небольшие истории о создании той или иной работы или просто художественные вставки, навеянные образами, созданными кистью художника... Проще говоря — чистый эстетический восторг! 11 баллов из 10.
7. Мысленно поставленная галочка "прочитал" — а это, как следует из названия, про книги, которые давно хотелось прочитать, но не было перевода на русский или просто не доходили руки. И в данной категории в 2023 году победитель тоже однозначный — Джон Браннер На волне шока. Когда-нибудь я соберусь отредактировать давно написанный черновик отзыва, здесь же просто скажу, что это классный роман из тех времён, когда по-настоящему увлекательную, в чём-то даже оказавшуюся пророческой историю авторы умели рассказывать менее, чем на 300 страницах. Не зря так долго ждал возможности ознакомиться с этим произведением!
На этой позитивной ноте, подвожу итог своей юбилейной — пятидесятой (!!!) — статьи. Ещё раз желаю всем счастливого и плодотворного года Зелёного Деревянного Дракона, а в качестве небольшого анонса поделюсь планов громадьём: планирую за год довести количество статей в АК до 100 (написана масса материала, но тупо не хватает времени на редактуру), а так же открыть по три (как минимум) библиографии и книжных серии. Одним словом, как говорится, не переключайтесь! Будем живы — будет интересно!
А совсем уж в заключении расскажу, что с 2023 могу праздновать День рождения дважды!
В этой старенькой грузовой ГАЗеле, не имеющей даже ремня безопасности на переднем пассажирском сидении, находился я:
Во время командировок в город-герой Волгоград, а мотаюсь я туда, бывает, и по несколько раз в месяц, у меня есть только два занятия — я или сплю, или читаю. В этот раз было ещё темно, поэтому я спокойненько спал. Машина перевернулась дважды, так что пробуждение получилось весьма, скажем так... неожиданным! Сами понимаете, что при столкновении с любым из столбов последствия были бы куда печальнее. Вечером, когда добрался до травмы, тамошний дежурный доктор сказал только одно — бодрствовал бы, начал руки-ноги в стороны раскидывать, пытаясь удержаться, переломался бы весь. А так отделался сильнейшим ушибом правой части тела и разбитой левой частью лица. В результате всего произошедшего, неделю до календарного Нового года и пару дней после было очень сложно подолгу находиться в одном положении, будь то сидя, лёжа или стоя, да и правая рука слушалась не шибко хорошо. Потому итоги года в нужное время и не подвёл! Сейчас уже всё хорошо, а о случившемся напоминает только стильный шрам над левой бровью.
P.S. Что самое удивительное — в ДТП не пострадали ни телефон, лежавший в нагрудном кармане слева, ни книга, находившаяся в сумке на коленях. В тот раз со мной был роман Андруса Кивиряхка Последний, кто знал змеиную молвь, являющийся, кстати, первым (и пока единственным) претендентом на номинацию "Лучшее фэнтези НЕ англоязычного автора" в 2024 году!