Радек Рак «Сказ о змеином сердце или Второе слово о Якубе Шеле»
- Жанры/поджанры: Сказка/Притча | Историческая проза | Магический реализм (Современный )
- Общие характеристики: Приключенческое | С использованием мифологии | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Революция | Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя | Фантастические существа (Демоны, черти )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Сказывают, что Якуб Шеля, простой батрак, сердце свое из груди вырезал, да и отдал девушке, что пришлась ему по душе. Но ничего хорошего из того не вышло, ведь девушка была не простая, да и не из человеческого племени. И решил тогда Шеля судьбу свою изменить, хозяином стать, а не слугой, и для этого пришлось заключить ему уговор со змеиным народом, спуститься в подземное царство, дабы найти Змеиного Короля. Только там, где живут настоящие демоны, ведьмы и герои древних легенд, где боль можно вырвать из тела, где на каждом шагу подстерегают чудеса, где история встречается с мифом, сказка – с реальностью, а тяжелая судьба людская – с волшебством, любое желание может обернуться западней и привести к горю, а то и к настоящей беде, страшной, кровавой и неотвратимой.
Название отсылает к поэме Бруно Ясенского «Слово о Якове Шеле» (1926).
«Краковская книга месяца» («Krakowska Książka Miesiąca», апрель 2021 г.) по версии Библиотеки Кракова.
Награды и премии:
лауреат |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2019 // Роман | |
лауреат |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2019 // Польская книга года | |
лауреат |
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2020 // Главный приз | |
лауреат |
Премия "Нике" / Nagroda Nike, 2020 // Выбор жюри | |
лауреат |
Еврокон / EuroCon (ESFS Awards), 2021 // Награда за достижения. Лучшее художественное произведение. (Польша) |
- /языки:
- русский (1), украинский (1), польский (1)
- /тип:
- книги (3)
- /перевод:
- В. Дмитрук (1), М. Ковалькова (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Seidhe, 12 января 2024 г.
Сказывают, что после отзывов уважаемого Deliann на некоторые произведения и добавить-то к его словам нечего. И ведь не брешут, что самое удивительное! Однако, роман «Сказ о змеином сердце, или Второе слово о Якубе Шеле» Радека Рака произвёл на меня столь сильное впечатление, что не могу не добавить несколько слов.
Приступая к чтению, я ожидал мрачного и кровавого повествования, едва ли не демонизирующего предводителя крестьянского восстания, вошедшего в историю как Галицийская резня 1846 года. У этого было две причины. Во-первых, незадолго до этого я прочитал поэму Бруно Ясенского «Слово о Якубе Шеле» 1926 года, в которой Шеля хоть и предстаёт борцом за народное счастье, однако, методы его достижения описываются достаточно красноречиво: «Танцевали — топ да скок — / хлопский нож и панский бок. / От заплота до отводка / кровь текла, хмельна, как водка» и так далее. Во-вторых, в одной из статей, посвящённых жизни и судьбе Шели, я наткнулся и на упоминание о романе самого Радека Рака: «В современных польских публикациях Якуб Шеля изображается уже не просто как антигерой – разбойник и палач, а как персонаж, символизирующий жестокость, ненависть и предательство, как некое земное воплощение зла. Показательной в этом отношении является книга польского писателя Радека Рака, <...> название которой говорит само за себя: «Сказ о змеином сердце, или Ещё одно слово о Якубе Шеле». Этот роман написан в историко-фантазийном жанре с элементами пародии, мистицизма, фантасмагории, травестии и польских народных сказок. В частности, в нём повествуется о том, как Якуб Шеля отправился в подземную страну людей-змей и получил там для себя… змеиное сердце».
И приступил я, значит, к чтению, заранее приготовившись к лютому мрачняку...
И как же приятно было полностью обмануться в своих ожиданиях! Разумеется, «Сказ о змеином сердце» не является детской сказочкой ни в коей мере, и значок 18+ на обложке более, чем оправдан, однако авторы цитируемой выше статьи совершенно однозначно книги не читали. Почему? Без спойлеров не объяснишь, но если совсем уж вкратце — автору удалось прекрасно продемонстрировать, ЧТО представляла собой польская шляхта того времени, и результатом КАКОГО отношения к простым крестьянам стали события весны 1846 года.
Жанр романа я не взялся бы определить и под дулом пистолета, поэтому давайте назовём это постмодернизмом с примесью фольклора, магического реализма и исторической прозы. В центре повествования, как несложно догадаться, судьба паренька Кубы, который живёт при харчевне еврея в качестве шабесгоя. Но потом в его жизнь вторгается что-то странное, воплощённое в девушке Мальве, а дальше начинается... А что, собственно, начинается — понять довольно сложно, да и понимать не хочется, потому как роман буквально цепляет на крючок своей совершенной непредсказуемостью, когда буквально через каждые пару-тройку страниц происходит что-то странное, совершенно необъяснимое с точки зрения человеческой логики, но воспринимаемое всеми героями романа совершенно спокойно, поэтому со временем и читатель привыкает к этим странностям, и просто следует за прихотливыми переливами сюжета. А переливы этого самого сюжета автором заготовлены ого-го какие! В какой-то момент это роман о тяжелейшем крепостном гнёте и безрадостной жизни галицийского крестьянства середины XIX века (глава про голодную зиму — одна из сильнейших в романе), чуть позже — весьма забористый магический реализм восточно-европейского разлива («Однажды явился ксёндз каноник Мартин, двоюродный брат пана Станислава, помощник епископа в Тарнуве. Он посмотрел на тыквы в прихожей, увидел все эти буйно растущие плющи и лианы. Побледнел и отшатнулся, шепча молитву Михаилу Архангелу. Но тут появилась Мальва и поцеловала священника в губы. И так долго длился этот поцелуй, что пан Викторин под бакенбардами побагровел от волнения. Когда же она закончила, ксёндз превратился в кусок трухлявого дерева. Его поставили на застекленную веранду, где он оброс мхом и грибами, а пчелы устроили в нем улей».), ещё чуть позже — удивительной красоты и поэтичности гимн живой природе (за одну только главу, написанную от лица бука, я бы не поставил роману меньше 10 баллов), а спустя пару десятков страниц — вполне себе фэнтези с гигантскими говорящими змеями и демонами, не говоря уж о путешествиях по подземной стране, и это если не вспоминать о куче отсылок, намёков, скрытых цитат (уверен, что не распознал и десятой части), а то и откровенного подтрунивания над признанной классикой — одно только «жирный дьявол наколдовал себе шляпу с пером зимородка, ярко-голубой кафтан и обувь из желтой кожи и в таком наряде скакал по лесу, по долинам и курганам, напевая нелепые песни, чтобы привлечь на себя внимание погони» чего стоит! =))) Проще говоря, «Сказ о змеином сердце» не перестаёт удивлять от первой до последней страницы. Но при этом повествование не превращается в бессвязный поток сознания — это цельная и самодостаточная история, в которой изящно сведены воедино все сюжетные линии.
Нельзя не упомянуть и ещё об одной особенности романа, которая стала для меня приятной неожиданностью. Не секрет, что во многих польских романах с «польскоцентричностью», назовём это так, есть некоторые перегибы. Радек Рак с одной стороны написал роман насквозь польский, но с другой — он достаточно беспристрастен в описании как нравов польской шляхты, так и всего польского общества в целом. Если говорить проще, все поляки в романе — те ещё сволочи, и сопереживать кому-то из них не получается при всём желании. Впрочем, справедливости ради, не поляки тоже немногим лучше. Но самое главное, что автор постоянно подчёркивает неоправданную и необоснованную жестокость шляхты, а лучше всего это сформулировано во вставной легенде про времена монгольского нашествия: «люди не вырезают ради забавы целые города; такими жестокими не бывают ни мадьяры, ни русы, ни даже польские паны»...
Подводя итог, могу сказать только одно — отличный роман! Однозначная «десятка» в моей системе оценивания!
Но классификатор заполняйте без меня... =)))
Deliann, 29 ноября 2023 г.
Говорят, я любопытен.
Сказывают, что «Сказ о змеином сердце, или Второе слово о Якубе Шеле» Радека Рака в основе своей имеет исторические события. Дескать, если любопытствуешь и желаешь погрузиться в книгу поглубже, то прежде стоит разузнать кто такой Якуб Шеля, как проходило Галицийское восстание, а также каково было положение Польши первой половины ХIX века. В послесловии романа имеется полезная историческая статья, однако чтение дополнительных материалов также приветствуется.
Сказывают, что книге Радека Рака не место в серии «Иная фантастика», ибо «Шедевры фэнтези» подходят для неё больше. Справно смотрится «Сказ о змеином сердце» рядом с «Миром Миров» Павла Майки, «Водой в решете» Анны Бжезинской и «Бессмертным» Кэтрин Валенте. Это, конечно, не вся правда. Благодаря стилистическим изыскам, метафоричности, обилию ненадёжных рассказчиков и постмодернистским играм, книгу сложно ограничить рамками какого-нибудь магического реализма или мифологического фэнтези, а значит и в «Иной фантастике» она смотрится зело хорошо.
Сказывают, что однажды Якуб Шеля влюбился в непростую девушку и отдал ей своё сердце. Затем, конечно, пожалел об этом, да сделанного не воротишь. Остаётся только попытаться найти замену и постараться исправить свою судьбу. Что не так-то легко простому подневольному крестьянину, жизнь которого осложняют и пан, и черти, и ведьма, и нечисть всякая.
Сказывают, что нет никого в этой истории лучше, чем кот, который иногда петух. И это, доложу я вам, истина. А самыми поразительными моментами показались мне вплетение в сюжет чертей, которые то притворяются
то изображают из себя
Сказывают, что в книге больше шестидесяти глав, представляющих собой различные байки, сказки и легенды, каждая из которых начинается со слова «сказывают». Брешут, само собой. Глав ровно шестьдесят, и лишь пятьдесят шесть из них начинаются со «сказывают».
Сказывают, что есть у книги сей проблемы с переводом. Так ли это, сможет узнать лишь самый внимательный читатель, остальным остаётся только дивиться стилю сказочному и порядку слов приятному глазу. Молвят также, что книга нелегка для понимания и усилий умственных требует от читателя. Но вы это не слушайте. Лучше оцените цитатку интересную с образами необычными:
«Сказывают, что когда не помогают лекарства и всякие снадобья, следует прибегать к иным способам избавления от боли. Ибо боль входит в человека, как черепаха в коровье вымя, и ищет себе место, чтобы устроиться.»
Говорят, что следующей книгой серии будет «Король утра, королева дня» Йена Макдональда. Роман о фейри, которых я не люблю, однако книгу прочитаю, так как велик кредит моего доверия данной серии, да и, как я говорил ранее...
Я любопытен.
silwerhof, 13 ноября 2023 г.
Из отзывов на обложке книги: «...написана прекрасным языком...; ...лингвистически красивая, чрезвычайно богатая, возбуждающая воображение, поэтичная...». Приступил к чтению. До 11-ой страницы всё было не так уж плохо. Но дальше переводчик Милана Ковалькова сразила меня наповал уровнем своей эрудиции и знания польского языка: «...Под луной ее четко видно, и кажется, будто она вырезана из черного эбонита. Куба знает, что такое эбонит, – у Рубина Кольмана есть шкатулка из эбонита, а у ясновельможного пана в усадьбе, в конторе – даже эбонитовая мебель.»
Куба знает, что такое эбонит, а пани Ковалькова — нет. Эбонит — это фирменное наименование материала, широко известного как твердый каучук, получаемого путем вулканизации натурального каучука в течение длительного времени. Эбонит может содержать от 25% до 80% серы и льняное масло. Его название происходит от предполагаемого использования в качестве искусственного заменителя эбенового дерева. Мебель из вулканизированной резины это не сказка или миф, а бред сивой кобылы.
Приведённый выше фрагмент романа на польском языке: «Pod księżyc widać ją wyraźnie, jak rzeźbioną z hebanu. Kóba wie, co to
heban, bo Rubin Kohlmann ma kasetkę z hebanu, a jaśniepan dziedzic we dworskiej kancelarii posiadają nawet hebanowe meble». Даже онлайн переводчик переводит «hebanu» как эбеновое дерево. Эбе́новое дерево, или эбе́н, — чёрная (либо чёрная с полосами) древесина некоторых тропических деревьев рода Хурма (Diospyros)...
Надеюсь при дальнейшем чтении больше не встретить подобных перлов.
P.S. Дочитал. Книге действительно место в «Иной фантастике», привычной классификации она никак не поддаётся. Очень своеобразный набор преданий на любой вкус (поэтичных, сказочных, абсурдных, кровавых...), украшающих рассказ о судьбе Якуба Шели. И только вышеупомянутый переводческий/редакторский казус слегка подпортил впечатление.
P.P.S. Жаль, в издании АСТ не поместили карту, которая украшала оригинальное польское издание.
https://www.publio.pl/basn-o-wezowym-sercu-radek-rak,p303152.html (читать фрагмент).
olmi, 10 декабря 2024 г.
«Монастырь старше самых старых зданий, возведенных человеческой рукой. ... Так говорят черти, а черти разбираются в подобных вопросах.» Вот примерно такова логика этой увлекательной, красивой, иногда очень грустной полу-сказочной истории с ожидаемо мрачным прозаическим концом.
Помогла ли ее сказочность как-то сгладить жуть описываемых исторических событий? И да, и нет. Книга все равно получилась достаточно тяжелой, но что особенно интересно, честной. Там всем достается — и полякам, и чехам, и русским с украинцами, и немцам, и панам, и крестьянам, и нечисти, и людям. Чего в ней больше: сказочности или мрачного реализма? Трудно сказать, но по мере повествования второе вытесняет первое. В тот момент, когда
Однако, как бы там ни было, это было интересно.
Cogitavi, 19 декабря 2024 г.
Первая половина книги, с её медленным, осторожным расставлением фигур по произведению — приятно вводили в мир, и обещали интересную историю. Но началась вторая половина, где стало понятно — это книга не про персонажей, это велеречивость, обороты, и увязка «фантастической» линии, с «исторической». Мне, как человеку, который просто купил книгу потому что я слышал, что Павел Майка консультировал автора по некоторым вопросам, незнакомого с исторической подоплёкой, показалось произведение довольно пресным. В конце автор докручивает жести
Вот уж и правда, «Иная фантастика». Мне не понравилось, ощущение подавленности после прочтение преследовало ещё два часа. Не рекомендую.