![]() | Все отзывы на произведения Ларри Нивена (Larry Niven) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 517
Страницы: 1 2 [3] 4 5 6 7 8 9 10 11
«Мир Птаввов» |
| |||
aa10a, 07 января 2009 г. в 18:43 | ||||
В небольшой роман запихано столько, что пухлым нынешним книгам и не снилось: три инопланетных расы, две земных расы, пришелец из прошлой эпохи, телепатия, псевдопереселение разумов, приближение к порогу космической войны и, конечно, так любимые Нивеном кольца и его же фирменные занудство и тяжеловесный юморок. Я нашел три кольца: впечатляющий поджог Плутона; астероид Рождение; а ещё Кзанол фанател от колец Сатурна, наверное, это не просто так | ||||
| ||||
«Мошка в зенице Господней» |
| |||
zarya, 28 февраля 2008 г. в 22:20 | ||||
Некогда, прочитав этот роман, был изрядно удивлён: надо же, оказывается, мальтузианство — не такая уж замшелая архаика, как нас учили в университете; есть у него ещё и сейчас сторонники! Правда, чтобы заставить эту теорию заработать, пришлось пойти на крайне искусственное допущение — насчёт физиологии, не допускающей контрацепции. То есть подтянуть условия задачи к заранее заготовленному ответу. | ||||
| ||||
«Чаша небес» |
| |||
WALKER898, 10 июля 2024 г. в 07:36 | ||||
Весьма слабое по меркам Ларри Нивена произведение. В отличии от других работ автора, которые положили начало различным циклам, оно не содержит никаких новых идей ни в области технологии, ни в области науки, космологии или философии. Не явлется оно и мягкой фантастикой, так как не описывает никаких гуманитарно-философских проблем в области человеческого характера или взаимоотношений. Общая канва весьма очевидно взята из Мира-Кольца (в части астроинженерии) и «Мошки в зенице господней» (в части общества, построенного на симбиозе и зависимо-подчиненных отношений различных видов разумных и неразумных существ). К сожалению, кроме канвы (которая, как сказано выше, неоригинальна) само повествование построено на уровне весьма примитивной космооперы: кто-то куда-то пошел, от кого-то убегал, с кем-то сражался. Весь сюжен очень прямолинеен, схемотичен и растянут. Особенно с учетом того, что в первой книге нет логического завершения ни одной сюжетной линии, даже второстепенной. С таким же успехом весь цикл можно было уместить в одну книгу. В общем, любителям прежних книг Нивена читать не рекомендую. У меня есть подозрение, что практически вся книга написана соавтором, а имя Нивена использовано просто для рекламы или из-за каких-то проблем с авторским правом на идеи из Мира-Кольца. | ||||
| ||||
«Чаша небес» |
| |||
axelkon, 09 июня 2024 г. в 21:19 | ||||
Спасибо большое книжному клубу Фантлаба за возможность познакомиться с разными авторами и их произведениями и расширить горизонты сознания и повлиять на кругозор. Надеюсь, в будущем нас ожидает множество увлекательных приключений и занимательных текстов, а также интересных дискуссий на ветке форума, посвященной чтению новинок. Благодаря клубу я прочитал «Старплекс» и «Демон Максвелла», которые вряд ли бы стал читать вне клуба (список для чтения у меня и так внушительный, не знаю пока, как в ближайшие годы добираться до новинок). На сегодня мне посчастливилось объять взором необъятную «Чашу небес». Говоря об этом тексте, не хочется указывать только на косяки авторов, либо переводчика (хотя они настырно лезли и лезли мне в глаза). Хочется выделить положительный момент — некоторые научно-фантастические «штуки», которые отличают книгу от нефантастических текстов: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) маглев — транспорт на магнитной подушке; поезд на магнитной опять же подушке; путешествие звездолёта на протон-борной реакции в термоядерном двигателе; кора деревьев, которая настолько мягкая, что путешественники использовали её в качестве туалетной бумаги; само собой, главная фишка текста — неземная структура размером с галактику в виде чаши (у которой дна нет, а верх запаян). Минусы, точнее, что мне не понравилось. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Остальное же меня удручало — странные диалоги, непонятно откуда взявшаяся романтическая линия Клиффа и Ирмы, косяки в описании разных процессов (я не физик, не ядерщик, не биолог и т.п. , но элементарно движение поезда в атмосфере со скоростью 10 км/с должно было бы аэродинамическим нагревом создать некоторые неудобства), рваное повествование в первой половине книги — когда сюжет развивается скачкообразно, особенно после выхода пассажиров звездолёта на поверхность. Складывалось впечатление, что текст писали два разных человека (как авторы романа), но только не договаривались о том, что писать в следующей главе. Во второй половине книги авторы заторопились на скоростной поезд истории и на нём быстрыми темпами промчались сквозь знакомство с непонятно как выучившими англишский котами, мини-революцию, выход наконец-то капитана Красное Крыло (дрозд, как я понимаю) из зоны комфорта за невидимую сторону Чаши, чтобы получить новости с Земли, понять, что новостей особо нет — двести или сколько там лет они смотрят в телескоп на Глорию. Да, и еще помешанность писателей Чаши на птицах меня лично удручает. Вышеупомянутый Redwing, хозяева Чаши птицы-переростки с оперением, меняющим цвет под разные эмоции, летающие дирижабли (Дэна Симмонса, как я понимаю)... Зацикленность на них мне непонятна, инопланетяне в виде пернатых выглядят в моей голове для меня отталкивающе. В общем и целом, роман выглядел завлекающим на стадии прочтения аннотации, но потом приходилось применять силу воли, чтобы дочитать. Может, пятёрки и маловато, но моя пятёрка твёрдая! | ||||
| ||||
«The Adults» |
| |||
FixedGrin, 15 сентября 2023 г. в 03:52 | ||||
С использованием заметок для Medium (http://bit.ly/2jon8sT + https://shorturl.at/hxFP2). Эта повесть представляет собой первую половину «Защитника», опубликованную заметно ранее самого романа, и, по совести говоря, приклеена она ко второй части не очень аккуратно; примерным аналогом из игровой индустрии послужат действия Bungie, которые, как хорошо заметно по незатёртым швам в первых двух частях Halo, сперва намеревались отождествить Предтеч (Forerunners) с древними «допотопными» людьми, а потом передумали и взялись усложнять вселенную. Я вспомнил про Halo-франшизу по той очевидной причине, что корни всех ее характеристичных фракций и локаций именно здесь, в 1967-м: достаточно сопоставить Защитников с Предтечами и частично Прекурсорами, Протодидакта — с Псстхоком, уцелевшие на родной планете Пак данные о сигналах с затерянной колонии — с кенийским порталом под Вой и Каталогом Библиотекарши, а корень Древа Жизни — с пыльцой, зачем-то употребленной вместо корма для домашних животных феру, что вызвало у тех чудовищную трансформацию. Джек Бреннан, вроде бы и вырвавшийся из-под контроля Псстхока, но обреченный продолжить его работу, очень напоминает незадачливого Изодидакта, инициатора глобального геноцида поневоле, из любопытства сунувшегося в Криптум, где Протодидакт его запечатлел своим сознанием и подверг болезненной ритуальной мутации с целью обеспечить доступ к Домену. Защитники, мошкиты и Потоп из Halo — три модельные расы, на чьих примерах удобнее всего в НФ изучать социологические последствия теорий Гоббса и Мальтуса (а также утопического социализма, где ничто не противоречит генетически закрепляемой специализации человека на благо общества) в космическом масштабе. Стоит признать, допотопная история Halo у Грега Бира получилась грозно-прекрасной, словно античная трагедия (не зря Могильный Разум общается тяжеловесно-эпичным семистопным хореем), ее как-то неудобно сравнивать с потугами Нивена с соавтором по акклиматизации Защитников, бридеров (= H. sapiens) и вампиров на Мире-Кольце. Великолепны сюжетообразующие идеи, особенно астрономическая мегаструктура Кольца, стараниями Бэнкса зачисленная в SDK современной космооперы, а вот наращиваемое на этом каркасе сиквелами «мясо» жевать удается лишь за отсутствием иной пищи для воображения. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Впрочем, можно и ограничиться самыми первыми составляющими условных подциклов «Известного Космоса»: ниоткуда в «Мире-Кольце» и «The Adults» с «Защитником» по отдельности еще не следует, что Инженеры Кольца суть Защитники расы Пак. Защитники, какими показаны они в «The Adults», до такой степени одержимы заботой о бридерах и войной друг с другом, что окрестности Библиотеки в каждом тысячелетии приходится засевать радиоактивным кобальтом для защиты от посягательств, а отправка корабля в сторону окраин Галактики требует массового геноцида несогласных (сравните с коллапсом мошкитской цивилизации после колоссального напряжения сил с запуском Зонда Безумного Эдди через Угольный Мешок), и мир Пак никогда за всю историю не был полностью свободен от войн — кстати, задумайтесь, случались ли такие годы в писаной истории человечества? То-то же. А ведь для строительства Мира-Кольца нужно было приложить усилия несоизмеримо бóльшие. Если они не смогли преодолеть внутреннюю грызню во имя колонизации ближайших систем, с чего бы им заниматься проектом масштаба Кольца так далеко от родины? Для работ такого уровня потребовались бы тысячи лет неустанного сотрудничества Инженеров.
Кроме того, если даже Защитники построили бы Кольцо, то — с их-то охотой до новых ресурсов, великолепным интеллектом и железным инстинктом заботы о потомстве — едва ли позволили бы себе настолько там расслабиться, чтоб тривиально вымереть. Правда, не исключено, что Мир-Кольцо построила эволюционно несколько отличная от исходной разновидность Защитников, более склонная к кооперации. Объяснение такого поведенческого сдвига допустимо искать в эффекте генетического бутылочного горлышка; кроме того, хабитат таких размеров наилучшим образом отвечает потребностям Пак — именно столько жизненного пространства им требовалось, чтобы как-то сосуществовать даже вопреки гоббсовской войне всех против всех. Что ни говорите, а непринужденная демиургия Нивена — совершенно особое явление в англосферной НФ, да и за ее пределами равных ему на этом поприще найдется немного. Тот редкий случай, когда доля от наследства прадедушки-миллиардера инвестирована идеально — в строительство личного ковчега при Потопе, которым стала для традиционной космооперы Новая Волна. «Вы себе хоть представляете, что может натворить на Земле тысяча Защитников, решившая обеспечить своим внукам жизненное пространство? Да им всего-то понадобится, что стырить несколько термоядерных реакторов». | ||||
| ||||
«Мир-Кольцо» |
| |||
keellorenz, 19 октября 2022 г. в 08:21 | ||||
«Мир-кольцо» Нивена относится к категории фантастических романов, которые писали до Герберта Уэллса: рассказ о чудесах и диковинах науки. В это плане книга более-менее удалась : история приключений группы людей и инопланетян на внутренней поверхности гигантского заброшенного кольца космической сверхцивилизации, опоясывающего звезду ,поражает воображение. Но когда первый шок спадает, на поверхности оказывается банальный и скучный квест в странных локациях, и не больше. Само кольцо описано подробно, но к науке это не имеет отношения, тк допускаются сверхтехнологии, построенные на спорных физических принципах и автор допускает ошибки уровня 1курса по физике (исправил он их, как все знают, в сиквеле). Сама идея таких астропоселений не нова: встречаются в более правдоподобном варианте ещё у Циолковского и Стэплдона в варианте колец из жилых хабитатов. Так что восхищения не понимаю. Вместо чтения этого талмуда с сиквелами можно просто прочитать одну страницу у Стэплдона в «Создателе звёзд» и посмотреть ролик на ютубе. Выше 3 не ставлю, к чтению не рекомендую даже детям из-за наличия своеобразных сексуальных сцен. | ||||
| ||||
«Трон Кольца» |
| |||
Darth_Veter, 22 октября 2021 г. в 21:37 | ||||
Честно говоря, я не рассчитывал на то, что новое путешествие Луиса & Co по миру Кольца окажется лучше всех предыдущих. Как говорится, свежесть бывает только первой. Судя по всему, у Нивена не было никаких новых идей по сюжету ни через 10, ни через 26 лет после оригинального романа. Любой нормальный человек должен это понимать и не затевать никаких новых проектов. Но востребованный писатель, каковым, несомненно, является Ларри Нивен, не может жить одним здравым смыслом: ему нужно поддерживать свое renommee и зарабатывать с его помощью на хлеб и масло. Как правило, большинство таких вот «продолжений» оказываются более низкого качества, чем исходный оригинал, ибо тот был основан на свободной идее, над которой ничто не довлело. Никаких продолжений не предполагалось (да и не всегда они возможны в принципе). Ну что еще можно выжать из огромного кольцевого мира, покинутого своими создателями? Только занудные похождения его обитателей, ничем по сути не отличающихся от примитивных народов Африки и Южной Америки. Но с последними можно было бы связать какие-либо легенды о мифических странах типа Эльдорадо или Савы. А у народов Кольца нет такой богатой истории (по крайней мере, ее еще никто не написал). Вот и получается замкнутый круг: чтобы новая история получилась увлекательной и интересной, ее нужно написать. После второй части в активе остались только Защитники — легендарные существа со сверхспособностями, которые им даровало мифическое Дерево Жизни (см. Ветхий Завет). Вот автор и решил пойти по интенсивному пути: составить новый сюжет на конфликте нескольких Защитников. Правда, получилось это весьма топорно. Очень долгая раскатка (более 12 глав), после чего следует совсем невнятное появление Брэма-вампира и еще более невнятное столкновение с Защитниками Перевала. Более половины объема произведения я с трудом пытался понять, что там происходит — о каком удовольствии от чтения могла идти речь?! Рейд на гнездовище вампиров еще давал какие-то надежды на перспективу, но после 14 главы они рухнули вместе с Парящей Фабрикой горожан. Текст романа перестал быть внятным и превратился в рваное одеяло, где нельзя было понять, что к чему пришито. Допускаю, что тут значительная вина переводчика (скорей всего, Г.Максимюка), но не только его одного: сам сюжет не впечатляет новизной и неожиданными поворотами. Другими словами, автор не сделал ничего нового, чтобы развить его. Кругом одни «минусы»: слишком длинные и корявые имена аборигенов, о которые спотыкается глаз, глупые диалоги, в которых преобладают фразы «Я голоден» или «Нам нужно поспать», набившая оскомину РИШАТРА во всех вариациях, превращающая самобытный мир Кольца в один суетный бордель, глупые поступки персонажей, совершенно необъяснимые с точки зрения банальной логики (танец кукольника и его же параноидальное стремление подглядывать за всеми), нескончаемая «палочка-выручалочка» — сверхпроводящая ткань, которую пришивают уже куда ни попало, тупость Защитников, которые руководствуются двойной моралью, садизм и смакование насилия при описании охоты на жителей Кричащей деревни, «рояльный» персонаж Шёпота, который невидим, когда находится всего в двух шагах от тебя, его безумные диалоги о физике и вообще о просвещенности, дефекты перевода («гоминид» вместо «человекообразный» и «антиспин» вместо «противовращение»)... Короче, роман я дочитывал чисто из принципа: не люблю, чтобы у меня на полке стояли непрочитанные книги. Хотя результат мне уже давно был известен — очередная коммерческая халтура, эксплуатирующая давнюю удачную находку. Но «клиент, скорее, мертв, чем жив» — франшиза окончательно загублена безответственным отношением автора. Одно я знаю точно: последнюю ее часть я читать не буду даже под страхом расстрела. -------------- РЕЗЮМЕ: третья попытка войти в реку мира Кольца. Еще более неудачная, чем вторая. Вроде и времени на подготовку у автора было больше, а результат совсем негодный. | ||||
| ||||
«Мир-Кольцо» |
| |||
Darth_Veter, 04 октября 2021 г. в 23:29 | ||||
Наверное, это самый масштабный из романов Ларри Нивена. Не только по объему (4 части), но и по описанному в нем исполинскому астроинженерному сооружению, а также невероятному путешествию представителей трех крупнейших галактических рас. СЮЖЕТ Он весьма оригинален: возле одной из звезд, лежащей на пути из центра Галактики к Магеллановым Облакам, обнаружено впечатляющее астроинженерное сооружение, созданное неизвестной расой Инженеров. По форме оно является кольцеобразным вариантом знаменитой сферы Дайсона. Его размеры воистину колоссальны: радиус — 1 астрономическая единица, ширина — более полутора миллионов километров, площадь поверхности — 3 миллиона Земель. Да уж — на мелочи автор не разменивается! Если фантазировать, то так, чтобы дух захватывало! Обнаружившие данный артефакт «кукольники» сильно испугались: создатели ПОДОБНОГО чуда должны были быть невероятно могущественной расой. Оставлять ее у себя «за кормой» без исследования было бы весьма легкомысленно. Поэтому первооткрыватели собирают маленькую экспедицию, в которую входят 4 специально-отобранных кандидата — двое землян, один воинственный кзин и представитель расы «кукольников». Все участники, как потом станет ясно, вовсе не случайные персоны — у каждого есть свой особый талант. Поэтому шансы на успех очень велики. Иначе и быть не может — ведь, от благополучного исхода экспедиции напрямую зависит судьба трех галактических рас... Я, конечно, могу ошибаться, но «Мир-кольцо» — первое в своем роде произведение о сооружениях подобного масштаба. Кларк описал свою Раму на 3 года позже, а искусственный мир Титана появился на свет и вовсе через 9 лет после выхода первого романа Нивена. Как говорится, конкурировать не с кем. Если же говорить о приключениях в Кольце, то здесь, напротив, аналогий довольно много — от жюльверновских «Приключений на воздушном шаре» до космических странствий по невероятному миру Сферы Дайсона героев одноименного романа Ливадного. Но масштабы и красоты Мира-кольца превосходят всё созданное другими авторами и настолько потрясающи, что их просто не с чем сравнивать. Чего стоит только только один Кулак Бога — исполинская гора высотой более 1000 миль (половина марсианского поперечника)! Такую же высоту имеют и боковины Кольца, представляющие собой стены гигантского короба, предохраняющего здешнюю атмосферу от утечки в вакуум. С технической точки зрения мир Кольца описан довольно детально и правдоподобно. Недаром даже сам Дайсон дал ему весьма положительную оценку. Как приключенческое произведение, роман стоит того, что его не просто прочитали, но и купили в виде отдельной книги: три популярные на Западе премии кому попало не дают. ПЕРСОНАЖИ Основных персонажей, как уже было сказано, всего четверо. Лучше всех описан Луис Ву, исследователь-одиночка, известный своими Отрывами в космос (может, правильнее было назвать их Прорывами?). Он спокоен и уравновешен, не страдает ксенофобией и довольно сообразителен — именно ему предстоит раскрыть многие тайны Кольца и, вдобавок, тайну появления человеческой расы. В романе он играет роль фактического лидера экспедиции. Кзин со странным именем «Говорящий с животными» — самый воинственный из всей группы. Он не понимает шуток, зато постоянно лезет на рожон и даже пытается угнать звездолет кукольников. Не понимаю, какой от него прок? К тому же, автору не удалось создать полноценный образ этого персонажа: я лично не могу воспринимать его как грозного и опасного противника — он больше похож на тупого, но совсем не смешного клоуна. После первоначальной «демонстрации мускулов» он как-то незаметно сникает и уступает пальму первенства Луису, крайне редко оспаривая его указания. Да и кукольника с его оскорблениями тоже простил. Как-то не вяжется это с изначальными авторскими установками... Ну, и сам кукольник, точнее, «кукольник Пирсона» — весьма нелепое существо о трех ногах, двух головах и одном мозге. Страдает всевозможными фобиями и паникует при каждом громком звуке, источник которого не установлен. Зато с мозгами у него полный порядок: как выяснится в процессе экспедиции, раса кукольников успешно водила за нос всех окрестных «братьев» по разуму, включая людей и кзинов. Да и сам состав экспедиции кукольник Несс подобрал вовсе не наобум, а в согласии с определенным планом. Можно сказать, что он — теневой руководитель экспедиции: формально стоит в сторонке, а фактически дергает за все ее ниточки. Тоже не вызвал у меня особого доверия. Мало того, что сам образ кукольника просто анекдотичен (трехногих существ не существует в природе), так это «мудрейшее» животное представляет собой просто ходячее собрание разнообразных комплексов, из-за чего его постоянно нужно спасать — на последних строках романа он из-за паники в прямом смысле слова теряет свою голову! Разве можно серьезно воспринимать столь нелепого персонажа? Думаю, и сам автор относился к нему с изрядной долей иронии, пытаясь создать героя с парадоксальными способностями. В общем, компания получилась весьма разношерстная, и само приключение сильно напоминает мне забавный во всех отношениях сплав по Темзе от Джерома Клапка Джерома. Правда, у американцев не такое чувство юмора, как у англичан. В тексте всё вроде бы выглядит серьезно, а вот фильм определенно получил бы ярлык «комедия». НАУКА И ТЕХНОЛОГИИ Что касается самого Кольца, то уже через год после выхода романа студенты МТИ раскритиковали его в пух и прах: якобы оно будет гравитационно-неустойчиво и развалится на отдельные фрагменты, даже не успев совершить ни одного оборота вокруг своей звезды. Впрочем, если использовать особые корректирующие двигатели, которые будут следить за строгой круговой формой орбиты Кольца (т.н. двигатели Бассарда), то вполне вероятно, что стабильности движения этого огромного сооружения может и хватить ... на несколько сотен оборотов. Другой разговор — можно ли создать столь колоссальный объект? Всё-таки 3 000 000 земель... Не думаю, что ТАКОЕ можно сварганить даже за тысячу поколений! И вообще — все астроинженерные сооружения кажутся сегодня какой-то несерьезной игрушкой внеземного разума. Если б они существовали, астрономы давно бы обнаружили наиболее близкие из них. Но — увы! — Вселенная не выходит пока за рамки естественных законов. Второй номер в технологиях — это, конечно, сверхбыстрый двигатель кукольников. Возможно ли, не нарушая основных физических законов, двигаться со скоростью 1 световой год за 75 секунд? Если оринтироваться на ИЗВЕСТНЫЕ нам законы мироздания, то такое невозможно, ибо превысить скорость света не дано никому. При приближении к ней начинает экспоненциально-быстро расти инертная масса звездолета, из-за чего приходится в такой же степени увеличивать и тягу двигателей. Вскоре наступит тот предел, который технически мы пока преодолеть не в состоянии. Некоторые физики, впрочем, утверждают, что при определенной массе звездолет превратится в «черную дыру» и вывалится из нашего пространства ... куда — никто не знает. Всё это из области гипотез и ничем не проверенных предположений. И доказать нельзя, и опровергнуть — тоже. Третья технология, которая позволяет двигать целые планеты. У меня сразу возникает вопрос: а зачем их двигать? Если убрать с пути какого-нибудь шального астероида, грозящего устроить тотальный апокалипсис, то это еще туда-сюда. А если для «переезда» в другую звездную систему (как в романе), то это, скорее, вопрос к психиатру по поводу здравомыслия такой идеи. Проще будет найти подходящую по массе планету в этой самой системе и банально ее терраформировать, чем двигать свою планету. Тем более, что кукольники сдвигали сразу 5 планет! Не каждый сумасшедший ученый додумается до такой безумной мысли... Черная нить солнечных экранов. Она тонка, как мономолекулярная нить, и прочна как само ядро атома. Теоретически ее создать можно, а вот практически... Как ее синтезировать, если она будет резать всё подряд, включая и самих создателей?! Автор эту проблему просто игнорировал, придумав какой-то загадочный «зацеп», которым эта нить крепилась к солнечным экранам. В одной ситуации нить чудовищно-опасна, а вот когда понадобилось затащить «Счастливый случай» на вершину Кулака Бога, то все ее опасные качества вдруг куда-то испаряются. Бред какой-то... Этот артефакт больше напоминает мне удобный для сюжета «рояль», чем научно-обоснованную технологию. Если говорить в общем, то автору удалось создать необычный мир, описав его максимально реалистично, придумать две оригинальные расы иномирян со своими сильными и слабыми сторонами, насытить сюжет увлекательной фабулой (где немалое место отведено описанию красот Космоса) и придумать несколько интересных сюжетных поворотов (например, о происхождении человеческой расы). Не подлежит сомнению, что подобный труд вполне достоин прочтения. ---------------- РЕЗЮМЕ романтическое повествование о путешествии в весьма необычный мир звездного Кольца в весьма необычной компании существ на не менее необычном корабле. Гурманы разочарованы не будут. | ||||
| ||||
«Глориаль» |
| |||
glaymore, 05 мая 2021 г. в 12:44 | ||||
С этой книгой что-то серьезно не так :( Умом понимаю, что обоим авторам уже за восемьдесят и возраст неизбежно накладывает свой отпечаток на текст — но с первой же главы создается ощущение, что они крайне смутно помнят, что там напридумывали в прошлых частях цикла, и сочиняют чисто от балды, противореча самим себе на каждом шагу. Персонажи, в конце прошлой книги оставшиеся жить на Полусфере, оставшейся на десятки световых лет позади, внезапно переносятся на борт «Искателя солнц». Глория описывалась как искусственная конструкция из вложенных сфер — теперь это обычная планета. Сияющие обитатели плазменного столба, которых земляне с изумлением обнаружили в прошлой книге — они теперь, оказывается, старые друзья героев, прилетели с ними на одном корабле. И такое буквально на каждой странице. Оценку ставить не буду, т.к. прочел несколько глав и бросил. При всем огромнейшем респекте к Нивену, эту книгу ему писать уже не стоило :( | ||||
| ||||
«Корабль-звезда» |
| |||
glaymore, 05 мая 2021 г. в 12:42 | ||||
Намного лучше первой части! Приключения землян на Полусфере Дайсона стали куда интереснее, описания туземных культур — детальнее. Существенно проясняется мотивация злодейских ящеро-павлинов (не спрашивайте!), подробнее раскрыта природа их бинарного мышления «сознание/подсознание» (привет Уоттсу, кстати), яснее становится сложнейший экологический баланс Чаши и цель ее миллионолетнего путешествия по спиральным рукавам Галактики. Финальное противостояние землян с туземцами в очередной раз доказывает любимую нивеновскую идею, что даже самая мирная и заведомо безоружная звездная экспедиция обладает оружием чудовищной разрушительной силы :) Ну и всякая экзотика, как же без нее: живые дирижабли, вакуумные цветы, ледяные разумы, плазменные разумы... К сожалению, до системы Глории, откуда исходят загадочные гравитационные сигналы, авторы так и не добрались, так что, видимо, нас ждет третья часть цикла. P.S. Книжка очень старомодная, видно, что написана немолодым белым мужчиной. Практически все герои в ней — белые мужчины-натуралы. В романе нет ни одного гея, ни одного черного, ни одного трансгендера. Если вас это напрягает, consider yourself warned. | ||||
| ||||
«Дар с Земли» |
| |||
Etamin, 10 сентября 2020 г. в 19:52 | ||||
Открою тайну — этот роман был первым произведением Нивена, которое я прочитал в переводе на русский почти 30 лет назад. И почти ничего тогда в нем не понял. Тут сказались два фактора — и перевод был так себе, и разобраться в деталях Известного Космоса, читая вырванный из середины фрагмент, непросто. Потом, разумеется, читал его в оригинале, но только сейчас взглянул на книгу под новым углом. На самом деле это настоящая социальная и социологическая фантастика — как «Спящий» у Уэллса (кстати, можно усмотреть сходство). В некоторых отзывах здесь подмечено очень правильно: в книге нет однозначно хороших и плохих персонажей. Явно бесчеловечная система извращает всех. И «революционеры», в сущности, мало отличаются от обыкновенных террористов. И Хесус Пьетро Кастро на шефа гестапо не тянет. Автор с немалым искусством ухитряется, однако, практически всех не вывести полными злодеями, и, более того, внушить некую симпатию к главному герою — который творит исторические перемены, ведомый скорее своей судьбой, чем чувством мести. По глубине и многослойности — пожалуй, лучший из романов Нивена. | ||||
| ||||
«Летающие колдуны» |
| |||
Etamin, 29 августа 2020 г. в 22:14 | ||||
Очень, очень забавная книга. Редкий пример юмористического романа в творчестве Ларри Нивена. Без особых претензий и сверхзадач. Но написано довольно динамично. Одно примечание. Оставшиеся анонимными переводчики не заметили, что имена сыновей главного колдуна, ставших первыми воздухоплавателями — Орбур и Вилвиль — составлены из имен братьев Уилбура и Орвила Райт. | ||||
| ||||
«Удар Ступнёй» |
| |||
magister, 30 мая 2017 г. в 12:24 | ||||
По сути — синтез «Мошки в зенице Господней» с «Молотом Люцифера» этих же авторов. И выдержано на том же уровне. Вместо мошкитов — инопланетяне, выглядящие как слонята. Они прилетели на огромном корабле, чтобы покорить людей и поселиться на Земле; своего дома у них нет и деваться им больше некуда. Они технически превосходят людей, способны поразить с орбиты «метеоритами» любую цель на поверхности (по сути описан проект «Тор», в котором участвовал Пурнелл), а если слоник рассердится — он топнет ногой: сбросит на Землю балластную часть корабля, прежде бывшую одной из лун Сатурна, именуемую инопланетянами «Ступня»... | ||||
| ||||
«Дождусь» |
| |||
god54, 04 мая 2017 г. в 20:59 | ||||
Отбросим в сторону технические детали оставим только литературу и тогда получится, что рассказ крайне привлекательный. И ничего такого особого автор не описал, а эмоции просто зашкаливает. Повествование привлекает реалистичностью поступков героев, тщательно выстроенным сюжетом и, конечно, хорошим текстом. Насколько хорошо автор владеет словом, что позволяет читателю практически ощущать чувства главного героя. Одним словом рассказ для коллекции. | ||||
| ||||
«Вуаль анархии» |
| |||
dmsl, 29 мая 2016 г. в 17:49 | ||||
Рассказ напомнил «Преступление в Утопии» Мака Рейнольдса, где преступность побеждена тотальной слежкой. Западным писателям даже и не приходит в голову, что построение Утопиии — это не техническая задача по заковыванию человека в жёсткие кандалы внешнего контроля. Это изменение самой природы человека. К чести Нивена, он не настаивает, что его Будущее — это Утопия. Даже и близко нет. Это то же наше современное общество плюс технический прогресс. Нивен довольно метко подметил, что знаменитая культура и цивилизованность современного человека — это продукт внешних ограничивающих рамок, в виде законов и неизбежности наказания, всякого политеса-этикета. Стоит только эти рамки снять, гарантировать человеку безнаказанность, как из него начинает мурло лезть. Конечно, часть людей носит моральный закон внутри себя, другим нужны внешние рамки и в каком соотношении в обществе тех и других — это вопрос, но когда ситуация скатывается к анархии, часто власть оказывается у обладателей грубой силы не ограниченных моральными принципами даже если их количественно меньше на порядок. Впрочем, не только анархия, но и мощное идеологическое давление способно превратить вполне разумных, добропорядочных и законопослушных «бюргеров»-мещан в садистов и рабовладельцев. За примерами мгновенной деградации далеко ходить не надо: постреволюционный «белый» и «красный» террор в России, массовое мародёрство во время стихийных бедствий в США, Чечня начала девяностых, Германия начала сороковых или националистические сотни и батальоны на Украине последних лет. Нивен описывает практически лабораторный эксперимент типа Стэнфордского тюремного. Лишившись надзора и будучи предоставлены сами себе, группа людей немедленно отказывается от норм цивилизованного поведения в пользу закона джунглей и права сильного. Эдакий «Повелитель мух» грядущего века. | ||||
| ||||
«Хватательная рука» |
| |||
stanina, 26 января 2016 г. в 15:07 | ||||
Не знаю перевод это или сама книга такая, но читать её очень сложно. Довольно много персонажей, повествование часто переключается с одной сюжетной линии на другую, я иногда не успеваю переключится за автором и теряю нить рассказа. В целом средненько, сюжет в целом предсказуем, на мой взгляд слабее первой книги. | ||||
| ||||
«Молот Люцифера» |
| |||
kirik, 19 января 2016 г. в 11:15 | ||||
Промелькнув однажды искоркой на звездном небе, приближающаяся комета не осталась незамеченной для человечества, приковав к себе внимание большинства – ведь это уникальная возможность изучить небесное тело, да еще и «вблизи»! Вчерашние малоизвестные открыватели кометы уже желанные гости телевидения, неизвестные проповедники становятся вестниками апокалипсиса, а военные, как полагается, готовятся к нападению врага или на врага «под шумок». Как переживет планета и человечество встречу с кометой? Об этом и книга. Забавно, но не имея ни малейшего представления о книге, помимо названия, прочитав буквально первые несколько страниц становится очевидно – о чем книга и как будет развиваться сюжет. Учитывая объем произведения, вполне не удивляешься детальности описываемых событий – как переживают домохозяйки, суетятся политики, готовятся военные, отрываются простые работяги… казалось бы положительный момент, но нет. Увы, в книге очень много описания, не влияющего на сюжет, но создающего общую атмосферу романа – перебор. Основная линия вяло развивается и как в любой мыльной опере здесь можно смело выкинуть половину «серий», не упустив при этом главного. В целом у книги есть сильные и слабые стороны. Сильные – хороший слог, монументальность. Слабая – объем, однобокость повествования, американизм во взгляде и излишняя неправдоподобность некоторых моментов. Достойно, но неинтересно. | ||||
| ||||
«Человек-мозаика» |
| |||
Gourmand, 22 сентября 2015 г. в 06:57 | ||||
(не читавшим — не читать!) Смазанный рассказ. Так я и не понял авторской позиции. С одной стороны преступление, за которое ГГ отправляют на смерть — мизерное, и вроде как автор осуждает практику разбора на органы за превышение скорости. Но последняя фраза ГГ (ой, а мне бы тоже органы получить), наоборот, показывает, что дело-то правильное, что органы нужны. Но тогда ГГ стоило бы сделать принципиальным борцом, который попадается не за превышение скорости, а за разгром банка органов — тогда финал «ой, я болен, так дайте мне органы» был бы в тему. А так... получилась зарисовка, вот смотрите, какой будет мир, если разрешить преступников казнить, разбирая на органы. И что? Тема важнейшая, сложная, интереснейшая, многими авторами поднималась и будет подниматься не раз. У Нивена не получилось. Не получилось даже определиться с СОБСТВЕННОЙ позицией. А зачем тогда писать? В реальности всё будет совсем не так, рассказы-то пишутся для современников, а не для далёких потомков. UPD. Занятно, что в другом издании финал другой. В оригинале (электронный, подлинность не установить) рассказ заканчивается на «не виновен». И вот в этом варианте авторская позиция понятна: ради органов готовы разделать даже за превышение скорости, а узнав, что органы не подходят, заражены — сразу оправдывают. Мысли же самого ГГ не показаны. Может, он и не будет лечиться. Наоборот, пойдёт грабить и убивать, раз знает, что его не станут судить и наказывать. | ||||
| ||||
«Как умирают на Марсе» |
| |||
Gourmand, 22 сентября 2015 г. в 06:46 | ||||
Под многочасовую погоню Нивен подложил убийство на почве гомосексуализма. Причём приобретённого гомосексуализма, а не врождённого. Не знаю, насколько в 1966 году его рассуждения на эту тему были революционными, особенно что этому способствует раздельное обучение, но после этого абзаца я долго смеялся. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) «Okay. You've got two sets of circumstances under which a high rate of homosexuality occurs. In both cases you've got three conditions: a reasonable amount of leisure, no women, and a disciplinary pecking order. You need a third example.» Никогда не думал, что регулярный приём пищи есть условие для возникновения гомосексуализма. С другой стороны, Нивен действительно думает о комплектации длительных внеземных экспедиций и о возникающих с этим проблемах. Это интересно. И про общества нравственности, запрещающие отправляться в космос женщинам, и о взаимозаменяемости членов экипажа, и об устройстве жилого купола. | ||||
| ||||
«Молот Люцифера» |
| |||
lith_oops, 31 декабря 2012 г. в 18:17 | ||||
То ли я охладела уже к постапокалипсису, то ли у Нивена и правда с Пурнеллом не складывается, но это никуда не годится. Можно долго рассуждать о том, что хорошая литература и не должна хорошо читаться, но это филькины рассуждения снобов, которые никому кроме них не интересны. Есть же Кинг, есть Мартин, есть Сапковский – мало кто оспорит принадлежность их трудов к Литературе, но это не просто можно читать, это великолепно. А есть действительно хорошо проработанные вещи, которые совершенно никуда не годятся. Да, авторы пытались работать над миром, сюжетом, характерами – а в итоге получилось проработанное нечто, которое дальше этого «нечто» и не пойдет. Доклад, отчет, монография – но не художественное произведение. Ни искры таланта я в этом опусе не обнаружила. В отзывах говорили, что интересно станет после сотой страницы. Неправда. После трехсотой. И я очень жалею о потерянном времени. Пожалуй, это последняя книга, которую я купила, не попробовав. Ах, ну конечно же, апокалипсис. Но стоит у меня перед глазами даже не Капитан Шустрик, а Лебединая песня, которая разливом хоть и пожиже, но я буду это вспоминать перед смертью. Ярко, образно, живо, впечатляюще – все то, чего, видимо, пытались добиться авторы Молота – но тщетно. При том, что Интегральные деревья и Летающих колдунов я числю среди топа десять своих любимых книжек, у Пурнелла с Нивеном явно не задалось. Нет чего-то такого, что делает книгу по-настоящему живой. И я вовсе не сторонник быстрого развития сюжета. Конечно, по молодости растекание мыслию по древу раздражало, но теперь я нахожу в этом душу произведения, что ли? Возьмите Кинговское Оно — вот уж где история города вязнет в зубах и вызывает желание запустить фолиантом в окно. Но. Эти люди – живые. И город – живой. И Оно, соответственно, тоже. Так это я еще читала в старом сокращенном Астовском издании. А Молот пустой и звонкий. И перевод, честно говоря, в лучших традициях девяностых: «- Как Вы это делаете? – Все правой.». (- How do you do? — All right.) Зато издание! Великолепные иллюстрации, в советской манере некоторой гиперболизации черт, но очень, очень сильные. Неплохая бумага, суперобложка. Как библиофил я горжусь этим изданием. А как читатель – борюсь с желанием сдать букинистам. Сильно веселят американцы. Особенно компанией плохишей, которые плохиши в первую очередь потому, что уличены в каннибализме. Сначала – вынужденно, а потом ритуальное стали практиковать. Логично, между прочим. Хорошая мина при плохой игре – запросто. Я в такие моменты всегда вспоминаю… нет, не Чужака. Феодала вспоминаю. Когда один из героев отрезал от себя куски, чтобы накормить ворону. У каждого – своя шкала ценностей. Можно долго рассуждать про плохишей и кибальчишей, про темных и светлых, про каку и камаку. Но суть остается прежней – у каждого свои тараканы. Я в каннибализме ничего эдакого не вижу. Ни хорошего, ни плохого. Просто ничего, из-за чего имеет смысл поднимать визг. Мясо – это мясо. Трава – это трава. А визжат преимущественно капиталисты, потому как с жиру бесятся. Да и холивары всякие возникают среди совсем не голодающей прослойки. А я – дура такая сочувствующая, я этих голодающих вечно так или иначе подкармливаю. Не потому, что я такая хорошая, а из социальных убеждений: каждый, достигший определенного положения в социуме, должен часть или времени, или сил, или денег отдавать на благотворительность. Не из каких-то идеалистических соображений, а для психологической адекватности. Оттого вот так. Так я к чему: не видели Нивен с Пурнеллом голодающих. Не живут их пенсионеры на пенсию в пятьдесят их же местных енотов. Не отключают им электричество. А у меня одна знакомая пенсионерка так и живет. Чем не постапокалипсис? Так что – нет, каннибализм меня не пугает. Я знаю, чего надо бояться. И это – не условности. Многие ругают «русскую тему» романа – ту его часть, где фигурируют русские космонавты. А чего ругать-то? Роман 77-го года, что там еще могло быть написано? Как мне кажется, еще и польстили нашим. Мир проработан великолепно, но это у господ авторов не в первый раз: Мошкиты в смысле проработанности вселенной тоже великолепны. Но сам Нивен писал, что именно от мира они и отталкиваются. Я же все-таки сторонник использования не фантастики ради фантастики, а фантастического допущения ради реализации конфликта, которая должна бы подтолкнуть читателя к размышлениям. Или хотя бы для динамичности сюжета и отсутствия огрехов: например, про средневековье пойди еще напиши, тут разбираться надо! А с фэнтезюхи и спросу никакого. Тем не менее, претензий к миру нет. Жаль, что сама книга не настолько интересна, чтобы там жить, но работу авторы действительно проделали глобальную. Читабельность первую половину книги хромает на обе ноги. А вторую половину – только на одну. Но основательно. Много лишнего текста, даже не иллюстрирующего происходящее. Воды то бишь – с трудом домучила. Почти месяц страдала, параллельно уговорила Олу с Отто, но таки домучила. И не дождалась такой развязки, которая окупила бы мои мучения. Интрига примерно такого же качества. Зато я три сезона Drop. Dead. Diva. успела уговорить. Кстати, дамам вполне рекомендую. Настолько не хотелось читать, что смотрела все подряд, но вот такое любопытное выискала. Интрига заключалась в том, что я ждала, когда начнется обещанное предыдущими рецензентами «интересно». ))) Персонажи ужасные. Не ужасные-ужасные, а просто ужасные. Они тоже проработаны, но, в отличии от мира, я с этими людьми даже не познакомилась. В лучшем случае – увидела вскользь по телевизору. Я их не знаю. Возьмем дочку сенатора: она такая королевна, которая никак не решит, с кем спать. Точнее, она спит со всеми, кому симпатизирует, а их минимум четыре человека. И все это – от несчастной судьбы и тонкой душевной организации. Фигня какая-то… Не, я знаю, что студенты на таких западают, но взрослые дядьки вроде попускаются. Ладно, их проблемы. В смысле идеи интересны соображения на предмет выбора: если ты хочешь выжить, готов ли ты завтра не пустить в свою нычку другого человека? Мужчину, женщину, ребенка? Это фактический поступок, а не рассусоливания на тему, как нехорошо есть себе подобных. Пусть это останется моим личным мнением, но лучше съесть какое-то количество бесхозных сапиенсов, чем уморить голодом гораздо большее количество ребенков. Так что… Подумать есть над чем, и крепко подумать. Хотя авторы потрудились донести до нас, как нехорош каннибализм, а разумная жестокость – вполне допустима, идея все равно удалась. Не каждый сможет победить свои стереотипы, даже если книжки пишет. Я выводы сделала. Убеждения не изменились, но подумать о вечном всегда приятственно. Душевность идейная. Что интересно, любимая фишка постапокалипсиса и робинзонады – накопление всякого в нычке, — не торкнула совершенно. Наши, которые хорошие и себе подобных не едят (Да, которые никого к себе не пускают, голодных детей в том числе. Но людей не едят – ни-ни!) вроде быт налаживают, натуральное хозяйство организовывают, и все у них замечательно получается. Но мимо меня. Не зацепило совершенно. Я не представляю себя на месте кого бы то ни было из этих людей. Не сопереживаю им. Погружение… Разве что в воду при наводнении? Понравились вставочки курсивные из истории кометы. Сами катаклизмы, пока они были, ничего так. Но – это процентов десять книги. Может, пятнадцать. Ассоциации: их же Мошкиты. Похожая структура произведения, изложение – тоже. | ||||
| ||||
«Древнее оружие» |
| |||
ааа иии, 14 июня 2011 г. в 23:26 | ||||
При полном сходстве персонажей (Хафт-капитан, Несс, Джейсон и его жена Анна-Мари, Слейверстьюдент), места действия (Бета Лиры) и событий (мохнатые пираты, миллионолетний сейф, пинок по ребрам и плевок в ухо) вплоть до финальной фразы, версия АСТ (копирайт 1967 г.) весьма отличается от истории в сборнике «Северо-запада». Где карикатура с узниками? Эту аллегорию спасения при помощи запланированной удачи использовал в «Очарованной земле» Желязны, один в один. Жалко терять параллель. Где экспресс-анализ функций оружия, на основе которого Папандреу делает граничащий с гениальностью вывод? А заветный источник энергии, шапочка шпиона, выворачивание сферы и военные суеверия? Придающих вкус и укрепляющих сюжет деталей нет и следа. Вместо коварной подледной ловушки кзинов — орбитальный абордаж. Злодеи подкрались незаметно... это в космосе-то! Это к кукольнику-то! Укороченный вариант противоречит и мнению написавшего послесловие Владимирского о том, что человек Нивена лучше инопланетян. Только не в этой версии «Древнего оружия», сэр. Здесь люди вроде беспомощных либералов Латыниной, а кукольник их ковбой-спаситель. (Вообще, данный том у АСТ так себе. Начинается хронологией, а рассказы россыпью и т.д. Но все лучше первого перевода «Трона Кольца»). Рекомендую как одну из лучших вещей про космических пиратов и проклятые сокровища — но только издания «Северо-Запада». | ||||
| ||||
«Как умирают на Марсе» |
| |||
Kriptozoy, 05 июня 2009 г. в 17:25 | ||||
Чем дальше читаю «Легенды Освоенного» Космоса, тем сильнее и сильнее захватывает. И это не случайно. Можно взглянуть на этот цикл произведений с любой стороны — хоть как на приключенческую фантастику, подобно которой все зачитывались в детстве; хоть как на фантастику социальную, которая ставит перед собой задачу в рамках научно-популярной литературы рассмотреть какую-то общественную проблему, или постараться разрешить социальную дилемму; хоть как прекрасный образчик психологической литературы, потому что абсолютно все морально-этические проблемы, перед которыми встают герои произведений, если не знакомы на собственном опыте, то хотя бы понятны и хорошо известны — в этом отношении «Освоенный Космос» универсален. Во всяком случае по моему мнению. Ну и наконец великолепнейшее литературное мастерство Нивена, совершенно не способное оставить равнодушным. Вот и этот рассказ. В принципе, сюжет не нов. Можно подставить на место героев или космолетчиков, совершающих головокружительные приемы высшего пилотажа на запредельных скоростях, или ковбоев, скачущих по дикой прерии, или авантюриста и сыщика — суть от этого не изменится. Самое главное в этом рассказе — причина-следствие, а также сложные условия, в которых приходится действовать первопроходцам и та грань, которую порой переходит чувствительная человеческая психика. Эмоционально рассказ довольно тяжел. Кульминация погони, где Картер пробивает гаечным ключом шлем Альфа и его голову — это настоящий пик напряжения. А сорвавшийся контакт с марсианином, а также финальная сцена, где инопланетный житель находит тело Альфа получились очень волнительными. Да и вообще весь рассказ очень хорош и не дает перевести дыхание. Чуть снизил оценку только на фоне двух предыдущих мною прочитанных. | ||||
| ||||
«Мир-Кольцо» [Цикл] |
| |||
sokols, 29 мая 2008 г. в 12:52 | ||||
Как по мне так прочитать можно, даже нужно, только первую книгу, остальные книги серии читаются без особого интереса. | ||||
| ||||
«Мир-Кольцо» |
| |||
shmel, 28 марта 2008 г. в 09:41 | ||||
Действительно, сама идея мир-кольцо интересна, но ... ... ... о-о-очень скучно, затянуто. Слишком много описаний всего, что окружает героев книги, без чего можно было обойтись. Не понравилось... «5» только за оригинальный мир. | ||||
| ||||
«Весь миллиард путей» |
| |||
слОГ, 04 сентября 2007 г. в 21:28 | ||||
Лучший рассказ о параллельных мирах. Почти идеален. Даны условия, показаны возможности и страшный результат. Если человек знает, что все его возможные решения так или иначе реализованы в одном из бесконечных миров — конкретно его жизнь теряет всякий смысл. | ||||
| ||||
«Дождусь» |
| |||
Nog, 19 августа 2007 г. в 23:07 | ||||
Замечательный, неожиданный, ошеломляющий рассказ. Может, он действительно дождется того, чего ждет? Хочется верить хотя бы в это. | ||||
| ||||
«Мир-Кольцо» [Цикл] |
| |||
Pupsjara, 25 января 2007 г. в 15:30 | ||||
Почему-то очень долго читается. Вроде язык нормальный, в чем дело, не пойму. Задумка кольца — это просто гениально, есть также немало прикольных моментов: электрический наркотик, раса кукольников и др. Раса Защитников тоже довольно необычная. Так что все-таки рекомендую. | ||||
| ||||
«Мир-Кольцо» |
| |||
Uldemir, 06 сентября 2006 г. в 14:48 | ||||
Средненький НФ-роман. Качественно, но не затягивает. Для общего развития почитать можно, чтобы знать, что есть такой автор, как Ларри Нивен, и когда-то он отхватил кучу премий за «Мир-кольцо»... | ||||
| ||||
«Мир-Кольцо» |
| |||
Бывший, 10 августа 2006 г. в 12:42 | ||||
Посредственно. Грандиозность астрофизического размаха описываемого сооружения как то не задевает. Приключения довольно заурядные. Только эта раса кукловодов и идея генетически «везучих» людей достойна внимания. На мой взгляд это первая слабая вещь из удостоенных премии Небьюэла. | ||||
| ||||
«Чаша небес» |
| |||
bred77, 30 июня 2024 г. в 09:43 | ||||
Второй роман для обсуждения в Клубе. По сравнению со «Старплексом» более реалистичен. Плюсы: подробное разьяснение как и что устроено. Без всяких непонятных подарков в виде червоточин и всяких «Я-потомков» из будущего как в «Старплексе». Минусы: во-первых, «Чаша«сразу обьявлена как роман-эпопея. А выдержат ли авторы свой марафон, чтобы читатели не потеряли интерес до финиша? Вызывает сомнение. во-вторых, герои какие-то неубедительные, набросаны небрежно в-третьих, мир птиц — практически некое Средневековье при таких технических достижениях. в-четвертых, в середине книги начинается какая-то «фениморкуперщина» — «янки в джунглях». Тут, на мой взгляд, авторы-технари неинтересно все описали Итог: прочтение на один раз, твердая 6 | ||||
| ||||
«Защитник» |
| |||
lammik, 26 июня 2024 г. в 10:51 | ||||
Фсстпок, Защитник расы Пак, приближается к Солнечной системе. Миллионы лет назад раса Фсстпока пыталась колонизировать Землю, но отсутствие необходимого таллия в земной почве, сорвало процесс, потомство Пак выродилось... Защитник спешит к Земле, чтобы исправить ошибки. Впервые я прочёл «Защитника» в том самом сборнике с «Универсальным солдатом». И, несмотря на качество перевода, впечатлился настолько, что запомнил сюжет на десятилетия. Сейчас вот перечитал, прежнего восторга нет. Но тем не менее это отличный роман, насыщенный идеями, действием, загадками, с интригующим финалом. Тем более, что книга заставляет задуматься о том, нужен ли человечеству такой вот Защитник, опекун-полубог, который и направит и укрепит, спокойно, рационально, надёжно, не по-человечески. Роман прекрасно читается в отрыве от цикла, но при этом довольно крепко с ним связан персонажами и событиями. Арка с марсианами похоже завершена окончательно). | ||||
| ||||
«Незадолго до конца» |
| |||
pontifexmaximus, 30 марта 2024 г. в 23:00 | ||||
Помнится, император Калигула номинировал своего коня на должность консула, а вот во времена президентства Никсона сей рассказ некие люди номинировали на хьюги с небьюлами... Видимо, это были убежденные противники войны во Вьетнаме, которым понравилось, что автор поставил знак равенства между словосочетаниями «человек с мечом» и «безмозглый варвар», а качество текста как таковое не имело значения... Хотя, это не более чем пародия на типичное фэнтезийное повествование из разряда таких, где есть традиционный набор из коварных колдунов, глупых сексапильных девиц, злобных демонов и мускулистых воинов... Пародия не особо смешная и местами откровенно глуповатая... | ||||
| ||||
«Инженеры Кольца» |
| |||
NIKItoS1989, 15 мая 2022 г. в 21:42 | ||||
23 года после событий Мира-Кольца. Мы видим киберпанковскую наркозависимость от электричества у Луиса Ву и стареющего кзина, они оба попадают в новую экспедицию к Кольцу. Уже с другим кукольником. Луис представляет собой более драматичную фигуру, чем в прошлой части. Измотанный зависимостью и бегством от человеческих спецслужб — он подавлен и уничтожен морально. Мы узнаём о судьбе Прилл, с которой они прилетели с Кольца и немного о Нессе. Новая экспедиция на Мир-Кольцо раскрывает много новых фактов о его жителях — теперь мы видим всё многообразие рас на разных уровнях развития. Забавная деталь — Луис Ву не умеет читать — так как голосовые технологии в 30м веке настолько развиты, что просто за 200 лет не понадобилось чтение! Развязка неожиданная, как и главный антагонист романа. Если честно в таком статусе этого персонажа я совсем не ждал. За что так ругают второй роман — мне не совсем понятно — по-моему он гармонично расширяет сэттинг и многие вещи раскрывает. Кукольники оказались ещё более коварными, а люди — оказывается чуть более чем просто люди, но спойлерить не буду. Секса здесь ещё побольше, как будто ранний Питер Гамильтон нашёптывал Нивену, но почему старик выкинул детали, ведь Гамильтон не стеснялся их вставлять, а тут будто под 16+ подгоняли — вроде бы есть постельные сцены, а вроде бы их толком и не раскрывают. Что же там будет дальше? Не откладываю и иду читать! | ||||
| ||||
«Мир-Кольцо» |
| |||
Molekulo, 24 ноября 2020 г. в 13:14 | ||||
В качестве несомненных плюсов книги стоит отметить саму идею такого мегасооружения как Кольцо вокруг звезды и обилие интриг, ведущихся одной высокоразвитой цивилизацией с целью максимально себя обезопасить. Еще одна интересная задумка — выведение человека с повышенной искусственной удачей, но это, на мой взгляд, уместнее бы смотрелась в «Матрице» или «Первому игроку приготовиться». Герои, приключения и другие высокоразвитые цивилизации, к сожалению, не понравились. Персонажи слишком блеклые, у инопланетян характер состоит буквально из одной черты, а у людей непонятна мотивация. Приключения не смогли заставить сопереживать героям. И вишенка: высокоразвитая цивилизация смогла построить искусственное кольцо вокруг звезды, но не смогла защитить свои технологии от плесени и потому погибла. А о резервировании они не знали? Оставили бы часть техники и населения вне кольца, глядишь бы и выжили. Другое дело, что приключений тогда бы не получилось. | ||||
| ||||
«Смерть от наслаждения» |
| |||
Etamin, 14 сентября 2020 г. в 23:02 | ||||
Вот редкий, в общем-то, случай, когда придуманное фантастом слово спустя десятилетия входит в общее употребление. В данном случае это — ужасно. Лучшая повесть в цикле «Плоскоземелец» (в новом русском переводе от «Азбуки» — «Рука закона») о детективе-экстрасенсе. Не только тщательно построенная интрига, но и прекрасно выписанные образы и общая картина мира начала XXII века. Нравы самых разных слоев общества. Нивен в самом зените таланта. | ||||
| ||||
«Мир-Кольцо» |
| |||
vam-1970, 20 июля 2020 г. в 18:30 | ||||
Роман первый из цикла «Мир-Кольцо». Просмотрел бегло продолжения цикла и ...интерес читателей падает к романам по мере издания на порядки. Мои впечатления после чтения только это подтвердили. Прекрасная научно-фантастическая идея, но воплощена литературно халтурно. Неправдоподобно! Что вроде и удивительно для фантастики, но надо представить, что автор описывает отдаленное будущее высокоразвитых цивилизаций, но уровень этих представителей цивилизаций ущербно низок. Даже сам мир Кольца -создать такое уникально -грандиозное сооружение, заселить его всевозможными мирами и дать разрушиться и придти в упадок! Очень много несуразностей технических -вроде такой -как рычагом управления тормозить космический корабль. И описание рас , населяющих Кольцо фрагментарно — если сравнить с такими шедеврами похожих объектов как Николай Басов «Мир вечного полдня» , Пол Дж. Макоули «Слияние», то значительно уступает. Только через девять лет автор рискнул писать продолжение. | ||||
| ||||
«Нейтронная звезда» |
| |||
Фалкон, 20 июля 2019 г. в 05:06 | ||||
Рассказ первоначально опубликован в журнале «Земля и вселенная», в двух номерах, за 1988 год, если не ошибаюсь. Номера у меня есть, в подшивке, искать лень. Думается, что аудиторию журнала он не порадовал, так как содержит жуткий косяк (именно, астрофизический). Я не могу понять, за что он получил премию. Вроде, премии «Черной пантеры» по разряду кинематографа. В чем косяк? ГГ, в моменте полета по гиперболической траектории вокруг нейтронной звезды, наблюдает её в виде«диска». Цифр в рассказе нет. Однако, чтобы наблюдать тело, около 10 км. в диаметре, диском — надо огибать его очень близко. Между тем, нейтронная звезда — с гравитационной точки зрения — свирепейший объект Вселенной; не намного лучше черной дыры. Она вплоть до того, что искажает само пространство вокруг себя. И время искажает — вот где можно было бы развернуться автору — до горизонта событий рукой подать; сама скорость огибания будет релятивистская. Автор ограничивается «прозрением» героя. Не поможет никакое прозрение. Как не помогло его предшественникам. Приливные силы растянут и разорвут совершенно любой объект, в том числе, пресловутый «неразрушимый» корпус. Гравитация — великая сила; в макро-масштабе — величайшая сила Вселенной. Не нужны фантасты; ученые рассчитывают, что гравитация нейтронной звезды трансформирует стальной (пусть легированный, цементированный или какой угодно) астероид километровой толщины, в просвечивающую на свет пленку. Если нейтронная звезда магнитно заряжена, то этот выкрученный и вытянутый магнитный объект еще и растягивается вдоль линий магнитного поля. Пусть корабль мал по величине, но если он подошел так близко, что ГГ видит «диск», приливные силы растянут отнюдь не стального астронавта и превратят его в то, что иногда показывают в фильмах ужасов, если вообще на атомы не расщепят. Про магнитное поле, статистически практически гарантированное в подобном случае — ничего не говорится. Нет чтобы описать какие-нибудь ужасы — типа безумия от взаимодействия поля со слабыми токами мозга — автор нам подсовывает нерушимого астронавта. Я сильно недоволен. Да и финал подкачал. Шантаж на основе информации об отсутствии в «секретной» системе лун — выглядит натягиванием совы на глобус. Все равно, как если сказать полицаям, что преступник был среднего роста, и больше не сказать ничего. Не больше 6 баллов. Сами кукольники хороши, но здесь они как фон, и ничего сюжету особенного не дают. | ||||
| ||||
«Мир Птаввов» |
| |||
Cerber21, 11 июня 2019 г. в 19:16 | ||||
Идея романа интересная, но начат он «за здравие», а закончен «за упокой». Описание событий несколько сумбурное: читателю иногда приходится додумывать сюжет, поскольку то, что, что было в голове у автора, не было реализовано на бумаге. Особенно это касается тех локаций, в которых Кзанол-Гринберг отдавал ментальные приказы людям, находящимся в других локациях. Поэтому только 6. | ||||
| ||||
«Интегральные деревья» |
| |||
Slow Hamster, 08 апреля 2019 г. в 18:38 | ||||
Нивен, безусловно, отличный мастер построения космических миров. Первое впечатление у меня оставил рассказ «Нейтронная звезда» в одном из номеров журнала «Земля и вселенная». С тех пор всё время пытаюсь вернуть то впечатление)) В этом романе интересна только сюжетная линия о строении звездной системы, плюс еще и картинки! В принципе можно было бы сделать научно-фантастический очерк. Что касается собственно приключенческой части, то это набившая оскомину «догонялка-убивалка», немного разбавленная сексом. Понятно, что главные несколько героев победят, второстепенными пожертвуем... Одним словом — ужасно. Количество персонажей постоянно растет и автор, чтобы мы окончательно не заблудились в них, в конце книги делает небольшой реестр. В общем раздумываю, стоит ли насиловать себя второй частью. | ||||
| ||||
«Загадай желание» |
| |||
A.Ch, 25 марта 2019 г. в 19:13 | ||||
Человек нашёл бутылку, в которой оказался могущественный джинн. Он может выполнить три желания, но отличается хитростью и неким эгоизмом. Предыдущие обладатели права загадать желание поплатились то ли за неточность формулировки мечты, то ли за различные пробелы в знаниях о желаниях, о которых забывали. У Сапковского в “Последнем желании” похожая ситуация произошла с юмором и романтикой, у Роберта Шекли в “Пределе желаний” не менее иронично и не менее романтично, у Нивена же поиск лазеек обеих заинтересованных сторон слишком серьёзен и отстранён от читателя. Герои получили всё, что хотели, но нет послевкусия или удовлетворённости что ли. Должно быть, рассказу не хватает раскрытости мира и чёткости законов магии. Есть границы и правила, но, возможности их преодоления показаны ли в других частях цикла, а автор более ощутим пусть не реалистичным стилем, но работающим больше с НФ, чем с фэнтези. | ||||
| ||||
«Всегда есть место безумию» |
| |||
ааа иии, 12 августа 2018 г. в 12:17 | ||||
Из-за какого-то вывиха, миф, что отклонение от психической нормы дает силу и открывает недоступные способности, укоренился в западной НФ. Брин, Уоттс, Ле Гуин. У Лэмба в «Роботире» аутизм вообще программируют, по воле родителей — будет лучше с машинами управляться. Нда, даже Ф.Дик в «Кланах альфанской луны» признавал проблемы таких «гениев». «Известный космос» Нивена устроен более хитро. Идея в деле, здесь и маниакальные защитники Пак, и параноидальной осторожности кукольники Пирсона, и только «дельфинье» раздвоение личности спасает Землю в «Мире птаввов». Но с диагнозом принимай, что дал автодоктор (см. «Этика безумия»). В этом рассказе никто не бросается через Галактику утереть несчастный нос или отомстить обидчику, не устраивает гомофобских драк. Земля 2360-х похожа на Полдень Стругацких. С охотой на матерей и тотальной прослушкой, но, тем не менее, для законопослушных там почти так же сыто, умиротворенно и гуманно. И там звучит вопрос «Жука в муравейнике» — как реагировать, если ты, вдруг, учуял дьявольскую серу? Не сходить с ума? Или сходить, специально, в надежде что соскочившая с рельс биохимия поможет? Конечно, «Всегда есть место безумию» совсем не «Жук», а Разумный Джек отнюдь не Сикорски. Прозаичный такой мужчина, скрупулезно соблюдающий правила баров, укрепляющий ширину плеч ремонтом строительных роботов, навещающий внуков и распивающий рюмашку-другую за разговором, что АРМ уже не та. И готовящий Солнечную систему к вторжению инопланетных хищников. В сугубо частном порядке. | ||||
| ||||
«Heorot» [Цикл] |
| |||
ensign, 04 декабря 2017 г. в 21:07 | ||||
Досадно, что книги не переведены. Нечастый на сегодня образец научной фантастики, не несущей в себе излишней зауми, каких-то сверхвозможностей и далеких, ненаучных на сегодня предположений. Самый нереализуемый на сегодня кусок книги — это гибернация. Пока не получается. Даже космический корабль, достигший крейсерской скорости в одну десятую скорости света не выглядит безумием.(Мы, сегодняшние, занятые внутренними дрязгами просто не пытаемся серьезно выходить в космос.) А высадившись на чужую планету колонисты получили кучу проблем, как предсказанных еще на Земле так и нет. Неудачная разморозка превратила команду людей заведомо неординарных — в обычных, более того, понявших что произошло, и им непросто смириться с этим и жить дальше. Чужая экология преподносит сюрпризы. Победа стремительно превращается в поражение, а чудовища оказываются почти безобидными, в сравнении с новыми открытиями. Маленькая группа людей задумывается о своем будущем и будущем потомков. Это серьезные мысли, когда вас 200 человек на всю планету. Авторы — великие оптимисты, верящие в человеческий разум. И, ни перевода, ни экранизации. Видимо нет спроса. Кругом сплошные Супермены с Росомахами... | ||||
| ||||
«Чаша небес» |
| |||
smykov, 12 марта 2016 г. в 00:10 | ||||
Прекрасный образец НФ. Работа настоящих мастеров. Гигантская чаша, размером с солнечную систему, населённая различными расами, величественно плывёт в космосе. В отличии от брошенного Мира-кольца Чаша находится под управлением и тщательным контролем Птиценарода, который лихо беседует со своим подсознанием и адаптирует под свой План представителей рас с планет, мимо которых Чаша пролетала. И тут, волею судьбы, на Чашу наткнулся земной корабль-ковчег, отправленный с Земли в многовековой полёт к одной из звёздных систем. И команда учёных-разведчиков, высадившаяся на поверхность Чаши, решительно отказывается от роли подопытных крыс. И понеслось....Да, этот роман шикарная смесь Мира-кольца и Мошки. Истинное наслаждение для ценителей НФ! | ||||
| ||||
«Шутки в сторону» |
| |||
god54, 12 октября 2015 г. в 19:34 | ||||
Вполне хороший и довольно веселый рассказ на очень важную и, я бы сказал, весьма актуальную тему: официант. Даже в наше время поголовно частной собственности в ресторанном бизнесе эти ребята остались прежними в любой стране. На всю жизнь запомнил случай во Франции, когда все официанты отказались говорить на любом языке кроме французского и не представили даже меню на языке отличном от французского. По глазам вижу понимают, но вид делают полных идиотов. Ели наугад просто ткнув пальцем в строчку меню. А ведь могло быть и хуже, как в данном рассказе. | ||||
| ||||
«Безрукие» |
| |||
Gourmand, 24 сентября 2015 г. в 23:21 | ||||
Жуткая история. Раньше я никогда не пугался, читая рассказы о мутантах-телепатах. Ну мутант, ну и что? Что он, собственно, может сделать со всем человечеством? А тут автору удалось меня напугать. Раса, настолько беспомощная физически, что просто не умеет жить по-другому, как только не управляя с помощью внушения другими существами. И жалко бедняг, и дико страшно, что они возьмут верх. Нивен очень точно показал раздумья человека, вступившего с этими шарами в контакт. | ||||
| ||||
«Защитник» |
| |||
kirik, 31 августа 2015 г. в 16:31 | ||||
Как предполагают вселенная бесконечна, а соответственно говорить, что шанс найти еще разумную жизнь где-нибудь в космической глубине равен нулю — нелепо. Вот и в данном романе пока людишки продолжают плодиться и распространяться по ближайшему космосу, делясь на живущих на Земле (плоскостников) и в космосе (зонников), к ним мчится на огромной скорости далекий предок и уже не одно тысячелетие. Задача же у предка проста — оценить «насколько все плохо» и подготовить планету к заселению своими родичами, проведя ряд экспериментов над местными обитателями. Правда первый же эксперимент пошел явно не по плану и все резко меняется... Здесь уже говорилось про обилие «технических» деталей путешествия в космосе, но для меня наиболее интересной идеей романа явилось превращение «человека» в «защитника» в определенном возрасте и сопутствующая философия этого превращения — красиво, логично и благородно. К сожалению, этому, как и многим другим моментам, уделено очень мало места — в произведении в целом не хватает детальности и подробного описания, сюжет все время мчится куда-то в туманное будущее, прибавляя то годами, то вообще столетиями. Это одно из тех произведений, которое хотелось бы не ужать, а наоборот — расширить и разделить на несколько книг, для полного погружения в тот мир будущего, который видел автор. А так... Если говорить в целом, то роман понравился, за минусом скомканности повествования и однобокости взгляда на происходящее. | ||||
| ||||
«Интегральные деревья» |
| |||
strannik102, 28 августа 2015 г. в 07:00 | ||||
Великолепный экземпляр того, что раньше называлось НФ. Я бы даже рискнул поставить в один ряд с такими шикарными, широко известными и признанными образчиками старой научной фантастики, как «Пасынки Вселенной» Хайнлайна, «Свидание с «Рамой» Кларка и «Экспедиция «Тяготение» Хола Клемента — именно с этими романами потому, что во всех этих названных произведениях авторам удалось (ровно так же, как удалось и Нивену) создать интересные, совершенно необычные Миры. Под понятием Миры в данном случае (случаях) мы имеем вполне рабочие модели того, как именно могло бы быть в том или ином конкретном случае в реальности, если бы мы встретили в космосе описываемые авторами физические и космогонические условия. При этом создаётся полное впечатление, что все эти условия вполне реалистичны — я, конечно, совсем не теоретик планетарной и системной космогонии и звёздной машинерии и рассчитать вероятности и возможности существования тех или иных систем не могу, но при чтении так и кажется, что эти миры, прежде чем были положены на клавиатуру пишмашинки или компьютера, были добросовестно рассчитаны и утрясены в соответствие с законами небесной механики и физики. В данном случае автор взялся за совсем необычные небесные конструкции — Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) и собственно вокруг конкретных ситуаций и происшествий с этой самой жизнью вся фабула и крутится.перед нами встаёт во всём своём мрачном и горячечном великолепии мир по сути тройной системы: два центральных светила, одно из которых — миллиард лет тому назад взорвавшаяся Сверхновая, а теперь простая нейтронная звезда, а второй звёздной компонентой является близкая в спектральном смысле к нашему Солнышку (спектральный класс GV) звезда класса G0-GI, третьим же довольно важным с точки зрения местной небесной механики и сложной гравитационной машины объектом является бывший газовый гигант размерчиком с наш Нептун — сверхновая порядком ободрала все его газовые шубы и остатки этого планетоида в виде кучи камней, газа и пара крутятся вокруг двойной системы. Вообще в книге в конце приводятся более-менее подробные (и видимо рассчитанные и перепроверенные на достоверность) схемы всей этой космической инженерии, картинки впечатляющие. Но главное, что Нивен умудрился поместить сюда же, во всю эту небесную конструкцию, облака довольно плотных газов, включая такие, которые необходимы для поддержания жизни на белковом уровне, а также воды. Ну, а раз существование жизни возможно, то она тут непременно имеется, Ничего не буду писать про приключенческую составляющую, дабы сохранить тайну сюжета, но и приключенческая сторона книги столь же великолепна и интересна, как и фантдопущение, на котором она завязана. В общем, любителям крепкой основательно проработанной вглубь и вширь научной фантастики читать смело и без тени сомнения! | ||||
| ||||
«Флот Миров» |
| |||
King Crimson, 22 июня 2014 г. в 13:24 | ||||
Я не жалею, что прочёл этот роман, но, если честно, ожидал большего. Потому что книжка получилась достаточно неровной, смазанной и содержащей больше действия без четко выраженной мотивации, нежели я думал. В общем, вышло так, что резерванты на борту «Исследователя» выглядят не очень-то настоящими, так что приходится додумывать нечто, чтобы книга дальше казалась реалистичной. То есть, приходится читать между строк то, о чем бы хотелось познать со слов самого автора/ самих авторов. Это чуть-чуть обидно, но начало(первых 120 страниц) и концовка(последних страниц 30), в общем, хороши. Мне еще понравился образ кукольника Несса – он вышел очень живим, живее многих резервантов, ведь, например, о преображении Эрика с фаната граждан в их ненавистника хотелось бы услышать больше. Омар был последовательным, но на него, такое впечатление, социальные преобразования во Флоте никак не отобразились, он похож на андроида-помощника(пришло в голову сравнение с этим синим чуваком из Песен Гипериона, но не знаю корректным ли оно будет) больше, чем на человека. И Кирстен среди людей-резервантов получилось самой логичной(в сравнении), что хорошо. В общем, проблема в том, что я не узнал в этом романе старого-доброго Нивена, того, которой написал Изменчивую Луну и Молот Люцифера. Но, как чтиво, которое дополняет Известный Космос – вполне нормально, «восемь». P.S. К сожалению я не читал Мир-Кольцо, но планирую, и после того, как прочту, думаю, посмотрю по-новому на события этой книги. Но герои оставляют желать лучшего. | ||||
| ||||
«Недостающая масса» |
| |||
FixedGrin, 03 апреля 2014 г. в 22:40 | ||||
Произведение интересно тем, что продолжает заложенную Нивеном еще в 1960-е годы традицию оперативно реагировать на свежайшие достижения науки в форме повести или рассказа; обычно такие зарисовки приносят Ларри престижную премию. Так было с нейтронными звездами (собственно, Нивен даже предсказал их существование и придумал сам термин), квантовыми черными дырами и теперь --- с темной материей. Поскольку единообразной строгой теории этого явления до сих пор не выдвинуто, а об экспериментах в земном масштабе не идет и речи, научная достоверность «Недостающей массы» за истекшие полтора десятка лет ничуть не пострадала бы, да только Нивен, в своем стиле, умудрился допустить критический для сюжета ляп в самом неподходящем месте. | ||||
| ||||
«Мошка в зенице Господней» |
| |||
bukkawhite, 25 января 2014 г. в 10:21 | ||||
очень, очень тяжело читать. или такой перевод, или сам автор зануда. Вопросы, поднимаемые в произведении глобальны и актуальны как никогда: неконтролируемый рост населения планеты, власть корпораций, не заинтересованных в научно-техническом прогрессе, который ими напрямую не контролируется, внутренние социальные противоречия, разрешить которые можно только с помощью масштабной внешней войны и серьезная проблема потребления шоколада мошкитами. Сюжет произведения разворачивается в звездной системе Мошки и приграничных звездных системах, колонизированных Человечеством. Однако астрономических описаний красоты Космоса нет, каждый третий абзац описывает виды приготовления кофе, который астронавты хлещут ведрами. Военная составляющая конфликтов и вундервафель не отражена (это вам не Ливадный). Небольшое внимание уделено некой транспланетной религиозной фронде, которая на все имеет свое мнение и влияние, но суть самой религии не отражена. Вероятно, автор хотел просто показать, что есть религия, она сдерживает развитие и действует исключительно в интересах жреческой верхушки. Произведение масштабно, остро и актуально, но получилась «Война и мир»: вроде классика, но читать невозможно. | ||||
|
Страницы: 1 2 [3] 4 5 6 7 8 9 10 11