Ларри Нивен «Вуаль анархии»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В Королевском парке Свободы никто не смеет поднять руку на другого. Больше никаких законов там нет, и ты можешь делать всё, что захочешь. За тем, чтобы этот единственный закон соблюдался, строго следят полицейские глаза — золотистые точки на фоне голубого неба.
Но, что если однажды талантливому изобретателю пришла в голову мысль сбить все полицейские глаза парка и поиграть в анархию? Получится ли из этого хорошее развлечение? А может, получится что-то совсем другое...
Входит в:
— цикл «Известный космос»
— журнал «Analog Science Fiction/Science Fact 1972'03», 1972 г.
— антологию «Best Science Fiction Stories of the Year: Second Annual Collection», 1973 г.
— антологию «2020 Vision», 1974 г.
— сборник «Легенды освоенного космоса», 1975 г.
— антологию «TV: 2000», 1982 г.
— антологию «Tin Stars», 1986 г.
— антологию «The Oxford Book of Science Fiction Stories», 1992 г.
— журнал «Солярис 1992'2», 1992 г.
— антологию «Мир Птаввов», 1993 г.
— сборник «The Best of Larry Niven», 2010 г.
- /языки:
- русский (6), английский (8)
- /тип:
- книги (11), периодика (2), самиздат (1)
- /перевод:
- А.С. Киланова (2), С. Л. Степанов (1), А. Овчинникова (1), С. Топоров (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
lammik, 22 июня 2024 г.
Опять рассказ не про космос, неожиданно заставляющий задуматься. Казалось бы всё банально, кто-то сделает вывод, что люди без угрозы наказания тут же превращаются в животных, делятся на стаи и начинают причинять насилие окружающим. И общество будущего тут не исключение. Но на самом деле рассказ не об этом как ни странно. Изначально в свободном парке поддерживалась равновесная система — посетители были вольны творить что угодно за небольшим исключением, а дроны следили за тем, чтобы это исключение из абсолютной свободы не было голословным. В рассказе несколько раз подчёркивается, что такие весёлые правила действуют исключительно на территории парка, за оградой они уже другие. И вот Рон убирает фактор, поддерживающий систему в равновесии. Так стоит ли удивляться тому, что оно тут же исчезает и всё летит в тартарары? Полагаю, в обычной жизни посетители парка милые люди, которые и мухи не обидят, но в парке свои правила.
vam-1970, 6 июля 2020 г.
Рассказ из цикла «Известный космос».
Очень -очень философский сюжет. Кто-нибудь ловил себя на мысли , задумывая какой -либо неблаговидный поступок, ...ох, это же неприлично и некрасиво , и подло так поступать?... Ловили! И делали выбор — большинство — в пользу отказа от такого поступка. Значит , в мозгу человека есть психологические ограничители. Но как они работают или не работают? И мысль не приходила, что за это накажут, мысль приходила , что этого нельзя делать по моральным соображениям. Вот когда такой механизм эволюции начнёт работать у всех людей, тогда будет утопия, приятная утопия.
Автор — как и многие до него и после него — преподнёс вариант общества , где все плохие поступки ограничивает техника. Но техника имеет свойство ломаться, что он нам и описал.
dmsl, 29 мая 2016 г.
Рассказ напомнил «Преступление в Утопии» Мака Рейнольдса, где преступность побеждена тотальной слежкой. Западным писателям даже и не приходит в голову, что построение Утопиии — это не техническая задача по заковыванию человека в жёсткие кандалы внешнего контроля. Это изменение самой природы человека.
К чести Нивена, он не настаивает, что его Будущее — это Утопия. Даже и близко нет. Это то же наше современное общество плюс технический прогресс.
Нивен довольно метко подметил, что знаменитая культура и цивилизованность современного человека — это продукт внешних ограничивающих рамок, в виде законов и неизбежности наказания, всякого политеса-этикета. Стоит только эти рамки снять, гарантировать человеку безнаказанность, как из него начинает мурло лезть.
Конечно, часть людей носит моральный закон внутри себя, другим нужны внешние рамки и в каком соотношении в обществе тех и других — это вопрос, но когда ситуация скатывается к анархии, часто власть оказывается у обладателей грубой силы не ограниченных моральными принципами даже если их количественно меньше на порядок.
Впрочем, не только анархия, но и мощное идеологическое давление способно превратить вполне разумных, добропорядочных и законопослушных «бюргеров»-мещан в садистов и рабовладельцев.
За примерами мгновенной деградации далеко ходить не надо: постреволюционный «белый» и «красный» террор в России, массовое мародёрство во время стихийных бедствий в США, Чечня начала девяностых, Германия начала сороковых или националистические сотни и батальоны на Украине последних лет.
Нивен описывает практически лабораторный эксперимент типа Стэнфордского тюремного. Лишившись надзора и будучи предоставлены сами себе, группа людей немедленно отказывается от норм цивилизованного поведения в пользу закона джунглей и права сильного. Эдакий «Повелитель мух» грядущего века.
Gourmand, 22 сентября 2015 г.
Странные представления у Ларри Нивена об обществе будущего. Люди, по его мнению, выродятся в домашних животных, овец, под присмотром вездесущих летающих роботов. При этом не останется ни моральных ценностей, ни, что самое странное, способности к самоорганизации. На небольшом примере отказа техники в ограниченном пространстве автор рисует картину полной анархии и беспредела, подчёркивая, что люди — бараны, и группа из нескольких (пять? четыре?) негодяев легко может захватить жизненно важные ресурсы. Очень, очень инфантильный мир у Нивена получается. И при этом злоба, агрессия, низменные инстинкты легко, буквально по щелчку вырываются наружу. Это что же за люди такие?
Ну да, мысль была в том, чтобы показать, насколько анархия и отсутствие полиции, законов, ограничений пагубны для общества. Ну так это смотря какое общество. То, что у Нивена, — не только к анархии, оно вообще ни к какой форме самоуправления не готово.
И отсюда возникает другой вопрос, который Нивен, может быть, и не хотел затрагивать, но вопрос этот есть. А так ли хорошо для общества, для людей, когда их поведение проистекает не из внутреннего самоощущения, а навязано и поддерживает внешними надзирателями? Атрофия совести полнейшая. Нет никаких моральных ограничений. Удивительно, как ещё в этом Парке Свободы не додумались подонки ставить капканы или что-нибудь подобное. Ведь полицейский глаз не сможет остановить, скажем, радиоуправляемый снаряд, на него бессмысленно светить «парализующим» лучом.
Не понравился рассказ. Вроде и есть люди, но на людей мало похожи. У других авторов психологически достоверно описаны ситуации борьбы за скудные ресурсы в ограниченном пространстве. Значительно достовернее.
skour, 16 февраля 2013 г.
Довольно убедительное художественное описание так называемого «парадокса свободы» — полная и ничем не ограниченная свобода превращается в свою полную противоположность. Поскольку свобода без ограничений — это также и свобода грабить, насиловать, убивать и так далее.
Xopyc, 9 августа 2010 г.
Хороший рассказ, доказывающий безосновательность идей анархии и невозможность ее претворения в жизнь.
Nog, 20 сентября 2007 г.
Абсолютной свободы для всех не бывает, а анархисты на самом деле — одна из самых опасных категорий людей.