Дж Г Баллард отзывы

Все отзывы на произведения Дж. Г. Балларда (J. G. Ballard)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 568

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 10 11 12

«Высотка»
–  [ 5 ]  +

Ctixia, 07 марта 2022 г. в 13:41

Книга вообще не понравилась.

С одной стороны я прекрасно понимаю замысел автора, его желание показать деконструкцию примитивных, низменных желаний человека, создать антиутопию а-ля «Повелитель мух», разобрать пирамиду Маслоу. Но с другой стороны, по Станиславскому, я не поверила ни на секунду. В начале книги было еще интересно, во что это выльется, конфликты в замкнутой системе, саморегулирование, обращение к условным властям... Но дальше пошел бред. Две тысячи человек хором забили на работу? Забитые мусоропроводы и отключение электричества, а люди просто ждут? Поедание домашних животных, каннибализм, массовые изнасилования? И это всё за ТРИ месяца? Не верю.

Оценка : 4
«Невозможный человек»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 01 февраля 2022 г. в 20:27

Одно из двух: или я не понял основную идею рассказа, или она оказалась несколько мелковатой. Проблема трансплантации тканей всегда стояла перед медициной, на каком бы уровне развития она не находилась. Вначале научились пересаживать верхний слой кожи (дерму), а уж затем принялись и за внутренние органы. А совсем недавно чуть было не случилась сенсация: итальянский хирург собирался пришить ... тело к чужой голове (нашего соотечественника, между прочим). Правда, в последний момент его отговорили от столь шокирующей операции по этическим соображениям. А вообще было бы интересно посмотреть, что получится в итоге и заодно проверить старые сплетни насчет «головы профессора Доуэля»: кем будет чувствовать себя такое комбинированное тело — владельцем головы или прочей сомы? Вопрос не столько физиологический, сколько морально-психологический. Ответа на него мы до сих пор не знаем — только одни лишь домыслы. Дело в том, что никто не знает в точности, где по настоящему хранится наша личность — в головном мозгу, в спинном мозгу или в остальных тканях тела. Эти же проблемы мучат и героя данного рассказа, попавшего в серьезное ДТП и потерявшего одну ногу. Ему предлагают не ставить протез, который будет сильно ограничивать функции перемещения, а пересадить живую ногу от другого донора. Старики от подобных операций отказываются, но Конраду еще 17 лет, и вся его жизнь еще впереди. Однако, тот не торопится с принятием решения и начинает обдумывать разные стороны данной замены. И чем глубже он копает, тем меньше ему нравится предложение врачей... Не знаю, зачем нужно было обсуждать данную тему в те времена, когда трансплантология уже превратилась в науку. Религиозные мотивы для отказа я еще понять могу (но не принять), а вот отказ от образованного и неглупого человека — это явное преувеличение и отнюдь не фантастическое. Чего боялся Конрад, автор не особо старался объяснить. Может, не хотел носить на теле ногу мертвеца, а может, боялся потерять со временем собственную идентичность (после нескольких пересадок). Проблема поставлена, но не решена. А вот мне как раз было бы интересно выслушать личную точку зрения автора. Увы, он оставил финал открытым.

------------

РЕЗЮМЕ: психологическое эссе об этической стороне пересадки живых органов. Думаю, сегодня вряд ли кто-нибудь долго размышляет о том, пришивать ему донорскую почку или нет. Злободневной пока остается лишь пересадка головы, как это описано в романе Беляева.

Оценка : 6
«Зона ужаса»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 30 января 2022 г. в 22:06

Поднятый в рассказе вопрос уже давно волнует не только парапсихологов, но и физиков: если наши визуальные ощущения строятся на обычном потоке фотонов, сумеет ли наше сознание отличить световой фантом от настоящего объекта? С точки зрения науки, никаких отличий в такой подмене быть не должно. Наверное, именно поэтому в фантастике так много сюжетов связано с подменой кого-либо из ключевых персонажей на его световую копию («Основание» Азимова, «Корабль-призрак» Мариетта и даже «Пиковая дама» Пушкина). Как правило, окружающие покупаются на подобную замену, из-за чего в сюжете возникает целая россыпь фантастических последствий. В основном они вполне серьезны и даже ужасны. Но Станислав Лем в своих «Звездных дневниках Йона Тихого» сумел сделать их смешными и несуразными — в седьмом путешествии вторничная и четверожная копии звездоплавателя спорят по поводу того, кто должен съесть последнюю оставшуюся в запасе яичницу. А Баллард по традиции попытался сделать из подобной ситуации леденящий кровь триллер: двойники главного действующего лица, хоть и не несут в себе непосредственной угрозы, но путают окружающих, приводя своего оригинала не только к распаду личности, но и к вполне реальной гибели. Правда, если внимательно вчитаться в текст, становится явной и другая подоплека: герой рассказа работал над проектом мозгового имитатора. Так что читатель должен разрываться от сомнений — какая из причин будет настоящей, и не является ли описанная в рассказе реальность всего лишь мозговой имитацией? Вопрос действительно серьезный, ибо в одиночку наш разум не способен справиться с подобной задачей. Недаром в пару к главному герою дан второй персонаж — местный доктор, который пытается решить проблему научно, но вскоре и сам запутывается в ней. А когда не остается никого, кто мог бы объективно оценить ситуацию, истина перестает быть очевидной и превращается в свою собственную противоположность. «Верь своему рассудку и не слишком доверяй своим глазам!», говорит писатель. Сложно не согласиться с ним в наш суматошный век, где электронные личности человека иногда становятся важнее его самого.

------------

РЕЗЮМЕ: мистический триллер, рассказывающий о том, как тень человека возобладала над ним самим. Совсем не лишнее предупреждение тем, кто ратует за полную «цифровизацию» всей бумажной документации. Как бы при этом не выплеснуть из колыбели и самого человека...

Оценка : 7
«Высотка»
–  [ 5 ]  +

felixkriventzov, 29 ноября 2021 г. в 18:47

Стараниями архитектора Энтони Ройала воздвигнуты пять 40-этажных высоток: каждая — как самостоятельный мини-город, с бассейнами, школами, супермаркетами и прочими удобствами. Нижние этажи заняли самые бедные жители, верхние достались богачам. Ну и, как положено в любой антиутопии, начался разлад, переходящий в «гражданскую» войну.

Только у Балларда грань того самого перехода не то чтобы размыта — вообще почти отсутствует. Поначалу кажется, что этот душный и полный отталкивающих деталей текст напоминает Паланика, но... Но. У Паланика за фарсом любого уровня неприличия всегда есть сюжет (иногда простой, иногда неочевидный, всегда увлекательный), а еще он умеет быть тонким и смешным. Баллард же возомнил себя Босхом и беспощадным обличителем общества потребления, а получилась так нелюбимая мной «чернуха ради чернухи». Это просто нефильтрованный поток фантазии закомплексованного мужика.

Причинно-следственной связи нет вообще, можно во время чтения перелистывать на три главы вперед — ничего не потеряешь. Баллард поначалу еще пытался обосновать это броуновское движение персонажей и их мыслей, а потом и на то забил, отпустив их на все четыре стороны. Кто тут что делает, почему каждый первый радуется хаосу и сам его творит — ни малейшего намека, кроме раздражающе частого сравнения с инстинктами пещерного человека и зоопарком. «Люди будущего хотят быть проще и вернуться к корням» — ох, хоспаде, какая «тонкая» находка. Без капли интереса дотерпев до последней страницы, возвращаю роман обратно на полку в положенное забвение. И никакими экранизациями с Хиддлстоном это впечатление не спасти.

Оценка : 3
«Конец»
–  [ 5 ]  +

mmaivazovi, 19 ноября 2021 г. в 17:00

Юность уничтожает старый мир, глумится над ним. Но и старость не живёт старым миром — она делает из него чучело и брюзжит об ушедшем. Прошлое мертво, вчерашний закат потух. Го осваивать Марс!

Оценка : 10
«Время переходов»
–  [ 5 ]  +

Sergio Blanc, 02 октября 2021 г. в 17:07

Линейная история жизни наооборот. Жизнь начинается с могилы и гроба, а заканчивается в колыбели. С точки зрения замысла и идеи — ничего нового. Фрэнсис Скотт Фицджеральд писал своего Баттона ещё в 1922 году.

Но написано здорово. Нарочито будничное описание бытия Джеймса Фолкмана заставляет поверить в реальность сюжета, развитие которого уместилось буквально на двух десятках страниц.

Прикольно, как сказал бы не очень начитанный подросток. Больше и добавить нечего.

Читать для расширения литературного кругозора.

Оценка : 7
«Садок для рептилий»
–  [ 5 ]  +

Petro Gulak, 02 октября 2021 г. в 15:33

Когда авторы мейнстрима начинают писакть фантастику, зачастую получается что-то до одури банальное. Но и когда авторы фантастики движутся в сторону мейнстрима, результаты бывают безрадостные. Баллард — или, по крайней мере, этот рассказ Балларда — тому наглядный пример.

Назойливость центральной метафоры, однообразие «тошнотворных» образов (ну как же, в «настоящей», философской, антибуржуазной литературе делают именно так — см., а лучше не см. Сартра), претенциозный стиль, рецидивы старой доброй НФ в виде объяснительных лекций — наконец, банальная предсказуемость целого (после упоминания гадаринских свиней в первой же строке трудно не догадаться, чем все закончится).

Баллард умел лучше. «Новая волна» умела лучше. Но здесь фантастика 1960-х еще медленно-медленно проползает между Сциллой журналов Кэмпбелла и Харибдой дурно усвоенного модернизма. Медленно и противно, как рептилия в садке.

Оценка : 3
«Привет, Америка!»
–  [ 5 ]  +

aiva79, 02 октября 2021 г. в 12:57

Уважительно отношусь к Дж. Г. Балларду, но этот роман плох от слова совсем. Давно заметила, что автору не очень удаются истории с приключенческой начинкой, все в них получается наигранным, сомнительным по психологизму, с неправдоподобными целями и мотивами героев. Что же касается фантастической наполненности его историй, то в этом претензий с моей стороны нет, т.к. идеи почти всегда интересны.

Так и в этой истории допущение о возможном наступлении упадка США в результате энергетического кризиса, последующий антураж постапокалипсиса, в виде заброшенного и покинутого континента, измененный климат и рельеф, образы «новых» американских аборигенов — это все интересно и читается с удовольствием. И вот хотелось бы, чтобы этот оставленный всеми мир таким и оставался и совершенно не наполнялся героями, которых создал писатель.

Предыдущий рецензент написал уже, что герои романа схожи с персонажами картин Босха, с чем полностью согласна. Мне кажется таких людей в реальности не бывает, а если они и бывают, то могут быть собраны только в какой-нибудь психбольнице. Начнем с того, что каждый из них грезит президентством, каждый хочет преобразовать и возродить Америку. Само стремление конечно похвально, но под амбициями должна быть основа, чтобы быть Великим, не достаточно им называться. Вообще складывается ощущение, что автора заклинило где-то на слове президент, т.к. это слово встречается буквально на каждой странице, в этом мире даже роботы и то созданы по образу и подобию реально живших американских президентов. Бред!

Более того в книге полно символов, таких как статуя Свободы, овальный кабинет в Белом доме, Казино в Лас-Вегасе и Микки Маус. Выглядит это все наподобие «клюквы», которая была бы применена в отношении описания постапокалипсиса у нас, типа балалаек, Кремля и медведей на улицах. Ужас ужасный! Так и хотелось сказать автору: «Да поняла я, поняла, что разговор про Америку, свободную во всех смыслах!»

Что касается сюжета и его развития, то скажу следующее: экспедиция из Европы высаживается на континент в районе Нью-Йорка и далее движется на Запад, встречая на своём пути всякие перипетии и удивляясь всему встреченному. Сперва история читалась бодро, но в последней трети начала буксовать и ничего ее не спасало, т.к. окончательно набили оскомину амбиции героев, утомило желание всех все взорвать, подорвать, а потом возродить. В итоге дочитала я роман с большим трудом.

И теперь после прочтения ощущается полное разочарование от понимания, что это пустое, неинтересное чтиво, на которое не стоит тратить время и энергию. Поэтому мой отзыв скорее предупреждение к потенциальному читателю. Цените себя и не захламляйте мозги ненужным и бесполезным!

Оценка : 4
«Воронка-69»
–  [ 5 ]  +

Sergio Blanc, 22 мая 2021 г. в 18:41

Почти когнитивистская история. Сон — уход от реальности, отсутствие сна — уход из реальности. Интересную психоделическую историю разворачивает автор на страницах своего рассказа. Эксперимент по созданию самых уравновешенных людей на планете в какой-то момент пошёл совсем не так, как был запланирован. Стоило учёным отвлечься на десять минут и тройка подопытных... Впрочем не буду спойлерить. Читайте и узнаете, что пошло не так. Интересный текст с открытым финалом. Но вся эта неврология на базе психологических (психоделических) экспериментов немного не моё. Поэтому только шесть баллов.

Оценка : 6
«Высотка»
–  [ 5 ]  +

romanpetr, 03 августа 2020 г. в 00:43

Баллард — оригинальный писатель и этот роман ему очередное доказательство. «Высотка» — отличная фантастическая социальная утопия! Достаточно напряженное, психологическое произведение за которым читается явная авторская ирония над человеческим обществом. Автор блистательно сконструировал сюжет вставив в него «дом будущего» на 40 этажей с 2000 жильцами, обеспеченными всеми достижениями своего времени (70-ые годы прошлого столетия!). Здесь и школа, и бассейны, и банк, и парикмахерская, рестораны и супермаркет! У кого-нибудь в высотке есть такой подбор заведений? Не учитывая мини-магазинчиков и парикмахерских, обычно запихнутых в бывшие помещения для почтовых ящиков на 1-ом этаже 9- или 16- этажек Советского поколения (извиняюсь, если обидел подобные 5-этажки)...

Идеальный замысел в стройки будущего ( у нас уже прошлого) превратился в эксперимент, который накрылся медным тазом. Чистая и благостная социальная идиллия задохнулась, ибо темное внутреннее естество человека, содержащее многочисленные пороки , выплеснулось наружу, похоронив все чистые и благостные надежды. Представители всех слоев населения в молчаливом согласии развязали всеобъемлющую войну за многоэтажку и право быть сверху, отказавшись от всех благ человечества. Баллард вдоволь поиздевался над своими героями, показав эволюцию в обратную сторону,где цивилизованные люди скатываются вниз и деградируют практически до животного уровня . Прям таки неожиданно, но впечатляюще и оригинально! Но «закулисная сатира» оказалась довольно едкой, и автор ненавязчиво намекнул на «обратный скачок» в развитии человека разумного к человеку неразумному.

Герои Балларда симпатий и, уж тем более, умиления не вызывают. Все показаны пораженными «тяжелой болезнью», которая меняет человека и заставляет его творить то, что тот никогда бы не сделал. Один момент в книги очень понравился, когда доктор Роберт Лэйнг отображал отказ от стандартов гигиены и демонстрирует это, нисколько не стесняясь, кругом. Пожалуй, тут родился у автора некий писательский перл после которого я долго смеялся до слез. Да, несмотря на описываемую чернуху, в книге встречается немало достойных моментов.

Эта высотка — «дом будущего» , сродни «Антилопе Гну» Козлевича из «Золотого теленка» Ильфа и Петрова, где достижение человеческой мысли превращается в место для разврата и полного открещивания от культурных устоев и правил. Там автомобиль тоже превратили в место для морального разложения общественности...

Конечно много вопросов к автору оставит это произведение, где главным будет: Почему общественность и пресса прошли мимо такого «аппетитного пирога»? Где была полиция? Санэпидемстанция? И прочие. Такой дом в безвестности долго бы не простоял никогда, хотя бы потому, что там жило 2000 человек. Наверняка, они звонили по социальным и экстренным службам , чтобы обратить на себя внимание, ну а те бы точно мимо не прошли. Для русско-говорящего человека тут ответ очевиден: у нас такой номер не прошел бы!

А вот у американцев-англичан по другому. Возможно они предпочли бы Баллардовский вариант и утопили бы друг друга по принципу : «Наш девиз 4 слова: тонешь сам — топи другого»...

Книгу нужно однозначно прочитать и прочувствовать, ибо она является не только элементом нравоучительной сатиры, но и предостережением людям от падения нравов и от наращивания подобной ненависти, которая готова захлестнуть всех и каждого, а потом и погубить. Будьте добрее к другим людям!

Оценка : 9
«Привет, Америка!»
–  [ 5 ]  +

Selin1787, 07 августа 2019 г. в 14:44

При покупке книги я в какой-то мере опасалась, что это будет типичная история о выживании без подтекстов или социального посыла. А ведь Баллард был фигурой нетипичной. Он предсказывал вещи, о которых в его время люди еще не думали. И здесь не прогадал.

Нужно сразу упомянуть, что книга читалась ОЧЕНЬ долго (учитывая небольшое количество текста и бодрость стиля), и виной тому мой конфликт с самим изданием. Но не об этом.

История начинается на борту корабля с экспедицией ученых на «заново неизведанную» Америку, куда зайцем проникает главный герой. Зовут его Уэйн (как Джон), он мечтатель и просто огромнейший поклонник Америки, ее культуры, истории и всего, что осталось известным на территории нищей Европы. В то же время целью экспедиции являлось исследование причин выбросов радиации и других странных событий на далеком континенте.

Первая половина книги посвящена путешествию через бескрайние золотые пески, засыпавшие американские города, чьи изображения благодаря поп культуре уже буквально отпечатаны в нашем сознании. Многочисленные вывески, знакомые бренды и устаревшие марки автомобилей в заброшенности здесь выглядят не как печальное послание, а как сатира. И дальнейшие события являются тому подтверждением. Вторая половина книги посвящена Лас-Вегасу, где героям действительно придется столкнуться с одновременно невероятной (с научной точки зрения) и естественной (с социальной точки) силой. Огромнейшее количество отсылок, исторических и культурных параллелей дают ясно понять, что это не типичный представитель фантастики и постапокалиптики. Так что прячьте дробовики, господа. Они вам не понадобятся.

Особенно забавно и притягательно в данном романе то, что его «ностальгичность» можно смело связать с нынешним состоянием массовой культуры. Достаточно вспомнить огромнейшее количество ремейков, ребутов старых любимых фильмов/мультфильмов на большом экране, появление new retro wave и общий взрыв любви среди молодежи к 80-м и 90-м. Словно впереди ничего нет, а все хорошее осталось позади в золотых пустынях некогда существовавшего мира. Именно поэтому главный герой так мечтает возродить былое величие Америки. Чтобы вернуться туда, где его никогда не было. Но ведь не зря прошлое остается под песками времен...

Роман мне очень понравился и скорее всего будет перечитываться. Такое огромное количество материала для разбора и смеха нечасто встретишь. Вряд ли он подойдет тем, кто ищет типичную историю об ужасном будущем и выживании. И хоть элементы первого и второго там сполна, история далеко не об этом. Тем же, кто является поклонником сатиры, социальной фантастики и просто Балларда очень рекомендую.

Оценка : 8
«Лучший мир»
–  [ 5 ]  +

vfvfhm, 23 июля 2019 г. в 12:59

Завещание мастера. Здесь Баллард вновь проводит эксперимент на своей любимой тестовой площадке — ближайшие пять минут будущего.

После того, как капитализм глобализировался, его противоречия стали максимально глубокими и окончательно нерешаемыми. У нас на глазах происходит полная социальная радикализация. В погоне за вечной наживой финансовый капитал оставил человечеству только две альтернативы — коммунизм и фашизм. И если в предыдущем романе Баллард изучает социалистические тенденции в развитии современного общества, то в своем последнем художественном произведении все свое внимание он уделил вероятной фашистской реакции.

Иногда во время чтения романа мне казалось, что я читаю публицистику о современной политике в США или Германии, Россия тоже в тренде, но, как и все у нас, фашизм никак толком не выстроится. Да и общая травматическая память о ВОВ путает ему все карты. Запад же — родина фашизма, поэтому так легко его общество становится на привычные рельсы. Западный обыватель с десятилетиями промытыми мозгами антисоветской пропагандой очень боится социальной справедливости, но охотно становится в зигующие колонны, ведомые кровавыми скоморохами. В романе Балларда шоумены возглавляют банды кровопийц. Включайте телевизор и смотрите новости из Вашингтона и Киева. И задайтесь вопросом — насколько был неправ Баллард, больше десяти лет назад написав пророческий шедевр?

Да, кое-где он форсирует вопрос, но массовые убийства в крупных социальных объектах и захват заложников давно не является для нашего мира сенсацией. И кое-где он благодушничает, надеясь на здоровые силы в правительстве. Это британский консерватизм, но Тереза Мэй и Борис Джонсон поправили замечтавшегося романиста.

В главном Баллард прав, и последняя, апокалиптическая, часть именно об этом. Победивший фашизм не станет последней формацией человеческого общества. Его откровенная антигуманная суть восторжествует. Дальше будет война всех против всех, полная социальная деградация и всемирный пожар, уничтожающий все живое.

Я мало сказал о самом тексте романа потому, что он стандартный для финального отрезка творчества Балларда. Фактически на рубеже тысячелетия он написал метароман из четырех книг, используя похожие сюжетные схемы, однотипных героев и структуру идеологического романа. К этому в последней его книге добавились катастрофические мотивы его ранней прозы. Баллард красиво и эпично закольцевал весь массив своего творчества — тетралогия начальная, тетралогия финальная — и закончил свои писательские дни, как и начинал, писателем-фантастом, вызывающим будущее на поэтическое судебное разбирательство и допрашивающим его с пристрастностью прокурора из Суда Времени.

Он всегда был и остался до конца грозным бойцом идеологических битв. И закончил свои дни с угрожающе поднятым указующим перстом — люди, будьте бдительны! Мне, лично, это очень нравится. Это вдохновляет.

Оценка : 10
«Смертельное падение»
–  [ 5 ]  +

romanpetr, 15 апреля 2019 г. в 22:05

Превосходным, по своей силе и накалу , выдался небольшой рассказ Дж.Балларда «Смертельное падение». Автор описал достаточно «правдиво» одну из возможных ветвей истории, которая могла бы произойти. Правильно дать тематическое направление этому рассказу было бы в сторону: « А что если...». Главный герой рассказа от которого ведётся рассказ ( кстати автор оставил его безымянным ) , преподаватель классических языков в малозначительном университете, подпадает под пяту стервозной супруги Элейн, которая и так, что мало жалует его, но и зная слабости супруга, с большим успехом и остервенением пытается ему досадить, «надавив» на больные места. Очевидно от личной неудовлетворенности жизнью. И вроде, как со стороны всё может показаться не так печально, как если бы этого не было на самом деле.

Главному герою удаётся невероятное — во время восхождения супруги на самый верх Пизанской башни — заставить наклонную башню совершить падение...А потом исповедаться перед нами, как же это ему удалось. Автор на передний план ставит взаимоотношения близких людей, предостерегая от печальных возможных исходов в несчастливом браке...Произведение с психологической точки зрения сильное и интересное — недаром его выдвигали на получении Премии Британской Ассоциации Научной Фантастики.

Оценка : 10
«Высотка»
–  [ 5 ]  +

visionshock, 14 марта 2019 г. в 22:10

Социальный комментарий к выживанию в замкнутом пространстве, и заодно: справочник по членовредительству и самоуничтожению человеческого рода.

Баллард — талантливый психолог и провокатор (заметьте, оба определения на «п»/ПП?). Трансгрессия — наше всё. Мораль — базовая структура мирного самосохранения. Агрессия — как же в интеллектуально изощренном муравейнике без неё? Насилие — путь индивидуума к конечной и осознанной точки смысла человеческого существования (на самом деле, это я иронизирую).

Но одна мысль не дает мне покоя. Искусство — это конфликт и скорее всего декаданс взболтанный с мирозданием. Баллард — это конфликт в квадрате, конфликт в сути, в том, что окружает нас. И «Высотка» — беспощадная ситуация, к которой авто дает пресловутый комментарий, комментарий человека в агрессивных условиях; тварь ли он дражайшая или право имеет? Читая роман, вряд ли окажется, что вы кому-то сочувствуете или симпатизируете (опять определения на одну букву), все его персонажи жутковаты и очень неприятны. Их действия порождают ещё действия и конфликт сам по себе становится культурой. Так же можно сказать и про войны, когда Вьетнамская и Вторая мировая, стали объектами книг, фильмов и других культурных явлений, и это не говоря вообще о том, что они кардинально изменили культурные особенности некоторых стран, вызвав поворотный скачок в психогеографии. И это же происходит с романом: он двойное отражение — реальность превращается в текст Балларда, а текст в свою очередь, становится культурой реальности. Вряд ли кто-то не вспомнит случаи, где в замкнутом пространстве, происходило насилие.

«Высотка» в свою очередь хороший роман. Не только легко и доступно написанный, но социально значимый и неглупый, провокационный и декадентовский. Если вас интересует роман-триллер, лениво (скорее вообще не лениво, а в головах «жанровых гениев») шифрующийся под антиутопию с мощным животным началом и социальным подтекстом, то вы по адресу.

Оценка : 9
«Высотка»
–  [ 5 ]  +

zverek_alyona, 15 января 2019 г. в 18:46

При всех несомненных достоинствах этого романа есть у истории, придуманной Баллардом, одно довольно слабое место, которое серьезно влияет на восприятие описанных в ней событий. Понятно, что это антиутопия, что уже предполагает определенные вымышленные условия, альтернативную реальность, но...

В «Повелителе мух» Голдинга описана ситуация, в которой дети примерно одного возраста попадают из довольно цивилизованного мира в мир дикий, практически первобытный, и дальше разворачивается страшный сценарий. Известны психологические и социологические эксперименты, в ходе которых группы людей с различным социальным багажом (заключенные, студенты и пр.) строили отношения, похожие на отношения внутри какого-нибудь дикого племени. Если вернуться к литературе и кинематографу: не раз описаны и показаны истории о динамике групп, оказавшихся в закрытом или ограниченном пространстве (космический корабль, необитаемый остров, здание, из которого нет выхода и т. д.). Общее условие всегда одно: надо жить (и выживать) там, где оказался, выхода нет, сбежать некуда.

У обитателей Высотки выбор есть: долгое время после начала деградации этого своеобразного сообщества многие его члены продолжают ездить на работу, а потом возвращаются туда, где опасно, нечего есть и порой даже нечего пить. Баллард придумал какие-то психологические барьеры, которые существуют в голове практически каждого жителя этого 40-этажного здания (а этих жителей там около двух тысяч), которые удерживают их в нем или притягивают обратно. То есть он лишил их инстинкта самосохранения. Я еще могу поверить в вероятность такого, когда описываются действия, реакции, ощущения мужчин и некоторых женщин, но когда речь заходит о матерях, которые сами падают в обморок от голода, и у которых в соседней комнате один-два голодных ребенка, а они продолжают торчать в этой богом проклятой высотке, хотя могут сесть в машину и уехать (и увезти из этого ада детей) — в это я не верю. То есть, в одну-две свихнувшиеся по какой-то причине мамаши, которым уже на все наплевать, я еще могу поверить, но Баллард особо отметил (и не раз), что здание никто не покидает, а если покидает, то возвращается. Люди нападают друг на друга, убивают друг друга, голодают — и не уходят, хотя имеют для этого все возможности. *чешет в затылке* Какая-то уж слишком фантастическая ситуация, на мой взгляд.

Если все же закрыть глаза на эту довольно неправдоподобную (на мой взгляд) вводную, книга стоит того, чтобы ее прочесть, и чтобы над ней задуматься.

Оценка : 8
«Бетонный остров»
–  [ 5 ]  +

muravied, 16 октября 2018 г. в 11:57

Началось прям как залихватский survival-horror в духе Кинга. Менеджер гонит на своём ягуаре по скоростному шоссе, но на одной из развязок он слетает с трассы и сваливается в треугольную зону заросшую травой. С двух сторон высокие стен, а с третьей крутой склон из осыпающейся земли. А наш менеджер здорово поломал ногу и еле ходит. Взобраться наверх нет никаких сил. И вот он начинает искать как выбраться, ибо пить-жрать совсем нечего, кругом трава, мусор и ржавые обломки...

Первая половина прям очень понравилась. Невольно вспоминается рассказ «Тот кто хочет выжить». Выживание офисного планктона в экстремальных условиях это всегда интересно. Со второй половиной романа чуть сложнее. У героя начинает ехать кукушка, ну и у меня соответственно тоже. Прикольно конечно, хотя я люблю чистый survival. Удивляет, что так мало оценок. Всем читать срочно!!

Оценка : 9
«Последний берег»
–  [ 5 ]  +

vfvfhm, 02 июня 2018 г. в 18:16

Еще одно погружение в глубины внутреннего космоса под руководством, видимо, самого опытного дайвера — Балларда. А ведь и правда он, как и всякий настоящий великий мастер-рассказчик, всегда писал одну книгу. Но тут, как с подводными съемками о жизни Океана, сколько ни смотри, а все так же завораживает и потрясает. Здесь, кстати, появляется и один из основных мотивов будущего Крушения, выраженный четким эпиграфом из Камю: «В наше время автомобиль страшнее, чем атомная бомба».

Прочитал в переводе А.Ибсоратова из его версии Выставки жестокости. Крайне рекомендую. Перевод Корженевского тоже хорош, но он несколько поэтизирует отстраненно-аналитический стиль Балларда. И слишком часто педалирует раскованный и свободный русский синтаксис.

Оценка : 10
«Невозможный человек»
–  [ 5 ]  +

vfvfhm, 20 марта 2018 г. в 22:39

Да, как-то излишне драматично, даже для Балларда. Интересно, как мыслительный эксперимент футуролога, облеченный в художественную форму. Но не самостоятельное произведение искусства. Даже в стилистике и композиции рассказа видны отсылки к творчеству Жюль Верна и Герберта Уэллса.

Настоящая проблема трансплантологии — это выкрутасы палачей и военных преступников Хашима Тачи и других таких же отморозков по всему миру.

О такой проблеме есть очень хороший южнокорейский фильм «Человек из ниоткуда» 2010 года. Великолепный боевик, в то же время поднимающий многие важные вопросы морали и социологии.

Оценка : 7
«Зона ужаса»
–  [ 5 ]  +

vfvfhm, 20 марта 2018 г. в 18:27

Врач — исцелись сам!

Возможно, самим названием рассказа Баллард невольно ввел в заблуждение читателей. Некоторые из них ожидали ужастик, какое-то предчувствие грядущего Стивена Кинга, а получают сюрреалистическую пародию. И пишут разочарованно: «мне страшно не было». А Баллард никого пугать и не хотел. Это очередная вариация на тему его идеи фикс — слияние-взаимодействие-конфликт внутреннего и внешнего Космоса. Плюс незлая сатира на психиатров-коновалов с их погоней за непроверенными медицинскими новинками.

Но вообще есть тут и серьезный аспект. Потому что ращепление сознания — даже кратковременно, под воздействием веществ — это очень страшно. Требуется много психической энергии, чтобы совладать с подобным страхом. А человеку на грани нервного срыва это практически невозможно. Поэтому Ларсен и не справился, а наука ему помочь не смогла. Обвинять его в трусости, все равно, что в том же обвинять человека, попавшего под бомбежку. Ты сам-то постой под сыплющимися на тебя психобомбами, а мы поглядим, какой ты смелый.

Трагический, а не «ужасный» рассказ.

Оценка : 10
«Последний берег»
–  [ 5 ]  +

A.Ch, 04 марта 2018 г. в 20:24

В рассказе автор пытается показать историю робинзонады одного человека, влияния атмосферы давления острова на психику и попытки разобраться в себе.

Сам остров представляет собой покинутый людьми лабиринтоподобный полигон. Люди появляются, но подобно теням, бесцветные, неживые, без объёма, как призраки, которые тоже есть ли или только в воображении героя. Почти Солярис с дарами и желаниями, прошлым вернувшимся.

Возможно, рассказ содержит цель вершить суд над людьми, которые хотели проводить ядерные испытания, может, записки Травена побудили Стивена Кинга на написание рассказа “Оставшийся в живых”, а, может, всего лишь врачи наблюдали через экран за поведением вне привычной среды.

Оценка : 7
«Жизнь и смерть Бога»
–  [ 5 ]  +

romanpetr, 08 февраля 2018 г. в 00:16

Похоже философские мысли глубоко одолевали Дж.Балларда, раз он принялся за написание эдакого сатирического «памфлета против всех», затронув неразрешимую тему в спорах человечества: «Есть ли Бог, или его нет?». По своему , с жесткой иронией автор описывает мировую общественность и его реакцию накануне грядущего события, во время его и после. Все это читается не без улыбки, но есть вещи , которые заставляют и задуматься. Например, сама сущность Создателя, Его проявления, и способ открытия человечеством Его бытия. По сюжету все произошло в далеком 1980, летом. Две мировые обсерватории обнаружили «ультра-микроволны», которые пронизывают всю материю и пространство, составляющие базовый субстрат, из которого состоит вселенная. Это позволило человечеству сделать глубоко вперед идущие выводы...

Дж.Баллард — конечно же не первый, кто задался столь животрепещущим вопросом, но реально смог предложить свою гипотезу о Боге и вселенной со стороны научной фантастики...Данная зарисовка должна порадовать, как любителей творчества автора, так и людей серьезно подходящих к теологическим вопросам.

Оценка : 8
«Мёртвый астронавт»
–  [ 5 ]  +

romanpetr, 04 февраля 2018 г. в 01:31

Запустение, пустошь, нагрянувший песок вместо воды, который затопил мыс Кеннеди и откуда стартовали многочисленные корабли навстречу звездам — все это лишь часть излюбленных тем писателя Дж.Балларда. Эдакая мирская усталость, миры после неисчислимых катастроф, приближение энтропии — это можно продолжать долго в ожидании безысходности...

Сюжет завязался в очень сложном треугольнике отношений. Роберт Гамильтон возвращается на Землю! Он погиб уже около 20 лет назад, при запуске на орбиту челнока, столкнувшись с метеоритом. Знавшая его тогда пара Джудит и Филипп ожидают падения его останков с орбиты Земли в окружении местных мародеров, которые кости мертвых астронавтов продают , как реликвии, за большие деньги. Вот уж мир докатился! Но они еще не догадываются, какой «сюрприз» их ждёт!

Рассказ выглядит довольно реалистичным, если б не время и все происходящее во времени. Автор затронул несколько вопросов относительно будущего и... прошлого, которое многие позабыли и в особенности годы холодной войны между ведущими державами. А теперь эти годы снова возвращаются, снова идут разговоры о большой войне, так что рассказ можно воспринять , как предостережение человечеству о том моменте, который может когда-нибудь наступит.

На мой взгляд очень сильный рассказ, может только немного удивляют внутренние переживания героев, а так исключительно рекомендую всем любителям научной фантастики.

Оценка : 9
«Величайшее телешоу планеты»
–  [ 5 ]  +

Mozzart1977, 16 октября 2017 г. в 11:43

Очень емкое и очень изящное произведение, демонстрирующее то, насколько далеко средства массовой информации (в данном случае телевидения) готовы идти за высокими рейтингами своего продукта. Полагаю, потенциальные потребители тоже не отказались бы от «репортажей из прошлого», была бы возможность... Из рассказа становится понятно, что Баллард не зацикливался на концепции хроноклазма, либо на «эффекте бабочки», но этого для оценки повествования и не требуется. В противном случае и рассказ превратился бы в подобие «И грянул гром» Р. Брэдбери. Здесь же до читателя необходимо было донести саму идею, что по моему мнению, удалось на все сто! Очень запомнились слова священника в самом конце: «Большой канал на небесах тоже имеет свои рейтинги».

Оценка : 10
«Ноль»
–  [ 5 ]  +

A.Ch, 10 сентября 2017 г. в 20:57

Такой рассказ, который искренним монотонным монологом главного героя заставляет понять его, попытаться даже посочувствовать, побыть немного им. Герой, познавший некую власть над людьми и пытающийся донести о своей значимости и ясности ума своего при этом, но верится ли ему?

Автору удалось поведать на десятке страниц историю одного серого и неприметного, который делал чёрные и зловредные, в конце оставаясь таким же бледным, серым и странным, развития его ни в карьере, ни в сердцах и в восхищениях людей не произошло, лишь подобный персонаж ему близок из рассказа По “Сердце-обличитель”.

Оценка : 8
«Утонувший великан»
–  [ 5 ]  +

ЫМК, 12 июля 2017 г. в 17:45

Фантазии в рассказе нет совершенно. Да и фантастикой как таковой он не является. Это притча о том, что человек на самом деле очень спокойно воспринимает чудеса. Да и как мы еще должны их воспринимать то? Ведь все, что случилось это уже и не чудо. Чудо, это что то невозможное, произошедшее где-то там, за горизонтом. А то что случилось здесь и сейчас — «событие». А любое, даже самое редкостное событие — естественно. Какая разница, что выкинуло на берег — человекообразного великана или кита. Любопытно, конечно, но не более чем фон для сэлфи. И да, дохлый кит и дохлый великан — прежде всего угроза эпидемии. А значит, должно быть утилизировано в максимально короткие сроки, пока миазмы разложения и триллионы мух не заполонили округу. Да и вообще, кто сказал, что великан был? Кит это был... большой, дохлый кит.

Впрочем, если я до сих пор помню этот рассказ, прочитанный в 90-х, значит автору действительно удалось привлечь внимание и заставить задуматься над текстом.

Оценка : 5
«Автокатастрофа»
–  [ 5 ]  +

MaynardArmitage, 30 октября 2016 г. в 22:06

Джеймс – скучающий мужчина неназванных лет. Его механицированную жизнь всколыхивают разве что обоюдные с женой измены. Пострадав в автоаварии, он становится одержим фетишизацией травм, увечий и смертей, происходящих в дорожных катастрофах, и вскоре вместе с группой настолько же безумных кидает себя на бетон жесточайших половых девиаций.

'Автокатастрофа' Джеймса Балларда — это самая холодная и бездушная [в самом лучшем смысле; ведь так и было задумано] книга в моей читательской истории. В обществе, где все мыслимые сексуальные позиции уже изучены, и только свинг, разогревающий собственнические чувства, способен пробудить хилое подобие оргазма, когда наркотики почти легальны [а те, что тяжелы и явно незаконны — легкодоступны *нелегально* даже среднему классу], когда ‘искусством’ обзываются всё более эпатирующие конструкции – только заголённая патология способна задать ‘жизни’ некую встряску. Это – главное опасение Балларда [которое он озвучил в интервью, протянутому к его творчеству, что в высшей мере психотронно, аномально…] – мир, где у процветающего евро-гражданина не останется отдушин, кроме девиаций:

“Я воспринимаю «Автокатастрофу» — и книгу, и фильм — как предупреждающие сказки. Это предостережение. Они говорят: наша культура развлечений помешана, или, во всяком случае, очарована жестокостью. В этой культуре элементы секса и насилия переплетены. Книга задумывалась как предупреждение. Это не было: «скорее», я имел в виду: «притормозите».“

Очень рекомендую к просмотру фанатский клип ✚ SALEM — Sick [Crash Music Video] на хостинге youtube; данный ролик идеально воплощает настроение оригинальной книги, и он болезненно очарователен. Пусть я не слишком люблю экранизацию Дэвида Кроненберга [1996], лучшего видеоряда для синтеза с кошмарным пессимизмом [комплимент!] звука мичиганцев из SALEM вообразить тотально невозможно.

Оценка : 7
«Путешествие через кратер»
–  [ 5 ]  +

Groucho Marx, 25 июня 2016 г. в 15:25

Обожаю этот рассказ. Он входит в сборник «конденсированных романов» «Выставка жестокости» и является своего рода эталоном НФ «новой волны». Распад повествования, разрывы в логике идеально укладываются в новейшие тенденции развития современного искусства. Собственно, агрессивная визуальность «Путешествия через кратер» ближе к изобразительным искусствам, чем к беллетристике. В этом рассказе гораздо больше от картины Розенквиста «Я люблю вас моим фордом», чем от космической и социальной фантастики Хайнлайна или Артура Кларка.

Джеймс Баллард в 1970 году смог описать contemporary art начала XXI века в безупречной литературной форме.

Оценка : 10
«Последний берег»
–  [ 5 ]  +

JohnNorrik, 25 января 2016 г. в 23:15

Невероятно сильное произведение, в плане эмоционального давления на читателя.

Я еще долго отходил после его прочтения.

Балларду удалось создать гнетущую атмосферу отчаяния и запустения всего окружающего на фоне разложения сознания главного героя.

Однозначно, автор молодец

Оценка : 9
«Сумеречная зона»
–  [ 5 ]  +

Groucho Marx, 19 ноября 2015 г. в 00:07

Один из самых моих любимых рассказов. Он полностью нереалистичен, потому что подобное изменение во вращении Земли вызвало бы серию природных катаклизов, после которых на суше вообще не осталось бы ничего живого, но как метафора остановки времени, как описание состояния души, переставшей развиваться и начавший постепенно, почти незаметно, деградировать, распадаться — великолепно, завораживающе.

Оценка : 10
«Зона ужаса»
–  [ 5 ]  +

olpo70, 25 октября 2015 г. в 12:02

Читая этот рассказ мне сначала стало скучно.Я подумал что это какое то пособие по психиатрии.И сейчас будет описание ощущений сумасшедшего и как с этим справится.Но вот доктор предложил радикальный метод лечения.И мне стало очень интересно.Чем же всё закончится.Но уж точно я ни как не ожидал что закончится вот так...Браво автор -удивил.

Оценка : 8
«Тысяча грёз Стеллависты»
–  [ 5 ]  +

romanpetr, 11 октября 2015 г. в 02:31

По смыслу этот рассказ стал заключительным в цикле «Алых песков», ибо здесь пером автора разворачиваются одни из последних событий на улице Стеллависта. Баллард немного приоткрывает завесу всему происходящему и происходившему, подчеркивая жирную черту в своих повествованиях о ветшающем и приходящим в запущении городке. Но атмосферу необычности здесь все еще сохраняется и семейная пара Талботов — Говард и Фэй решается на покупку дома среди абстракционистских вилл и псевдодворцов. После смотрин и размышлений пара останавливает свой выбор на один из привлекательных психотропных домов, в котором когда-то произошло убийство. И далее, как в классических триллерах рассказ затягивает нас в самую гущу событий, где смерть и жизнь ходят рука об руку. Естественно главным героям много чего предстояло пережить, прежде чем наступила жуткая и удивительная финальная развязка.

Рассказ интересный, но сюжетная линия , кажется, уже несколько позаимствованной, хотя...кому как кажется... Текст и идея произведения весьма неплохи, читается с интересом ...

Оценка : 7
«Высотка»
–  [ 5 ]  +

k2007, 07 октября 2015 г. в 16:50

Роман посвящен деградации элитного дома и его жителей, людей образованных и не бедных. Постепенно для жильцов смыслом жизни становится не работа, не семья, а победы и поражения в борьбе с соседями, попытки заселиться на этаж повыше. Стремительно из людей начинает выпирать звериная натура, причем из людей, получивших современное образование и воспитание.

Тонок на людях налет цивилизации, слетает моментально

Оценка : 6
«Выжженный мир»
–  [ 5 ]  +

k2007, 07 сентября 2015 г. в 16:26

Итак, вода перестала испаряться из морей, и наступила Великая Сушь. Люди не смогли решить эту проблему, и через десять лет после первых симптомов мы видим человечество, развалившееся на маленькие группки, где каждый думает только о том, как выжить сегодня ему и, максимум, его близким. Причем выживание это идет самым примитивнысм образом.

Не верит Баллард в человечество, финал книги не несет никакого просвета.

Печальная книга

Оценка : 6
«Автокатастрофа»
–  [ 5 ]  +

osservato, 16 марта 2015 г. в 21:58

Носители своеобразной сексуальной девиации становятся адептами чудовищной эстетики аварии. Они видят и вожделеют к гармонии искореженного автомобиля и изувеченного человеческого тела, для них шрамы от соприкосновения с деталями – новые эрогенные зоны, для них оргазм и предсмертная агония сливаются воедино, а лучшая поза – друг напротив друга впечатанные в руль в наглухо закрытых столкнувшихся машинах.

У гг есть свой гуру или наставник, помогающий пройти инициацию до конца, одержимый доктор Воан, который представляется мне скорее материализовавшимся фатумом, чем человеком. Он-то и развивает в Балларде (главгерой и автор – тезки) начатки ощущений вышеупомянутой эстетики.

Что касается обилия человеческих выделений в романе, которые якобы присутствуют для пущего трэша: создается впечатление, что автор уснащает ими текст для того, чтоб мы могли лучше прочувствовать, насколько совершенней зеркальная гладкая хромированная поверхность, создание человеческих рук, самого человека с его лужицами спермы, разводами поноса на коже, пятнами пота под подмышками и прочим добром. Насколько далеки друг от друга и не гармоничны для обычного обывателя человеческое тело и автомобильный остов, тогда как симфорофилы (с) именно в кровавом сочетании того и другого находят для себя бездны уродливой красоты.

Кучка этих странных людей в романе стала такими якобы в результате аварии. Но на самом деле они просто продукт цивилизации, пресыщенные и не удовлетворяющиеся обычными эмоциями, нашедшие такую возможность через травматику и даже смерть.

Как ни странно, их желанный результат можно назвать как разрушением, так и творением – нового нежизнеспособного сочетания деталей, щедро политого спермой как бы в ритуальном жесте оплодотворения. Причем, у гг конечная цель – не просто добиться своего Самого Главного полового акта и умереть в экстазе:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Присутствие Воана…убедило меня в том, что можно найти некий ключ к грядущему автогеддому».

З.Ы. Перевод Мирошниченко никакой. Много повторений – от слов «утомленный» и «бракосочетались» просто в глазах рябит, неужели не было синонимов. Описания ( а книге много описаний в основном дорог) невнятные, по ним невозможно представить себе картинку всех этих развязок и автострад. И имеются отдельные не к месту прилепленные определения, мое любимое:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Женщина как раз снова начала возиться у меня в паху в поисках задумчивого пениса»
.

Оценка : 8
«Хрустальный мир»
–  [ 5 ]  +

god54, 19 марта 2013 г. в 15:38

И снова, как в «Затонувшем мире», автор изучает проявление человеческого характера, находящегося в состоянии смертельного противостояния с силами природы, которым он заведомо проигрывает. Поражение и смерть предопределены. И в этой ситуации естественно обостряются все психологические особенности человека. С другой стороны, если читать эти произведения подряд удовольствие заметно ослабевает. Уж слишком много повторяющихся элементов, равно, как проявлений характеров героев. А это уже утомляет и порой заставляет читать через строчку. В то же время роман достоин прочтения и формирования собственного взгляда на творчество автора.

Оценка : 7
«Облачные скульпторы коралла D»
–  [ 5 ]  +

bladerunner, 16 марта 2013 г. в 15:16

Творчество Джеймса Балларда рассматривается в литературных исследованиях Станислава Лема. Стало быть, сего автора стоит почитать.

Пока не впечатляет.

Казалось бы, красивая , оригинальная идея : ваять скульптуры из облаков. Но как-то уж слишком упрощенно она воплощена — взял балончик, сел в планер и — за работу ! Автор не приложил малейших усилий убедить читателя в возможность подобного. Не фэнтези ведь!

Зато новелла изобилует описаниями сюрреалестических пейзажей и разного рода повторяющимися деталями. К примеру, выражения типа «окруженные драгоценными камнями глаза», «обнаженные груди сверкали в ажурной броне контурных драгоценностей» в разных вариациях встречаются по нескольку раз.

Короче, разбег на пятерку, прыжок — на троечку.

Оценка : 7
«Человек из подсознания»
–  [ 5 ]  +

god54, 13 марта 2013 г. в 21:07

Реклама — двигатель торговли. Золотое правило любого бизнеса. Недавно разговаривал с одним человеком из бизнесса: построить новый завод, привлечь инвестиции — нет проблем. Проблема в одном, как продать его продукцию. Автор оказался провидцем. Сегодня это направление бизнеса стало самым развивающимся и самым приносящим доходы. Кроме того, оно дает работу людям во многих смежных отраслях: киноиндустрии, телевидении, радио, газетах, поддерживает творчество одаренных людей, позволяет дополнительно зарабатывать звездам спорта и шоу бизнесса. Все зарабатывают, и лишь мы покупаем. Работаем и покупаем. Страшно. А что нас ждет. Недавно пришлось работать с дополнениями к закону о рекламе. Все понимают вред рекламы, а сделать ничего не могут... или не хотят. Вот это самое страшное.

Оценка : 7
«Двенадцатая дорожка»
–  [ 5 ]  +

god54, 12 марта 2013 г. в 22:44

Для этого рассказа больше всего подходит название «Месть», чем «двенадцатая дорожка». Довольно хорошо известный по фантастической литературе сюжет: обманутый муж, но большой ученый, который предлагает уникальное решение для мести из-за поруганной чести. А вот область исследований ученого меня заинтересовала: а есть ли звуки в микромире? С каким звуком делится клетка? С каким звуком движется амеба? Одним словом динамичный, жесткий и короткий рассказ.

Оценка : 7
«Тысяча грёз Стеллависты»
–  [ 5 ]  +

god54, 09 марта 2013 г. в 20:01

Отличный рассказ и хотя я уже читал несколько подобных рассказов о психотронных домах, имеющим искусственный интеллект, но такого насыщения психологией мне ранее не попадалось. Отличный сюжет, прекрасная завязка, ограниченный круг героев и великолепная передача психологии поведения четырех разных людей. Сюжетная развязка просто поражает. И хотя некоторые технические неувязки режут слух: неужели зажигалкой можно устроить пожар в живом доме, если в неживом сегодня это сделать практически невозможно со всеми системами наблюдения и страховки. Но, главное — это психология.

Оценка : 9
«Человек из подсознания»
–  [ 5 ]  +

cat_ruadh, 13 апреля 2012 г. в 14:34

Рассказ хороший -- классическое обличение общества потребления, но сделанное со вкусом и дающее надежду.

Первый русский перевод в «Искателе» просто чудовищен. Переврано всё, что можно. Выброшено всё, что переводчик «ниасилил». Когда много лет спустя читал родной английский сборник, рассказ показался знакомым. Нашёл «Искатель», сравнил, пришёл в ужас!

Учите английский, читайте а оригинале.

Баллард заслуживает того, чтобы прочитать его целиком!

«Человек из подсознания»
–  [ 5 ]  +

Hell-lie, 19 августа 2011 г. в 22:34

Хорошо. Чем-то напомнило «451 по Фаренгейту» Брэдбери. Вообще я не очень жалую НФ во всех ее проявлениях, но этот рассказ приглянулся. Наверное, концовкой. Она оставляет надежду; хитрая такая. Или я перемудрила)

Оценка : 8
«Воронка-69»
–  [ 5 ]  +

Hell-lie, 19 августа 2011 г. в 22:25

Философская и психологическая вещь на интересную тему. Плюс, атмосфера хорошо передана и картинка перед глазами стоит. А что еще для счастья надо? Лично мне — ничего.

Порадовали отсылки к Чехову — читают же русскую классику!

Оценка : 9
«Привет, Америка!»
–  [ 4 ]  +

neo1975, 27 января 2025 г. в 13:57

Несмотря на почти энциклопедическую глубину и убедительность замечательного отзыва osipdark, позволю себе высказать иной взгляд на Балларда. Существует две точки зрения на мир и человека, — романтическая (привет немецким романтикам и Карлу Густаву Юнгу) и рациональная (поклон в сторону позитивизма и психоанализа). Безусловно, можно искать и находить в Балларде последнее, как часто и поступают. Но, с позиций того, что речь идет о литературе, мое отношение к Балларду, и, в частности, к «Суперканнам» или обсуждаемому здесь «Привет, Америка», уверенно сводится к романтическому подходу. Да, Баллард — это о цивилизации и обществе, но, в первую очередь — о внутреннем пространстве, к которому и сводится почти любая его вещь. Не существует мира самого по себе, есть видение оного тем или иным героем. Видение неизбежно мифологическое, ибо и сам мир — не более чем миф, созидаемый героем. И то, что приписывается Балларду как качество великолепного стилиста — оказывается впечатлением читателя, погружаемого в волшебное миротворение со стороны героев книги, совершаемое здесь и сейчас. Читая Баллада, я получаю эстетическое наслаждение, в то время как смысли едва ли играют какую-то роль, и у меня не возникает ни малейшего желания превращаться из созерцателя в искусствоведа

Оценка : 10
«Жизнь и смерть Бога»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 11 февраля 2024 г. в 15:27

Две мировые обсерватории обнаружили «ультра-микроволны», которые пронизывают всю материю и пространство, составляющие базовый субстрат, из которого состоит вселенная. Это позволило человечеству сделать глубоко вперед идущие выводы-что излучение разумное и это есть Бог. В чём суть рассказа? — ирония на весь наш мир -когда вера у людей стала укрепляться с невиданной силой, то наличие Бога стало вредным для многих структур государств. И появился лозунг, Бог умер.

Много допущений нелогичных сделал автор, но итоговая мысль сильна- для власти подходит любое учение, любая религия.

Оценка : 10
«Тринадцать на пути к Альфа Центавра»
–  [ 4 ]  +

vfvfhm, 03 февраля 2024 г. в 17:52

Сюжет действительно не нов, с какой стороны ни посмотри, что де-, что просто конструкция. Но таковым он сейчас кажется, а для 1962 года самый топ!

Но есть в нем чисто баллардовская черта ,его излюбленный мотив. Часто у него герой понимает ,что его мир обречен, или инициированный им проект в более поздних книгах, но предпочитает погибнуть вместе с этим миром или идеей ,чем стать стандартным обывателем из любого слоя общества и цепляться за существование, даже потеряв всякий его смысл.

А еще это любезная сердцу Балларда отходная по Космической эре. Ничего не получилось ,собираем манатки. Внутреннее пространство, изучению которого посвящает жизнь Абель, бесконечно больше и увлекательнее.

Однако, даже в самые черные дни пессимизм Балларду присущ не был. Он пророк, его от ветхозаветной яростной энергии распирало ,а не сгибало от уныния. Вот и здесь он походя составил целую программу подготовки к масштабным сверхдальним экспедициям. И он прав. Космос станет для нас доступен только за десятилетия, а то и столетия упорного, тяжелого и мучительного труда. Но иного выхода нет ,кроме всеобщей гибели.

Кстати, уже в 21 веке сняли трехсерийный телефильм (эх, забыл название!) на точно такой же сюжет, к сожалению не имевший продолжения. Бывают схожие идеи, но тут киношники Балларда просто как липку ободрали))

П.С. ура, нашел сериал! Это «Вознесение» 2014 года. Рекомендую! Не закончено, но хороший промежуточный финал есть.

Оценка : 10
«Ноль»
–  [ 4 ]  +

vfvfhm, 01 февраля 2024 г. в 22:55

Ух ты! Молодой Баллард экспериментирует! Недаром он в предисловии к «Полному собранию рассказов» назвал имена Рэя Бредбери и Эдгара По. Пробовал и он себя в подобном стиле осовремененной готики. Не сразу стал писать свои тексты хромированным скальпелем.

Рассказ по хорошему жуткий, честно говоря, сердечко ближе к финалу ёкнуло. Очень убедительным оказался свихнувшийся рассказчик.

Вот, что сразу пришло в голову — а ведь братья Стругацкие читали на языке оригинала современную англо-саксонскую фантастику, и имя Балларда всегда было на слуху и почиталось в мире профессиональных писателей. Так что идею для их поздних сольных романов мог и он заронить. Как сам мог подхватить идею от случайно прочитанного Гоголя, которого обильно англичане переводили уже лет сто ко времени написания рассказа. Как бы то ни было, текст получился со многими связями с произведениями о границах человеческого разума и потери его.

Оценка : 10
«Выставка жестокости»
–  [ 4 ]  +

vfvfhm, 28 января 2024 г. в 14:37

О том, что о жизни человека можно рассказать по-разному, задумался еще Лев Толстой (вот, чье имя я беру как мерку, начиная разговор об этой книге). Джеймс Грэм Баллард изучает жизнь и эпоху с точки зрения тела (Выставка жестокости — это человеческое тело, об этом сказано уже в первом отрывке) и описывает то, что время делает с ним. Проблема в том, что его центральный персонаж находится в состоянии острого психоза, временами соскальзывая в шизофрению, поэтому он вырван из кокона пространственно-временного континуума, и, чтобы привязать себя ко времени, он акцентирует внимание на двух женщинах — случайной любовнице и объекте своего исследования Карен Новотны (фамилия любовницы братьев Кеннеди), а также коллеге и друге докторе Кэтрин Остен (это личное, о чем ниже), ангеле-хранителе в белом медицинском халате.

Их тела и являются маркерами времени, а оно таково, что даже человеческий организм перестал быть цельным объектом. Баллард разлагает тело на список медицинских анализов и проб органических тканей. Психика же человека до отказа заполнена городской инфраструктурой, ареалом его обитания, а также медиа-персонами, транслируемыми в мозг из тысяч источников. Инспирируется и питается работа сознания картинами чудовищных разрушений в тотальной войне и техногенными катастрофами.

Два аспекта очень любопытны в контексте этой книги. Ее роль художественного артефакта в пространстве культуры и как определенного результата в творчестве и биографии автора.

Тут интересны реакции двух разных людей в разные эпохи. Журналист из лондонского «Таймс» вспоминал, что в конце 1990-х, когда происходила какая-то значимая политико-медийная встряска мирового масштаба, например, гибель принцессы Дианы, редактор говорил ему: «Звони Балларду», ибо лучше него никто не мог бы объяснить самые глубокие подоплеки происходящего. Но эта репутация ему дорого досталась. В том числе, благодаря «Выставке жестокости».

Когда эту книгу собирались издать в США в начале 1970-х, рукопись ее попала в руки жены издателя и вызвала нервное потрясение. «Это нельзя публиковать ни в коем случае, заявила она мужу, этому человеку даже психиатр не поможет!»

Видела она все правильно и глубоко, но Баллард глубже. Когда он писал, отрывками, свою «крайне взрывоопасную книгу», он думал, что описывает «ближайшие пять минут будущего», в данном случае 1970-е, в соответствии со своей теорией, разработанной еще в начале творческого пути. Однако невольно, увлекшись, далеко перепрыгнул эти рамки. Так далеко, что и сам не сразу это понял. Уже в начале 21 века он сказал интервьюеру, что ребенком воспитывался в Шанхае в американской культуре и позже, уже в 1960-х писал о том, как будет выглядеть Америка через пятьдесят лет.

А так как недолгий Гегемон инфицировал своим духом всю планету, то у Балларда вышла картина всей Западной цивилизации образца первой четверти 21 века.

Он ничего не знал — шестьдесят лет назад — о глобальном финансовом капитализме, «гуманитарных бомбардировках», Интернете, мессенджерах, пабликах, видео-хостингах и сотовой связи, но описал наш мир, набитый всеми этими гаджетами и транслируемой через них пост-правдой с точностью медиума.

Иногда точность его предсказаний даже в мелочах пугает до жути. Он описывает фотографию вьетнамской девочки, обожженной напалмом, а обнародована такая фотография и всемирно известной стала только десять лет спустя. В сумке доктора Травена хранится «карта болот возле Припяти» — за двадцать лет до катастрофы в Чернобыле!

Читая «Выставку» в январе 2024 года я был просто шокирован точностью и правдивостью увиденных им картин будущего. В конце прошлого века мейнстримом стало явление атомизации общества. Последние четверть века сам человек распадается на все более мелкие фрагменты. Уже не яхты, игровые дома и шикарные курорты обернулись далекой мечтой. Унылое монотонное существование в локациях «работа-дом» стало светлым, но не исполнимым идеалом для большинства граждан, в какой бы глухой дыре они ни жили. (Если кому-то кажется, что у него в жизни мало экстрима и огонька, то он может просто уволиться или взять кредит. Или, не дай бог, заболеть).

И все это было показано Баллардом с тотальной честностью и бескомпромиссной жесткостью.

Но откуда взялась эта жесткость? В отрочестве он прошел через японский концлагерь, в юности познал депрессивную столичную жизнь распадающейся Британской империи. Казалось, ко всему можно привыкнуть. Но внезапная трагическая смерть его молодой жены, отправила Балларда в полный аут. Видимо, еще на автомате он написал роман «Хрустальный мир» о полном распаде всей Вселенной, а потом впал в безумие. «Выставка жестокости» написана по ту сторону «края ночи».

Не могу не восхищаться силе духа, мужеством и умом этого человека! Гибель любимой жены и дочери свела с ума его персонажа доктора Травена. Результатом чего стал полный распад личности. А вот Баллард сдюжил. Мало того, вынес из-за края тьмы настоящий шедевр, писаный кровью сердца, который во многом определил пути литературы на целые десятилетия. Не многие его поняли, но понимающим ,как говорили римляне, оказалось достаточно.

Конечно, у Балларда были точки опоры. Из безумия, как барон Мюнхгаузен, сам себя за волосы не вытащишь. Помогли дети, искусство, творчество, шотландское виски и женщина. Его подруга журналистка Клэр Черчилль была рядом, стала вдохновенным прообразом для ангелоподобной Кэтрин Остен и всех последующих его умопомрачительно сексапильных и чертовски умных докторш.

Это, правда, не спасло женское тело от сравнения с многоэтажной автостоянкой и описания десятков видов надругательств над ним. Но как известно, тонущий человек так и норовит утопить своего спасителя. Жена американского издателя оказалась права, психиатр помочь Балларду не смог, он сам себе помог, в содружестве с еще одной эманацией Вечной Женственности.

Итак, итог. О «Выставке жестокости», провозвестнице безумного и кошмарного будущего, ставшего нашим настоящим, можно писать целые трактаты, и все смыслы не исчерпаешь. Тут явлена нам даже не нейтронная плотность письма и насыщенность образами. Это сверхновая какая-то! Книга не выдержала давления собственной массы и рванула так, что засияла ярче одновременно сдетонировавшего термоядерного боезапаса на планете. Поэтому она и теперь так опасна. Взрывная волна от ее взрыва по сию пору гуляет по земному шару. (Не верите? дайте ее почитать малахольной «митушнице» или дерзкой и резкой «сильной и независимой» и будете лицезреть, как их порвет в мелкие клочья!))

Поэтому, кстати, у нас «Выставка жестокости» не вышла в наиболее благоприятный и нужный момент, в конце прошлого века. В момент низшей точки нашего падения в хаос. Потому что слишком страшную правду открывала о том ,куда нас всех хотят завести либеральные капитаны российского корабля.

Часто авторы дают своим книгам громкие названия, чтобы привлечь покупателя. Но Баллард назвал свое творение предельно честно. Читайте с большой осторожностью! «Выставка жестокости» описывает реальность с беспощадной жестокостью.

П.С. Читал я «Выставку» в переводе Виктора Лапицкого, но после каждого отрывка штудировал подробные и очень нужные комментарии, сделанные другим ее переводчиком Александром Ибсоратовым для фундаментального издания, осуществленного командой «Найди лесоруба». Низкий поклон обоим переводчикам за вдохновенную работу! Также глубочайшая благодарность С. Соболеву и И. Клюжеву за возможность прочитать на русском одну из главных книг любимого писателя!

Оценка : 10
«Университет смерти»
–  [ 4 ]  +

vfvfhm, 26 января 2024 г. в 09:26

В минуту острого социального противостояния Баллард понял то же, что и наделенные властью господа из западного истеблишмента, — цель обучения молодежи в вузах в том, чтобы они убили своих учителей. Мало того, сделали из их смерти символ крушения западной цивилизации. Поэтому-то и взят был курс на снижение уровня образования в университетах. Результаты мы видим сегодня — евроатлантическая политическая элита утратила всякую самостоятельность и адекватность.

Но этот диагноз был бы просто маркером времени сейчас, рассказом о прошлом. Но книга Балларда по-прежнему взрывоопасна. В рассказе есть и другой важный сюжет. Принесение женщины в жертву ради собственного спасения.

И какой женщины! С одной стороны, это новый Христос (ведь автомобильная авария ,в которой она должна погибнуть, это Распятие 20 века). С другой стороны, она показана с такой степенью объективации, что цисгендерный шовинизм кажется на ее фоне невероятной благодатью.

Объективизация с целью последующего безжалостного уничтожения ,при этом никакого искупления грехов не наступает. Спасения нет даже через подобную жертву. Женщина сексуально соблазняет, дарит ложную надежду, но напрасно. Баллард не случайно дал своей героине фамилию женщины, бывшей любовницей братьев Кеннеди. А их обоих убили.

В этом сжатом романе Баллард фиксирует момент сразу трех революций — молодежной, сексуальной и феминистической — и момент этот катастрофический. Ударная волна от него до сих пор по всей планете разносится.

Оценка : 10
«Мёртвый астронавт»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 31 декабря 2023 г. в 11:10

Сильный сюжет и многое можно домыслить , прочтя его. Заставляет думать. Гибель космонавтов не обошла и космонавтику, самую романтическую науку и технику 20-го века.

Но надо знать -каждое техническое достижение и изобретение требует жертв и гибели людей. Когда начали продавать автомобили, то процент убиенных в автокатастрофах сразу сложился. Это необходимая дань человечества прогрессу. Странно , нелогично, но это так. Аналогично с самолетами. Аналогично с поездами. Аналогично и с космическими кораблями. Хочешь прогресса -готовься умертвить некоторое количество людей. Вот такая философия. Баллард это гиперболизирует на примере невернувшихся с орбиты погибших там кораблей -много он написал -9 штук, но он ещё не знал о гибели шаттлов с большим количеством астронавтов.

И снова пески, так любимые автором пески. Здесь они засыпали мыс Канаверал.

Оценка : 10
«Невозможный человек»
–  [ 4 ]  +

vam-1970, 29 декабря 2023 г. в 20:12

Нелогичный и противоестественный сюжет автора. Что он хотел изобразить? Все действия героя вне логики жизни, заложенной в генах . Да и поведение населения городка также вне этой логики- все отказываются от продления жизни — мотивируя своей ненужностью. Это какими надо быть деградантами, чтобы так мыслить? Какое-то неверие автора в будущее и в жизнь просто.

Оценка : 5

  Страницы:  1  2  3  4 [5] 6  7  8  9 10 11 12



⇑ Наверх