Дж. Г. Баллард «Хрустальный мир»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Роман-катастрофа | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Африка (Тропическая Африка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Стихийные бедствия, природные катаклизмы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Невиданная доселе и абсолютно непонятная катастрофа обрушилась на Землю. Планета постепенно покрывается очень красивыми, но смертельно опасными кристаллами. Что это? Новый ледниковый период или неизвестное воздействие Вселенной…
Роман переработан из рассказа «The Illuminated Man» (1964) (Станислав Лем, Фантастика и футурология, книга 1, III. Структура литературного творчества, Генерирующие структуры фантастики).
Награды и премии:
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Роман (Великобритания) |
- /языки:
- русский (3), английский (9)
- /тип:
- книги (11), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Гольдич (3), В. Лапицкий (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 10 октября 2024 г.
Заключительный роман из условного «цикла катастроф» — на этом Баллард ставит для себя точку в данной тематике и двигается дальше. Книга менее известна и читаема у нас, чем «Затонувший мир» и «Выжженный мир», ну и ко всему прочему — это ещё не катастрофа, а пролог к ней. :)
В отдалённом районе некой африканской страны образовалась странная аномалия — всё стало покрываться непонятными кристаллами, как будто каким-то неведомым силам стало жарко и они решили Африку заморозить. Что это за кристаллы, какова их природа, что вызывает их образование — вопросов много, ответов нет. Где-то там, в этих диких джунглях, миссия ООН, в которой работают друзья доктора Сандерса, он получает от них письма и едет навстречу загадкам, ну и — судьбе.
Назвать роман научной фантастикой конечно же можно, но это совершенно не фантастика. Это исследование тёмных недр человеческой души — таинственных и непредсказуемых. Да, есть красивый экзотический антураж (очень стильно выписанный, кстати говоря), но это всего лишь декорации для той драмы (а может фарса?), что разыгрывается перед глазами читателя. Человеческое бессознательное, иррациональные поступки и очарование смертоносной красоты — представить себя на месте главного героя не очень то и просто. По атмосфере — фирменный декаданс Балларда, тревожная духота Конрада и Копполы.
Неспешный роман о людях, совершающих алогичные поступки, об усталости и обаянии увядания и смерти.
vfvfhm, 28 июня 2021 г.
Так заканчивает Баллард свою ТЕТРАЛОГИЮ катастроф, посвященную четырем превоначальным стихиям. Воздух, вода, огонь и вот — земля, в виде хронокристаллов. Если первые романы Дж.Г. были безупречны, каждый в своем роде, то к «Засухе» и «Кристалличекому миру» есть определенные вопросы.
Прозвучали обвинения в скучности и медлительности повествования. У меня обратный протест — слишком много движухи!
Начинается роман по-баллардовски прекрасно, с описания большой тропической реки, городка, утопленного в джунглях, путешественников и местных жителей на полном расслабоне. Баллард — стилист божественного уровня, и хочется, чтобы он продолжал бесконечно в том же духе плодить описания, вызывающие тревогу, томление духа и неясные ожидания.
Но вот внезапно начинается дурацкая схватка двух антагонистов второго плана — Вестресса и Томерсена. И их-то противостоянию над телом местного извода Спящей Красавицы и посвящена большая часть книги. Это какая-то нелепая пародия на «Идиота» Достоевского, она сбивает меланхолический настрой ожидания неминуемой гибели мира.
А хочется больше читать о проказе, поразившей планету, о предсмертных любовных похождениях доктора Сандерса, о чудесах кристаллизующейся вселенной. Баллард даже своему фирменному слиянию внутреннего пейзажа психики и внешнего пространства уделяет меньше внимания. А жаль.
Впрочем, в романе достаточно чарующих описаний (иногда кажется, что Коппола для своей вьетнамской эпопеи и этой книгой вдохновлялся, много перекличек), есть красивые декадентские женщины, невероятные хронотрясения, страшные картины безумия и деградации. То, что психопатологу универсума Балларду удается лучше всего.
Книга очень хорошо зашла в удушающую жару, когда 35 по Цельсию в тени. Плавящиеся мозги верили всему, что рассказывает любимый автор. Если бы не избыток ненужного экшона, поставил бы высший балл. Но книга и так чертовски хороша!
k2007, 27 марта 2017 г.
Довольно занятный роман о надвигающейся катастрофе, причем природа катастрофы нетривиальна. Как обычно у Балларда, в центре романа — обычный человек, не супермен, у него даже оружия никакого нет. Вот реакция этого обычного человека на рушащийся вокруг него мир и составляет сюжет романа.
Mitgarda, 4 февраля 2013 г.
Восхитительный роман.Его неторопливый слог вовсе не вызывает скуку.Поэтичный стиль.Грозная,гибельная красота покрывающей весь мир кристаллической проказы.Боллард,как всегда- мастер слова.Кстати,прочитав этот роман,я сразу понял откуда В.Головачов взял идею нагуалей,которые он описал в Хрониках Реликта.Я не хочу его обвинять в плагиате,но сходство описания нагуалей и кристаллов Болларда просто поразительное.Не поленитесь,прочитайте эти два произведения и сравните.Некоторые детали совпадают один в один.Чтобы не быть голословным приведу несколько примеров.
1.У Болларда кристаллы описаны как прозрачные и колючие.У Головачёва- нагуали невидимые
и колючие.
2.У Болларда кристаллы разрастаются и грозят покрыть в короткий срок всю Землю.У Головачёва нагуали ведут себя также.
3.У Болларда кристаллы- это разновидность изменённого пространства.Головачёв называет нагуали вторгнувшимся в нашу Вселенную пространством иной Вселенной.
4.Боллард называет кристаллы раковой опухолью поразившей Вселенную.Точно так же называют нагуали герои «Хроник Реликта»5.В романе Болларда кристаллизация не ограничвается Землёй.Кристаллизуются также другие звёзды- в том числе и наше Солнце- а также другие галактики.А возможно и вся Вселенная или огромная её часть.Аналогичная картина наблюдается в «Хрониках Реликта»,правдатам бедствие описано более подробно.Но суть та же: сростки нагуалей опутывают Солнечную систему,разрушают звёзды,пронзают галактики.А область распространения нагуалей колоссальна- она простирается на миллиарды световых лет.Всё это заставляет задуматься а не позаимствовал ли В.Головачёв кое-какие идеи для своей эпопеи из малоизвестного в общем-то романа Д.Болларда?Если всё вышеперечисленное всего лишь совпадение,то очень странное.В принципе это не единственный случай,когда плоды творчества отечественных писателей похожи на произведения зарубежных корифеев фантастики.Взять хотя бы «Малыш»
братьев Стругацких и «Пришелец в земле чужой»
Р.Хайнлайна- и там и там общая тема космического Маугли- выкормыша таинственной внеземной цивилизации.Но это,как говориться,совсем другая история,требующая отдельного разговора.
nostradamvs, 19 февраля 2012 г.
Грустная хорошая книга о конце света. Баллард написал на эту тему два романа — «Хрустальный мир» и «Утонувший мир», оба спокойные, неотвратимые, медлительные, философские. Постепенная кристаллизация мира, обращение его во внутренний свет является основным действием, герои на этом фоне — просто игрушки, статисты, которые один за другим попадают в кристальную крепость и превращаются в драгоценные камни. Баллард не просто так делает героя врачом, работающим с прокажёнными. Весь мир постепенно покрывается драгоценной проказой — и нет такого лепрозория, чтобы удалить его от самое себя.
калика, 29 декабря 2011 г.
На взгляд современ. читателя, Баллард — скучноватый автор, хоть и классик «новой волны»: мало экшена :smile:, повествование затянуто, идея романа тянет на рассказ. И все равно прочитал с удовольствием. Прежде всего за великолепный стиль. Как оигинала, так и блистательного перевода Лапицкого (он же делал «Князя света»). Любите вкусное и неторопливое чтение — этот роман для вас.
god54, 19 марта 2013 г.
И снова, как в «Затонувшем мире», автор изучает проявление человеческого характера, находящегося в состоянии смертельного противостояния с силами природы, которым он заведомо проигрывает. Поражение и смерть предопределены. И в этой ситуации естественно обостряются все психологические особенности человека. С другой стороны, если читать эти произведения подряд удовольствие заметно ослабевает. Уж слишком много повторяющихся элементов, равно, как проявлений характеров героев. А это уже утомляет и порой заставляет читать через строчку. В то же время роман достоин прочтения и формирования собственного взгляда на творчество автора.