Дж. Г. Баллард «Путешествие через кратер»
- Жанры/поджанры: Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Близкое будущее
- Линейность сюжета: Хаотичный
- Возраст читателя: Только для взрослых
При посадке космического корабля произошла авария. Пилот выжил, но рассудок его пострадал. Движимый своими безумными мыслями, космонавт совершает ряд странных поступков, которые ему самому кажутся совершенно логичными.
Входит в:
— антологию «Смерть Вселенной», 1992 г.
- /языки:
- русский (6)
- /тип:
- книги (1), самиздат (4), цифровое (1)
- /перевод:
- И. Гречин (1), А. Ибсоратов (2), Г. Шокин (2)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 1 января 2024 г.
Малопонятный сюжет более смахивающий на психоделику, чем на сюр. Расстроенное воображение человека, пострадавшего от какой-то катастрофы. Но автор на мой взгляд переборщил, посылая намёки читателю, и так их много этих намёков. Даже заголовки абзацев не помогают. Впечатление такое, что и сам автор где-то близко был от кратера.
vfvfhm, 1 марта 2022 г.
Осевой текст между ранней «научной фантастикой» Балларда и его трилогией Модерн, после которой начнется совсем другой период его творчества — сочинения сказок о постсовременности. Собственно тема рассказа и место действия одновременно — разорванное сознание горожанина рубежа тысячелетий.
Можно сделать эксперимент. Проехаться на электричке из дальнего Подмосковья, все время смотря Ютуб, потом спуститься в метро на узловой развязке, слушая рекламу и предупреждения из динамиков и пялясь в рекламную панель, провести деловую встречу на ходу где-нибудь на Пушкинской площади, а потом поужинать в «Бургер-кинге», последующий вечер может закончиться в ночном клубе или небольшом отеле с почасовой оплатой номеров. И тогда понять, что Баллард был прав и в форме, и в содержании рассказа.
А. Ибсоратов совершенно справедливо считает этот текст распускающейся почкой на ветви «Выставки жестокости».
Darth_Veter, 8 марта 2021 г.
Еще один «образчик» авангардистской психоделики. Как и американский писатель Норман Спинрад, его коллега по жанру Джеймс Баллард в жизни также не был паинькой: именно ему принадлежит сомнительная честь основания жанра психоделической фантастики, на фундаменте которого затем выросла западная культура «новой волны». И хотя к творчеству писателя подвигли такие известные мастера, как Айзек Азимов и Эдгар Берроуз, его произведения мало походили на образцы классики. Любителям «твердой» фантастики его читать явно не стоит: им творения Балларда покажутся последовательностью странных (если не сказать — безумных) фотографий, на которых неопытный взгляд читателя не сможет вычленить ничего существенного и понятного. Кадр первый — последствия падения космического объекта на дорожную развязку в форме «цветка клевера». Кадр второй — две жертвы катастрофы едут в автомобиле, слушая радио. Кадр третий: еще один персонаж наблюдает странное шоу под названием «Имитация дорожной аварии» (скрытая связь с первым кадром)... Ближе к финалу этого психоделического бреда выясняется, что на Америку рухнул советский спутник «Космос-253», что привело не только к массовым разрушениям на земле, но и к нарушению нормального восприятия событий у всех свидетелей аварии. Собственно, вся психоделика рассказа — и есть описание возникших при этом галлюцинаций и психических расстройств. Автор явно намекает на то, что упавший спутник нес в себе какое-то психотронное оружие — то ли нервно-паралитический газ, то ли высокочастотный генератор электромагнитных волн. Короче, Россия опять виновата во всех американских бедах...
------------
РЕЗЮМЕ: психоделический рассказ об одной техногенной аварии в Америке, которая стала причиной утраты людьми чувства реальности. Чтиво не из легких и приятных. Подойдет любителям разгадывать шарады и законченным психопатам. Читателям же с крепкими нервами можно взглянуть на него всего одним глазком, чтобы почувствовать на своей шкуре, каково это — быть Казимиром Малевичем.
Groucho Marx, 25 июня 2016 г.
Обожаю этот рассказ. Он входит в сборник «конденсированных романов» «Выставка жестокости» и является своего рода эталоном НФ «новой волны». Распад повествования, разрывы в логике идеально укладываются в новейшие тенденции развития современного искусства. Собственно, агрессивная визуальность «Путешествия через кратер» ближе к изобразительным искусствам, чем к беллетристике. В этом рассказе гораздо больше от картины Розенквиста «Я люблю вас моим фордом», чем от космической и социальной фантастики Хайнлайна или Артура Кларка.
Джеймс Баллард в 1970 году смог описать contemporary art начала XXI века в безупречной литературной форме.
Вертер де Гёте, 20 февраля 2008 г.
Переборщил Баллард с сюрреализмом в этом рассказе: странное, почти бессюжетное произведение состоит из вспыхивающих по принципу стробоскопического эффекта ярких, откровенных, не слишком хорошо состыкующихся друг с другом, кусочков. Сейчас, в 21 веке, эпатажем никого не удивишь, а выразительность образов (переходящая в натурализм) рассказ не спасает.