Герберт Уэллс отзывы

Все отзывы на произведения Герберта Уэллса (Herbert George Wells)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1283

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12 13 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»

«Война миров»
–  [ 6 ]  +

kKiberDroneZz, 10 мая 2008 г. в 16:39

Классика,безусловно классика.Великое произведение,после написания которого,началась новая эра литературы и множество «инопланетных» ответвлений в ней.Рассказ-написан просто прекрасно,абсолютно все слова,эпитеты и другие средства изобразительности подобраны невероятно точно.И ещё,помойму это первый рассказ,который я прочитал именно в этом жанре и на эту тему,поэтому он навсегда остался у меня в памяти,как один из лучших рассказов об инопланетных захватчиках и инопланетянах вообще.

Оценка : 10
«Война миров»
–  [ 6 ]  +

kkk72, 08 апреля 2008 г. в 23:08

Один из лучших романов Уэллса. Автор мастерски описывает столкновение двух цивилизаций. Характерно, что с марсианами Уэллса невозможны никакие попытки наладить контакт и установить мирные взаимоотношение. Инопланетные завователи изображены как совершенно бесчесловечные твари. Интересны описания марсианской техники. Знаменитые боевые треножники известны всем, кто интересуется фантастикой. Очень хорошо описана реакция землян на инопланетное вторжение — недоверие, затем любопытство, страх, попытки сопротивления и, наконец, отчаяние и полный хаос. Главный герой достаточно неплох, хотя прорисовка характеров — не самое сильное место Уэллса. Зато фантастические идеи, высказанные Уэллсом, легли в основу множества фантастических романов. «Война миров» до сих пор читается с большим интересом.

Оценка : 8
«Искушение Хэррингея»
–  [ 6 ]  +

kapelyushka, 16 декабря 2007 г. в 04:25

Забавно. А этот Хэррингей оказался стойким противником! Думаю Ван Гог, Рембрант и др. были менее стойкими8:-0

Оценка : 7
«Замечательный случай с глазами Дэвидсона»
–  [ 6 ]  +

ScarRaven, 10 декабря 2007 г. в 17:57

Интересный рассказ. Неоднозначный. Можно, конечно, остановиться на технической стороне рассказа и громко поаплодировать Уэллсу за предугадывание будущих технологий — телевидения, интернета и т.д., всего того, что позволяет нам видеть другую сторону планеты и совершенно «оторваться» от реальности вокруг нас. Но в голову приходят и другие мысли.

Наверняка в жизни каждого было озарение, словно вспышка молнии меняющее «полярность» нашего восприятия, позволяющее видеть что-то далекое и недоступное. Но что будет более тяжелым испытанием для человека? «Не видеть» окружающую действительность и зависеть от «глухих» к твоим переживаниям людей? Или видеть волнующие картины «другой стороны» мира и не иметь возможности быть там, дотронуться до всего лично?

Ставлю этому рассказу десятку.

Оценка : 10
«Дверь в стене»
–  [ 6 ]  +

Nonconformist, 02 сентября 2007 г. в 01:14

Такой ли желанной была заветная дверь, чтобы пренебрегать выпадавшими шансами, каждый из которых мог оказаться последним, или стоило прожить никчемную жизнь и с горьким осознанием этого переступить долгожданный порог...

Грустный рассказ о судьбоносном миге в жизни каждого, о заветной мечте, выборе и последствиях.

Оценка : 8
«Война миров»
–  [ 6 ]  +

Плюшевая Утка, 18 июля 2007 г. в 16:28

Гербрт Уэллс был первым «человеком Земли», который взглянул на возможных обитателей Марса не как на мудрых и добрых альтруистов, которые прилетят к нам и помогут достичь гармонии и счастья, а как на бездушных истребителей, в мораль которых люди не вписываются. «Война миров» перевернула фантастику тех лет. Идею треножников экплуотировали везде, где только это можно было. Марсиане из крылатых ангелов преварились в монстров с щупальцами. Простая радиопостановка произведения в США вызвала панику миллиона жителей...

Потому нельзя такой вещи ставить меньше 10. А за «чудесных» треножников еще и плюс к десятке добавить можно.

Оценка : 10
«Страна Слепых»
–  [ 6 ]  +

Pupsjara, 09 июля 2007 г. в 15:21

Хотел стать королем, а стал изгоем. Героя с одной стороны жалко, а с другой стороны и нет, кто читал, тот понял, что я имел в виду. Только у него началась налаживаться жизнь, как старейшины выдвинули ему такое условие, которое для нормального зрячего человека неприемлемо. Написано хорошо, но я не любитель таких рассказов-притч.

Оценка : 7
«Дверь в стене»
–  [ 6 ]  +

Lost, 28 апреля 2007 г. в 11:00

Очень люблю этот рассказ. Но для меня дверь в стене — это символ смерти, прекращения земной жизни и начала новой, после смерти, которую каждый представляет по своему. Именно о жизни после смерти подсознательно мечтал главный герой, и даже скорее всего имел скрытые суицидальные наклонности, просто не сознавал этого. Очень сильное произведение, в конце хотеллось верить что человек освободился от усталости и суеты и обрел тот самый чудесный мир за стеной.

Оценка : 9
«Пища богов»
–  [ 6 ]  +

ona, 18 марта 2007 г. в 23:32

Чудовищный роман, предрекающий большое будущее различного рода пищевым добавкам, предостерегающий человечество от безответственности за содеянное. Перегружен массой неоправданных, на мой взгляд, околонаучных и житейских подробностей. Затянуто, занудно...:-(

Оценка : 4
«Война миров»
–  [ 6 ]  +

ceh, 07 марта 2007 г. в 00:25

Когда читал еще в далеком детстве — помню свое разочарование. Тогда в-первую очередь привлекло название — ждалось грандиозной межпланетной войны, взрывов, стремительных атак, а оказалось, что роман очень приземлен и реалистичен. Одним словом, камерный. Уэллс — это конечно не подростковое чтение.

Очень понравился фильм, где как раз прекрасно показан весь тот ужас обычного обывателя перед чем-то таким — чудовищным, непонятным, неуязвимым и смертельно опасным. И вся человеческая цивилизация, вся наша незыблемость... рассыпается в прах.

Оценка : 8
«Дверь в стене»
–  [ 6 ]  +

kar-AU-kla, 27 марта 2006 г. в 06:41

Это шедевр.

Впервые я прочла эту повесть в ещё лет в восемь и с тех пор несколько раз перечитывала. Интересно, что с возрастом менялось моё впечатление от этой вещи; это похоже на то, как менялось отношение и самого героя к Двери.

В детстве мы все немного прагматичнее, что ли...

Оценка : 10
«Мой первый аэроплан»
–  [ 6 ]  +

kar-AU-kla, 17 марта 2006 г. в 11:55

Читала этот рассказ во время кофе-брейка на работе. Не советую вам повторять мой эксперимент — ваша клавиатура может серьёзно пострадать! :-D Не ожидала, что Уэллс может быть настолько уморительным. :-)))

Оценка : 10
«Дверь в стене»
–  [ 6 ]  +

v_by, 06 ноября 2005 г. в 17:01

Машина Времени открыла фантастику хроноперемещений; Война миров открыла фантастику Контакта; Дверь в стене открыла фантастику чудесных миров, лежащих за пределами реальности, — миров, порталы к которым открываются трижды в жизни... Очень лирично, точно и вместе с тем символично.

Оценка : 10
«Люди как боги»
–  [ 5 ]  +

Стронций 88, 28 сентября 2024 г. в 21:07

«Люди как боги» из тех вещей, что в творчестве Уэллса на слуху, но не так известны, как «Машина времени», «Война миров» и другие флагманские истории. И теперь я понимаю почему.

Во-первых, история банально скучнее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Есть лишь одна вспышка действия (да, вполне напряженная) – столкновение землян с жителями Утопии, и трудное бегство главного героя; как и один момент внутреннего напряжения – совещание землян на карантинной скале, вызывающее внутренний протест (и не только у главного героя, но и у меня, читающего). Всё. Остальное – постижение нового мира, беседы, рассуждения, внутренний монолог.
Таков роман, такова его неприкрытая цель – Утопия (да, всё настолько неприкрыто, что утопия названа Утопией), разница между ней и Землей (и опять всё нарочито, если посмотреть на группу землян, каждый из которой олицетворяет главенствующие, и по социальному статусу тоже, земные пороки – невежество, предрассудки, ксенофобию, надменность, глупость и прочее), попытки наметить путь к образу Утопии на Земле.

Ничем не прикрытая цель романа – это, во-вторых. Хотя сильного отторжения она не вызывает. Он будто без обиняков подчеркивает назначение романа и то, что он не собирается отвлекать читателя от его сути. А ещё – роман вполне логичен в контексте авторского творчества, впитывая всю утопическую мотивы таких историй (из тех, что я читал) как, «Чудесное посещение» (можно вполне заменить его ангела утопийцем), «Пища богов» (такой мир, кажется, строят великаны «Пищи богов»), «В дни кометы» (что-то близкое к такой утопии возникает после таинственного умиротворения) – кстати, составляющих некий противовес тревожным и пессимистическим вещам, таким как «Человек-невидимка», «Остров доктора Моро», «Машина времени» и другие. «Люди как боги» будто вбирают в себя утопические мотивы других историй и, наконец, рисуют эту утопию полностью.

Но, в-третьих, такие истории не лишены наивности. Сами утопии всегда наивны. Милы, но наивны. А год уже – 1923. Не наивный девятнадцатый век. И даже не наивный мир до Первой Мировой войны. И оттого кажется (да, это лишь ощущение, а не факт), что во многом всё это, так или иначе, уже сказано (и даже – в похожих образах и идеях) гораздо раньше. Но, возможно, так только кажется.

Из интересного.

Техническим деталям автор уделяет мало внимания. Но именно они мне кажутся очень любопытными. Не первый ли это случай идеи множественности соприкасающихся («как листы одной книги») миров, чем-то отличающихся друг от друга, эдакой Мультивселенной, так активно используемой писателями в дальнейшем?

Понравилось, что рисуя столь прекрасный мир и прекрасных его обитателей, автор не обошелся и без тревоги – легкая тревога и даже страх иногда присутствуют в душе героя;

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
какое-то время настораживает и холодность утопийцев, и те возможные чувства, которые они испытывают к землянам (и в какой-то момент попахивает даже судом над ними и всем человечеством).
И это здорово. Это не даёт роману превратиться в откровенную слащавость, создает то минимальное напряжение, что делает историю читаемой.

В момент выступления Кэтскилла в месте собраний невольно вспомнился роман Лема «Возвращение со звезд». И пусть Уэллс быстро перевернул мысли о слабости и безвольности жителей Утопии, но до сих пор кажется, что с этого мира нарисована стерильная антиутопия «Возвращения со звезд». Это к тому, что утопии и антиутопии диаметрально противоположны, но на проверку не так уж и далеки друг от друга.

Оценка : 6
«Первые люди на Луне»
–  [ 5 ]  +

Козлов, 12 августа 2024 г. в 16:12

Мистер Бедфорд, неудачливый предприниматель, которому осталось только попробовать свои силы в литературе, встречает доктора Кейвора и тут же вписывается в весьма перспективное предприятие по разработке антигравитационного металла. Вдвоем они отправляются в экспедицию на Луну, где к своему удивлению находят поражающую воображение цивилизацию селенитов. Даже не пытаясь понять жителей Луны, Бедфорд бежит на Землю: бросая Кейвора в плену и захватив увесистые куски золота. На Земле он заметает все следы и издает фантастический роман на основе своих приключений. Или же, просто, утверждает, будто бы реально побывал на Луне? Ведь, неизвестно где и неизвестно как, Бедфорд строит радиоантенну. И через некоторое время начинает принимать небольшие сообщения от Кейвора, которые сам редактирует и поясняет, как единственный эксперт. Через некоторое время связь обрывается на самом интересном месте. И мистер Бедфорд начинает предупреждать человечество о необходимости первыми напасть на селенитов до начала их вторжения.

  Роман Герберта Уэллса «Война миров», опубликованный до «Первых людей на Луне», под видом журналистских сводок с места событий рассказывал о вторжении марсиан. Картина вышла настолько впечатляющая, что в 1938-м году постановка радиоспектакля «Война миров» вызвала панику среди радиослушателей. Книга, которая может вызвать такой резонанс, действительно, должна быть уникальна в своем роде. Но гениальность социальной сатиры Герберта Уэллса в том, что проблему он рассматривает каждый раз с новой точки зрения. Не является ли всё описанное в романе «Первые люди на Луне» выдумкой и умыслом самого Бедфорда? О такой проблеме развития средств массовой информации Герберт Уэллс и предупредил. Ведь причиной такого развития он сам и стал.

Оценка : 10
«Правда о Пайкрафте»
–  [ 5 ]  +

ensign, 31 июля 2024 г. в 20:54

О существовании этого рассказа знаю лет сорок. Его в «Занимательной физике» разбирал Перельман. Было весьма интересно. Но рассказ попался только теперь. Хороший рассказ. Правда это не фантастика, как посчитал Перельман (и устроил разбор, на тему попал бы Пайкрафт в столь неудобную ситуацию, при соблюдении физических законов), а чистой воды мистика. Старинный рецепт, мерзкие компоненты, всё прямо из древней и таинственной Индии, приблизительный перевод текста... Для чего там его индусы использовали? Отлично, кстати, по воде ходить. Или крепости штурмовать. Полезная в общем вещь, при верном применении. А при неверном... Для Пайкрафта результат превзошел ожидания, поскольку пожелания неплохо бы формулировать точнее. Это еще ему повезло, а окажись он на улице по ходу дела? Тут не мистика, а натуральные ужасы пошли бы.

Оценка : 8
«Похищенная бацилла»
–  [ 5 ]  +

keellorenz, 21 июня 2024 г. в 19:48

Рассказ, конечно, для нашего времени примитивен, но это примитивность не того рода, которая равна глупости, а идущая от простоты изначальной формы описываемого научного явления. Кто-то же должен был ударить в пожарную рынду первым... История про биотерроризм и опасность утечки научных исследований написана великолепно, со всеми нюансами и подводными камнями. Это фантастика предупреждения в чистом виде и в данном случае она не устарела вообще. Недавняя эпидемия ковида идеально подтверждает , что Уэллс попал со своей фантастикой в 10ку. Такие произведения пишут редко, т.к. это действительно научная футурология, которую пишут в обнимку с энциклопедией (википедией) и учебником биологии в руке. Появление таких работ — признак научного мировоззрения общества. Когда их мало и все больше пишут про попаданцев, богатырей из дремучего леса, магию и сверхтехнологии — общество приболело.

«Россия во мгле»
–  [ 5 ]  +

reverenge, 18 апреля 2024 г. в 09:53

Не понимаю кто ставит положительные оценки данному «произведению».

Видимо сейчас поймаю много дизлайков, но всё же.

Я стараюсь смотреть на вещи объективно, но в этом книге либо однобокий взгляд (ведь 2 города и рассказы этих жителей — это не вся страна), либо намеренное искажение информации/целенаправленное акцентирование внимание на отрицательные моменты.

Одна из немногих книг, которые я дочитал с большим трудом.

Взгляд иностранца на другую страну очень сильно зависит от того, кто ему показывает эту страну.

Оценка : 1
«Уолкот»
–  [ 5 ]  +

URRRiy, 24 декабря 2023 г. в 18:51

Небольшой рассказ молодого Герберта Уэллса — двадцать два ему было или на год постарше. Отчётливое влияние Эдгара По и его чёрного кота, здесь в роли предателя преступника выступило другое живое существо.

В целом зарисовка неплохая, но отчётливо ранняя, персонажи однобокие, конфликт слишком очевидный, как и то самое влияние американского писателя.

Оценка : 7
«Война миров»
–  [ 5 ]  +

wertuoz, 15 сентября 2023 г. в 11:10

Читая Герберта Уеллса, поражаешься, насколько далеко и с какой скоростью, опережающей время, его философская мысль устремлялась за горизонт эпохи. Ведь по сути это крепко сбитое фантастическое произведение в той новой парадигме, в которой тот самый викторианский Лондон себя не ощущает и до сих пор. Конечно, тут есть некоторые допущения с точки зрения предметной области: автор описывает те или иные фантастические условности с тем словарным запасом и с теми научными знаниями, которыми обладал на рубеже смены веков. Возможно поэтому мы имеем не совсем укладывающиеся в наши представления о космосе и его законах явления, ставшие для произведения нарративно важными: к примеру, непонятные пушки, которыми марсиане стреляли по Земле, чтобы отправить туда своих солдат, или физическое строение самих марсиан, похожих на каких-то личинок без рук и ног, которые каким-то непостижимым образом в хищной для них среде смогли собрать огромные тяжёлые треножники. Но сама концепция произведения на момент своей публикации была невероятно прорывной, да и до сих пор завораживает, так как поднимает довольно сложные и злободневные философские вопросы, которые хочется обозначить.

1. Хозяева пищевой цепи. Автор описывает марсиан, как цивилизацию, которая ушла далеко вперёд в техническом и в биологическом плане, способных на космическую экспансию, обладающих запредельными знаниями, для которых земляне — это незаметные и не представляющие угрозу насекомые, на чей муравейник марсиане без зазрения совести и страха посягнули. Да и сам сюжет произведения подтверждает эту мысль — люди абсолютно беспомощны в противостоянии инопланетянам, как племя аборигенов со своими тростниковыми палками, которое пытается защититься от кораблей колонизаторов из Европы. И такие параллели можно проводить очень много и долго. Человек, который когда-то покорил и подчинил себе планету, построил на ней довольно несправедливую экономическую систему эксплуатации одних другими, сам пал жертвой более сильного хищника. Автор довольно часто уповает на эволюционные законы мироздания, коря людей за то, какими горделивыми и беззаботными они были, тем самым предрекая им не самую лучшую судьбу в новой пищевой цепи, где они больше не поднимутся на ее вершину. И только ещё один эволюционный процесс помогает им избежать этого.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А именно влияние на марсиан окружающей среды, бактерий, против которых у них не было ни средств защиты (тут сделаем скидку на время, никаких представлений о космическом скафандре не было), ни иммунитета.

2. Разрушение религиозных догм. На протяжении всего произведения автор постоянно жонглирует парафразами и отсылками к библии и другим религиозным источникам. Да и сам главный герой произведения, пусть и не настолько набожный, обладая обширным научными знаниями, все равно то и дело ищет приободрения в молитвах и надеждах на божественное вмешательство, чего конечно же не происходит. На его пути так же встречается священник, который, рассыпаясь в причитаниях и молитвах, в конечном итоге теряет рассудок, не справляясь психически с пониманием той катастрофы, что происходит в реальном мире. Этим автор как бы развеивает старый метафизический уклад жизни, предостерегая о том, что может случится, если человек не станет смотреть на мир с научным любопытством, развивая прежде всего общественные институты знания. С точки зрения сюжетной логики повесть имеет довольно твердый материалистический фундамент, где очевидные эволюционные процессы играют огромную роль. Главный герой, он же рассказчик, описывая все произошедшие с ним события, смотрит на себя прежнего, пребывающего в ошеломлении, бессилии и незнании, с некой долей сожаления и укора. Ведь, зная то, что он узнал потом, он мог бы вести себя иначе, не совершать глупых ошибок и не подвергаться страху перед неизведанным.

3. Социал-дарвинизм, как меньшее из зол. Главный герой на своем пути так же встречает много несправедливости в отношениях между людьми, особенно явно это случается с его двоюродным братом, чью историю он так же доносит в качестве долгого лирического отступления. Окружаюшие люди испуганы, слабы и озлоблены, они ищут спасения любым способом. Кто-то мародерствует, кто-то опускается ещё ниже, возникают конфликты, а потом нелепые смерти. Казалось бы, вот оно проявление людской глупости, первобытного индивидуализма, когда общество не готово к сложным испытаниям, таким, как вторжение чуждой иной цивилизации, сразу переходя в позицию «каждый сам за себя». Человек, помещенный в условия комфорта, нацепивший на себя дорогой фрак, живущий в частном доме с личной прислугой, вдруг становится одним из самых жестоких и низших существ, для которого больше не существует морали. Главный герой так же встречает на своем пути другого персонажа — военного артеллериста, который решает уйти в подполье и жить по принципу сильного, построить новое общество (под землёй в канализации), где слабым и немощным больше не будет места. Развитие идей социал-дарвинизма, которое рассказчику кажется наиболее приемлемым образом жизни в условиях господства инопланетных захватчиков, представляется, как некое меньшее зло, единственная возможность для выживания человеческого вида, с чем я не согласен в корне. Благо, автор не углубляется дальше в эту спорную тему, давая человечеству шанс на возрождение цивилизованных общественных отношений.

В конечном итоге под антуражем несвойственного тому времени футуристического сюжета об инопланетном вторжении автор развивает философскую сторону общественного развития человека. Да, в каком-то смысле это произведение одновременно о предвкушении и страхе перед будущем, перед неизведанным. К примеру, если мы возьмём советскую фантастику, то такие панические настроения врядли сможем отыскать, там инопланетный разум зачастую представлялся, как дружественный и рациональный, не имеющий воинственных амбиций. В данном же случае это другая концепция, сформированная в другом времени и с другими представлениями о мире в целом, которую интересно рассматривать и исследовать. В целом это железная классика, на основе и с оглядкой на которую были и будут созданы многие другие произведения, особенно в последнее время.

Оценка : 8
«Хрустальное яйцо»
–  [ 5 ]  +

Стронций 88, 26 августа 2023 г. в 14:47

Для меня в таких историях есть что-то в высшей степени привлекательное. Это привлекательное – случайное столкновение с чем-то фантастическим, с чем-то странным, и – даже – пугающим… Да, именно пугающим. Есть тонкая, но явственная тревога – та самая тревога неизвестности, подкреплённая обрывочностью происходящего. Таким историям не нужен сюжет. Сам факт, что мы что-то видим, но не можем до конца постигнуть, держит в напряжении. Картинки странного мира со странными созданиями, представшие перед глазами ни чем не примечательного человека – и всё. И от этого уже тревожно и даже страшно как от видения миров Лавкрафта и других визионеров ужасного. Здесь, конечно, всё без нагнетания страха, всё хладнокровно (с попыткой рационализировать увиденное), лаконично, что только усиливает подсознательную тревогу от неясности происходящего.

И автор всё очень чётко выдержал, не дав ничему раскрыться до конца.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Яйцо исчезло. Где оно, кому принадлежит (и есть ли другие такие предметы), как оно попало на Землю, и люди ли эти люди, кому оно теперь принадлежит
– вопросы без ответа, как говорит автор, «наводят на размышления» сильнее, чем самые странные или диковинные ответы.

Оценка : 8
«Свод проклятий»
–  [ 5 ]  +

Стронций 88, 23 августа 2023 г. в 15:52

Ох, какое зловещее название! Я бы с удовольствием прочитал рассказ с таким названием от Лавкрафта, или, допустим, от Эдгара По. Но и этот рассказ я прочитал с не меньшим удовольствием. И смеясь всю дорогу.

Тут же подумалось, что переводчику этого сочинения (Р. Померанцевой) выпала сложная, но интересная работа. И она (женщина!) справилась с ней блестяще. За некоторыми заменёнными точками словами, можно угадать и наши родимые непечатные выражения. А уж как пришлось попотеть (наверное), подбирая русские аналоги к выражениям заковыристым, но печатным (задрибабочка, например, – просто блеск!). В любом случае, чувствуется, что наше родимое сквернословие существует по тем же канонам, что и указанное автором западноевропейское, и дальше – мировое. И как же здорово за ширмой иронии и юмора он выдал и вполне правдоподобные вещи – например, роль милых дам в распространении проклятий и бранных слов (!), или то эмоциональное значения выплеска эмоций, что эти бранные слова и впрямь имеют.

Оценка : 8
«Поиски квартиры как вид спорта»
–  [ 5 ]  +

Стронций 88, 23 августа 2023 г. в 15:45

Очередное замечательное юмористическое эссе Уэллса. Я уже начинаю любить такие штуки. Название, конечно, говорит само за себя – тут тебе и про молодые пары, ищущие первое совместное жилье, и про «профессиональных любителей подобного спорта». Остроумие у автора как всегда на высоте – можно даже на цитаты растаскивать («Квартиру всегда снимают в минуты отчаяния!», и прочие шедевры).

Тут же автор от общего переходит к частному, описывая личный опыт рассказчика. Это тоже забавно, хотя и не так ярко, на мой вкус. Как и в «Роду ди Сорно» автор опять переходит от первого лица к третьему, но сейчас это сбивает меньше – на второй раз я уже привык. А еще два этих рассказа роднит появление Ефимии, жены рассказчика. Выходит, обе истории из одного цикла (мира).

Оценка : 7
«Пища богов»
–  [ 5 ]  +

Стронций 88, 05 июля 2023 г. в 13:56

Тут такое дело. Есть книги, которые вырастают из других книг, а те в свою очередь дают толчок в создании следующих. Так «Пища богов», несомненно, выросла из известнейшего произведения Свифта, перенеся на Туманный Альбион великанов и лилипутов. И это видно уже по первым главам, когда героям, как Гулливеру в Бробдингнеге (в стране великанов), пришлось столкнуться с представителями гигантской фауны – осами (именно осами!), крысами, и так далее.

А уже из этих глав, кажется, вышли «Роковые яйца» Булгакова (и там и там, кстати, сыграли свою роль цыплята!). Конечно же, целью Булгакова были иные материи. Но сейчас, когда я вспоминаю повесть Михаила Афанасиевича, то кажется, что в связке с «Пищей богов» она приобретает больший сардонический окрас. Идея нового человека, человека гигантских свершений (вполне себе коммунистическая), идея величия нового мира там превращается во что-то уродливое, похеренное пролетарскими дельцами.

Но – к «Пище богов». Между ней и творением Свифта много общего. В них обоих рост это лишь гипербола, символ – тут не про рост тела, а про рост духа. А противостоит ему лилипутская пигмейская сила обыденность. Пигмейское правительство с его пигмейскими лидерами, только и думающими что о своем пигмейском благополучии. Пигмейские ученые, типа Уинклса, узколобые, реализующие свои честолюбивые планы. Пигмейские обыватели, не видящие ничего дальше собственного носа. Пигмейская знать, этот самый свой нос задирающая выше и выше. И т.д. и т.п. И все планомерно катится к столкновению, так как пигмейская посредственность не может мириться ни с чем великим.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Надо сказать, автор при этом очень удачно останавливается, создавая открытый финал — финал с надеждой и страхом.

Однако, роман он на то и роман, чтобы быть шире, чем одна его центральная колея. А Уэллс он на то и Уэллс (и за это его и люблю), чтобы находить иногда внезапные и оригинальные преломления и ответвления — иногда динамичные и страшные, как кровопролитные столкновения с гигантскими животными, или, что чаще всего, курьезные с ироничным тонким английским юмором. И все это делает чтение очень увлекательным и очень принятым.

Оценка : 8
«Рассказ о двадцатом веке. Для умеющих мыслить»
–  [ 5 ]  +

Sergio Blanc, 09 июня 2023 г. в 17:00

Привык у Уэллса к другим вещам. К другим постановкам проблем.

Я понимаю, что рассказ — это дань приверженности автора к левым, социалистическим идеям. Отсюда и пародийно-сатирическое изображение элиты, и злые издёвки над религиозными и августейшими особами, и прочий саркастический тон, но фантастическая составляющая текста, на мой непросвещённый взгляд, очень слаба.

Странное изобретение, странный финал. И ещё хотелось бы отметить способность писателя «видеть» будущее. Это для фантастов как знак качества, как маркер таланта, а он был у Уэллса просто недюжинным ( здесь сорри за лёгкий пафос, я понимаю, что Америку не открыл).

Читать советую «знатокам» творчества автора. Рядовому читателю сей опус искать не рекомендую.

Оценка : 5
«Война миров»
–  [ 5 ]  +

fail of reality, 26 января 2023 г. в 07:56

Крутейшая «Война миров» Герберта Уэллса.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Никому не приходило в голову, что более старые миры, пространства — источник опасности для человеческого рода; сама мысль о какой-либо жизни на них казалась невозможной и невероятной. Забавно вспомнить некоторые общепринятые тогдашние взгляды. Самое большое допускалось, что на Марсе могут жить другие люди, может быть, низшие, чем мы, но готовые нас дружески встретить.

А между тем через бездну пространства на Землю смотрели глазами, полными зависти, существа, превосходившие нас высоко развитым холодным бесчувственным интеллектом настолько, насколько мы превосходим вымерших животных, и медленно, но верно осуществляли свои враждебные нам планы. На заре двадцатого века эта иллюзия была разрушена». (с) Герберт Уэллс: «Война миров».

Здравствуйте. Сегодня я расскажу вам о книге «Война миров» Герберта Уэллса. Чуть позже затрону и продолжения, написанные русскоязычными авторами в разные времена. Что вообще можно сказать о уэллсовской «Войне миров», когда уже всё сказано? Думаю, ничего нового.

Эта книга практически сразу стала классикой жанра, родоначальником научной фантастики как таковой. Да, был ещё и Жюль Верн, ни в коем случае не хочу принижать его заслуг (и без него мы всё равно никуда не денемся), но сегодня — не о нём… Начну, пожалуй.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Все цитаты в данной статье принадлежат их авторам или правообладателям. Я цитирую исключительно в ознакомительных и полемических целях, что согласуется с положениями статьи 1274 ГК РФ.

Я не стремлюсь никого оскорбить по какому-либо признаку или принадлежности, так как делаю оценочные суждения, выражающие исключительно моё субъективное мнение как автора текста.

***

Итак, Герберт Уэллс. В чём заключается суть его знаменитой книги? Начну издалека. Уэллс был социалистом фабианского толка, то есть он придерживался тактики постепенной, мирной и законной трансформации капитализма в социализм и решительно отказывался от политических переворотов и революций. В этом отношении фабианские социалисты сильно расходятся во мнениях с другими направлениями социалистической мысли, которые преимущественно выступают за народную революцию и, условно говоря, «мгновенную» и «силовую» смену правящей власти.

Иными словами, фабианская ветка социализма предлагает постепенно воспитать из капиталистических свиней — людей, в то время как марксисты выступают за то, что свиней надо прикладами винтовок загнать обратно в свинарники, а на высокие и ответственные посты посадить подготовленных, честных и искренних людей. Допускаю, что это неправильная метафора, но тут уж как понял.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Поздняя приписка: я вообще ничего не понял, простите меня, знатоки. Оставляю свою оригинальную формулировку для истории.

После поездки в Россию и своей встречи с Владимиром Лениным, по итогам которых Уэллс написал книгу «Россия во мгле», английский писатель так высказался о различии во взглядах на социализм между фабианцами и «советскими» социалистами, цитирую биографическую статью на Википедии:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Эта тема привела нас к нашему основному разногласию — разногласию между эволюционным коллективистом и марксистом, к вопросу о том, нужна ли социальная революция со всеми её крайностями, нужно ли полностью уничтожать одну экономическую систему до того, как может быть приведена в действие другая.

Я верю в то, что в результате большой и упорной воспитательной работы теперешняя капиталистическая система может стать «цивилизованной» и превратиться во всемирную коллективистскую систему, в то время как мировоззрение Ленина издавна неотделимо связано с положениями марксизма о неизбежности классовой войны, необходимости свержения капиталистического строя в качестве предварительного условия перестройки общества, о диктатуре пролетариата и т. д.».

Как я понимаю, значительная доля научно-фантастических произведений Герберта Уэллса может быть отнесена к социально значимым. Думаю, этот автор писал не просто научную фантастику (далее — НФ), а социальную НФ (тексты с уклоном в социальные проблемы современного и/или будущего общества). Да, нам сейчас трудно представить иную качественную НФ, однако англичанин был фактически первым.

***

Война миров, описанная в одноимённом романе английского писателя, происходит между людьми и марсианами. Совершенно внезапно марсиане вторгаются в мирную жизнь английской глубинки, выползают из космических кораблей и начинают жрать ничего не понимающих людей. Пока земная власть (в данном случае — английская) в очередной раз берёт время на раскачку, которого уже нет, марсиане быстренько собирают боевые треножники, оснащённые по последнему слову марсианской техники, и вступают в бой с человечеством. И будет этот бой неравен, как говорится!

Примечательно, но человечество не ожидало такой прыти от марсианских клювоносых тварей, и практически весь сюжет читатель наблюдает гибель растерявшейся английской государственности в цепких лапах марсианских захватчиков. Так сказано в «Войне миров»:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Без сомнения, так же, как и я, тысячи этих бодрствующих людей думали о том, понимают ли нас марсиане. Поняли ли они, что нас миллионы и что мы организованы, дисциплинированы и действуем согласованно? Или для них наши выстрелы, неожиданные удары наших снарядов, наша упорная осада их укреплений то же самое, что для нас яростное нападение потревоженного пчелиного улья? Или они так самонадеянны, что хотят нас всех уничтожить?

(В это время ещё никто не знал, чем питаются марсиане.) Сотни таких вопросов приходили мне в голову, пока я наблюдал за стоявшим на страже марсианином».

Теперь уже очевидно, что Уэллс написал не только научно-фантастический роман о вторжении инопланетян на Землю, но и социальный памфлет, прямо апеллирующий к империалистической политике Англии в 18-19 веках.

Так, колониальная Англия, уничтожающая менее развитые цивилизации в угоду имперским прихотям и хотелкам, в книге упоминается прямо. Эту мысль автор удачно завязал на фантастическом сюжете, немного увеличив угол обзора. Англичанам коренные жители колоний представлялись глупыми голожопыми дикарями — это факт. А если посмотреть шире? Ведь для более-менее развитой (по космическим меркам) инопланетной цивилизации мы, люди, окажемся всего лишь лысыми суетящимися обезьянами, и никем другим!

Уэллсовские марсиане питаются человеческой кровью. Автор прекрасно описал их мерзкий облик, особенности питания, причины вторжения на Землю... А мы, люди? В меру умные (а больше технологичные), мы читаем книги, снимаем кино и ходим в театры… Замечательно. Но заодно мы за свою недолгую историю уничтожили столько животных видов, так много других народов — споили их, вырезали, маргинализировали и купили с потрохами за связку стеклянных бус.

Чем лучше мы жестоких и бесчувственных марсиан? Марсиане в «Войне миров» хотя бы открыто заявили, что им нужно, а не подкупали человечество какими-нибудь космическими бусами, хитренько улыбаясь и потирая щупальца в ожидании. Мысль далеко не новая, так как я всего лишь вторю английскому писателю:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Мы, люди, существа, населяющие Землю, должны были казаться им (марсианам) такими же чуждыми и неразвитыми, как нам — обезьяны и лемуры. Мы знаем, что жизнь — это непрерывная борьба за существование, и на Марсе, очевидно, думают то же самое. Их мир начал уже охлаждаться, а на Земле всё ещё кишит жизнь каких-то низших тварей. Завоевать новый мир — в этом единственное спасение марсиан от неуклонно надвигающейся гибели.

Прежде чем судить их слишком строго, мы должны припомнить, как беспощадно уничтожали сами люди не только животных, таких как исчезнувшие бизон и додо, но и себе подобных представителей низших рас. Жители Тасмании, например, были совершенно уничтожены в течение пятидесяти лет в истребительной войне, затеянной европейскими эмигрантами. Разве мы сами такие апостолы милосердия, что можем возмущаться марсианами, действовавшими в том же духе?»

Стало быть, для наглосаксов прошедших веков все эти африканские аборигены, индийцы, австралийцы, китайцы и другие подневольные народы тоже были не более чем расходным материалом, чьё призвание — сдохнуть во имя величия английской короны, обеспечить славу империи, над которой никогда не заходит солнце, обеспечить, попутно на неё поработав до полного изнеможения. Отдай нам жизнь, абориген, и может быть, мы не тронем твоих детей… Но это не точно.

Я плохо знаю всю эту историю, но вот даже то, что творили англичане (всё те же наглые и всё те же колониальные) в императорском Китае в середине 19-го века, уже служит прекрасным примером агрессивного характера Британской империи. Я говорю о двух опиумных войнах, развязанных Англией в Китае для того, чтобы извлечь из древней азиатской страны максимальную экономическую выгоду. Герберт Уэллс завуалированно пишет о внешней политике Британской империи так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«В этот момент я испытал чувство, чуждое людям, но хорошо знакомое подвластным нам животным. Я почувствовал то, что чувствует кролик, возвратясь к своей норке и вдруг очутившись перед дюжиной землекопов, срывших до основания его жилище.

Я почувствовал тогда впервые смутно то, что стало потом для меня вполне ясным, что угнетало меня в течение многих дней: чувство развенчанности, убеждение, что я уже не царь на земле, а животное среди других животных под пятой марсиан. С нами будет то же, что и с другими животными, — мы будем подстерегать, караулить, убегать и прятаться. Царство человека кончилось».

А вот известный американский астрофизик Нил Деграсс Тайсон продолжает уэллсовскую мысль и откровенно экстраполирует её на инопланетные цивилизации. Предлагаю тебе посмотреть отрывок из его интервью телеканалу PBS от 2008 года. Нерадостная оценка человечества у Тайсона, не правда ли? Однако пронзительно правдивая.

«Война миров» Герберта Уэллса примечательна не только мощным посылом против угнетения и уничтожения живых существ. Ведь это не только социальный памфлет, но и (напоминаю) НФ. На мой взгляд, в этой книге автор совершил настоящие научные предсказания: для уничтожения людей и техники марсиане используют Тепловой Луч; тут можно вспомнить как Зеркала Архимеда, которыми великий Архимед, по легенде, сжёг корабли вражеской армии, так и излучатель пучка заряженных частиц «Teleforce» (одно из загадочных изобретений Николы Тесла).

Сюда же относится и марсианский Чёрный Дым: химическое оружие, которым марсиане успешно травят насмерть всех, кто попадёт в его едкое облако. Знающие люди сразу понимают: Герберт Уэллс ещё в 1897 году предсказал боевое применение отравляющих веществ. Как тут не вспомнить Первую мировую войну и страшный горчичный газ (иприт), под чьим воздействием ужасно страдали множество солдат на полях сражений?

***

О классических книгах говорить сложно, так как всё уже сказано, объяснено, разжёвано. Но я всё же скажу: уэллсовская «Война миров» интересна даже спустя много лет; большую роль в этом играют и меткие научные предсказания автора, и сильный социальный подтекст (без них книга бы очень быстро устарела).

Полагаю, на вопрос «А нужно ли читать про войну миров сейчас?» следует дать однозначный ответ: да. Даже если вы не любите НФ, я почти уверен, что «Война миров» Герберта Уэллса способна изменить ваше мнение в лучшую сторону. Да и вообще: это классика, это знать надо! Спасибо за ваше внимание.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«— Это даже не война, — продолжал артиллерист, — разве может быть война между людьми и муравьями? Что-нибудь неладное случилось у них с пушкой. Да только что из этого? Они снова приведут её в порядок. Если и будет небольшая отсрочка, разве это изменит конец? Люди — и муравьи. Муравьи строят города, живут своей жизнью, ведут войны, пока они не мешают людям, а потом истребляются. Мы стали теперь такими же муравьями». (с) Герберт Уэллс: «Война миров».

Оценка : 10
«Это было в каменном веке»
–  [ 5 ]  +

Sciolist, 11 декабря 2022 г. в 10:53

В детстве любил читать про древних и первобытных людей. «Приключения доисторического мальчика», «Пещеры красной реки», «Борьба за огонь». Но эта мне не особо нравилась: казалась какой-то сказочной. Говорящие животные, один человек делает сразу много изобретений, ду'хи какие-то... Может быть, автор пытался показать мир глазами троглодита? Скорее он попытался изобразить что-то, похожее на эпос троглодитов: щедро приправленные чудесами и пафосом предания о том, как когда-то могли быть изобретены топор, огонь и т.д.

Теперь понимаю, что мифологический стиль повести — как раз удачная находка. В конце 19 века археология и палеоантропология были ещё совсем юными, слепыми и наивными науками, так что писать научно обоснованное произведение в то время было ещё рано.

«Война миров»
–  [ 5 ]  +

Алекс82Полтава, 06 мая 2022 г. в 23:25

Из 4-х эталонных романов Уэллса этот мне меньше всего по нраву. В нём много текста, напоминающего подробную сводку с фронтов какого–то военного корреспондента. И это в целом снижает его художественную ценность. Но все же его появление на свет естественно : после трёх предыдущих книг, на уровне подсознания понимаешь, 4-я должна быть именно такая – ставящая перед фактом противоречия прогресса человеку не только отдельных выскочек, но и широкие массы, что недостижимо без демонстрации разрушений войны.

Это произведение сподвигло меня на три разношерстные умозаключения.

1) Кто такие марсиане? Это существа, у которых степень технологического развития обратно пропорциональна их изначальной природе (или красоте, если можно так выразиться). В сущности, это инвалиды – калеки. Но имеющие превосходные костыли в виде уникального оружия. Этим они, конечно, и интересны. Но… Люди – это существа, жизнь которых подавлена собственными изобретениями, — как и у марсиан. В чём тогда разница? Наверное в том, что человечество ещё не деградировало настолько сильно, но увлечённое стекляшками и бусами, с которыми можно отождествить и марсианское супероружие, истово мечтает об ускорении деградации…

2) Рассказчик настолько дотошно фиксировал свои метания по неказистым местечкам графства Суррей на фоне помпезной агрессии инопланетян, что у меня возникло подозрение не является ли весь роман закамуфлированным путеводителем по данной административной единице, с включением в обзор некоторых частей Миддлсекса, Эссекса и Лондонского графства. Может быть, уничтожение силою литературного таланта этих мало кому известных посёлков и пригородов, суть латентная реклама одного из британских «медвежьих углов», служащая для превращения их в туристическую мекку? И вправду, нашествие марсиан, избравших для употребления своего сверхоружия условный Шеппертон (и К), делает этот последний более заманчивым пунктом для проявления любопытства неким праздным путешественником. Как бы там ни было, за короткое время я стал разбираться в географии Суррея ничуть не хуже его усредненного жителя. Уокинг, Уэйбридж, Чобхем, Мэйбери, Лезерхэд, Байфлит, Оттершоу и прочие невзрачные городки, аккуратно локализованные мною на карте, здорово мешали сосредоточиться на самих марсианах, к сожалению не имевших ни имён, ни способности быть словесно понятыми землянами. Читая роман, мне казалось, что главный герой, прежде самого инстинкта, требующего физического выживания, генерировал в себе педантичное осознание названия населённого пункта, в пределах которого он пытался уберечься. Такая академичность напоминает мне ситуацию, во время которой жертва, вместо того чтобы избегнуть смерти, тратит последние силы на выяснение имени своего убийцы. И если уж продолжать аналогии, то это скрупулёзное перечисление мест, связанных с деятельностью «преступной марсианской группировки», можно оправдать английской привычкой превращать унылую повседневность бытия в остросюжетный детектив, где место злодеяния играет важную роль в расследовании.

3) Самый понравившийся момент — чёткое изложение артиллеристом реальности нового (марсианского) порядка на Земле. Этот рассказ занимателен тем, что на эмоциональную неготовность слушателя (а вместе с ним и читателя) принять господство марсиан как должное, накладывается логическая рассудительность канонира, который с расстановкой поясняет его полезность для большинства людей, не созданных для свободы хоть с марсианами, хоть без марсиан. Какая разница кто твой внешний господин, если тебе всё равно кого и чего бояться? Может лучше если твой хозяин монстр — не нужно уже и стыдиться своих страхов (даже самых нелепых). Они обусловлены чудовищем с другой планеты, а значит поём старые песни : «человек от природы добр» и «зло в мире от чудовищ, а не человека»…

P.S. «Война миров» — это конфликт, разразившийся в больничной палате между двумя пациентами за более удобную койку в отсутствие Врача.

Оценка : 6
«Война миров»
–  [ 5 ]  +

Darth_Veter, 28 февраля 2022 г. в 21:05

Наверное, самый известный роман английского фантаста наряду с «Машиной времени». Как ни странно, но до его появления писатели даже не пытались столкнуть на страницах своих творений два разных мира. Уэллс оказался родоначальником «боевой» фантастики, своеобразным «отцом звездных войн». Хотя речь в его романе идет о нашествии злобных марсиан на мирную Землю, автор называет его войной, потому как иного слова в XIX веке еще придумано не было. Во все времена войны были не просто обыденной, но и, зачастую, необходимой вещью. Иного развития событий было сложно себе представить. Одна только Англия на протяжении почти 300 лет непрерывно вела их в самых разных уголках нашей планеты — от берегов Китая до горной гряды Кордильер. Наверно за это автор и решил выбрать свою родину для столь важного мирового события, как инопланетное вторжение. Все 10 снарядов, что Марс отправил в сторону Земли, легли в очень узком коридоре, ограниченном южными пригородами Лондона. Первый из них упал недалеко от Хорселла — в том же самом районе, где развиваются события исторического романа Конан Дойля «Сэр Найджел Лоринг». Полагаю, что сделано это было умышленно, чтобы провести некую литературную параллель. А вообще-то, Англия — весьма маленькая страна, так что все романы местных писателей происходят где-то по-соседству, почти рядом. Удивительно другое: как это марсиане умудрились попасть в такой вот крошечный «пятачок» с расстояния в 25 миллионов километров? Тем более, что стреляли они с интервалом в 24 часа. Такое впечатление, что англичане показались им особо лакомым кусочком! На самом деле всё куда сложнее: попасть в Англию с Марса было практически невозможно. Дело в том, что наклонение экватора Красной планеты почти такое же, как и у Земли. А значит, куда легче было попасть в область экватора, а не на 50-ю параллель. Поскольку снаряды летели по баллистической траектории (что, конечно же, полный бред для высокоразвитой цивилизации), для подобного выбора потребовалась бы особая конфигурация в расположении обеих планет. Я не уверен, что она сложилась в 1894 году. Ну, да ладно — Уэллс не слишком утруждал себя математическими рассчетами (в отличие от Жюля Верна). Второй «баг» куда серьезнее: жесткое приземление марсианского «ковчега» должно было превратить его обитателей в кровавое желе, причем, добротно прожаренное. Про сохранность привезенной техники и говорить как-то неудобно... Словом марсианское нашествие в реальности даже и не началось бы. Но неграмотной публике на это было начхать с высокой елки — главное не в какой-то науке, а в самом действии! Действие, действительно, напрягает. Все события описаны настолько детально, что по своей стилистике очень напоминают газетный репортаж. Недаром театральная постановка на радио так испугала слушателей в 1938 году — они решили, что речь идет о настоящем нападении! Как ни странно, но сегодня такая детальность кажется уже излишней, ибо она понижает литературные качества произведения, превращая его в непомерно-длинную газетную статью. Кроме того, для понимания ситуации требуется внимательно следить за перемещениями персонажей по местности. То есть, нужна подробная карта окрестностей Лондона конца 19-го века, что не всем по карману. Англичане, конечно, всё поймут, а вот иностранцы...

Еще один образ, использованный автором в данном произведении, впоследствии также стал очень популярен и тиражировался практически в каждое повествование о межпланетных конфликтах. Речь идет о знаменитом «триподе» — механическом треножнике, управляемом силой мысли (точнее, мозга). Сложно сказать, почему Уэллс оставил у него только три ноги, хотя в то время у всех стульев было по 4, а то и по 6 ног. Три точки опоры — это минимум для обретения устойчивости в пределах зоны тяготения. Правда, современные роботы всё же обходятся двумя, зато активными (т.е. равновесие является динамическим, временным). Посмотрите на С3-РО из «Звездных войн» или огромных боевых роботов из «Аватара» — вот характерные примеры современной концепции самоходных механизмов! Впрочем, в голливудской экранизации «Войны миров» (2005) решили не фантазировать и оставили триподам их нативный облик. Как ни странно, получилось очень правдиво и ... необычайно страшно.

Другое «ноу-хау» романа — это таинственный «зеленый луч», мощнейшее по действию оружие марсиан. Сегодня каждый признает в нем лазерный луч, но на самом деле это не так. Лучевое оружие марсиан было тепловым по природе и воспламеняло, а не резало попавшие под него предметы. Пожалуй, настоящий лазер «изобрел» другой писатель — Алексей Толстой в своем знаменитом «Геперболоиде инженера Гарина», но ориентировался он как раз на Уэллса. Так что можно сказать, что в своем романе англичанин косвенно «запатентовал» и эту популярную у фантастов технологию. Кстати, другое оружие — «черный дым» — предвосхитило иприт, сильнейший отравляющий газ, впервые опробованный на фронтах Первой мировой...

Приведенных примеров новаторства вполне достаточно, чтобы счесть роман «Война миров» не просто классикой фантастики, но и первоисточником самых распространенных ее находок и идей. Хотя по современным меркам он не так уж волнует кровь и захватывает дух, как прежде, мы всё равно будем его читать, чтобы не забыть, из каких идей родилась современная фантастика.

----------

РЕЗЮМЕ: первый в истории фантастический роман об инопланетном нашествии на Землю. Наивен и прост, зато весьма документален и страшен (особенно, в кино).

Оценка : 7
«Род ди Сорно»
–  [ 5 ]  +

Mishel78, 16 января 2022 г. в 11:20

Рассказ, который можно рассматривать и, собственно, как забавную зарисовку из семейной жизни, а можно и как некую издёвку над вырождающимся на момент написания произведения литератутрным романтизмом, ставшим предтечей современных женских романов.

Однажды муж, совершенно случайно, обнаружил «скелет в шкафу» своей жены Евфимии, который представлял собой рукопись женского романа с названием вынесенным в заглавие рассказа. И тут уж Уэллс стал хихикать над мечтами женщин своего времени, противопоставляя отважных, терзаемых любовью к женщинам, рыцарей «почитающих своих дам, как святыню» и своих «грешных» современников-мужчин, сквернословящих, дрожащих перед работодателями и испачканных чернилами. Это, по сути своей, некий анекдот, построенный на контрастах ожиданий женщин и реальности, в которой нет таких идеальных мужчин, как в романе «Род ди Сорно». Впрочем, автору хватает чувства такта и произведение заканчивается очень даже лирично, трогательно обыгрывая поступок мужа.

Так что вам, милые дамы, не стоит сочинять увлекательные романтичные истории, от которых невозможно оторваться. Ведь мужчины, быть может не заметят сам романтизм, но вашу фантазию и писательские порывы оценят точно.

Оценка : 8
«Игрок в крокет»
–  [ 5 ]  +

ааа иии, 13 января 2022 г. в 20:49

Уэллс: «... я согласен с Честертоном, что главное в жизни — отдавать всего себя, отдавать все свои силы ближнему из любви и чувства товарищества». Как заметил Г.К. Честертон, поразительное духовное смирение м-ра Уэллса трудно проиллюстрировать примерами.

  Но «Игрок в крокет» — самое его честертоновское.

  Большая часть, правда, связана с хоррором и уводит в координаты лавкрафтианы, Мейчена, «Собаки Баскервилей», пожалуй, даже великих венцев — Кафка, Цвейг... Уэллс мог работать с их материалом, иррациональной глубиной и медленным безумием, проступающим через социальную косметику. Каиново болото, для уже описавшего невидимого убийцу, массовую панику, драку бутылками, террориста и красные грибы необычно разве что стилистикой... И разрешением загадки. Это, скорее, в духе Г.К.Ч., нагнетать мистическую атмосферу, пока Её Необъяснимость не сдуется от укола здравомыслия — у автора «Истории покойного мистера Элвешема» можно и с неопытным привидением встретиться.

  Рассказчик, сперва вроде повзрослевшего героя «Восхождения мамочки на пик Смерти», а, если присмотреться, не типичный для Уэллса персонаж. Он не таков, как себя изображает. Ему дается нешумный спорт: требующий ясной головы и концентрации бридж, шахматы по переписке, крокет (где правила важнее превозмогания) и стрельба из лука, самое дзэнское из дзюцу. Разгадывает кроссворды «Таймс», выводит из себя теннисистов. Тот еще член общества, однако, человек с такими талантами и навыками гарантировано не слабак. Скорее, «не при делах» — с такой теткой (о, Дживз и Вустер!) и не нужно, — но замечает и фиксирует достаточно говорящих что-то только ему деталей. Никого не напоминает?

  Антагонист, речами насчет «либо превратиться в загнанное животное, либо стать ревностным приверженцем истинной цивилизации», тоже как из патер-брауновских. Хотя психиатр Норберт явно родня пьяному артиллеристу «Войны миров» — тот никуда не прокопался из кухни, этот посреди коммунистической забастовки требует: «Сделайте, как я, приспособьте свое сознание к новым масштабам! Только гиганты могут спасти мир» — Честертон любил изображать «прогрессивных людей» такими вот проповедниками подозрительных истин и освобождений. Для самого Уэллса, после «Самовластья мистера Парэма» 1930 г., это отработанный материал, а уж вождей ХХ века, включая кремлевских, он лично знал вполне достаточно.

  Вместо рекомендаций — два факта.

1. Адам Робертс, выискивая в НФ наследство Реформации, ничего, описанного выше, не обнаружил, охарактеризовав повесть как мрачную, отражающую рождение европейского фашизма историю пробуждения грозящего цивилизации неандертальского атавизма.

2. Агата Кристи с мужем №1 угодила в южноафриканское вооруженное восстание. И — самодурство начальника, серфинг и морская болезнь отражены в дневнике ее кругосветки куда ярче и полнее.

«Страна Слепых»
–  [ 5 ]  +

chigrishonok, 25 июля 2021 г. в 17:11

Рассказ о том, как мужчина НЕ пожелал сломать себе ноги ради женщины. И о женском эгоизме.

Оценка : 10
«Хрустальное яйцо»
–  [ 5 ]  +

mputnik, 06 мая 2021 г. в 19:20

Прародитель и первоисточник всех современных «разводок для легковерных», чтиво про некие чудесные свойства некоего артефакта, многомудро составленное якобы с позиции стороннего наблюдателя: «…я, де, за что купил, за то и продаю. Сам не видел, но, вот, люди говорят, что… А моя, типа, роль во всей этой истории лишь в том, что изложил все это в связном виде на бумаге…».

Ничего уничижительного, уважаемый потенциальный читатель. Сюжет — не просто вечный, он — объективно и абсолютно вечный (с точностью до предельного возраста Социума). Неистребимый, неуничтожимый, никакими мерами из развлекательного чтива не извлекаемый. Человечество верило, верит и неизменно будет верить в реальность наличия и проявления свойств подобных артефактов, это — один из мастодонтальнейших Инвариантов, впаянных в ткань нашей Реальности её Творцом. Нас именно такими создали. С этим ничего поделать нельзя.

История повторяется — циклически, по кругу, подстраивая под конкретику текущего состояния Социума ряд необходимых деталей, подумывая и дорисовывая на ходу недостающие компоненты Тайны. В наше время — это всем известная эпопея с «черепами из горного хрусталя». Появятся новые элементы технологии, способные объяснить «рационально» некие новые «чудеса» — на арену выйдет новый сюжет с новым, совершенно а-бал-ден-нам артефактом. Бесконечное обсуждение перипетий оных историй — судьба нашего биологического вида: «… Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!..»

Оценка : 7
«Жена сэра Айзека Хармана»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 12 апреля 2021 г. в 18:40

Не знаю, в какой момент и почему Уэллс начал забрасывать фантастический жанр и ударился в любовные-романтические романы. Но получались они у него не всегда... На каждого восхитительного «Киппса» приходится какая-нибудь запредельно унылая «Жена Сэра Айзека». Если в некоторые такие свои работы автор добавляет серьёзную политическую или социальную составляющую, то очень с ничтожной дозировкой и к концу книги вообще забывает про этому тему — как здесь, например.

В данном романе сильна феминистическая составляющая и я так и не понял, честно признаюсь, троллить ли пытался Уэллс феминисток или писал всё это всерьёз?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вся борьба местной жены олигарха сводится к тому, что она иногда пафосно уходит погулять, выбивает из мужа карманные деньги (в месяц примерно столько же, сколько средний английский рабочий тогда зарабатывал за год), а побеждает она и достигает своих целей путём... естественной смерти своего мужа и превращением в богатую вдову. Прям триумф сильной и независимой женщины!
Наверно, 95% англичанок того времени мечтали бы о проблемах «Жены», которой никогда не приходилось голодать, толком работать и беспокоиться о своих детях. В общем, стандартная история из разряда «Богатые тоже плачут» и «я такая богатая, красивая и успешная и как мне теперь с этим жить». Не сомневаюсь, что такая литература всегда находила своего читателя, но лично мне были интересны только «социальные» эпизоды, затрагивающие жизнь английского простонародья.

Оценка : 5
«Правда о Пайкрафте»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 07 апреля 2021 г. в 19:53

Теперь не могу избавиться от ощущения, что идею пары своих рассказов и даже одной повести Стивен Кинг позаимствовал именно отсюда. Только если у него триллер, то у Уэллса всё же сатирическая комедия про лентяя, который без напрягов и усилий хочет достичь очень больших результатов. В купе с ГГ, который терпеть не может толстяка-халявщика, но всё равно ему помогает, мы получаем достаточно остроумную и необычную историю про чудеса и человеческие взаимоотношения. Это вполне может быть началом большой дружбы!)

Оценка : 8
«Хрустальное яйцо»
–  [ 5 ]  +

zotovvg75, 27 марта 2021 г. в 15:38

Здорово обнаружить однажды, что ты из обыденной опостылевшей реальности, из грязной лавчонки можешь заглянуть в неизведанный мир. Это как неожиданно попасть в волшебную сказку. А если с тобой рядом ученый можно ответить на злободневный на тот момент вопрос: Есть ли жизнь на Марсе? Да и сейчас это еще до конца неизвестно, ведь писал же Казанцев про подземную цивилизацию марсиан.                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Очень интересный и увлекательный рассказ, на такой основе можно было бы сделать большое произведение. Прочитал с большим удовольствием. Показан некий прообраз Великого Кольца Ефремова, только здесь можно было видеть события без задержки, так сказать в режиме реального времени. Можно даже наверное установить непосредственный контакт. Вот только что он принесет и нужен ли он марсианам?

Оценка : 9
«Клад мистера Бришера»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 26 марта 2021 г. в 19:25

Может показаться, что это просто юмористический рассказ, но всё же Уэллс метит немного глубже — это история и о жадности и о людях, которые ищут своего тёплого места, где уже пригрето. Неудивительно, что ГГ упустил сокровище-девушку — она же ему и не нравилась толком, это видно по его словам, несчастная была лишь удобной партией, а на большее он и не решался претендовать. Так что получив хотя бы иллюзию шанса лёгких денег ГГ мигом раздумал жениться и начал претворять свои планы по добыче клада. Впрочем, если он хоть в чём-то и превосходил своего несостоявшегося тестя, то только в удаче, но большее уже будет спойлером. Скажу только, что рассказ действительно забавный, а за счёт малого объёма получился ещё и насыщенным.

Оценка : 8
«Дверь в стене»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 24 марта 2021 г. в 20:08

Уэллс здесь прекрасно уловил очень тонкий и постоянно ускользающий от осознанного восприятия образ чего-то неуловимого, светлого и притягательного. Этакий заповедный край, где можно скрыться от всех бед и невзгод и провести там всю жизнь. Такие образы очень редко снятся и ещё реже запоминаются, а наяву так и вовсе только иногда нахлынет нечто, будто пытаешься вспомнить, и сразу «проходит мимо».

А Уоллесу повезло — его «Дверь» ему точно известно, она рядом, но всё равно он раз за разом проходил мимо, предпочитая грязь, сложности и испытания реального мира. В этом есть своеобразная мораль — подобные двери в стене ведут в иллюзорные, несуществующие и в лучшем случае «солипсические» миры, в которых нет смысла что-то делать — они и так идеальны. В такие можно уйти как в рай послесмертия, но не более.

Оценка : 8
«Страна Слепых»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 20 марта 2021 г. в 20:00

Настоящая фантастика, такая, какой она и должна быть. Хотя сразу надо оговориться, что все допущения здесь — ровно и строго изолированная долина, где нет никаких опасных хищников и неизвестный недуг, который слепит всех новорожденных.

А так Уэллс достаточно глубоко моделирует жизнь уединённого общества, которые даже не понимают и не осознают значения слова «видеть». ГГ прям напрямую сталкивается со старым философским вопросом, мол, возможно ли описать слепому цвета? Да и не нужно уже зрения Стране Слепых — слух, обоняние, осязание, память и планирование успешно им это всё заменяет. И что ключевое — они остаются точно такими же людьми, крайне понравились фразы, что они продолжают любить и заводить семьи, среди них остались подлецы и честные люди, глупцы и мудрецы и т.д. Да, по нашим меркам все они своеобразны и чудаковаты, но это логично следует из объективных предпосылок. Да и среди зрячих есть куда более странные общества. Уэллс вообще очень грамотно и тонко подводит к тому, что такие отдельные чувства, как зрение, не определяет суть человека.

Оценка : 9
«Сокровище в лесу»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 03 марта 2021 г. в 18:39

Короткое, яркое и поучительное приключение, которое при небольшой корректировке было бы очень к месту в очередном выпуске «Баек из склепа». Злодеи совершают подлость — злодеи получают мистическое, жестокое и крайне поучительное наказание. Некоторая мораль-насмешка над высокомерными расистами здесь тоже присутствует. Да и почти пиратская атмосфера поиска сокровищ мне понравилась.

Оценка : 8
«Размышления о дешевизне и тётушка Шарлотта»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 24 февраля 2021 г. в 20:30

За небольшим эссе скрывается целое столкновение разных эпох и подходов к жизни и домашнему уюту. Основательность, надёжность и дороговизна против дешевизны, быстротечности и лёгкой взаимозаменяемости. Только я не понимаю, зачем целиком и полностью отдавать предпочтение только одному подходу — сам предпочитаю крепкую и тяжёлую мебель, которую почти невозможно поломать случайно, но дешёвую и практичную одежду\посуду\смартфоны, которые разобьёшь-порвёшь — и фиг с ним, в тот же день пойдёшь в магазин и возьмёшь замену практически без сожалений.

Забавно ещё, что Уэллс не обратил внимание на то, что описываемый им новый подход к бытовым вещам стал возможен благодаря резко возросшей промышленности и производительности труда, которые только и позволяют менять шапки по три раза в год.

P.S. Да, тоже очень удивил пассаж о скучных-верных жёнах). Странные представления о женщинах у него были, если это искренняя строчка.

Оценка : 8
«Киппс»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 21 февраля 2021 г. в 11:51

Достаточно сложно точно сформулировать, чем этот роман так мне понравился. Он наивен — ГГ постоянно сталкивается с роялями в кустах и богами из машин, которые двигают сюжет дальше и спасают его от полной катастрофы. Он чересчур пронизан морализаторством — бедные должны держаться подальше от богатых, деньги легко могут испортить человека, нужно быть верным своим друзьям и не поддаваться искушениям. И ладно бы это показывалось — автор зачастую не выдерживает и прямо говорит, что и когда ГГ сделал не так.

Но в то же время история понравилась и своим психологизмом — Уэллс очень убедительно изобразил, как люди могут меняться под воздействием денег и изменившегося окружения. Те, для кого вчера ты был пылью начинают смотреть на тебя с некоторым уважением, а «бывшие равные» начинают сторониться.

И ещё это практически образцовая история взросления. Прекрасны абсолютно все эпизоды из детства героев, восхитительна глава о его работе в лавке, великолепно удалось изображение общения людей разных социально-имущественных страт, а уж историю с покупкой-постройкой дома я и вовсе искренне считаю шедевральной. Да и наивно-трогательный романтизм персонажей с их идущей ещё из детства влюблённостью не может не очаровывать. Смогут ли их чувства пережить испытание временем, деньгами и бытом? Идея избита, но в «Киппсе» воплощена просто прекрасно.

Оценка : 8
«В бездне»
–  [ 5 ]  +

Тимолеонт, 21 февраля 2021 г. в 10:49

Сейчас эта история читается крайне наивно для всех, кто хотя бы поверхностно касался темы подводных исследований. Но разве за это мы любим творчество Уэллса? Это неторопливая история с прекрасной атмосферой таинственности и изучения пока что не познанного. Немного трагично, немного забавно (повеселил меня момент со сферой, раскалившейся из-за трения об воду), и очень интересно. Отдельно удалась идея о глубоководном народе, который неспособен подняться выше определённого уровня и воспринимает гипотетическую поверхность как нечто недоступное и не менее таинственное.

Оценка : 8
«Предисловие к «Машине времени»
–  [ 5 ]  +

tolstyi1010, 15 декабря 2020 г. в 22:52

Герберт Уэллс вспоминает процесс написания повести «Машина времени» попутно перечисляя прочие произведение затрагивающие перемещения во времени.

Небольшое дополнение к основному тексту, показывающее профессионализм и дотошность автора. Он указал практически все произведения, где использовался принцип перемещения во времени и смог представить на суд общественности свой взгляд, на эту тему ставший классикой фантастики в целом и хронофантастики в частности. Кто сейчас помнит, что было до Уэллса?

Оценка : 5
«Остров доктора Моро»
–  [ 5 ]  +

Zlata.24, 09 октября 2020 г. в 12:36

Название романа давно было на слуху. Появился прекрасный повод познакомиться с ним (спасибо Роман-рулетке).

Произведение написано более века назад, но и сейчас читается как захватывающий триллер. Автор сделал ставку на приключенческую составляющую, приукрасил смелым полетом фантастической мысли, а мрачность финала разбавил философскими выводами. Такой коктейль легко воспринимается читателем. Думаю, и через двести лет найдутся ценители подобной классики.

О чем же сюжет? Наверняка, каждый (нечитавший) хоть приблизительно себе представляет: чудом спасшийся с потерпевшего крушение корабля герой романа попадает на остров, на котором проживает отлученный с «большой земли» доктор Моро со своими необычными пациентами. И потому интерес удерживается не за счет основной идеи, а за счет общей атмосферы произведения, простоты изложения и красочности при описании монстров. Причем автор довольно смело отринул все научные основы и сразу выдал результат многолетних экспериментов по хирургическому «очеловечиванию» как домашних, так и диких животных.

Финал очень даже логичный. Если вся история воспринимается как страшная сказка, то ее завершение — вполне счастливый конец, возвращающий жертв эксперимента к природным истокам. И по сути, в этом основной по-философски глубокий смысл.

Оценка : 7
«Люди как боги»
–  [ 5 ]  +

ArtTrapeza, 28 сентября 2020 г. в 09:33

Этим романом я заканчиваю для себя список любимых книг Ивана Ефремова (Хаггарда читать не хочу, «Горизонт» Кэрса физически не найти). Ещё когда я покупал одноимённую трилогию Снегова, кто-то сказал мне, что это, мол, ерунда, почитайте-ка лучше Уэллса. И вот только сейчас я добрался до той книги. Проглотил меньше чем за двое суток, благо роман невелик и читается легко.

Заметен источник вдохновения автора «Туманности Андромеды»: Утопия впереди нас на три тысячи лет, только без космических полётов, зато с почти «тибетским опытом». Роман вызвал у меня очередной приступ морального самобичевания: я, как и главный герой Барнстэпл, вроде бы за всё хорошее, но почти все мои благие намерения остаются только намерениями. Кем бы я ни был мысленно, снаружи я всё тот же гнилой либералишко.

Книга в целом хороша, но огорчает, что если не автор-фабианец, то уж главный герой с явной неприязнью относится к марксистам, большевикам и Советской России.

Оценка : 6
«Машина времени»
–  [ 5 ]  +

Incnis Mrsi, 05 мая 2020 г. в 16:19

Шедевральные в своей будничности морлоки и потрясшее астрофизиков XX века предсказание превращения

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Солнца в красный гигант
не оставляют выбора. Десять баллов фантастике на все времена.

Оценка : 10
«В бездне»
–  [ 5 ]  +

Joul Harristar, 20 февраля 2020 г. в 22:00

Всё никак не нахожу в своей душе отклик на произведения мэтра Уэллса. Ни «Машина времени» не пошла, ни «Война миров». И «Бездна» тоже кажется устаревшей, пресной и чересчур наивной.

Обычно морские рассказы манят меня сильнее, чем космические. В них ощущается реальные, «всамделишные» угроза и суровость. А здесь — нет.

Отдаю должное смелости фантазии автора (особенно для того времени, когда писался рассказ) и его влиянию на жанр фантастики, а также надеюсь на своё дальнейшее понимание его. А пока впечатления максимально средние.

Оценка : 6
«Звезда»
–  [ 5 ]  +

StasKr, 03 ноября 2019 г. в 07:20

Отличный рассказ, являющийся одним из кирпичиков в фундаменте жанра «Роман-катастрофа». Катаклизм, постигший Солнечную систему, описан максимально сжато и ёмко, так что в рассказе буквально нет ни одного лишнего абзаца. Разумеется, из-за этого в рассказе нет и ни одного героя, но это нет так у и важно, поскольку главным действующим лицом здесь выступает всё человечество, которое столкнулось с проблемой, которая бесконечно превышала скромные возможности эпохи угля и пара.

Самое печальное состоит в том, что за истекшие сто двадцать два года с момента публикации рассказа он нисколечко не устарел. Уэллсовская Звезда – явление гораздо более серьёзное и глобальное, чем пресловутый метеорит из «Армагеддона» и технический прогресс за последние сто лет не наделил нас возможностью справиться с проблемой ТАКОГО масштаба. Долго, очень долго мы останемся беззащитными перед подобной угрозой из космоса.

Итог: короткий, энергичный и не потерявший свой актуальности рассказ. Прочитал его и как будто половину фильмов-катастроф посмотрел. Однако «Звезда» имеет перед такими фильмами преимущество в лаконичности, а также отсутствия побочных сюжетных линий, которые отвлекают от описания самого катаклизма.

Оценка : 9
«Новейший ускоритель»
–  [ 5 ]  +

Нортон Коммандер, 14 сентября 2019 г. в 00:21

Об этом рассказе я впервые узнал ещё в детстве из книги «Занимательная физика» Перельмана, где о нём рассказывается. Идея рассказа с тех пор запомнилась на всю жизнь, я даже мечтал испытать на себе действие «Новейшего ускорителя». А прочитать этот рассказ довелось только сейчас. Сюжет его очень простой, в двух словах аннотации он, собственно, весь и изложен; главное в нём — именно описание деталей происходящего и впечатлений героев. В общем, для меня лично это хрестоматийное фантастическое произведение.

Оценка : 9

  Страницы:  1  2  3  4  5  6  7  8 [9] 10 11 12 13 . . . 22 23 24 25 26   (+10)»



⇑ Наверх