Герберт Уэллс «Хрустальное яйцо»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа )) | Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На витрине в лавке редкостей лежит хрустальное яйцо. Но хозяин отказывается его продавать, потому что яйцо — окно в другой мир.
Публикация: Герберт Уэллс «Хрустальное яйцо» ж. «Молодая смена» («Ёш куч»). Ташкент, 1989, № 3, с. 26-29, перевод Р. Померанцевой, ч/б иллюстрация Т. Луневой. Тираж 15 000 экз.
Входит в:
— сборник «Рассказы о пространстве и времени», 1899 г.
— сборник «The Country of the Blind and Other Stories», 1911 г.
— журнал «Amazing Stories, May 1926», 1926 г.
— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.
— антологию «Strange Ports of Call», 1948 г.
— антологию «A Century of Science Fiction», 1966 г.
— антологию «Odiseea marțiană: Maeștrii anticipației clasice», 1975 г.
— антологию «Magic for Sale», 1983 г.
— антологию «Space Odyssey», 1983 г.
— антологию «Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц; Герберт Уэллс. Хрустальное яйцо; «Новейший ускоритель», 1992 г.
— антологию «The Television Late Night Horror Omnibus», 1993 г.
— антологию «Lost Mars: Stories from the Golden Age of the Red Planet», 2018 г.
Экранизации:
— «Хрустальное яйцо» / «The Crystal Egg» 1951, США, реж. Чарльз С. Дубин
- /языки:
- русский (49), английский (18), украинский (1), болгарский (1), румынский (1)
- /тип:
- книги (66), периодика (1), самиздат (1), аудиокниги (1), другое (1)
- /перевод:
- И. Аксёнов (1), Н. Волжина (39), Н. Жаринцова (1), М. Ирская (1), Н. Кранихфельд (2), О. Логвиненко (1), Б. Миндов (1), Л. Мурахина-Аксёнова (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Прочие издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Стронций 88, 26 августа 2023 г.
Для меня в таких историях есть что-то в высшей степени привлекательное. Это привлекательное – случайное столкновение с чем-то фантастическим, с чем-то странным, и – даже – пугающим… Да, именно пугающим. Есть тонкая, но явственная тревога – та самая тревога неизвестности, подкреплённая обрывочностью происходящего. Таким историям не нужен сюжет. Сам факт, что мы что-то видим, но не можем до конца постигнуть, держит в напряжении. Картинки странного мира со странными созданиями, представшие перед глазами ни чем не примечательного человека – и всё. И от этого уже тревожно и даже страшно как от видения миров Лавкрафта и других визионеров ужасного. Здесь, конечно, всё без нагнетания страха, всё хладнокровно (с попыткой рационализировать увиденное), лаконично, что только усиливает подсознательную тревогу от неясности происходящего.
И автор всё очень чётко выдержал, не дав ничему раскрыться до конца.
Groucho Marx, 17 декабря 2021 г.
Остроумно скомпонованная новелла на тему известной шутки Фридриха Ницше «Если слишком долго смотреть в бездну, бездна посмотрит в тебя».
Эта новелла — настоящий шедевр Уэллса, имеющий множество слоёв и огромное количество возможных трактовок, при этом безупречно оформленный в литературном смысле слова. Здесь есть аллюзии к Диккенсу, к популярной коммерческой литературе рубежа XIX-XX, к конспирологическим конструкциям, к оккультизму Золотой Зари, наконец, к научной фантастике, как таковой. И при этом «Хрустальное яйцо» оказывается больше и шире любых прилагаемых к нему трактовок.
Это новелла о тайне и о человеке, живущем рядом с тайной, но неспособным её разгадать. И о том, как неразгаданная тайна постепенно разрушает человека.
Меланхолическая, остранённая интонация рассказа отчасти убирает атмосферу ужаса, но это сделано сознательно. Дистанция между рассказчиком и владельцем (хранителем) необыкновенного артефакта придаёт всей истории ироническое измерение. Все герои видят только часть общей картины и, весьма вероятно, в силу неполноты восприятия неправильно трактуют происходящее.
Тимолеонт, 17 марта 2021 г.
Рассказ прекрасен своим мистическим сюжетом, старательно мимикрирующем под научную фантастику. Вспоминая одного жившего гораздо позже фантаста — достаточно развитая технология становится неотличима от магии. Да, хрустальное яйцо — предмет науки, но по своим качествам оно практически неотличимо от палантиров Средиземья, а ГГ аки Денетор медленно, но верно сходит с ума, будучи не в силах выдержать демонстрируемые ему картины.
В то же время история балансирует на грани чуть ли не ужастика, нащупай Уэллс немного другое направление — предвосхитил бы хтонический и необъяснимый ужас из иных миров, позже разработанный Лавкрафтом. В «Хрустальном яйце» вполне чувствуется нереализованный потенциал под такие вещи.
mputnik, 6 мая 2021 г.
Прародитель и первоисточник всех современных «разводок для легковерных», чтиво про некие чудесные свойства некоего артефакта, многомудро составленное якобы с позиции стороннего наблюдателя: «…я, де, за что купил, за то и продаю. Сам не видел, но, вот, люди говорят, что… А моя, типа, роль во всей этой истории лишь в том, что изложил все это в связном виде на бумаге…».
Ничего уничижительного, уважаемый потенциальный читатель. Сюжет — не просто вечный, он — объективно и абсолютно вечный (с точностью до предельного возраста Социума). Неистребимый, неуничтожимый, никакими мерами из развлекательного чтива не извлекаемый. Человечество верило, верит и неизменно будет верить в реальность наличия и проявления свойств подобных артефактов, это — один из мастодонтальнейших Инвариантов, впаянных в ткань нашей Реальности её Творцом. Нас именно такими создали. С этим ничего поделать нельзя.
История повторяется — циклически, по кругу, подстраивая под конкретику текущего состояния Социума ряд необходимых деталей, подумывая и дорисовывая на ходу недостающие компоненты Тайны. В наше время — это всем известная эпопея с «черепами из горного хрусталя». Появятся новые элементы технологии, способные объяснить «рационально» некие новые «чудеса» — на арену выйдет новый сюжет с новым, совершенно а-бал-ден-нам артефактом. Бесконечное обсуждение перипетий оных историй — судьба нашего биологического вида: «… Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!..»
zotovvg75, 27 марта 2021 г.
Здорово обнаружить однажды, что ты из обыденной опостылевшей реальности, из грязной лавчонки можешь заглянуть в неизведанный мир. Это как неожиданно попасть в волшебную сказку. А если с тобой рядом ученый можно ответить на злободневный на тот момент вопрос: Есть ли жизнь на Марсе? Да и сейчас это еще до конца неизвестно, ведь писал же Казанцев про подземную цивилизацию марсиан. Очень интересный и увлекательный рассказ, на такой основе можно было бы сделать большое произведение. Прочитал с большим удовольствием. Показан некий прообраз Великого Кольца Ефремова, только здесь можно было видеть события без задержки, так сказать в режиме реального времени. Можно даже наверное установить непосредственный контакт. Вот только что он принесет и нужен ли он марсианам?
martinthegod9, 25 октября 2015 г.
А вот и рассказ Герберта Уэллса, наиболее точно отражающий современный феномен телевидения и видеотрансляций. Ведь фантазий на тему ви́дения у автора было довольно много, и его крайне интересовала эта тема (что собственно скрыто от глаз человека?), а этот рассказ посвящается конкретно нашей любимой передаче потока изображения на расстоянии. На ум приходят несколько схожие «Страна Слепых», «Замечательный случай с глазами Дэвидсона», «Человек-невидимка», возможно, еще что-то я проглядел;-)
Очередная уэллсовская история о человеке, столкнувшемся с таинственным и необъяснимым чудом. В данном рассказе такой человек — хозяин лавки, а чудо — хрустальное яйцо, святящееся ночью и транслируещее невероятно реалистичные и в то же время фантастические пейзажи. Стоит отметить, что этот рассказ отличается от многих похожих рассказов автора: здесь подробно описаны переживания главного героя, его желание видеть и знать, проблемы, с которыми он сталкивается, пытаясь больше времени проводить со своим личным чудом. Показана семья главного героя, совсем неприятная семья, не родные дети и не любящая жена. Возможно, в рассказе затрагивается еще такой момент, как уход от реальности в волшебный мир грёз — мы многие так делаем: глушим свои чувства/обиды/страхи фильмами/книгами/общением в другими людьми, боясь окунуться в это болото и хорошенько там побултыхаться. Также рассказ отличают действительно красочные и пестрые пейзажи, невероятной красоты и яркости картинки, представляемые воочию. К тому же мне запал в сознание момент первого знакомства нашего героя с возможностями хрустального яйца: этот тончайший лунный свет из окна, это излучение белого сияния, исходящего от яйца... Очень красиво.
В общем, рассказ совсем не проходной. Рекомендуется в качестве напоминания об одном из наиболее точных предсказаний прадедушки Герберта Уэллса.
god54, 17 августа 2015 г.
Да для времени написания рассказ, как мне кажется, был очень оригинален. Но и для нашего времени он не потерял своей актуальности. Идея очень даже интересна: заглянуть в другие миры сидя на кровати. Кто не мечтал, чтобы хоть приснилось такое: неведомые, странные, но такие привлекательные миры. Все же в каждом человеке сидит частичка странника, именно отсюда это чувство тянущее тебя в неведомую даль. А рассказ еще долго будет будоражить воображение читателя, который живет не только реальностью сегодняшнего дня.
Rovdyr, 23 ноября 2016 г.
«Хрустальное яйцо» — один из лучших фантастических рассказов Герберта Уэллса. Он нравится мне не только увлекательным и новаторским (для 1899 года) сюжетом, но и тем обстоятельством, что экстраординарные явления совмещены автором с подчеркнуто обыденной земной обстановкой; а главный герой — человек, конечно, не заурядный, но и не выдающийся. Тем интереснее видеть сюжет в значительной мере его глазами (хотя рассказ написан от третьего лица).
Я читал «Хрустальное яйцо» множество раз, но только сейчас, собираясь писать отзыв, обратил внимание на детали, на которых прежде не фокусировал своего внимания. Мне всегда представлялось очевидным, что речь идет о некоем техническом устройстве (кристалле), который обеспечивает зрительную связь между Землей и Марсом. Может, так оно и есть. Но почему вид Марса в кристалле был доступен только главному герою (мистеру Кэйву), а не его другу–ученому, который был вынужден лишь вести записи со слов Кэйва (а еще один ученый вообще ничего не видел в яйце)? И еще совсем мелкий нюанс: можно отметить фразу касаемо того, что видел Кэйв: “<…>равнину замыкали высокие красноватые скалы, похожие на те, что он видел на какой-то картине; на какой именно, мистер Уэйс так и не добился от него”. Казалось бы — пустяк, но зачем он здесь? Неспроста ведь.
Не отрицая возможность того, что кристалл был средством связи, все же задаюсь вопросом о том, какую роль могли играть особенность сознания именно мистера Кэйва? Техника техникой, а сознание — конкретное, а не любое сознание — тут тоже ключевой элемент коммуникации.
SAG, 21 апреля 2015 г.
Вот нашел неплохой сериал «Фантастические миры Герберта Уэллса» (2001) и просмотр одной из серий заставил перечитать оригинал. Поэтому мой отзыв, это как бы сравнение. Конечно все экранизации отличаются от оригинала и по-большому в худшую сторону. Но вот в данном случае, мне больше понравился фильм. Если в рассказе о хрустальном яйце подана идея передачи изображения с иным миром, идет описания произошедшего, эксперементы которые производили Кэйв и Уэйс, о их телеконтакте с марсианами, через хрустальное яйцо. О смерти мистера Кэйва и продаже яйца неизвестному покупателю.
То в фильме авторы сделали более развернутую картину. Это и появления\падение яйца на Землю и появление его в лавке Кейва. Это более развернутый образ жены Кейна, сварливой и жадной до денег. Это и необычные свечения яйца и встреча Кейва с Уэллсом ( в книге Уэйном) и , вот тут самое интересное, образ марсианина, который утаскивает жену Кэйва на Марс (ну тут создатели по заимствовали образ из американского фильма) и освобождает Кэйва от деспотии жены и дает ему возможность покинуть Лондон и уехать в деревню ( в отличии от произведения, где он умирает). И кадры, где жена Кэйва, оказывается одной из многих экспонатов землян в коллекции марсиан.
Вообщем получилось, когда на интересном материале, если хорошо поработать можно создать и интересное кино
taipan, 27 июня 2012 г.
«The Crystal Egg», рассказ литературного титана и великого фантазера Герберта Уэллса, впервые напечатан в сборнике «Рассказы о пространстве и времени» (1899).
В товарный ассортимент лавки, которой заведует пожилой лондонский антиквар, попадает примечательное хрустальное яйцо, становящееся камнем преткновения между покупателями, самим антикваром и его неприятными родственниками. Старик отказывается продавать безделушку, и вскоре выясняется, что не зря. В ходе экспериментов, к которым антиквар привлекает молодого ученого, выясняется, что «яйцо» представляет из себя нечто вроде транслятора-передатчика и в нем можно наблюдать впечатляющие виды чужой планеты, ее флору, фауну и красноречивые признаки присутствующей там цивилизации (среди них – стоящие рядком мачты, на которых закреплены «яйца» вроде того, которое досталось героям).
Благодаря «попадающим в кадр» астрономическим приметам, ученому удается выяснить, что трансляция идет с Марса.
В соответствии с «готическим» каноном развязка история мрачна и туманна.
Отметим, что все это написано в 1897-м году, задолго до изобретения веб-камер.
В том же, 97-м году в «Pearson’s magazine», в журнальном формате, впервые выйдет культовый роман Уэллса «The War of the Worlds», где Марс предстает уже не чередой живописных и будоражащих воображение картинок, которые герои «Яйца» разглядывают, будто зрители «Нэшнл Джеографик».
В этом романе Марсианская цивилизация сама приходит на Землю. Треножники марсиан будут жечь тепловыми лучами пасторальные городишки графства Суррей, затем победным маршем войдут в викторианский Лондон. Химическое оружие обратит вспять королевские войска и только счастливая случайность в форме земных болезнетворных микроорганизмов поможет остановить вторжение. Радиоопостановка романа в США вызовет массовую панику, последуют сотни продолжений, пастишей и трактовок от поколений вдохновленных великим фантазером литераторов. Экранизации нестареющего романа выходят с завидной периодичностью, среди относительно недавних особенно хотелось бы отметить спилберговскую, 2005-го года, с Томом Крузом в главной роли.
ii00429935, 20 октября 2012 г.
Красивая и грустная история... Можно сказать, что на излете 19-го века Уэллс предсказал появление телевидения. Однако с чисто научной точки зрения рассказ покажется затянутым и перегруженным лишними подробностями. По-моему, «Хрустальное яйцо» — прежде всего о столкновении мечты и реальности.
До чего же хорошо выписан главный герой — хозяин антикварной лавки мистер Кэйв! Маленький, нелепый старичок, которого не уважают в собственной семье, словно пропитался запахом плесени и гнили. В общем, то ли Плюшкин, то ли Акакий Акакиевич. Но при этом Кэйв сумел сохранить душу ребенка, умение удивляться и стремление к мечте, ради которой, бывает, и умереть не жаль...
Пожалуй, единственный небольшой минус этой истории — в ней фигурируют марсиане. Это не проблема автора. Просто за минувший век по поводу Марса возникло огромное количество книг, фильмов, баек и анекдотов. И сейчас рассказ лучше бы воспринимался с абстрактной планетой «в одной далекой-далекой галактике».
wax, 8 июня 2013 г.
Наверное, это история об одиночестве прежде всего. У главного героя есть вроде бы жена, есть двое детей( не своих, но всё же), есть любимое дело...но всё это на самом деле не то. Иначе мир в хрустальном яйце не увлек бы его настолько, и он бы не прятал яйцо от окружающих. Очень понравился мир,который лавочник увидел в яйце, и существа, которые его населяют(мне почему-то сразу вспомнился Вокзал Потерянных Снов. Возможно, образ главной героини Мьевилль взял из этого рассказа? Она ведь тоже была слегка..жукоподобна).
Акулина-Макушка, 8 ноября 2008 г.
Каждому хочется заглянуть в другие миры. Но увидев их, мы становимся другими. Мы уже не можем смотреть на свой мир так, как это делали раньше.
Рассказ Уэллса немного настораживает, заставляет задуматься — стоит ли открывать новое. А, если стоит, то чем придется заплатить за свое открытие.
kapelyushka, 16 декабря 2007 г.
Очень понравился рассказ, читается легко, идея неплохая, живо прорисован главный герой, его невостребованность и одиночество. Не понятно одно — что его убило? Может кто-то мне ответит, плз?
Кстати, очень захотелось приобрести себе пресспапье в виде хрустального яйца. Вообще Уэллс молодец, так искуссно вносит в жизнь веру в чудо, описывая на первый взгляд самые обыкновенные вещи, наделяя их совсем незаурядными свойствами.
belial, 20 февраля 2009 г.
заставляет задуматься-стоит ли заглядывать за грань. все это,как правило,заканчивается трагически