Герберт Уэллс «Замечательный случай с глазами Дэвидсона»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Находясь в Лондоне, Дэвидсон видит только жизнь острова, находящегося в другом полушарии.
Впервые опубликован в журнале «Пэлл Мэлл Баджет» в 1895 г. На русском языке впервые появился в переводе К. Чуковского в т. 1 Собрания сочинений Уэллса, «Шиповник», 1909.
Входит в:
— сборник «Похищенная бацилла и другие рассказы», 1895 г.
— сборник «Thirty Strange Stories», 1897 г.
— сборник «The Country of the Blind and Other Stories», 1911 г.
— журнал «Amazing Stories, April 1927», 1927 г.
— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.
- /языки:
- русский (49), английский (6), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (56), периодика (1)
- /перевод:
- О. Богданова (1), Ю. Бучкова (1), А. Гертман (1), А. Гретман (1), О. Логвиненко (1), К. Чуковский (43)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
keellorenz, 2 июля 2024 г.
Очень странный рассказ про то, как герой, словно надев шлем виртуальной реальности, начинает видеть мир в другой точке планеты. С точки зрения науки это полная, конечно, лесная дичь, но написано таинственно и интересно. Автор говорит читателю, что вот было бы круто подсматривать события на каком-нибудь удалённом уголке земли... Собственно сама идея, пусть и несколько иным способом, реализована уже в 21 века через вебкамеры. Почти наверняка это и есть реализация конкретно этой фантазии Уэллса. Справедливости ради надо отметить, что параллельно с Уэллсом девайсы для видеосвязи придумывали многие авторы , начиная ещё от «Омега» Фламмариона , но тут написано технически безграмотно, но очень подробно, визуально зримо и таинственно.
zotovvg75, 25 октября 2023 г.
Случай действительно удивительный и сама история замечательна тем, что Дэвидсон испытал некое раздвоение личности из-за метаморфозы наверное самого главного из наших органов чувств. Чтобы понять сколь необычно такое состояние нужно просто представить себя на месте героя, ощутить этот шок, когда непонятно жив ты или мертв и в какой реальности на самом деле существуешь. Многие философы в своих трудах рассматривали вопрос достоверности информации получаемой от наших органов чувств о внешнем мире какой он есть на самом деле. Уэллсу в рамках художественного произведения удалось мастерски передать странное положение Дэвидсона, причем в рассказе нет пустого вымысла, автор старается привязать сюжет хоть к необычной, но все-таки околонаучной основе.
Судите сами-удар грозы и в человеке неожиданно открываются необычайные способности. Не секрет, что потенциально человеческие возможности очень велики, но только лишь случай может открыть какую-то дверцу внутри. Факты ясновидения известны, но писатель показывает нам эффект присутствия в другом месте, более того-видение глазами другого человека. И сам рассказ я думаю написан не случайно, в концовке Уэллс устами профессора Уэйда говорит о четвертом измерении пространства и его способности создавать особые пространственные складки. Это конечно же очень любопытно, видимо Уэллс сталкивался с этим вопросом и на такой основе был написан данный интересный рассказ.
Darth_Veter, 2 марта 2022 г.
Как мне кажется, именно такие вот короткие рассказы и составили автору его имя. Романы, конечно, у него тоже неплохи, но рассказы всё же лучше — их не приходится растягивать на сотню страниц, заполняя излишними подробностями и прочей шелухой. Тут всё конкретно и точно, без затяжек и утомительных вступлений. Главный герой рассказа получает необычную способность видеть противоположную сторону земной поверхности во время вполне обычной грозы. В детали автор не вдается, чтобы не утомлять читателя разными сложными гипотезами. Главное в рассказе — сама идея о необычных способностях и их последствиях. Как сможет жить человек с подобным нарушением (точнее, смещением) органов зрения? Какие эмоции он будет испытывать? Как будут на это реагировать его близкие и знакомые? Ясно, что писателя больше волнуют проблемы психологического характера. Ну и, конечно, атмосфера таинственного и загадочного, выраженная в видениях далекого острова. Эдакое мысленное путешествие на другой конец света. Отсюда всего один шаг до технологии «виртуальных» туристических туров. Так и вижу их лозунг: «Только с нами вы посетите самые отдаленные уголки нашей планеты, не покидая пределов своего родного города!» Похожие мотивы звучат в романе Шекли «Обмен разумов». Возможно, не без влияния этого самого рассказа Уэллса.
-------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о необычной способности человека к дальновидению, инициированной природным катаклизмом.
Блофельд, 8 апреля 2021 г.
Дэвидсону, конечно, не повезло. Представляете, каково находиться в одном месте, а видеть совсем другое! Почище любой слепоты. Хорошо, что это продолжалось всего три недели. Каково пришлось бы Дэвидсону, если бы эта «слепота» сохранилась у него на всю жизнь!
Тимолеонт, 21 февраля 2021 г.
Ещё в раннем детстве в фантастических рассказах больше всего я ценил интересные и невероятные «фантастические допущения» и их удачное раскрытие. «Замечательный случай с глазами Дэвидсона» практически идеально попадает под эти параметры — жаль, что натолкнулся на данную историю только в уже взрослом виде. Впрочем, хорошая история от этого слабей не становится.
god54, 26 июля 2018 г.
И опять автор подтверждает звание генератора фантастических идей: прямое видение другой точки земного шара. Сегодня, это обыденность, посмотрите новости, но тогда, конечно, это была идея. Текст вполне хорош, а вот сюжет слишком архаичен, хотя тогда так писали многие: описание некоего события без комментариев, приключений, догадок, тайн и расследования. Этакая фантастика описания удивительного факта.
Но вполне читаемо, все же довлеет вес классика фантастики.
Rovdyr, 14 сентября 2016 г.
Именно на примере таких — небольших и внешне неброских — рассказов очевиден литературный гений Герберта Уэллса.
Во-первых, потрясающая (по тем временам) идея о нелинейности чувственного восприятия пространства (которое, подобно листу, «сворачивается» и может соприкасаться в неких точках). Это к нашему времени сия идея затаскана многочисленными литературными и кинематографическими произведениями (ценность которых в основном близка к нулю либо вовсе ниже оного). Кстати, у Уэллса хватило ума и такта, чтобы не вдаваться в подробные рассуждения об этом феномене — они почти наверняка бы только испортили и запутали рассказ.
Во-вторых, переживания Дэвидсона описаны так, что возникает безупречный эффект присутствия — тот самый фактор, что отличает талант от ремесла. Фантазия автора в этих описаниях не буйствует, но демонстрирует силу и глубину.
Среди произведения малого размера этот рассказ однозначно отнесу к золотому фонду фантастики конца XIX века.
artem-sailer, 10 октября 2016 г.
Вероятно, один из первых (или вообще — первый) рассказ, где затронут такой феномен как нелинейность пространства. Сегодня рассказ кажется, конечно, несколько несуразным, но нужно учитывать год написания — 1895! — по тем временам, безусловно, новшество и взрыв мозга.
С художественной точки зрения — живо и правдоподобно. На мой взгляд, с таких рассказов стоит начинать знакомство с НФ, рекомендую настоятельно.
martinthegod9, 23 октября 2015 г.
Возможно, не самый известный или популярный рассказ основоположника научной фантастики Герберта Уэллса, но для меня — один из самых любимых.
1895 год. Обалдеть:) Фантазия прадедушки Герберта не раз заводила его очень далеко, на полвека-век вперёд, чувствуя, какие возможности и горизонты скрыты от тогдашнего современника. Это как раз один из наиболее показательных случаев.
Дэвидсон в один момент ощущает, оглядевшись, что у него нет тела, он не видит своих рук, которыми будто проводит перед лицом. А видит он только песчаный берег вокруг, пингвинов, бухту, корабль вдалеке и бледные скалы. Он пытается идти по этому миру — но натыкается на что-то невидимое. Затем, когда появляется собственно рассказчик истории, Дэвидсон до жути пугается его, опять же абсолютно невидимого, но прекрасно слышимого. Он движется в одном мире — а кажется, что движется в другом. Дэвидсону даже кажется, что он умер, и они теперь в раю, и только он один каким-то странным образом сохранил ощущения и осязание.
Эта фантазия настолько легко представляема сейчас, насколько и сложно её было придумать в то время... Сейчас это, в первую очередь, телевидение и интернет (тот же Skype), которые позволяют именно глазами находиться в совершенно другом месте, наплевав на преграды расстояний. Во вторую очередь, лично для меня это те случаи в компьютерных играх, когда ты можешь пролетать сквозь текстуры, как в некоторых стрелялках до начала боя, или когда застреваешь или не можешь пройти через невидимые объекты (как при глюках в GTA Vice City), то есть наблюдая несовпадение текстуры с физикой, скажем так. И, наконец, самое главное и близкое сравнение — нынче модные в качестве развлечения «очки виртуальной реальности». Все уже пробовали ощущения в них? Все надевали? Я ещё нет. Но видел, как люди, стоя на твёрдой земле в этих очках, начинали качаться, балансировать, пытаясь как бы соединять координацию сразу для двух миров. Вот оно, собственно, и произошло. Теперь мы все можем почувствовать себя Дэвидсонами!:) Благо, моральный аспект прогресса в этом коротком и супер-идейном рассказе не рассматривается. Поэтому оставляем просто на пищу для фантазии.
Jimbo, 29 сентября 2010 г.
Вот и повезло же этому Дэвидсону)))Хорошо что он в это время не на улице находился,а то и правда попал в какую ни будь историю)
ScarRaven, 10 декабря 2007 г.
Интересный рассказ. Неоднозначный. Можно, конечно, остановиться на технической стороне рассказа и громко поаплодировать Уэллсу за предугадывание будущих технологий — телевидения, интернета и т.д., всего того, что позволяет нам видеть другую сторону планеты и совершенно «оторваться» от реальности вокруг нас. Но в голову приходят и другие мысли.
Наверняка в жизни каждого было озарение, словно вспышка молнии меняющее «полярность» нашего восприятия, позволяющее видеть что-то далекое и недоступное. Но что будет более тяжелым испытанием для человека? «Не видеть» окружающую действительность и зависеть от «глухих» к твоим переживаниям людей? Или видеть волнующие картины «другой стороны» мира и не иметь возможности быть там, дотронуться до всего лично?
Ставлю этому рассказу десятку.
Kriptozoy, 20 декабря 2007 г.
В этом, казалось бы, не научно-фантастическом рассказе затронуты проблемы пространственно-временного континуума :-) Люблю этот рассказ за то, что он почему-то всегда поднимает мне настроение.
kapelyushka, 16 декабря 2007 г.
Рассказ супер!!! Перечитаю его еще раз и напишу более подробный отзыв. Кстати с месяц назад по телевизору, не помню по какому каналу, показывали программу о сверхестественном в которой как раз рассказывали о теории туннелей в пространстве, и с двумя точками на бумаге приводили пример!!! Теперь очень жалею, что не смотрела ее внимательно.
Nonconformist, 1 сентября 2007 г.
Хорошо, что с Дэвидсоном оказались рядом те, кто знали его, поверили и не дали сойти с ума от такого испытания психики. «Телепортация зрения» — явление интересное, но небезопасное.
elent, 5 октября 2006 г.
А вообще то это опасно. Видишь то, что видят другие и при этом у себя под носом ничего не видишь. Так и в нехорошую историю запросто можно попасть.