Герберт Уэллс «В бездне»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Подводный мир ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Океан — это целая вселенная, наполненная своими чудесами и красотами, и таинственным ужасом, прячущимся в недосягаемой глубине. Океан всегда был с нами, и мы за долгую свою историю не раз пытались проникнуть в его глубины. Увы, эти попытки ограничивались лишь погружениями ныряльщиков у берега и юркими экспедициями смелых моряков по мировому океану. И вот появился гениальный профессор Эльстед со своим подводным аппаратом, способным выдержать любое давление воды. Но может ли он догадываться, что ждёт его там, в бездне?
Существует графическая адаптация 1989 г.
Входит в:
— сборник «Thirty Strange Stories», 1897 г.
— сборник «История Платтнера», 1897 г.
— журнал «Мир приключений 1910' 8», 1910 г.
— журнал «Amazing Stories, September 1926», 1926 г.
— сборник «The Short Stories of H.G. Wells», 1927 г.
— антологию «The Pocket Book of Science-Fiction», 1943 г.
— антологию «First Contact», 1971 г.
— антологию «Isaac Asimov Presents the Best Science Fiction of the 19th Century», 1981 г.
— антологию «Science Fiction A to Z: A Dictionary of the Great S.F. Themes», 1982 г.
— антологию «Mysterious Sea Stories», 1985 г.
— антологию «Cults of Horror», 1990 г.
— антологию «Глубина. Погружение 18-е», 2019 г.
— антологию «Humanoid Horrors», 2020 г.
— журнал «Горизонт, № 7, 2022», 2022 г.
Периодика:
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vanishrap, 4 октября 2024 г.
«В бездне» Герберта Уэллса — это история, которая привлекла меня тем, что она обращает внимание не на космос или далекие планеты, как это часто бывает в научной фантастике, а на нечто гораздо ближе — на таинственные глубины океана. В фантастике много внимания уделяется космосу и другим планетам, но иногда мы забываем, что даже на нашей собственной планете остаются неизведанные и полные тайн места. Океан — одно из таких мест.
Рассказ Уэллса повествует о том, что человек может обнаружить на дне океана. Это погружение в неизведанные глубины становится основой для таинственного и захватывающего приключения. Особенность этого произведения заключается в том, что оно, несмотря на свою давность (ему около 130 лет!), не потеряло своей актуальности. Интересно, что когда читаешь его через призму времени, понимаешь, что многие вопросы, которые поднимает этот рассказ, до сих пор остаются без ответа.
Часто фантастические истории стареют, когда элементы, которые когда-то казались загадочными или фантастическими, со временем становятся реальностью. Это может лишить их оригинальной магии. Но с рассказом «В бездне» ситуация совершенно другая. Глубины океана до сих пор остаются для нас практически такими же загадочными, как и для читателей более чем столетней давности. Мы всё ещё не разгадали все тайны океанских глубин, и это сохраняет интерес к подобным произведениям.
Что особенно интересно, так это тональность рассказа. Сейчас, когда люди задумываются о глубинах океана, это обычно связано с ужасами, страхами перед неизвестностью и чем-то пугающим. Современные представления об океане часто окрашены в мрачные и тревожные тона. Но у Уэллса всё по-другому: его история наполнена романтикой первооткрывательства, исследовательским интересом и любопытством. Это не столько рассказ об ужасах, сколько о величии неизвестного мира и жажде его познания.
Это делает рассказ не только интересным с точки зрения сюжета, но и любопытным с точки зрения восприятия. «В бездне» — это погружение в мир, который, несмотря на научные достижения, остаётся во многом загадочным, и именно это придаёт рассказу ту силу, которая сохраняет его актуальность спустя более чем сто лет.
Тимолеонт, 21 февраля 2021 г.
Сейчас эта история читается крайне наивно для всех, кто хотя бы поверхностно касался темы подводных исследований. Но разве за это мы любим творчество Уэллса? Это неторопливая история с прекрасной атмосферой таинственности и изучения пока что не познанного. Немного трагично, немного забавно (повеселил меня момент со сферой, раскалившейся из-за трения об воду), и очень интересно. Отдельно удалась идея о глубоководном народе, который неспособен подняться выше определённого уровня и воспринимает гипотетическую поверхность как нечто недоступное и не менее таинственное.
technocrator, 14 сентября 2019 г.
Смелый для своего времени фантастический рассказ (учитывая, что на момент написания первая батисфера была построена лишь недавно, а по-настоящему глубоководные океанические спуски начались только в 1930-х).
Импонирует характер исследователя. Уэллс со своей неподражаемой иронией противопоставляет его лейтенанту с «богатым воображением». Впечатляюще и жутковато описан
Groucho Marx, 17 декабря 2021 г.
Очень интересно, хоть и избыточно кратко описанное «приключение» в форме научного исследования. Рассказ читается как конспект ненаписанного НФ-романа и, в общем, понятно, почему роман не был написан: никакой контакт или конфликт между нами и обитателями бездны невозможен. Два типа разумных существ могут встретиться (как в рассказе) и посмотреть друг на друга, но это всё.
Что касается собственно обитателей бездны, то, увы, похоже, что Уэллсу стало банально лень продумывать, как могла бы выглядеть цивилизация, существующая на дне океана. Разумные существа не плавают, а ходят по дну, пользуются передними конечностями, как руками, и у них есть потребность опираться на хвост. Почему так? Просто потому что Уэллс банально скопировал человечествую цивилизацию. Это неубедительно и это большой минус рассказа. В «Хрустальном яйце» Уэллс был более изобретателен и более убедителен (при всей фантастичности исходной посылки).
Darth_Veter, 2 марта 2022 г.
Рассказ из цикла «необыкновенных путешествий», составляющего большую часть творчества английского писателя. Кроме него, о тайнах моря и подводного мира писал только Жюль Верн (трилогия о капитане Немо). Этюд Уэллса более краток и менее масштабен, но по эмоциональному воздействию, пожалуй, более силен из-за высокой концентрации действия и интригующей недосказанности сюжета (куда пропал в финале главный герой?). В XIX веке океан практически не исследовался, и поверхность Луны была изучена учеными куда детальнее водных глубин. Так что подводные путешествия возбуждали законный интерес похлеще межпланетных перелетов: в глубины моря помещали как загадочную культуру Атлантиды, так и совсем неизвестную цивилизацию морских обитателей. Сама идея тайного сосуществования двух разнородных культур, одна из которых покорила сушу, а другая освоила океан, была весьма притягательной и казалась достойной упоминания. Позже к ней обращались и другие известные фантасты — Конан Дойль в «Маракотовой бездне» и, конечно же, Григорий Адамов в своей «Тайне двух океанов». При содействии таких вот энтузиастов в фантастику пришел особый жанр приключенческой прозы — прозы подводной романтики. Его вершиной, безусловно, является знаменитый фильм Камерона «Бездна». Аллюзии с рассказом Уэллса в нем выглядят вполне уместно.
-----------------
РЕЗЮМЕ: сказ про то, как обычный пилот батискафа стал богом для обитателей подводного мира. Одна из первых фантазий на тему покорения океанских глубин.
Joul Harristar, 20 февраля 2020 г.
Всё никак не нахожу в своей душе отклик на произведения мэтра Уэллса. Ни «Машина времени» не пошла, ни «Война миров». И «Бездна» тоже кажется устаревшей, пресной и чересчур наивной.
Обычно морские рассказы манят меня сильнее, чем космические. В них ощущается реальные, «всамделишные» угроза и суровость. А здесь — нет.
Отдаю должное смелости фантазии автора (особенно для того времени, когда писался рассказ) и его влиянию на жанр фантастики, а также надеюсь на своё дальнейшее понимание его. А пока впечатления максимально средние.
Rovdyr, 3 октября 2016 г.
Рассказ, практически лишенный претензии на «научность», что в моих глазах только усиливает его достоинство. Уэллс просто свободно — и при этом естественно, органично, без малейших признаков натужности — фантазирует, избавляя себя от необходимости все дотошно и «рационально» объяснять (например, главный герой–рассказчик говорит, что даже не пытался объяснить, каким образом могли издавать голосовые звуки подводные существа, не обладающие легкими). «В бездне» полюбился мне еще в детстве, а уже во взрослом возрасте в моем сознании к этому рассказу почему-то очень прочно «приклеилось» определение «психоделический».
god54, 7 августа 2015 г.
Написано так давно, а читается так словно это совершенно новое слово в фантастике. Увлекает все: идея о подводном шаре, неведомых разумных существах на дне мирового океана, перипетии погружения, текст... Читается на одном дыхании и совсем забываешь, что современная наука...
Блофельд, 14 августа 2013 г.
Подводные люди — это интересно. Судя по всему, они находятся на том же уровне развития, на котором мы находились в древности.
Книжный червь, 9 мая 2011 г.
По идее перекликается с написанной позже «Маракотовой бездной» Конан Дойля, несмотря на то, что внешних отличий очень много. Атмосфера и сюжетная линия очень характерны для Уэллса, жаль только, что это короткий рассказ, в котором автор не успел особо разгуляться и развить свою задумку до исчерпывающих размеров. А концовка вообще для него характерна: мне уже начинает казататься, что это был излюбленный ход автора.
Wahnsinn, 31 августа 2008 г.
по моему скромному мнению, история немного наивна, но это её ни сколько не портит, напротив, придаёт ещё большего очарования. её можно назвать романтичной:) возможно, такое впечатление создаёт недосказанность. давольно большая недосказанность, позволяющая читателям самим предполагать ход развития событий или пофантазировать на тему жизни подводных обитателей. мне такие авторсике уловки сильно по душе
Уэллс, как ему и свойственно, во время повествования вновь подкрепляет фантастические изобретения и явления научными доказательствами. молодец, что и говорить. голословным вымыслам не место в научной фантастике!
в целом, чтение доставило большое удовольствие:)
ozor, 1 марта 2009 г.
Читал в свое время в детстве, еще до всех последовавших затем фильмов. Был потрясен и взволнован, более того, впоследствии увлекся подводной тематикой.
belial, 20 февраля 2009 г.
один из самых моих любимых рассказов. всегда было интересно знать,что творится в глубинах океана:smile:
kapelyushka, 16 декабря 2007 г.
Еще раз убеждаюсь, что Г.Уэллс стал неиссякаемым источником для современных, и не очень, фильмов. Его острота ума просто поражает! Но, к сожалению, этот рассказ меня не восхитил так, как «История Элвешема», как-то уж слишком сухо написано, не красочно, как мне показалось характеры героев не достаточно раскрыты... Вобщем «В бездне», если он действительно был задействован при создании фильма «Бездна» с «крепким орешком»:wink: в главной роли, был отлично доработан, и фильм получился славный.
elent, 5 октября 2006 г.
Человек все равно рвется к власти и неважно где это происходит : на вершине горы, новой планете, пустыни или океанской глубине. Власть и все тут!