Эдгар Аллан По отзывы

Все отзывы на произведения Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe)



  ОтзывыРейтинг отзыва 

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Всего отзывов: 1301

  Страницы:  1  2  3  4  5 [6] 7  8  9 10 . . . 23 24 25 26 27   (+10)»   (+21)»»

«Тайна Мари Роже»
–  [ 7 ]  +

2480, 14 августа 2010 г. в 13:02

Главное, ради чего стоит читать рассказ-безукоризненные логические конструкции Дюпена, при помоощи которых он раскрывает преступления. Чётко проведённые рассуждения могут стать пособием по изучению логики, а также в помощь юристам. К минусам можно отнести некоторую затянутость, а также непрорисованность главных героев.

Оценка : 8
«Колодец и маятник»
–  [ 7 ]  +

stewra darkness, 31 июля 2010 г. в 06:40

Первый раз прочитала в детстве, и осталось ужасное впечатление. Рассказ явно не предназначен для детского ума. Неприятие рассказа осталось на долгие годы. Просто не принимала смоделированную автором ситуацию-ожидание смерти, а еще сколько себя помню, всегда пыталась поставить на место героев. На месте героя По оказалось, мягко говоря, очень неуютно.

На днях сын прочитал рассказ (он в том же возрасте,что была я, когда читала). Прочитал потихоньку. А потом долго убеждал, что мое восприятие рассказа ошибочно. Перечитав , поняла,что он прав. Опираясь на эмоции, я просто не увидела главного. Рассказ По довольно жизнеутверждающий. Именно ужас смерти, мучительной и медленной, полная безнадежность, которые испытывает герой, должны быть прочувствованы читателем. Только после этого появляется понимание особой ценности жизни. В реальности такое понимание приходит обычно после переживания критической или экстремальной ситуации. По сумел эту ситуацию смоделировать и передать одними только вербальными средствами.

Думаю, что именно благодаря детским впечатлениям от «Колодца и маятника» любую, даже самую жесткую литературу (и кино) воспринимаю без особых проблем, свойственных особенно чувствительным натурам. Однако, остаюсь при своем мнении: читать рассказ надо с осторожностью. Хотя современные дети не воспринимают его так резко: привыкли, наверно, к ужасам действительности, а «Колодец и маятник» все-таки всего лишь рассказ.

Оценка : 8
«Убийство на улице Морг»
–  [ 7 ]  +

2480, 16 мая 2010 г. в 19:54

Эдгар По всё-таки был чрезвычайно разноплановым писателем. Детективы, ужасы, ироничные рассказы, все они читаются одинаково приятно и увлекательно. Здесь удивляют личностные качества Дюпена, которого нельзя сбить с мысли, навести на ложный след. Если такие люди и существуют, то их крайне мало.

Вообще, начиная с этого рассказа (по хронологии) можно проследить эволюцию детективов: от интеллектуальных Дюпена и Холмса до современных детективов, хоть и увлекательных, но неинтеллектуальных (не все, современные детективы, конечно, подпадают под это, но видимо, большинство).

Оценка : 9
«Надувательство как точная наука»
–  [ 7 ]  +

2480, 12 мая 2010 г. в 18:01

В этом рассказе мы видим совершенно другого Эдгара По-не создателя ужасов, а ироничного человека, который расклассифицировал на типы все аферы. ПРи этом он ещё и даёт прекрасное описание мошенников каждого типа.

Оценка : 9
«Колодец и маятник»
–  [ 7 ]  +

2480, 10 апреля 2010 г. в 15:42

Понять многие события (в том числе и пытки инквизиции) бывает невозможно, когда просто читаешь сухие общие слова о них. Казалось бы, сочувсвуешь, но не сопереживаешь. Чтобы их прочувствовать, надо прочитать их описание участниками. Через этот рассказ можно реально почувствовать мысли и чувства приговорённого, которому происходящее кажется чем-то безысходным и безумным. Если не знать, кто автор этого рассказа и не знать, когда он жил, то создаётся ощущение, что он присутствовал при описываемых событиях, а потом передал их на бумаге.

Оценка : 10
«Чёрный кот»
–  [ 7 ]  +

ii00429935, 25 ноября 2009 г. в 15:55

Снова По исследует психологию маньяка. Вместе с рассказом «Сердце — обличитель» «Черный кот» составляет в своем роде дилогию. В обоих случаях есть похожие сюжетные повороты, повествование ведется от первого лица, тем не менее герои совершенно отвратительны и мерзки. Рассказчик «Черного кота» пытается объяснить свой образ жизни пьянством, но перед нами явный «сдвиг по фазе». «Сердце-обличитель» написано более эмоционально, «Черный кот» чуть более неожиданный с точки зрения сюжета. Можно усмотреть в этих рассказах мистику, но, на мой взгляд, все «сверхъестественное» здесь порождено фантазией психически больных людей.

Оценка : 8
«Король Чума»
–  [ 7 ]  +

ii00429935, 18 ноября 2009 г. в 15:51

Рассказ на стыке жанров, и достаточно страшный, и в то же время ироничный. Когда его прочитал, вспомнились сразу два произведения русской классики. «Пир во время чумы» Пушкина — само собой, это на поверхности лежит. А еще «Вий» Гоголя. Там в финале бурсаки обсуждают, отчего погиб их приятель Хома Брут. Оттого что испугался — таков их вывод. Ну а в рассказе По английские матросы, «подогретые» алкоголем, потусторонним силам оказываются не по зубам. Впрочем, это лишь одно возможное толкование прекрасного рассказа, наверное, каждый здесь может найти что-то свое.

Оценка : 8
«Береника»
–  [ 7 ]  +

sham, 15 ноября 2009 г. в 12:01

Рассказ надо было назвать «Зубы». Так было бы интереснее. Повествование напомнило лазарет для душевнобольных. На семи страничном повествоании — два больных — это много. причем экзотично больных: одна впадает в кому, и ее не отличить от умершей, другой страдает мономанией, то есть увлекшись чем-то теряет над собой контроль. И вот один увлекся зубами, а вторая уснула... Эх... славная страшилка наверно была в те времена...

Оценка : 8
«Рукопись, найденная в бутылке»
–  [ 7 ]  +

sham, 11 ноября 2009 г. в 08:35

Рассказ не впечатлил совершенно... Начало интересное, но чем дальше, тем становилось все слабее понятно, куда всё ведется. Похоже, что герой умер и попал на корабль-призрак... но опять же непонятно, почему его не видели матросы... В общем прочитал и пожал плечами... не захватило...

Оценка : 6
«Бон-Бон»
–  [ 7 ]  +

sham, 09 ноября 2009 г. в 08:58

Рассказ не понравился совершенно по всем параметрам. Слишком долгое вступление,у в котором нам рассказывается о мистере Боне и его увлечениях кухонным делом и философией. отдельного упоминания заслуживает огромное количество непереведенных французских слов со сносками (по десятку на странице), от чего читать совсем невозможно. Ну и в общем сам сюжет диалога с чертом о продаже души, тоже не вдохновил совршенно. В общем рассказ — один из первых и чувствуется, что автор пока слабоват...

Оценка : 4
«Колодец и маятник»
–  [ 7 ]  +

Robin Pack, 09 октября 2009 г. в 22:54

Забавно спустя почти два века понимать, какое в те времена впечатление производил этот рассказ. Нам искушенным читателям XXI века, видно, насколько По наплевал на достоверность в жертву своей фантазии и впечатлению:

— злобная-страшная инквизиция, которую Эдгар явно подсмотрел у других писателей и вставил как штамп.

— её действие в XIX веке.

— ТАЙНАЯ (sic!) казнь с особыми сложностями (а ведь еретиков для того и казнили публично, чтобы неповадно было)

— наконец, невероятное спасение в конце. Из которого, кстати, следует, что инквизиторы нашли время мучить бедолагу в те минуты, как город штурмует армия Наполеона, население эвакуируется а их собственные дома грабят мародеры.

Технически выполнить все казни, выпавшие на героя, тоже едва ли представляется возможным. Вы можете себе представить железную сжимающуюся башню, которую при этом еще и поджигают снаружи? Вопиющий антиреализм.

А ведь, черт возьми, захватывает. Умом понимаешь, что бред бредом, а душа в пятки уходит. Так и надо писать ужасы: на время забывать о реальности и дать волю своим снам и фантазиям. В этом плане, попытка привязать действие к конкретному времени и месту — неудачная идея. Так же, как и спасти героя — но это уж «тараканы» литературы XIX в., которая была «обязана» иметь личность рассказчика.

Оценка : 9
«Mellonta Tauta»
–  [ 7 ]  +

kouzdra, 03 мая 2009 г. в 23:59

Одна из поразительных черт Эдгара По — его способность изобретать жанровые стандарты, которые сейчас воспринимаются, как сами собой разумеющиеся, но до него не существовали. В данном случае По написал вполне классическую антиутопию, смешную и очень злую — первые приходящие в голову ассоциации — «Дивный новый мир» Хаксли и «Бразилия» — крайне богатое материально авторитарное общество «истинно просвещенного века, когда отдельная личность ничего не значит».

Рассказ походя пародирует «наукообразные» исторические суждения в стиле напоминающем лучшие рассказы Станислава Лема и «ночную вазу с цветочным бордюром» Бестера, и переполнен черным юмором. Перечисление ассоциаций можно продолжать до бесконечности — все эти приемы с тех пор растиражированы в огромном количестве вариантов. Отчего, вероятно, и не кажутся другим рецензентам оригинальными. Но привести примеры их использования в более раннее время будет, думаю, довольно затруднительно.

Оценка : 10
«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»
–  [ 7 ]  +

swgold, 27 сентября 2008 г. в 23:35

Обожаю подобные вещи. Им несть числа — начиная с Сирано де Бержерака (там просто фонтан из способов достижения Луны) и заканчивая «Деревянными космолетами» Боба Шоу. Воздушный шар как будто гипнотизирует воображение и уводит его туда — в горние выси, где тишина и шелест оболочки. Поэтому мой любимый Том Сойер — это «Том Сойер за границей», любимый Уэллс — это «Война в воздухе», а любимый Булычев — это «Поселок». А вот реальные воздушные шары я совсем не люблю. Этот рев горелки, вонь, наглая реклама на боку... Нет. Лучше открыть Эдгара По и снова вознестись туда на крыльях его воображения.

Оценка : 9
«Месмерическое откровение»
–  [ 7 ]  +

Yazewa, 24 марта 2008 г. в 22:14

      По сути, в форме рассказа По написал нечто вроде своеобразного философского трактата. Наверное, он представляет интерес с точки зрения воззрений того времени, как бы «пропущенных» через восприятие автора. Но меня эти размышления не заинтересовали.

Оценка : 6
«Чёрный кот»
–  [ 7 ]  +

Kalkin, 20 октября 2007 г. в 15:06

Рассказ вызвал у меня двойственные ощущения. На эмоциональном уровне рассказ вызывает отторжение (как только вспомнишь, что описывается в рассказе, так сразу становится не по себе). А вот по форме, как это часто бывает у По, рассказ просто великолепен. Он выдержан в черно-красных тонах, силен своими описаниями и создаваемой атмосферой — атмосферой страха и одержимости, темного безумия и жестокости.

Главный герой — не просто слабый духом мерзавец, он выродок, одержимый, человек только по форме.

Рассказ запоминается, но эти воспоминания не из приятных, при всем моем уважении к таланту Эдгара По.

Оценка : 8
«Герцог де л'Омлет»
–  [ 7 ]  +

Ruddy, 10 февраля 2007 г. в 20:04

Сумбурное и непонятное творение... Вроде бы ад, вроде бы — наказание, но что такого герцог сделал в конце концов, чтобы облегчить себе судьбу? Непонятно...

Оценка : 5
«Падение дома Ашеров»
–  [ 7 ]  +

Artrides, 17 февраля 2006 г. в 15:06

Главное, и то, что удавалось Эдгару По лучше всего — это атмосфера. Атмосфера suspense, атмосфера постоянного и непрекращающегося давления на героев каждого из его произведений, и, как следствие — на читателя. Можно не помнить деталей каждого из его рассказов, но как только упоминается имя его автора — ты сразу понимаешь, что получить не просто сюжет, но и некое ощущение, которое еще долго тебя не оставит. И пусть это ощущение не из самых приятных, но оно доносится автором до читателя с максимальной точностью.

«Падение...» — одно из лучших доказательств «атмосферности» творчества писателя.

Оценка : 10
«Золотой жук»
–  [ 6 ]  +

Нэнбала, 31 июля 2024 г. в 23:20

Взяла сборник рассказов Эдгара По с твердой уверенностью, что большинство из них, включая «Золотого жука», читаю в первый раз. Твердо верила, что до этого момента я с рассказом знакома не была, всю его первую половину. Но когда дело дошло до объяснения способа, которым был найден пиратский клад, оказалось, что в моей памяти хранятся и все указания пути к сокровищу, и даже способ дешифровки криптограммы (с такими подробностями, что, когда в университете на занятиях по лингвистике спросили, какая самая часто используемая буква в английском языке, сходу ответила «e», не имея ни малейшего понятия, откуда я это знаю). Очевидно, что когда-то в детстве «Золотого жука» я уже читала – но, кроме разгадки дороги к кладу, в воспоминаниях не осталось ничего, и причина, я полагаю, в том, что именно ради этой задачки и ее решения рассказ и был написан. Весь же сюжет вокруг «карты сокровищ» больше нужен был По для антуража, чтобы рассказ имел полноценную структуру с завязкой, кульминацией, развязкой, и увлекал читателя настолько, чтобы тот дочитал до длинного объяснения решения загадки с жуком. Сюжет неплох, он и правда интригующий, и персонажи весьма яркие, как и диалоги (что у По совсем не в каждом произведении бывает) – но все равно остается ощущение, что сюжет здесь не главное; потому, наверное, он и не так запоминается. Я, кстати, была уверена, что эпизод с черепом, который видно строго с определенного места определенной скалы – это путь к пиратскому кладу из «Острова сокровищ», который читала когда-то давно, примерно в одно время с отдельными рассказами По. Пришлось перечитать отрывки и из Стивенсона. В целом, неудивительно, что в моем сознании два сюжета сплелись в один: в «Острове сокровищ» на месте и высокое дерево как ориентир, и скелет в качестве компаса. Но там загадка значительно менее заковыристая – Флинт свои богатства спрятал куда хуже Кидда. И, в целом, у Стивенсона внимание сосредоточено на другом – «Золотой жук» же представляет из себя очищенный от всего лишнего поиск клада путем логических построений, без пиратской романтики, кораблей и перестрелок. Так что, если вдруг у Стивенсона и других авторов приключенческих романов вас больше всего цепляли сцены разгадывания шифров – «Золотой жук» это для вас.

Оценка : 9
«Маяк»
–  [ 6 ]  +

Groucho Marx, 24 мая 2024 г. в 10:47

В коротком, на полстраницы, фрагменте сказано очень много.

Одинокий маяк в изоляции от мира.

Писатель, желающий поработать в одиночестве, но почти сразу начинающий скучать. Что-то там с ним было, его не хотели брать на работу на маяке.

Огромный верный пёс Нептун.

Странное затишье на море.

Странное эхо внутри башни маяка.

Маяк построен на меловой скале (мягкий камень) и заглублён внутрь скалы даже ниже уровня моря. То есть, это, собственно, и не маяк вовсе, а какая-то башня, используемая в роли маяка.

Очень концентрированно подана информация. Если бы это был текст ХХ века, можно было бы предположить, что именно Нептун окажется опасным для повествователя. Но сам По, кажется, хорошо относился к собакам и вряд ли стал превращать верного друга в опасность, подобную Куджо Стивена Кинга. А вот эхо и заглублённая внутрь скалы башня, это уже предчувствие каких-то лабиринтов под фундаментом маяка.

Очень лафкрафтианский по духу фрагмент... Жаль, что только фрагмент. Чем-то напоминает «Дом в порубежье» Ходжсона. Вернее, это Ходжсон напоминает По.

Оценка : 9
«Падение дома Ашеров»
–  [ 6 ]  +

Julia Light, 21 мая 2024 г. в 21:38

Лично меня больше всего удивил конец расссказа...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот это поворот!

Оценка : 10
«Убийство на улице Морг»
–  [ 6 ]  +

stenny, 27 апреля 2023 г. в 06:34

Отличный пример чисто умозрительного расследования.

По стилю, языку и обилию фактографических подробностей напоминает рассказы Теофиля Готье.

Еще одного умственного интеллектуала-француза. Впрочем, время было такое, что даже Рембо писал стихи употребляя множество «умных» словечек, характерных именно для той эпохи.

Основной посыл рассказа — противопоставление обыденного, шаблонного метода рассуждений и ассоциативного, интуитивно озаряемого метода в сочетании с банальной наблюдательностью.

Зачем автор приводит описание случая с Шантильи?

Здесь описан ассоциативный метод «расследования».

Рассказчика толкнул зеленщик с корзиной, прямо на кучу камней, приготовленных для ремонта мостовой. Человек идет, уткнув нос в булыжники под ногами. Затем под ногами появляется гладкая деревянная мостовая, которая имеет название «стереотомия». На слух очень похоже на «стерео» и «атомы». Эпикур разработал учение о том, что вселенная состоит из атомов, и недавняя статья в парижской газете подтвердила некоторые его утверждения о космогонии.

Так как друзья чрезвычайно эрудированны и любят Ночь, а значит и ночное небо, то при мысли о космосе рассказчик поднял голову вверх, где в данный момент времени (сезон года, широта-долгота и т.д.) в небе виднелся Орион.

Орин раньше звался Урионом, поменялась первая буква. И как раз буквально вчера выражение «поменялась первая буква» было приведено в стаье о низкорослом актере Шантильи. Тут спутник Дюпена улыбается и выпрямляется во весь рост.

Таким образом, если в шахматах, шашках и повседневной работе сыщиков типа Видока чаще всего идет в ход анализ, статистика и информаторские донесения, т.е. грубый расчет. Здесь есть 4 фигуры, которые ходят вот так, здесь надо искать мотив, выгодополучателей, либо любовь-ненависть-зависть и проч.

Собственно, по большей части работа следователей и типичных полицейских сводится к тому, чтобы узнать, не появились ли гастролеры в городе, кто прогорел, кто собирал «на дело» специалистов-взломщиков сейфов, всплыли ли украденные вещи — рутинные, шаблонные действия.

При карточной игре в вист или покер есть такое понятие как блеф, психология игроков, психология игры и всякие физиогномика, наблюдательность и интуиция. то, что уважает Огюст Дюпен.

И весь рассказ основан на точных, но умозрительных расчетах. Орангутанги с Борнео, он же Калимантан больше по размеру, около 1,5 метров в высоту. В 19 веке средний рост людей был около 165-170см для мужчин и 1,5м для женщин.,

Цвет шерсти калимантанских орангутангов буровато-рыжий, похож немного на волосы европейца.

Орангутанги одни из наиболее способных к обучению обезьян, что доказывается стремление «побрить себя» животным. однако дикое животное, хотя и частично прирученное за несколько месяцев плавания через Индийский океан, может помимо Борнео плавали еще куда-то дальше и только потом вернулись в Париж ( а это и сейчас может занимать минимум месяц) было напугано/ приучено бояться человека, особенно с хлыстом.

Жертвы ради большей интриги накануне забрали 2 мешочка золотых, 4 тыс. франков, но не были ограблены. До 2-х часов ночи разбирали бумаги, при этом могли выпить, закусить, почитать газету, расчесать волосы. На работу утром им не надо, так что можно не спать до скольки угодно. Вон, матрос возвратился в 2-2 -30 ночи с гулянки. Аристократы могут веселиться до 5-6 утра, а жертвам надо было сверить свои долговые и прочие финансовые расписки/записи с полученной суммой, вдруг их обманули?

Орангутанг видит освещенное окно, а Дробышевский утверждает, что животные часто более сообразительнее людей в методах и способах обхода препятствий и ловушек, и пытается закончить «бритье», раз уж ему не дали и у него есть бритва.

При этом точно рассчитано расстояние между громоотводом, который как в фильме 1986 года может иметь вид металлической трубы с крепежными элементами, которыми он крепится к стене дома. 5 футов (средних) — это 1м 50 см, а с откинутыми ставнями с поперечными рейками — всего 60 см. Размах рук орангутангов гораздо больше длины их туловища. Да и матрос тоже мог дотянуться до ставня, главное, чтобы тот держался крепко.

Надо заметить, что в это время отмечался интерес ко всяким путешествиям, заметкам путешественников, к заморским животным и древним и экзотическим артефактам. (Египет, Индия, Бирманский Ангкор), так что спрос на животных, оружие, ковры, вазы династии Мин был высоким. поэтому матрос и поймал орангутанга.

Кстати, в 8-9 часов или еще раньше укладывались в Средние века и то, бедные крестьяне. в 19 веке уже были газовые фонари, да и керосиновые и масляные лампы никто не отменял, камины в богатых домах, так что сидеть можно было и до 2, и до 5 , и хоть ночь напролет, что собственно и делали ночные гуляки Дюпен с рассказчиком, шлялись всю ночь по улицам.

Кстати, тот же Дробышевский говорил, что маньяки встречаются и среди животных, и что некоторые обезьяны могут быть достаточно агрессивными.

Таким образом, «интрига» рассказа не в мотив-возможность-выгода-улики, а в знании фактов по самому широкому кругу вопросов, эрудированности, начитанности, наблюдательности и способности «ассоциативно» или нестандартно мыслить.

Полицейские, в отличие от Дюпена, искали шаблонные следы (мотив, следы, выгода и проч.), а надо было обратить внимание на необычность преступления и исходить из отличий от шаблонного подхода.

Поэтому метод Дюпена хорош только для чрезвычайно редких, почти исключительных случаев преступлений.

Ведь не всегда матросы теряют засаленную ленту для волос, или носят эту самую ленту, завязанную морским узлом.

Впрочем, Дюпен, как наблюдатель и снайпер мог автоматически замечать разные детали, как кто завязывает узлы, ленты, какие фасоны предпочитает просто видя всякий рабочий и матросский люд, в порту, во время поездок к морю и т.д.

И он момент с ленточкой считал не сильно привязанным к делу, но возможно указующей деталью.

Этот рассказ показателен наличием предполагаемого знания как у действующих персонажей, так и у читателей, которые между делом могут ссылаться на Леконта де Лилля или созвездие такое-то, либо на латинскую или греческую цитату.

Сейчас большей частью от нынешних читателей такого уровня не требуется.

ПС. Еще Джейн Остен описывала, что «новые аристократы» вставали не раньше 12-13, ужинали в 21 час, и веселились на балах до 3-5 утра. а она писала в конце 1700 — начале 1800 годов!

цитата:   1794—1816 годы — период написания прославивших её произведений. В силу стечения обстоятельств почти все романы подолгу «отлёживались» и медленно дорабатывались. «Нортенгерское аббатство» было написано в 1794 году, принято к изданию, но не напечатано; роман был опубликован посмертно. Роман «Гордость и предубеждение» первоначально носил название «Первые впечатления» и был написан в 1796—1797 годах, однако отвергнут издателем и впоследствии дорабатывался; в частности, он был заметно сокращен. Роман «Чувство и чувствительность» был написан в 1797—1798 годах, но его корректуру автору удалось выдержать лишь в 1811 году.

Оценка : 8
«Свидание»
–  [ 6 ]  +

Iricia, 31 декабря 2021 г. в 10:49

Интересная история, но на мой взгляд перегруженная деталями, как перегружены всяким добром покои главного героя. Нравится идея свидания, которое оказывается договоренностью вместе отправится в загробный мир, хотя сами персонажи особо сопереживания или сочувствия не вызывают — вероятно, из-за эпизода с младенцем. Беспомощный ребенок, который едва не утонул, как-то больше внимания привлекает, чем двое тоскующих друг по другу взрослых, которым нет до него дела.

Оценка : 4
«Украденное письмо»
–  [ 6 ]  +

artem-sailer, 15 октября 2021 г. в 22:13

Добираются вот так наконец руки до старых произведений, которые в своё время прошли как-то мимо и которые уже давно хотел прочитать, и совершенно внезапно открываешь для себя первоисточник привычных литературных и житейских архетипов, мотивов, ставших классическими, мотивов, о происхождении которых как-то даже и не задумывался.

В данном случае речь идёт не только о знакомой с детства троицей «гениальный сыщик, его верный товарищ и летописец, глуповатый полицейский инспектор». Но и о простой житейской истине «если хочешь что-то надёжно спрятать, положи это на самое видное место». Как оказалось, изобретение это принадлежит тонкому знатоку человеческой психики Эдгару Аллану По.

Великолепный рассказ, пожалуй, самый совершенный и гладкий из трилогии о приключениях Огюста Дюпена.

Оценка : 9
«Литературная жизнь Какваса Тама, эсквайра»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 13 декабря 2020 г. в 22:37

Как я уже писал ранее в своих комментариях, Эдгар По — большой любитель шуток и мистификаций. Читая его произведения, пытаешься угадать, что это будет: очередной готический «ужастик» или пародийный по своей сути юмор? Такова природа человека: если он не испугается, то будет хохотать до упаду.

В этой новелле автор решил высмеять тех современных поэтов, какие пишут великомудрую чушь в глянцевые журналы, не заботясь о ее сути и рифме. Для меня в этом смысле характерным является один из эпизодов советского мульт-сериала про Незнайку, где тот пытается выучиться на поэта. Но единственный шедевр, на какой он оказывается способен, чем-то напоминает творение эдгаровского Оподельдока:

«Я поэт, зовусь Незнайка. / От меня вам балалайка!»

Просто и со вкусом! Почему балалайка? А просто для рифмы! В поэзии, ведь, главное — звучание, а не смысл. Белый стих, конечно, не в счет. Если хотите убедиться в том, что современная поэзия мертва — послушайте т.н. «русских рэперов». Тогда и поймете, что стишки Незнайки выглядят настоящими шедеврами рядом с их «творчеством». Недаром за рубежом за подобные достижения стали вручать особую премию — «Золотую малину». Думаю, у нас в России на нее гораздо больше претендентов, чем на всём загнивающем Западе. По большому счету, всякие там «Кинотавры» и «Голоса» как раз такими «малинами» и являются. Просто их номинанты в силу своей природной тупости об этом не догадываются. Может, хоть классики помогут им понять это.

--------------

ИТОГ: своеобразный фельетон от мистера По, высмеивающий тех «поэтов», кто имеют понятие о рифме, но ничего не слышали о Шекспире, Гомере и Данте. Бьюсь об заклад, что многие из россиян считают, что Шекспир тоже рифмы не знал — в «Гамлете», ведь, ее нет! А вы КАК считаете?

Оценка : 7
«Рукопись, найденная в бутылке»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 30 ноября 2020 г. в 22:26

Каждый человек — по своей сути романтик, явный либо тайный. Поэтому нас манят далекие края и необычные приключения. Явные романтики срываются с насиженных мест и отправляются утолять свою страсть за семь морей. Но их не устраивают солнечные курорты с песчаными пляжами — они покоряют неприступные вершины, ныряют на дно морское и пытаются найти свою Атлантиду в одной из природных стихий. Они всегда в поиске и часто добиваются желаемого. Во времена СССР имена таких людей были хорошо известны всем образованным людям. Отчасти благодаря телевизионной программе «Клуб путешественников», отчасти — благодаря книжной серии «Необыкновенные путешествия», выпускавшейся издательством «Физкультура и спорт». Фритьоф Нансен, Руал Амундсен, Тур Хейердал, Яцек Палкевич, Юрий Сенкевич, Гарун Тазиев, Жак-Ив Кусто, Тим Северин, Карло Маури и Дмитрий Шпаро — что ни имя, то история! Сейчас многие из них позабыты, а современный обыватель считает таких людей непонятными чудаками.

Тайные романтики никогда не отправлялись в путешествие дальше своей дачи, но в мыслях им удавалось подняться куда выше Луны и планет! Они описывали свои удивительные похождения, поражая наше воображение потрясающими видами иных миров и происходящих в них событий. И помогали стать романтиками всем остальным. Именно таковы все писатели-фантасты. Их миры зачастую невозможны и нереальны, но разве это имеет значение? Значение имеет лишь дух поиска и открытий, стремление первым увидеть и описать то, что никто и никогда еще не видел. Благодаря этим рыцарям пера и чернил, я сам когда-то давно увлекся романтикой невозможных путешествий. Так получилось, что долгое время для меня авторитетными здесь было три имени — Жюль Верн, Герберт Уэллс и Иван Ефремов. А в 1974 году я отыскал в районной библиотеке сборник новелл неизвестного мне Эдгара Алана По. И прочел его за один день — настолько стиль автора был необычен и, одновременно, правдив! Фантастика мистера По маскируется под обычность и обыденность, поэтому многие воспринимают ее как мистику, наваждение и даже откровенный бред...

Взять хотя бы «Рукопись...». Традиционное для автора начало: герой повествования попадает в необычную ситуацию и пытается донести до нас основную суть происшедшего, используя давний морской способ сообщения — бутылочную почту. В самом рассказе настолько много реальности, что он поначалу кажется документальным изложением обычного морского путешествия. Но вот налетает шквал — и граница «невозможного» как-то незаметно оказывается пересеченной! Впрочем, автор не торопится сразу выливать на голову читателя ушат холодной воды — он делает это постепенно и осторожно, дабы каждый смог лично ощутить всю прелесть и весь ужас ситуации, не подозревая о ее фантастичности. Разве можно удивить моряка волнами и ветрами? Но автор умудряется и здесь найти ту зацепку, которая увлекает в чтение и видавшего виды моряка. Его волны настолько высоки, что больше напоминают водяные горы, а углубления между ними похожи на бездонные пропасти. Чувство необычного становится настолько острым, что ты совсем не удивляешься третьему акту этой мистерии — появлению огромного и таинственного корабля-странника. Ему не страшны шторма и водяные пропасти — он рожден ходить по морю неизведанного. Его экипаж — не от мира сего (в прямом и переносном смыслах). Все моряки необычайно стары и говорят на непонятном языке. Они одержимы одной целью — достичь Южного полюса, а на остальное им попросту наплевать. Включая и нашего рассказчика, который волею случая оказывается среди них. Они довольно долго плывут на юг, чтобы обнаружить там ту самую кульминацию мысли и образа, ради которой автор и затеял всю эту мистификацию. Напряжение нарастает и скоро становится настолько нестерпимым, что у читателя начинает реально сосать под «ложечкой». А когда становится совсем невтерпеж, рассказ вдруг обрывается...

«На самом интересном месте!» — сказал бы известный мультперсонаж, попугай Кеша. Зачем же так поступать?.. Да очень просто! Тайна и загадка будоражат наше сознание, пока остаются таковыми. Если мы получим все ответы на вопросы, кончится вся романтика и больше нечего будет хотеть. Исчезнет стимул. А автор этого не хочет. Поэтому в его рассказах всегда останется место для недосказанности. И это, в общем-то, здорово!

-----------

ИТОГ: увлекательное повествование о невероятном плавании к Южному полюсу. Антарктида, кстати, еще не была открыта, и потому рассуждения автора о форме этого самого полюса — чистая фантастика. К сожалению, Лазарев с Беллингсгаузеном развеяли всю романтику без следа. Может, для нас было бы лучше, если б она так и осталась таинственной Terra incognita?

Оценка : 9
«Метценгерштейн»
–  [ 6 ]  +

Darth_Veter, 28 ноября 2020 г. в 23:45

Типичный готический рассказ мистера По. Сценарий тут верстается по одному лекалу. Свершается некое событие, которое нельзя объяснить строгой наукой и стандартной логикой, а автор косвенно или явно намекает на его «потусторонность». Во всем остальном рассказ выглядит правдоподобным и даже документальным. Надо сказать, что документальностью своих новелл американский писатель умышленно запутывал своего читателя, ибо тот привык доверять прессе. Мистер По этим часто и пользовался — вспомним его Большое Лунное Надувательство, которое вызвало переполох даже среди ученых.

Но в данном рассказе автор ставит вопрос о возмездии за дурные поступки. Два дворянских рода находятся в состоянии «холодной войны». Берлифитцинги стараются не тратить время на бессмысленные скандалы и не преступают границ дозволенного. Барон Метценгерштейн, напротив, всячески стремится утвердиться засчет ближнего своего и потому совершает целый ряд вызывающих поступков, за которые приобретает славу развратного Калигулы. Когда загораются конюшни Берлифитцингов, все единодушно приписывают данное злодеяние молодому барону.

И вот тут мистер По вставляет свою «потусторонность»: во время пожара на гобелене, изображающем битву непримиримых соседей, под одним из убитых Берлифитцингов «оживает» огромный конь. И в этот же самый момент слуги сообщают барону, что старый Уильям фон Берлифитцинг погибает, спасая из огня своих любимцев. Читатель тут же «делает стойку»: он уверен, что душа покойного старого барона вселилась в образ коня, который должен свершить божие правосудие над злодеем. На это якобы намекает и эпиграф: «При жизни был для тебя чумой — умирая, буду твоей смертью».

Однако, не всё так просто. Мне кажется, что истинная подоплека произошедших далее событий лежит куда глубже...

Во-первых, Бог не одобряет в людях чувства мести, предпочитая внушать им «непротивление злу насилия». Возмездие, говорит он, свершится во время Страшного Суда, который состоится сразу после Конца Света. Пожар в конюшне, конечно, бедствие, но не такое масштабное.

Во-вторых, конь на гобелене принадлежал «какому-то сарацину», и потому старик Берлифитцинг не мог вселиться в его тело, т.к. тот ему НЕ ПРИНАДЛЕЖАЛ. Мстить должны близкие люди или любимые вещи и животные. Ни того, ни другого тут не было.

Зато этот самый сарацин с гобелена приходился Берлифитцингам далеким предком, поэтому и конь его имел полное право мстить за убиенного потомка. Итак, у нас всего два объяснения.

Первое. Конь сарацина мстит молодому барону от себя лично, ибо все остальные наследники уже закончились. То ли конь был волшебным, то ли в него вселился дух убитого Метценгерштейнами сарацина. Последнее более вероятно, на мой взгляд.

Второе. Хорошо известно, что христианская церковь считала всех сарацинов «слугами Сатаны», ибо они исповедовали совсем другую веру. Поэтому не исключен вариант, что за последнего из своих верных слуг Сатана решил отомстить лично. Это подтверждает «адский пламень», вспыхнувший во дворце барона без всякой причины и угасший после его исчезновения. По своим проявлениям он сильно напоминает «врата в Ад», которыми священники пугали своих прихожан. Эта версия кажется мне более логичной, ибо никто так не грешил в округе, как юный Метценгерштейн. И тем самым обеспечил себе путевку в Преисподнюю.

---------

ИТОГ: готическая притча о зле и возмездии за зло. Мораль его проста и очевидна — не делай зла другим, и зло не вернется к тебе сторицей. Особо интересная ситуация выходит, если считать, что древнее зло отомстило барону за его свершенное зло. Знать бы, что думал по этому поводу сам автор...

Оценка : 8
«Золотой жук»
–  [ 6 ]  +

Cerber66608, 16 марта 2020 г. в 13:51

Сейчас читаю сборник рассказов Эдгара Аллана По и на 20-ом рассказе, наконец, поставил высший балл. Пока творчеством автора скорее разочарован, но «Золотой жук» вселяет определенную надежду. Он не похож на остальные рассказы По, у него другая стилистика, более легкая для чтения, в нем много диалогов, практически отсутствуют многостраничные описания чувств и переживаний героя (порой жутко атмосферные), как в других произведениях автора, которые читать довольно утомительно, иногда даже атмосфера не спасает. В нем нет мистики или ужасов, зато есть интересная приключенческая и детективная история о поиске пиратских сокровищ. Эдгар Аллан По даже придумал специальный шифр для этого рассказа, правда весьма незатейливый, но все же меня он этим подкупил.

Оценка : 10
«Преждевременное погребение»
–  [ 6 ]  +

Paganist, 28 октября 2019 г. в 12:53

Любит По заигрывать со смертью. Вот и погребение заживо вошло в список тем, которых коснулся гений автора. Какой бы скользкой тема не была, она для тех времён была актуальна. Приведённые в рассказе случаи, когда ещё не умерший оказался похороненным — тому подтверждение. Думается, не случайно тафофобия (страх погребения заживо) — весьма распространена.

По обыгрывает тему в присущем ему стиле. И как обычно, концовка рассказа — то, ради чего, собственно, и стоит его читать. Нестандартно и даже комично. Отрадно, что финал истории оптимистичен и светел. Это выделяет «Преждевременное погребение» из ряда новелл, где фигурирует тема смерти.

Оценка : 9
«Преждевременное погребение»
–  [ 6 ]  +

Zlata.24, 28 мая 2019 г. в 10:28

В этом рассказе нет мистики, — обычная реальность без прикрас. Можно было бы счесть фантастическим (или более, чем преувеличенным) допущение автора о том, что «на много миллионов больше было других, не усопших навек», но и это представлено ночным кошмаром, которым очень часто тяготился герой рассказа в силу своей болезни.

Больше всего вызвали симпатию рассуждения автора о первичности событий и первоисточниках наших потаенных страхов. Вывод показался вполне закономерным и логичным: неизлечимая болезнь оказалась следствием, а не причиной внушенных самому себе страхов перед погребением заживо. Излечиться оказалось непросто, но под силу.

И если рассматривать смысл рассказа гораздо шире — о возможности преодоления своих страхов, мешающих полноценной жизни, — то ценность произведения увеличивается в разы.

Оценка : 8
«Чёрный кот»
–  [ 6 ]  +

Paganist, 10 декабря 2018 г. в 11:20

Когда уже перечитал многое из творчества По, думаешь, что автор уже вряд ли чем-то может удивить или поразить. Но По — чёртов гений! — умудряется раз за разом впечатлять.

«Чёрный кот» сложно отнести к лучшим рассказам автора. Тем не менее, он не похож на другие «страшилки», которые довелось читать у мистера По. Хотя его стиль узнаваем, сюжетные повороты вроде бы достаточно типичны, но средства для достижения цели повествования совершенно безумные. Да-да, именно безумные — другого слова не подберёшь.

Есть, конечно, сюжетные недочёты, но их перекрывает атмосфера. В этом По силён — в умении создавать атмосферу и нагнетать страсти. Ну и финалы у него бывают просто сумасшедшие. «Чёрный кот» — как раз такой рассказ. Старый «добрый» хоррор.

Оценка : 8
«Очки»
–  [ 6 ]  +

chuvaksurala, 31 июля 2018 г. в 13:25

Знаете, сколько я ни читаю По, постепенно понимаю, что его юмористические рассказы мне нравятся больше мистики и детективов. Нет, последние тоже прекрасны и являются вершиной стиля, но насмешить человека бывает порой сложнее,чем напугать. И более того, наверняка не каждый сможет уловить какие-то тонкости и нюансы, особенно в наш век, когда нас из всех утюгов пичкают сортирной пошлятиной, грубостью и неоправданным сарказмом. Юмор классиков сейчас воспринимается как оазис остроумия, вкуса и изящества.

Сюжет рассказа основывается на истории богатого молодого человека с известной фамилией, хорошего собой, но в упор отказывающегося носить очки, якобы те портят внешний вид. И это невинное тщеславие играет с парнем злую шутку, он попадает в нелепые и курьезные ситуации, которые не больше, не меньше, могут перевернуть всю его жизнь!

Практически каждый человек с близорукостью может рассказать нелепую историю о том, как его подводило зрение. И у меня такие есть. Так что читайте и смейтесь от души, и смейтесь над собой! Как говорится, имидж ничто.

Оценка : 10
«Дневник Джулиуса Родмена»
–  [ 6 ]  +

chuvaksurala, 12 июля 2018 г. в 15:24

Все-таки, По был большим эрудитом и умел писать совершенно разнообразные вещи! Как, например, эту совсем не свойственную для него повесть о путешествии по реке к Скалистым горам.

Подавляющая часть текста изобилует фактами о природе, геологии, растительности, животном мире и истории этих мест. Здесь-то и кроется разочарование. Уже через тридцать страниц восторженные описания разнообразной природы главным героем сливаются в одну сплошную кашу и различать один пейзаж от другого уже нет ни сил, ни желания. Кульминация наступает в той части, где на нескольких страницах описывается жизнь и повадки бобров. Само путешествие, предполагаемое как очень опасное мероприятие по неизведанным землям, кишащим дикими зверями и не менее дикими индейцами, оказывается практически приятной прогулкой по прериям. Путешественники чуть ли не каждый день добывают шкуры, едят отменную дичь, а индейцы оказываются не коварными разбойниками, а лучшими друзьями и помощниками.

В положительном ключе хочется все-таки отметить некоторых героев, на которых тут сделан акцент. У них есть какая-никакая история, привычки и мало-мальски прописанный характер. Также в повести есть место забавным, а иногда и опасным приключениям, но их совсем немного, так как основную часть текста занимают описания живописной природы.

Резюмируя, хочется сказать одно слово — скучно. На теме подобного путешествия можно было неплохо раскинуться в плане сюжета, вплести немного мистики в конце концов... Но повесть просто плывет и плывет по течению, как и ее главные герои. Думаю, хорошо даже, что По не удалось дописать «Дневник» и он обрывается на одной из динамичных (о чудо) сцен, продолжать чтение не было желания.

Оценка : 6
«На стенах Иерусалимских»
–  [ 6 ]  +

chuvaksurala, 21 июня 2018 г. в 16:36

Неплохая поучительная история, в некоторой степени даже анекдотичная. Вновь По вкладывает определенный смысл – не мни себя выше или умнее других, ведь можешь быть легко ими же и одурачен. Минус рассказа в нагромождении непонятных и незнакомых слов, в том числе еврейских имен и богов, через которые словно через тернии продираешься и спотыкаешься о них.

Оценка : 6
«Метценгерштейн»
–  [ 6 ]  +

chuvaksurala, 19 июня 2018 г. в 19:22

Неплохой образец готической прозы. Просто по канону: темный замок, фамильное проклятие, порочность и греховность, возмездие, смесь реального и иррационального.

В центре сюжета юный герцог, унаследовавший от родителей не только богатое имение и наследство, но и предание о том, что род его падет от соседнего враждующего семейства. Он и не подозревает о том, что погрязнув в бесчинствах и разврате, сам и навлечет на себя злой рок. В этом есть намек на притчу. Впрочем, притчу весьма мрачную. Образ «злого рока» получился очень ярким и впечатляющим. Лихой жеребец, сошедший со старинного гобелена, подчинивший себе герцога и уносящий на безумных скоростях своего раба, лишившегося остатков воли, в пучину бушующего пожара. Просто-таки адский всадник без головы!

Минимум диалогов, колоритное повествование, постепенное нагнетание атмосферы делает рассказ очень кинематографичным, в духе Тима Бертона.

Оценка : 9
«Низвержение в Мальстрем»
–  [ 6 ]  +

Paganist, 18 мая 2018 г. в 08:57

У По неплохо получаются произведения, где нет мистики, а есть какое-то приключение, связанное с природными стихиями. И неважно, есть ли фантастическая составляющая или нет. «Низвержение в Мальстрём» — одно из таких. Не шедевральный, но увлекательный рассказ, который ярко показывает беспомощность человека перед стихиями. Описания надвигающейся катастрофы и конца, нагнетание страстей — на уровне, этого у По не отнять. Поэтому рассказ получился не столько описательный, сколько эмоциональный. Тем не менее, при прочтении водоворот представлялся очень чётко, словно бы я пережил события, описанные в рассказе.

Оценка : 8
«Убийство на улице Морг»
–  [ 6 ]  +

Paganist, 09 мая 2018 г. в 16:10

Произведение считается одним из лучших у По. В чём же секрет его популярности?

1. Факт первенства. Начало детективного жанра в купе с демонстрацией основных характеристик, канонов «литературы о сыщиках».

2. Лёгкость изложения. В мистических творениях По стилистически часто изощряется, насыщает повествование вычурными конструкциями, которые порою кажутся самоцелью и отодвигают на задний фон сюжет. В «Убийстве на улице Морг» всё по делу, никаких излишеств.

3. Сюжет. Даже знатоку детективов в конце придётся удивиться — столь неожиданная развязка дела.

В целом — очень хорошо. Я вообще не любитель детективов, но рассказ доставил удовольствие.

Оценка : 8
«Вильям Вильсон»
–  [ 6 ]  +

Paganist, 10 марта 2018 г. в 19:18

Рассказ «Вильям Вильсон» не так прост, как может показаться. Двойник-противоположность в качестве альтер-эго — это уже интересно, вне зависимости от способа раскрытия темы. По верен себе и своему стилю: вычурный, местами уж слишком витиеватый, язык, постепенное погружение и резкая развязка. Но дело даже не в языке и структуре произведения. Дело в идее. А она также глубока, как и символична.

Фактически это исповедь гуляки и повесы, утратившего шанс на спасение грешной души. Местами двойник героя представляется реальным человеком, местами — плодом воображения главного героя. А терзания героя напоминают акт самокопания, борьбу светлого и тёмного начал внутри, а не внешнее противостояние с настоящим, живым персонажем.

Показалось, что рассказ несколько созвучен с «Портретом Дориана Грея», и с некоторыми положениями психоанализа. Иными словами, есть над чем подумать. Не шедевр, нет. Но весьма сильный рассказ. Один из лучших у По.

Оценка : 8
«Падение дома Ашеров»
–  [ 6 ]  +

glupec, 23 декабря 2017 г. в 07:25

    Любое истолкование этого рассказа будет и правильным, и неправильным. То ли леди Мэдилейн на самом деле вампир (и в тексте, пожалуй, найдется множество подтверждений -- как прямых, так и косвенных). То ли у Ашера с сестрой была греховная связь (и тогда тем более все понятно). То ли древний замок символизирует разум, а болезнь его владетеля -- это темная сторона человеческого сознания, пресловутые «хтонические» ужасы, идущие еще от первобытной эпохи... Короче, что ни придумай -- любая трактовка имеет право на существование. Хотя вряд ли Эдгар По намекал на что-то конкретное -- тайна падения Дома (и безумных поступков самого Ашера) не может быть «поверена алгеброй», потому что тогда это будет уже не глубокая символистская притча, а скучный и одномерный ужастик.

    Но, раз до сих пор придумываются бредовые теории о «смысле» этой бессмысленной визионерской фантазии -- так попробую и я. Не сочтите за посягательство на святое: ИМХО, все ИМХО. Куда уж мне до лавров старины Эдгара... просто досужие мысли вслух.

Для меня сей рассказ органично выглядит в связке с «Вильямом Вильсоном» (вспомните: Ашер заболел только когда увидел, что больна его сестра. Монтрезор, повстречав леди Мэдилейн в первый раз, был потрясен ее небывалым сходством с Родериком).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Двойник, доппельгангер, воплощающий самые мерзкие и отвратительные свойства оригинала. Злое альтер-эго, если угодно... И вот гг пытается свою темную сторону побороть. Но понятно, что это приведет лишь к уничтожению СЕБЯ...

Дальше можно долго рассуждать на тему иррациональной тяги к самоубийству. Придумывать и ему многочисленные объяснения вроде «это все от сплина и ничегонеделания». Или наоборот: «мы приходим в этот мир лишь д\того, чтобы умереть. Ашер, видимо, подспудно это чувствовал -- вот и...»


     Как говорила героиня другого рассказа По:

« ...образ, весь кровавый,

       Меж мимами ползет.

За сцену тянутся суставы,

       Он движется вперед,

Все дальше, — дальше, — пожирая

       Играющих, и вот

Театр рыдает, созерцая

       В крови ужасный рот.

И ангелы, бледны и прямы,

       Кричат, плащ скинув свой,

Что «Человек» — названье драмы,

       Что «Червь» — ее герой!»

    -- мой любимый перевод -- Брюсова, и ТОЛЬКО Брюсова. Да, Вольпин перевела (формально) точнее -- но вместе с тем и суше. Бескровнее...

    Короче, спекулировать можно долго и много. Но я предпочту лишь саркастически ухмыльнуться -- как сделал это под занавес рассказа сам Эдгар. Есть некоторые вещи -- о них лучше не говорить. И делать вид, что иронически к ним относишься... а то ведь будет слишком СТРАШНО.

Оценка : 9
«Чёрный кот»
–  [ 6 ]  +

Dimova, 04 октября 2016 г. в 23:02

Рассказ потрясает! Всё таки произведения Эдгара Алана По умеют погружать читателя в особую мрачную атмосферу. Полностью проникнувшись описанным, испытываешь неимоверный испуг, во время душераздирающего вопля кота, мурашки по коже. Неизгладимое впечатление.

Оценка : 8
«Тень. Парабола»
–  [ 6 ]  +

Oreon, 22 июля 2016 г. в 09:32

И снова излюбленные темы автора, снова смерть, чума и пир во время оной. Заканчиваю читать томик По, но сколько раз это уже было на его страницах в тех или иных декорациях, аж начинает уже поднадоедать. Подустал я уже от автора и немного разочаровался. А здесь, так вообще не рассказ — а короткая зарисовка, одна сцена изображенная на картине, по сути без начала и конца, одна из многих в городе пораженном страшной эпидемией. Но зачем здесь скрижали и кто их читает, что стало с друзьями, чем закончился пир, что стало с автором текста и почему он именно высек резцом этот текст, не нашел более легкого способа записать, тоже не смог выйти из той комнаты, времени на резьбу по камню хватило, а выйти нет?

Оценка : 6
«Повесть крутых гор»
–  [ 6 ]  +

KatrinBelous, 06 февраля 2016 г. в 12:12

Итак, мистер Бедлоу однажды отправившись после завтрака на прогулку с собакой в холмы, находит скрытый вход в таинственное ущелье. Решив исследовать ранее не хоженные тропы, он отважно пробирается по устью ущелья. Но вдруг на землю опускается сильный туман. Это не пугает мужчину, ведь в конце бабьего или иначе «индейского» лета такая аномалия не редкость. Но внезапно туман расступается и перед изумленным взором мистера Бедлоу предстает восточный город, стоящий у подножия реки и в тени огромной горы. Далее с главным героем происходят странные и необъяснимые события.

Мне этот рассказ показался очень интересным, так как затрагивает три мистических вопроса, которые занимали меня в детстве (да и сейчас тоже) больше всего:

1. Таинственные города, проступающие из внезапно возникающего плотного тумана (все ведь помнят историю об английской армии, бесследно исчезнувшей в таком вот тумане?);

2. Можно ли спуститься в такой город и поучаствовать в его жизни?

3. Если тебя убьют в таком месте, умрешь ли ты в реальности?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Концовка рассказа оказалась для меня неожиданностью. Я так поняла, что скорее всего мистер Бедлоу когда-то уже оказывался в этом ущелье и поэтому в него вселился дух, убитого в том самом восточном городе английского офицера Олдеба. После этого внешность мистера Бедлоу поразительным образом изменилась и он стал страдать психическими припадками. И вот судьба снова привела его в те же холмы, и он снова пережил смерть. Только свою ли или духа Олдеба? Возможно именно поэтому он через пару дней умер? Ведь бывает же, что в тело вселяется другой дух... И кстати каким образом тут задействован месмеризм? Мне это не совсем ясно.

В общем, много в этом рассказе непонятного и требующего долгих размышлений:)

Оценка : 8
«Колодец и маятник»
–  [ 6 ]  +

KatrinBelous, 02 февраля 2016 г. в 22:08

Хотите узнать о любимых пытках инквизиторов? Тогда вам сюда!

«Я видел шевелящиеся губы судей над черными мантиями. Они казались мне мертвенно-белыми, и неестественно тонкими. Так сжали их неумолимая жестокость, непреклонная решимость и презрение к человеческому горю.» (с)

В этом рассказе По переносит читателя в Толедо в судебный зал инквизиторского дворца. Главный герой, обвиненный в ереси, осужден не на милосердное аутодафе (публичное сожжение на костре), а на мучительные нравственные пытки. А уж в пытках-то отцы-инквизиторы всегда были изощренными! Что они придумали для обвиненного рассказывать не буду, читайте лучше сами. А кто смотрел фильм «Ворон», тот сразу поймет почему рассказ называется «Колодец и маятник». Слава Богу, что конец героя истории не такой кровавый, как в фильме. Мне уже хватило это увидеть один раз, до сих пор не могу забыть:(

Оценка : 8
«Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»
–  [ 6 ]  +

KatrinBelous, 22 января 2016 г. в 00:12

Если рассматривать это произведение с научной точки зрения, то оно безвозвратно устарело. По крайней мере мне как человеку, увлекающемуся астрономией, было скорее смешно, чем интересно читать рассуждения Ганса Пфааля о том, что атмосфера Земли «резиновая» и тянется до самой Луны, до которой можно добраться на воздушном шаре! Собственно даже тот же роман Жюль Верна «5 недель на воздушном шаре» полностью разрушает теории главного героя По. Там подробно рассказывается о воздушных слоях и разжиженности воздуха в верхней атмосфере.

Если же посмотреть на это произведение с другой точки зрения, то я бы тоже не отказалась сесть на такой «волшебный» воздушный шар и сбежать хоть на пару дней на Луну, но только пусть она будет необитаема, не надо мне общения с никакими лунными человечками!:)

Хочу отдельно отметить «Примечание» в конце повести. Хорошо, что автор указал, что это выдумка с попыткой создания научной модели такого путешествия будь оно возможно. А то вдруг кто-то решился бы повторить?:) Особенно улыбнули в перечисленных По схожих рассказах в качестве летательных аппаратов лебедей, метлы и орлов! Правда боюсь на орлах эти горе-путешественники все же улетели не на Луну, а в Средиземье:)

П.С. Оказывается кредиторы в то время были настоящими двигателями прогресса! Вот до чего заставили додуматься беднягу Пфааля!:)

Оценка : 7
«Золотой жук»
–  [ 6 ]  +

puma444, 23 сентября 2015 г. в 18:11

Ай да По, ай да красавец! Читаю и диву даюсь)

Многогранности автора нет предела. Уникальный в своем роде детектив. Незаурядный. Простой и интересный. Нету никаких затянутых расследований по поводу преступлений, как это в большинстве случаев бывает в детективных повестях, нет нудных диалогов. Зато есть интрига, есть сюжет, есть загадка и разгадка. И все это на природе. А не в городской суете. Действительно читать приключенческий детектив очень интересно. Хотя назвать его детективом не совсем верно. Скорее квестом)

Впрочем, у каждого свой взгляд.

Всем приятного чтения.

Оценка : 7
«Повесть о приключениях Артура Гордона Пима»
–  [ 6 ]  +

VovaZ, 23 июля 2015 г. в 14:13

Эдгар По многогранен, и трудно постижим.

Я привык к По, как к автору загадочно мистических рассказов, иногда забавных, но чаще мрачных, этакому вдохновителю Говарда Лавкрафта.

И тут, роман «Повесть...» Конгломерат стилей и идей современников и последователей.

Тут мы встечаем и пиратскую романтику Стивенсона, трюмные приключения «Морского Волчонка» Майн Рида, и религиозное поклонение перед морем Мелвилла, и всё это на фоне Эдгара По.

Сюжет построен почти совершенно без мистики. Скорее автор позволяет себе немного научной фантастики, описывая фауну и этнографию неизвестного архипелага, в полярных антарктических водах.

Наиболее интересным мне показался образ главного героя романа. Мгновенная переход от бессильного отчаяния, к мужественному сопротивлению. В начале сцены герой ужасается произошедшему кровопролитию, и уже к её концу может восхищаться красотами моря и природы. Не с себя ли Эдгар По писал Артура Гордона Пима?

Всё, связанное с морским делом, описано с подробными деталями, а ведь По вроде бы не плавал, тем более не управлял кораблями.

Чем дальше события, тем более проявляется, и выходит на свободу удивительная фантазия автора. По мере приближени к финалу, всё более проглядывает истинный, хорошо известный нам Эдгар По. И вот, замаячила впереди тень «Рукописи найденной в бутылке», но... нет. Автор оставляет нас в неведении, давая богатый материал для фантазии читателям, а будущим авторам поле для попытки написать продолжение.

Оценка : 8
«Рукопись, найденная в бутылке»
–  [ 6 ]  +

spartanec300, 07 июня 2015 г. в 11:46

Рассказ, к-й оставляет много вопросов, но тем не менее написан как всегда очень талантливо! На самом деле, каждый прочитавший додумывает сам, что случилось с ГГ, что это за таинственный корабль куда он попал после кораблекрушения, куда они плывут и какую цель преследуют, может быть это корабль-призрак, а может сам ГГ уже давно призрак?? Эдгар По славится тем, что свои рассказы он заканчивает, не сказав последнего слова, но тем не менее, я считаю это отличным литературным прием, т.к. автор предоставляет читателю самому решить и додумать чем все закончилось!

Оценка : 9
«Разговор с мумией»
–  [ 6 ]  +

BroonCard, 19 мая 2015 г. в 10:59

Я не перестану удивляться гению, которым обладал Аллан Эдгар По. Воистину — это мастер Всех жанров.

«Разговор с мумией» является непременной сатирой, высококлассным комедийным повествованием играющим на абсурде и искренней достоверности: здесь профессионализм автора, касательно серьёзности подачи, гложит чувства читателя до самого конца таким образом, что ты не может перестать верить во всю достоверность происходящего, притом, с нисходящей с уст улыбкой, на закромах сознания отдавая отчёт о невозможности описанного. Да, из-под пера писателя легендарных рукописей, прячущих в себе пугающую, жуткую натуру текста, столь позитивный текст для меня оказался истинным открытием — не ожидал, никак не ожидал. И тем не менее был приятно поражён, удивлён да, что не странно, прилично развеселён под конец прочтения.

В общем, хочу посоветовать данный рассказ всем людям, кто ищет примечательного повествования, не лишённого посыла, юмора, да любит «покопаться» в аллегориях и самостоятельно раскрыть смысл их подачи: в «Разговор с мумией» всевозможных сопоставлений и отсылок очень много, что не только заставляет посмеяться, но и подумать, при этом в очередной раз показывая Эдгара По, как человека неимоверных познаний... Ну, последнее я от себя добавил: не могу перестать восхищаться этим деятелем давно минувших времён, чьи тексты и по сей час смотрятся свежо и оригинально.

Оценка : 8
«Золотой жук»
–  [ 6 ]  +

Тринити, 08 апреля 2015 г. в 20:30

Отличный рассказ! По стилю эдакий литературный симбиоз Конан Дойла и Стивенсона, выдержанный в лучших традициях классического детектива. Тут и пиратство, и кладоискательство, и дедуктивный метод.

Главный герой от своего лица повествует о своем давнишнем приятеле, чудаковатом, но весьма занимательном человеке, который в силу обстоятельств, а скорее даже по своему складу характера, поселился в хижине на отдаленном острове со своим слугой-помощником. В один из приездов героя к своему другу, последний поделился впечатлениями от необычной находки диковинного золотого жука…

И тут начинается самое интересное – закручивается интрига. Читатель незаметно втягивается в цепочку зависимостей и закономерностей, о которых он еще не догадывается, но сердцем (или другим каким местом) точно чувствует. Я, например, сразу поняла, что тут как у Чехова — «каждое ружье в конце должно обязательно выстрелить». Поэтому старалась быть внимательной ко всем мелочам и подробностям, потому что ничего лишнего быть не должно. Но такой логической последовательности ни коим образом даже и ожидать не могла. А после появления и расшифровки криптограммы, вообще, по своему обыкновению (а аналитическая работа обязывает к этому), потянулась за листиком и ручкой. Ну, нужно же все перепроверить, пересчитать! ))) Но вовремя себя остановила. Я же просто читаю, а значит отдыхаю и получаю удовольствие. А вот автор уж точно потрудился для того чтобы зашифровать, пусть и не очень сложную (по его же словам), но увлекательную головоломку. Тут уже я не столько криптограмму имею в виду, а сам сюжет рассказа...

Общее впечатление – приятное. Могу рекомендовать не только как внеклассное чтение «для среднего школьного возраста». Для взрослых тоже вполне подойдет.

Оценка : 9
«Низвержение в Мальстрем»
–  [ 6 ]  +

Yargaro, 15 марта 2015 г. в 21:32

Одно из последних произведений По, прочитанных мною. Только прочитав название рассказа, в уме сразу же возникли воспоминания о другой книге совсем другого автора, написанной тридцатью годами позже. Эти два произведения, кроме своей популярности среди читателей, связывает одно весьма занятное природное явление. Мальстрим. Огромный водоворот у северо-западных берегов Норвегии, вызываемый приливами и отливами, которые взаимодействуют с рельефным дном и непростой береговой линией того участка. Эдгар По описывает это закономерное природное явление как проклятие моряков, как огромнейшую воронку засасывающую в себя буквально все. Другой писатель, с творчеством которого я знаком — это Жюль Верн, в своем романе «20000 лье под водой», он также описывает этот водоворот, как гнев природы. В обоих произведениях изображаются сильные духом, отлично знающе свое морское ремесло, люди. Их прозорливость и находчивость в минуты отчаяния, когда нет надежды на спасение, спасают их от опасности.

Удивительные проявления природы всегда поражали человеческий ум своей таинственностью и неясностью. Это хороший сюжет для произведения и мастерское описание превращает эту невероятность в еще более красочное и поражающее произведение искусства. Эффект от этого, только позитивный.

Конечно, множество других писателей так же описывали Мальстрим, делая его вдохновением для своих книг.

Оценка : 8
«Разговор с мумией»
–  [ 6 ]  +

Alive666, 25 сентября 2014 г. в 15:07

Я только-только начал знакомится с творчеством Эдгара По и могу сказать, что это безусловно самый веселый из прочитанных мною рассказов. Очень понравилось сатирическое, насмешливое отношение автора к существовавшему тогда жизненному укладу в Америке, насмешка над напыщенностью и себялюбием во все времена присущим этой нации.

«Разговор с мумией» это некая противоположность рассказу «Mellonta Tauta» — здесь взгляд на современность и современников со стороны прошлого, а там со стороны будущего. Но, если на чистоту, то «Mellonta Tauta» я даже не смог дочитать, все-таки попытки заглянуть в будущее у автора сейчас выглядят ну... смешно и нелепо что-ли, зато «Мумия» порадовал меня. Очень. Не ожидал от писателя, зарекомендовавшего себя, как одного из родоначальников жанра «хоррор», такого потешного повествования, хотя после путешествия некоего Пфаааааля (опять же еле осилил), пожалуй, удивляться больше не буду!

Особенно порадовала фраза мумии Бестолковео, посвященная прогрессу: «...а что до прогресса, то от него одно время просто житья не было, но потом он как-то рассосался.»

Ну, и концовка тоже веселая! :)

Оценка : 9

  Страницы:  1  2  3  4  5 [6] 7  8  9 10 . . . 23 24 25 26 27   (+10)»   (+21)»»



⇑ Наверх